Дети видят мир иначе. Как ребенок видит мир

Учёные доказали, что ребёнок воспринимает мир иначе, чем мы. К сожалению, большинство родителей считает это непослушанием или детской странностью, но в действительности такое поведение обусловлено особенностью развития мышления. До 11 лет малыши смотрят на мир «другими глазами», но, становясь старше, они начинают мыслить как взрослые. Вот 8 отличий ребёнка от взрослого.

@ima_abacus/ Instagram.com

Отсутствие грани между реальностью и фантазией

Дети могут настолько сильно погружаться в мир фантазий, что начинают искренне в него верить. Учёные считают, что ребёнок не умеет устанавливать четкую грань между воображением и реальностью.

Например, можно попросить детей рассказать об их идеальном дне со всеми подробностями. Спустя время начните спрашивать их о нём и убедитесь, что дети будут уверены, что придуманные ими события действительно произошли.

Важно понимать, что ребёнок легко верит в свои фантазии, а вот в рассказах взрослых может сомневаться.

@andevigo/ Instagram.com

Понятие обратимости

Учёные уверены, что до 7-летнего возраста ребёнок не умеет сразу учитывать несколько величин. Например, высоту и ширину. Если вы перельёте жидкость из высокого стакана в широкий, то ребёнок будет считать, что её стало меньше. Хотя её количество осталось неизменным. Ребёнок будет уверен, что если стакан ниже, то и воды в нём меньше.

Восприятие объектов и их постоянство

Психолог Жан Пиаже сделал открытие, когда обнаружил, что дети до года реагируют на пропавший из их поля зрения предмет так, как будто его больше не существует. Он уверен, что понимание постоянства предмета приходит к нам с возрастом. По этой причине маленькие дети так удивлённо реагируют на пропадающие и вновь появляющиеся предметы.

Например, если перед глазами малыша (до года) взять и спрятать любую вещь под салфетку и потом вновь переместить её под другую поверхность, то его реакция будет такой, будто она исчезла. А вот со взрослым такой фокус не пройдёт, он прекрасно понимает, где находится предмет.

@ima_abacus / Instagram.com

Изучение языков

Многие знают, что дети быстрее учатся, легче воспринимают информацию и осваивают иностранные языки. Известно, что в семье, где родители говорят на разных языках, малыш может с лёгкостью их освоить, при этом он не нуждается в специальном обучении.

Известный лингвист Ноам Хомский выдвинул теорию о том, что у всех языков есть общая структура правил, логика, с помощью которой мы строим предложения, и она заложена в наш мозг с самого рождения. Он уверен, что дети подходят к вопросу изучения языков по принципу «субъект-глагол-объект».

Способность к абстрактному мышлению

Ученые совместно с психологом Рудольфом Шаффером провели исследование, попросив 9-летних детей придумать, куда расположить третий глаз. 95% сказали – лоб. Это не совсем логично, ведь в районе лба уже есть 2 глаза. А вот дети 11-ти лет стали рассуждать и предлагать другие варианты: руки, плечи, затылок.

Это говорит о том, что начиная с 11-летнего возраста, дети начинают мыслить абстрактно, а вот видение и понимание малышей основано на реальности. Они еще не могут думать над воображаемыми проблемами и действиями для их решения.

@velikolepny_irun / Instagram.com

Отличия лиц

Исследователи пришли к выводу, что новорожденный ребёнок может отличить лицо матери от других. Однако он не способен отличить человека другой национальности или расы. Это связано с нехваткой опыта. Но дети легко улавливают мельчайшие черты и человеческие эмоции.

Рисуют не то, что видят

Учёные провели исследование, предложив детям от 5-ти до 9-ти лет нарисовать то, что они видят. Перед ними поставили кружку с ручкой, однако развернули её так, чтобы ручку не было видно.

5-7-летние дети нарисовали ручку у кружки, когда старшие изобразили без неё. Это связано с тем, что взрослые дети восприняли только очевидное, а младшие – должное (они знают, что у кружек есть ручки, поэтому так нарисовали).

@alfira_nigmatulin / Instagram.com

Понятия морали

Учёные провели исследование. У детей дошкольного возраста спросили, какой поступок хуже, человека, который разбил много ваз, но случайно или того, кто испортил одну, но специально. Все остановились на первом варианте, предположив, что он нанёс больше вреда.

А вот взрослые бы сказали, что второй вариант. Ведь человек совершил его намеренно, со злым умыслом.

Д.С.Утенков убеждён в том, что дети видят мир не так, как взрослые. Их взгляд острый и незамыленный, способный замечать то, что не видит взрослый человек. Дети находятся, по мнению художника, не вне красоты окружающего мира, а внутри неё, поэтому в рисунках их сквозь детскую наивность всегда проглядывает живая реальность. Автор считает, что родители должны помогать ребёнку, как можно дольше не расставаться с этим целостным восприятием окружающего. Художник предлагает свои рецепты на примере воспитания своего сына Серёжи. С младенчества «миром» ребёнка был естественный мир природы, а не яркие пластмассовые погремушки и телепузики с черепашками-ниндзя. Поэтому в своих детских рисунках Серёжа изображал то, что было частью этого мира – кошек, сорок, снежинки.

Мне кажется, что дети живут чувствами и именно через них познают окружающий мир. В замечательной философской сказке «Маленький принц» французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери противопоставляет два мира В мире взрослых самыми важными ценностями являются власть, тщеславие, богатство. Душа Маленького принца, представляющая детский мир, жаждет красоты, дружбы, взаимопонимания и любви. Именно этому герою принадлежит фраза: «Зорко одно только сердце». Маленький принц не в силах понять обитателей планет, на которых ему довелось побывать. «Странный народ эти взрослые!» - восклицает он. Но ему удаётся найти и среди взрослых близкого по мироощущению человека – лётчика, потерпевшего крушение в пустыне. Они одинаково читают рисунок, в котором за контурами шляпы можно увидеть удава, проглотившего слона.

Сохранять в себе зоркость сердца значит сохранять восторженный, не переставающий удивляться детский взгляд на жизнь. Эта мысль звучит в сказке-притче Сент-Экзюпери и в тексте художника Дмитрия Максимовича Утенкова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Каким видят мир младенцы? Оказывается, совсем не таким, как взрослые…

Зрение малыша развивается именно в первый год жизни

Когда ребеночек только родился на свет, мамам сразу же не терпится встретить осознанное выражение его глаз. Хочется, чтобы ребенок осязал, различал тебя. Говорят, что первую неделю ребенок ничего не ощущает, только голод. Поэтому родителям столь интересно, когда их ребенок начнет воспринимать все окружающее, и это вполне естественно.

Объясняется это не до конца сформированным мозгом. Малыш не видит мир так, как видим его мы, мозг его устроен по-иному, чем у взрослых.

Как видит новорожденный?

Новорожденные улавливают свет, рассматривают предметы, людей, фигурки, находящиеся на небольшом расстоянии. Мир малыша размытый, неясный, туманный, в нем нет контрастов. Можно увидеть, что только что рожденный ребенок не фокусируется ни на одной вещи, глаза его бегают и пытаются охватить все. Не стоит переживать, положение непременно изменится в лучшую сторону.

Излюбленные объекты для новорожденного — это лица людей! Особо обожаемы — лица мамы и папы. Вот и не прячьтесь от него, дайте ему возможность вдоволь рассмотреть вас. Рассматривая их, ребенок проявляет неподдельный интерес. Особенно завораживает малыша лицо папы. Оно более четко очерчено, плюс борода и усы, что делает его еще более выразительным. Предметом обожания могут быть картинки с орнаментом или старые фотографии.

Главное, что воспринимает месячный малыш – это мамино лицо и свет. Малышу трудно остановиться на одном предмете, все в комнате под его непрерывно блуждающим взглядом.

Не стоит переживать о свете и тогда, когда ребенок спит. Это не будет его беспокоить и прерывать сон, напротив, пробудившись, он будет только рад этому свету.

Изменение зрения с возрастом

По мере роста зрение становится намного лучше. Мир наполняется разными красками!

  • Дети 3 месяцев уже способны различать некоторые цвета, но объемное изображение все еще не воспринимается ими. Можно покупать яркие игрушки-погремушки, он с удовольствием в них будет играть. Взгляд его становится более сосредоточенным. Он начинает узнавать маму, внимательно изучает ее лицо. Останавливается на неподвижных предметах.
  • 4- 6 месяцев . Зрительный аппарат более совершенен, уже плотно и согласованно работает, ребенок видит более точно и чисто. Груднички проявляют неуемный интерес ко всему, что их окружает, изучают собственное тело, игрушки. Большое удовольствие доставляет им игра «в ладушку», они уже болтают ножками, хватают предметы ручками. Где-то до 7 месяцев детки временами косят глаза. Взгляд их не имеет конкретной направленности, но с каждым месяцем он будет все больше и больше сконцентрирован.
  • В полгода ребенка следует показать врачу-офтальмологу, он сможет уже оценить зрение малыша более объективно. Сейчас определяется, косоглазие это болезнь или просто незначительное отклонение.
  • По мере роста зрение становится все более совершенным, и к году оно такое, как у взрослых.

Этапы развития зрения малыша

Главное отличие зрения ребенка — это нехватка остроты. Полностью зрение взрослого ребенок приобретет только ближе к школе. Тем не менее, он уже способен охватывать все объемно. Сейчас ребенку уже можно покупать пирамидки и кубики, он с удовольствием будет складывать из них дома и другие конструкции.

Когда стоит обратиться к врачу?

Обязательно следует с ребенком посетить офтальмолога. Проявив внимательность, родители сами могут выявить некоторые заболевания глаз. Следующие вещи являются подозрительными:

  • Большой размер глазных яблок должен насторожить вас.
  • Выпирание глаз, так называемые глаза, вылазящие «из орбит» – плохой знак, и требует незамедлительного обращения к врачу.
  • Неодинаковый цвет глаз. Окончательно цвет определяется только в конце 3 месяца. Конечно, глаза у детей бывают разного цвета, но это редкость, не ленитесь показаться врачу, если в вас закрались сомнения.
  • Отмечайте, присутствует ли у ребенка фокусировка. С двухмесячного возраста он должен осознанно останавливать свой взгляд. Трехмесячный ребенок уже не спускает глаз с движущейся погремушки.
  • Диаметр зрачков. Сужение зрачков при попадании на них света.
  • Слезящиеся глаза также не норма, и необходим осмотр специалиста.

Как я восстановила зрение за 2 недели!
Все оказалось достаточно просто и отнимало не более 15 минут в день...
Почему аптеки молчат?
Как наши жадные аптекари в очередной раз скрывали самый продаваемый в Европе препарат для зрения!

Я не психолог, и ниже написанное - просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.

Про то, как видят мир дети, и что из этого вытекает.

Мне кажется, что когда ребенок совсем маленький, весь мир для него - это такой странный цветной узор, картина абстракциониста, ведь он совсем ничего не знает, что это большое темное пятно - это шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены, и он стоит, и открывается, и производит шум, и он неживой.

Мне кажется, перед ними течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица он не-лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают - это вместе мама, а потом, что мама может уйти, и она еще больше и у нее есть еще куча всего.

Я помню момент, когда мой сын начал замечать, что я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня - показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался - потому что у мамы вдруг исчезли привычные части тела и появились вместо них новые, а маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял - что они - это тоже такая отдельная штука.

И так во всем. Время начинается распадаться на спать и не спать, потом на день и ночь, потом на еще на кусочки поменьше, и общие понятия “есть” постепенно делятся на кусочки, и появляются завтраки, в которые едят кашу и тосты, и обеды, в которых еда распадается на первое, второе и третье, и так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки лего.

Так к чему я это. Для меня понимание этого восприятия делает максимально понятным большинство “капризов” и прочих нелогичных требований.

Мне кажется, что ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку . Знаете, как у нас бывает - вот если вспомнить собственное сильное впечатление - как в нем важны детали! Вот например я помню как пустила лошадь в галоп по берегу моря, помню до сих пор, и в этой картинке есть все - и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. И если бы я еще раз оказалась в такой ситуации, и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль?

Вот мне почему-то кажется, что все мелкие ситуации для детей - гораздо более эмоционально насыщены, чем думаем мы, и они так же целостны и неотделимы . И если мы когда-то впервые сказали малышу “это - твоя новая чашка” то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна какой-то этой эмоции - у него сложилось в этот отпечаток. И он снова и снова хочет пережить эту новизну гордости, или чего-то еще, чего он, маленький, впервые пережил в какой-то момент с этой синей чашкой, а мы ему говорим “да какая тебя разница, пей из желтой”. НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения “я пью сам”, ощущения бортика пластмассы на губах, ручки чашки в руках, сока в ней - все это ОБЯЗАТЕЛЬНО, а мы говорим - “желтая”, а мы говорим - “какая разница”.

Или про время. Вот сидит он катает машинки, я говорю “пойдем ложиться, пора спать”, он кричит “нееет, не хочуу”. И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит “нет” отказу от радости катания машинки, всей этой радости тяжеленькой красной машинки в руки, как у нее колесики поворачиваются об ковер, интересно, и он сам их поворачивает и так, и сяк, а тут мама пришла и говорит “прекрати радость”. Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит “пойдем спать”, но по сути мама говорит “прекрати радость”. И если мама скажет “бери машинку с собой, пойдем наверх”, то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против - отдать машинку.


Lisa Visser

Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?

- Тесса, хочешь яблоко?

- Нет.

- Ты же хотела?

- Нет.

И тут ты понимаешь, что в двух руках у нее новые пупсики и яблоко - это не яблоко. Яблоко = в руке не будет пупсика. Поэтому я научилась смотреть на эти вещи и говорить “ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит”. Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку “я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке”, она уже предчувствует это новое ощущение - и самой положить его в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике, и еще есть яблоко”. И она подпрыгивает легонько от радости и говорит “да, да!”, и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад не хотела.

Разве это хуже, чем галоп на лошади по берегу штормящего моря?

Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть ту “инстаграммку”, в которой ребенок сейчас, и постараться ее спасти для него, или предложить новую.

Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания - это воспоминания сильной эмоции - радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья.

Для ребенка каждая новизна освоения мира - это сильная эмоция, такая же сильная.

Если видеть, как проживают их дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов только треугольничком - можно научиться их узнавать и уважать. А если уважаешь - то сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина, а не потому, что он вдруг разлюбил гулять, он просто не хочет еще раз пройти мимо паутины и еще раз пережить этот страх.

Что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, ведь все девочки как принцессы, а не взрослую глупость “ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно”.

И в туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется.

И хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она еще этого не знает, она еще не отделила любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка.

И нам надо про вилку догадаться.

И надо эту вилку дать.

В первый год жизни зрительная система ребенка проходит большой путь развития. И чтобы обеспечить малышу хорошее зрение в будущем, родители должны регулярно ходить на прием к офтальмологу.

Зрение новорожденного

Человек видит не глазами, а центральной нервной системой. Если в нее от рождения поступает нечеткая картинка, то клетки коры головного мозга, отвечающие за зрение, привыкают воспринимать неверную картинку и развиваются неправильно. Ребенок, плохо видящий с рождения, не жалуется, ведь он не знает, что все вокруг выглядит иначе – четко, ярко, без искажений, а не размыто и серо. Четко или нет видит кроха до года, родители по его поведению сами не поймут. Проблемы со зрением у ребенка определит только специалист.

Вывод: детский офтальмолог, владеющий специальными навыками, может своевременно выявить отклонения в развитии зрительной системы и назначить лечение.

Норма остроты детского зрения

Все младенцы в норме рождаются дальнозоркими. Как правило, дальнозоркость составляет +3 диоптрии. По мере роста малыша ее степень уменьшается: в 1 год возрастная норма обычно составляет +2,0 диоптрии, в 2–3 года – +1 диоптрию.

Вывод : норма остроты зрения – единица – устанавливается только к 6–7 годам.

Глаза здорового новорожденного требуют несложного ухода. Проводите обычные гигиенические процедуры:

  • промывайте несколько раз в день чистой водой, в первые дни лучше кипяченой, а потом из-под крана;
  • промокайте полотенцем или ватным диском;
  • не трите даже самыми чистыми платками и салфетками.

Не откладывайте визит к окулисту, если заметили, что малыш:

  • в 3 месяца не следит за погремушкой;
  • с рождения боится света;
  • очень близко подносит предметы к глазам;
  • постоянно натыкается на мебель.

Когда идти к детскому офтальмологу?

Детский офтальмолог впервые встречается с младенцем в родильном доме. Следующий визит должен пройти в возрасте 1–2 месяцев. Он нужен для исключения грубой врожденной патологии зрительной системы. Позже, при общении в 6 месяцев, специалист может точно диагностировать довольно серьезные проблемы, в частности, косоглазие, нистагм, (непроизвольные колебательные движения глазных яблок), частичную атрофию зрительных нервов и грубую рефракционную патологию (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). В случае выявления заболевания в полгода надевают очки.

Следующий плановый осмотр проводится в 10–12 месяцев. В этом возрасте возможна более точная диагностика многих глазных болезней.

Вывод : регулярные посещения детского офтальмолога – залог своевременного выявления заболевания и лечения, которое позволит создать условия для правильного формирования зрительной системы ребенка. Кроме очков ребенку понадобится специальное лечение, которое необходимо начинать в раннем детском возрасте и лучше в специализированной детской клинике.

Патологии зрения у детей

В группе риска развития глазных заболеваний в первую очередь находятся дети с генетической предрасположенностью (у родственников которых есть глазные болезни), появившиеся на свет раньше срока и с весом менее 2200 г, а также с заболеваниями центральной нервной системы – ДЦП, ПЭП. Следствием сложной беременности и родовых травм могут стать косоглазие, нистагм, атрофия зрительных нервов и другие серьезные недуги. Их детский офтальмолог выявляет во время плановых осмотров, при необходимости назначается индивидуальный режим посещений.

При подозрении на серьезную патологию (для подтверждения или опровержения грозного диагноза) необходимо обследование в условиях медикаментозного сна под легким масочным наркозом. Это позволит детально исследовать глазное дно, точно определить рефракцию глаз и правильно назначить первые лечебные мероприятия. Даже если у ребенка нет генетической предрасположенности, не исключается вероятность развития близорукости. Это актуально для детей, которые с детства приучены к просмотру телевизора и гаджетам. Причина развития близорукости – постоянные нагрузки на глаза, которым могут способствовать любящие родители, активно вовлекающие своих маленьких гениев в процесс познания современных технологий.

Вывод: ограничьте зрительные нагрузки малыша. До 3 лет лучше вообще не смотреть телевизор. Это связано и с чрезмерными нагрузками на глаза, и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к перевозбуждению ребенка. Если ребенок смотрит мультики, продолжительность просмотра должна быть не более 1 часа в день с перерывами, расстояние до телевизора – не менее 2 метров.

Мнимое косоглазие

Из-за особенностей строения лицевого черепа (кожная складка у уголка глаза или широкая
переносица) близким может показаться, что глаза малыша косят. Это мнимое косоглазие, которое не является патологией и исчезнет по мере роста ребенка. Истинное само не пройдет, это серьезное заболевание требует длительного поэтапного лечения. Если его не проводить вовсе или отложить на потом, зрительные функции будут развиваться неправильно, острота зрения снизится, и ребенок никогда не сможет воспринимать объем (3D-формат).

Вывод: известно 20 видов косоглазия. Если лечение проводить правильно и регулярно, ребенка можно избавить от косоглазия.

Анатомия детского глаза

У младенца:

  • склера – непрозрачная белая оболочка глазного яблока – тонкая и голубоватая;
  • роговица – прозрачная и блестящая, но в первые дни жизни может быть матовой;
  • за роговицей расположена радужка, которая определяет цвет глаз, у большинства новорожденных он голубой или серый, позднее может измениться или остаться прежним;
  • в центре радужки находится зрачок, через него свет поступает на сетчатку;
  • конъюнктива – соединительная оболочка, покрывающая заднюю поверхность век и переднюю поверхность склеры до роговицы. У маленьких она тонкая, нежная, в ней почти не видны сосуды;
  • мышцы век развиты слабо, поэтому глаза открываются не до конца и закрываются тоже, и во время сна оба или одно не всегда сомкнуты;
  • в отличие от взрослых глаза редко моргают – 2–3 раза в минуту против 8–12;
  • слезная железа начинает активно работать в 2–2,5 месяца, до этого момента младенцы плачут без слез;
  • глаза сразу после рождения реагируют на свет, это становится заметно, потому что зрачки сужаются;
  • в 1 месяц взгляд кратковременно фиксируется на предмете;
  • в 2–3 месяца появляется способность видеть маму;
  • в 3 месяца – следить за движущимися предметами;
  • в 4 месяца – предпринимается попытка схватить игрушку.

Воспаление слезного канала

Слезный канал младенцев закрыт эмбриональной пленкой, которая, как правило, рассасывается в самые первые недели жизни. У 90% детей так и происходит, а у 10% – нет. Тогда необходимо вмешательство офтальмолога. Иначе в верхних путях канала начнется воспаление со слезостоянием и выделением гноя, а потом и дакриоцистит – процесс пойдет дальше в слезный мешок, расположенный выше.

Это факт: капли и массаж при лечении дакриоцистита – бессмысленная затея. Если слезный канал непроходим, поможет только зондирование, которое необходимо провести очень точно, иначе можно сформировать ложный проход и навредить малышу. Процедуру проводят во время медикаментозного сна: малыш не будет испытывать дискомфорта, манипуляция пройдет безболезненно, будет эффективной и не даст осложнений. Зондирование не делают бодрствующему крохе, который активно сопротивляется и мешает врачу. Оптимальный возраст для операции – 2,5–3 месяца.

Вывод: при длительном воспалении слезного мешка его стенки становятся дряблыми, и он теряет свою функцию насоса, который качает слезы.