Что делать, если дочь дружит только с мальчиками? Если мальчик растет девочкой (и наоборот) Мальчик 7 лет предпочитает играть с девочками

Вопрос: Моему сыну 5 лет. Он в детском саду играет только с девочками, и то только со спокойными. Ему нравятся куклы, особенно волосы.

А с мальчиками сыну неинтересно. Он не любит играть в машинки — вот поэтому мальчишки и не берут его в игры. Вывод: значит, у него нет друзей, и он не хочет ходить в детский сад. Или у него другая ориентация.

Мы с папой очень сильно переживаем. Хотим сыну все самое лучшее. Анна.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Вот и позвольте ребенку быть собой!

Среди моих знакомых есть один почитатель женской красоты, который в детстве тоже очень любил играть в куклы с девчонками, и в дочки-матери, и во все «женские» игры. С мальчиками тоже играл, но машинки ему не очень нравились.

И что получилось? По поводу его ориентации нет сомнений. Ни одна привлекательная женщина не остается без его внимания. Хотя человек он весьма сдержанный и хорошо себя контролирует. А вообще он очень одаренный художник.

Дорогие родители, не бойтесь отличаться от среднестатистических граждан. И позвольте это делать вашим детям.

Ну, не верю я, что вы хотите вырастить из своего ребенка серую заурядную личность. Не нужно в каждом отличии видеть или болезнь, или порок. Это стереотипное мышление, навязанное нам извне, заставляет стремиться быть серыми мышками, незаметными в толпе, иначе говоря, быть «как все». Так есть опасность действительно затеряться в безликой массе, утратить свою индивидуальность, а вместе с ней и счастье самореализации, и простое житейское счастье, и простую человеческую радость, наполняющую жизнь.

Прекрасно, что Вы хотите дать сыну все самое лучшее! Пожалуй, среди это самого лучшего — ваша искренняя, безусловная любовь и принятие его таким, какой он есть. Все дети рождаются прекрасными, но каждый по-своему.

Родителям дается, как дар, счастливая возможность разглядывать разные грани личности своего малыша, любоваться им, наслаждаться его особенностями, всеми этими милыми штучками, которые наполняют его, малышовскую жизнь.

Можно попробовать просто немного расширить свои горизонты. Если присмотреться, мы сами себя огораживаем высокими заборами от очень многих явлений, которые не нравились нашим родителям и воспитателям. Что поделаешь — привычка. На самом деле в мире гораздо больше необычных и удивительных, благоприятных и просто прекрасных возможностей и вариантов, чем это принято думать. Мы можем продолжать отгораживаться от них, наращивать броню, пугаясь нового и называя его «плохим» и «вредоносным». Но новое все равно будет пытаться достучаться до нас, проложить дорогу к нашему сердцу.

Так не лучше ли распахнуть свою бронированную дверь, поднять жалюзи, открыться солнцу и свету? Ну, ладно, не распахнуть, для начала хотя бы приоткрыть осторожно.

С кем играет Ваш ребенок?

Надвоцкая Г. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с другими людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. А в дошкольном возрасте универсальный способ для общения - это игра.

Выбор ребенком друга или друзей с определенными качествами, особенностями поведения для общения может о многом рассказать. Во многом этот выбор обусловлен темпераментом и характером ребенка, но так, же определяющее значение имеет и его эмоциональное развитие, внутренние проблемы.

Итак, проанализируем выбор ребенка.

Возраст

    Ребенок легко идет на контакт с любой возрастной категорией

    Если это описание относится к вашему ребенку, то вам можно только позавидовать - ваш ребенок наделен так называемым социальным интеллектом. (Социальный интеллект - способность понимать и прогнозировать поведение людей, замечать и верно истолковывать детали человеческого общения)

    Вероятнее всего, он достаточно эмоционально устойчив, имеет положительные установки по отношению к окружающему миру и людям. Таких детей немного и им не присущи такие проблемы как тревожность, страхи, низкая самооценка, стеснительность и пр.

    Ребенок предпочитает играть со сверстниками

    Большинство детей предпочитают играть со своими сверстниками. Это вполне естественно, так как уровень их социального развития находится примерно на одном уровне и интересы чаще совпадают. Такой выбор подкрепляется и современной практикой посещения детского сада, где ребенок общается преимущественно только в своей группе, где собраны его ровесники.

    Ребенок больше любит играть с детьми, которые старше него

    Может быть несколько причин: ребенок опережает интеллектуальное развитие сверстников, он «перерос» их игры, интересы; у ребенка недостаточно хорошо развито умение общаться «на равных». Часто таковыми оказываются единственные дети в семье, не посещающие детские дошкольные учреждения. Нередко дети, воспитанные как кумиры семьи и ожидающие к себе симпатии, снисхождения и уступок от всех окружающих, не могут ужиться со сверстниками, зато старшие дети могут находить их позицию очень детской и забавной, что делает их общение бесконфликтным.

    Ребенок предпочитает играть с малышами

    В таких играх старший ребенок чувствует себя умелым, опытным. Особенно любят возиться с малышами девочки, это обусловлено становлением ролевого поведения (девочки «примеряют» на себя роли мамы, учительницы, наставницы и т.д.) Игра с младшими является полезной, но стоит задуматься, если при этом ребенок практически не играет со сверстниками. Возможно, на то есть причина – его не принимают ровесники (например, в ситуации перехода в другое детское учреждение, либо недостаточно развиты коммуникативные навыки и пр.) В таком случае ребенку необходима помощь родителей или психолога.

    Ребенок предпочитает играть только со взрослыми

    Зачастую такой ребенок имеет хорошо развитую "взрослую" речь (в которой употребляет термины и сложные обороты), "степенное" поведение и весьма интеллектуальные увлечения. Возможно, это единственный ребенок в семье, с самого раннего детства лишенный возможности общения с другими детьми. Он не посещает детский сад, а находится дома с бабушкой, мамой или гувернантками. Попадая в детский коллектив в школьном возрасте или раньше, такие домашние дети пугаются детских игр. В отличие от игры со взрослыми в них всегда есть непредсказуемость, некоторый риск и соперничество.

До 2- х лет малышам все равно, кто с ними играет – мальчик или девочка.

Около 3-х лет ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность (Я- девочка\ мальчик), поэтому 3-4-х летние дети могут предпочитать играть с малышами своего пола. Игры у мальчиков и девочек начинают различаться, если первые предпочитают играть с машинками, конструктором, то вторые (девочки) выбирают куклы, мягкие игрушки и т.п. Мальчики чаще девочек играют в подвижные, шумные игры.

Если вашему ребенку интереснее играть с детьми противоположного пола. Понаблюдайте за тем, как именно он играет. Если вы заметили, что мальчик играет в куклы, это, разумеется, еще не значит, что у него есть трудности в развитии. Дети этого возраста очень склонны к подражанию в игре, поэтому мальчик просто может копировать действия девочек. Но если мальчик явно избегает «мальчиковых» игр и развлечений, стойко предпочитает общество девочек, взрослым стоит задуматься. За таким поведением могут крыться серьезные проблемы, исходящие из ошибок в воспитании, внутренние страхи ребенка. Нужно обратить внимание, как часто общается ребенок с папой, дедушкой (есть ли у него пример достойного мужского поведения); кого хотела мама во время беременности – сына или дочку, как это отражается на ее отношении к сыну. То же касается и девочек, упорный отказ от «девичьих» игр может указывать на ряд проблем в эмоциональном состоянии.

В 5-6 лет эта тенденция к раздельным играм еще более проявляется. Одновременно с этим возрастает интерес ребенка к детям противоположного пола. Однако для мальчиков уже становится неприемлемым играть в "девчоночьи" игры, поэтому, если и встречаются совместные игры, то часто мальчикам в них может быть заготовлена мужская роль, а девочкам - женская, или же все роли не имеют половых отличий. Так дети могут играть в "дочки-матери", где мальчик будет папой, работающим шофером (или капитаном, словом, будет ездить где-нибудь, не мешая традиционной игре), или же в "магазин", где каждый ребенок - просто покупатель и половые различия не важны.

Если ваш сын любит играть с девочками (или дочь - с мальчиками), то, прежде всего, проанализируйте, какие роли он (она) выбирает в этих играх, а затем постарайтесь понять, что является некомфортным для ребенка в общении с детьми своего пола и не поддерживаете ли вы сами такой выбор. Нередко бывает так, что маме очень нравится иметь мягкого, спокойного сына (и тем самым она неосознанно поощряет его к женскому стилю поведения, который выражается в игре), или папа восхищается тем, что его дочь "настоящая пацанка" (разумеется, девочка будет оправдывать это, чтобы не разочаровать отца).

С 6-7 лет мальчики и девочки становятся более терпимые друг к другу. На какое-то время их всех объединяет общая роль учеников и школьные интересы, игры на переменах чаще всего подвижные у всех ребят. Так что если ваш первоклассник (или второклассник) любит играть с детьми противоположного пола, то в данном возрасте это не очень показательная характеристика. Тем более если речь идет об интеллектуальных играх. Хотя большинство детей все-таки сохраняют в играх предпочтение к "товарищам по полу".

Количество детей

Так же, как и взрослые, некоторые дети любят быть членами большой шумной компании, а некоторые - тихо поиграть с одним-двумя партнерами. Какую-то из этих позиций вряд ли можно считать более выигрышной. Но и та, и другая - показательны. Первая говорит о том, что ребенок скорее склонен к экстраверсии - то есть его личность больше направлена на людей и предметы окружающего мира, он весьма общителен, хорошо адаптируется в обществе, умеет проявлять гибкость при взаимодействии с разными людьми.

Если же ребенок больше удовольствия получает от игры с одним или двумя детьми, то, скорее всего, он - интроверт. То есть его личностные интересы сосредоточены на собственном внутреннем мире, ему более ценно то, что происходит в его душе, чем в мире, он склонен к самоанализу. Такая позиция иногда может сочетаться с некоторой замкнутостью, но зато внутренний мир таких людей может быть богат и гармоничен.

Кроме этих личностных характеристик, дети могут отличаться в игре и склонностью к соревновательности или сотрудничеству, предпочтением интеллектуальных или подвижных игр, акцентированием внимания на отношениях или предметах. Поэтому перечисленные качества также могут стать причиной, по которой ребенок отвергает совместные игры с некоторыми детьми. Все эти различия влияют на то, с кем приятнее играть ребенку.

Однако заметим, что если у ребенка хорошо развиты коммуникативные навыки (умение общаться), то разница личностных игровых предпочтений не должна приводить к серьезным конфликтам или одиночеству - он всегда сможет договориться о чередовании интересных и неинтересных ему игр, найти прелесть в играх с иным, чем он сам, человеком.

Теперь стало понятно, внимательный взрослый может много узнать о ребенке, наблюдая, с кем он играет, какие роли предпочитает на себя брать.

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Гай Серегин

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате - это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор - только один.

Машинка

Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту . Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства - это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.

Оружие

Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость - дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему . Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, - это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.

Солдатики

Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудьзамшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.

Кукла

Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, - пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. - Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла - это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самогомелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшейфункции нашего вида - общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, - продолжает Оклендер. - Кукла - это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка - это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека - брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.

Плюшевый мишка

Или зайка, собака, лошадка - не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже-ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам , боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.

Конструктор

Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор - любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.

Неигрушки

В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него - новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное - типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С однойстороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.

Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают - тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.

С кем обычно играют девочки? Конечно, с девчонками! Вместе они рисуют, наряжают кукол, играют в различные игры. А что делать, если дочь дружит только с мальчиками? Да, и такое бывает. , кстати, тоже любила играть с мальчишками в машинки и часто гоняла с ними на велике. 🙂 При этом девочки — пацанки равнодушны к красивой одежде и всяким бантикам-заколочкам: что мама даст надеть, то и ладно. Нужно ли корректировать поведение дочери, и как это сделать?

А стоит ли заниматься коррекцией поведения дочки? Для начала попробуйте разобраться в себе: что вы чувствуете, когда думаете, что дочь не настолько «девочка», как вам бы хотелось? Возможно, вам становится стыдно перед окружающими («а что подумают люди?»). А может, вы злитесь на ребенка или разочаровываетесь в нем? Или же считаете, что как-то не так воспитываете дочку? Как бы там ни было, знайте: девочка чувствует, как вы к ней относитесь, и, если в отношениях между вами появляется негатив, она может заполучить комплекс неполноценности в отношении своей «неправильности». Этого-то как раз необходимо избежать.

Да, не так-то просто отказаться от того, что вы ждете от своего ребенка. Да, вы хотели бы видеть в ней больше «девочковости». Да, вы бы предпочли, чтобы она больше играла с девчонками, любила платья, смотрела сказки про принцесс. Чтобы она играла не в «казаки – разбойники», а игры для девочек.

Не ждите, что она должна быть именно такой, какой вы загадываете. Лучше присмотритесь к дочери и помогите ей раскрыться.

Конечно, куда проще запретить ей играть с мальчишками, возведя это в категорию запретов. Но сделают ли ваши запреты ее и вас счастливыми? Да, ваша девочка любит гонять на велике, строить шалаши, ходить в походы, играть в . И если вы сейчас запретите ей это, говоря, что девочка должна вести себя по-другому, она может заявить протест – как реакцию на любое ограничение. И в итоге вы можете вообще отвратить ее от всего девичьего: коротко подстрижется, станет носить одни джинсы и вести себя по-мальчишески. Вы этого хотите?

Посмотрите на себя не как на маму, а как на женщину. Вы довольны своей женской сутью? Нравится ли вам наносить макияж, одеваться в красивые платья и ухаживать за собой, стараясь сохранить свою красоту? В чем для вас выражается привилегия женственности? А ведь дочка может научиться женственности только у вас, своей мамы, и если ваша женственность свободная, раскрытая, цветущая, согретая заботой и теплом любимого супруга – безусловно, дочь тоже захочет быть такой, как вы! 🙂

Добрый день! Моему сыну 5,5 лет. Ходит в сад. Дома он ведет себя очень активно, чувствует себя лидером в семье, всеми "командует". В саду же он - тихоня. Играет в саду почти исключительно с девочками, мальчики его в свои игры не берут (как он мне объясняет, мальчики не хотят играть по его правилам). Дружит только с одним мальчиком, который игнорирует его в присутствии других детей (когда идут вместе домой, то вроде дружит с этим мальчиком). Получается, что за этим мальчиком он бегает "хвостиком", хочет, чтобы он играл только с ним, а если нет, то играет с девочками. Мои родители тоже заметили эту его особенность дружить только с девочками. Говорят, что нам нужна консультация психолога по поводу его половой идентификации. Дома любит готовить, куклами не играет. Машинками играет, но не очень охотно. Уже не знаю, что и думать. Все ли в порядке с моим сыном? Как его научить играть с мальчиками?

Екатерина, Украина, 33 года

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Екатерина.

Думаю, что в любой ситуации, когда возникают вопросы или сомнения относительно воспитания или развития ребенка, очная консультация специалиста является приоритетной. В ходе очной консультации, у Вас появляется возможность обсуждать со специалистом не только те ситуации, которые вызвали у Вас тревогу, но и объективную обратную связь, которую Вам дает специалист, наблюдая Вашего ребенка и Ваши с ним взаимоотношения непосредственно. Такой режим работы более продуктивен. Возможно, высказывания Ваших родителей о половой идентификации сына вызывают у Вас тревогу, которая препятствует обращению к психологу очно. Вы чувствуете, что что-то нужно изменить, но затрудняетесь в конкретизации причины такого поведения. Опираясь на факты, описанные в Вашем письме, предположу, что те сложности, которые испытывает Ваш сын в детском коллективе, не имеют отношения к половой идентификации. Я бы акцентировала внимание на следующих аспектах воспитания ребенка: 1) Вероятно, Ваш сын единственный ребенок в семье. Следовательно, все взрослые (мама, папа, бабушки, дедушки и т. д.) стремятся уделять ему внимание, опекать (излишне) выполнять все его желания, делать что-либо вместо него, принимать за него решения там, где он и сам бы справился. Это привело к тому, что у ребенка недостаточно сформировались личностные границы. Пример: «Дети не хотят играть по моим правилам». То есть, ребенок может (и хочет) играть только по своим правилам, другие правила ему принять сложно. У него не получается идти на компромисс, в чем-то уступая, а на чем-то настаивая. 2) Сильная опека или запрет на выражение агрессивных чувств, приводит к тому, что ребенку сложно выражать агрессивные эмоции, а тем более выражать их социально приемлемыми способами. Услышать и принять чужие правила, предложить дополнительно к ним что-то свое - это здоровое конкурирование, в котором всегда присутствует элемент активного (агрессивного в положительном смысле) поведения. 3) Не имея возможности играть с мальчиками, Ваш сын присоединяется к играм девочек. Возможно, они принимают его правила или в ходе игры проявляют о мальчике заботу, но ему в этой ситуации (без конкуренции) гораздо комфортнее, чем с мальчиками. Но хоть он и играет с девочками, игры мальчиков для него выглядят гораздо привлекательнее. Он ведь бегает «хвостиком» за мальчиком, который готов с ним иногда играть, пытается включиться в игры мальчиков, пусть пока не очень успешно. Поэтому, думаю, проблема половой идентификации у Вашего сына не стоит. Рекомендации: 1) Составить режим дня и соблюдать его. 2) Дать ребенку возможность справляться самому с теми задачами, которые ему по силам. 3) Хвалить даже за самые маленькие успехи в плане самостоятельности. Хвастаться родственникам и знакомым его достижениями. 4) Иногда просить у него посильной помощи. 5) Ввести определенные обязанности. Например: застилать свою постель и убирать свои вещи и игрушки. 6) Выделить время для каких-то общих дел с папой. Это могут быть какие-либо игры, беседы, прогулки, совместные походы в магазин за продуктами, то есть. приобщение к «мужским» делам. 7) Очная консультация психолога.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна.