Чему родитель должен научить своего ребенка? Чему могут научить ребёнка родители

Каждый родитель видит в своём чаде самые лучшие проявления, тогда как со стороны это может быть далеко не соответствовать действительности. И то, каким, действительно вырастет ребёнок, зависит именно от родителей. Есть определённые вещи, научить которым может семья. Впоследствии это может значительно облегчить ребёнку жизнь и помочь взаимодействовать в социуме.

Вежливость

Научить ребёнка употреблять слова благодарности или приветствия достаточно просто. Зачастую малыши сами с огромным удовольствием произносят слова «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро». Хорошие манеры и приятное поведение открывают многие двери.

Научить отказывать

На первый взгляд довольно просто сказать человеку «нет», однако, многие люди не умеют отказывать. Ребёнок должен осознавать, что великолепно быть вежливым, однако, и этим качеством необходимо жертвовать ради самоуважения, а иногда и из чувства собственной безопасности.

Пунктуальность

Привычка опаздывать подводит в самый ответственный момент. Стоит объяснять ребёнку, чтобы быть всегда пунктуальным, надо с вечера сложить учебники, утром выйти на 10 минут раньше и пр. Очень важен и собственный пример родителей.

Правила безопасности

Приучить ребёнка соблюдать их, жизненно важно и необходимо. Причём желательно довести это до автоматизма.

Слушать собеседника

Умение внимательно слушать пригодится ребёнку на протяжении всей жизни. Для того чтобы привить ребёнку это качество, родителям необходимо внимательно выслушивать ребёнка, тем самым подавая личный пример.

Выражать свои чувства

В некоторых ситуациях детям необходимо рассказать о своих чувствах и переживаниях. В основном это происходит при стрессовой ситуации. Дети должны уметь передавать свои чувства, объясняя, что им больно, страшно или неприятно. Это поможет ребёнку не закрыться в себе и, избавит от определённых комплексов во взрослой жизни.

Задавать вопросы

Желание почемучки удовлетворить своё любопытство необходимо поощрять. В старшем возрасте это будет полезным, так как ребёнок не будет бояться задавать вопросы учителю, а во взрослой жизни свободно общаться с начальством.

Уметь сочувствовать

Научить ребёнка помогать больному животному, одинокому старику необходимо, чтобы он умел сочувствовать. Разговор об определённых жизненных ситуациях, о чужой боли, помогут понять ему, что такое сострадание и как важна именно его помощь.

Правильно питаться

Пищевые привычки закладываются у детей от родителей. И для того чтобы в дальнейшей жизни у ребёнка не возникало неправильных привычек в питании, необходимо с детства закладывать в них привычку к здоровой пище.

Делать зарядку

Для того чтобы ребёнок рос трудолюбивым, он должен трудиться над собой с самого детства. Поэтому родителям под силу приучить, даже на собственном примере, не лениться и, иногда пересилив себя, сделать зарядку. Да и здоровье ещё никому не помешало.

Понимать природу денег

Одной из задач родителей – обучить ребёнка финансовой грамотности для того, чтобы дети смогли грамотно распоряжаться денежными средствами в старшем возрасте и во взрослой жизни.

Научить оптимизму

С детства необходимо приучить ребёнка верить в лучшее, быть уверенным в своих силах и способностях. Самое главное, дети должны чувствовать, что сами родители верят в них.

Доводить дело до конца

Столкнувшись с тем, что не получается выполнить какую-либо задачу, ребёнок теряет интерес к этому. Родители могут давать ребёнку посильные задания, увеличивая их сложность. Испытав удовлетворение от выполненной задачи, ребёнок приучиться доводить дело до конца.

Кроме всего, ребёнка можно научить приучить к личной гигиене, заботе о близких. Все эти навыки, заложенные родителями, помогут ему в дальнейшей жизни.

— Чтобы я научилась ходить "за ручку", однажды вечером моя мама потерялась в толпе. Со мной был папа. Я жутко переживала за маму, плакать не могла от ужаса. Я не могу припомнить педагогического эффекта - стала ли я послушнее? Но всю жизнь помню этот жуткий вечер, черную толпу людей и звенящую тишину внутри.

Быть смелой

У меня вагон таких историй из детства. И из лодки выпихивали, и дверь специально на ночь закрывали, чтобы перестала темноты бояться, и с горки запускали с крутой на лыжах, мяч в лицо кидали, потому что боялась. И много всего. Долго пришлось со специалистами прорабатывать во взрослом возрасте.

Не открывать двери незнакомым

— У меня знакомого мама оставляла одного дома в 4 года, и решила научить его не открывать двери чужим. Стучалась, скреблась, говорила грозным не своим голосом, чтобы открыл.

Соблюдать правила дорожного движения

— Меня отец оставил на одном конце, а сам прошел через неоживлённую дорогу на другой конец. Мне было, наверное, где-то 4-6 лет. Я помню, как очень испугалась, расплакалась. Для меня это было не уроком самостоятельности, а создало чувство, что тебя бросили. Чувство предательства на всю жизнь.

Источник фото: 99px.ru

Не перечить

— А меня мама, когда я не хотела выходить из моря, притопила немного и села сверху, и пока я чуть не захлебнулась, не отпускала. Это было сделано для того, чтобы я слушалась с первого раза.

Быть дома в одиночестве

— Меня оставляли дома одну. И в 4-5 лет я страшно боялась, что мама не придёт и я умру с голода.

Поддерживать слабейших

— Родители оставляли нас одних с сестрой (младшей) дома на полдня. Не помню, сколько нам было лет, но в садик я ещё не ходила. И мы сидели в кроватке, обнявшись, и плакали от отчаяния, что за нами никто не придёт и мы здесь умрём. И нужно было ещё утешать сестру, что они скоро придут. Я говорила это, гладила ее, но сама не верила и плакала. Вспоминаю и до сих пор слезы в глазах

Кататься на велосипеде

— Меня так учили ездить на двухколесном велосипеде. Дедушка сзади шел и держал за багажник. А потом оглядываюсь - его нет. Тормозить не умею. Упала, правда, не сильно. Ездить научилась, но плохо и боюсь.


Источник фото: jeniasofronov.ru

Быть здоровым

— Меня лечили от простудных заболеваний луком и чесноком. Их надо было есть без ничего. Однажды мама заставила съесть сорт синего лука, пообещав, что возьмёт меня с собой на свадьбу, я ела и давилась, но обещание родители не сдержали. До сих пор ей вспоминаю этот случай и терпеть не могу сырой лук, хоть знаю, что он полезный.

Не лезть куда попало

— Из того, что не помню - 6 месяцев мне было. Мама с гордостью рассказывает, как она прислонила мою ручку к раскаленной затворке печки, чтоб больше я к ней не тянулась.

Быть самостоятельной

— Меня мама в 5 лет хотела научить саму ездить на фигурное катание на двух троллейбусах с пересадкой. Садила в конец троллейбуса, а сама пряталась в начале и наблюдала, как я себя веду одна и выйду ли на пересадке. Что уж тут говорить, я все детство терпеть не могла коньки.

Ориентироваться в магазине

— Оставить у кассы в магазине и учесать за забытым маслом/хлебом,это прям классика, да? Жили мы скромно, я боялась, что тетя кассир точно знает, что у меня нет денег и как дойдёт моя очередь, то станет смеяться или кричать. И я боялась поменяться в очереди,потому что раз мама сказала стоять здесь,значит надо стоять здесь.

Аккуратности

— Папа приучал меня к порядку: если я не подмету пол перед школой (2-ая смена), он мог сделать это сам и высыпать содержимое совка мне под подушку (обычно пугал, но кажется разок было). И еще наставлял, что если я не буду гладить мужу рубашки (когда вырасту и выйду замуж) - муж выгонит меня поганой метлой. Мой муж живет в моей квартире, любит пылесосить, и ненавидит рубашки.

Не бояться

— Меня "отучали" бояться гусениц, тем, что папа заставлял их брать в руки (к счастью, мама вмешалась). Гусениц до сих пор боюсь до паники

Решать самостоятельно школьные проблемы

— Я помню, как пошла в первый класс в первый учебный день. На первое сентября меня привели родители, познакомили с учительницей, показали класс, а второго дали рюкзак и сказали "иди". До школы я как-то дошла, минут 20 пешком, но все время по прямой. А в школе потерялась. Помню, как наматывала круги по коридорам, лестницам, этажам и не могла найти, где же мой класс. Ещё страшнее было от того, что я понимала, что урок скоро начнётся и я опоздаю.


Источник фото: uraldaily.ru

Не кусаться

— Я кусалась в садике. После пары жалоб воспитателей, мама привела меня домой, завела в туалет, намазала язык толстым слоем горчицы и закрыла меня в туалете.

Кататься на коньках

— Меня папа учил на коньках кататься: отвез на середину катка и уехал. А я не могла добраться до него. Помню, плакала и на коленях ползла, сильно лоб расшибла, а он все-равно стоял и ждал. Сейчас мне 39 лет, на коньках не катаюсь и не тянет. С папой отношений нет. Интересно, что я помню как-будто это был лес вокруг и я одна на льду, а по факту это был городской каток. Мне было 5 лет.

А что помните о своем детстве вы?

(5 голосов : 4.6 из 5 )

Каясь в своих многообразных прегрешениях, мы, родители, часто забываем о том, что иногда учим детей восьми . И даже не подозреваем об этом.

1) Чревоугодие

Только вдумайтесь: практически ежедневно мы заталкиваем эту страсть нашим детям в рот, восклицая: «Доедай все и чтобы без разговоров» или «Съешь всю кашу, получишь конфетку!». Покупая всякие сладости без повода, закидывая по привычке в корзину с покупками – конфеты, чупа-чупсы, киндер-сюрпризы и прочие сладости, мы потакаем желудку и сдаем ему в рабство собственных детей. Сюда же можно отнести и кусочничество в перерывах между едой, неконтролируемый доступ детей к печенькам. А ведь чревоугодие – корень всех последующих страстей.

2) Блуд

Кажется, что приучить ребенка к блуду может только неадекватный родитель – извращенец. Но если задуматься, если вспомнить и проанализировать моменты нашей жизни, приходит понимание, что блуд начинается с якобы невинных сцен-диалогов-ситуаций. Самое стандартное знакомство начинается с телевизора. Причем это не обязательно «фильмы для взрослых», которые и взрослым-то грех смотреть. Это может быть и совершенно банальный сериал с нелепым сюжетом, где блуд заложен в фабуле, это может быть сцена во время рекламы и т.д. Затем ребенок знакомится с блудом в собственной семье. Горе родителям, живущим в блудном сожительстве (не путать с гражданским браком), ведь их формула счастья «браки рождаются на небесах» не одобряют в «небесной канцелярии». Но и в узаконенных браках тема блуда проявляется в разговорах взрослых о том, кто, где и с кем «живёт», развелся, встречается… Разве это предмет для гордости и радости, когда четырехлетняя дочь «сходит с ума» от разлуки с мальчиком из-за перевода в другой садик, а мама ей при этом говорит – «забудь ты его, у тебя таких еще будет…»

3) Сребролюбие

Мы стараемся учить детей не быть жадными. Заставляем их делиться. На время, правда. Или меняем одну жадность на другую – «Дай мальчику поиграть в машинку, а он тебе свою даст». То и дело слышишь на улице, как мамы одергивают детей, которые хотят забрать чужое. Но если совсем маленьким это простительно, т.к. они только познают мир и не понимают границ свое-чужое, то детям старше трех лет необходимо объяснять, что жадность и скупость – очерняют нашу душу. Вместо этого многие родители идут на поводу у новомодной психологии, которая говорит о том, что игрушки и вещи ребенка – это его личная собственность, и он имеет полное право не делиться ими.

А как мы мотивируем детей учиться? Окончишь четверть на пятерки – получишь самокат, или приставку, или новую сумочку, или лучше деньгами? Да, давай деньгами, копи, и в конце года купишь себе что-то большое и дорогое. А еще лучше – подарю-ка я тебе монополию, чтобы развить предпринимательские качества! Разве плохая игра? Очень даже хорошая – развивает способности разные. Подумаешь, что цель игры - «рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков». Зато бизнесмен вырастет, деньги научится считать, вот!

4) Гнев

Часто приходится сталкиваться с выбором «дать сдачи» или «подставить щеку». Не правы те, кто без разбора учат детей махать кулаками, воспитывая в них злобу, мстительность и агрессию. Но не правы и те, кто не прививают умение постоять за себя. Самый тяжелый случай – если ребенка учат не вмешиваться в чужие дела. Подумаешь, слабого обижают или над скромной девочкой издеваются, пройди мимо – не твое это дело. В таких ситуациях гнев как раз-таки уместен, потому что он праведный. Блаженный говорит : «иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены ».

5) Печаль

«Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?», — поется в песне известного музыканта. А Бальзак писал: «Ничто так не пьянит, как вино страдания ».

Часто мы надеваем угрюмую маску матери уныния, примеряем на себя роль этакого страдальца. Причем зачастую совершенно по незначительным поводам. Для кого-то поводом опечалиться становятся бесконечные политические распри. Если родители и старшее поколение постоянно причитают «В этой стране всё хуже некуда», «Жизнь с каждым днем всё тоскливее и тоскливее», «Непонятно, куда всё это катится». И это угрюмое лицо, безнадежные монологи изо дня в день видит и слышит ребенок. Радостнее ему от этого живется? Вряд ли. А если взрослые просто любят печалиться – тушите свет. Никакой практической пользы от мнимой печали нет, только деструктив, который ребенок примеряет на себя, и начинает печалиться, как взрослый: и крокодил у него не ловится, и кокос не растет.

Вместо того чтобы заниматься совместным творчеством, делая себя и мир лучше, родители загоняют ребенка в серый, мрачный, беспросветный угол, из которого все выглядит ужасно, как в зеркале тролля из сказки Андерсена.

Депрессия и стресс стали синонимами жизни, а ведь они – дети печали. Родители, пребывающие в постоянном стрессе, принимающие антидепрессанты, загоняют в угол себя и своих детей. Обвиняя во всем обстоятельства и окружающих, мир, природу, политиков, врачей, бабушек в церкви, тётенек на почте, милиционеров на дороге, они не хотят искать бревна в собственном глазу. А ведь именно там прячется истинная причина этого упаднического состояния души!

«Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только провоцируют её. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя» .

6) Уныние

Продемонстрировать его легче всего получается у родителей: устал после работы – пошел спать раньше времени, ничего толком не сделав. Выходные пришли – наконец, посижу, телевизор посмотрю, идти куда-то лень. Убираться лень, готовить лень (закажем пиццу на дом, пойдем в кафе поедим и т.д.). Другая крайность – уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения. Это когда дома сидеть невозможно, родителям с детьми невыносимо в четырех стенах, скучно, и они постоянно придумывают приключения – развлечения.

Развить чувство внутренней неудовлетворенности, а впоследствии и уныние помогут следующие фразы: «У тебя не получится, ты еще маленький», «Не надо, я сама все сделаю», «Руки у тебя не из того места растут» и др.

7) Тщеславие

О, это же необъятный простор для родительской фантазии! Сюда относятся все долгожданные победы наших детей, все рассказы об этих победах друзьям и родственникам. Хвастаемся при детях о детях.

Новшество этой страсти – снимать ролики со своими детьми на youtube, завоевывать популярность, просить лайки, а также просить детей просить лайки для увеличения числа подписчиков, прививать любовь к славе. А от тщеславия недалеко и до гордыни.

8) Гордыня

Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим мы показываем и на собственном примере, если ведем себя соответствующим образом по отношению к ближним. Дети видят, что родители не хотят уступать друг другу, не хотят идти на примирение, гордость же не позволяет первому сделать шаг и признать свою неправоту. Дети слышат в разговорах взрослых само-возвышение над другими, чувствуют пренебрежительный тон в отношении каких-то других людей, и впитывают это в себя, считая за норму.

«Ты мой самый замечательный (умный, красивый и т.п.) ребенок на свете!» «Ты этого достоин» или «Мой ребенок выше этого» и пр.

Если это повторять регулярно вместо молитвы, ребенок будет думать, что он – пуп земли, самый-самый ее центр. Мальчики и девочки с высоким о себе мнением становятся заносчивыми, высокомерными зазнайками. А ведь родители ничего плохого не имели в виду, поддерживая на плаву их значимость и самость.

Бытовых ситуаций с перечисленными страстями – великое множество. Мы учим смертным страстям детей, передаем наши грехи им, а они – своим детям. И так будет до бесконечности, пока не будет разорван порочный круг нашими собственными усилиями в воздержании, целомудрии, нестяжании, кротости, надежде, трезвении, смирении и любви.

Для того, чтобы наши дети в своей жизни были более успешными, чем мы, более умными и более счастливыми, родителям необходимо передавать им свой многолетний опыт, опыт своих ошибок и позитивный опыт достижений. Кроме того, каждый родитель уже к тому моменту, когда становится этим самым родителем, накапливает свой багаж убеждений, который также нужно вложить в своего ребенка.

Чему же каждый родитель должен научить своего ребенка? Какие знания и навыки он должен вложить в свое чадо, чтобы сделать его будущую жизнь более счастливой и удачной? Для начала научитесь сами, а потом научите своих детей следующим вещам:

1) Любить и ценить себя и результаты своего труда

Помните, как мы относимся к себе, так и относимся к другим людям. Так и в ответ на наше отношение другие люди будут относиться к нам. К примеру, женщина должна всегда хорошо выглядеть, так как если она отправится на встречу не причесанной, без макияжа, в мятой одежде, значит, что она не уважает ни себя, ни людей, которые на эту «картину» смотрят. Очень важно научиться ценить собственное предназначение, свою миссию на этой земле, иначе очень сложно будет реализовать собственные таланты и возможности. Родители! Если вы сами не научитесь любить и ценить себя, следить за своим здоровьем и внешним видом, вы не сможете научить этому своих детей! Помните, здоровая мама может дать больше радости и счастья своим детям, чем «загнанная лошадь». Прививая своему ребенку любовь к себе, постарайтесь избавиться от привычки упрекать и унижать его, так как постоянные упреки крайне негативно сказываются на самооценке ребенка.

2) Говорить о своих чувствах

Говорите своему ребенку что вы испытываете, когда он совершает определенные действия. Например, если он сделал что-то такое, что противоречит вашему курсу воспитания, скажите ему, как вы его любите и как расстроились из-за его проступка. Со временем ваш малыш научится объяснять свои поступки и эмоции, которые эти поступки вызываю, а также сможет объяснить причины своих слез и страхов.

Однако не все дети готовы в открытую говорить о своих чувствах. Некоторые из них просто молчат или замыкаются в себе. Но если вы в течение нескольких месяцев будете практиковать эту методику при общении с ребенком вы заметите как возросло доверие и понимание между вами.

3) Проявлять интерес к окружающему миру и не стесняться задавать вопросы

Всеми силами постарайтесь развивать у вашего ребенка любознательность и открытость к окружающему миру. Читайте и покупайте ребенку книги, где написано откуда что появилось, как происходят различные явления и как делают разные вещи. Никогда не говорите своему ребенку, что ему еще рано знать ответы на вопросы, которые он задает, иначе у него вообще пропадет интерес к окружающему миру и доверие к вам. Согласитесь, что ведь именно родители — это те люди, которые должны открывать для малыша окружающую действительность.

4) Понимать, что на глобальные жизненные вопросы у каждого человека есть свой ответ

И этот ответ зависит от жизненное опыта. А жизненный опыт, как известно, у всех людей разный. И у каждого будет своя правда, которая строится на личных , а убеждения на все том же личном опыте. Задавая глобальные вопросы о смысле жизни, о рождении и смерти, ребенок познает мир во всем его великолепии и, одновременно, во всей его жестокой реальности, параллельно адаптируясь к действительности. Подобная адаптация «раскрывает ребенку глаза» и постепенно на фоне пережитых эмоций формирует его эмоциональную устойчивость.

Патрик Мабилог, христианский писатель, блогер и тренер в сфере лидерства, в своей статье на Christian Today рассказал чему должны родители-христиане научить своих детей, прежде чем те «улетят из гнезда».

Патрик Мабилог отметил, что момент, когда ребенок должен будет покинуть родительский дом, обязательно наступит. Наши дети «улетают из гнезда» и начинают жить самостоятельно за пределами нашего безопасного дома. И от родителей зависит не станет ли эта самостоятельная жизнь проблемой для их детей.

Библия уподобляет родителей воинам, которые готовят стрелы. Стрела должна быть выпущена и достичь цели. Если стрела осталась в колчане, она навсегда потеряет свое предназначение и призвание. И мы, родители, должны подготовить наших детей достичь предназначенной им цели и исполнить свое призвание. И сделать это нужно до того, как их самостоятельный полет начался.

В своей статье Патрик Мабилог обозначил пять основных сфер подготовки наших детей.

1. Зависимость

Наша задача как родителей научить детей зависеть не от нас, не от друзей, общества или еще чего-нибудь. Наша задача научить детей зависеть от Бога. И мы сами, и наши дети должны знать, что мы зависим от Бога, только Он источник нашей жизни.

2. Принятие решений

Когда человек от кого-то зависит, он полагается на решение этих людей. Отцовство не только предполагает принятие правильных решений, но и процесс научения детей самостоятельно принимать решения, полагаясь на Бога, ища Его руководства и водительства.

3. Ведение дел

Одной из величайших проблем жизни, по мнению автора, является забота о том, что нам доверили. Многие родители предпочитают, чтобы основным принципам жизни детей научили в школе или в детском служении. Но именно на родителях лежит ответственность своим примером учить жизни своих детей.

4. Цели и направления

Когда перед стрелой есть цель, больше вероятность того, что стрела полетит в правильном направлении. На нас, родителях, лежит ответственность помочь нашим детям найти свое призвание и предназначение. Но здесь нужно быть внимательными, чтобы не направить детей туда, куда мы хотим, а не куда Бог призвал их следовать.

5. Границы

С самого начала жизни ребенка родители определяют для него границы. Но затем очень важно, чтобы мы научили своих детей самих устанавливать свои границы, правила жизни и следовать им. Нам нужно дать понять детям, что правила и границы в их жизни важны и существуют для их блага.