Что такое пестушки? Пестушка - это инструмент воспитания, проверенный временем Утром, когда малыш проснулся

13.08.2018

Многие мамы, укачивая малыша на руках или играя с ним, вспоминают стишки и песенки своего детства - добрые, задорные пестушки да потешки, которые им напевали их мамы или бабушки. Этот метод развития младенцев через народное слово, вплетённое в игру, веками отточен и проверен. Но почему-то в современных семьях его заменяют новомодными методиками развития и воспитания. А зря.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить, любить и ухаживать. Руские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения.

Пестушки - это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

  1. Ритмичная, с чётким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
  2. Действия мамы - поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребёнка - которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках нет активных действий самого ребёнка. В них ребёнок только «принимает» то, что «даёт» ему мама. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу ещё могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придёт к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками и прочее.

Потешки — песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребёнка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки

Что дают пестушки и потешки малышу?

Проговаривая весёлые рифмованные пестушки или потешки, мама настраивает весь организм малыша на здоровый лад.

  • Не понимая поначалу обращённых к нему слов, ребёнок очень чутко улавливает ласковую интонацию матери, её доброжелательный настрой, который ему сразу же передаётся и вызывает ощущение надёжности, спокойствия, комфорта.
  • Знакомый и родной материнский голос способствует ответной реакции малыша, который вслушивается и запоминает слова родной речи, пытается их воспроизвести, начинает гулить и агукать, происходит тренировка его голосовых связок, а также развивается слух.
  • Пестушки всегда сопровождаются гимнастикой или массажем, которые помогают малышу понять и ощутить своё тело, его возможности, а также почувствовать через пестование безконечную любовь матери. Массаж - это некое общение, в течение которого нужно «увидеть» всего малыша - заглянуть в каждую складочку кожи, как бы сказать: «И ты нужна, и здесь всё хорошо».
  • Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми, пополняя их словарный запас.
  • Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребёнком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребёнок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении.

Как пестовать малыша

Эмоциональность взрослого способствует поддержке эмоциональной активности ребёнка, удовлетворению его эмоциональных потребностей. К приёмам эмоциональной поддержки относят перепады силы и высоты голоса, смену тембрового звучания, мимику, жесты.

Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь лёгкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки, п орастунюшки,

Поперёк толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперёк толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Для укрепления мышц руки ребёнка и развития его двигательных навыков взрослый может медленно разводить руки малыша, имитируя плавательные движения и приговаривая:

Лунь плывёт,

Лунь плывёт.

Так называемое «тютюшканье» направлено на укрепление мышц спины малыша.

Ай, тюшки — тюшки — тюшки!

Выросли лопушки.

Выросли лопушки -

Зарастали все лужки.

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Если ребёнок ударился, он ищет защиту, спасение от боли у своих родных и близких людей. Взрослый дует на больное место или поглаживает его, повторяя:

У сороки боли,

У вороны боли,

У Оленьки заживи.

Чтобы развеселить ребенка, подбодрить его, взрослый бодает его пальцами руки, поставленными как рожки:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ, топ,

Рожками хлоп, хлоп!

Кто соску сосёт,

Молоко не пьёт -

Забодаю, забодаю!

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. - всё это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!»

происходящее вызывает у ребёнка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может ещё выполнить самостоятельно.

Так полезны ребёнку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлёпывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на лёгкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Занимательны для ребёнка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,

Где были? — У Аннушки.

Что ели? — Оладушки.

Где оладушки? — Съели …

Нет оладушек!»

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,

Где были? — У Панечки.

Что ели? - Прянички!

Где прянички?

Съели…

Нет пряничков! (Руки ребёнка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребёнок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Игра называется «Ладушки» потому, что она налаживает работу детского организма. А что означает слово ладонь вы уже, наверное, догадались.

Постепенно пестушки сменяются потешками.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят такие потешки:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведёт его за собой. Ритм стиха задаёт и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребёнка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ — топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам —

В ямку — бух!

Взрослый подбрасывает ребёнка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,

Хороша дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком,

Бух в ямку!

Привлекает малышей и подбрасывание верхом на ноге, так называемое гушкание. При этом взрослый проговаривает более энергичные, быстрые потешки:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щёлкает орешки.

Чики, чики, кички,

Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели -

Все люди глядели,

Где они садились,

Все люди дивились.

Желание мам и бабушек вырастить дитя крепким, здоровым и сытым породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришёл кисель,

На лавочке присел,

На лавочке присел,

Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,

Будем Сашеньку кормить.

Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди её любят,

Все её голубят.



Вариант для мальчика:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребёнка по головке, держать за ручки или водить с ним хоровод.

Игры на базе акупунктуры

Немало среди подобных развивающих славянских игр с малышами и таких, которые воздействуют на энергетические меридианы и биологически активные точки, разглаживая, распрямляя и улучшая тем самым течение энергии в теле ребёнка.

На ладошках и на стопах есть точки-проекции всех внутренних органов. И все эти игры-сказки, которые многие из нас помнят из детства, не что иное, как массаж в игровой форме.

Кстати, в современном мире основные элементы тех игровых действий стали основной для профессионального детского массажа.

А выглядят эти игры очень просто.

Сорока-белобока

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-белобока кашу варила, деток кормила ” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

Начинать массажик следует с центра ладони. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание. Всё не так просто. Описывая работу “сороки-белобоки” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием “этому дала, этому дала… ” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе! ”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “меридиан лёгких”.

Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Сорока-белобока

Где была? — Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор —

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому — не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!


Пальчик-мальчик

Взявшись за большой пальчик малыша в районе ноготка, взрослый спрашивает: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Далее он прикасается к каждому пальчику на ладошке малыша и продолжает рассказывание: «С этим братцем — в лес ходил. С этим братцем — щи варил. С этим братцем — кашу ел. С этим братцем — песни пел». Дотронувшись до каждого пальчика, взрослый поднимает обе руки малыша вверх и поворачивает их из стороны в сторону над его головой и говорит:

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем -

в лес ходил.

С этим братцем -

Щи варил.

С этим братцем -

Кашу ел.

С этим братцем -

Песни пел.

Кую-кую ножку

Полезны игры и с ножками ребёнка, когда пальцами легонько стучат по ступне или по пяточке, прикасаются к каждому пальчику - такими незамысловатыми действиями улучшают кровообращение на ступне малыша. Взрослый «куёт ножку», приговаривая:

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

Надо коня подковать,

Чтобы дома ночевать.

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

За четыре мили,

Подковочки сбили.

Три колодца

В процессе этой игры идёт воздействие на меридиан лёгких — от большого пальца на руке вверх до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

- Пошёл Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

- Здесь вода холодная, нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб.

- Здесь вода тёплая, — мы регулируем работу лёгких.

- Здесь вода горячая.

- А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

В мокрую осеннюю погоду такая игра весьма кстати: и развлечение, и профилактика простудных заболеваний.

И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженных во взглядах, словах и их интонациях, в действиях и игре. Нужно уметь не только любить, но и проявлять свою любовь. А этому как нельзя лучше учат традиции наших предков, на которых выросло не одно поколение славных русичей. Потому и современным взрослым, желающим вернуться к своим корням и не лишать своих детей Родовой памяти , так важно овладеть приёмами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки и потешки - тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!

Когда ребёнок учится ходить:

Ножки, ножки,Куда вы бежите?
- В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
-Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
-Да бух!

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
-На головушки и сели.

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
-Шу-у-у - полетели,
На головушку сели.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели
-На головушку сели.

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре братаНавстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят,
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №39»

«Пестушки и потешки»

Воспитатель:

Помыткина Елена Александровна

ПЕСТУШКИ

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки».

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!» -

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели...
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Г. Лагздынь

Г. Лагздынь

Потягушечки

Вот проснулись.
Потянулись!
С боку на бок
Повернулись.
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки?
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними!


Топ-топ-топотушки,
Пляшет зайка у ворот,
Ходят ушки на макушке,
Глазки смотрят в огород.

Раз шажок!

Раз шажок! Два шажок!
Левый! Правый сапожок!
Я учу Алёшку
Топать понемножку!

Три-та-туш-ки

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Положили на подушки

Положили на подушки:
Куклы – щёчки,
Зайки – ушки,
Козлик – рожки,
Свинка – ножки.

Балалайка

Балалайка, балалайка!
Ну-ка, песенку сыграй-ка!

Ладушки

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!

Ребенок лежит на спинке, его оглаживают по бокам от плечиков до ступней, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Потолстунюшки, повертунюшки…

Ребенок лежит на животе, его поглаживают по спинке с приговоркой:

Что в горбу?

Денежки!

Кто наклал?

Дедушка!

Чем он клал?

Уполовничком!

Каким?

Золотым!

С. Вязовка Ковернинского р-на

После мытья ребенка «окачивают» (обливают) прохладной водой с приговоркой:

С гуся вода, с Дашеньки вся худоба! (худоба = болезнь), после чего еще и прыскают на ребенка святой или наговорной водой.

Когда ребенок делает свои первые шаги, кто-нибудь из взрослых, обычно бабушка, несколько раз ножом проводит перед ним короткие черточки на полу, приговаривая: «Рублю стращь (страсть, т.е. страх), рублю стращь» - это чтобы он ходил смело, не боялся.

С. Лапша Первомайского р-на

Когда девочке расчесывают волосы и плетут косу, приговаривают:

Рости, коса, из корню,

Приедет жених из городу,

По косу, косу,

По невесту хорошу!

С. Рожок Сосновского р-на

Ребенок лежит на спинке, бабушка, последовательно поглаживая волосы, лоб, рот с подбородком, грудь, животик, приговаривает:

Лес, полянка,

Бугор, ямка,

Ду- у –шенька, брю-ю-шенька,

А там королечек живет!

Взрослый берет рчки ребенка в свои и, хлопая ими, приговаривает:

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки.

Чаво ели?

Кашку!

Чаво пили?

Бражку!

Чаво на закуску?

Хлеба да капустку!

С. Федулово Ковернинского р-а,

Ладушки, ладушки, де были?

У бабушки.

Чево ели?

Кашку!

Чево пили?

Бражку!

Ели кашку с семечком, били его (её) веничком!

С. Рожок Сосновского р-на

Ладышки, д ладышки, где были?

У бабушки.

Чево ели?

Кашку!

Чево пили?

Бражку.

Кашка масленькыя,

Бражка слатенькыя.

Попили, поели,

Ши-и-ш, улетели! (При последних словах ручки ребенка разводят в стороны и слегка машут ими, как крылышками).

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Остынут – поедим

И воробушкам дадим.

А воробушки поели,

Шу-у, полетели,

На головку сели.

Г. Арзамас

Усадив ребенка к себе на колени, взрослый слегка подбрасывает его и приговаривает:

Таты, таты, таточки,

Да поморозил пяточки.

Стал на дыбочках ходить,

Стал девчоночек любить.

Берет в руку по очереди ножки ребенка и, похлопывая по подошвам ладонью другой руки, продолжает:

А мы ножку подкуем,

Чтобы бегала бегом.

И другую подкуем,

Чтобы бегала бегом.

С.Богоявленье Семеновского р-на

«Значит, вот я сажаю его (ребенка) на колени, и вот одной ногой о другую (подошвами):

Пошел мужик дрова рубить.

Отрубит да бросит,

Отрубит да бросит.

Уж так ему нравится!»

С. Белбаж Ковернинского р-на

«Хлопаю в ладошки (ручки ребенка в руках взрослого) и приговариваю ему:

Ты сорока- белобока,

Научи меня летать.

Не высоко и не низко,

Чтобы бабушку видать!»

Д. Казанцево Ковернинского р-на,

«Качаю на коленках и припеваю:

Ай туту, туту, туту,

Не вари кашу круту,

Вари жиденьку,

Вари сладеньку,

Корми Ваню маненьку.»

С. Б.Макателём Первомайского р-на,

Ребенок сидит на коленях у взрослого, который слегка подбрасывает его и приговаривает:

Тушки, тутушки,

Пекла баба витушки,

Пекла баба витушки

Про зятя про Илюшку.

(резко меняя ритм и интонацию)

Зять - говно,

Да не бывал давно!

С. Богоявленье Семеновского р-на,

Взрослый слегка переваливает ребенка с колена на колено, имитируя езду на телеге:

По кочкам, по кочкам,

По гладенькой дорожке,

По ухабам! По ухабам!

В ямку бух!

(роняет его между колен, подхватывая у самого пола).

Д. Долгушата Котельнического р-на Кировской обл.,

Иван-болван молоко болтал

(раскачивают ребенка в разные стороны),

Жена крива, молоко пролила

(«роняет» ребенка)

С. Б. Макателём Первомайского р-на,

Покачивая ребенка на своих коленях, взрослый приговаривает:

Кати, кати, катеньки,

Едет поп на кляченьке

(ссаживает ребенка с колен),

Попадья взади пешком

Подгоняет кляч мешком!

С. Липовка Арзамасского р-на

Взрослый перебирает пальчики ребенка, начиная с мизинчика:

Этому кашки, этому бражки,

Этому пивца, этому винца,

А этот сам пересоленький,

Хлеба съест.

Шу-у, полетели на головку,

С головки на брюшко,

А с брюшка Сереженьке за ушко.

С. Рожок Сосновского р-на

Сорока – ворона кашку варила,

Деток кормила:

(перебирает пальчики, начиная с мизинца)

Этому дала в чашке,

Этому в плошке,

Этому в ложке,

Этому в поварешке,

А этому ничего не дала:

(теребя большой палец)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты кашу не варил.

Сам дров наруби,

Сам воды наноси,

Сам кашу свари,

Сам кашу и ешь!

Вот пень

(касается ребром ладони запястья),

Вот колода,

Вот холодная вода,

Вот горячая вода,

Вот кипяток

(перемещает ребро ладони все выше, приближаясь к подмышке),

А вот щекоток, щекоток, щекоток!

(неожиданно шекочет ребенка).

Д. Долгушата Котельнического р-на Кировской обл..,

Сорока, сорока,

Кашу варила, гостей манила,

На порог скакала, гостей созывала.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала,

А этому не досталось.

Якимка, Якимка, сходи за мякинкой,

Дам тебе я кашки

На красной ложке,

На пешным (печном) окошке.

Кы-ы-ш, на головушку, кы-ы-ш!

С. Крутец Бутурлинского р-на

Сорока,сорока, где была?

Далёко.

Кашу варила,

Гостей манила.

Кашу на стол,

Гости за стол.

Кашу со стола,

Гости со двора.

Вариант:

Гости на двор,

Кашу за стол,

Гости со двора,

Кашу со стола.

Ши-и-ш, полетели,

На головку сели,

Песенку спели,

Опять улетели.

(ребенка покачивают в разных ритмах или хлопают его ладошками, а затем поднимают вверх и опускают на головку).

С. Б.Макателём Первомайского р-на

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шестка,

Одна липова доска.

Как на этой на доске

Лежал серенький коток,

Лежал серенький коток,

Раскудрявенький лобок.

Вот повадился коток

К двум старушкам в полгребок,

К двум старушкам в погребок

Красть сметану и творог.

Как заметили кота

Две старушки из окна,

Побежали за котом

С дубиною, с батогом.

Как ударили кота

Поперек да живота,

Повернулся наш коток

С боку на бок раз пяток.

Г. Арзамас,

Ах ты, котенька-коток,

Кудреватый твой лобок.

Вот повадился коток

Лазить в чужой погребок.

Лазитьв чужой погребок

По сметанку и творог.

Вот споймали кота,

Отлупили и бока

И повесили кота

На шабровы ворота.

Вот те, котенька-коток,

И сметанка, и творог,

И сметанка, и творог,

И парное молоко!

Д. Лапша Первомайского р-на

Сказка – побаска

Ехала по лавке,

Задком, задком, на боярский двор.

Там и шапочки пушат, перепушивают,

Одна шапочка упала,

А татарочка украла.

Татарочка маненька,

Ударила в доску,

Поехала в Москву

А в Москве калачи.

Как огонь горячи.

А в Петербурге вино

По копейке ведро.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь укачивайся,

С боку на бок перворачивайся.

С. Абрамово Арзамасского р-на

Как у бабушки Варвары

Сидят курочки н амбаре (на амбаре).

Они росются, в избу просются.

Надо бабушке вставать,

Пашенца курам давать.

Напоила, накормила,

Полетели на дубок.

А дубок сломился,

Другой ук(о)ротился.

Маленьки татарочки

Взяли все по палочке,

Стукнули в доску,

Поехали в Москву.

А в Москве не рано

Убили барана.

У барана попа драна,

У быка под бока.

У быка под бока

Надоили молока,

Кринку да юнку

Серому котенку.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь окачивайся,

С боку на бок, на бочок

Перворачивайся.

С.Крутец Бутурлинского р-на

Летели две птички,

Собой невелички.

Шуба рвана, без кармана,

Без подметок сапоги,

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

Как они летели,

Все люди глядели.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена

Как они садились,

Все люди дивились.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

С. Богоявленье Семеновского р-на

Потягу-тягунюшки.
Порасту-растунюшки!
Ножки ходунюшки!
Ручки хватунюшки!
В роток говорок,
А в голову разумок.

Тяги, тяги, потягушеньки!
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!

По большой дороге
Шли БОЛЬШИЕ ноги -
ТОП! ТОП! ТОП!
А маленькие ножки
бежали подорожке-
топ, топ, топ.

Ах,ты, моя девочка,
Пушистая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

Ой ладки-ладок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок;
Расти и повыше -
Достанешь до крыши.
Вот такой расти,
Чтоб все видеть могли!

Ване-соколочку,
дам я три цветочка.
Один цветок игривый,
Другой цветок сонливый,
А третий - счастливый.
Чтобы Ваня не болел,
На сердечко не скорбел.
А в роток говорусеньки,
А в ножки - ходусеньки,
А в ручки - ладусеньки.
Вырастай здоровенький,
Хорошенький, пригоженький,
Матушке - на забаву,
Батюшке - на славу.

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду.

У волка - боли.
У зайца - боли,
У медведя - боли,
У Павлуши - заживи!

Ай, не плачь, ты не плач!
Я куплю тебе калач.
Ой, не вой, ты не вой!
Я куплю тебе другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари!

Ладушки,ладушки,
Где были? - У бабушки.
А у нашей бабушки
На столе оладушки
И с малиной пирожок -
Ну-ка съешь его, дружок!

Тпрушки, тпрушки,
На столе преснушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Тпрушки, тпрушки
Пекла баба ватрушки.
Всем по преснушке,
А Андрюшке - ватрушку.
Тпрушки, тпрушки,
Всем - по ватрушке,
А две - Андрюшке.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не ш ипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите.
Наших деток (нашу детку) накормите.

Пришел кисель,
На залавочке присел.
На залавочке присел
Поесть (есть...) Ванечке велел.

Пышка-лепешка
В печи сидела,
На тебя глядела-
В рот захотела.

Пошел Степа на бережок.
Нашел каши горшок.
Толоконца комок.
Каша масленая,
Ложка красненькая.
Ложка гнется!
Степка смеется,
Душа радуется!

Ой, ладушки ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать оставим.
А остынут - поедим
И воробышкам дадим.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А вручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в умок - разумок!

Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.

Чку, чук, чучки,
На горе - стручки,
Под горой - лопатки,
Бегают ребятки.

Вода текучая,
Дите растучее,
С гуся вода -
С тебя худоба.
Вода книзу,
В дитя кверху.
С гуся - вода,
С лебедя - вода,
А с тебя худоба.

У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит.

У лисы болит,
У волка болит,
От Катюши боль
На березу в лес улети!

Та-та-та-та-та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Щи да капустку.
- Что на заедку?
- Сладенькую репку.
- Шуу, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

Сорока, сорока,
Где была?
- Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному - ложечку,
Другому - ложечку,
А третьему - целую поварежечку!

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
- Этому дала,
Этому дала,
- Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил -
Не дам тебе кашки!

Пальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим пальцем
В лес ходил,
С этим пальцем
Щи варил,
С этим пальцем
Кашу ел,
С этим пальцем
Песни пел.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками - топ-топ,
Глазками - хлоп, хлоп.
- Кто каши не ест, молока не пьет -
Забодаю, забодаю, забодаю!

Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Машиной потешки.

С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!

Ах ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!

Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке,
Щелкает орешки.
Иди зайчик, не проси,
Сам орешком натруси.

Дыбочек-дыбок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ...

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,

У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

Ладушки, ладушки,
Курочки-рябушки.
Ладушки, ладушки,
Курочки-кладушки.
Петушок с хвостом,
Гребешок торчком.
Крылышками - хлоп-хлоп!
Ну а мы их - хоп-хоп!
И поймали!

Прилетели, прилетели
Воробышки в огород.
Загалдели, загалдели:
- Чей горох, чей горох?
Прибежал старик хромой:
- Мой, мой, мой, мой!
А воробышки клюют -
- Чик да чок! Чик да Чок!
За стручком стручок
Рассердился старичок:
- Ишь!
Размахнулся старичок:
- Кыш!

Эх топни, нога,
Топни правенькая,
Пошла деточка плясать -
Хоть и маленькая!

Гоп-гоп, гули, гоп,
Кто сел Машеньке на лоб,
Крылышками хлоп, хлоп!
Маша ножкой топ, топ!

Летела пчела около чела -ж-ж-ж!
Летела оса около носа - дз-дз-дз!
Летела мушка около ушка - бз-бз-бз!
Летел жук - в голову - бух!

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке- песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Ехали дрожки
По стежке-дорожке,
По стежке-дорожке
Ровнее ладошки,
Лугом, лесочком
С кочки на кочку.
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням,
По ухабам, по корням.
Прямо в яму - БАМ!

Ехали мы, ехали
К белке за орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!

Поскакали, поскакали,
С румянными калачами.
В три прыжка, вприскочку
По пенькам, по кочкам.
На молоденькой лошадке -
Трюх, трюх, рюх, трюх!
На усталой старой кляче -
В ямку - бух!

Тюшки, тю-тюшки,
Веселы все душки.
Подыму Егорку
На крутую горку.
Бух, покатился,
С горки свалился!

Шла веселая собака,
чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
голову задрав,
А за ними поросенок,
чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка
, что я говорю!

Ай, ай, айчик!
Приходи к нам зайчик!
И Ванюшу забирай,
Непослушненького,
Балавушненького.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Тебе для потешки.
Если будешь плакать -
Дадим рваный лапоть.

Уходите, боли, в пол.
Уходите, боли, в лес.
К лисе хитрющей,
К волку в пущу,
К вороне в гнездо,
К рыбке на дно,
К медведю в берлогу,
Ко всем по-немногу.
Улетели боли,
Не вернутся боле.

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

С гуся вода,
С лебедя вода,

Глубоко - не мелко!
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная марковка,
Петрушка, картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели,
Как они садились,
Все на них дивились.
Ам, ам, ам, ам.
Ах, ах, ах, ах.

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш - полетели!
На головку сели

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, ЗАБОДАЕТ!

Идет коза рогатая,
Идет по боку дратая!
Кто молочка не пьет,
Того рогом бьет -
Пыр, пыр, пыр!

Гроза идет!
Коза бредет!
Травку жует!
Молочко дает!
Кто кашку не ест,
Молочко не пьет?
Того забодает,
На рогах унесет!

Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Танюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.

Водица-царица,
Всем помошница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!

Котик-коток
Просыпался ранешенько,
Бежал на мосток,
Умывался белешенько.
Носик мыл, хвостик мыл,
И про лапки не забыл.

Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили.
Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головушка одна
Все-равно черным-черна!

Заинька, приди к нам,
Серенький, приди к нам.
И так и сяк, приди к нам,
И так и сяк, приди к нам!

Заинька, умойся,
Серенький, умойся.
И так и сяк, умойся,
И так и сяк, умойся!

Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
И так и сяк, причешись,
И так и сяк, причешись!

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
И так и сяк, попляши,
Серенький, попляши!

Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!

Мойтесь
Сразу,
Оба
Глаза!

Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!

Шейка, мойся
Хорошенько!

Мойся,
Мойся,
Обливайся!

Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
ты расти,расти, коса,
Всему городу краса


С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом - все это называется емким словом - фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

От слова «пестовать» - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок.

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки.

Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку - валяй, валяй!

У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное - желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.

Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскок,

По кочкам, по кочкам.

В ямку - бух!

Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Другие игры развивали речь малыша:

Ладушки-ладушки,

Где были?

У Аннушки.

Что ели?

Оладушки.

Где оладушки?

Нет оладушек!

Потешки учили действиям:

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Что пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

Уходи с дороги, кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

Для детей начала второго года жизни подбираются потешки, которые помогают при кормлении, подготовке ко сну, умывании. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать слова потешек.

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь его словами:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая.

Наша Маша черноброва.

Причесывая девочку, приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешки можно использовать, делая растирание или массаж.

Трушечки-потрушечки,

Пекла бабка ватрушечки,

Ватрушечки, колобушечки.

Поглаживая ручки, можно приговаривать:

Ладошка-локоток,

Ладошка-локоток,

Локоток-ладошка,

Будь здорова, крошка! (Приговаривают девочке.)

Расти крепеньким, сынок! (Приговаривают мальчику.)

Есть такая бесконечная сказочка про сову, перед которой деткам говорят: «Слушай и не перебивай!»:

Летела сова -

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает:

Ай, люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить:

«Чем же (имя) накормить?»

Один сказал: «Кашкою!»

Другой: «Простоквашкою!»

Ну а третий: «Молочком

И румяным пирожком!»

От икоты рассказывают прибаутку:

Икота, икота,

Поди на Федота,

С Федота - на Якова,

С Якова - на всякого.

(Иногда добавляют: «А со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото».)

Если малыш плачет, можно рассказать:

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

Фольклор и традиции русского народа, богат и бесценен, ведь за все свое существование, мамами, бабушками, нянями было придумано огромное количество потешек, песенок и пестушек. Благодаря этому, теперешним мама не стоит фантазировать и придумывать что-то новенькое, все уже давным-давно придумано. Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство, и в этом нам помогает народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело включать их в повседневную речь.

Проснувшись с утра, малыш начинает требовать обращения к себе внимания. При этом ребенок начинает плакать, можно убаюкать и успокоить его с помощью какой-нибудь утренние пестушки, потешки. Для этого можно взять малыша на руки и, качая его, в такт петь ему потешки, ни один малыш, не устоит и уже скоро успокоится. Вот такие интересные и забавные потешки для маленьких детей, стоит использовать каждый день, при общение с малышом.

Наряду с потешками, не менее популярными и распространенными считаются пестушки. Пестушки – это те же самые потешки, единственное чем они отличаются, это то, что при напевание веселых убаюкивающих песенок, следует массажировать тело ребенка с помощью определенных движений. Такие вот интересные знания, как потешки-пестушки, оставили нам наши предки. Не стоит пренебрегать ими, а уж точно и не пользоваться.

Педагоги детских садов используют в практике этот богатейший материал «народной азбуки», составляют памятки для родителей, например, такие как «Вместе с малышом пропой, проговори и выполни».

Современные методы заботы о детях и весь процесс их воспитания включают в себя самые разнообразные элементы. Детям покупают множество развивающих игрушек, одежду, которая будет способствовать правильному формированию и положению костей.

Обычно, если кто и вспоминает об этом слове, то быстро путает его с прибаутками и потешками. Хотя всё это и является малыми фольклорными жанрами, созданными для детей, они имеют свои тонкости. Например, суть потешки именно в развлечении, хотя оно и призвано способствовать воспитанию. Иногда она помогала матерям превратить обыденные процессы, вроде купания и приготовления еды, в игру для ребенка. Прибаутки уже читались несколько более взрослым детям, потому что с их помощью происходило обучение различным вещам.

Понять смысл этого слова можно, если обратить внимание на глагол пестовать. В своём устаревшем значении это значит нянчить ребенка. Вот и пестушки были созданы именно для этого – с их помощью матери и няни заботились о своих малышах. Они читали им небольшие стишки, которые сопровождали пробуждение ребенка или какие-то другие процессы.

  • Пестушки читают маленьким детям, не старше года, для которых на данном этапе самым важным является правильное физическое развитие. Добрый материнский голос, её нежные прикосновения создают отличную основу для этого.
  • Очень часто пестушками сопровождают разнообразные детские массажи. Обычно они состоят из очень простых элементов, вроде сгибания-разгибания ног или поворачивания головы, но в сочетании с легкими стихами это получается отличным элементом развития грудничка.

Чем полезны пестушки?

  1. С помощью несложных строк ребенок с детства начинает усваивать некоторую информацию о мире вокруг него. Пестушками сопровождают и обучение ходьбе, а также практически любые контакты дитя с матерью. Она может читать соответствующие стихи, пока купает или одевает малыша, а также они могут стать элементом убаюкивания.
  2. Простые слова понемногу начинают усваиваться ребенком. С помощью пестушек начинается его формирование речи. Ребенку гораздо лучше слушать пусть и простые, но понятные и добре слова, нежели неясные разговоры или ругань родителей где-то рядом.
  3. Пестушки позволяют морально поддержать процесс обучения ребенка чему-то новому. Они подсказывают ему, что он поступает правильно, и может в дальнейшем продолжать повторять подобное.