Чувство вины у детей. Чувство вины у ребёнка. Последствия. Болезни

Говорить «нет», не испытывая чувства вины Шейнов Виктор Павлович

Дети делают «виноватыми» своих родителей

Плач и крик

Плач и крик являются средствами воздействия на родителей не только в грудном возрасте.

На остановке автобуса при скоплении народа ребенок на руках у мамы надрывается в крике, требуя шоколадку. Мать пытается его успокоить. Но он, видя, что она стесняется внимания окружающих, голосит еще громче.

Дети точно знают, у кого они скорее вызовут чувство вины за «невнимание» к их потребностям.

Мать – ребенку:

Ну что ты все плачешь и плачешь?

Мама, я не тебе плачу, а бабушке.

Наблюдение за детьми приводит к выводу, что дети чаще плачут не по естественным причинам (больно, страшно), а добиваясь чего-то от взрослых.

Из книги Как исцелить свою жизнь автора Хей Луиза

ОДНАКО Я НЕ РУГАЮ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ЭТО Мы все жертвы жертв, и родители не могли научить нас тому, чего сами не знали. Если ваша мать не знала, как любить саму себя, или отец не знал, как любить самого себя, то для них было, естественно, невозможно научить вас, как любить

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Вините своих родителей Не вините себя. Не вините своего мужа или жену. Вместо этого изо всех сил постарайтесь возложить вину за ваши неудачи, личные недостатки и проблемы в ваших отношениях с людьми на родителей. Все ваши поступки, которые не нравятся вашей жене или мужу,

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Взрослеющие дети в глазах родителей Тема отцов и детей вечна, как сама жизнь. Еще в Библии сказано о том, что надо чтить своих мать и отца. В научной литературе немало места отводится фамилистике, роли родителей в становлении человека. Значение матери и отца во взрослении

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Впитайте Сущностные Состояния от своих родителей 8. Теперь шагните в момент своего зачатия, таким образом, вы можете испытать существование, полностью окутанное [Сущностными Состояниями]. Теперь вы просто одна клеточка в мире, заполненном [Сущностными Состояниями]. Вы

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

№ 74. Байка «Дети обнажают ложь родителей» Мама дома с сожалением говорит, что завтра на работе нужно отмечать день рождения. Для этого нужно покупать много продуктов, желательно купить подешевле и т. д. Но потом она идет на работу, доброжелательно приглашает всех к столу.

Из книги Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле, или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка автора Хопгуд Мэй-Лин

9. Почему полинезийские дети играют без родителей

Из книги Правила любви автора Темплар Ричард

Правило 74. Не вините своих родителей Все маленькие дети обычно считают, что их родители делают все правильно. Если это не какой-нибудь вопиющий случай, до определенного момента ребенку не приходит в голову, что родители не всегда знают, что они делают. Но по мере

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Руководители делают «виноватыми» подчиненных Манипуляция «Ну что, попался?!» Знакомый юрист рассказывает:Когда я был помощником директора объединения по кадрам, то неоднократно поступал следующим образом. Руководство мне обычно сообщало, кого решено повысить в

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Как повлиять на своих родителей Учитывая высокие налоги, связанные с полной передачей денег, вы или ваши родители имеете веские основания для создания ЛПС продленного действия, чтобы материально обеспечить детей или внуков. Большинство бабушек и дедушек, имеющих вклады,

Из книги За пределами одиночества автора Маркова Надежда Дмитриевна

Дети за родителей… Отвечают! Светлые волосы, светлые брови и ресницы, карие глаза, крепкий, коренастый. Виталик никогда не был доволен своей внешностью. В школе его дразнили белой вороной. Ему 36 лет, у него нет семьи, знакомиться с девушками он стесняется. Так и живет вдвоем

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Когда дети «растут» быстрее родителей… Еду в троллейбусе. Заходит мать и сын 6–7 лет. Рядом со мной одно место. Мать говорит сыну: «Садись». Он сопротивляется. Она повторяет строже, потом берет его за куртку и пытается усадить. Сын вырывается, говорит, что может и постоять,

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

Глава 14. Дети родителей с сексуальными дисфункциями Ссоры родителей, их несчастный брак подготавливают почву для формирования у их детей сильнейшей предрасположенности к нарушениям сексуального развития или невротическому заболеванию. Зигмунд Фрейд, «Три очерка по

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Их кумиры, или Почему они их любят больше, чем своих родителей? Мой коллега Андрей Шарый, известный журналист, сотрудник знаменитого Радио «Свобода», создал серию книг «Кумиры нашего детства» со стильными названиями «Знак F» о Фантомасе, «Знак Z» о Зорро, «Знак 007» о Джеймсе

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Так уж получается, что родители — это первый и самый близкий мир для ребёнка. Именно в семье у маленького человека закладываются базовые понятия и ориентиры, воспитываются навыки и правила поведения в социуме. Так или иначе, родителям приходится объяснять ребёнку, что правильно, а что нет, что есть добро и зло, какие нормы поведения в социуме приемлемы.

Малышу взрослые люди кажутся недосягаемыми, поэтому он так отчаянно стремится быть похожим на них. А что уж говорить о родителях, которые в авторитете априори.

Различать и определять понятия о добре и зле, малыши учатся у взрослых. Следуя замечаниям и реакции родителей, со временем формируется и представление о том, «как правильно». Практически все манипуляции родителей на эту тему вызваны с целью пробудить в ребёнке чувство вины. Чувство вины состоит из любви и нежелания быть наказанным, осмеянным.

Чтобы не доставлять маме неприятностей, маленький человек готов идти на все. Например, мама испекла пирог, который очень сильно любит малыш. Но она не разрешает его кушать до прихода гостей. Но ребёнку сложно удержаться, и он отламывает кусок. В итоге, мама ругает и говорит о том, что так не красиво, гости смеются, а малышу не понять, почему всё это происходит, ведь он просто хотел покушать вкусный мамин пирог.

Бывают ситуации, когда чувство вины специально прививается ребёнку, путём болезненного формирования, способом «ударить по больному». Таким образом вырастает совесть, которая будет создавать болевые физические ощущения при запрограммированном неправильном действии.

Часто чувство вины формируется из претензий взрослых. Например, родители ожидали видеть своё чадо с золотой медалью, а он учится средне. И тут начинается предъявление претензий о недостаточной усидчивости, нежелании учиться, быть лучшим в учёбе и поводом для гордости родителей.

В таких случаях ребёнок привыкает к тому, чтобы им гордились, он должен быть лучшим и первым во всём. А если таких успехов нет — значит его не будут любить. Развивается комплекс отличника и чувство вины, если что-то не получается, в дополнение маленькая личность занимается самобичеванием вместо того, чтобы продолжать двигаться дальше.

Чувство вины, в принципе, тяжёлое чувство, неприятное и тягостное и изначально используется как наказание. Но такой метод воспитания плотно приживается в дальнейшей жизни, переходя на взрослую личность. Не правильно поведение называть плохим, наказывать, стараться вызвать чувство ответственности, а в результате — понимание своего проступка, как правило, возникновение чувства вины, фразы типа «я так больше не буду».

Какая реакция может быть у ребёнка на искусственно привитое чувство вины?

  • В-первую очередь, это множество комплексов. От паранойи быть отличником до состояние жертвы.
  • Страх не оправдать надежды не только родителей, но и свои. Отсюда боязнь быть неудачником.
  • Безынициативность. Однажды поняв, что за свои действия можно быть наказанным, ребёнок может принять решение больше не проявлять инициативу, а находиться в тени.
  • Чувство вины — как унижение, инфантильность. Такой человек всегда будет выглядеть как униженный и его тело, походка и взгляд будут говорить о том, что он виновен. Здесь уже не важно, за что и перед кем. Это чувство будет появляться каждый раз, когда на пути будут встречаться ситуации, выходящие за привитое понятие о «правильности».

Первые пять лет дети уверены, что они — центр Вселенной и что взрослые видят окружающий мир также, как и они. Представить мир глазами взрослого им сложно, пока не начнёт формироваться реалистическое мышление.

Поэтому когда взрослые пытаются навязать им чувство вины, а они не понимают за что, появляется протест, выражающийся следующими способами:

  • Слёзы и истерика. Защитная реакция на несправедливое решение или замечание.
  • Способ наказать себя самого: нарваться на неприятности, оправдать мнение о нём, как о плохом ребёнке, получить синяк, ввязаться в драку, шалости в доме в виде специально поломанных игрушек.
  • Переадресация вины. Нежелание принимать вину на себя и поиск любых виновных. Со временем это приводит к тому, что ребёнок не способен отвечать за свои поступки, а ошибки и неудачи — списывать на других.

Что делать, если всё-таки «мамин пирог был съеден»

  • не винить ребёнка, не стыдить. А объяснить, почему просьба была именно такой и какое развитие событий предстоит теперь;
  • предложить исправить ситуацию, если это возможно. Дать ребёнку возможность побыть взрослым;
  • в следующий раз предупредить возникновение подобной ситуации. Пирог спрятать, накрыть, колющие — режущие также убрать подальше. Всё, до чего может дотянуться детская рука и любопытство, желательно убирать.

Следует помнить, что дети не могут сидеть долго на одном месте и им сложно удерживать внимание одном предмете. Не путать ответственность и вину с послушанием и аккуратностью. И главное, помнить о том, что маленькие люди во всём повторяют нас и всецело доверяют нашим словам.

Вина - очень деструктивное чувство. Это то, что заменяет исправление ошибок. Или то, что остается после того, как уже разобраны причины, исправлены ошибки, извлечены уроки.

Может быть даже уже получено прощение, но вот сам себя человек никак не простит. Вина душит, вина давит, не дает наслаждаться жизнью. Гипертрофированное чувство вины мешает дальнейшему общению: «Мне тяжело с ним общаться, потому что я до сих пор чувствую свою вину перед ним». От чувства вины нужно избавляться. Но почему-то иногда чувство вины лелеется нами, как ценность. «Я должен чувствовать вину, потому что я нравственный человек» — заблуждается «виноватый», подменяя на вину действительно нравственное качество — ответственность.

Возможно, что причины кроются в воспитании. Ведь один из главных рычагов, которым пользуются родители и педагоги — это прививание чувства вины. Ошибочно считается, что так воспитывается ответственность. «Это ты во всем виноват! Как тебе не стыдно! Из-за тебя!» — увы, такая форма манипулирования встречается очень часто. Особенно эффективным считается винить и стыдить перед всем классом. Или перед собравшимися родственниками — семейный совет из родителей, бабушек, дедушек. Родители, к слову сказать, не сознательно вредят психике своего ребенка. Они просто повторяют то, что сами часто слышали в своем детстве. У них нет другой модели воспитания. Они бы сами, наверное, были рады избавиться от ощущения вечной виноватости.

Ребенок смотрит на мир глазами взрослых и до определенного возраста безоговорочно верит им. «Если мама сказала, что я плохой, значит так и есть» Если мама обвиняет, то ребенок учится чувствовать себя виноватым — вредная, надо сказать, привычка, с психологической точки зрения.

А что же тогда вместо вины? Чем регулировать поведение ребенка?

Есть понятие — нравственность, которое включает в себя ответственность. Нравственность - внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра, ответственности за свои поступки. Ответственность (если рассматривать с этической, а не юридической точки зрения) — это осознание взаимосвязи между личными действиями и результатом, это умение регулировать свое поведение, это способность влиять на ход событий. Ответственность — это не вина, а уверенность в себе.

Что происходит, если мы стыдим и навязываем чувство вины ? Ребенок чувствует, что он нехороший, никудышный, никчемный. «А если я такой, то что с меня взять?» Парадокс: желая призвать к ответственности, на самом деле укрепляем безответственность, неуверенность в себе.

Что делает виноватый ? Корит себя. Раскаивается. Просит прощения. Зализывает раненую самооценку (или ковыряет рану еще больше - зависит от тяжести случая)

Что делает ответственный? Исправляет ошибку.

Нет ничего плохого в том, чтобы просить прощения. Плохо, когда этим все и ограничивается, без исправления ошибок. Еще хуже, застревание в чувстве вины и ощущение себя, как «неправильного». Это блокирует энергию, которую можно было бы направить на исправление ситуации.

Представьте себе менеджера, допустившего ошибку в работе. Ответственный менеджер исправит её, проанализирует причину возникновения, внесет поправку в бизнес-процесс, чтобы минимизировать риск повторения ошибки. Если же менеджер уйдет в переживание чувства вины — «Как я мог! Я так всех подвел! Не могу себе этого простить!» — то это помешает здоровой концентрации внимания. В результате он не только не исправит, а еще и новых ошибок наделает. Потом ему станет стыдно за себя, и он уволится, потому что «недостоин занимать эту должность».

Взрослые подменяют ответственность виноватостью, когда шумно обвиняя, не дают ребенку возможности исправить ошибку. Или когда заставляют ребенка просить прощения, не разобравшись в ситуации: «Ах, ты, бессовестный! Ты зачем Мишу ударил? Сейчас же проси прощения!»

Если для родителей вполне достаточно раскаяния ребенка («Ну, прости» — отмахивается подросток), то возникает привычка снимать с себя ответственность демонстрацией эмоций раскаянья. Но во взрослой жизни виноватость никого не интересует. (Разве что таких же, «раненых виной») Во взрослой жизни важно исправить ошибку, сделать выводы и не допускать повторения ситуации, а не картинно изображать раскаянье. Вам встречались такие взрослые, которые раскаиваются, повторяют свой проступок, снова раскаиваются и так бесконечно? Эти люди вырастают из «виноватых» детей, которые так и не поняли разницу между виной и ответственностью. «О! Я бесконечно виноват перед тобой! Прости, прости, прости…»

Чувство вины очень похоже на чувство стыда, часто шагают рядом и оба про неуверенность. Но есть разница. Вина - это ощущение от действий, стыд - от восприятия самого себя. «Я виноват, в том, что совершил. Мне очень стыдно от того, что об этом узнали родители»

Чувство вины дуально чувству обиды. Эмоцию обиды часто демонстрируют, чтобы другой почувствовал себя виноватым. Как вина, так и обида — инструменты манипуляции, которых не должно быть в здоровых отношениях. «Он меня обидел, я буду старательно изображать обиду, чтобы он понял, насколько он виноват, пусть помучается чувством вины. А я его прощу, когда он очень красиво изобразит раскаянье» И эти игры «вина-обида» заменяют нормальную работу над отношениями и личностное развитие. О! Какие сладкие созависимые отношения можно построить на вечной виноватости и обиженности. Но это уже другая история… Про обиду как-нибудь в другой раз…

Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины и стыда.

  1. Сообщения не должны содержать оценки самого ребенка: «Ты плохой! Ты безответственный! Ты неряшливый!» Оценивайте не ребенка, а его поступки: «Не самый лучший поступок. Здесь ты мог бы проявить ответственность. Ты можешь выглядеть лучше»
  2. Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, появляется чувство неловкости» Не «Ты меня расстраиваешь!», а «Я расстраиваюсь, когда…»
  3. Не анализируйте проступки ребенка при свидетелях. «Разбор полетов» только тет-а-тет. Иначе прививается чувство стыда, а не ответственность. Помните? Ответственность — это уверенность. Стыд — неуверенность.
  4. Не приучайте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «Как теперь исправить ситуацию?»
  5. Всегда помогайте ребенку понять взаимосвязь между его действиями и результатом.
  6. Учите личным примером. Избавьтесь от своего чувства вины и стыда. Оставьте только ответственность - этого вполне достаточно.

6 169

Можем ли мы сделать так, чтобы наши дети не испытывали чувства вины? А нужно ли это? Ответ: «Да… и нет». Да, потому что ощущение своей вины не способствует развитию. Оно сильно и надолго портит мнение ребенка о самом себе и делает его несчастным. Нет, потому что осознание ошибки необходимо для психологического становления ребенка и для того, чтобы он мог жить в обществе. Как сделать так, чтобы он осознавал свою неправоту, но не испытывал вины? Клод Альмос дает несколько простых советов.

Высказывайте обоснованные замечания

«Необходимо, чтобы родитель был уверен в правомерности своей просьбы. Если вы не уверены, что правы, сами сомневаетесь в том, что говорите, у ребенка нет причин вас слушаться. Обоснованное замечание – то, которое следует не из простого желания взрослого, а вытекает из общего правила: нельзя драться, нельзя воровать, нужно предупреждать, если вернешься поздно… Эти правила необходимы – для того чтобы ребенок ощутил свое единство с окружающими людьми. Они позволяют ему перерасти животное состояние, стать более цивилизованным и спокойно жить в обществе. Задача родителей – привить эти правила, а детей – их усвоить. Правомерна та просьба, которую высказал бы в этой ситуации любой взрослый. Так что либо ребенок подчиняется правилу и все хорошо, либо нет – и тогда он будет наказан. Точно так же водителю, проехавшему на красный свет, должен быть выписан штраф. Он платит за то, что сделал. В таком контексте нет места чувству вины. Очень важно объяснить ребенку, что правила существуют не только для него, но и для всех остальных, взрослых и детей, по всему миру, потому что без правил жизнь в обществе была бы невозможна».

Избегайте эмоционального шантажа

«Чувство вины возникает тогда, когда взрослый объясняет свою просьбу не общими правилами, а, например, своими эмоциями. Когда он говорит: «Сделай это…

– чтобы сделать приятное мне», – он подразумевает: «Если ты этого не сделаешь, я буду несчастен».

– ты ведь добрый мальчик /добрая девочка!», – он имеет в виду: «Если ты этого не сделаешь, ты будешь злым/злой».

– потому что это хорошо/плохо» – эти нравственные понятия, если их никак не объяснили, неоднозначны и могут вести к непониманию: «Мама говорит, что воровать плохо, а бабушка говорит, что просить подружку снять трусы плохо. Это одинаково плохо или нет?» Все эти аргументы без объяснения могут стать основой для невротического чувства вины: у ребенка появляется смутное убеждение, что он сам плохой… И наконец, когда вы в чем-то упрекаете ребенка, очень важно разделить поступок и человека. Ругают ребенка, который украл, потому что воровать – это плохо, но нельзя говорить ребенку, что он вор. Наказывают проступок, а не человека».

Объясняйте свои просьбы

«Вы должны вразумительно и логично объяснить ребенку, почему следует вести себя тем или иным образом. Например, придерживать дверь перед пожилым человеком нужно не потому, что ему это будет приятно, не потому, что это мило или хорошо, а потому что, если дверь ударит его по лицу, ему будет больно. Или потому, что у него не хватит сил держать одновременно дверь и свою палочку, и он может упасть… Даже самых строптивых детей простое объяснение смысла просьбы может успокоить. Нельзя быть виноватым в нарушении правила, которого человек не знал. Зато, как только он его узнал и нарушил еще раз, он уже виновен. И тогда его следует наказать».

Содержание статьи:

Чувство вины - это совершенно естественная реакция человека на поступок, в правильности которого он сомневается. Возникает за счет психологических, социальных и характерологических установок, которые именуют совестью. Человек самостоятельно себя корит за некие действия или даже мысли, что может неблагоприятно сказаться на качестве жизни и даже привести к депрессивным расстройствам.

Влияние чувства вины на жизнь

Естественно, постоянное гнетущее ощущение вины, которое буквально грызет человека изнутри, не самым лучшим образом отбивается на качестве его жизни. Страдают все сферы деятельности, в том числе рабочие взаимоотношения, микроклимат в семье, гармония с самим собой.

Человек, который зафиксирован на одном чувстве, неспособен объективно принимать участие в социальной жизни. На все вещи он смотрит однобоко сквозь призму ощущения вины.

Доминирующее чувство выталкивает из поля внимания другие, не менее важные. Довольно часто пребывая в состоянии ощущения собственной виновности, человек принимает неверные решения, предвзято оценивает ситуацию.

В таком положении нередко портятся взаимоотношения с другими людьми, кажется, что они не понимают и никогда не смогут понять этого чувства. Портятся рабочие отношения, где необходим трезвый здравый ум и смекалка, а если чувства пленили мысли о вине, то ни о каких серьезных взвешенных решениях не может быть и речи.

Основные причины развития чувства вины

За каждым ощущением вины стоит некая ситуация или действие, о совершении которого человек жалеет или испытывает чувство неправильности содеянного. Этот проступок может быть весомым и значимым, поэтому обыватель так переживает за него, а может и оказаться сущим пустяком, но в силу собственных обостренных чувств разражается огромным ощущением вины и терзаниями. В каждом отдельном случае можно найти некое начало этого чувства, и, разобрав проблему, есть шанс избавиться от этих ощущений.

Причины чувства вины у детей


Подобные ощущения очень часто могут возникать у детей вне зависимости от их возраста и социального положения. Детская несформированная психика по-своему отражает окружающий мир и по-другому делит все на правильное и неправильное.

Соответственно, внутренние конфликты с совестью - довольно частое событие для ребенка. Обычно причины этого связаны с любой из сфер деятельности, будь то школа, дом или танцевальный кружок. Чаще выбирается то, что более важно для него самого. Там он будет тщательно взвешивать свои слова и действия, а малейшие ошибки вызовут чувство вины у ребенка.

Причиной столь бурной реакции на собственные ошибки может быть строгое воспитание с самого детства. Если родители грозились наказать за любой проступок, ребенок очень старается его не делать. К сожалению, случайности все же существуют, и непроизвольная ошибка может вызвать шквал неприятных эмоций, связанных с нарушением запрета или невыполнением порученного задания.

Очень часто в ответ на родительские запреты формируется достаточно стойкая установка, которая в разы превышает важность самого запрета. Например, если родители сказали, что накажут за плохую успеваемость, и ребенок принял это близко к сердцу, то он будет бояться двойки, будто это худшее, что может с ним случиться.

Чувство вины развивается с самых маленьких лет. Даже у малышей может наблюдаться длительная реакция вины за проступок, которая носит не совсем обычный характер. Например, родители ругают ребенка за то, что он мочится в колготки, а не просится на горшок. Часто форма этой установки - это крик с жестикуляцией, который воспринимается ранимой детской психикой как непоколебимый запрет, и его нарушать нельзя под страхом смерти.

Затем, если ребенок все же подмочит колготы, он будет хоть целый день ходить в мокрых, мириться с неудобствами и, возможно, даже простынет, но не признается родителям о содеянном. Это один их самых показательных и распространенных примеров, как чувство совести и вины развивается из самого детства.

Патологическое чувство вины у ребенка может сочетаться с низкой самооценкой, что подразумевает самоуничижение и восприятие себя самого как личность, которая постоянно делает что-то не так. Эти установки могут быть заложены родителями, педагогами в учебно-воспитательных заведениях, близкими, родственниками или сверстниками.

Очень часто школьные насмешки, даже издевательства оставляют неизгладимый след на психике ребенка, и он начинает испытывать презрение и неуважение к самому себе. Сочетаясь со случайными или не случайными ошибками, ситуация дает массивное патологическое чувство вины у ребенка.

Причины чувства вины у взрослых


У взрослых постоянное чувство вины появляется немного другим образом. Хотя очень часто в большинстве случаев патологического ощущения вины имеет место детская предрасположенность к подобным переживаниям. Имеются в виду неблагоприятные условия, детские страхи и неуверенность в себе, характерологические особенности личности. Ранимые часто дают бурные эмоциональные реакции на незначительные раздражители, это касается и ощущения вины.

Но почему-то у одних людей некие действия, которые считаются неправильными, не вызывают никаких патологических чувств, а другие мучаются терзаниями о собственной вине. Эта модель поведения зависит от внутреннего фактора каждого человека. Все знания и разработанные схемы реагирования согласованы с внутренней справедливостью каждого человека.

Эта справедливость в совокупности с чувством виновности в случае ее нарушения создает совесть. Она, как фильтр, который оценивает каждую мысль, событие и решение человека, затем выносит приговор. Себя не обманешь, а поэтому терзания совести - самые объективные, но не всегда они приносят пользу. Патологическое длительное ощущение вины, даже после признания или исправления ошибки, носит стойкий характер и очень долго не проходит.

Чувство вины у взрослых может развиваться в ряде случаев:

  • Неправильное действие . Человек может себя корить за любое действие, совершенное по своей воле или чужой. В первом случае он винит себя за ошибку, а во втором - за неумение решить самому, стоит ли делать что-то. Любые события в жизни, которые были спровоцированы неверным действием и принесли вред либо неприятные ощущения другим людям, вызывают каскад реакций самообвинения. Обычно чувство вины проходит после устранения этой ошибки или по истечению ее актуальности. Для патологического длительного ощущения вины характерно ее постоянство даже после извинений, исправлений того неправильного действия. Человек фиксируется на том, что сделал неправильно, и уходит в себя.
  • Неправильное бездействие . Часто вина формируется за недостигнутый результат, за то, что приложено недостаточно сил. Если бездействие и медлительность в некоторых ситуациях причиняют вред, мешают другим людям или не совпадают со своими представлениями о справедливости, они могут вызвать ощущение вины за них. Это может быть чувство вины перед другими людьми или перед самим собой.
  • Неверное решение с последствиями или без . Если от слова человека, его решения или приказа зависит что-то важное, на него автоматически возлагается огромная ответственность. Взвешенное решение иногда может оказаться неправильным, поэтому развивается комплекс вины за содеянное перед теми людьми, которые зависели от решения.
  • Неправильное отношение к чему-то или кому-то . Эта разновидность вины представляет исключительно самоуничижение перед самим собой. Это вариант внутренней борьбы, конфликта личности, которая борется со своими же проявлениями. Например, человек плохо относится к своим детям, к супруге/супругу или к коллегам по работе. Это поведение давно противится ему самому, изменять свое поведение он не хочет. На этом фоне развивается обманчивое, но сильное ощущение вины за свои слова и плохое отношение к тем, кто этого не заслуживает. Часто люди сознательно делают ошибки и пренебрегают чем-то в жизни, при этом одновременно жалея о таком отношении.

Признаки развития чувства вины


Когда человека терзает изнутри внутренний конфликт с собственной совестью, он заметно выделяется и меняет обычное свое поведение. Постепенно углубляется в свои мысли и переживания, закрываясь от внешнего мира психологическим барьером.

В зависимости от типа характера такие люди могут полностью ограждаться от всего и уходить с головой в свои переживания. Проблема состоит в том, что иногда до них трудно достучаться и помочь, ведь чувство вины существенно снижает самооценку и нарастает неуверенностью в себе.

Часто люди, испытывающее чувство вины, пытаются устранить конкретную ошибку, которая была допущена. Например, если на работе или дома что-либо сломалось или испортилось по вине этого человека, нормальная реакция предусматривает извинения и попытки исправить все, что было испорчено. Не всегда реакция увенчивается успехом, но это значительно облегчает совесть.

Патологическое чувство вины способно запустить реакцию, которая не позволит принять исправление ошибки достаточным для уравновешивания справедливости. Человек постоянно будет пытаться извиниться и, получив извинение, не воспримет его как остаточное решение ошибки, что даст еще большую реакцию вины. Замкнутый круг объясняет патологичность и сложность данной ситуации.

Однозначно, если ощущение себя виновным постоянно и не поддается устранению, оно значительно усложняет социальную жизнь человека. Угнетенное состояние становится постоянным, подавленное настроение превращает все краски жизни в серые и не позволяет в полной мере получать удовольствие от тех вещей, которые раньше его приносили.

Разновидности чувства вины


Прежде всего, следует учесть, что ощущение вины бывает двух основных типов. Первое - стандартная реакция на ошибку или причинение кому-либо неудобств, принятие неверного решения, из-за которого мучает совесть. Такая вина - довольно распространенная и даже полезная, так как способна контролировать рамки поведения человека и фильтровать плохое от хорошего.

Ощущение вины способно проходить или забываться, это естественная реакция на чувство. Оно не должно оставаться навсегда. Если по каким-то причинам после извинений, исправлений или других принятых мер ощущение остается на длительное время и значительно усложняет жизнь, следует говорить о патологической вине. Это состояние тяжело поддается изменениям и постоянно грызет изнутри человека.

Возникает патологическое ощущение вины в нескольких случаях: если ошибка настолько велика, что человек не может простить себя самого, или он ранимый и близко к сердцу воспринимает все, что переживает в данный момент. Ошибку не прощают те люди, которым она принесла вред (например, если неверное решение спровоцировало фатальный результат).

Как побороть чувство вины

Немало мужчин и женщин интересуется, как избавиться от чувства вины только тогда, когда оно значительно усложняет жизнь человеку. Если от него страдает работа, карьера, отношения с друзьями и близкими, наблюдаются сложности в семье и общении с детьми, следует задуматься над тем, как его убрать. Поскольку механизмы реагирования на подобные ощущения разные для мужчин и женщин, стоит рассматривать способы, как справиться с чувством вины, отдельно.

Избавление мужчин от чувства вины


У мужчин осознание любых событий происходит гораздо проще, чем у женщин. Они буквально воспринимают все, что касается их, и так же точно реагируют. Поэтому часто ошибка может быть вызвана скрытым смыслом ситуации, которую мужчина не в силах понять до конца.

Следовательно, осознать причину проступка не так легко. Например, человек забывает о важном событии для его второй половинки и не приходит туда, где договаривались. Естественно, обида женщины возникает как ответ на невыполненное обещание, но мужчина немного по-другому рассматривает ситуацию. Он считает, что можно сказать, что забыл или не получилось прийти, и тем самым нарвется на гнев женщины, которая и так обижена.

В результате у мужчины появляется сильное чувство вины, которое он не может объяснить. По его логике, он не виноват, но, учитывая реакцию женщины, которая ему не безразлична, он испытывает неприятные ощущения вины. Данная модель ситуации показывает, что мужчины часто не осознают своих проступков, но всегда испытывают ощущение вины, даже если не понимают, за что.

Избавиться от чувства вины у мужчин можно только разобравшись в причинах. Во-первых, следует поговорить с тем человеком, который понимает больше сложившуюся ситуацию. Во-вторых, нельзя спускать на тормоза данное событие и ждать, пока утихнет буря, и все забудут о случившемся.

Возможно такое, когда мужчина винит себя за неправильное отношение или ощущение к другим людям. Например, мало уделяя внимания близкому человеку даже при условии, что тот не обижается, мужчина признает для себя, что мог бы уделять больше, но не делает этого по какой-либо причине. Таким образом, чувство вины - одностороннее и полностью основанное на переживаниях одного человека.

Как избавиться от чувства вины женщинам


Для женщин эмоции и чувства - это тщательно продуманные и обоснованные ощущения. Каждому женщина найдет ряд причин, объяснит, почему оно возникло и что значит для нее. Именно поэтому чувство вины у женщин всегда понятно для них самих.

Если есть шанс устранить неприятные ощущения, женщина не будет ждать, пока все забудется, и примет активные меры в отношении чувства вины. Она извинится, исправит ошибку, попытается загладить вину и успокоить совесть.

Чересчур эмоциональное переживание каждого события делает женщину более уязвимой к подобным ощущениям и чаще, чем мужчину, загоняет в паутину вины и угрызений совести. Тип реагирования на сложившуюся ситуацию зависит от типа ее характера.

В большинстве случаев она не может долго терпеть, если на нее обижаются, либо грызет совесть довольно длительное время. Переизбыток эмоций захлестнет ее, и нужно вовремя разобрать ситуацию для того, чтобы успокоить внутренние весы справедливости.

Как для женщин, так и для мужчин, не совсем просто извиниться и переступить через ощущение вины, так как мешает чувство гордости. Насколько оно сильное, зависит от характера и темперамента человека, от его воспитания и степени ошибки, которая была совершена. Первый шаг на пути к избавлению от чувства вины - это преодоление своей гордости, которая говорит, что все было сделано правильно.

Следующий шаг - это принесение извинений, попытка исправить неверное решение или ошибку. Следует на деле показать, что ваша совесть сожалеет о том, что было сделано, и попытаться поступить правильно. Активные решительные меры быстрее всего заглаживают вину как перед другими людьми, так и перед собой.

Как справиться с чувством вины - смотрите на видео:


Как бы ни грызло ощущение вины, его необходимо убирать, ведь в противном случае оно негативно влияет на качество жизни человека. Во всяком случае, вина - защитный механизм наших личностей, который заставляет поступать правильно и по совести.