Детско-родительское занятие во второй младшей группе «Развиваем мелкую моторику. «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы Развитие мелкой моторики вторая младшая группа

Государственное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Проект по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

«Волшебные пальчики»

Исполнитель:

Попова Людмила Геннадьевна

воспитатель МБДОУ детский сад №

15 «Родничок » город Белово

Консультант:

Методист кафедры дошкольного

образования

Кемерово 2015

«Волшебные пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики (для детей трех - четырех лет).

Составила: Воспитатель, МБДОУ детский сад № 15

«Родничок» города Белово, Кемеровская область

Актуальность.

Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми раннего возраста. В группу пришли «домашние » дети, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. За период прошлого года значительно уменьшилось количество детей, которым нужна была помощь во всем(самообслуживании, развитии речи, изобразительной деятельности). Организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения свих целей. Свою работу решила продолжить, составив проект
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и продолжать просвещать родителей в данном вопросе, а также создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

Цель проекта: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Задачи проекта:

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;

расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;

совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;

просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;

научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.

Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.

Предполагаемый результат:

развита мелкая ручная моторика у детей;

положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);

у детей стало более развито внимание, мышление, память, воображение;

проявление интереса у детей к пальчиковым играм;

в группе оформлен центр развития мелкой моторики;

активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.

Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап:

определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

изучение методической литература по теме:

«Веселые пальчиковые игры»;

оформление стенда для родителей:

«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
« Игры для развития мелкой моторики своими руками»

2. Основной этап реализации проекта:

Месяц, тема

Сентябрь
«Осень»

Д/игра «Собери листочек» (разрезная картинка из 4 частей)

Игровое упражнение «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)

Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень»

Д/игра «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)

Игры с массажным мячом

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики

Оформление центра развития мелкой моторики

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из рябины)

Октябрь
«Овощи»

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

Пальчиковые игры: «У Лариски-две редиски», «Урожай», «Компот»

Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов из пластилина)

Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование овощей на песке пальцем)

Игры с массажным мячом

Д/игра «Веселые прищепки»

Рисование овощей пальчиками, используя гуашь

Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»

Игры с мозаикой

Ноябрь
«Профессии»

Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней, пальцев рук)

Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)

Игры конструктором

Пальчиковые игры: «За ягодами», « Пальчики садовники », «Повар»

Шнуровка

Д/игра «Мы - строители» (выкладывание домика из счетных палочек»

Д/игра «Шофер» (собрать машину из геометрических фигур)

Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)

Декабрь
«Зима,
Новый год»

Игры с массажным мячом

Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)

Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка»

Лепка снежков, снеговика

Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)

Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)

Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)

Игры с мозаикой

Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)

Январь
«Домашние животные»

Игры со строительным материалом

Д/игра «Собери животного» (разрезная картинка из 6 частей)

Пальчиковый театр «Колобок»

Д/игра «Веселые прищепки»

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

Д/игра «Животные» (выкладывание животных из счетных палочек»

Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)

Февраль
«Транспорт»

Пальчиковые игры: «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход»

Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)

Д/игра « Наш друг - светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)

Аппликация «Подарок папе»

Игры с массажным мячом

Пальчиковый театр «Теремок»

Шнуровка

Игровое упражнение « Отделить горох от семечек»

Март
«Мамин день»

Д/игра «Веселые прищепки»

Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика)

Д/игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)

Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»

Д/игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом)

Игровое упражнение «Деревянные пазлы»

Д\ игра «Мозаика» (крупная мозайка)

Игровое упражнение «Сушим белье» (навешивание прищепок на веревку)

Апрель
«Весна»

Игровое упражнение «Я катаю желудь» (массаж ладоней, пальцев рук)

Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)

Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок)

Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап»

Игровое упражнение «Волшебный песок»

«Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек)

Игры с мозаикой

Пальчиковый театр «Репка»

Май
«Насекомые»

Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка»

Игровое упражнение «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц)

Игры с массажным мячом

Д/игра «Украсим крылья бабочки» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)

Анкетирование родителей

Игровое упражнение «Узоры из спичек»

Выставка рисунков, поделок из пластилина « Умелые пальчики»

3. Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Список использованной литературы:

«Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

«Веселые пальчиковые игры»;

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;

«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».


Айдакова Александра Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: ЯНАО, Шурышкарский район, село Горки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НООД по развитию мелкой моторики во второй младшей группе "На поиски ключика"
Дата публикации: 09.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

по развитию мелкой моторики

во второй младшей группе

«На поиски ключика»

Цель : проработать с детьми различные приемы и виды деятельности

для развития мелкой моторики рук.

Задачи :

Учить детей различным приемам самомассажа;

Р а з в и в а т ь

т а к т и л ь н у ю

ч у в с т в и т е л ь н о с т ь

с л о ж н о

координированных движений пальцев и кистей рук в играх с

предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

Совершенствовать

артикуляцию

моторику,

координацию речи с движениями;

Активизировать

стимулировать

использование

активной речи слова;

Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы

нетрадиционного рисования;

Формировать

познавательный

эмоционально-

положительные

взаимоотношения

воспитанниками,

вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.

Материал: сундук,

прищепки,

заготовки

прищепками.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались не просто

рисовать,

разгадывать

з а г а д к и,

путешествовать?

Я с собой принесла волшебную шкатулку, но вот беда, ключик

потеряла, а без него шкатулка не откроется. Вы поможете мне его

Предлагаю Вам отправиться со мной в путешествие «На поиски

ключика»

Впереди нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их

нам помогут наши помощники.

Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку -

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

(Пальчики)

Воспитатель:

помощники

пальчики.

пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют

здороваться.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую!

(Дети

каждую

строчку

стихотворения

поочередно

соединяют одноименные пальчики).

Воспитатель:

Молодцы, пальчики размяли. Готовы к путешествию?

Волшебный ключик мы найдём

Сундучок мы отопрём.

Сначала мы полетим на самолёте, заводим мотор, расправили

крылья и полетели.

(передвигаясь по группе, прилетаем к первому столу)

говорили,

волшебные

помощники – наши пальчики. Они обязательно должны трудиться.

Первое задание

(перед

детьми

«сухой

бассейн»,

наполненный

каштанами).

пальчики

превратятся

волшебных

гномиков

помогут нам отыскать «сокровища», которые здесь спрятаны.

(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки).

Воспитатель:

Для чего же эти прищепки?

Послушайте первую загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть, но не мигаю,

Крылья есть, но не летаю. (Рыба)

(Воспитатель

достает

бумажную

заготовку

рыбы

плавников и хвоста).

прищепок,

нашли. (Дети

прикрепляют

прищепки на место плавников и хвоста).

Молодцы! Послушайте вторую загадку.

Всех лохматых расчесать,

Кудри в косы заплетать,

Делать модную прическу

Помогает нам. (Расческа)

(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих

зубчиков прикрепляют прищепки).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Ночью спрячется оно -

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

Воспитатель: Замечательно, первое задание выполнили, ребята, а

ключик не нашли?

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

взяли весло и поплыли.

Второе задание

«Сундучок вы отопрёте, если рисовать начнёте»

(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).

Ребята, почему стало так светло и тепло?

А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на

цветок? У цветочка есть лепестки, а у солнышка лучики. А какое оно,

солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После

того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня

солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в

волшебные карандашики, нарисуем солнышко, и тогда у нас будет

еще светлее и теплее.

Манку в кучу соберём

Сделаем огромный круг,

Чтобы светло стало вокруг.

(Дети подходят к подносу с манной крупой и образуют из

манной крупы круг).

Воспитатель:

посмотрите,

солнышку?

(Лучиков)

Я предлагаю вам их нарисовать, а как мы это сделаем, я вам

(Объясняю,

берём

воронку,

пальчиком

закрываем

отверстие,

насыпаю

манку

затем

рисую

лучи,

высыпая

манку через отверстие)

Воспитатель:

выполнили

сделали? Ключик не находили?

Что такое? Как же так?

Не открыть сундук никак!

Воспитатель:

последняя

последняя

остановка,

машине,

(имитация

движений)

Стоп, приехали.

Третье задание

Осталось последнее задание, может быть, здесь найдём ключик.

«Есть у меня друзья, а кто они отгадайте загадку»

В дупле живет

Да орешки грызет.

(Белка)

Открываю скатерть

голодные,

покормить. Поможете мне? А как мы будем их кормить? (ответ

детей)

Игра на развитие мелкой моторики рук «Покорми бельчат»

(на столе ведёрки с изображением бельчат, орехи. Дети

берут

орехи

одному

кладут

бельчатам

находят ключик)

Воспитатель: Ура,

ключик. Выполнили

делали, на чём предвигались?

(На самолёте, на лодке плыли, на машине ехали. Отгадали

загадки,

нарисовали

солнышко,

стало

светло

тепло,

покормили белочек)

Давайте откроем сундучок.

Где наш ключик дорогой,

Сундучок скорей открой,

Что внутри ты покажи

И ребяткам подари.

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь чупики лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель

открывает

сундучок

обнаруживает

нем чупа-чупс).

Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания. А выполнить

волшебные

помощники

пальчики. Они обязательно должны трудиться, не лениться.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Спасибо Вам за помощь.

До свиданья, до свиданья,

Скоро я приду опять,

До свиданья, до свиданья,

Будете со мной играть?

Название: Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие мелкой моторики, Вторая младшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ д/с комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»
Месторасположение: г. Домодедово, Московская область

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

*Учить детей различным приемам самомассажа;

*Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

*Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью;

*Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков;

*Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе;

*Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пять да пять — родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку —

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

(Пальчики)

Воспитатель: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем как они умеют здороваться.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Я вас всех приветствую!

(Дети на каждую строчку стихотворения поочередно соединяют одноименные пальчики).

Воспитатель: На каждой руке живут пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

Разожми свой кулачок,

Посмотри скорей-ка:

В кулачке твоем живет

Славная семейка.

Первый палец главный самый,

Он, как папа, он большой.

И совсем похож на маму

Указательный, второй.

Третий палец — средний,

Твой братишка пятилетний,

А четвертый — очень странный,

Оттого, что безымянный.

У него, как у щенка,

Нету имени пока.

А мизинец — пятый пальчик,

Как его мне не узнать?

Это ты и есть мой мальчик,

(Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем на правой.)

Воспитатель: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

Большой палец встал один,

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

(Сжать пальцы в кулачок, поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все». широко расставить пальцы в стороны).

Кто-то стучится в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.

— Слышите, к нам кто-то пришел. Кто это? (Воспитатель вносит большую куклу) Это наш друг — домовенок Кузя. Здравствуй, Кузя! (Дети здороваются с Кузей). Ребята, Кузя принес с собой волшебный сундучок.

Что же в этом сундучке лежит?

Не пора ли нам его открыть?

Может для начала надо взять

И пальчиками с Кузей поиграть?

— Ребята, расскажем Кузе наши веселые стишки.

(Пальчиковые игры в аудиозаписи «Пальчик, где твой домик?», «Перчатка», «Паучок», «Часы»).

Воспитатель: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

Что же это получается?

Сундучок опять не открывается!

Погодите, мы не станем унывать,

Надо Кузины загадки отгадать!

Но для начала Кузя приготовил нам задание.

(Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн», наполненный смесью различных круп).

— Сейчас наши пальчики превратятся в волшебных гномиков и помогут нам отыскать «сокровища», которые спрятал Кузя.

(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки разных цветов).

Воспитатель: Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю. (Рыба)

(Воспитатель достает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).

— Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).

— Молодцы! Послушайте вторую загадку.

Зимой и леток одним цветом. (Ель)

(Дети прикрепляют зеленые прищепки вместо иголок).

Всех лохматых расчесать,

Кудри в косы заплетать,

Делать модную прическу

Помогает нам. (Расческа)

(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Ночью спрячется оно —

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).

Воспитатель: Мы отгадали все Кузины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удается.)

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

Сундучок мы отопрем,

Если рисовать начнем.

(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).

— Ребята, почему стало так светло и тепло?

А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.

(Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).

Воспитатель: Еще наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали.

Мы руками потрясем

И рисовать начнем.

(Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).

Вот и песенке конец!

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь же сладости лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).

— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все Кузины задания, ему очень понравилось у вас в гостях! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.

А теперь Кузе пора домой! Он прощается с нами. Давайте скажем ему до свидания!

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять,

До свиданья, до свиданья,

Будем с Кузей мы играть,

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам еще,

До свиданья, до свиданья,

Мы вас любим горячо.

Филимонова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка""
Населённый пункт: Астраханская область, с. Черный Яр
Наименование материала: конспект занятия по развитию мелкой моторики
Тема: Занятие по развитию мелкой моторики во 2 младшей группе на тему: "В гости к Мудрому Филину"
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

«В гости к Мудрому Филину»
Воспитатель МБДОУ детский сад «Сказка» Филимонова О.В. Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
*Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы); *Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями. *Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков; *Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе; *Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет интересное путешествие в котором нам предстоит выполнить не одно задание, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку. Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. Вот такие «пять да пять». Угадайте, как их звать? (Пальчики) Воспитатель: На каждой руке живут пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики. Разожми свой кулачок, Посмотри скорей-ка: В кулачке твоем живет Славная семейка. Первый палец главный самый,
Он, как папа, он большой. И совсем похож на маму Указательный, второй. Третий палец - средний, Твой братишка пятилетний, А четвертый - очень странный, Оттого, что безымянный. У него, как у щенка, Нету имени пока. А мизинец - пятый пальчик, Как его мне не узнать? Это ты и есть мой мальчик, Научившийся считать.
(Дети

постепенно

разжимают

свои

кулачки

сначала

левой

руке,

дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их,

затем на правой.)
Воспитатель: Наши пальчики - наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу. Большой палец встал один, Указательный - за ним. Средний будит безымянный Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора.
(Сжать пальцы в кулачок, потом поочередно разгибать их, начиная с

большого. А со слов «Встали братцы все». широко расставить пальцы в

стороны).

Стук

дверь.

Принесли

письмо-приглашение

волшебного

леса

волшебный мешочек от мудрого Филина.
- Ребята, в письме говорится, что мудрый Филин приглашает нас к себе в гости и передает нам волшебный мешочек. Но откроется он только тогда когда Мы доберемся до него, выполнив все задания. Ну что, отправляемся в путь? Для этого нам нужно произнести слова: Раз-два три- покружись, В волшебном лесу очутись! Ребята, смотрите, а вот и
первое задание
: Мудрый Филин хочет украсить свое дупло гирляндами, которые мы сделаем с вами своими руками из разноцветнх макарошек. (дети нанизывают макароны на шнурочек, получается разноцветная гирлянда). Воспитатель: Ну вот мы с вами и выполнили одно задание, что ж, попробуем открыть мешочек. (Пытается приоткрыть не получается).
Что же это получается? Мешок опять не открывается! Погодите, мы не станем унывать, Надо Филина загадки отгадать! Ребята, Мудрый филин приготовил нам второе задание, выполним его?
(Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн», наполненный смесью

различных круп).
- Наш друг Филин кое-что спрятал в этом бассейне, и м с вами должны найти с помощью наших пальчиков.
(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки разного цвета).
Воспитатель: Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку: Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. (Рыба)
(Воспитатель

достает

бумажную

заготовку

рыбы

плавников

хвоста).
- Ребята, мне кажется у нашей рбки чего то не хватает. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли.
(Дети прикрепляют прищепки

на место плавников и хвоста).

(Дети прикрепляют зеленые прищепки вместо иголок).
Он в лесу живет под елкой, Носит острые иголки. Ходит-бродит вдоль дорожек Весь колючий братец. (Ёжик) Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать все равно не может. Дети: Это гусеница. Воспитатель: Верно, гусеница. (Достает гусеницу из-за листвы). Вот только ножек-то у нее нет? Давайте сделаем ножки из прищепок. (Дети выполняют задание педагога) Воспитатель: Ай да гусеница! Ночью спрячется оно - Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце Бьется радостное. (Солнце)
(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).
Воспитатель: Мы отгадали все загадки. (Вновь пытается развязать мешочек, но не удается.)
Что такое? Как же так? Не открыть его никак! Развязать его мы сможем Если рисовать начнем
. 3 задание

(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).
- Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.
(Дети

подходят

подносам

манной

крупой

рисуют

пальчиками

солнышко на крупе).
Воспитатель: Еще наши пальчики умеют рисовать в воздухе. Мы кружок нарисовали Наши пальчики устали. Мы руками потрясем И рисовать начнем.
(Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры:

круг, черту, волну, точку).

друг

Мудрый

филин.

Ребята,

давайте

поздороваемся.

Наконец-то мы до тебя добрались!
Филин:Вот и песенке конец! И мешок ваш, наконец, Чуть завязку развязал! Что же он от вас скрывал? Да здесь же сладости лежат Для ребят и для девчат!
(Воспитатель открывает мешочек и достает угощение для ребят).
Филин: - Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все мои задания. Если вам понравилось путешествовать ко мне в гости, то я вас приглашаю еще, всегда рад вас видеть. Воспитатель: А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники - наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить. А теперь Мудрый Филин нам пора домой! (Дети прощаются с филином) Раз, два, три покружись! В нашей группе очутись!

Зензина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12"Березка"
Населённый пункт: НСО г.Искитим
Наименование материала: Конспект родительского собрания во 2-й младшей группе
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 01.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект родительского собрания во второй младшей

группе по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего

дошкольного возраста»

Цель собрания: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у

детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть понятие мелкой моторики;

Рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;

Познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Повысить компетентностьродителей в вопросе мелкой моторики

Предварительная

работа:

Родители

заполняют

моторика»?

Ход мероприятия:

Здравствуйте,

уважаемые

родители!

собрании. Сегодня тема нашего собрания» Развития мелкой моторики у детей

младшего дошкольного возраста». Разговор хочу начать, такого вопроса как: Что

такое мелкая моторика, Зачем её развивать и Способы её развития. И так начнём

по порядку.

Вопрос к родителям: Как вы считаете, что такое мелкая моторика? (Обмен

мнениями)

Моторика

совокупность

двигательных

двигательных действий, свойственных человеку.

Иными словами можно сказать: что мелкая моторика это

– сфера двигательных

организма.

Моторику различают

моторику

(движение

ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба)

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического

развития

является

развитие

принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно

Педагоги и

психологи, занимаю

щиеся проблемами развития дошколь

единодушно

сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее

развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление,

координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

амять, а так же

Абсолютно

неоспоримый

изменился.

Большинство родителей забыли, что такое колыбельная или сказка, рассказанная

или прочитанная на ночь, не говоря уже об играх с пальчиками или ладошками.

Многим проще посадить ребенка у телевизора или дать в руки современный

гаджет (телефон или планшет), чем заняться с ребенком полезной, а главное

развивающей игрой: полепить, порисовать, поиграть с мозаикой. Современные

торопятся,

опаздывают,

ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботиночки или застегнет

пуговицы.

большинства

современных

движения

перестают

главенствующую

отрицательно

сказывается

развитии,

развитии

мышления

ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро

устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильно нарисовать,

написать, раскрасить. Но если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать

различные способы развития мелкой моторики эти серьёзные проблемы можно

успешно решить.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, когда нужно развивать мелкую

моторику?(Обмен мнений)

Как мы уже выяснили, что развитие мелкой моторики играет важную роль для

общего развития ребенка, то и развивать её нужно с раннего возраста, а затем

продолжая и в младшем,и старшем дошкольном возрасте. Мелкая моторика

развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он

проходит своими темпами.

Вопрос к родителям: Как, какими способами нужно развивать мелкую

моторику? (Обмен мнениями)

развития

моторики

использовать

упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Сначала поговорим о средствах развития мелкой моторики - это пластилин,

бумага, крупа, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, тесьма, веревки,

шнурки, ткани, куклы, песок, вода карандаши, счетные палочки и т.д. Как видите

средств очень много! Остановимся на некоторых из них.

1.ИГРЫ - ШНУРОВКИ, ЗАСТЁЖКИ -эти игры развивают сенсомоторную

координацию,мелкую моторику рук, пространственное ориентирование;

способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

формируют навыки шнуровки, самообслуживания, способствуют развитию речи;

внимание, развивают творческие способности.

(Показ пособий)

2. ИГРЫ НА НАНИЗЫВАНИЯ -этиотлично развивают кисти рук и пальцы,

глазомер, внимание, а это в свою очередь влияет на формирование головного

мозга и становление речи.

Нанизывать можно все что угодно: рожки и большие макароны, макаронные

изделия в форме колеса, сушки, бусинки, пробки. Такие упражнения для рук и

пальчиков

развивают

логическое

мышление,

аккуратности и усидчивости. Эти полезные навыки очень пригодятся ему в

школе. Пример и показ:

Мы вмести с детьми

из солёного теста

слепили баранки, а потом их

раскрасили. Теперь они их нанизывают на шнурочки, делая бусы. Сколько при

этом радости т.к. сделано своими руками. Или раскрасили рожки в разные цвета

и ими дети с удовольствием играют. Что-то похожие можно придумать и дома!

3. ИГРЫ НА ВЫКЛАДЫВАНИЕ

Выкладывать можно узоры из мозаики; картинки из семечек арбуза, тыквы,

различные

карандашей, соломинок и т.д.

Нехитрые

внимание,

воображение,

познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Занимательная,

развивающая

обучающая

игры-пазлы

усидчивости,

аккуратности,

терпения

внимательности.

ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и

мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо

владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью

переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.

(Показываю, какие игры-пазлы имеются в группе)

4. ИГРЫ С БУМАГОЙ - это не только развивают моторику, но и помогают

освободиться

накопившегося

раздражения,

сбросить

негативную

энергию, развить творческий потенциал и практические навыки. Бумагу можно

рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут

ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и

забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают

плетение

ковриков

бумажных

«оригами»:

складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

познакомились

некоторыми

множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете. Для тех, кто

желает, я могу

подобрать нужную литературу, что не понятно объяснить,

показать. Для вас я также подготовила памятку, какие предметы подойдут для

развития мелкой моторики.

Так же предлагаю сделать выставку, из игр которые вы сделаете дома вместе с

детьми. Посмотрим, какие игры у нас

получатся и, таким образом, в нашей

группе появятся новые игры для развития мелкой моторики рук.

заметить,

упражнение

развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с

вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно

быть терпеливыми и спокойными. На этом наше собрание закончено!

На следующей нашей встречи, а это будет семинар-практикум мы рассмотрим и

по играем вмести с детьми в разнообразные дидактические игры.

Есть ко мне вопросы? До свидание