Анкета правила поведения в общественных местах. Поведение в общественных местах

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ребенком, который ведет себя неправильно. Его поступки могут вызывать разную степень неприятия, однако всем сразу становится понятно, иногда интуитивно, что ребенком нарушаются устои, принятые в обществе.

Особенности

Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.

За тяжелые правонарушения отвечают родители и другие законные представители. Кроме этого, следствием любого проступка является общественное порицание. Учащийся, не соблюдающий те или иные нормы, не сможет наладить общение, полноценно жить и учиться, рискует стать изгоем.

Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:

  • они могут попросту не знать, как это нужно делать;
  • правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
  • дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.


Чтобы этого не возникало, важно следующее.

  • Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты.
  • Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения.
  • Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации. Важно научить ребенка основам самоанализа.

Если ребенок уже усвоил асоциальные действия, переучить его будет сложнее. Поэтому обучение должно начинаться с раннего детства. Это не значит, что на ребенка будут наложены ограничения. Просто такие меры помогут ребенку понимать поведение других людей и формировать свое мнение.


Культура поведения

Культура поведения обязывает вести себя в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Причем здесь можно говорить как об общечеловеческих нормах, так и принципах, присущих какому-то конкретному обществу. Нельзя различать культуру для высшего или среднего класса. Ценности у всех одинаковые, и они не зависят от статуса человека.

Установленные нормы этики должны быть общими для детей разных возрастных групп: как для младших школьников, так и для подростков. Правильные манеры могут быть даже у малыша, а вести себя хорошо надо не только в обществе, но и в семье.

Культура поведения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, таких как:

  • межличностные отношения внутри групп и между отдельными индивидами, а также между учащимися и учителями, родителями и другими членами общества;
  • этикет (и умение применять его в разных ситуациях);
  • грамотную устную и письменную речь (поскольку с помощью нее и осуществляются все коммуникации);
  • невербальные знаки (к ним можно отнести жесты, мимику и другие действия, которые дополняют речь и способствуют пониманию другими людьми);
  • отношение к окружающей среде (в том числе природе).



Не стоит недооценивать и своеобразную подготовку: перед тем как отправляться в любое общественное место, учащийся или его родители (если мы говорим о младшем школьнике) должны позаботиться о его внешнем виде, гигиене.

Опрятный и аккуратный внешний вид – тоже часть культуры ребенка, впрочем, как и его отношение к себе, организация учебы, дома, быта или досуга.

В целом, на культуру поведения школьника всегда влияют несколько факторов:

  • воспитание родителей;
  • влияние образовательных учреждений;
  • принадлежность к религиозной или этнической общности (менталитет);
  • пример окружающих.


Правила общения

Все нормы, регулирующие общение учащихся, можно разделить на несколько групп (в зависимости от места их применения).

В процессе обучения

Сюда можно отнести поведение в общеобразовательной, музыкальной, спортивной школах, секциях, кружках.

  • Общение между учащимися происходит на переменах, после уроков или в специально отведенное учителем время.
  • На перемене нельзя бегать по лестницам и играть в подвижные игры, в ходе которых могут пострадать окружающие.
  • Общение должно быть спокойным, без употребления ненормативной лексики.
  • Во время уроков нельзя переговариваться, шуметь, вставать с места без разрешения и отвлекать других учеников.
  • Приветствовать и обращаться к учителям нужно уважительно. В урочное время, прежде чем что-то сказать или спросить, нужно поднять руку.
  • На территории школы действуют правила, формирующие устав школы. Согласно ему, ребенок обязан подчиняться требованиям персонала.
  • Поскольку деятельность в школе подчинена жесткому расписанию, важно соблюдать пунктуальность, не опаздывать. В случае пропуска по уважительной причине, необходимо предупредить учителя.



На улице

Путь в школу или другое общественное место учащиеся преодолевают пешком, на общественном или личном транспорте; в сопровождении родителей или самостоятельно (если позволяет возраст). Несколько правил поведения в таких случаях:

  • находясь вне школьных стен, учащийся должен помнить, что любой поступок может отрицательно сказаться как на его репутации, так и на репутации учебного заведения;
  • общение со сверстниками и детьми младшего возраста должно быть доброжелательным, обязательно нужно поздороваться и попрощаться;
  • к людям старшего возраста следует относиться вежливо, предложить посильную помощь, уступить место в транспорте, придержать дверь;
  • нельзя отвлекать водителя в автобусе или родителей, когда они находятся за рулем;
  • все игры, мешающие прохожим или угрожающие чужой собственности, должны проходить на соответствующих детских и спортивных площадках;
  • учащийся должен быть проинструктирован родителями или учителями о том, как следует себя вести на тротуаре и проезжей части;
  • законодательно запрещено нахождение в общественных местах несовершеннолетних после десяти часов вечера без сопровождения взрослых;
  • в целях собственной безопасности, не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, садиться с ними в машину или соглашаться на просьбы отойти в другое место.


В других общественных местах

При посещении кино, театра, зоопарка, библиотеки, стадиона следует помнить следующее.

  • Перед тем как пойти на какое-либо мероприятие в новое место, необходимо тщательно изучить допустимые правила поведения. Например, в кино допустимо употребление еды и напитков во время показа, а в театре – нет. В зоопарке можно приобрести специальный корм для животных и даже погладить их, а в музее все прикосновения запрещены.
  • Все действия должны выполняться с тем расчетом, что они никому не мешают. В библиотеке, театре и кино (в равной степени) учащимся запрещено смеяться, разговаривать по телефону и любым другим способом доставлять неудобства остальным посетителям.
  • Если по этикету можно разговаривать, не стоит привлекать к себе внимание громким шумом (например, в кафе). С собеседником и обслуживающим персоналом следует общаться внимательно. Нельзя поворачиваться спиной, игнорировать приветствия и пренебрегать вежливыми словами (такими как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»).
  • Мальчиков с ранних лет нужно приучать помогать девочкам, пропускать их вперед. При входе в здание сначала проходят выходящие, потом – входящие.
  • В случае возникновения опасной ситуации следует незамедлительно обратиться в службу спасения или хотя бы сообщить взрослым.


Общепринятые принципы

Любой ребенок рано или поздно станет взрослым. Страшно представить, что будет происходить в обществе, если поведение людей будет хаотичным, ничем не ограниченным. Вот почему важно воспитывать в ребенке качества, предающиеся на протяжении нескольких поколений.

В основе любого воспитания лежат принципы ответственности за свои действия, гуманизма, доброты, дружбы, уважения. Усвоивший их учащийся способен принимать индивидуальные решения в соответствии с ситуацией и без противоречия нормам общественным.

Каждый день мы сталкиваемся с разными персонами. В транспорте, на работе, в магазине, по дороге домой мы встречаем много людей, спешащих по своим делам. Соблюдение правил поведения позволяет избежать нехороших ситуаций, свидетелями которых мы иногда бываем. Нередки случаи неприятных разговоров в транспорте или ссор в магазине. Воспитанный человек знает, как правильно себя вести и обязательно избежит таких ситуаций.

Зачем нужны правила?

С самого раннего детства ребятишкам говорят, как правильно себя вести. С первых дней взрослые должны помогать малышу становиться культурным человеком, уметь ладить с другими детьми в детском шагу и в школе. Вырастая, все должны помнить эти правила и выполнять их. Такие нормы существуют, чтобы помочь любому человеку избегать неловких случаев , которые не только портят настроение, но и надолго оставляют неприятное впечатление. От того, как индивидуум выходит из неприятной ситуации, зависит, насколько ему знакомо такое понятие, как этикет.

От правильности наших действий во многом зависит, как видят нас окружающие люди. Общество начинает оценивать человека и все его действия.

Правильное поведение поможет установить контакт с новыми знакомыми, достичь взаимопонимания, создать благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества.


Цель правил поведения – создать комфортную обстановку для каждого члена общества, не допуская грубости, хамства, неуважения к отдельным личностям. От каждого отдельного человека, от его умения правильно себя вести и выполнять общепринятые нормы, зависит, какое общество мы создаем.

Хотя нас с раннего детства учат правилам хорошего тона и умению вести себя культурно в общественном месте, судя по частым конфликтам, некоторые нормы этикета не учитываются отдельными личностями. Этика является своеобразным эталоном поведения, системой правил, принятых в обществе.

Самыми важными элементами в повседневной жизни должны стать: правило хороших манер, доброта к окружающим и особое внимание к ним.

Нормы поведения детей

Ребенок с рождения сталкивается с небольшим количеством людей – это родители и близкие, врачи, соседи. Попадая в детский сад, он чувствует себя неуверенно, если родители не сумели вовремя привить правила хорошего поведения, которые следует соблюдать в подобных учреждениях.

Каждый человек на новом месте чувствует себя неуверенно, а у ребенка такая ситуация и вовсе может вызвать стресс. Постепенно приучайте малыша к большому количеству людей, рассказывайте о правилах поведения. Объясните, какие поступки для детей недопустимы.

Подрастая, ребенок уже будет иметь в багаже определенные правила, знать их и стараться выполнять.


Мы часто на улице или в магазине наблюдаем, как безобразно начинает себя вести ребенок, устраивая истерики. Маленькие дети выпрашивают игрушки и сладости у родителей. Что касается подростков, они могут громко шуметь, ругаться, курить, вести себя неподобающе. Такое поведение должно быть недопустимо для несовершеннолетних.

Многие из них знают, что есть нормы, которых нужно придерживаться, но не все их выполняют. Подростки должны понимать, что за их несоблюдение могут наказать родителей. С 14лет они сами смогут отвечать за нарушение общественного спокойствия.

Культурные навыки должны стать основой жизни, ведь человеку с хорошим воспитанием проще налаживать отношения с окружающими на протяжении всей жизни



Существуют определенные правила, которых должны следует придерживаться:

  • Не рекомендуется громко кричать в общественном месте.
  • Нельзя выбрасывать мусор не в урны, плевать, ломать деревья и кусты.
  • Необходимо соблюдать правила дорожного движения, переходить дорогу в положенных метах.
  • Нельзя делать плохие поступки, следует предостеречь от них своих сверстников.
  • Дети не должны издеваться и дразнить других людей, а также оскорблять, портить имущество или одежду сверстников.
  • Нельзя обижать маленьких.
  • Необходимо уважать пожилых людей.


Судя по тому, что такие действия можно встретить достаточно часто, этих детей недостаточно учили, как правильно вести себя в общественном месте.


Взрослые обязаны обучить ребенка, как правильно действовать в местах , где находится много людей, чтобы не нарушать спокойствие. Необходимо дать понять малышу, что воспитанные люди не станут кричать и шуметь, бросать бумажки от конфет на пол, свистеть и плеваться.

Когда малыш попадает в новое место, он должен понимать, как правильно себя вести и чего делать нельзя. Например, расскажите ребенку, что в зоопарке нельзя дразнить животных, бросаться камнями, забираться на решетки, громко кричать и плеваться. Так, юный посетитель не только напугает животных, но и будет мешать тем, кто пришел в зоопарк, и подвергнет себя опасности.

Посещая цирк или кино, ребенок должен соблюдать правильные манеры. Объясните, почему во время спектакля не едят, в то время как в цирк приносят попкорн с напитками. Посещая музей, дети должны внимательно слушать, что рассказывает экскурсовод, а также не притрагиваться к выставленным экспонатам и витринам.

Особо следует обратить внимание детей на их поведение в транспорте. Объясните ребенку, что:

  • Первыми заходят женщины и пожилые люди, затем заходят дети.
  • Проходя по салону, локти должны быть прижаты, нельзя толкать ими пассажиров.
  • Нужно вовремя оплачивать проезд.
  • Громкая музыка мешает, поэтому ее делают тише или выключают.
  • Нельзя делать надписи на сидениях, портить имущество, выбрасывать мусор.
  • Нельзя шуметь, кричать, а также отвлекать водителя во время движения транспорта
  • Если ребенок не съел купленный хот-дог или пирожок, его следует положить в пакет и съесть после высадки из транспорта, иначе можно испачкать пассажиров. Пользуйтесь салфетками во время еды, ешьте аккуратно, не чавкайте.
  • Ребенок должен всегда иметь с собой носовой платок и пользоваться им по необходимости. Чихая или кашляя, нужно всегда закрывать рот, пользоваться салфетками или платком.
  • Также объясните ребенку, что необходимо следить за своим внешним видом и при выходе на улицу быть чисто и опрятно одетым, расчесанным.


С самого раннего детства детей начинают обучать вежливости. Для такого обучения лучше подойдет ваш ежедневный пример. Не забывайте дома произносить в семье вежливые слова, Когда родители или родственники постоянно употребляют слова «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «доброе утро», «спокойной ночи» и так далее, ребенок сам начинает их произносить и обучается первым правилам вежливости.

Не забудьте научить малыша важным правилам поведения:

  • Открывая двери, следует постучать.
  • Не перебивать разговор старших.
  • Не игнорировать, уходить или отворачиваться.


Ребенку необходимо привить культурное поведение за столом. Дети копируют своих родителей. Если в семье взрослые не всегда правильно ведут себя, то и юные домочадцы начинают повторять их действия. Приучайте ребенка, как нужно вести себя за столом и подскажите, что нельзя делать во время приема пищи.


Чтобы ребенку было понятнее (и для большего эффекта), повесьте над обеденным столом картинки с правилами, как нужно кушать, что нельзя делать. Так, в игровой форме будет проще обучить малыша важным правилам поведения и этикета за столом.

Ребенок твердо должен знать, что:

  • Перед едой обязательно моют руки с мылом.
  • Нужно уметь вытираться бумажными салфетками.
  • Нужно брать достаточное количество пищи.
  • Уметь правильно пользоваться приборами.
  • После еды всегда благодарить.


Вместе с тем, ребенку следует объяснить, чего не следует делать во время приема пищи:

  • Набивать полный рот еды, разговаривая при этом.
  • Выплевывать еду.
  • Баловаться, крутиться, отворачиваться, капризничать.

Ребенок должен знать, как аккуратно и правильно сидят за столом. Посадите его на удобный стул, чтобы он мог легко самостоятельно кушать, не выливая суп себе на одежду.


Особо хочется обратить внимание родителей на то, что следует приучать малыша не чавкать за столом , что иногда делают и взрослые. Начинайте воспитание ребенка с себя. Малыш смотрит, как его родители сами ведут себя в обществе. Если он видит, что они громко ругаются, плюют мимо урны, бросают бумажки и хамят в магазине, то вряд ли это достойный пример для подражания.

Подрастая, ваш ребенок попадает в компанию сверстников, которые будут оказывать на него определенное влияние. Покажите ему, что плохое поведение скверно смотрится со стороны, а также объясните, почему плохие поступки осуждают другие люди, и как это может повлиять на их будущее.


Установленный порядок для взрослых

Взрослые тоже должны придерживаться правил поведения не только на улице, но и в семье. От того, насколько взрослые умеют правильно вести себя в общественных местах, зависит очень многое. Используя правила культурного общения, можно установить новые контакты на рабочем месте и в быту.

На улице

Выходя из дома, мы сталкиваемся с большим количеством людей. На улице, в транспорте, магазинах взрослым следует вести себя так, чтобы не доставлять неудобства для окружающих и придерживаться определенных требований:

  • Заранее позаботьтесь о чистой и удобной одежде и обуви для выхода на прогулку. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.


  • Переходя через улицу, внимательно посмотрите по сторонам или проходите по сигналу светофора. Никогда не перебегайте перед машинами или в неустановленных местах. Также нельзя ходить по газону.
  • При движении не размахивайте руками, не стоит держать руки в карманах, не сутультесь, смотрите вперед, но не забывайте смотреть и под ноги. Если вы захотели перекусить, можно купить булку или пирожок, отойти в сторону и съесть еду. Не стоит жевать на ходу – это некрасиво. Кроме того, вы можете испачкать одежду себе и рядом идущим людям.
  • Не выбрасывайте мусор, салфетки и окурки на дорогу. Если рядом нет урны, временно положите мусор в карман. Для курящих людей существуют уголки, где они могут курить. В общественных местах курение запрещено.

Во время ходьбы не следует расталкивать людей, а также продвигаться, толкаясь локтями. Обходить и обгонять прохожих следует справа.


Если по тротуару идет несколько человек, существуют определенные правила:

  1. Не следует идти толпой по улице, мешая прохожим. Допускается 3 человека, идущих рядом.
  2. Если идут мужчина с женщиной, дама должна идти справа. Исключение составляют военные – им следует отдавать честь.
  3. Если идут двое мужчин с женщиной, дама идет посредине.
  4. Если идут две дамы и мужчина, рядом с ним идет женщина постарше, далее младше по возрасту.
  5. Если дамы одного возраста, кавалер идет между ними.


В транспорте

Поездка в общественном транспорте требует выполнения определенных правил:

  • Заходя в общественный транспорт, снимите громоздкие сумки и рюкзаки, чтобы не ударить других пассажиров.
  • Не следует занимать в транспорте более одного места, широко выставляя ноги.
  • Если вам задают вопрос, следует внимательно выслушать и ответить на него.
  • Не забывайте волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста» – будьте доброжелательны. Если случайно задели пассажира, следует сразу извиниться. Часто в транспорте можно наблюдать такие ситуации, когда кому-то наступили на ногу или толкнули. Очень неприятно, когда начинается скандал, а ведь достаточно было просто вежливо извиниться.
  • Если вы едите с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели, не мешали соседям, не кричали. Сделайте им тихонько замечание, а дома обсудите с ними этот вопрос.

Каждый уважающий себя человек должен знать правила поведения в общественных местах, чтобы не мешать окружающим и не создавать некомфортной психологической обстановки. Напомним эти правила поведения, столь необходимые в повседневной жизни. Сегодня мы подробно обсудим, как нужно вести себя в магазине, общественном транспорте, в такси и на улице.

Нужно ли говорить, что в общественных местах прежде всего необходимо вести себя тихо, не вызывая беспокойства окружающих людей, не позволяя себя громких, неуважительных и грубых высказываний в чей-либо адрес. Кроме того, непозволительными считаются резкие движения, грубые или неприличные жесты, гримасы.

Одним из общественных мест является магазин. Этичное поведение по отношению к другим людям начинается еще при входе в него. Прежде всего необходимо пропустить всех тех, кто выходит из магазина, а затем уже входить в него, если при этом одновременно с вами в магазин желают войти беременные женщины, пожилые люди, инвалиды, их следует пропустить вперед.

Непозволительно входить в магазин с предметами, способными испачкать других покупателей или прилавок, таким образом, вход в магазин с мороженым или зажженной сигаретой запрещен. Нельзя входить в магазин и с собаками. Если мужчина зашел в магазин в головном уборе, его можно не снимать, но если данный посетитель остановился поговорить с кем-либо из работников магазина, головной убор полагается снять.

В магазине, как и в любом другом общественном месте, следует вести себя вежливо, не устраивать публичных сцен, скандалов, бурных выяснений. Если вам не нравится товар и вы хотите его вернуть, нужно сказать об этом продавцу или менеджеру зала один на один, не привлекая внимания окружающих.

Если в магазине по этим или иным причинам возникла очередь, ее следует соблюдать, не пытаться пробраться к прилавку минуя ее, кроме того, если в очереди стоят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды, их следует пропустить вперед. Правила этикета в магазине предполагают, что за обслуживание следует благодарить продавца или консультанта.

Может быть, кто-то удивится, но существуют и правила поведения на улице. Как и во всех остальных общественных местах, этикет поведения на улице предполагает, что люди ведут себя спокойно, не создавая излишнего шума, не выкрикивая ругательств и нецензурной брани, то есть не причиняя беспокойства окружающим. Кроме того, существует правило, согласно которому стоит придерживаться правой стороны тротуара и не заслонять левую, чтобы пешеходы, идущие вам навстречу, могли беспрепятственно пройти по своей стороне. На узкой дороге принято мужчинам уступать дорогу женщинам, а также людям молодого возраста пожилым.

Неприлично петь на улице, громко смеяться, сморкаться на виду у других, тем более без платка, как это нередко можно заметить на улице, ковырять в носу, зевать не прикрывая рта. Если кто-то чихнул в вашем присутствии, сделайте вид, что вы этого не заметили.

Бросать мусор следует исключительно в специально предназначенные для этого урны, если таковых вы не видите, держите мусор при себе.

В случае, если вы кого-либо случайно толкнули, задели, наступили на ногу, необходимо извиниться, если же аналогичное действие было совершено в ваш адрес, услышав извинение, ответьте "не стоит беспокоиться", "ничего страшного" и т. д. Если вам нужно пройти сквозь скопление людей, попросите уступить вам дорогу, используя выражения "пожалуйста", "позвольте пройти", "с вашего разрешения" и т. д.

Этикет в общественном транспорте подразумевает то же не вызывающее беспокойства у окружающих поведение. При входе в тот или иной вид общественного транспорта следует пропустить выходящих из него, далее пропустить людей пожилого возраста, беременных женщин, людей с маленькими детьми. Войдя, проходите внутрь салона, чтобы не задерживать выходящих у дверей. Уступайте место беременным женщинам, пожилым людям, инвалидам, детям школьного возраста места не уступают, они, согласно правилам этикета, должны сами уступать место людям старшего возраста.

Не следует пользоваться общественным транспортом, если вы больны инфекционным заболеванием, например гриппом. Если в салоне общественного транспорта вы кашляете или чихаете, закрывайте рот и нос платком. Неприлично громко сморкаться.

В такси садитесь на заднее сиденье справа, если нужно показывать дорогу, лучше сесть на переднее сиденье.

В купе поезда следует поздороваться с остальными пассажирами и занять свое место. Если в купе едут люди пожилого возраста, можно предложить им поменяться местами, если ваше более удобное. Мужчины могут помогать женщинам расставлять тяжелый багаж. В купе также следует обговаривать кто когда просыпается, выходит, а также переодевается. Не забывайте заранее приготовиться к выходу из поезда.

Классный час

Тема: Правила поведения в общественных местах

Цели: Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения в

общественных местах.

Воспитывать уважение к окружающим людям;

Развивать у детей чувство такта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова».(добрые)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.

Тема классного часа «Правила поведения в общественных местах».

    Общественные места – это места большого скопления людей. Что мы называем общественным местом? (Общественное ме­ сто - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы
    отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

    Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транс­порт, школа, театр, кинотеатр).

В общественных местах бывает немало людей разного возраста.
Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем в
кинотеатре, магазине. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем,
у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное сло­во оставляет в душе след на целый день. Находясь в обществе, вам при­
ходится выполнять правила общения, правила вежливости. О которых мы только что говорили. - Какие правила вы знаете? (правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)

Молодцы! А сейчас мы узнаем новые правила. Для этого поиграем в загадки.

1. Эта загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека:

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Ребята, вы уже шесть месяцев школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе.

Игра «Знаешь ли ты правила».

Встаньте из - за парт.

Если вы согласны с данным правилом - поднимите руки вверх, а если не согласны – присядьте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись!

А теперь загадка про следующее общественное место.

2.(Библиотека)

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека) Сценка в библиотеке.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,(читает Софа)

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

Как себя нужно вести в библиотеке? Что такое читальный зал?(Слайд) 3.Следующее общественное место:

Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(Столовая)

Правила поведения в столовой.

Зачем мыть руки перед едой?

Можно в столовой чавкоть?

Почему нельзя разговаривать во время еды?

в столовой

1. Входить в столовую надо организованно, не крича и не толкаясь, соблюдая порядок.

2. Мой руки перед едой.

3. Во время еды не разговаривай и не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

4. После еды убирай за собой посуду.

5. Уходя, поблагодари тех, кто тебя накормил.

4.Театр

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Сценка

в театре, на концерте, в кинотеатре.

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время: в кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

3. Не сори, не бегай в фойе.

4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

5. спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться

6. разговаривай во время представления

5.T РАНСПОРТ

Что за чудо-синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

Давайте мы поиграем в игру « Правильно-неправильно».

в транспорте

1. входить в транспорт только после полной остановки транспорта;

2. держаться за поручни в салоне;

3. покупать билеты у водителя только на остановке;

4. уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. Выходить через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

6. расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

2. открывать двери транспорта во время его движения;

3. высовывать голову и руки из окон.

4. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

Мультфильм

Итог занятия

Наше занятие подходит к концу. В напутствие мне хотелось бы прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

О чём мы сегодня говорили? (О правилах поведения в общественных местах)

Рефлексия

Ребята, так будьте же всегда вежливыми и воспитанными!

Спасибо за внимание!

КОНКУРС ЗНАТОКОВ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

    Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?

    Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

    На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?

    Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?

    Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

    Кто первым заканчивает разговор?

    Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?

    Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

    Как правильно знакомиться?

    Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?

    Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?

    Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?

    Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).

Правильное и достойное поведение в обществе – это основной показатель вашего воспитания, образования и внутренней сущности. Глядя на ваше поведение, умение себя прилично, вежливо вести и правильно преподносить, у любого человека сложится о вас положительное впечатление. Но, к сожалению, многие не знают, что им делать на людях и часто теряются в беседах или еще хуже, начинают себя при этом вульгарно вести. Чтобы предотвратить такие ошибки в будущем, необходимо знать и придерживаться хотя бы основных правил этикета.

105 351385

Фотогалерея: Правильное поведение в обществе и в общественных местах

Первое, чему не мешало бы научиться, особеннорусскому человеку - это внимательно относиться к окружающим людям и считаться сих мнением, в противном случае вы поставите в неловкое положение всех, и впервую очередь себя. Если вы будете говорить все, что вам придет в голову – выпрослывете невоспитанным, дурным человеком и вас перестанутуважать. В обществе всегда следует держаться непринужденно, а для этого надоиметь хорошее общее развитие (чтобы иметь общее развитие, нужно побольшеобщаться, читать, посещать театры, смотреть познавательные фильмы и так далее).Оно поможет вам всегда оставаться на высоте в любой ситуации, например, найтиинтересную тему для разговора, поддержать беседу и правильно ответить на любыевопросы.

У многих людей есть привычка вспоминать чужиепромахи или злословить о тех, кто им по какой-то причине (часто причиной можетявляться обычная зависть) неприятен. И очень важно знать, что такие разговорыни в коем случае нельзя поддерживать, даже если обсуждаемый вам тоже ненравится. Любой ваш разговор и сплетни могут быть тут же переданы третьимилицами этому человеку, а порой даже в искаженном виде и в ином смысле. Нопросто перестать злословить из-за страха, что до обсуждаемого человека дойдутвсе слухи – мало. Важно понять и осознать, что сплетни – это низость. Ипостарайтесь не опускаться до такого уровня.

В любом обществе любят «легких» и веселых людей,поэтому, если вы любите пошутить, старайтесь это делать так, чтобы не задетьчье-то самолюбие и чувства (не высмеивайте толстых или худых людей, невысмеивайте имена, фамилии и прочее).

В разговоре никогда не перебивайте собеседника,сначала дайте ему закончить свою мысль, дослушайте его фразу до конца и толькопотом задавайте вопросы или что-то отвечайте. Но если случилось так, чтоперебили вас без веской причины, то не спешите кричать и дико реагировать,достойно и молча выслушайте критику и возражения, зная, что вы ведете беседу сневоспитанным человеком. Также при разговоре старайтесь не называтьприсутствующих безликими «он» или «она», называйте их по именам. В общениивсегда учитывайте возраст, положение, интересы, жизненные принципы и характерсобеседника. К любому человеку обязательно нужно относиться уважительно ивнимательно.

Вежливый человек никогда не забудет первымпоздороваться, сопроводить любую просьбу словами «пожалуйста», «будьте любезны»и пр., поблагодарить за оказанную услугу или извиниться за чье-то неудобство.

Культурному, воспитанному и образованному человекувсегда присуща тактичность (чувство меры) – это умение находить форму общения слюдьми, чувствовать их настроение и считаться с ними, учитывая особенности иххарактеров.

Умение вести себя не только в какой-то компании, нои в общественных местах – не менее важный показатель вашего уровня воспитания,развития и культуры.

Если вы решили сходить в театр, вы должны усвоитьнесколько основных правил этикета. Огромное значение играет внешний вид:женщинам рекомендуется надевать вечернее платье (мужчинам – фрак или смокинг),слишком откровенная или повседневная одежда в данном случае сыграет против вас(это признак дурного тона). Зимой рекомендуется приходить со сменной обувью. Сменнаяобувь сдается в гардероб вместе с верхней одеждой. Головные уборы снимаютсявсегда, а пышные прически и слишком ароматные духи – неуместны. Неуважительноопаздывать на представление. Первым в зал входит всегда мужчина, показываябилеты. Пробираться к своему месту следует лицом к сидящим вдоль ряда. Если выуже сидите, то встаньте и дайте дорогу соседу по ряду. В театре нельзя шумносебя вести и необходимо выключить все сотовые телефоны. Разговаривать, шуметь,шуршать, кушать во время спектакля ни в коем случае нельзя (для этогосуществует буфет и антракт). Проявлять восхищение (без свиста и топанья)принято в определенные моменты, обычно после окончания каждого акта (или вконце особо удачных сцен) и в конце всего спектакля.

Если вы гуляете по улице или идете куда-то по делам,соблюдайте правила движения пешеходов, ведь это не только признак вежливости,но и необходимость. По тротуару принято ходить по правой стороне, не толкаясь иуступая дорогу (если нет тротуара, то следует идти навстречу движению). Припереходе улицы, заметив пожилого человека или инвалида, предложите ему своюпомощь. Неприлично на улице громко сморкаться, чихать, ковырять в носу, зевать.Никогда не бросайте мусор на дорогу или тротуар, для этого существуютспециальные урны.

Прежде чем войти в аптеку или в магазин, сначалапропустите выходящих из него, особенно полезно знать это людям из нашей страны,так как это правило нарушается ежедневно. Если вы заметили, что рядом с ваминаходится пожилой человек, беременная женщина или инвалид, пропустите еговперед. Брать с собой животных не рекомендуется. С зажженной сигаретой илимороженым в магазин также не входят.

Если вы пользуетесь общественным транспортом, топостарайтесь выполнять следующие правила этикета. При входе в автобус (метро, троллейбус, трамвай и пр.) в первуюочередь дайте возможность выйти другим пассажирам. Нельзя задерживаться у двери(рекомендуется пройти в салон). Всегда нужно уступать место пожилым людям,беременным женщинам, молодым мамам и инвалидам. Признаком невоспитанности инескромности является также громкий разговор и смех в общественном транспорте.

Если вас пригласили в гости, не рекомендуетсяопаздывать. Если все же нет возможности прибыть вовремя, обязательнопредупредите об этом хозяев. Неприлично пристально рассматривать в квартиремебель и прочие атрибуты интерьера, а также задавать вопросы об их стоимости, впротивном случае, вы продемонстрируете свое невежество.