Детский сад в италии. Почем детские сады в Италии? Как устроено дошкольное образование в Италии

Все больше и больше наших клиентов переезжают с маленькими детьми. И сразу возникают вопросы: Это возможно? Как быть? Куда можно устроить 2-х летнюю кроху? Как работают садики (ясли) в Италии? Попробуем ответить на данные вопросы.

Прежде всего хотелось бы отметить, что маленький ребенок –это совершенно не помеха переезду в новую страну, и тем более для записи в ВУЗ. Помните, что в итальянских Вузах, как правило, нет обязательного посещения и студент сам планирует свое время. И второй важный момент, что маленькие дети автоматически вписываются в документ мамы.

Итак, структуры дошкольного возраста в Италии можно разделить на две большие группы: детские ясли и детские сад. Рассмотрим более подробно каждую из групп.

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ ИЛИ ASILO NIDO .

Для детей от 3 месяцев до 3 лет существуют государственные и частные ясли.

Чтобы записать ребенка в государственную структуру, необходимо подать запрос, который будет занесен в список. Подать запрос желательно как можно раньше, так как, кто первый заявил, тот раньше получит место. Когда заканчивается подача запроса, как правило, в мае месяце, обрабатываются все заявки,распределяются места и приходит на дом подтверждение,что вам присвоили место и дата родительского собрания. Есть возможность подать запрос сразу в несколько учереждений (не больше 3-х), что гарантирует вам,при наличии места, попасть в одно из них.

Места в списке распределяются исходя из социально-экономической ситуации семьи: в соответствии с этим будет определен взнос для оплаты (в среднем от 50 евро до 400, 00 евро в зависимости от дохода родителей). Для детей от одного года есть дополнительная услуга — с 16.30 до 17.30 с ними сидит воспитатель, эта услуга стоит приблизительно 100 евро в год.

Что касается частных яслей, здесь все намного проще. Главное платить ежемесячно, и место в яслях вашему ребенку гарантировано. Конечно, стоимость частных яслей намного дороже (400-1000 евро в месяц в зависимости от региона).

В яслях детки ачинают учиться рисовать в разных техниках, делать аппликации. Оборудованы ясли в Италии наилучшим образом: множество игрушек и книжек, спортивные залы с мягкими кубиками, бассейнами из шариков и горками, на площадке - коляски для крошек и машинки с велосипедами для подросших младенцев.

Ясли открыты с сентября по июнь каждого года, в июле для родителей, которые работают, действует летний центр. Ясли открыты 5 дней в неделю, за исключением общих праздничных дней, с 7.30 до 16.30. По окончании дня родителям выдается листок, где помечено, что ел ребенок, сколько раз он ходил в туалет, как спал, чем занимался.

ДЕТСКИЙ САД ИЛИ SCUOLA DELL’INFANZIA .

Детский сад в Италии длится три года и предназначен для детей от 3 до 5 лет. Посещать детский сад необязателено, то есть родители сами выбирают, хотят отдать малыша в садик или нет.

Для того, чтобы записать ребенка в государственный детский сад, необходимо явиться в Отдел Школьного обслуживания (Dipartimento dei Servizi Scolastici) при муниципалитете. Стоимость зависит от финансовой ситуации каждой отдельной семьи. Цена на детский сад, также как и для яслей, высчитывается с учетом общего дохода семьи.

Детский сад как и ясли может быть как частный, так и государственный. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов в стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения. Предполагается, что при приеме в детский сад ребенок должен быть приучен к горшку и уметь по минимуму следить за собой: мыть ручки, вытирать их полотенцем, снимать обувь, надевать куртку.

Режим работы детского садика следующий: открытие садика в 8 утра. Обед - в 11.30, сон с 13.30-14.00 и до 15.00. А в 16.00-16.15 садик закрывается

Большой популярностью пользуются детские сады при церковных приходах. В таких заведениях директором может быть монахиня. Направленность, разумеется, тоже соответствующая: на праздниках дети поют песни про Иисуса, и каждый учебный год начинается не торжественной линейкой с поднятием итальянского флага, а службой в церкви.

После выпуска выше на нашу почту пришло много вопросов. Ведь сегодня все больше и больше переезжают в Европу с детьми, и поэтому данный аргумент становится востребованным.

Здравствуйте, на разных сайтах пишут о «инсерименто», в вашей статье ничего такого не нашла. Что это?
Inserimento это постепенное введение ребенка в садик (ясли). В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике (ясли)., мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее.Или, в зависимости от учереждения, мама В первый день приходит с ребенком на час и находится все время рядом с ребенком. Во второй день время увеличивается и ребенок остается на обед. На третий день, маму просят просто наблюдать издалека,и не идти к двери раньше, чем её позовут, даже если будет слышать плач малыша. На четвертый день маму отдаляют на 30 минут, и на пятый день мама уже может не оставаться.

Чем занимаются дети в садиках? Есть ли какие-то уроки или занятия?
Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:
— физическая активность;
— Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);
— Расширение словарного запаса ребенка, риторика;
— иностранные языки, самовыражение, креатив;
— знакомство с окружающим миром.
В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли. Конечн, многое зависит от типа структуры, частный или государственный.

Знаю, что в школах есть специальные автобусы, которые развозят детей. А для садиков есть такая услуга?

Да, в некоторых садах за отдельную и совсем небольшую плату можно воспользоваться услугами школьного автобуса.Плата составляет от 25 до 50 евро в месяц.

Слышала о том, что некоторые мамы сами организуют небольшие садики дома. Это так? как это сделать?

Скорее всего речь идет о семейном садике (яслях). Суть такого вида сада такова — группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Разумеется, жилище должно быть оборудовано согласно всем нормам безопасности и санитарии. Воспитательница должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике. Цены в них примерно как в частных.

Согласно итальянскому законодательству отпуск по уходу за ребенком рассчитан на маленький срок, поэтому вопрос о детских садах и яслях стоит на первом месте. О том, как итальянские мамы выходят из данной ситуации, расскажет нам Ольга Меролла, переехавшая из Самары в Перуджа три года назад.

Отпуск по уходу за ребенком согласно итальянским законам составляет всего 5 месяцев. Уходить в декрет с работы разрешается за 2 месяца до предположительной даты родов и в течении трех месяцев ухаживать за новорожденным, таким образом сохраняя 90-100 % заработной платы. Также есть возможность продлить отпуск, но при этом сумма выплаты сократиться до 30 %! Именно в связи с этим большинство итальянских родителей предпочитают подыскать подходящие дошкольные заведения с яслями и возвращаться в офис.

Можно выделить два основных типа детских садов. Для самых маленьких, куда принимаются детки возрастом с 3-4 месяцев и до 3-х лет. Ясли открыты в рабочие дни недели, то есть суббота и воскресенье у них, как и у большинства других заведений, выходные, а в июле и августе ясли закрываются на каникулы. День в яслях длиться до 16.30, но если по каким-либо причинам родители не могут забрать своего ребенка так рано, то за отдельную плату воспитатели сада присмотрят за малышом вплоть до прихода его родителей. Выводя ребенка на прогулку, они обязательно присмотрят за ним, за тем, как он одет - в солнечную погоду обязательно оденут ребенку панамку и удобную обувь, а в дождь - курточку. В летнее время деткам могут предложить активные игры на солнышке или в детском бассейне. В такую погоду ребенок обязательно должен быть защищен одеждой и солнцезащитными средствами: панамкой, солнечными очками с защитой от УФ и легкой дышащей одеждой, в которой он не будет перегреваться. Такие товары в широком ассортименте представлены в детском интернет-магазине www.babybanz.ru , который предлагает детские товары от австралийской фирмы-производителя Baby Banz Inc.

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли. Также и ребенок приобретает навыки общественной жизни, появляется чувство дружбы.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана, то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.

Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.

Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать "семейные детские сады”. Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработице в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.

Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике . Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Что касается государственных яслей или сада, то средняя стоимость составляет примерно 300 евро. Но стоимость услуг дошкольных заведений в других регионах Италии может составлять другую сумму. Так, например, цена за месяц садика в Риме составляет 146 евро, в Милане- 230, Венеция - 316 и другие.

Следующей ступенькой является «материнская школа», куда ходят дети от 3 и до 6 лет. Данная «школа» может быть как частная, так и государственная, но и тот и другой тип является платным для родителей. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения.

В детских садах введено трехразовое питание - завтрак, полдник и обед. Оплата родителями за питания вносится отдельно от общей платы за сад. Один прием пищи может составлять приблизительно 4-5 евро. Как правило, сады не имеют своей столовой для приготовления пищи, она им доставляется из единой большой столовой, которая готовит на несколько садов. В садах предлагается биодиета, то есть блюда готовятся из овощей без добавок и вредных удобрений. Основой меню является большое количество фруктов, супы, картофельное пюре, рис, а также каждый день легкие салаты из овощей. Естественно, итальянцы не изменяют традиционным макаронам, детям готовят разные блюда из пасты, к примеру с овощами.

Большинство садов предлагают родителям услугу доставки их детей из дома в сад на автобусах принадлежащих дошкольному учреждению. Такая услуга значительно экономит время родителям утром, но вот вечером, всё-таки, родители забирают детей самостоятельно. Плата за услуги автобуса составляет 25-35 евро в месяц.

Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:

Физическая активность;

Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);

Расширение словарного запаса ребенка, риторика;

Иностранные языки, самовыражение, креатив;

Знакомство с окружающим миром.

В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли с участием, как детишек, так и профессиональных актеров, в общем, итальянские дети делают всё то, что и наши российские малыши в детских садах. Некоторые сады предлагают следующие занятия: аппликация, лепка, хореография, музыка, рисование, математика, развитие речи, гимнастика, психомоторика, старшим деткам предлагают изучение английского языка и занятия на компьютере.

Зачастую частные детские сады в итальянских городах организуют монахини. Италию можно отнести к очень религиозным странам, поэтому итальянские семьи предпочитают, чтобы их детьми занимались служители церкви. Естественно никто в таких учреждениях не заставляет детей проводить в молитве целые дни, и не оказывает на них религиозного давления, но в стандартный курс занятий включаются и молитвы перед приемом пищи и пение псалмов. Занятия проводятся с очевидным уклоном в историю католицизма, а также праздники проводятся с религиозным уклоном.

В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике, мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада называется «инсеременто» и соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее. "Инсерименто” в среднем, длится около недели, но в некоторых детских садах этот процесс может быть организован по-другому и занимать больший или меньший период времени.

Цена на детский сад для детей возрастом от 3 до 6 лет высчитывается с учетом общего дохода семьи. Согласно итальянскому законодательству предусмотрено некоторые категории семей, которым положены льготы в оплате. Например, такие льготы могут получать семьи, где оба родителя являются безработными или всего один член семьи работает, а также многодетные семьи.

Ежемесячная плата для таких семей составляет примерно 50-160 евро, в зависимости от годового дохода семьи и региона где она проживает. Средняя сума, выплачиваемая семьями за год, составляет около 970 евро, но следует учитывать, что данные цифры усреднены, то есть в одной группе детского сада можно найти ребенка, родители которого выплачивает 45 евро, а также и такого за которого платят 150 евро в месяц. Разница обусловлена тем, что льготы могут получить не все семьи, обеспеченные семьи ведут оплату за детский сад в соответствии с общими тарифами.

Цены в частных садиках выше государственных, но не намного. Большинство семей Италии предпочитают водить своего ребенка именно в детские сады частного типа, там и количество детей в группе намного меньше и развивающих занятий больше чем в бюджетных садах. Цена за посещения частного детского сада варьирует от 1000 до 1500 евро в год.

В итоге можно смело сказать, что система дошкольных детских учреждений в городах Италии неплохо развита, родителям предоставляется огромный выбор в этой сфере. Родители могут оформить своих детей в государственный, частный, религиозный, творческий детский садик, обучить его английскому языку или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, оставить малыша в саду до обеда или вплоть до самого вечера.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Отпуск по уходу за ребенком в Италии маленький, поэтому очень остро стоит вопрос детских садов и яслей. О том, как решают эту проблему итальянские родители, рассказывает переехавшая три года назад из Самары в город Перуджа Ольга Меролла.

Декретный отпуск по закону длится всего 5 месяцев. Уходить с работы можно за 2 месяца до родов и, уже после родов, в течении 3 месяцев ухаживать за ребенком, сохраняя при этом 90-100% зарплаты. Далее возможно продлить отпуск максимум еще на 3 месяца, при этом уже с оплатой всего 30%! Поэтому многие итальянские родители спешат найти хорошие ясли и сады, чтобы поручить свое чадо воспитателям и иметь возможность вернуться в офис. В Италии существуют две основные категории детских садов. Для самых младших - ясли (asilo nido по-итальянски), куда принимают с 3-4 месячного возраста и до 3 лет. Ясли работают все дни, кроме субботы и воскресенья, закрываются на каникулы в июле и августе. Официально день в яслях длится в среднем до 16.30. Если так рано родители не успевают забрать малыша, отдельно оплачиваются услуги воспитателя и за ребенком можно прийти позже. Ситуация с яслями в Италии весьма плачевная: по их количеству страна занимает одно из последних мест в Европе. Это положение вещей объясняют сильной местной традицией самостоятельно растить малыша и сидеть с ним дома, а не стремиться отдать его с пеленок в руки воспитательниц. Тем не менее, несмотря на старинные итальянские традиции, многие современные мамы все же предпочли бы иметь более свободный график и устроить дочь или сына в ясли.

В центральных регионах Италии (Тоскана, Умбрия) самый “хороший” показатель: на 100 детей есть 33 свободных места в садиках. Например, на севере страны гораздо больше детей посещают ясли (в Эмилии-Романье 29,4% детей записаны в ясли), тогда как на юге страны, в регионе Кампания и на Сицилии, лишь 2,5% от всех малышей ходят в ясли. Столь низкая цифра связана как с семейными традициями - на юге они сильнее, так и с напряженной ситуацией в яслях: мест всем желающим катастрофически не хватает. Причина таких показателей и уровень безработицы - на юге он выше, соответственно, многие мамы вынуждены сидеть дома и заниматься воспитанием ребенка. В среднем по стране 25% детей не могут попасть в сады. В некоторых регионах, например, на Сицилии, эта цифра достигла 42%! Высокий показатель и в Тоскане - 33%. Такая напряженная ситуация привела к тому, что в 2009 году Италия обратилась за опытом к Северной Европе и стала открывать “семейные детские сады” (i nidi familiari). Суть проста - группа из 3-7 детей проводит дневное время дома у частного воспитателя (ее называют по немецки “ tagesmutter”, дневная мама), чаще всего вместе с ее собственным ребенком. Разумеется, такая услуга платная, но для многих работающих мам это единственный выход. Кроме того, что это удобно, договориться с женщиной чаще проще, чем с воспитателем в саду. Такие сады решают и проблему безработицы, так как многие мамы, сидя дома, еще и зарабатывают себе на жизнь, занимаясь и играя с другими детьми. Разумеется, стать “дневной мамой” не так уж просто: женщина должна или сама быть мамой, или же иметь диплом педагога и опыт работы в детском саду. Помещение, в котором планируется размещение детей, также контролируется перед началом работы. Оно должно быть полностью безопасным и комфортным для детей. Средняя стоимость для родителей - 200 евро за полдня и 400 за полный день в месяц. Увы, пока таких садов очень мало и удовлетворить запросы общества итальянские ясли не способны.

Средняя стоимость посещения яслей в месяц - 302 евро за государственный детский сад/ясли (данные на 2011 год по информации сайта http://www.cittadinanzattiva.it). Но так как Италия - страна, в которой все очень, очень сильно может меняться в зависимости от региона, средняя цена по крупным городам такова: Рим - 146 евро, Милан - 232, Лекко (город в регионе Ломбардия, север страны) - 537, Катанзаро (самый юг, регион Калабрия) - 80, Венеция - 316. Средняя годовая цена - 3000 евро в год (10 месяцев, июль и август ясли не работают). В целом, затраты на содержание ребенка в яслях самые низкие в Калабрии (сапожок Италии), самые высокие - в Ломбардии (регион, в котором находится Милан, север страны). Следующая ступенька - “материнская школа” (la scuola materna или la scuola d’infanzia), куда принимают детей 3-6 летнего возраста. Такие “школы” могут быть как государственные, так и частные -- и те и другие платные. Дети поделены по возрасту по группам, в среднем в каждой группе 15-30 человек. Тут уже ситуация заметно лучше, Италия вырывается на первые места Европы по количеству садиков! 98% детей в возрасте от 3 до 5 лет посещают детские сады. Питание в садах трехразовое -- завтрак, полдник и обед. Оплачивается оно дополнительно от платы за сад. Средняя цена за один прием пищи - 4-5 евро. Чаще всего еда готовится не в самом садике, а в одной большой столовой, откуда потом ее развозят по детским учреждениям. Очень популярна биодиета, то есть блюда, приготовленные из биоовощей, выращенных без удобрения вредными веществами. В меню входит много фруктов, картофельное пюре, супы, рис, почти каждый день -- легкие овощные салаты. Разумеется, без макарон в Италии никуда: детишкам готовят различные виды пасты -- например, с овощами.

Некоторые сады организуют доставку детей из дома на автобусах. Это очень удобно для родителей, хотя забирать малыша из садика должны все-таки они лично. Услуга платная - 25-35 евро в месяц, цена зависит от количества поездок. Вот официально утвержденный список того, чему учат детей в детских садах: - Я и другие (законы совместного сосуществования в обществе, вопросы морали) - Физическая активность - Языки, креатив, самовыражение - Пополнение словарного запаса, риторика (детей учат изъясняться, произносить речи) - Знакомство с миром (пространство, время, природа)

В садиках также иногда проводят курсы кулинарии, водят детей в бассейн, устраивают спектакли, играют, гуляют -- в общем, делают все то же самое, чем заняты и российские малыши. В расписании могут быть включены развитие речи, рисование, лепка, аппликация, математика, психомоторика, музыка, гимнастика, старшим преподают английский язык и компьютерную грамотность, водят на экскурсии в школу, где они проводят уроки с первоклашками.

Частные детские сады часто организуют монахини. Так как Италия -- страна очень религиозная, многие семьи предпочитают отдавать детей именно в такие учреждения. Разумеется, никто не будет заставлять ребенка целыми днями молиться и оказывать на него давление в религиозных вопросах, но в курс обучения входят и молитвы перед обедом, и пение псалмов.

На занятиях очевидный уклон в историю католицизма, праздники также отмечаются с обращением к теме религии.

В Италии бытует правило -- в первый день пребывания ребенка в саду мама обязательно должна быть с ним с утра и до вечера. Вовлечение ребенка в жизнь сада называется “инсерименто” и проходит оно по строгому графику. Например, первый день с малышом без пауз в общении, второй день -- 15 минут вместе с ребенком и 15 минут самостоятельности, третий день -- паузы по полчаса и так далее. В среднем “инсерименто” длится неделю, но в некоторых садах это может быть организовано иначе и продолжаться дольше.

Цены на детский сад для 3-6 летних детей высчитываются, в зависимости от дохода семьи. Существует несколько категорий семей, которым положены льготы -- например, безработные, с одним работающим членом семьи, многодетные семьи. Для них ежемесячная плата за сад равна 50-165 евро (в зависимости от уровня годового дохода и от региона страны). Средняя цена за сад в год 972 евро, но учтите, что это усредненная цифра, можно найти в одной и той же группе малыша, семья которого платит 45 евро за месяц, и того, чья семья выплачивает 170 евро. Да, льготы положены не всем, и обеспеченные семьи платят по соответствующим тарифам. В частных детских садах цены выше, но ненамного. Многие отдают предпочтение именно частным садикам, так как там меньше группы и больше развивающих занятий для детей. Цена за частные сады очень разная, все зависит от политики руководителя. Скажем так, за 1000-1500 евро в год можно найти частный сад, хотя проще, конечно, записаться в те, что подороже (там обычно больше свободных мест). За эту сумму дети могут находиться в саду с 8.30 до 16.30. Организованы и дополнительные лекции после закрытия садика: фортепиано, английский язык, рисование, гимнастика. В целом можно сказать, что система детских садов в Италии развита неплохо, по крайней мере, у родителей есть огромный выбор. Они могут отдать малыша в религиозный, творческий, обычный государственный сад, обучить его игре на пианино или английскому, оставить ребенка в саду до обеда или до вечера...Как и в России, приходится заблаговременно записываться в садик и надеяться, что будет заветное свободное местечко. В общем, свои проблемы есть и тут, и порой они достаточно серьезные, особенно в отношении яслей для малышей.

Ольга Меролла

Мы привыкли к тому, как налажен процесс воспитания у нас, привыкли к нашим детским садам, но ведь всегда есть место для перемен. Для этого нужно заглянуть к соседям и посмотреть, как всё устроено у других. Сегодня мы решили посмотреть, как устроены детские сады в Италии, и выяснить, чему у них можно поучиться.

Редакция «Так Просто!» углубилась в этот вопрос и расскажет тебе, как же происходит процесс дошкольного воспитания детей в Италии. Рассказываем предельно честно, ничего не приукрашивая. Там тоже есть и хорошее, и плохое.

Итальянские мамы совсем иначе относятся к воспитанию ребенка. Официальный декрет в стране длится всего 5 месяцев, при желании его можно продлить еще на полгода. Большинство мамочек выходят на работу уже через полгода после рождения ребенка и, стоит отметить, вовсе не считают, что это плохо.

Детей можно отдать в ясли уже с трех месяцев. Итальянские мамы уверены, что ребенку это необходимо, ведь младенцам тоже нужна социализация. Считается, что именно в садике ребенок сможет больше общаться с другими детьми и быстрее обретет навыки, которые нужны для жизни. Нельзя наверняка сказать, правильно это или нет, но у итальянцев это так.

Откровенно говоря, мамам там приходится достаточно сложно. Декрет очень короткий, да и ясли работают только до четырех часов, а дальше приходится как-то выкручиваться. Кто-то работает только первую половину дня, другие же нанимают нянь или просят о помощи бабушек и дедушек. Вообще на старшем поколении в Италии держится многое, ведь именно эти люди чаще всего сидят с детьми, водят их на дополнительные занятия и в кружки по интересам.

Дошкольное образование в Италии необязательное, но практически все дети ходят в детские сады. У родителей есть выбор: частные, муниципальные или католические садики. Отличаются они по многим параметрам. Частные многим не подходят из-за высокой стоимости (400–500 евро). В муниципальных оплата чуть меньше и можно получить льготы, но очереди там сумасшедшие и требования довольно строгие.

Проще всего попасть в католические садики. Там не учитывается доход и занятость родителей, а предпочтение отдается тем, кто живет рядом. Условия там лучше, чем в муниципальных учреждениях, а оплата гораздо меньше, чем в частных. Это хороший вариант, если родителей не смущает тот факт, что помимо воспитателей с детьми занимаются монахини.

Мы поговорим именно о католических детских садиках. Давай разберемся, какие есть особенности.

Особенности детских садов в Италии

Прогулки необязательны

Рядом с такими садиками всегда есть большой сад или парк, но детей выводят гулять достаточно редко. С октября по март воспитатели вообще не выводят деток на улицу, но родители не против. У итальянцев вообще не принято гулять с детьми каждый день, это не считают необходимостью. Лично я считаю, что это всё-таки минус, ведь детям нужно видеть природу, дышать воздухом, а не сидеть в четырех стенах.

Маленькие группы и лояльное отношение

В группах в садике по закону не должно быть больше 29 детей. На это количество приходится два воспитателя. Чаще всего количество деток не превышает 18, что очень даже неплохо. А еще детям до трех лет разрешается приходить в подгузниках, не требуется, чтобы ребенок был приучен к горшку. К этому здесь относятся нормально.А еще деток не заставляют переобуваться. Считается, что это в целях пожарной безопасности. Так что никакой «сменки».

Меню

Обычно дети в садике только обедают, ведь завтракают дома, а полдник приносят с собой. Основные блюда в меню: паста, рис, бобовые и пицца. Пару раз в неделю готовят рыбу и мясо. Пища довольно разнообразная и очень вкусная. Не готовят в садиках только молочных блюд и супов, ведь не считают их обязательными для детского рациона.А еще родителям не нужно переживать за организацию дня рождения ребенка, детский сад всё организует сам.

Творчество приветствуется

В садике ребенка не будут слишком сильно нагружать, но он постоянно будет занят. Учебная программа состоит из простых целей на месяц: различать цвета, выучить части человеческого тела, научиться обуваться самостоятельно. Дети много танцуют, играют, бегают в спортзале, а еще делают разные поделки.Процесс творчества приветствуется, но ребенок всё делает сам, родителей к этому процессу не привлекают. А еще нет никаких конкурсов на лучшие поделки. В старших группах добавляются уроки английского, музыки и танцев.

Обязательные прививки

Без прививок в садик не попадешь. Обязательных прививок всего десять: от полиомиелита, дифтерии, столбняка, гепатита В, коклюша, гемофильной инфекции, кори, краснухи, паротита и ветрянки. Мне кажется, что это главное достоинство итальянской системы.

Родительский комитет

Раз в год из каждой группы выбирают двух представителей в родительский комитет. Они занимаются организацией праздников и поездок. А еще никто не собирает никаких денег на новые полы или ремонт, просто пару раз в год проводят благотворительные ярмарки, средства от которых идут на нужды детского сада. А еще там не принято дарить воспитателям дорогие подарки, разве что символические мелочи.

Согласись, есть очень важные отличия. Есть плюсы, есть минусы, но нам есть чему поучиться. Иногда даже мелочи могут быть важны.