Деревянная обувь голландии название. История обуви от древних времен до наших дней. От рыбаков до контрабандистов

кломпены.

Деревянная обувь раньше была популярна во многих странах, но сегодня мало кто сохранил традиции ее изготовления. Но в Голландии бережно оберегают башмаки, сделанные из дерева. Другое их название - кломпены. Они наряду с всемирно известными мельницами и тюльпанами стали одним из основных символов страны. И каждый турист, очутившись здесь, пытается обзавестись парой-другой этих замечательных башмаков.

В наши дни кломпены - это продукт в основном сувенирный, рассчитанный на многочисленных приезжих. Но есть и люди, верные традициям предков, по большей части это жители сельской местности. Но дело не только в историческом наследии, на самом деле кломпены - весьма удобная и прочная обувь: можно смело ходить хоть по гвоздям, хоть по стеклу. Башмаки быстро снимаются и надеваются, что очень удобно, если вы куда-нибудь не успеваете. Еще один плюс кломпенов: летом в них не жарко, а зимой не холодно, так что ногам будет комфортно в любое время года. Ну а если на улице лютые морозы, то для утепления в башмаки запихивают бумагу или солому.

Первые упоминания о кломпенах относятся к средневековью. В частности, башмаки можно увидеть на картинах, написанных в этот период. С течением временны производство кломпенов набирало обороты. Сначала ремесленники делали их вручную, но в XVIII веке были разработаны специальные механизмы, позволившие значительно ускорить процесс изготовления. XIX век - золотое время для кломпенов: во всех уголках Голландии деревянные башмаки становятся излюбленным видом обуви, а башмачное производство - очень выгодной отраслью промышленности. В XX веке положение усложняется. Последствия первой мировой войны и экономический кризис 30-х гг. сильно подкашивают все виды индустрии. Одна за другой исчезают фабрики, производящие кломпены. Во время второй мировой было, ясное дело, не до башмаков, но в послевоенные годы наблюдается стремительный, правда, кратковременный, рост производства. С тех пор кломпены практически не используются в качестве повседневной обуви. В середине 70-х в Голландии начитывалось около четырех сотен небольших производств, занимающихся выпуском деревянных башмаков. Сегодня ежегодно производится более 3 млн. пар этой старинной обуви.

Кломпены - это действительно неотъемлемая часть европейской культуры. В Конце 80-х годов в бельгийском городе Лаакдале был открыт музей кломпенов. Но велика вероятность, что в скором времени мы сможем их увидеть только на полотнах старинных мастеров или в качестве музейных экспонатов. Дело в том, что кломпены не соответствуют стандартам, предъявляемым к обуви в Европе. Поэтому фабрики, производящие деревянные башмаки могут быть принудительно закрыты, и нынешние три млн. пар ежегодно могут стать несколькими сотнями. Время покажет, смогут ли стандарты и нормы вынудить голландцев отречься от части своего культурного наследия.

А теперь давайте выясним, что необходимо, чтобы получить добротную пару знаменитых голландских кломпенов. Для начала нужен материал. Лучше всего для этих целей подходит тополь, возраст которого не менее двадцати лет - его древесина прочная и легкая, и в то же время легко поддается обработке.

Раньше для производства деревянных башмаков использовали в основном черный тополь, которые встречается в Голландии повсеместно. Позже кломпены стали изготавливать также из тополя, завезенного из Америки. Голландская земля прекрасно подошла для американского вида, и привозные деревья стали здесь выращивать. Был даже выведен гибрид двух сортов тополя, названный канадским. Последний становится пригодным к обработке в возрасте 35 лет, но в отличие от своих родственников обрабатывается плохо, поэтому в производстве компленов практически не применяется.

Чтобы изготовить полсотни пар башмаков, понадобится кубометр древесины. Соответственно, для вышеупомянутых 3 млн. пар нужно около 60 тыс. кубометров - цифра внушительная. Чтобы удовлетворить потребности индустрии в сырье, тополя специально высаживают и бережно ухаживают за ними.

После того, как ствол срублен, его распиливают на несколько частей. Мастер вручную с помощью стамески и топора придает заготовкам нужную форму. Для того, чтобы сделать башмак левым или правым, применяется специальный механизм. Затем из башмака удаляют внутреннюю часть, шлифовкой придают окончательную форму и помещают в сушилку, праздничные и сувенирные экземпляры, как правило, расписывают. Сегодня практически весь процесс производства автоматизирован, вручную только наносится рисунок.

Кломпены, предназначенные для повседневного ношения, росписью не украшаются. Чтобы они служили дольше, их каждую неделю следует натирать песком. По праздникам и воскресеньям надевают расписанные башмаки. В разных частях Голландии на кломпены наносят свои узоры, так что специалисты, разбирающиеся в кломпенах, могут определить по рисунку, откуда приехал человек.

В голландском языке существует множество поговорок и выражений, в которых фигурирует эта замечательная обувь. А это еще один факт в пользу того, что кломпен - неотъемлемая часть голландской культуры. Вот некоторые фразы:
. «Уносить кломпены» - уходить
. «Ходить в кломпенах по льду» - поступать неосторожно
. «Чувствовать кломпенами» - ясно понимать
. «Отбросить кломпены» - умереть
. «Умело играть на кломпенах» - делать что-либо профессионально

И это лишь малая часть устойчивых выражений. Причем приведенные примеры являются словарными, а в местных диалектах башмаки упоминаются настолько часто, что иногда сложно понять, что могла бы означать та или иная фраза.

Деревянная обувь раньше была популярна во многих странах, но сегодня мало кто сохранил традиции ее изготовления. Но в Голландии бережно оберегают башмаки, сделанные из дерева. Другое их название – кломпены. Они наряду с всемирно известными мельницами и тюльпанами стали одним из основных символов страны. И каждый турист, очутившись здесь, пытается обзавестись парой-другой этих замечательных башмаков.


В наши дни кломпены – это продукт в основном сувенирный, рассчитанный на многочисленных приезжих. Но есть и люди, верные традициям предков, по большей части это жители сельской местности. Но дело не только в историческом наследии, на самом деле кломпены – весьма удобная и прочная обувь: можно смело ходить хоть по гвоздям, хоть по стеклу. Башмаки быстро снимаются и надеваются, что очень удобно, если вы куда-нибудь не успеваете. Еще один плюс кломпенов: летом в них не жарко, а зимой не холодно, так что ногам будет комфортно в любое время года. Ну а если на улице лютые морозы, то для утепления в башмаки запихивают бумагу или солому.

Первые упоминания о кломпенах относятся к средневековью. В частности, башмаки можно увидеть на картинах, написанных в этот период. С течением временны производство кломпенов набирало обороты. Сначала ремесленники делали их вручную, но в XVIII веке были разработаны специальные механизмы, позволившие значительно ускорить процесс изготовления. XIX век – золотое время для кломпенов: во всех уголках Голландии деревянные башмаки становятся излюбленным видом обуви, а башмачное производство – очень выгодной отраслью промышленности. В XX веке положение усложняется. Последствия первой мировой войны и экономический кризис 30-х гг. сильно подкашивают все виды индустрии. Одна за другой исчезают фабрики, производящие кломпены. Во время второй мировой было, ясное дело, не до башмаков, но в послевоенные годы наблюдается стремительный, правда, кратковременный, рост производства. С тех пор кломпены практически не используются в качестве повседневной обуви. В середине 70-х в Голландии начитывалось около четырех сотен небольших производств, занимающихся выпуском деревянных башмаков. Сегодня ежегодно производится более 3 млн. пар этой старинной обуви.

Кломпены – это действительно неотъемлемая часть европейской культуры. В Конце 80-х годов в бельгийском городе Лаакдале был открыт музей кломпенов. Но велика вероятность, что в скором времени мы сможем их увидеть только на полотнах старинных мастеров или в качестве музейных экспонатов. Дело в том, что кломпены не соответствуют стандартам, предъявляемым к обуви в Европе. Поэтому фабрики, производящие деревянные башмаки могут быть принудительно закрыты, и нынешние три млн. пар ежегодно могут стать несколькими сотнями. Время покажет, смогут ли стандарты и нормы вынудить голландцев отречься от части своего культурного наследия.

А теперь давайте выясним, что необходимо, чтобы получить добротную пару знаменитых голландских кломпенов. Для начала нужен материал. Лучше всего для этих целей подходит тополь, возраст которого не менее двадцати лет – его древесина прочная и легкая, и в то же время легко поддается обработке.

Раньше для производства деревянных башмаков использовали в основном черный тополь, которые встречается в Голландии повсеместно. Позже кломпены стали изготавливать также из тополя, завезенного из Америки. Голландская земля прекрасно подошла для американского вида, и привозные деревья стали здесь выращивать. Был даже выведен гибрид двух сортов тополя, названный канадским. Последний становится пригодным к обработке в возрасте 35 лет, но в отличие от своих родственников обрабатывается плохо, поэтому в производстве компленов практически не применяется.

Чтобы изготовить полсотни пар башмаков, понадобится кубометр древесины. Соответственно, для вышеупомянутых 3 млн. пар нужно около 60 тыс. кубометров – цифра внушительная. Чтобы удовлетворить потребности индустрии в сырье, тополя специально высаживают и бережно ухаживают за ними.

После того, как ствол срублен, его распиливают на несколько частей. Мастер вручную с помощью стамески и топора придает заготовкам нужную форму. Для того, чтобы сделать башмак левым или правым, применяется специальный механизм. Затем из башмака удаляют внутреннюю часть, шлифовкой придают окончательную форму и помещают в сушилку, праздничные и сувенирные экземпляры, как правило, расписывают. Сегодня практически весь процесс производства автоматизирован, вручную только наносится рисунок.

Кломпены, предназначенные для повседневного ношения, росписью не украшаются. Чтобы они служили дольше, их каждую неделю следует натирать песком. По праздникам и воскресеньям надевают расписанные башмаки. В разных частях Голландии на кломпены наносят свои узоры, так что специалисты, разбирающиеся в кломпенах, могут определить по рисунку, откуда приехал человек.

Кломпы прежде всего не просто сувениры, а практичная обувь - подбирайте по размеру!

Продвинутая европейская страна, с высокими технологиями и таким же уровнем жизни. Но и сегодня, невозможно представить без них, несмотря на то, что теперь их носит лишь довольно ограниченный круг людей. О чем я говорю? Конечно, о традиционной голландской обуви... Кломпы – деревянные башмаки, история возникновения которых уходит корнями в средневековье, когда сандалии из дерева заменила более удобная и прочная обувь.

Когда-то, вдоль всего побережья Европы, от Атлантического океана до Северного моря и от Испании до Скандинавских стран, можно было встретить людей в деревянных ботинках, немного различающиеся фасонами, но идея была одна.


Исторической родиной кломпов является Франция, точнее ее южная часть, но настоящую популярность и искреннюю любовь они завоевали именно у . В XV веке, их носила основная часть жителей (за исключением высшего класса). А, всё благодаря дешевизне и практичности, особенно в деревенской местности из-за преобладания болотистой почвы.


Обращаем внимание на ноги мальчика 😉

Огромный спрос на деревянную обувь привел к быстрому развитию этого ремесла в стране. Необходимые для их производства прочные сорта древесины, такие как ива и тополь, росли здесь в изобилии.

 В старину, боты изготавливали вручную, мастера создавали свои особые модели и мотивы для их украшения.


Станок, для изготовления кломпов

Кстати, именно по узорам, можно было определить, из какой провинции человек, так как в разных регионах страны их украшали определенной росписью.


"Свеженький" кломп
Кломпы, с росписью "Делфт"

Кроме того, спрос был на специальные виды, предназначенные для различных целей: для хождения по льду (с шипами на подошве) и катания по льду (с лезвием, как у коньков), для игры в футбол и даже свадебные. В зимнее время, для тепла, кломпы наполняли соломой или измельченной бумагой.

Из-за сокращения числа работающих в сельскохозяйственном секторе и на скотоводческих фермах, в наше время не часто можно встретить людей, обутых в деревянные башмаки.


Но несмотря на это, производство традиционных кломпов до сих пор живо в , а производители не остаются в накладе: миллионы пар деревянной обуви продаются ежегодно. Правда теперь, их в основном, покупают многочисленные туристы, например японцы или американцы, которые обожают

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.