Что значит умение учиться. Образовательный портал. Что значит уметь учиться

Уч’иться , учусь, учишься; несовершенный вид
1. чему и с неопред. Усваивать какие-нибудь знания, навыки; приобретать опыт. Учиться математике. Учиться рисованию (рисовать). Учиться стойкости (быть стойким). Учиться у мастера.
2. Получать образование, специальность. Учиться в школе. Учиться на маляра. Учащаяся молодёжь.
сов. выучиться, учусь, учишься (к 1 значен. ), научиться, учусь, учишься (к 1 значен. ) и обучиться, учусь, учишься.
существительное. учение, — я, средний род

Примеры использования слова учиться в контексте

    . Ибо секрет владычества в том, чтобы вера в свою непогрешимость сочеталась с умением учи́ться на прошлых ошибках.
    . Лира рассказала, что вернула сорок человек из своего гарнизона в замок Блудвилов, что Антуан будет учи́ться в Замке, а чтоб с ним и Мерлином ничего не случилось, с ними будут два кибера, которые скажут, куда можно, а куда нельзя, что цена на лошадей после исчезновения отряда церкачей упала втрое, что два церкачьих шпиона успешно наращивают жир, через месяц их можно будет выпускать, что церкачи из замка Тэриблов сегодня утром согнали крестьян из ближайших деревень и заставили корчевать кустарник и чистить ров, что она взяла десять киберов-ремонтников, комплект аккумуляторов и детали для маленького ветряка. - Шумилов П. Р. Слово о драконе
    . Чтобы думать, как они, надо просто учи́ться .
    . Считают, что вовсе необязательно этому учи́ться .
    . Господин Сузуки убедил своего сына отказаться от его плана учи́ться за границей.

Что значит « уметь учиться»?

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые затронули и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научиться учиться , изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Когда ученик выполняет задание учителя, он не учится. Он учится точно выполнять предписания . А учиться, то есть «учить себя» - значит самому давать себе предписания!

Теория развивающего обучения В.В.Давыдова позволила построить систему и структуру учебной деятельности посредством конкретизации общих законов функционирования всех сфер деятельности.

Данный подход мы называем системно-деятельностным.

Системно-деятельностный подход открывает возможность построения и теоретического обоснования структуры учебной деятельности. Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно построить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития, - ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для его рефлектирования, а затем и дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности.

Успешность передачи культурных образцов зависит, с одной стороны, от способностей ученика, а с другой – от того, какие учебные средства использует учитель. Поэтому в процессе взаимодействия между учителем и учеником появились два вида деятельности:

  1. учение , или учебная деятельность, - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
  2. обучение – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.

Для того, чтобы начать изменять себя, научиться чему-либо, учащийся должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку – поставить цель . Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам . Он ещё не знал, получится у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал , потому что для него было важно это получить. Но в его действиях возникло затруднение – иначе он всё сделал бы до конца и не надо было ставить перед собой никакую новую цель.

Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями. Ж.-Ж. Руссо

Ирина Карпова
Консультация для родителей «Готовимся к школе»

Вопросы для беседы с родителями .

1. Что для Вас означает выражение «уметь учиться в школе » ?

(получать необходимый запас знаний)

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок

получает в семье?

3. Что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к обучению в

школе »?

Под «готовностью » детей к школе , мы понимаем готовность учиться . А это значит - умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить их и на этой основе получать новые. При этом подразумевается общая, психологическая и специальная готовность к обучению .

Общая готовность - уровень такого всестороннего развития, который позволяет активно войти в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Психологическая включает в себя мотивационную и социальную (личностную) готовность , которые при создании условий для всех видов деятельности, обеспечивают развитие мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.

Специальная готовность - дополнение к общей и психологической готовности . Она определяется наличием у детей специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения таких предметов, как математика и русский язык.

Из чего же складывается готовность детей к школьному обучению ? 1. Прежде всего, из умения детей приспособиться к новым видам деятельности :

1) Уметь слушать, понимать и решать учебную задачу.

2) Усваивать большой объем инструктивной информации и учебный

Материал.

3) Уметь ориентироваться в школе , классе, в учебнике, в тетради.

4) Уметь слушать, слышать, говорить и спрашивать.

2. Второй компонент - самостоятельность. Различают 4 вида самостоятельности :

1) Поведенческая самостоятельность - способность осуществлять какую-либо деятельность, проявляя инициативу, принимать решения без посторонней помощи.

2) Бытовая самостоятельность - владение навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими и трудовыми навыками.

3) Познавательная самостоятельность - исследовательская активность, иниируемая самим ребенком в разнообразных видах познавательной деятельности.

4) Коммуникативная самостоятельность - способность ребенка быть заводилой совместных игр, занятий, легко контактировать с незнакомыми сверстниками и взрослыми; высокая потребность в общении.

3. Третий компонент - интеллектуальная готовность :

1) Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них главные, существенные.

2) Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) .

3) Развитая слуховая и зрительная память.

4) Развитие мыслительных операций – аналогии, сравнения, анализ, синтез, классификация предметов и явлений.

5) Развитая моторика мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук.

Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребенок может стать талантливым. А значит, мы с Вами должны сохранить и укрепить здоровье детей. С этой целью необходимо чередовать деятельность интеллектуального характера с двигательной. При перегрузке ребенка переступается порог его умственной работоспособности, что наносит колоссальный вред его здоровью. Переутомленный ребенок становится невнимательным, ухудшается его память.

Все это очень важно. Ребенок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду» , будет учиться хорошо. Для этого мы с вами должны повысить его учебную мотивацию, интерес к учебе. Если он чувствует, что может усвоить знания, он начинает этого хотеть, следовательно, проявит интерес к учебным занятиям. Никогда занятия «из-под палки» не будут продуктивными.

В настоящее время встает вопрос : «Учить ли ребенка читать до школы . Большинство учителей и родителей говорят - «Да» . Да, можно научить ребенка читать, если у него есть такое желание. По мнению известного психолога Г. Цукермана, «буквы ребенок этого возраста запомнит легко, но если они в сознании малыша будут связаны не со звуком, а с предметом или картинкой, это самым плачевным образом может сказаться на дальнейшем обучении чтению и грамоте». Дети старшего дошкольного возраста в состоянии понять, что буква - это знак обозначающий звук. Поэтому, мы в детском саду, и учителя в школе , учим детей слышать звуки, а на этой основе дети зрительно запоминают буквы.

Одним из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы является умение слушать и выполнять задания педагога. Определить, насколько сформировано это умение, можно наблюдая за ребенком во время игры или занятия обучающего характера. При этом нужно обратить внимание на особенности его поведения и отметить :

* внимательно ли он слушает взрослого;

* выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

* старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

* задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения задания;

Уже на первых уроках дети выполняют несложные упражнения в тетрадях. При групповой организации обучения у учителя нет возможности контролировать каждого ученика, поэтому необходимо, чтобы будущий первоклассник хорошо ориентировался на странице в тетради и в книге, знал, где расположены правая, левая верхняя, нижняя стороны листа и его середина; мог найти нужную строчку, провести линию в нужном направлении.

В связи с этим можно давать детям следующие задания :

Составь узор : в центре листа положи прямоугольник, с левой стороны - круг, с правой стороны овал, вверху листа - квадратик, внизу треугольник и т. п.

Очень хорошо в решении этой задачи помогает графический диктант, когда взрослый диктует схему изображения по клеточкам.

Однако советуем Вам не «натаскивать» ребенка на выполнение тех лил иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительное отношение к учебе и школе , эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в первом классе станет для ребенка открытием огромного мира знаний, в который он бесстрашно входит.

Самый главный совет - не запугивайте детей школой ! Пусть они ждут того дня, когда наденут новый наряд, возьмут букет цветов и портфель, и попадут в новый для них мир.

УЧИТЬСЯ

УЧИТЬСЯ

1. Усваивать какие-нибудь знания, навыки, уменье. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь.» Пушкин . «Век живи - век учись.» погов. «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином.» Некрасов . «…Задача состоит в том, чтобы учиться и еще раз учиться ленинизму.» Сталин .

|| перен. Воспринимать у кого-нибудь, находясь под влиянием, под руководством кого-нибудь. «Учились бы, на старших глядя.» Грибоедов . «Ленин учил нас не только учить массы, но и учиться у масс.» Сталин .

2. Быть учеником, учащимся учебного заведения. Учиться в школе, в университете. «Примерно училась и примерно вела себя.» А.Тургенев .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "УЧИТЬСЯ" в других словарях:

    Выучивать, изучать, учиться, выучиваться, научаться, разучивать, проходить, твердить, долбить, зубрить, штудировать, усваивать, перенимать, приглядываться к чему, приготавливаться, готовиться, нахватываться, понабираться кое чего, прочитывать,… … Словарь синонимов

    учиться - грамоте непрямой объект, начало, знание учиться живописи непрямой объект, начало, знание учиться музыке непрямой объект, начало, знание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    УЧИТЬСЯ, учусь, учишься; несовер. 1. чему и с неопред. Усваивать какие н. знания, навыки; приобретать опыт. У. математике. У. рисованию (рисовать). У. стойкости (быть стойким). У. у мастера. 2. Получать образование, специальность. У. в школе. У.… … Толковый словарь Ожегова

    УЧИТЬСЯ - Учиться в школе или в университете узнаете что то новое, что подтолкнет вас к новым идеям. Представьте, что вы учитесь отлично, схватываете знания на лету … Большой семейный сонник

    Глаг., нсв., употр. часто Морфология: я учусь, ты учишься, он/она/оно учится, мы учимся, вы учитесь, они учатся, учись, учитесь, учился, училась, училось, учились, учащийся, учившийся, учась; св. выучиться, научиться, обучиться; сущ … Толковый словарь Дмитриева

    УЧИТЬСЯ НА... - В Одессе не приобретают профессию, а учатся на ярких ее представителей. Например: Мой Шура хочет учиться на Ойстраха Мой Шура мечтает стать музыкантом. Юра, хочешь учиться на мэра? Или! Так я поступлю тебя в педин на физвос. (у мэра Одессы… … Большой полутолковый словарь одесского языка

    учиться - УЧИТЬСЯ1, несов. (сов. выучиться и научиться), чему, с инф. и без доп. Получать (получить), приобретать (приобрести) знания, умения, навыки в каком л. деле, науке . В юности он… … Большой толковый словарь русских глаголов

    Учусь, учишься; учащийся; нсв. 1. (св. выучиться и научиться). Усваивать, приобретать какие л. знания, навыки. У. музыке. У. английскому языку. У. технологии изготовления каучука. У. читать и писать. У. играть на рояле. У. у своего мастера,… … Энциклопедический словарь

    учиться - I см. учить; ится; страд. II учу/сь, у/чишься; уча/щийся; нсв. см. тж. учёба, учение, ученье 1) (св. вы/учиться и науч … Словарь многих выражений

    учиться - на кого (обучаясь, приобретать какую л. профессию, специальность) (прост.). Была б я молодая, пошла бы на учительницу учиться или на воспитательницу (Березко) … Словарь управления

Книги

  • Учиться, как учиться , Идрис Шах. «Учиться, как учиться» прокладывает в современной форме путь в неизведанную область, где мы лицом к лицу сталкиваемся с величайшими проблемами: какова природа человека, как понимать наше…

К. В. Бардин

Как научить детей учиться


ББК 74.202.2

Рецензент - кандидат психологических наук Л. А. Радзиховский

Кирилл Васильевич Бардин

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ

Зав. редакцией И. П. Сеяыкин

Редактор М. Д. Соловьева

Младший редактор И, Г. Антонова

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технический редактор Э. С. Соболевская

Корректор Е. В. Чамаева

Сдано в набор 12.02.87. Подписано к печати 18.04.87. Формат 84ХЮ8>/ 3 2.

Бум. типограф. № 2. Гарнит. Лнтерат. Печать высокая. Усл. печ. л. 5,88.

Усл. кр.-отт. 6,13. Уч-изд. л. 6,51. Тираж 100 000 экз. Заказ 7.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»

Государствениоге комитета РСФСР по делам издательств, полиграфин и

книжно: торговли. Москва, 3-й, проезд Марьиной рощи, 41.

Типография № 2 Росглавполиграфпрома. 152901, г. Андропов, ул. Чкалова, 8.

Бардин К. В.

Б24 Как научить детей учиться: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.; Просвещение, 1987. - 112 c.

В книге раскрыты основные средства обучения школьников умению учиться. Особое внимание автор уделяет развитию у школьников техники учебной деятельности. Книга может быть использована для педагогиче­ского всеобуча родителей с целью организации их помощи детям при вы­полнении домашней учебной работы.

ББК 74.202.2

103(03)-87

© Издательство «Просвещение», 1969

© Издательство «Просвещение», 1987, с изменениями


Что значит уметь учиться................................. 5

Учебная задача.................................................................. 6

Что такое учебная задача............................ -

Сензитивный период и ведущая деятельность 7

Когда учебную задачу не выделяет старшеклассник 9

Принимаемые меры................................................. 14

Предмет усвоения................................................... 15

Формирование учебных действий................................. 18

Полезно или вредно дословное заучивание --

Приемы активной умственной работы.................. 19

Еще раз о заучивании, близком к тексту..... 25

Установка на запоминание...................................... 26

Активность на уроке.................................................... 28

Работа с книгой. . . :........................................ -

Повторение................................................................... 29

Систематичность в работе......................................... 30

Организация учебной работы........... , ................ 31

Как усадить школьника за уроки............................ -

Режим............................................................................ 35

Втягивание в работу........................... ...... 36

Место для занятий................................................... 37

В каком порядке учить уроки..... ..... 39

Когда целесообразны занятия с одноклассниками 40

Планирование домашних заданий............................ 40

Контроль и самооценка............................................... 41

Педагогическая оценка и ее функции............... -

Формирование контроля и самооценки............. 48

Самооценка и отметка............................................. 51

Подготовка к выпускным экзаменам.... ……………… 56


ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

Учить учиться?

Разве школьник не умеет учиться? - эти и подобные
вопросы возникают у родителей, когда они слышат, что
учеников надо научить учиться.

Действительно, ходит ребенок в школу? Ходит. Учит уроки? Учит. Учитель им доволен? В общем, доволен. Разве все это вместе не свидетельствует о том, что школьник умеет учиться?

Представьте себе - совершенно необязательно. И да­же более того, тот факт, что ребенок получает неплохие отметки, еще не говорит о том, что он умеет учиться.

Вот что, например, пишет десятиклассница в редакцию журнала «Семья и школа»: «...мне очень трудно, хотя учусь я хорошо (учителя и родители довольны моими успеха­ми), но как мне тяжело все это достается. Я прекрасно понимаю, что ложиться спать нужно вовремя, что надо гу­лять. Но как это сделать? Я вожатая в IV классе. Очень люблю моих ребят, люблю заниматься с ними, но это в ущерб урокам.

Конечно, вы вспомните про режим. Он у меня есть. Эта беленькая бумажечка висит у меня над столом и постоянно напоминает мне о ребятах, которые живут не так, как я. У них все рассчитано, на все есть время. Я пробовала жить по режиму. И что же? Да, все получалось блестяще, а вот уроки не уложились в отведенные для них часы.

А теперь о том, как я учу. В два прихожу из школы. Обедаю и сажусь за уроки: сначала - устные, потом - письменные (без перерыва до позднего вечера). Утром ме­ня будит звонок будильника: пора повторять. А ведь я хо­чу спать. Моя бабушка начинает браниться: встает, мол, в 6, а ложится в 12. В школе первые два урока я мало по­нимаю, что рассказывает учитель, хотя изо всех сил ста­раюсь не пропустить ни одного его слова. К третьему уро­ку все входит в свое обычное русло. Я легко понимаю учителя, спать уже не хочется. А потом иду домой. И все сначала...

Правда, разнообразят мою жизнь занятия с пионерами да рисование, которое я очень люблю.

Но, согласитесь, так жить нельзя.

Что же сделать, чтобы оставалось свободное время? А как уроки к понедельнику: в субботу или в воскресенье? Прошу вас помочь. Жду вашего ответа. И не одна я. У мо­ей подруги Веры тоже не остается свободного времени. Я очень прошу вас помочь нам».

Неумение учиться, как видите, не обязательно приво­дит к неуспеваемости ученика и поэтому не всегда обра­щает на себя внимание учителя. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возмож­ностей либо достигают успеха ценой очень тяжелого тру­да. Такие ученики часто не привлекают внимания педаго­га и, будучи предоставлены самим себе, не приобретают рациональных учебных навыков вплоть до старших клас­сов, а подчас и до окончания средней школы.

Но неумение учиться может привести и к неуспеваемо­сти, хотя причины неуспеваемости детей могут быть самые различные: запущенность материала, пробелы в знаниях, отсутствие привычки трудиться, интереса к учению, интел­лектуальная пассивность, которую часто принимают за ту­пость и неспособность. Таким образом, неумение учиться- это лишь одна из многих возможных причин неуспеваемо­сти. Но именно она ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями

Во-первых, неумение учиться легко спутать с другими причинами неуспеваемости. Родители порой замечают, что ребенок хочет выучить уроки, подолгу просиживает над учебниками и все же домашнее задание приготавливает плохо. И вот взрослые спешат с приговором: «Неспособ­ный!» Рано или поздно это мнение станет известно ребен­ку, и бывает, что он, потеряв веру в себя, забрасывает уче­бу. И тогда приговор дополняется словами: «Он еще и ле­нивый».

Во-вторых, далеко не всегда неумение учиться приводит к хронической неуспеваемости и вообще обращает на себя внимание учителей и родителей.

Возникает естественный вопрос: почему же нередко на протяжении ряда лет неумение учиться остается необнару­женным?

Дело в том, что учителя имеют довольно ясное пред­ставление о результатах усвоения учениками пройденного материала. А вот процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблю­дения. Учитель может посоветовать ученику, как нужно готовить уроки. Но проследить за тем, как он следует по­лученным советам, насколько рационален учебный труд школьника дома, учитель, как правило, не может, ведь го­товит-то уроки школьник почти всегда дома.

Да и сами учителя, готовые остаться лишний раз после уроков и лишний раз устроить дополнительные занятия, нередко сводят свою помощь к тому, что заново объясняют трудную тему, повторяют доказательство сложной теоре­мы, многократно прорабатывают решение задач, вызыва­ющих затруднения. Убедившись, что ученики усвоили со­ответствующий материал и у них нет пробелов в знаниях, учителя считают свою задачу выполненной. Но при изуче­нии следующего раздела те же ученики вновь встретят серьезные трудности, справиться с которыми самостоятель­но они не могут, и, следовательно, снова образуются про­белы в знаниях. Поэтому учитель просто не всегда знает, что ученик нуждается в помощи. Ведь до тех пор, пока не­умение учиться не приводит к явно заметным пробелам в знаниях, такие ученики, как правило, не привлекают к себе внимания учителя. Вспомните, что и старшеклассни­ца, написавшая приведенное выше письмо, считается бла­гополучной ученицей - учителя довольны ее успехами. И никто не подозревает, какой ценой это достигается.

Таким образом, перед нами вырисовывается линия раз­деления труда, а с другой стороны, взаимодействия меж­ду учителем и родителями при решении важной задачи - научить школьника учиться. Да, учитель не в состоянии сделать то, что могут сделать родители. Но он может разъ­яснить им, что от них требуется, научить их, как вести со­ответствующую работу, постоянно поправлять и корректи­ровать их действия, если это необходимо. Но для этого он сам должен быть вооружен определенными психологиче­скими знаниями об учебной деятельности, об ее структуре, формировании, последствиях нарушения. Обо всем этом и пойдет речь ниже.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА