Бесславные ублюдки. Kane & Lynch: Dead Men. Обзор о моральных уродах Как Кейн познакомился с Линчем

Ещё одна игра, на которую я наткнулся, купив палёный пиратский диск в далёкие доинтернетные времена:). Тогда я ещё ничего не понимал в играх и меня к приобретению диска подтолкнула только красивая обложка, а не то. что игра разрабатывалась компанией IO Interactive - создателями великого Hitman, с которым мне лишь предстояло познакомиться.

Сплочённые общей проблемой

В сюжет нас втягивает вступительный ролик, где Кейн зачитывает своё письмо своей дочери Дженни. Из него становится известно, что он приговорён к смертной казни, которая состоится в этот же день. Но он не боится смерти, не раскаивается и жалеет лишь об одном - о том, что не познакомился с Дженни. Его садят в машину. Слева от него сидит Линч.
Уже в игре Линч говорит Кейну, чтоб он прикрыл голову. Через мгновение Линч со всей силы выбивает дверь фургона. Кейн контужен, но все же видит, как Линч достаёт его из машины, убивает полицейского и вкалывает ему адреналин. На улице уже во всю бушует перестрелка. Линч простреливает наручники Кейна и ведёт его за собой. Как становится известно, Кейна и Линча намеренно хотели выкрасть.
Короче, после всей этой кровавой бани Кейн и Линч садятся в машину с наёмниками и удирают с места событий. Затем им надевают мешки на голову...
Не буду описывать сюжет. Скажу только что он в игре есть, и он интересен. Я лично с удовольствием перепроходил игру несколько раз. В нём нет никаких уж особенностей, красивых фраз и т. д., влечёт непонимание, что происходит и почему, подсознательное желание выяснить что к чему.

Небольшой спойлер: по ходу прохождения Вам придётся иметь дело с семьёй Ретомото. IO Interactive была основана в 1998 г. группой разработчиков Reto-Moto, сформированной из бывших сотрудников компаний Lemon и Zyrinx.


Братья по оружию

Геймплей игры тоже средненький, но "съедобный".
В режиме кампании Вы играете Кейном. В его арсенале по ходу продвижения вперёд по сюжету будут появлятся самые различные виды огнестрельного оружия: MP5, M16A1, AK сотой серии, M249, РПГ-7, SG552, P228 и много-много другого, включая снайперские и обычные автоматические винтовки, гранатомёты ударного действия, дробовики и револьверы. К разнообразию пушек придраться сложно. Также есть осколочные гранаты, дымовые и со слезоточивым газом (их можно откидывать). В некоторых миссиях будет возможность пострелять из стационарного пулемёта (пули не тратятся, но перегрев есть). Кстати, немного странно реализована такая важная штука, как перезарядка оружия. Персонаж бывает тупит и не сразу начинает менять магазин. А ещё можно просто быстро поменять оружие и оно перезарядится. При исчерпании патронов их можно взять у напарников, но это удастся сделать раза 3 - потом он просто откажет из-за неимения их в наличии.
Хоть игра уже и старенькая, но в ней уже реализована система укрытий. Из-за углов, коробок, контейнеров, автомобилей и множества других предметов, которые могут защитить Вас от пуль, можно вести прицельный и слепой огонь. Тут есть небольшой недостаток: "нычкование" происходит автоматически и иногда тогда, когда вообще не надо. Но это не столь важно - со временем Вы к этому привыкните. Этот приём будет часто спасать Вам жизнь.
Линч и другие Ваши союзники, в принципе, не сильно глупы. В игру встроен достаточный интерактив. Союзникам можно отдавать команды. Их три: атаковать, идти за мной и оставаться на позиции. Какая-то мелочь, но игровой процесс становится по-интереснее.
Здоровье персонажа основано на восстановлении урона HP. Но если Вас ранят серьёзно, то у Вас начнётся агония и спасти Вас сможет только... морфин. Линч или кто-нибудь другой из Ваших ребят должен добежать до Вас и сделать инекцию, иначе по истечению времени Вы погибнете (во время припадка Кейн вспоминает прошлое, а ещё несёт всякий бред). Умереть также можно и от передозировки, когда Вас подстреливают слишком часто (напарник скажет Вам, когда Вас может убить следующий укол). Спасать своих нужно таким же способом.
Оружием можно меняться с Вашими наёмниками. Для этого надо подойти к ним и перекинуть оружие, либо обменяться стволами (кстати, только поменявшись оружием с Линчем, Вы, играя за Кейна, сможете пострелять из револьвера и SPAS 12).
Есть ещё фишка со снайперами. Когда он в Вас целится, то появляется окно, где видно, как он Вас видит через оптический прицел. С помощью этой штуки можно без труда определить где находится гадёныш.
И это ещё не всё. Короче, играть вообще интересно. Что бы что-то говорить в ответ, сначала поиграйте сами, и не пять минут, а то я знаю таких критиков...
Разработчики сделали ставку на кооператив. Я играл в пиратку (ПиАастры, пиАастры! :) и не смог лично оценить кооператив. Приношу свои извинения, дорогие читатели. Но по отзывам я понял, что кооператив очень интересен. безусловно, играть вместе с кем-то заодно куда веселее, чем самому беспощадно выносить ботов. Поищите описание из других источников, а лучше преобретите лицензионную копию, если не влом, и сами поиграйте с Вашим корешем. В игре также есть мультиплеер. В нём могут принимать участие не менее 4 человек.. Извините, что так.

Картина маслом

Графончик в игре не очень хорош. IO Interactive в игре использовали свой традиционный "хитмэновский" движок Glacier engine, который был создан ещё в 2000 году, но серьёзно доработанный и детализированный. Но это не делает игру супер красивой визуально. В Hitman прощалась не совсем проработанная графика - жанр другой, не обязывающий мегаграфона. А вот здесь, в почти кинематографичном шутер-экшене, это является достаточно весомым недостатком. В игре даже есть определённая разрушаемость, но она, так сказать, скриптовая - она есть только там, где будут проходить перестрелки и только в самых видных местах. Ну, и на этом спасибо разработчикам. Всё же, они раньше не работали в жанре брутального шутера. Опять же, оцените сами.

Недостатки

Ээх, их много. Я напишу только в общих чертах:
1) Туповатость ИИ. Враги это нечто. Иногда просто выходят пачками, даже не собираясь сопротивлятся, а иногда валят откуда-то сзади из кустов втихаря и фиг ты их убьёшь.
2) Графика. Некоторые локации, если в них нормально вглядеться, пока не началась новая перестрелка, выглядят просто пустынно. Плюс низкая детализация и разрушаемость. Это портит всю атмосферу.
3) Множество сторонних багов, недоработок, недодумок и лажностей. Вот примеры тупых ситуаций:
Часто бывает так, что на Кейне и на других пресонажах остаётся ну просто безумное колличество дырок от пуль, залитых кровью, и при этом они бодренько бегают. Выглядит немного огорчающе.
ОСТОРОЖНО!!! СПОЙЛЕР!!! В миссии №12 "Капитолий", когда после атаки всех ваших сторонников-лоялистов отутюжат пулемёты, на земле останутся их трупы с АК-47 в руках (причём все в одинаковых и каких-то несуразных позах) и Вы не сможете взять в руки их автоматы.
ЕЩЁ ОДИН!!! БЕРЕГИСЬ!!! В главе №5 "Мицуки" (и не только там) гражданские постоянно мечутся из стороны в сторону и даже не пытаются особо сбежать, просто таки ищут пулю, которая прилетит им в голову, а потом, когда второй раз приходится заходить в клуб, то там уже вообще никого нет (и трупов тоже), хотя Кейна с Линчем там небыло буквально 3 минуты.
Но игра, в принципе, и так хороша. В каждой игре есть баги. Всевидящий глаз авторов часто замыливается.

Итоги

Ну что ещё сказать? Игра неплохая. Хорошее проходилово, с нескучными стрелялками, с нормальным сюжетом, с харизматичными героями. Кстати об озвучке. Она, безусловно, изумительна (в конце концов, музыку для игры писал Джеспер Кид (Jesper Kyd). Даже в русской озвучке не наблюдается слишком много ляпов. Всё это в общей сложности дарит Вам повод с интересом провести у компьютера или у приставки, причём не обязательно одному, пару вечерков.

PS: Что мне больше всего понравилось... конечно же Кейн и Линч. В подавляющем большинстве случаев герои игр либо безгрешные создания, "Божьи одуванчики" с руками по локоть в крови, либо их буквально единственные неправильные или злые поступки списываются на стечение обстоятельств, непонимание, козни врагов и т. д. Кейн и Линч - настоящие плохие парни, это не часто приходится видеть в играх. Авторы и не пытаются никак высказать своё мнение о персонажах, они подают нам их на наш суд. А Линч... ОН ЖЕ ГРЁБАНЫЙ ПСИХ!!! И мне это нравится.

Есть успешные видеоигры, которые не просто имеют взрослый рейтинг и не просто вредны для хрупкой детской психики. Некоторые из них целиком построены на субстанции, понятной исключительно зрелому пользователю. Играть в жестокие криминальные боевики сможет любой третьеклашка, и чадо при этом будет радостно гикать и улюлюкать. Но всю ценность таких вещей, как Kane and Lynch: Dead Men, сможет понять лишь сформировавшийся человек.

Поборники нравственности и сторонники жестких запретов на любую спорную продукцию поп-культуры схватятся за вилы с криком: «Ценности в игре про двух уголовников не может быть в принципе!». Свободы слова никто не отменял - пусть себе кричат. Мы же вспомним рассказанную десять лет назад историю очень странной дружбы и очень кровавой мести. А ценность этой истории заключается именно в том, что главными героями здесь стали незаурядные и нестандартные персонажи. Их двое. Они осуждены властями США на смертную казнь. Неподготовленный игрок увидит байку про бандитов. Перед опытным игроком развернется драматичное и непредсказуемое действие.

Заглавных персонажей свела вместе злая судьба: они знакомятся в фургоне для перевозки смертников. Кейн - член мафии и матерый хитман, который пошел против своих же подельников, за что и разыскивается с особым усердием преступным картелем. Линч - страдающий тяжелым психическим недугом горемыка, обвиненный в убийстве жены. Побег со ступенек эшафота запускает череду головокружительных событий, в результате которых два антигероя смогут подружиться, сжимая за спиной заряженные пистолеты.

Сюжет хорош, ведь он не затерт и не захватан липкими руками ленивых сценаристов. Но подача истории отодвигает на задний план основную интригу. Спасаясь от криминального ордена «Семь», Кейн и Линч ныряют в такие отчаянные авантюры, что голова даже у опытного геймера идет кругом. К незаурядной фантазии добавилась отличная постановка и режиссура. Как итог, многие отдельные сцены стали классикой сюжетных игровых боевиков. Навскидку: отряд героев (ну ладно, антигероев) проникает в офис японского концерна под видом мойщиков окон. Или совершает налет на ночной клуб, где сквозь танцоров приходится с трудом проталкиваться. Или штурмует колонию строгого режима, и в результате волна заключенных просто сметает забор вместе с охраной.

Создатели очень тонко прочувствовали баланс между повествованием и интерактивным действием. Вовлеченность игрока и уровень сопереживания достигла небывалых высот. Вот злодеи заставляют Кейна копать себе могилу и убивают на его глазах жену. А вот уже Кейн под непосредственным руководством игрока избивает убийцу той самой лопатой. По уровню кинематографичности Kane and Lynch: Dead Men до сих пор держится на верхних позициях, несмотря на солидный возраст.

Несладкая парочка появилась на свет стараниями датской студии IO Interactive. Эти же разработчики дали путевку в жизнь агенту 47, безымянному киллеру из серии Hitman. Здесь уместно вспомнить, что скандинавские игровые студии вообще отличаются оригинальными и признанными во всем мире экшенами. Суровые потомки викингов из Дании стали авторами игр о Кейне, Линче и 47-м. Шведы из Starbreeze Studios создали дилогию Chronicles of Riddick. А бесконечно талантливые финны из Remedy - Max Payne, Alan Wake и Quantum Break.

Но главной находкой игры стали именно ее центральные персонажи. Кейн - прожженный циник, грабитель и убийца. При этом он готов отдать жизнь за единственную дочь без раздумий и сожалений. Линч сохраняет оптимизм и веру в будущее, при первом приближении он вызывает даже симпатию... Но психопатия Линча заставляет его творить ужасные поступки. Например расстреливать заложников, потому что «стекла противогаза запотели и он психанул». Если присмотреться к очкарику Линчу, то несложно заметить, что процесс яростного криминального безумия доставляет ему незамутненное удовольствие. При всем этом через несколько часов игры за Линча с Кейном начинаешь искренне переживать, испытывая к ним настоящую симпатию, особенно сильную из-за того, что симпатия эта - вопреки.

Атмосфера бескомпромиссного преступного мира достигается трудами сценаристов (они ввели в действие массу колоритных образов) и актеров озвучивания. Смачные диалоги с обилием трехэтажной нецензурной лексики написаны и озвучены изобретательно, эмоционально, но в то же время приземленно и в должной степени реалистично. Паладины с гербом на флаге пускай декламируют зычные лозунги, а наши уголовники орут друг на друга, не щадя наших ушей. И в происходящее на экране монитора или телевизора начинаешь верить. Здесь нет мрачной безнадежной красоты темных улиц, но отпечаток нуара очень четок: героям по определению не суждено радоваться жизни и хлопать в ладоши под новогодней елкой; обе из двух возможных концовок истории одинаково далеки от хэппи-энда.

Основу геймплея в Kane and Lynch: Dead Men составила стрельба и, временами, поножовщина. При этом IO Interactive грамотно вставила в процесс многие достижения конкурентов. Перестрелки порой переходили в прятки за разрушаемыми укрытиями, а лобовая атака вела к перезагрузке чекпойнта. Соратники при ранении впрыскивали друг другу обезболивающее, стелс подразумевал быстрые убийства бесшумным оружием, а в Латинской Америке можно было покомандовать отрядом повстанцев.

В процессе разработки датчане акцентировали внимание прессы на кооперативе. По их словам, Kane and Lynch: Dead Men должна была раскрыться именно при совместном, парном прохождении. Как показала практика, большинство игроков оценило повествовательную часть игры, ее глубокий и неоднозначный нарратив. Что касается кооператива, то один из наших знакомых, исходивший игру вдоль и поперек, заучивший полсотни смачных цитат из нее, был повергнут в шок, узнав, что очкарик-Линч играбелен в принципе...

Кинокомпания Lionsgate в свое время выкупила права на экранизацию Kane and Lynch. Киношники бросились к работе, засучив рукава, и множество сплетен то указывали на скорое начало съемочного процесса, то на якобы точную дату премьеры. На главные роли, по слухам, сватались Брюс Уиллис, Билли Боб Торнтон и даже Джейме Фокс. Фильм так и не был снят. Видимо, это и к лучшему.

Западная пресса, что характерно, приняла игру о смертниках гораздо более прохладно, чем русскоязычная. Датских разработчиков ругали за мерзавцев и негодяев, ставших главными героями. В стране, где из каждой «маршрутки» разносятся адские звуки шансона, игру приняли гораздо теплее. Хотя, справедливости ради отметим, что в Kane and Lynch форма оказалась все-таки важнее содержания: образы и сюжет заставляли играть до финальных титров, но геймплей при этом временами терял динамику, сложность колебалась от нелепой до невозможной, а стелс вышел недоработанным.

Вторую часть игры занесло в края визуальных экспериментов - ее стилизовали под любительское видео. Вышло очень стильно, но многие не оценили. О дальнейшей судьбе Кейна и Линча новостей нет и не предвидится. Но эти брутальные, избитые судьбой, сильные и суровые мужчины вошли в историю геймдева как один из самых узнаваемых дуэтов. Для малышей и борцов за чистоту морали есть дуэт Соника и Майлза. Для поклонников творчества Тарантино и де Пальмы - Кейн и Линч.

Добротный шутер от третьего лица, который увлекает своим сюжетом и харизматичными персонажами, но при этом слегка разочаровывает геймплеем

Студия IO Interactive известна прежде всего по серии , которую автор этих строк считает лучшим стелс-экшн сериалом. Конечно, игры про генетически совершенного убийцу повлияли на всю индустрию, однако, помимо Хитмана у IO был еще один проект, который сегодня можно считать малоизвестным - . Он представлял собой командный экшн в декорациях захваченных Советским Союзом США. Атмосфера и китч в духе прилагались. Вспомнили мы об этой игре не просто так, ведь , новое творение IO Interactive, можно считать духовным наследником «Свободных Воителей», только в других декорациях.

«Смертники» - это шутер от третьего лица с укрытиями а-ля , который явно черпал вдохновения у ранних фильмов Тарантино и боевиков Майкла Манна. Уже в завязке местной истории наших героев (точнее, антигероев), наемника Кейна, предавшего своих подельников, и убийцу-психопата Линча везут на смертную казнь. И она, естественно, срывается - фургон с заключенными атакуют люди «Семерки», той организации, которую «кинул» Кейн, и ее члены вынуждают ренегата вернуть награбленное, угрожая убить его семью. И все бы прошло гладко, если бы не психоз Линча, который съезжает с катушек в самый ответственный момент…

Словом, с сюжетом у Kane & Lynch все в полном порядке. У IO Interactive всегда получалось создавать интересно срежиссированные геймплейные ситуации, и их новая игра не стала исключением. Запоминающихся моментов в «Смертниках» столько, что хватит на две-три игры калибром поменьше.

Говоря о сюжете, нельзя не упомянуть об отношениях наших «напарников» (да-да, именно в кавычках). Они не доверяют друг другу, постоянно матерятся, и каждый явно готов выстрелить в затылок своему товарищу по несчастью при первом же удобном случае. Но нужда заставляет их работать вместе несмотря на все разногласия. Ближе к концу игры Кейн соберет целую ораву отборных головорезов (которые, разумеется, долго не проживут), но в центре повествования остаются его взаимоотношения с Линчем, имя которого совершенно не случайно ассоциируется с расправой без суда и следствия…

К сожалению, геймплей Kane & Lynch совершенно не соответствует такому закрученному сюжету. Перестрелки здесь примерно такие же, как и в уже упомянутых Gears of War, только немного хуже. Отдача от местного оружия не чувствуется, враги умирают неохотно, да и вообще, возникает ощущение, что местный движок не вытягивает бешеный темп здешних перестрелок. До какой-то степени спасают ситуацию разве что необычные уровни вроде огромного небоскреба (который предстоит штурмовать с крыши) или тюрьмы с натуральными толпами заключенных, но в целом с геймплеем здесь откровенные проблемы.

Kane & Lynch: Dead Men оказался весьма спорным проектом. С одной стороны - отличный сюжет и очень реалистичные персонажи, которым место в яростных, злых боевиках, с другой - весьма посредственный игровой процесс. Любители фильмов Тарантино (а также кинолент про настоящих головорезов) просто обязаны ознакомиться с новой игрой от IO Interactive, все остальные могут попробовать, но на свой страх риск - может и не понравиться.

Завлекая игрока всепоглощающей кинематографичностью и интересной историей, эта игра, все-таки, оставляет двойственное впечатление. Даже тем, кто не знаком лично с Freedom Fighters, наверняка покажется, будто что-то такое он уже где-то видел. И речь вовсе не о Hitman. IO Interactive не дает нам времени на размышления: к сожалению, переняв у кинематографа зрелищность, очередной проект от создателей Бесшумного Убийцы, заразился у киношников самой страшной для игр болезнью. Скоротечностью.

Kane & Lynch: Dead Men
(в России игра известна под названием Kane & Lynch: Смертники ).

Порой врагов так много, что можно особо и не целиться.
Потаенные дорожки судьбы сделали из примерного семьянина Кейна кровожадного наемника, который едет в тюремном фургоне к месту, где ему предстоит встретиться с высшим судом. Компанию смертнику составляет психопат Линч, который в припадке сумасшествия убил собственную жену (не вполне понятно за что его так: все-таки, по идее, больные на голову должны сидеть в психушке… ну да бог с ним). Но так получилось, что Кейну еще рано отправляться на тот свет, пока на свете этом у него имеются долги. Некая таинственная организация, в которой когда-то состоял Кейн, совершает налет на фургон, освобождает смертников и ставим их перед выбором: или они делают то, что им скажут, или им конец. От Кейна требуется добыть кейс, который очень нужен этой организации («The7»). Дабы бывший наемник соображал быстрее, ему добавляют мотивации сообщением о том, что его жена и дочь находятся в руках головорезов, а тем отдан приказ прикончить женщин по истечении определенного срока. Дабы Кейну не пришло в голову чего-нибудь эдакого, «The7» приставляют к нему… Линча. Видимо, они плохо знают его, иначе бы не доверили бы психу столь ответственное задание.

Впрочем, добыть кейс – задача непосильная для свежеиспеченной банды, поэтому события развиваются совсем не по тому сценарию, о котором, видимо, мечтал Кейн. Но рассердившись (в очередной раз) на злодейку-судьбу, он берет себя в руки и решает устроить кровавую баню. Как вы уже наверное поняли, управлять в игре мы будем Кейном, но нас постоянно будет сопровождать как минимум один человек – Линч. Эти «герои» настолько непохожи друг на друга, что в любой другой ситуации они наверняка бы даже не зашли в один лифт. Но выбирать не приходится. Брутальный Кейн со сломанным носом (ему его «повредили» во время освобождения) обладает тринадцатилетним опытом бесконечных бесчинств, разбоев и прочих безобразий. Понятное дело, что работать в паре с длинноволосым очкариком Линчем, который себя-то контролировать не может – что уж тут о ситуации заикаться, ему не особо приятно. Отсюда и постоянные посылы друг друга куда подальше, потоки ругательств и разборки. Но в бою от напарников гораздо больше толку: дело в том, что человеческих сохранений в игре нет (эх, IO) – имеется только система чекпоинтов, причем контрольные точки, почему-то, располагаются ДО непропускаемых роликов и прочей дребедени. Так вот если Кейна серьезно ранят, то вам не придется с грустью в сердце загружать последний чекпоинт: товарищ по команде подбежит к герою и вколет ему адреналин (однако особо заигрывать со смертью не стоит: адреналин не всесилен).


В динамике все это выглядит еще лучше. На мощных компьютерах...
Поначалу рождается робкая надежда если не на что-то вроде Hitman, то хотя бы на симулятор бандформирования. Как бы не так. История стремительно набирает обороты, гильзы летят во все стороны, черепа проламываются ножами, а стандартная боевая сцена в K&L – побоище в духе Call of Duty 4 (с поправкой на командные действия и вид от третьего лица). Для начала мы потихоньку вырезаем целую роту полицейских, затем нас ждет стандартная погоня со стрельбой, но затем мы вдруг оказываемся в банановой республике, в которой совершенно случайно идет война. Вполне естественно, что мы встаем на сторону партизан – ведь «The7» поддерживает местного президента. Первая миссия из цикла «бесконечное мясо» называется Freedom Fighters. Неприятный сюрприз, зато честно.

Геймплейных новшеств в сравнении с другими играми жанра в K&L не особо и много. Спускаться по тросу с крыши небоскреба – это круто, но, увы, заботливые дизайнеры подготовили только одну-единственную точку, в которой можно спуститься вниз. Те же люди ответственны за абсолютно линейные уровни, которые условно можно представить в виде «зал-коридор-зал-коридор…», где зал – место с большим количеством колон или любых других импровизированных укрытий, а коридор – путь к очередному залу. Но способность стрелять из-за угла дорогого стоит: укажите прицелом-точкой в противника, и Кейн, предусмотрительно оставшись за углом, произведет сеанс беспорядочной стрельбы в указанном направлении. Можно потратить время на прицеливание, но тогда имеется весьма высокий шанс получить пулю в лоб.

Средств умерщвления врагов не очень много – пожалуй, с арсеналом, который выдается на очередную миссию, ее вполне можно пройти. В нашем распоряжении дробовики, автоматы, снайперское ружье, пистолеты, гранаты, плюс ручной и стационарный пулеметы, а также гранатометы. Причем из трех доступных «слотов» два всегда занимают пистолет и гранаты, а вот над тем, что взять с собой в дорогу в качестве финального аргумента, предстоит поломать голову. Также у Кейна в арсенале имеется незаменимый ножик, который он пускает в дело в случае тесного контакта с противником. Оружие можно передавать соратникам, что производится путем нехитрых манипуляций с клавиатурой. Вообще, управление стало заметно легче даже в сравнении с Blood Money. За все действия отвечает клавиша «E» (Кейну не удастся сорваться в глубокую расщелину, а если не удается куда-то пройти, то надо нажать… верно – «E»), но прятаться за углом еще проще – надо просто подойти к нему. Отключаем мозг, погружаемся в нирвану – столь простого управления лично я уже и не упомню. Кстати, ближний бой также «активизируется» всемогущей «E»…

Однако ИИ не радует особым разнообразием или желанием уничтожить своего врага. Выбрав местечко потеплее, солдатик залегает за бочкой и методично расстреливает кого-то в команде Кейна, позволяя последнему абсолютно безнаказанно разить его тылы. Противники не особо подкованы в плане боевых искусств – стоит кому-то из них слишком близко подбежать к Сломанному Носу, как у бедняги-копа (солдата, бандита...) нет ни единого шанса. Тут даже думать не надо – если перед вами несколько врагов, лучше не цельтесь в них из винтовки, а подбегите поближе и воткните в каждого по ножику.

Графика радует глаз, но надо понимать, что это не тот next-gen, которого, быть может, кто-то ждал. Пули сбивают штукатурку и плитку со стен, гранаты разбрасывают во все стороны трупы врагов, а движок довольно шустро справляется с большим количеством NPC. Звук в игре великолепен – актеры честно отработали свой хлеб, но вот музыка, откровенно говоря, подкачала. То ли ее нет вообще, то ли она звучит крайне редко и невзрачно. Жаль.


Разрушаемые интерьеры, паникующие горожане - красота...
Нам обещали киношный сюжет, ураганный геймплей и красочную графику. Все, что нам показывали в роликах и обещали в интервью – сбылось. Это правда, все это в игре есть. Но K&L проходятся за один субботний вечер, оставляя целый ворох вопросов, главные из которых: почему так быстро и зачем так легко? Неизвестно вернутся ли колоритные персонажи «Смертников» на мониторы ПК (кто знает какая из всех возможных концовок является настоящим финалом игры), но мы уже сейчас знаем, что продолжению – быть. На экранах кинотеатров. Coming soon…

Датской студии IO Interactive в этом году исполняется двадцать лет. Для игровой компании - это приличный срок и далеко не каждая доживает до этой цифры. Некоторые студии за такой же срок успевают напридумывать кучу разных вселенных и выпустить ещё большее количество игр, но это явно не про IO Interactive .
За свой, достаточно продолжительный путь, они успели зарекомендовать себя как главные разработчики игр про наёмных убийц, речь конечно же о знаменитом Hitman и, в общем-то, оставили за собой эту репутацию до сих пор. Однако датчане не бросали возможности придумать и что-то новое. В 2003 году они выпустили весьма запомнившийся, но не хватавший звёзд с неба Freedom Fighters , после чего благополучно вернулись назад к серии Hitman .
Несколько позже кто-то из руководства компании видимо смекнул, что студия не может быть разработчиками одной игры и в Датском королевстве принялись за создание полностью новой игры с новыми героями. Речь конечно же о Kane & Lynch: Dead Men .

К сожалению издательских денег или креатива студии в Кейне и Линче хватило только на отличный концепт и проработку персонажей, остальное досталось в наследство от уже не очень хорошего, на тот момент, движка Glacier Engine . Причём произошло странное, Kane & Lynch: Dead Men разработан и выпущен на год позже Hitman: Blood Money , где этот же движок был уже серьёзно доработан, а в более новой игре использовалась, по всей видимости, старая его итерация. Сложно судить почему так произошло, но сей факт имеет место быть.

Итак, история начинается с того, что приговорённых к смерти Адама «Кейн» Маркуса (кажется в игре не рассказывается откуда у него такое прозвище) и Джеймса Сета Линча везут в тюрьму для смертников. Конечно же на тюремный фургон нападает группа вооружённых людей и спасает героев. Оторвавшись от погони смертники узнают, что спасли Кейна лишь для того, чтобы тот отдал должок организации наёмников, в виде присвоенных денег, в которой ранее состоял и считал погибшей где-то в Венесуэле. Линчу же за своё спасение и последующую жизнь ставится ультиматум, что тот должен всюду следовать за Кейном и периодически отчитываться перед «Семёркой» (так называется организация, членом которой ранее был Кейн).
Конечно же Кейну не составляло бы особого труда и второй раз послать бывших коллег по банде, но увы, у них в заложниках оказалась его бывшая жена и подросшая дочь, поэтому деваться особо некуда и новоиспечённые «друзья» по несчастью берутся за работу.

Как это водится, работа предстояла не особо сложная, потому что Кейн является опытным наёмником с кучей старых связей, а все деньги, как он считал, находятся в одной банковской ячейке, правда просто так прийти и забрать он их не может, так как является беглым преступником. Поэтому связавшись со старым знакомым медвежатником налётчики, заведомо усыпив посетителей, пробираются в банк и взламывают ячейки, оставив Линча сторожить спящих людей. Как обычно что-то идёт не так и в банке оказывается только часть денег, но это только кусочек проблемы, главный ужас ждёт Кейна в главном вестибюле... Оказывается Линч страдает приступами неконтроллируемой агрессии, от которых периодически спасается таблетками, но в этот раз таблеток у него при себе не было, поэтому Линч просто-напросто перестрелял всех заложников и весь план полностью идёт на дно. Примерно так завязывается история, достаточно нетипично и интересно, особенно для 2007 года.

Перед ограблением банка конечно же наличествует тренировка. Если судить по её содержанию, то игра планировалась если не грандиозная, то как минимум достаточно продолжительная. Потому что нас учат прицельной стрельбе из укрытия, стрельбе вслепую, раздаче любого предпочтительного оружия напарнику, то есть Линчу. Метание обычных гранат, гранат с газом и даже спуску по верёвке по отвесной стене. А также целая система приказов, где Линча можно заставить атаковать конкретную цель, идти в конкретную точку или спрятаться в укрытии. К сожалению почти все эти механики в игре оказываются ненужными и всё, что от нас требуется - это бежать вперёд и стрелять, даже на высокой сложности. А если учесть, что проект запросто проходится за какие-то три или четыре часа, то предположение о желании разработчиков сделать полноценный десяти-пятнадцати часовой шутер от третьего лица, помноженный на проработанные механики, вполне верно.
Однако с этим желанием как и у Кейна с Линчем что-то пошло не так и в игре мы крайне стремительно перемещаемся из одной декорации в другую, только что были в высокотехнологичном Токио, а уже бегаем по развалинам Гаваны, где идёт гражданская война. После неспешного симулятора убийцы идея сделать быстрый экшен, в общем-то, неплоха, но скоротечность игры гробит это начинание на корню.

С проработкой локаций в игре тоже как-то не задалось, они бедны, топорны и дёшево сделаны, иногда вообще создаётся впечатление, что уровни в игре - это неиспользованный контент из Hitman 2: Silent Assassin или даже первой части, который просто соединили вместе и поверх наложили сюжет, настолько игра отставала по этому показателю даже тогда, в 2007 году.

Однако есть ещё одна положительная вещь - это конечно саундтрек. IO Interactive не стала менять коней на переправе и вновь пригласила Jesper Kyd , старого друга компании, в кресло композитора, однако на сей раз в кооперации с двумя другими датскими композиторами - Peter Peter и Peter Kyd (не родственники). Получившееся полотно прилично отличалось от музыки из Hitman , диск никогда не продавался отдельным саундтреком, однако ребятам удалось сваять отличные, подходящие для мрачной, почти неонуарной игры, мелодии. К сожалению по какой-то причине после этой игры дорожки IO Interactive и Jesper Kyd разошлись и мы более так и не услышали его музыку в других проектах студии.

Сетевой режим. Он здесь как и вся игра... странный. Есть что-то вроде командного сражения, до восьми игроков. Одна команда играет за преступников, вторая за полицейских. Однако нас интересует не это, а то, что в Kane & Lynch: Dead Men заявлен кооператив. На деле оказывается, что этот режим практически бесполезен так как, внимание, играется на одном компьютере, посредством разделения экрана! Что мешало сделать полноценный мультиплеерный кооператив - одному Богу известно. Благодаря ему, игра возможно получила бы второе дыхание, но нет, не сложилось.
В дополнение к мультиплееру отмечу, что он до сих пор работает через мёртвую систему Games for Windows - Live и хоть как-то избавляться от неё Square Enix явно не собирается.

Совсем недавно студия IO Interactive получила независимость от Square Enix и сумела выкупить у бывшего работодателя права на Hitman , к сожалению серии Kane & Lynch повезло меньше, точнее сказать вообще не повезло и она осталась у японцев. А тот, кто хоть немного знает политику этой компании по части чужих вселенных, поймёт, что оставшись у Square Enix серия, можно сказать, умерла окончательно, если её кто-нибудь не выкупит.

Исходя из вышесказанного, при всём уважении к датчанам из IO Interactive , я не могу посоветовать первую часть серии к прохождению сейчас. Лучше посмотреть ключевые сцены из игры на YouTube и прочитать предысторию на Wikipedia и сразу начать со второй части, благо Kane & Lynch 2: Dog Days получился более целостным, глубоким, проработанным, продолжительным и интересным, а также там есть нормальный кооператив. Но о второй части я расскажу как-нибудь потом.

Датской студии [i]IO Interactive в этом году исполняется двадцать лет. Для игровой компании - это приличный срок и далеко не каждая доживает до этой цифры. Некоторые студии за такой же срок успевают напридумывать кучу разных вселенных и выпустить ещё большее количество игр, но это явно не про [i]IO Interactive. За свой, достаточно продолжительный путь, они успели зарекомендовать себя как главные разработчики игр про наёмных убийц, речь конечно же о знаменитом [b]Hitman и, в общем-то, оставили за собой эту репутацию до сих пор. Однако датчане не бросали возможности придумать и что-то новое. В 2003 году они выпустили весьма запомнившийся, но не хватавший звёзд с неба [b]Freedom Fighters, после чего благополучно вернулись назад к серии [b]Hitman. Несколько позже кто-то из руководства компании видимо смекнул, что студия не может быть разработчиками одной игры и в Датском королевстве принялись за создание полностью новой игры с новыми героями. Речь конечно же о [b]Kane & Lynch: Dead Men. К сожалению издательских денег или креатива студии в Кейне и Линче хватило только на отличный концепт и проработку персонажей, остальное досталось в наследство от уже не очень хорошего, на тот момент, движка [i]Glacier Engine. Причём произошло странное, [b]Kane & Lynch: Dead Men разработан и выпущен на год позже [b]Hitman: Blood Money, где этот же движок был уже серьёзно доработан, а в более новой игре использовалась, по всей видимости, старая его итерация. Сложно судить почему так произошло, но сей факт имеет место быть. Итак, история начинается с того, что приговорённых к смерти Адама «Кейн» Маркуса (кажется в игре не рассказывается откуда у него такое прозвище) и Джеймса Сета Линча везут в тюрьму для смертников. Конечно же на тюремный фургон нападает группа вооружённых людей и спасает героев. Оторвавшись от погони смертники узнают, что спасли Кейна лишь для того, чтобы тот отдал должок организации наёмников, в виде присвоенных денег, в которой ранее состоял и считал погибшей где-то в Венесуэле. Линчу же за своё спасение и последующую жизнь ставится ультиматум, что тот должен всюду следовать за Кейном и периодически отчитываться перед «Семёркой» (так называется организация, членом которой ранее был Кейн). Конечно же Кейну не составляло бы особого труда и второй раз послать бывших коллег по банде, но увы, у них в заложниках оказалась его бывшая жена и подросшая дочь, поэтому деваться особо некуда и новоиспечённые «друзья» по несчастью берутся за работу. Как это водится, работа предстояла не особо сложная, потому что Кейн является опытным наёмником с кучей старых связей, а все деньги, как он считал, находятся в одной банковской ячейке, правда просто так прийти и забрать он их не может, так как является беглым преступником. Поэтому связавшись со старым знакомым медвежатником налётчики, заведомо усыпив посетителей, пробираются в банк и взламывают ячейки, оставив Линча сторожить спящих людей. Как обычно что-то идёт не так и в банке оказывается только часть денег, но это только кусочек проблемы, главный ужас ждёт Кейна в главном вестибюле... Оказывается Линч страдает приступами неконтроллируемой агрессии, от которых периодически спасается таблетками, но в этот раз таблеток у него при себе не было, поэтому Линч просто-напросто перестрелял всех заложников и весь план полностью идёт на дно. Примерно так завязывается история, достаточно нетипично и интересно, особенно для 2007 года. Перед ограблением банка конечно же наличествует тренировка. Если судить по её содержанию, то игра планировалась если не грандиозная, то как минимум достаточно продолжительная. Потому что нас учат прицельной стрельбе из укрытия, стрельбе вслепую, раздаче любого предпочтительного оружия напарнику, то есть Линчу. Метание обычных гранат, гранат с газом и даже спуску по верёвке по отвесной стене. А также целая система приказов, где Линча можно заставить атаковать конкретную цель, идти в конкретную точку или спрятаться в укрытии. К сожалению почти все эти механики в игре оказываются ненужными и всё, что от нас требуется - это бежать вперёд и стрелять, даже на высокой сложности. А если учесть, что проект запросто проходится за какие-то три или четыре часа, то предположение о желании разработчиков сделать полноценный десяти-пятнадцати часовой шутер от третьего лица, помноженный на проработанные механики, вполне верно. Однако с этим желанием как и у Кейна с Линчем что-то пошло не так и в игре мы крайне стремительно перемещаемся из одной декорации в другую, только что были в высокотехнологичном Токио, а уже бегаем по развалинам Гаваны, где идёт гражданская война. После неспешного симулятора убийцы идея сделать быстрый экшен, в общем-то, неплоха, но скоротечность игры гробит это начинание на корню. С проработкой локаций в игре тоже как-то не задалось, они бедны, топорны и дёшево сделаны, иногда вообще создаётся впечатление, что уровни в игре - это неиспользованный контент из [b]Hitman 2: Silent Assassin или даже первой части, который просто соединили вместе и поверх наложили сюжет, настолько игра отставала по этому показателю даже тогда, в 2007 году. Однако есть ещё одна положительная вещь - это конечно саундтрек. [i]IO Interactive не стала менять коней на переправе и вновь пригласила [i]Jesper Kyd, старого друга компании, в кресло композитора, однако на сей раз в кооперации с двумя другими датскими композиторами - [i]Peter Peter и [i]Peter Kyd (не родственники). Получившееся полотно прилично отличалось от музыки из [b]Hitman, диск никогда не продавался отдельным саундтреком, однако ребятам удалось сваять отличные, подходящие для мрачной, почти неонуарной игры, мелодии. К сожалению по какой-то причине после этой игры дорожки [i]IO Interactive и [i]Jesper Kyd разошлись и мы более так и не услышали его музыку в других проектах студии. Сетевой режим. Он здесь как и вся игра... странный. Есть что-то вроде командного сражения, до восьми игроков. Одна команда играет за преступников, вторая за полицейских. Однако нас интересует не это, а то, что в [b]Kane & Lynch: Dead Men заявлен кооператив. На деле оказывается, что этот режим практически бесполезен так как, внимание, играется на одном компьютере, посредством разделения экрана! Что мешало сделать полноценный мультиплеерный кооператив - одному Богу известно. Благодаря ему, игра возможно получила бы второе дыхание, но нет, не сложилось. В дополнение к мультиплееру отмечу, что он до сих пор работает через мёртвую систему [b]Games for Windows - Live и хоть как-то избавляться от неё [i]Square Enix явно не собирается. Совсем недавно студия [i]IO Interactive получила независимость от [i]Square Enix и сумела выкупить у бывшего работодателя права на [b]Hitman, к сожалению серии [b]Kane & Lynch повезло меньше, точнее сказать вообще не повезло и она осталась у японцев. А тот, кто хоть немного знает политику этой компании по части чужих вселенных, поймёт, что оставшись у [i]Square Enix серия, можно сказать, умерла окончательно, если её кто-нибудь не выкупит. Исходя из вышесказанного, при всём уважении к датчанам из [i]IO Interactive, я не могу посоветовать первую часть серии к прохождению сейчас. Лучше посмотреть ключевые сцены из игры на [i]YouTube и прочитать предысторию на [i]Wikipedia и сразу начать со второй части, благо [b]Kane & Lynch 2: Dog Days получился более целостным, глубоким, проработанным, продолжительным и интересным, а также там есть нормальный кооператив. Но о второй части я расскажу как-нибудь потом.