Что такое вышивка бисером определение. Вышивка на одежде. Каких материалов требует вышивание бисером

Вышивка бисером для начинающих – отличный вариант освоения техники плетения. Этот вид творчества позволяет создавать яркие картины, переливающиеся множеством бликов и оттенков. Также такая вышивка может быть использована для украшения одежды, создания аксессуаров. Перед тем как приступить к работе, необходимо ознакомиться с особенностями техники, а также инструкциями по вышивке для начинающих.

Вышивка бисером для начинающих – отличный вариант освоения техники плетения

Перед началом вышивания необходимо тщательно подготовить свое рабочее место, ведь именно оно создает половину успеха мастерицы.

  1. Над рабочей областью обязательно должна быть установлена настольная лампа.
  2. Рабочую область следует покрыть тканью, имеющей белый цвет. Соблюдение этой рекомендации позволит быстро найти упавшую бусину.
  3. Увеличить скорость вышивания можно, если разложить весь бисер по цветам.
  4. Перед началом работы необходимо подготовить схему вышивки.

Учиться вышивать бисером можно на более бюджетных материалах. Бисер следует подбирать такой, в который легко проходит тонкая игла. Оптимальным вариантом считается использование бисера стандартного размера. Переходить на вышивку мелким бисером следует только после набора определенного уровня опыта. Стоит учесть, что вышивание мелким бисером имеет свои сложности: некоторые бусины не могут пройти через ушко даже самой тонкой иглы.

Как вышивать бисером новичку (видео)

Как вышивать бисером на ткани: правила для начинающих

Многие мастерицы вышивают бисером по ткани.

Такая техника вышивки имеет индивидуальные особенности, поэтому чтобы облегчить творческий процесс, необходимо придерживаться следующих правил:

  • рисунок следует нанести на ткань с помощью копировального листа, после набора определенного опыта допускается вышивание без переноса рисунка – с отметкой вышитого шага в схеме;
  • облегчить процесс вышивания можно, закрепив ткань на пяльцах или натянув на раму;
  • вышивку следует производить с помощью капроновой или хлопчатобумажной нити;
  • для темных тканей следует подбирать нити тон в тон, а для светлых допускается использование бежевых, светло-серых и белых оттенков;
  • узелки можно завязывать только маленькие – едва заметные;
  • закреплять бисерину допускается приемом обратного стежка;
  • оптимальным вариантом для начинающих будет игла №11.

Многие мастерицы вышивают бисером по ткани

Все перечисленные выше правила позволяют максимально облегчить процесс обучения технике. Хобби станет комфортным, успокаивающим и интересным.

Галерея: вышивка бисером (25 фото)























Выполняем картину из бисера: пошаговый урок для начинающих

Вышивание картин бисером – дело довольно-таки кропотливое. Однако сделанный таким способом предмет искусства поражает своей красотой и оригинальностью.

В процессе работы над картиной потребуется:

  • рама;
  • бисер;
  • отрез ткани, соответствующий раме;
  • игла;
  • капроновые нитки;
  • калька;
  • ножницы;
  • воск.

Учимся вышивать картину пошагово:

  1. На бумаге рисуется эскиз будущей картины. Начинающим мастерам можно воспользоваться уже готовой схемой.
  2. Ткань натягивается на раму с обратной стороны. Легче всего сделать это с помощью канцелярских кнопок.
  3. Затем рисунок переводится на ткань с помощью кальки.
  4. К задуманному рисунку подбираются цветовые отношения бисера.
  5. Нить вдевается в игольное ушко, на ее кончике делается маленький узелок.
  6. Игла вкалывается в область начала вышивки с изнаночной стороны. Это необходимо для того, чтобы узел не был виден на поверхности картины.
  7. На иглу надевается бусина, а затем игольный кончик снова втыкается в ткань в максимально близком расстоянии от бусины.
  8. Затем делается небольшой стежок, и игла снова вытаскивается на лицо.
  9. Затем берется следующая бусина, которая аналогичным образом закрепляется на ткани.
  10. Таким способом следует укладывать бисерины по всей поверхности ткани в соответствии с выбранным рисунком.
  11. Последняя бисерина закрепляется с изнаночной стороны с помощью узелка.

Укладывать бисерины следует плотно, но так, чтобы ткань не шла складками. В противном случае, некоторые участки картины будут топорщиться. Для вышивания картин бисером можно использовать представленные схемы.


Вышивка бисером на одежде для начинающих: пошаговая инструкция

С помощью бисера можно эффектно украсить одежду, тем более эта технология декорирования часто используется известными модельерами и находится на вершине моды.


В процессе вышивания потребуется:

  • футболка;
  • бисер;
  • клеевой флизелин;
  • утюг;
  • капроновые нитки;
  • игла.

Пошаговые уроки по вышивке на одежде:

  1. На плече с помощью мела отмечается ровная вертикальная линия. Нарисованная линия должна являть собой продолжение плечевого шва.
  2. Для того чтобы вышивка была прочной и футболка не растягивалась, на изнанку следует приклеить флизелин.
  3. Для этого берется пара отрезов флизелина, каждый кусочек укладывается на изнаночную сторону ткани так, чтобы клеящая сторона располагалась внизу.
  4. Горячим утюгом флизелин приклеивается к ткани.
  5. На рукавах отмечается расположение квадратов. Нужно отметить все углы каждого элемента.
  6. Отрезается половина метра капроновой нити. Со стороны изнанки нитью с узелком на конце выполняется стежок в верхней части рукава так, чтобы игла оказалась на лице.
  7. Пришивается первая бусина. А затем по представленному рисунку пришиваются и остальные бусины, бисер. Также вышивку следует дополнить стеклярусом. Каждый элемент закрепляется с изнаночной стороны.
  8. После выполнения первого мотива, ниже нужно вышить второй. Ракой рисунок добавит законченности образу.

Если использовалась кофта с длинным рукавом, можно шить столько мотивов, сколько позволяет свободная площадь. Стирать такую одежду следует только в специальном мешке, вывернув ее наизнанку.

Как вышить бисером на канве?

Самая простая технология вышивки бисером – по канве. Это обусловлено тем, что канва подразумевает под собой строгий строй нитей, образованный сплетениями и отверстиями, куда с легкостью проходит игла.

Необходимые материалы:

  • бисер 15 размера следующих цветов: темного коричневого, желтого, оранжевого, красного, зеленого, охра;
  • бисер 11 размера: коричневый и желтый;
  • канва 16 или 18;
  • нить;
  • игла.

Техника вышивания по кайме будет осваиваться с помощью следующей схемы:

Инструкция:

  1. Начать работу следует с подбора размера канвы. Понадобится канва 3.5 на 4 квадрата.
  2. Нить проводится с изнанки на лицо, набирается первая бисерина, игла переводится на изнаночную сторону и закрепляется тройным узлом.
  3. Аксессуар возвращается на лицо, первая бисерина пришивается на 1 стежок. Все стежки будут выполняться по схеме полукрест.
  4. Первый ряд вышивается до конца, последняя бусина фиксируется 2 стежками.
  5. Аналогичным образом выполняется второй ряд. В его начале и конце необходимо помнить о закреплении бусин 2 стежками.
  6. Все бисерины должны располагаться по одной диагонали в положении друг над другом.
  7. Таким способом вышиваются все ряды. Когда вышивание дойдет до выступов, каждый из них следует прошить по отдельности.
  8. Чтобы вышить вторую половинку выступа, необходимо провести нить с изнаночной стороны через квадраты канвы.
  9. Последняя бусина закрепляется с изнаночной стороны на два стежка и три узла.

Из такого осеннего листа можно изготовить замечательную брошь, вырезав канву по краю с припуском и посадив ее на фетр. Чтобы края листа смотрелись более закончено, их следует обработать крестовым швом. Затем на фетр крепится булавка для броши.

Простые схемы вышивки бисером

Чтобы бисеровышивание приносило новичкам максимум удовольствия, первое время им следует облегчать свой учебный процесс. Для этого можно пользоваться готовыми схемами вышивки, представленными ниже.


Представленные схемы позволят новичкам быстрее овладеть техникой вышивания, а также научиться правильно подбирать цветовые отношения бисера для создания гармоничного образа картин. Стоит учесть, что легкие схемы вышивки также могут помочь и в отработке различных стежков, которые дают различную степень прочности готовой работе. Впоследствии сама мастерица сможет выбрать для себя наиболее приемлемый вариант пришивания бисерин к поверхности ткани, а также комбинировать их в своей работе.

Вышивка бисером для начинающих (видео)

Практически для каждого человека бисер - это обычные бусины, которыми пользуются практически все, поэтому никто не интересуется тем, как он появился и как именно его начали применять в вышивке. Сам материал возник вместе со стеклоделанием в Венеции. В 19 веке бусинами начали украшать практически все: обычные чернильницы, дамские сумочки, популярной стала вышивка бисером. История появления шитья этим материалом достаточно длинная, дамы в период 90-х годов не уважали себя, если не имели в гардеробе хотя бы одного платья, украшенного стеклярусом.

Пик популярности

Бисер - утонченный по своим качествам материал, с древних времен он привлекал внимание тысяч мастеров. Стеклянные бусины, которые появились до стекляруса, украшали одежды фараонов. бисером начинается со времени, когда в России были проведены первые попытки изобретения этого материала. В 1930-1950 годы началось активное использование бусин в вышивании и плетении. В моду вошли платья и кошельки, активно вышитые стеклярусом, а также феньки, которые носили хиппи.

Фальшивый жемчуг

История вышивки бисером, кратко изложенная, включает в себя рассказ о возникновении самого бисера, а также методики, по которой с его помощью начали изготовлять картины, платья, подушки и прочие предметы обихода. По гипотезе, само название произошло от арабского «бусра» или «бусер», что означало "фальшивый жемчуг". С течением времени оно немного изменилось, и появилось наименование бусинка-бисеринка. Однако в разных странах название этого материала происходит от привычного нам стекляруса, которым исполнялась вышивка бисером. История рассказывает о том, что бусины старинного образца значительно отличались от современных по размеру. «Жемчуг» того времени значительно уступал в масштабе и был больше. Работа с материалом, который имел диаметр 0,2 миллиметра, была очень трудной, для этого изготавливались специальные тончайшие игры. Иногда даже самый тонкий материал не входил внутрь, и рукодельницам для стежков приходилось снимать микроиглу и для очередного прокола ткани вновь надевать ее.

Цвет и известность

Количество оттенков действительно поражало, на начало 19 века оно составляло около 800 единиц, кроме того, это был далеко не предел многообразия. На протяжении целого века можно было с легкостью воспроизводить любые рисунки, выполнять картины, украшать платья, обувь и сумки. Бисер серьезно подражал рубинам и изумрудам, а также жемчугу. В этом же веке создавались самые разнообразные украшения, кошельки, а также платья, которые украшала вышивка бисером. История создания картин завоевала высокую популярность, однако вскоре эта популярность серьезно пострадала и совсем исчезла. Начало повторного возрождения - первая половина 20 века во время, когда появились фенечки и вышитые стеклярусом сумочки.

Технология использования в наше время

Производство бисера за последние годы не слишком изменилось, хотя и появились новые модели, исполненные в виде сердечек, овалов, звездочек и даже квадратов. Такой материал чаще используется во время плетения браслетов, колье или обшивки платьев и прочих вещей. Дизайнеры все чаще включают бисер в свои идеи, а кроме того, демонстрируют вещи, усыпанные бусинами, на показах моды. Сейчас в моде разнообразные браслеты, сумки, пояса и сережки, исполненные из бисера самых различных форм и оттенков. В основном история вышивки бисером простирается на много веков назад, но даже сейчас она не слишком изменилась, и современные женщины по-прежнему творят чудеса с помощью куска полотна или канвы и маленького стекляруса.

Хобби или заработок

Ни для кого не секрет, что в современном мире практически всю ручную работу заменили машины, это касается и вышивки, декоративно-прикладного искусства, создания браслетов и цепочек. Теперь все это выполняется на специальных заводах в больших масштабах. Именно поэтому многие ценители ручной работы готовы отдавать бешеные деньги, лишь бы приобрести уникально исполненный пояс, цепочку, браслет или сережки. На самом деле, в современном мире для девушек явным хобби является вышивка бисером. История развития и появления самих бусин и техники на это совершенно никак не влияет, просто женщинам нравится делать что-то своими руками для себя и окружающих.

Заработок на таких изделиях может быть достаточно приличным, но только в том случае, если исполнять действительно что-то интересное и стоящее, чего нет на современном рынке, такой уникальной является вышивка бисером. История возникновения этого искусства уходит в глубь веков. Несмотря на это, рукодельница может отыскать для себя то, что действительно ей подойдет и будет популярно среди покупателей. Это может быть даже большой ковер на стену, вышитый полностью вручную. Такое искусство порадует покупателя.

Вышивание бисером существовало ещё в эпоху Древней Руси. Об этом как раз говорят многие археологические находки, которые относятся к девятым – двенадцатым векам. Среди всех видов вышивки, самой нарядной и изумительной

считается, конечно же, вышивка серебряными и золотыми нитями, в которые умело вплетаются элементы речного жемчуга, перламутра и драгоценных камней. Вышивание считалось искусством, которое ценилось в аристократических кругах и входило в образовательные науки.

Это было обязательным занятием женщин и было распространено в основном в знатных семьях и среди монахинь. Вышивали такими нитями одежду бояр и царей, церковные одеяния. Основными тканями для вышивания были шелк и бархат. Занятие рукоделием считалось особой добродетелью в религии.

Примерно с начала восемнадцатого века искусство вышивания пронизывает все население и становится одним из ведущих ремесел крестьянок. Для сельской девушки слава мастерицы-рукодельницы считалась вторым приданым. Считалось, что с такой женой в дом придет добро, уют, теплота и богатство.

К середине восемнадцатого века жемчужное шитье и вышивка золотыми нитями уходит в прошлое, а на смену ему приходит «Золотой век» русского бисера. В самой России бисер в то время не производился, но масштабы увлечения этим занятием были столь велики и достигли такого пика совершенства, что бисер стал основой не только вышивания, но и оформления интерьеров. Он использовался как основа украшений дворцовых залов, домов помещиков и знатных людей, даже стены помещений покрывались бисером. Картины, ризы икон, кошельки, переплеты книг, шкатулки – все украшалось бисером.

По внешним качествам бисер - очень красивый, прочный и стойкий материал, он не портится от времени, малочувствителен к свету, хрупкостью ниже среднего.

Предыстория применения бисера

Как только люди научились изготавливать стекло, мастерицы стали применять бусинки в шитье, украшая одежду. С течением времени появлялись новые технологии в изготовлении бусин – крупные бусины уступили место более мелким. Бисеринки самого малого диаметра достигли тонкости, когда ряд бисеринок, нашитых на холст, был равным толщине нитей самого холста!

Старинные коллекции бисерных шедевров располагаются в музеях Москвы и С-Петербурга.

Каждому народу достается опыт предыдущего поколения, который принято хранить и множить. К сожалению, многие секреты мастеров того времени были стерты временем и не сохранились, но те, которые дошли до настоящего времени, раскрывают мир дивного старинного искусства вышивания бисером . Наряду с возрождением русских народных промыслов в наше время, возрождается и бисерное рукоделие . Последнее время изделия из бисера не выходят из моды. Лестно получить в подарок изделие, которое хранит тепло умелых рук и уникально. Другого такого нет! Научиться вышивать бисером несложно. Особенно если есть желание и аккуратность и терпение. Нужно настроить душу на радость – и просто творить! И тогда все получится!

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Первоначально изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из костей, зубов животных, раковин моллюсков, камней и защищали древних от злых духов.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где–то в горах есть пещера – жилище Дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер. Так гласит легенда .

В еще одной древнегреческой легенде рассказывается о возникновении стеклоделия: ,Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло”. Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в 1 веке, то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина 3 тысячелетия до нашей эры); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

Археология Древней Месопотамии, в особенности – Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака – цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её – около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает – есть все основания считать,что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет”.



Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от,фальшивого жемчуга”, изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по–арабски назывался бусра или бусер .

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 16 – века. В 1670–1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из–за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт–Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по–прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания – изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть–Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть–Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля,стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный – поневный, состоящий из рубахи, поневы и,сороки”. Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатством отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем что полностью скрывали волосы, так как. по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с 10 века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения.

С середины 18 века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения .

В светском искусстве распространилось шитье,в прикреп”. Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках.

Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье,в прикреп” можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну–две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы.

Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно. Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. С 1830–х годах использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносы. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце 19 – начале 20 века бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала 20 века бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски .

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце 19 веке древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891году М. Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально–ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий. В наши дни сохраняется интерес к вышивке бисером среди многих мастеров, которые изготавливают картины, иконы, украшают одежду.

В 30–50–е годы 20 века искусство бисероплетения и вышивки возродилось. В моде были, расшитые бисером, сумочки и кошельки, платья. В 60–е годы стали популярны фенечки (в движении хиппи).

К большому сожалению, на данный момент утрачено множество старых секретов мастеров. Но интерес к бисероплетению окончательно не угас.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. В настоящее время создаются уникальные курсы и кружки по вышивке бисером и бисероплетению, так же часто можно встретить украшения из бисера на прилавках магазинов, выставках.

Большое вниманием пользуются картины, вышитые бисером. В них отображается разная тематика, такая как: духовное направление (иконы, церкви); копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский); мир животных и птиц, природа (пейзажи, натюрморты) .

Тех, кто сегодня стремится приобщиться к этому виду рукоделия, иногда смущает трудоемкость вышивки и ее кажущаяся сложность. Но, если разобраться, то при достаточном усердии и усидчивости необходимый опыт и мастерство быстро накапливаются, а, значит, и результаты не заставят себя долго ждать.
Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий как и столетия, назад женщина хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это то что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду .

Традиция расшивать одежду , предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.

И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?

Подумать только, как давно это было. Но сначала получилось стекло.

Да-да, начнем со стекла, без него бы бисеринка не получилась.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.

А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла.

И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив


Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии. Впечатляющая география, не правда ли?

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе -миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве - кароляй, в Узбекистане - зебигардан, в Белоруссии - пляценки и горлячки, в России - ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Что было потом?

Конечно, в мире не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали древесную золу, (отсюда его название - «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.

А в конце XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.

Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной.

Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.

В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.