Дни зимнего солнцестояния, святки, колядки или волшебная неделя перед новым годом. Зимние святки - колядки

Есть в начале каждого года замечательные 12 дней - с Рождества до Крещения, с вечера 6 января по 19 января, в православной традиции. И называется это время - Святки . А прямо в середине Святок - в ночь с 13 на 14 января - наступает Новый год.

Святки - время праздника, песен, переодеваний, розыгрышей, колядующих. Обычно колядовать выходили дети и молодежь. Они стучались в дома, пели песни, возвещали о рождении Христа и славили щедрых хозяев.

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Дай тебе, Господи,

На поле природ,

На гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны ти толсты,

Коровы ти дойны!

Было принято тогда и сейчас одаривать гостей пирогами, сладостями и деньгами. Колядующие благодарили хозяев обрядовыми песнями.

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Не открыть колядующим дверь - плохая примета.

В православии Коляда перед Новым Годом носит название Васильевская или богатая. Вторая, накануне Богоявления - Крещенская или постная.

А еще Святки - это время, когда по ещё некрещеному земному миру свободно разгуливают духи, которых можно спросить о будущем. Традиция языческая, но даже царский указ 1649 года, грозящий ослушникам страшными карами, не удержал людей от желания проводить старинные обряды, которые могли предсказать судьбу.

Обычно колядующая молодежь собиралась в одной избе и устраивала настоящий пир из собранной снеди, потом танцевали, чтобы год был урожайным и гадали. Самыми верными святочными гаданиями считались гадания о женихах, замужестве и семейной жизни.

Жениха могли определить по вытянутому из дровницы полену : гладкое - хороший, с сучками - много детей в семье будет, кривоватое - плохонький да хроменький достанется, толстое полено - муж богатый, а тонкое - за бедняка пойдешь. А чтобы гадание правдивое вышло, нужно к поленнице спиной подойти.

В деревне и сейчас можно погадать, запустив в избу, где на полу разбросаны разные предметы, петуха . Захочет петух воды напиться - муж пьяницей окажется, зерно клевать станет - муж богатым будет, к деньгам подбежит - про мужа-игрока поведает, возле золы крутиться будет - выйдет девица за заядлого курильщика, в зеркало заглянет - будет муж красивым и нежным, к курице подбежит - муж гулящим будет.

Если вы живете на перекрестке улиц, то можно в полночь - на Рождество, старый Новый Год или Крещение - выйти на перекресток и кинуть через плечо сапожок или туфельку. Носок укажет, откуда милый придет.

Если в святочный вечер собралась целая компания, то можно узнать, кто раньше замуж выйдет. Для этого нарезаются одинаковые по длине нити для каждой барышни и одновременно поджигаются. Чья нитка быстрее сгорит, та замуж раньше выйдет. А если нить потухла, не догорев и до половины, то замуж можно и совсем не выйти. Хотя, ведь хорошее дело браком не назовут. Парни тоже могут попробовать.

Хочешь узнать имя суженого ? Выйди в святочную полночь на улицу, да спроси имя у первого попавшегося прохожего. Какое назовет, того и ищи.

Еще можно подслушать, как соседи себя ведут. Если через окно видно, что ссорятся да ругаются, то год вряд ли будет тихим и спокойным.

Очень популярно гадание на расческе или гребне для волос . Для этого нужно причесаться перед сном, налить в подходящую посуду воды, положить сверху расческу, как мостик, и поставить под кровать. Внимательно смотрите святочные сны - суженый через мосток обязательно пройдет.

Возможно, вас интересуют финансовые перспективы наступающего года . И здесь можно погадать. Нарежьте 40 одинаковых бумажек, на 20-ти нарисуйте или напишите слово «деньги», сверните все бумажки в трубочку и положите в мешок. Подумайте о том, для чего вам нужны деньги, засуньте руку в мешок и достаньте как можно больше. Разверните бумажки и посмотрите каких больше - денежных или пустых. Таковы ваши перспективы, если вы в это верите.

Можно желание загадать и об исполнении погадать.

Удивительно, но в этом деле метла - хороший помощник. Правда и зима должна быть снежная. Итак. В полночь выходите на улицу, загадываете желание и втыкаете метлу в снег, поглубже. Если поутру метла стоит прямо - быть по-вашему, если покосилась - то может и не сбудется, а коль упала - то придумайте что-нибудь другое, а о загаданном забудьте.

Есть вариант попроще. Пишите 12 желаний на 12 листках бумаги , которые сворачиваете в трубочки и кладете под подушку. Утром, проснувшись, левой рукой достаете 3 бумажки и узнаете 3 желания, которые точно исполнятся в наступившем году.

Есть особые дни в году, когда граница между плотным миром событий и тонким миром энергий истончается настолько, что это время считалось мистическим. Оно традиционно использовалось ведающими женщинами и мужчинами для обрядов и ритуалов, смысл которых — гармонизировать жизнь и придания особой силы своим желаниям и мечтам. Ибо в эти дни нас слышат…

Одни из таких дней — Дни Зимнего Солнцестояния и древний праздник славян Коляды.

О чем говорит Природа?

Зимнее Солнцестояние является поворотным событием в присутствии Солнца на небе — это символ возрождающегося года, "новых начинаний" во многих традициях и культурах.

Ведь, именно с этого события на небе — день становится длиннее и солнечнее.

В славянской традиции год начинается с Дня Зимнего Солнцестояния — праздник Нового Года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетие, дни Рода отмечаются в период с 19 по 27 декабря. На Руси в христианской традиции мы празднуем Рождество Христово, Святки, Крещение.

До начала XX в. основными зимними праздниками в культуре нашего народа были Коляды и Рождество Христово . Позднее праздник Коляды был замещён великим праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры.

25 декабря начинается один из значимых праздников славянского народного календаря — Праздник Коляды. Это очень древний языческий праздник. "Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает": свету становится больше, день длиннее. Зима обязательно закончится, и придёт пора тепла и урожая.

Коляды праздновался в Зимние Святки (сочельник) с 25 декабря (поворот Солнца на Весну) по 5-6 января.

Коляда "коло-колесо"; круг — солярный знак Солнце. Весёлое, желанное божество, Солнце-младенец, в славянской мифологии.

Приходит Коляда — юное зарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Это новорождённое Солнце открывает новый год, символизирует Солнце будущего года. Воплощение новогоднего цикла.

"Когда-то его воспринимали не как "ряженого". Коляда была божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодёжи". (А. Стрижев "Народный календарь").

Древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "Новый Год" и Рождество и на открытках, и в новогоднем оформлении праздника художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в Космос.

Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло! И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая Новый Год (НовоЛетие).

Традиции, обычаи и обряды на Святки

  • Пришла Коляда накануне Рождества.
  • Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
  • Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
  • В одном кармане сочельник, в другом — чистый понедельник.

Пословицы и поговорки

Давайте немного окунёмся в традиции Руси и наших предков славян.

"Славянские традиции и праздники — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о Космосе и Земле, о Природе и её законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе."

Праздник — это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения.

"Обряд — время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" — на пересечении магнетических потоков Земли — "на добром месте" — это и Красная горка, это и Церковь в "доброе время". Центр праздника, обряда — человек — создание богоподобное, излучающее главную космическую силу — любовь !"

Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.

У древних славян 25 декабря (месяц "студень") начинался поворот Солнца на Весну. Наши предки представляли Солнце прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима.

Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — "смерть"), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В эти вечера всё заволакивается морозом и кажется мёртвым.

По этой причине, Святки — время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами. Зимнее Солнцестояние — начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок.

Кудесник прогонял злых духов песнями.

И всё же Зимние Святки являются самым весёлым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, Солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет "на разрисованном возочке, на вороном конечке" в тёплые страны (к Весне и Лету).

Колядование обрядовый обход домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершали накануне Рождества (25 декабря), Васильева дня (1 января), Крещения (19 января).

У всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся всё более популярными.

Праздник обычно состоит из трёх частей: зачин, пир, обряды и игрища.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина — уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб.

Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать!

На столе обязательно была "кутья" — ритуальное блюдо православных христиан, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы или риса, политая мёдом, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья. Зёрна символизируют будущее всеобщее воскресение; мёд или сахар — блаженство будущей жизни.

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут Души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу — так считали древние славяне. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде.

Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры ("для согрева душ мёртвых"), зажигают свечи на могилах родителей . Проводы Предков обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.

Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженые, колядные песни , молодёжные игры , г адания . В канун Коляды (вечером 24 декабря) начинается святочное ряжение.

После застолья "Колядники" рядятся в одежды и маски, изображают зверей. Ряженые называются в народе также кудесниками, колядовщиками. Они ходят по улицам и домам с музыкой, прибаутками и поют колядки — особые обрядовые песни , прославляющие Коляду, дающего всем блага, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам.

Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами ряженые должны были быть неузнанными. Во время их появления разыгрывались сценки: шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю. Ряженные веселят людей и потешными представлениями в коих нередко скрыт глубокий смысл, а в пустые мешки собирают угощения и подарки.

На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, "родители" выбирали "жениха", "невесту", сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались ещё осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Позднее также появились рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты. Показывали кукольные представления. В разных частях России колядование проходило по-разному.

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив.

"Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла."

Колядное хождение может продолжаться все две недели святок. В старину обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование — просто традиционное развлечение и не более того…

Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи.

Во-первых, собирают дары для обитателей Иного Мира — в древности часть даров приносилась в жертву Предкам.

Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых — обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов — "зерносып": посыпание зерном на счастье , сопровождаемое обрядовой песней, например, такой:

Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Вестники поют песни, славят Род, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!
Вы нас будете дарить — мы Вас будем хвалить!
А не будете дарить, тогда будем корить.
Не дадите пирога — сведём корову за рога!

В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие "дарили" крестьянскому дому благополучие на весь год. Каждой крестьянской семье желали "избушку ребят, хлевушку телят", "сына в четыре аршина", "в конюшню конев", "полтораста коров, девяносто быков", да чтобы "одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила".

А хозяева отдаривали их печеньями в форме зверюшек, а также пирогами, оладьями, ватрушками, напитками и деньгами. Все старались одарить колядующих так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед богами. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия "козульки". Накануне Рождества их выпекали специально для раздачи колядующим.

Пекли колядки: из постного ржаного (или ржаного и пшеничного) теста делали небольшие круглые лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.

Пекли обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики).

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

"Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!"

До выкрикивания угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и застольями, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, кружились хороводы. Колядные песни всегда были разнообразны.

На следующий день, после колядного вечера 24 декабря, отмечали сами Колядыпраздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

Колядовщики несли Солнышко с зажжённой в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, соломой с колосьями.

Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай , посыпают снег цветным толчёным мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков.

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня : все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый Живой Огонь. Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи — для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить в гору горящее колесо — символ набирающего силу Солнца — со словами:

  • "Колесо, гори-катись, со Весной Красной вернись!"
  • "В гору катись, с Весной воротись".

В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.

Также праздновался Щедрый вечер, Богатый вечер — народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года по старому 31 декабря (по новому стилю 13 января). На него выбирали самую пригожую девушку, украшали её венком, лентами и во главе с ней ходили по селу. Девушки пели "щедровки" — те же колядки, обращённые к хозяевам, величального характера, с припевом: "щедрый вечер, добрый вечер".

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Здесь отражены далеко не все поверья и традиции этих волшебных дней.

Данная статья не является религиозной и носит просветительский характер. Материал основан на книге "Мифологические представления древних славян", "Славянская мифология" и других источниках.

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим. (Пушкин. Евгений Онегин)

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ЗИМНИЕ СВЯТКИ КОЛЯДКИ

РОЖДЕСТВО, НОВЫЙ ГОД

В святки мальчишечки и подростки и девочки до пятнадцати лет, которые победнее, подходят в селе к каждому дому и под окном поют коляде следующую песню:

Каледа, каледа!
Выходила каледа
Из Новагорода,
Как искала каледа
Государева двора!
Нашла каледа
Государев двор.
Государев двор
Не мал, не велик,
Не мал, не велик,
На семидесят столбах,
На семидесят столбах,
На семидесят верстах;
На всяком столбе
По жемчужинке горит.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкою!
На полице есть пирог –
Ты не режь, не ломай,
Ты не режь, не ломай,
Лучше весь отдавай!
Кто подаст пирога,
Тому двор бы скота!
Девяносто бы быков,
Полтораста бы коров;
Они маслом бы цедили
И сметаной бы доили.
А как на пролуб пойдут,
Пусть поигрывают;
А как с пролуби пойдут,
Пусть поигрывают.
Здравствуй же, хозяин с хозяюшкою
И со всеми твоими малютками!

После этой песни хозяин или хозяйка выносит всему хору целый пирог, или половину пирога, или только конец, смотря по усердию. Кто ничего не подаст, по скупости или потому, что не терпит этой песни, тому прибавляют следующий куплет:

Не подашь пирога,
Так и нет живота;
Хоть и есть, так не в честь:
Пусть дегтем же доят
И смолой вам цедят!

Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне рождества –
С маслицом, с молочком.
У хозяина полон двор живота,
А сусеки полны жита.
На полице-то пирог лежит –
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.

Коляда, коляда!
По вечеру рождества!
Дома ли хозяин?
Нет его дома, –
Уехал на поле
Пшеницу сеять.
Дай кишки, пирожка;
Как не дашь пирожка,
Уведем корову за рога,
И за задним воротам
Привяжем к столбу,
Ушибем метлой.

В селе Новодевичье Сенгилеевского уезда Симбирской губернии до сего времени существует следующий обычай Накануне Нового года маленькие крестьянские девочки ходят по домам к знакомым и поют в честь хозяина и хозяйки следующую колядную песню.

В бору стоит сосенка,
На сосенке – павынька.
Павынька летала,
Перышки роняла.
«Кому эти перышки?» –
«Михаиле Иванычу
Перышки брати». –
«Зачем ему перышки?» –
«Шапочку пушити,
Шурьев-то дарить.
Шурья-то спесивы, –
У них кони сивы, –
На двор не въезжают,
Шапок не снимают».
Коляда! Коляда!
Ходила коляда
Вкруг сударева двора;
Сударев-то двор
Посередь Москвы:
Ворота пестры,
Подворотенки –
Позолотенки (позолочены)
Не браните коляду!
Не журите коляду!
Пышки, лепешки,
Свиныя-то ножки,
Все в печи сидели
Да нас глядели,
Поесть захотели,
В кузов полетели.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С праздником!

***
Кишка, лепешка,
Свиная ножка
В печи сидела,
На нас глядела,
В кошель хотела!
Тетка, тетка,
Подай лепешку!

***
«Коледа, маледа,
Где была?» –
«Коней пасла!» –
«Что выпасла?» –
«Коня в золотой узде». –
«Где твой конь?» –
«За воротами стоит». –
«Где ворота?» –
«Водой снесло». –
«Где вода?»
«Быки выпили». –
«Где быки?» –
«За гору ушли». –
«Где гора?» –
«Черви выточили». –
«Где черви?» –
«Гуси выклевали». –
«Где гуси?» –
«Гуси съедены».

***
В Новограде зеленоем
У Ивана кудри завились,
В три ряда завивались,
Четвертый ряд
Ровно заря горит.
В Москве бояре дивовались:
«Тебя, молодец, не мать родила,
Не отец выкормил,
Вскормил, вспоил светел месяц,
Вознесли часты звезды,
Воскачала легка лодочка!»

Вечером, на рождественский сочельник, крестьянские дети в деревне встречают наступление святок пением так; называемой коляды. Для этого они, одетые в лучшее платье, у кого какое есть, собираются группами и ходят по дворам распевая, с позволения хозяев, коляду:

«Коляда, коляда,
Каракуля-коляда,
Где была?» –
«За воротами». –
«Где вороты-то?» –
«Сурой снесло». –
«Где Сура-то?» –
«Быки выпили». –
«Где быки-то?» –
«В тростник ушли». –
«Где тростник-то?» –
«Девки выломали». –
«Где девки-то?» –
«За мужья ушли». –
«Где их мужья-то?» –
«Все померли». –
«Где их могилки?» –
«Травой заросли». – -
«Где трава-то?» –
«Гуси выщипали». –
«Где гуси-то?» –
«Улетели за горы, за долы,
За темны за леса,
За высоки дерева».

Коляда, коляда
В печи сидит,
На нас глядит.
Кто даст – золотой глаз,
Кто не даст – коровий глаз.

За пение коляды дети получают сочни или тонкие пресные лепешки.

Новый год встречают пением т(ак) н(азываемой) таусени. Накануне Нового года крестьянские дети, в лучших одеждах, ходят по домам и поют:
Таусень!
Как Иван-то Петрович-господин,
Он за охотою ходил.
Таусень, таусень!
Он за охотою ходил,
Золот перстень упустил.
Таусень! Таусень!
Золот перстень упустил,
Он три окуня поймал –
Как и первый окунечек
Во сто рублей,
А другой-то окунечек
Во тысячу.
Таусень! Таусень!
А третий окунечек –
И цены-то ему нет.
Таусень! Таусень!
Набивали ему цену
У сударя во дворце.
Таусень! Таусень!
Вот светел месяц,
Свет Иван Петрович-господин.
Таусень! Таусень!
Вот часты звезды,
Милы детушки его.
Таусень! Таусень!

Если в семействе имеется взрослый, неженатый парень и девица-невеста, то в честь их особо поют:

Тут и ехали, наехали
Бояре-купцы.
Таусень! Таусень!
Срубили они рябинушку
Под самый корешок.
Таусень! Таусень!
Они тесали, повытесали
Рябиновы доски.
Таусень! Таусень!
Они делали, поделали
Звончаты гусли.
Таусень! Таусень!
Да кому в эти гусли
Играть будет?
Таусень! Таусень!
Что играть ли, не играть ли
Братцу Николаю Ивановичу.
Таусень! Таусень!
Что плясать ли, не плясать ли
Сестре Анне Ивановне.
Таусень! Таусень!
Как у молода месяца
Крутые рога,
Таусень! Таусень!
А у нашего Николая Ивановича
Таусень! Таусень!
Вот кудрява голова,
Кудри в три ряда.
Таусень! Таусень!
Завивала, заплетала
Сестра его свет Анна Ивановна.
Таусень! Таусень!
Завивала, заплетала, приговаривала:
Когда реки разольются,
Тогда кудри разовьются.
Таусень! Таусень!

***
Коляда молода!
Летел сокол,
Коляда молода!
Через батюшкин дворок,
Уронил сапожок.
«Катерина, подыми!» –
«Недосуг поднять:
Я головушку чешу,
Я русу косу плету,
Я к обедне спешу,
Я коровушку дою,
Я лепешки пеку».

***
Как ходила коляда Накануне Рожества,
Приходила коляда
Из Нова Города.
Как искала коляда
Государева села,
Что Иванова двора.
У хозяина двор
Осушен, омощён,
Чисто выметен,
Ворота красны,
Вереи пестры,
Они точеные,
Позолоченные;
Как Иванов двор –
Он тыном затынен,
На семи верстах,
На восьми столбах,
Что тычинушка –
Ко тычинушке,
На тычинушке
По жемчужинке;
Круг Иванова двора
Все шелковая трава,
Зеленая мурава;
На шелковой на траве
Все лазоревы цветы;
Середи его двора
Три высоких терема,
О двенадцати венцах,
Золотых верхах;
Как во первом терему
Светел месяц во окне;
Во другом-то терему
Красно солнышко;
А во третьем терему
Часты звездушки,
Румяные зорюшки.
Светел месяц во окне
Сам Иванушка;
Красно солнушко –
Хозяюшка;
Часты звездушки –
Их робятушки;
Румяные зорюшки –
Хозяйские дочушки.
А хозяин во дому,
Словно царь во раю;
А хозяйка во дому,
Как кутья на меду;
Малы детушки,
Как оладушки.

***
Дедка свинушку убил,
Свинку серенькую,
Спинку пегинькую:
Аи да божья коляда,
Прилетай к нам с высока,
Один раз в годок,
Полюбуйся часок!

1 января утром мальчики-подростки ходят «засевать». По двое, по трое, иногда в одиночку заходят в каждую избу, не минуя ни одной. Войдя в хату, дети разбрасывают по полу зерна ржи, овса, проса и прочее и говорят:

Ходит Илья на Василья,
Носит трубу жестяную,
А другую просяную –
Зароди, боже,
Жита-пшеницу,
Всякую пашницу.
В доме – добро,
В поле – зерно.
В доме – пирожисто,
В поле – колосисто.
Васильева мать
Пошла шендровать –
Заросилася, замочилася,
На престоле стояла,
Золотой крест держала.
А вы, люди, знайте,
Богу свечку ставьте,
А нам грошик дайте.
Здравствуйте, хозяин с хозяичкой!
С Новым годом,
С новым счастьем,
С новым здоровьем!

Хозяева дают детям лепешку, пирог, кусок сала или копейку, и они бегут в следующую хату, а на их место являются другие. Хозяева никогда не выгоняют их и дают всем, сколько бы их ни приходило. Отцы рассуждают так: «Я твоему дам, а ты моему – вот и поквитаемся».

Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал.
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

***
«Овсень, овсень,
Подай брусень!» –
«На что брусень?» –
«Косу точить». –
«На что косу?» –
«Траву косить». –
«На что траву?» –
«Коров кормить». –
«На что коров?» –
«Молоко доить». –
«На что молоко?» –
«Ребят кормить». –
«На что ребят?» –
«А им пашню пахать,
Переложка ломать».

По материалам книги: "Потешки, считалки, небылицы." А. Н. Мартынова

Всех поздравляю с наступлением самого светлого периода на святой Руси — Святок и Рождества! Конечно некоторые осудят меня за то, о чем я напишу ниже! Ну, сильно не сердитесь — ведь астрология тогда тоже страшный грех 🙂 А хочу я вам представить великолепную подборку святочных гаданий, примет и всего, что делали незамужние и замужние девушки и женщины в это время. Многие считают это грехом — но вся наша жизнь, один сплошной грех)) Поэтому вперед девчонки! Гадайте на здоровье. Сильно испытывать судьбу, конечно, не стоит. Но если пробежать вечерком по соседям, в интересном костюмчике, поплясать и попеть песни, вытащить вещицу из шапки наудачу и сжечь традиционную бумажку — думаю не великий грех, для простого человека. Ведь главное никому не делать больно или плохо, и тогда ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!

Сочельник… Сыплется снежок.
Уснув, застыли ели.
Собрались девушки в кружок,
Гадать под вечер сели.
В углу поставлен башмачок,
Чтоб бросить на дорожку.
Закрыты двери на крючок,
И ставни на окошках.
Под блюдо собраны со всех
Цветные побрякушки.
Затихли речи, смолкнул смех,
Гадают три подружки…
В светёлке тихий полумрак,
В углу мерцает свечка.
Раскладывают так и сяк…
И… Замерло сердечко!
Одной досталося кольцо!
Знать, свадьба на пороге.
Другая видит письмецо
От милого, с дороги.
И третья ждёт судьбы итог,
Зажав в руке платочек.
Трепещет сердце, как листок –
Дождаться счастья хочет.
Светало. Вьюга за окном
Свою запела песню…
Уснули девки за столом,
Им снится сон чудесный.
Пусть счастье, милые, найдёт
Вас даже без гаданья,
А Рождество и Новый Год
Исполнят все желанья

Колядки

Для одаривания тех, кто пришел колядовать принято было печь пряники, пироги, печенье. Если хотите, чтобы счастье заглянуло в дом не поленитесь и проявите кулинарные способности. Если нет желания просто купите печенье и конфеты. А вдруг к вам заглянут? В этот день нужно проявить щедрость и великодушие!

До крещения Руси в православную веру, у русских были свои традиции и праздники, и одним из главных праздников был Коляда. Коляда символизировал переход от зимы к лету, от ночи ко дню и начало нового года.Встречали Коляду с 21 на 22 декабря. Кто такой Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и
вездесуща, это - Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек,существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы - Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Дар Коляды сильно отличался от привычного нам календаря, например, основой его является 16-ричная система исчисления. В году (называемом летом) – 9 месяцев, в неделе – 9 дней, в сутках – 16 часов, каждый час равен полутора нашим часам. Час делится не на минуты, а на части, затем на доли, потом на мгновения, после этого – на миги, а уж последней, самой маленькой частицей времени, является сиг. Этой частицей пользовались наши предки, чтобы определять скорость телепортации, которой они владели – а иначе откуда появились такие слова, как сигать, сигануть?

В ночь перед приходом Коляды ряженые ходили по домам и прославляли хозяев. Обязательным атрибутом колядующих была звезда, колокольчик и мешок. Звезду прикрепляли к шесту, шест украшали лентами и главный в группе колядующих – звездарь, нёс её высоко над головой. Звонарь нёс колокольчик, оповещая всех о том, что к дому идут колядующие. Хозяева должны были подготовиться к прославлению. Ведь по старой традиции в этот вечер славили хозяина и хозяйку дома и пели гимны в их честь. Ещё считалось, что если дитя в доме не говорит ему непременно нужно попить воды из колокольчика и ребенок после этого начинал говорить. В мешок, после песнопений, складывали различную еду – колбасы, пряники, хлеб, все, чем были богаты хозяева. По традиции в конце колядок начинался праздник – все садились за большой стол выкладывали всю еду и вместе пировали и чествовали приход Коляды. После крещения Руси традиция праздновать Коляду сохранилась, только гимны стали другими и много изменилось. Теперь славят гимнами Христа и встречают не рождение Коляды, а Рождение Христа. Русских трудно было отучить от тех знаний и традиций, которые им передавали из рода в род их предки. Поэтому священники в 3-4 веке, устав накладывать запреты на празднование языческих праздников, отлучали от церкви тех, кто посмел принять участие в праздновании. Сами понимаете, чем могло закончиться отлучение в те времена. Поэтому наш мудрый народ и тут исхитрился и придумал новый обычай. Они одевались в шкуры животных, как будто это не люди а животные ходили по домам и пели гимны, песни, конечно, пошли уже не те, множество гимнов выражало протест новой вере, до 19 января креста не одевали, те кто вынужден был подчиниться новым законам. Но 19 января вырубалась прорубь в виде креста и все «смывали с себя грехи» и снова надевали кресты. А позже одевание в шкуры животных переросло в маскарад одевать костюмы нечестии, вроде бы для того, чтобы испортить праздник Рождества и совратить побольше душ. Хотя есть и такое поверье, что изначально только мужчины одевались в шкуры животных и ходили с гимнами по домам, они как бы символизировали дружину бога Коляды.Кто теперь знает, где они истоки и что было первым КУРИЦА или ЯЙЦО? И как правильно — Сочельник или Святки, Крещение или Велесов день? Думаю каждому подсказывает сердце как вести себя и чему верить:)

Вот такая история.

А вот и песенки для колядок, может кому пригодятся.

Подойдя к дому нужно обязательно спросить разрешение покалядовать. В старину отказать колядующим был большой грех. Но в наши дни можно встретить разных людей, поэтому правила этикета никто не отменял.

После получения разрешения нужно начинать читать колядки и непременно кланяться:

Коляда, коляда!
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврина,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и быитьем,
И богатством. . .

Ходит коляда по святым вечерам
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Коляда-Солнцеворот
Стань у наших у ворот
Разгони Сварог потемь
Верни на Русь красный день
Огнем возгори Коло воздыми
Води Коло горе а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись
Красное разожгись
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли Вас прославлять
И хозяев величать
Вам жития сто лет
Да полный стол на обед!

Из всех годовых праздников на Руси наиболее ярким, торжественным и, пожалуй, самым древним, были зимние Святки. Считалось, что в период от Рождества Христова (с 7 января) и до Крещения Господня (19 января) по земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел. Ведь, чем больше миру добра отдашь, тем больше его и в ответ получишь.

Святки праздновали все, особенно молодёжь: играли, пели песни, собирались на посиделки, гадали. На Святках трижды (в рождественский сочельник, под Новый год и на¬кануне Крещения) каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение.

Колядовщики:

Ой, Коляда, ще на улице шатёр,
Ой, Коляда, соломою защищен.
Ой, Коляда, во том шатре,
Ой, Коляда, две девицы сидят.
Ой, Коляда, монисты куют.
Ой, Коляда, на тарелочку кладут.
Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
Дозвольте поколядовать, вас повеличать!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа да ужиниста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством!
Коляда, Коляда! Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога, тому двор живота.
А кто не даст ни копейки - завалим лазейки.
Кто не даст лепёшки - завалим окошки.
Кто не даст пирога - сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба - уведём деда.
Кто не даст ветчины - тому расколем чугуны!

Накануне Нового года девчата «меланковали», водили «козу».

Колядовщики:

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны,
Чем богаты в доме, то и нам подайте,
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку!
Коляда, коляда, не жадись никогда.
Хлеба дай ломтину, а денег полтину
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!
Мы не сами идём, мы козу с собой ведём!
У нас коза непростая: по древнему поверью, она - символ жизненной силы земли и урожая.
Где коза проходит, там пшеница родит.
Где коза махнёт хвостом, там и рожь взойдёт кустом.
Где коза шагнёт ногою, там хлеба взойдут стеною.
А где заденет рогом - там взметнуться стогом,
(коза пляшет, потом спотыкается и падает).

Эта коза особенная, она встанет только тогда, когда ей подарят подарок или угостят на славу. Нашей козе немного надо: ведёрочко гречки на перепечки да горшок овса на кончик хвоста. Решето овса, поверх него - колбаса, да три куска сала, чтоб коза встала!

Святочные гадания

Девушка выходила за ворота и спрашивала у первого встречного имя - так будут звать жениха.
Бросали в чужой дом лаптем. Если хозяева засмеются, попадёшь в весёлую семью; если будут ругать - в сварливую.

Несколько девушек брали по лепёшке и, выйдя во двор, бросали их собаке. Чью лепёшку первой съест собака, та первой выйдет замуж.

Девушки ходили по улице, и каждая по очереди стучала деревянно ложкой под окнами домов. Если на стук девушки отзовётся женский голос, то эта девушка не выйдет в этом году замуж, если же ответит мужской голос, то замуж выйдет.

Собравшиеся для гадания девушки выходили из дома, хозяйка клала под горшок каждой девушке разные предметы (не зная, где чей горшок). Кажая из пришедших девиц брала свой горшок. Которой из них доставался гребень - жених будет щеголь, которой плеть - муж будет грозный, которой чайная ложка - муж будет богатый, рюмка - муж будет пьяница.

Ставили кошёлку, ведро и квашню, гадающей завязывали глаза и смотрели, что она выберет: кошёлку - к бедности, ведро - будет муж пьяница, квашню к богатству. Клали на ночь расчёску под подушку, приговаривая:"Суженый, ряженый, приходи наряженый, расчеши мне волосы." По преданию суженый должен был присниться в эту ночь.

Гадали каким будет новый год: В неглубокую миску наливали воду и говорили:Ты, вода не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть новолетье держи, о грядущем скажи. Миску выносили на улицу, а утром смотрели как замёрзла вода: лё в гору пойдёт - будет добрым год, лёд застынет ровнёшенько - быть жизни прямёшенькой, лёд вымерзнет лункой - год будет ущербный. Гадание на зеркало.

На стол ставят зеркало, перед ним - две зажжённые свечи. Девушка с полотенцем садится перед зеркалом и говорит:!Суженый, ряженый, приди ко мне." Минут за пять до появления изображения зеркало начинает тускнеть, и девушка протирает его полотенцем. Потом видит отражение стоящего за ней мужчины. Рассмотрев его черты, девушка говорит:"Чур сего места!"- и образ исчезает. На такое гадание решались только самые смелые, поскольку при гадании девушка должна быть в комнате одна.

Как пробьёт полночь, гадающая девушка накрывает стол на два прибора. Ножей и вилок не кладут, только тарелки, ложки, хлеб.ю Девушка, говоря:"Суженый, ряженый, приди ко мне ужинат,"- садится за стол. Через некоторое время за другим прибором должен появиться мужчина, за которого она выйдет замуж в наступившем году. Гадание заканчивается словами:"Чур сего места!" На столе раскладывают хлеб, бутылку, зеркало, соль, нож. Гадающему завязывают глаза и подводят к столу. Правой рукой он должен взять первый попавшийся предмет.

Если это нож - невеста будет скандальной особой,хлеб - невеста будет богатой, бутылку - пьяницей, соль - вредной, зеркало -модницей. Подслушивали под окнами чужих домов. По долетающим словам пытаются угадать свою судьбу. В зависимости от тоо, какие слова, приятный или неприятный разговор, какой голос: старый или молодой, пьяный, трезвый, мужской, женский и т. п. - определяют, какой будет муж, радостная или скучная будет жизнь. Выходят за ворота и говорят:"Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок." В какой стороне послышится лай, в той стороне живёт суженый. Близкий лай обещает жениха из близких мест, дальний лай - из дальних.

Колядки

Здравствуй, хозяюшка! Позвольте в горницу войти! В горенку войти да на лавочку сесть!На лавочку сесть да песенку спеть!

Пришла Коляда накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка, не ленись, подымись.
Ты подай пирога.
Как подашь пирога - полон дом живота. Не подашь пирога - мы корову за рога! Хозяюшка в дому, как оладейка в меду.
Что вы нам, хозяюшка, подарите?
Денег горшок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки или конфеточки?
Или гривеннички на прянички? Открывайте сундучок, подавайте пятачок.
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья нам на угощенье!
Будете нас дарить, будем вас хвалить.
А не будете хвалить, будем вас корить.
Кто подаст пирожок - тому рожь густа да ужиниста:
С колоска полмерки, с зёрнышка пирог,
С полузёрнышка блинок.
Кто даст пирога - и кола, и двора, и милого живота,
И телушек, и ярушек, на столе много кормушек.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Вилы да лопата, корова горбата.
Коляда, Коляда, накануне Рождества.
Тётенька добренька, пирожка бы сдобненька. Не режь, не ломай, поскорее подавай,
Двоим, троим, давно стоим.
Печка- то топится, пирожка-то хочется!
С Рождеством вас!
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.
Как пошла Коляда вдоль по улице гулять
Вдоль по улице гулять,
С новым годом поздравлять.
Коляда, коляда, где ты раньше была?
Я во поле ночевала, а теперь к вам пришла.
Коляд, коляд, колядин, я у батюшки один,
Коротенький кожушок, дай, хозяйка, пирожок.
Я маленький мальчик, забрался в чуланчик,
Надел красный колпачок, пожалуйте пятачок.
Я маленький мальчик, на дудке играю,
На дудке играю, вас всех забавляю.
А вы люди знайте, копейку подайте.

Вот пришла Коляда впереди Рождества.
И что ты, Коляда,хозяевам принесла?
Добрым хозяевам - корову с теленком,
Лошадь с жеребёнком, свинью с поросёнком.

У хозяина в дому велись бы телятки,
Ягнятки, жеребятки, козлятки, поросятки, цыплятки да утятки.

Коляда- коляда, золотая борода,
Золотой усок - по рублю волосок,
Вдоль по улице бежит - хлеба каравай тащит.
Заходила Коляда ко Петрову ко двору,
У Петрова во дворе три терема стоят.
Как во первом терему - месяц- батюшка,
Во втором терему - красно солнышко,
А во третьем терему часты звёздочки. Месяц-батюшка - Пётр Иванович,
Красно солнышко - Дарья Васильевна
Часты звёздочки - их детушки.
Щедрики- ведрики, дайте вареники, Вареника мало, выносите сало!
Ковшик кашки да кольцо колбаски.
А не дашь пирога, сведём быка за рога,
А свинью - за хвост, отведём её под мост!