Достижения малыша в 3 месяца. Что должен уметь. Как растёт малыш: физиологические изменения

Первые три месяца это стартовый период в жизни каждого младенца, а именно развитие как физическое, так и психологическое. Именно в этот отрезок жизни происходит закладка многих навыков, поэтому необходимо обратить на это внимание каждому родителю.

Казалось бы, недавно Ваш кроха только появился на свет, был таким маленьким и беспомощным. Но время идет быстро и вот уже ему исполнилось три месяца. С момента рождения ребенок очень быстро растет и развивается, причем каждый месяц жизни его отличается от предыдущего. Грудничок приобретает много новых умений. Именно третий месяц жизни карапуза – это тот период, во время которого происходит его стремительное развитие во всех направлениях. Малыш интенсивно развивается как физически, так психологически. Он спит меньше, а больше бодрствует, стараясь познавать окружающий мир, проявляет свой характер, показывая взрослым, что именно ему нравится. Более подробно мы расскажем об этом в нашей статье.

Физическое развитие ребенка

Когда исполнилось 3 месяца ребенку, развитие, вес и рост должны соответствовать этому возрасту. Какими же должны быть эти показатели? Сколько должен весить ребенок в три месяца, каким должен быть его рост, окружность головы и грудной клетки?

Справка
Многие ученые считают, можно конечно оставить развитие малыша на более позднее время до детского сада и школы. Однако он уже не станет тем, кем мог бы стать, т.е. возможности, которые дала ему природа, не раскроются и что-то будет безвозвратно потеряно.

Нормы веса и роста трехмесячного ребенка Вы можете увидеть в таблице:

Конечно же, все зависит от начальной массы тела крохи при рождении. Вес малыша за третий месяц должен увеличиться на 800 грамм, рост – на 3,5 сантиметра. Именно первые три месяца дитя растет наиболее интенсивно.

Примерный рост ребенка по месяцам предоставлен в следующей таблице:

Возраст ребенка Необходимая прибавка роста(см) Примерный рост девочек(см) Примерный рост мальчиков(см)
1 месяц 3,5 48,90-52,13 49,81-53,20
2 месяц 3,5 52,25-55,82 52,84-55,88
3 месяц 3,5 55,06-59,01 58,87-62
4 месяц 2,5 60,52 -64,54 60,65 - 64,65
5 месяц 2,5 62,76 -67,04 60,87 - 66,83
6 месяц 2,5 64,50 -69,19 65,57 – 69,40
7 месяц 1,5-2 66,41 -71,11 67,48 – 70,87
8 месяц 1,5-2 68,11 -72,91 68,90 – 72,98
9 месяц 1,5-2 69,43 -73,93 71,10 – 74,47
10 месяц 1 70,60 -74,98 72 – 76,11
11 месяц 1 71,86-76 73,03-77,26
12 месяц 1 73,34-77,71 ?4,60-78,50

Чтобы точно знать массу тела своего чада, можете купить весы для грудничков или же не меньше 1 раза в месяц проводить взвешивание малыша в медицинском учреждении. Увеличение веса должно быть равномерным, без видимых резких колебаний. В том случае, если малыш внезапно начинает не добирать вес, обязательно обратитесь к педиатру. Скорее всего, причина в количественных или качественных погрешностях в питании. Врач сравнит показатель веса Вашего малыша с тем, сколько должен весить ребенок в 3 месяца и составит индивидуальное меню. Бить тревогу нужно, если у ребенка дефицит массы тела более 10% от возрастной нормы. В этом случае при необходимости малышу назначают анализы и дополнительные исследования, ведь иногда снижение веса возможно при наличии в организме серьезной патологии.

Физическое развитие малыша в 3 месяца

Если родители уделяют внимание физическому воспитанию своего ребенка – это является залогом, что он вырастит крепким, здоровым человеком, который сможет легко адаптироваться в социуме и переносить стресс, влияние внешних факторов.

Для оценки физического развития трехлетнего малыша имеют значение и такие показатели, как окружность головы и грудной клетки. В этом возрасте они увеличиваются за месяц: окружность грудной клетки - чуть более 1 см, головы - на 1 см. Именно в три месяца, окружность головы и грудной клетки должны уравняться. В крайнем случае, это должно произойти до 4 месяцев. При слишком быстрых темпах увеличения окружности головки по сравнению с грудной клеткой обязательно обратитесь к специалисту, чтобы не упустить болезнь головного мозга.

У трехмесячного ребенка еще открыт большой родничок (участок, не имеющий костной ткани), но по сравнению с предыдущими месяцами он уменьшается в размерах, не напряжен, мягкий, отсутствует его пульсация. Некоторые мамы боятся притронуться к нему при уходе за малышом. Это ошибка, ведь этот участок кожи обязательно необходимо держать в чистоте.

Итак, подведем итог первых трех месяцев жизни вашего малыша, и посмотрим, чему он успел научиться:

  • за этот период малыш должен научиться лежать на животе;
  • должен уметь поднимать и удерживать упруго головку;
  • должен удерживать голову в вертикальном положении, поворачивать в стороны, рассматривая все окружающие предметы;
  • при поддержке под мышки ребенок должен уметь упираться и отталкиваться от опоры, совершая переступательные движения, когда на мгновение его ноги касаются твердой поверхности;
  • снижается напряжение мышц-сгибателей, иными словами исчезает физиологический гипертонус;
  • за три месяца ребенок должен научиться захватывать, подтягивать и кратковременно удерживать игрушку в своих руках;
  • умеет следить за движением предметов;
  • поворачивает голову на источник звука.

Психомоторное развитие трехмесячного малыша

Каждой маме нужно знать, что ребенок должен уметь в 3 месяца. В этом возрасте малыш ведет себя более осмысленно, чем в предыдущие месяцы. Его движения более целенаправленны. Малыш в этом возрасте хорошо лежит на животе и может довольно долгое время удерживать головку в вертикальном положении.

В средине 3 месяца он способен корпус немного повернуть на бок и достать понравившуюся игрушку. Он может хорошо фиксировать взгляд на предмете, который находится в его поле зрения. Именно поэтому для трехмесячного крохи самыми лучшими игрушками являются разноцветные игрушки, которые крутятся над кроваткой, и погремушки.

Кроме этого, малыш в 3 месяца разглядывает с огромным интересом не только игрушки, а также свои ручки или элементы одежды. В этом возрасте дитя уже не очень крепко сжимает кулачки, потому что тонус мышц не настолько напряженный, как раньше. Часто он хватает ручкой окружающие вещи или касается их пальчиком. В этом возрасте развивается моторика рук и тактильные ощущения.

В три месяца у малыша эмоции приобретают социальный характер. Например, при виде маминого лица или игрушки, ребенок начинает улыбаться, а порой может появиться смех. Именно в этот период формируется основа эмоционального общения.

Справка
К трем месяцем необходимо научить малыша устанавливать связь между зрительной и слуховой, зрительной и кожной реакциями. Например: увидел-услышал, увидел-потрогал-услышал.

Трехмесячный ребенок хорошо опирается на ножки при поддержке его под мышки. Проверить это умение можете, повернув кроху к себе лицом и фиксируя его туловище обеими руками, стопами коснитесь плоской и твердой поверхности. Но ни в коем случае не используйте такое «умение» малыша, как физическое упражнение, ведь опорно-двигательная система еще не готова к такого рода нагрузкам.

В возрасте 3 месяцев дитя хорошо улавливает настроение взрослых, которые находятся около него. Если у родителей хорошее настроение, то и их чадо начинает улыбаться в ответ. А если мама и папа раздражены чем-то, то и поведение малыша будет беспокойным.

В конце третьего месяца в общении со взрослыми ребенок проявляет настолько ярко, что эти действия можно характеризовать как цепь положительных проявлений:

  • усиленно двигается;
  • осмысленно улыбается;
  • смотрит в глаза;
  • вокализирует.

Ранее эти проявления возникали отдельно, изолированно друг от друга. А с этого периода они объединяются в союз под названием - комплекс «оживления».

Справка
Психологи считают, что именно с трех месяцев благодаря комплексу «оживления» ребенок вступает на путь интенсивного общения с окружающим миром.

В три месяца этот комплекс «оживления» достигает наивысшего пика проявления и сохраняется первые полгода жизни малыша, затем переходит более совершенную форму, а именно мимику, речь, движение.

Какие же еще умения ребенка в 3 месяца?

Именно в этом возрасте происходит активная подготовка к речи – дитя начинает гулить, воспроизводя иногда звуки, которые похожи на слоги. Поэтому старайтесь играть с трехмесячным малышом в развивающие игры , озвучивая все действия.

Вводите дитя в мир различных звуков. Путь в течение дня он слышит телефонные и дверные звонки, звон посуды, звуки пылесоса, стиральной машины, телевизора, чайника и др. Познакомьте кроху с музыкой. Трехмесячным детям нравится ее слушать, особенно ритмичную. Подберите специальные произведения для малышей. Прекрасным вариантом также будет классическая музыка и звуки природы. Хлопайте в ладошки, танцуйте с ребенком под музыку, пойте песни. Такие игры способствуют развитию чувства ритма, слухового восприятия и мышления.

Итак, что должен уметь трехмесячный ребенок? В таком возрасте он должен обладать такими навыками:

  • провожать взглядом медленно движущийся предмет;
  • поворачивать головку в сторону звука;
  • уметь отличать различные звуки от разговорной речи;
  • когда его взять на руки, должен удерживать головку и корпус;
  • стоять на ножках при удерживании взрослым, при этом не поджимая пальчики;
  • приподнимать головку и туловище в положении на животе;
  • улыбаться и продолжительно смеяться;
  • внимательно слушать обращенную к нему речь и гулить в ответ.

Проверка «аттестата зрелости » трех месяцев

Чтобы вас не терзали смутные сомнения о неправильном развитии вашей крохи, предлагаем несколько тестов.

Тест №1

Уложите малыша на животик на расстоянии 40 см поместите крупную игрушку - погремушку. Покачивая ее, говорите с ребенком, при этом он должен видеть ваше лицо.
Ответная реакция малыша: в норме ребенок должен всматриваться в игрушку или ваше лицо, прислушиваясь к голосу, к звуку игрушки. При этом опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживая ее. Все это сопровождается осмысленной улыбкой.

Тест №2

Для проведения этого теста потребуется присутствия обоих родителей. Папочка берет малыша на руки, удерживая в вертикальном положении. В этот момент мамочка берет погремушку, слегка покачивая ее на расстоянии 40см, показывает малышу.
Ответная реакция малыша: на 1-3 минуты удерживает голову, вслушивается и сосредотачивает свой взгляд на маме или игрушке.

Тест №3

Возьмите ребенка на руки, удерживая под мышками лицом к себе, опускайте малыша ногами на твердую поверхность.
Ответная реакция малыша: должен выпрямлять согнутые ножки и упираться на всю ступню. Такое движение необходимо повторить насколько раз. Не упустите ребенка из рук! Сопровождайте свое действие ласковым разговором.

Тест №4

Уложите малыша на спину поочередно на расстоянии 40 см перемещайте в разные направления игрушки.
Ответная реакция малыша: должен поворачивать голову вслед вашим действиям, внимательно следить, может улыбаться.

Тест №5

Уложите ребенка на спинку напойте ему мелодию, звоните в колокольчик, погремушкой.
Ответная реакция малыша: на каждое слуховое воздействие малыш прислушивается, замирает, старается найти источник звука, поворачивая голову в сторону исходящего звука.

Тест №6

На расстоянии 40 см перед малышом, лежащим на спине, перемещайте игрушки среднего размера, в этот момент ребенок вас видеть не должен.
Ответная реакция малыша: сосредотачивает свой взгляд на игрушки, улыбается, подает голос, затем делает активные движения.

Тест №7

Над ребенком на тесьме натяните игрушки, в таком положении, чтобы малыш смог их ухватить. Привлеките его внимание к ним.
Ответная реакция малыша: наткнувшись на игрушки, раскидывает ручки, поднимает и наталкивается повторно. Разжимает пальчики, пытается притянуть игрушку к себе.

Тест №8

Склонившись к младенцу, произнесите четко гласные звуки или отдельные слова. На мгновенье прекратите общение.
Ответная реакция малыша: проявляется ответным гулением и попыткой повторить звуки. После того как вам ответил ребенок продолжайте диалог.

Тест №9

После сна, когда ваше чадо в хорошем настроении, начните с ним разговаривать, улыбаться.
Ответная реакция малыша: начинает всматриваться к вам, прислушивается к вашему голосу, замирает, радостно улыбается, старается ответить гуканьем, энергичными движением, что является доказательством общения ребенка с вами на своем языке.

Тест №10

Если вы будете находиться около своего чада, но займете позицию игнора, а именно не будете с ним разговаривать.
Ответная реакция малыша: всеми силами начнет привлекать внимание к себе, будет активно двигаться, агукать, улыбаться, кричать. Как только вы к нему подойдете, кроха замолкает и будет ждать общения, если диалога не случилось, он начнет требовать криком общения с вашей стороны.

Итоги

В заключении хочется отметить, что к трем месяцам малыш уже может многое, а именно:

  • рассматривает предметы;
  • поворачивает голову на звуки;
  • делает попытки дотянуться до игрушки и ухватить ее;
  • начинает издавать звуки;
  • реагирует на появление взрослых;
  • осмыслено улыбается;
  • появляется комплекс «оживления»;
  • появляется централизованные движения.

Таким образом, вашему ребенку очень интересен окружающий мир и он активно живет в нем, радуясь каждому мгновению. У него хоть и маленького человечка есть хорошее и плохое настроение, как и у нас взрослых, но он выражает это своими способами: плачем, криком.

Изначально своим криком малыш возвещал всему миру о своем появлении на свет, к трем месяцам этот навык приобретает более сложную выразительность, который имеет различные оттенки в зависимости от ситуаций: голод, грязный памперс, боль, одиночество, обида и т.д.

По характеру крик дифференцируется в возрасте трех месяцев: голодный, требовательный, недовольный, призывающий, ноющий и т.д. Тревожным знаком является отсутствие крика, такое проявление должно насторожить родителей, это может указывать на серьезные патологии, поэтому необходимо об этом сообщить вашему лечащему врачу.

Именно вы, дорогие родители, словно скульпторы, создаете будущее вашего малыша. Чем больше уделяется внимание ребенку, тем лучше происходит психологическое развитие крохи. Уход за младенцем включает не только кормление, смена подгузника и т.д., но и общение, которое развивает множество качеств у маленького чуда.

Питание 3-х месячного ребенка

К концу третьего месяца общий объем пищи становит 1 литр в сутки, и он остается таким практически до 1 года. Идеальная еда для Вашего крохи в этот период – грудное молоко. В нем содержатся все необходимые витамины и минералы, а также антитела, которые обеспечивают надежную защиту от инфекций. Нет необходимости дополнительно допаивать дитя водой, утолить жажду он может при помощи грудного молока. Делать это можно разве что в сильную жару, когда увеличивается потоотделение.

В трехмесячном возрасте малышу не нужна никакая другая пища, кроме материнского молока. Нет надобности вводить соки, пюре и другую пищу. Все потому, что органы пищеварения трехмесячного ребенка еще не достаточно зрелые, поэтому ему трудно справиться с перевариванием другой пищи.

Режим кормления ребенка в 3 месяца должен быть таким: частота кормлений – не меньше 6 раз в сутки, примерно через 3,5 часа, при необходимости она может быть увеличена. Многие современные мамы придерживаются принципа питания малыша за требованием. Но к этому нужно подходить грамотно – не давать малышу грудь очень часто, ведь если он начинает капризничать, это не говорит о том, что он хочет есть. Около груди кроха должен находиться 15-20 минут. У мам, которые пренебрегают этим правилом и удерживают дитя около груди более длительное время, возникает неприятное явление - трещины сосков .

Если у кормящей матери нет молока в нужном объеме (чаще всего это бывает при ее неправильном питании, недостаточном отдыхе или стрессовых ситуациях), необходимо позаботиться о рациональном питании крохи. Ведь именно от этого зависит его гармоничное развитие. Выходом из ситуации будет смешанное вскармливание – питание, при котором объем грудного молока должен быть не меньше половины суточного рациона, другую половину или е меньшую часть дополняют смесями, выбор которых обязательно зависит от возраста малыша. Необходимость в смешанном питании возникает также при недостаточной питательности грудного молока или вынужденном сокращении кормлений (например, болезнь женщины или выход ее на работу). При смешанном питании сначала предложите ребенку грудь, а только потом смесь. Если у женщины полностью пропадает молоко, ребенка переводят на искусственное питание молочной смесью.

Можно выделить несколько преимуществ искусственного вскармливания:

  • свобода маме – покормить дитя из бутылочки не сложно любому члену семьи;
  • можно легко контролировать объем пищи, которую съедает дитя, а это исключает возможности перекармливания;
  • возможность четкого режима кормлений.

Но, несмотря на все эти преимущества, даже наиболее качественные молочные смеси никогда не заменят грудное молоко. Поэтому переводите малыша на смешанное или искусственное питание только в крайней необходимости. Помните, что независимо от того, на каком кормлении находится малыш - грудном, смешанном или искусственном, оно обязательно должно быть рациональным.

Уход за трехмесячным ребенком

У трехмесячных малышей уже складывается свой режим дня. Каждой маме очень важно следить за систематичностью действий. Режим дня ребенка в 3 месяца обязательно должен включать такие моменты:

  • бодрствование (общение, игры);
  • кормление;
  • прогулка;
  • гигиенические процедуры и массаж.

Иногда случается, что они накладываются друг на друга. К примеру, часто совмещается дневной сон с прогулкой. У многих мам возникает вопрос: сколько должен бодрствовать ребенок в 3 месяца? В этом возрасте это 6-7 часов в сутки. Но каждый малыш индивидуален. Если время бодрствования немного увеличивается или уменьшается, а дитя при этом себя чувствует хорошо, не нужно волноваться. Когда малыш бодрствует, старайтесь как можно больше общаться с ним, играть, выполнять необходимые гигиенические процедуры, гимнастику и массаж.

А сколько должен спать ребенок в 3 месяца? В сутки это около 15-17 часов. Наиболее длительным является ночной сон (около 10 часов). Днем трехмесячный кроха спит 3-4 раза примерно около 2 часов.

Примерный режим дня ребенка в 3 месяца выглядит так:

Время Действие
6.00 Первое кормление
6.00-7.30 Бодрствование
7.30-9.30 Сон
9.30 Второе кормление
9.30-11.00 Бодрствование
11.00-13.00 Сон
13.00 Третье кормление
13.00-14.30 Бодрствование
14.30-16.30 Сон
16.30 Четвертое кормление
16.30-18.00 Бодрствование
18.00-19.30 Сон
19.30-20.30 Бодрствование
20.00 Пятое кормление
20.00-21.30 Бодорствование
21.30-23.30 Сон
23.30 Шестое кормление
23.30-6.00 Сон

Уход за малышом в 3 месяца ничем не отличается по сравнению с предыдущими месяцами. Утром обязательно нужно проводить туалет глаз, ушек и носика. Также крайне важны купание, массаж и гимнастика. Каждая мама может выбрать наиболее подходящее для своего малыша время для таких процедур. К примеру, одни детки больше любят купаться в дневное время, другие же – перед отходом ко сну. Главное, чтобы малыш был спокоен перед этим. Предварительно проводится массаж, который в этом возрасте включает поглаживающие и разминающие движения. Потом проводится короткая гимнастика, заключающаяся в сгибании ножек и ручек. Обязательно следите, чтобы малыш не уставал во время этих процедур.

Нужна ли пустышка трехмесячному ребенку? Или, лучше все-таки обойтись без нее? Именно пустышка удовлетворяет рефлекс сосания, который в этом возрасте развит настолько, что ему может не хватать бутылочки или груди. Именно сосание позволяет крохе успокоиться. Многие мамы переживают, что их чадо привыкнет к пустышке, поэтому вовсе не дают ее. Но в таком случае для сосания дитя будет искать другие источники – свой палец, одеяло или игрушку и отучить от этого потом его намного сложнее. Иногда, при длительном использовании пустышки у малыша возможно неправильное формирование прикуса, нарушение роста молочных зубов, из-за чего в дальнейшем могут возникать проблемы с речью. Но если ее использовать правильно, никакого вреда не будет.

Практически у каждой мамы, независимо от того, на искусственном или грудном вскармливании находится ребенок, есть детская бутылочка. Поэтому крайне важно знать, как правильно ее обрабатывать. Бутылку нужно регулярно мыть. Для этого может использоваться сода или соль. Дно и горлышко бутылочки нужно мыть очень тщательно специальной щеткой-ершиком, потому что там часто может оставаться пища. Бутылочку и соску после каждого применения обязательно нужно стерилизовать. Наиболее распространенным способом является кипячение. При этом бутылочка помещается в кипяток на 5–10 минут, а затем оборачивается чистым полотенцем. Обработанные бутылочки использовать нужно сразу же, потому что стерильность удерживается недолго.

Крайне важны для развития ребенка прогулки. Они позволяют познакомиться крохе с окружающим миром, являются частью закаливания, позволят обогатить кровь кислородом. Длительность их примерно 2-4 часа в день, в хорошую же погоду с малышом можно гулять до 6-7 часов. Одевайте ребенка, как себя, только больше на один слой одежды. Для того, чтобы узнать, не холодно ли малышу во время прогулки, попробуйте его носик: если он остается теплым – то все нормально.

Для прогулки понадобится коляска. Очень важно правильно выбрать детскую коляску ее, чтобы ребенку было безопасно и комфортно. Хорошая коляска должна иметь хорошие рессоры, позволяющие смягчить «подпрыгивание» на неровностях. В ней должно быть плоское дно для удобного лежания карапуза. Защитные накидки и капюшоны, а также достаточная глубина корзины защитят малыша от внешних воздействий (яркого света, порывов ветра и др.). Детская коляска обязательно должна обладать хорошей проходимостью. Также во время прогулки можно использовать кенгуру или слинг.

Какая же одежда нужна малышу в трехмесячном возрасте? Если до этого времени он рос в пеленках, обязательно смените их на ползунки. Если Вы будете продолжать пеленать дитя после 3 месяцев, это будет мешать развитию двигательной активности. Также понадобится несколько рубашек на кнопках или пуговицах, комбинезон или теплый конверт.

Если в комнате температура 21-22°С, не стоит надевать на ползунки шерстяные носки. Чрезмерное укутывание ребенка способствует тому, что от потеет и может легко простудится на сквозняках.

Уважаемые мамочки! Вот несколько советов, которые смогут Вам пригодиться:

  • Ребенка, которому исполнилось три месяца, должен обязательно осмотреть детский невропатолог, окулист и ортопед.
  • С целью профилактики рахита ребенку необходимо давать витамин Д (за исключением летних месяцев, когда этот витамин вырабатывается под влиянием солнечных лучей).
  • У многих мам возникает вопрос, какая температура должна быть у трехмесячного ребенка. В норме она составляет 37,0 до 37,4 градусов. Поэтому, если температура тела у малыша в 3 месяца выше 37 градусов, не стоит тревожиться, это вполне нормально.
  • Закаливайте своего кроху. Но при этом не забывайте о принципе постепенности и регулярности. После основного купания ополосните малыша водой, температура которой на 0,5-1 градус ниже.

В третий месяц жизни новорожденного развитие его происходит очень быстро. Вы отчетливо видите, как растет и развивается малыш, радуетесь его первым достижениям. Он уже осознанно контактирует с Вами, различает голос, мимику, приветствует агуканьем и веселой улыбкой, захватывает погремушки и пробует дотронуться до висящих игрушек. И это только начало. С каждым днем, с каждым месяцем он порадует Вас новыми достижениями. Ваша главная задача – обеспечить правильный уход в это время и способствовать познанию окружающего мира. Здоровья Вам и Вашему малышу!

Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!

Рост и вес ребенка 3 месяцев

К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 3 месяца:

Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;

Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;

Почти выпрямлять руки;

Узнавать близких людей и просто знакомых;

Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;

Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.

Развитие ребенка в 3 месяца

Игрушки для ребенка трех месяцев

Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.

Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.

Зрение ребенка 3 месяцев

С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.

Слух ребенка в 3 месяца

Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.

Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр

Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:

Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.

Сделайте ребенку комбинированную прививку от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.

Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.

Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет

Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?

Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.

Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.

Упражнения для детей трех месяцев

1. Ходьба

В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.

2. Разведение бедер

Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.

3. Ползание

Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.

Что делать, если:

- у ребенка появилась сыпь

В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.

Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.

Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.

Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.

- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках

Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.

Нравится

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

Среди педиатров бытует мнение, что 3-4 месяц жизни малыша является решающим в развитии. К этому возрасту ребеночек не выглядит так беспомощно, как при рождении, начинает проявлять любознательность и осознанность в поведении. Однако любящие мамы и папы, особенно родители первенца, часто слишком обеспокоены вопросом нормального развития ребенка. Для решения этой проблемы достаточно знать, что умеет делать трехмесячный ребенок.

Есть определенный набор стандартных качеств, типичных для крохи 3-х месяцев. На эти нормы стоит ориентироваться, оценивая степень развития ребенка. Каждый человек развивается, особенно в начале жизни, по индивидуальному плану, поэтому не стоит загонять своего новорожденного малыша в строгие рамки - возможны незначительные отклонения от общепринятых стандартов.

В развитии ребенка 3 месяца - своеобразный рубеж, поскольку малыш осваивает много новых навыков, становится не таким беспомощным. К этому времени в его арсенале уже есть некоторые умения

Малыш изучает окружающий мир

Основная задача молодых родителей – быть внимательными к поведению маленького члена семьи, замечать все изменения в настроении малыша. В 3-4 месяца ребенок уже обладает набором способностей, свидетельствующих о полноценном и гармоничном развитии (рекомендуем прочитать: ). Что же дети умеют в 3 месяца? Младенец уже начинает интересоваться практически всем, что его окружает, причем вне зависимости от своего пола:

  • Начинает проявлять активный интерес к окружаемую миру.
  • Появляется координация в некоторых движениях. Старается удерживать головку, когда лежит на животике, начинает приподнимать тело, упираясь на локотки и задерживаться в этом положении.
  • Уже умеет поворачивать голову в разные стороны.
  • Обращает внимание на интересующие его предметы, хорошо видит, ненадолго задерживает взгляд на них.

Ребенок знакомится с окружающими людьми

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • С вниманием смотрит и слушает людей, которые с ним разговаривают.
  • Узнает мамин и папин голос.
  • Реагирует на разные голосовые интонации.
  • Широко улыбается, когда видит родителей - в педиатрии эта особенность называется «социальная улыбка» (подробнее в статье: ).
  • Начинает манипулировать своим голосом. Внимательной маме не трудно различить смысл плача ребенка: что-то болит или он просто требует внимания.
  • Плач слышен меньше, чем в предыдущих месяцах. Ребенок плачет уже не больше 1 ч. в сутки.
  • Начинает много гулить. В 3 месяца - это основной способ общения с родителями, выражения эмоций и привлечения внимания.

Трехмесячный малыш явственно различает родителей и чужих, радостно улыбается близким людям. По интонации плача или гуления мама может примерно понять, что нужно малышу

Развивается хватательный рефлекс

  • В 3 месяца врожденный хватательный рефлекс теряется, сейчас хватательные движения становятся осознанными.
  • Ладони открываются, все реже сжимаются в кулачки. Может поймать и удерживать в ручках движущийся предмет.
  • Пытается попробовать на вкус все, что попадает к нему в руки.
  • Интересуется своим лицом, пытается потрогать глазки и нос, внимательно наблюдает за своими движениями рук.
  • Начинает управлять своим телом, поскольку к трем месяцам мышечный тонус заметно уменьшается.
  • Тянет ручки к родителям. Напрягает мышцы, имитируя подтягивание, когда его пытаются взять на руки.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине - так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки - вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько "требовательным", сколько "просящим": появляются паузы, как ожидание ответа. "Комплекс оживления" проявляется в полной мере - улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление - гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление - протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

Когда стоит беспокоиться?

Вне зависимости от ярких проявлений индивидуальности в 3,5-4 месяца малыш должен обладать определенными способностями (рекомендуем прочитать: ). Если к этому периоду у малыша нет большинства характерных возрастных навыков, родители должны проявить бдительность и обязательно показаться с ребенком врачу. Серьезным поводом для волнений могут быть такие факты:

  • грудничок до сих пор не держит голову, даже в течение нескольких минут;
  • не реагирует на громкий шум, не поворачивает голову на громкий голос;
  • не обращает внимания на яркие игрушки и не тянется к ним;
  • не следит взглядом за движущимся предметом;
  • не разглядывает свои руки, пальцы, не пытается пощупать лицо;
  • может долго, надрывно, бесцельно плакать.

Наличие подобных отклонений у ребенка – это обязательный повод обращения к педиатру либо к невропатологу. После соответствующих обследований и заключения врачей, родители обязаны приложить максимум усилий для того, что бы малыш догнал своих сверстников по психофизическим показателям. Лучшими друзьями ребенка в три месяца должны стать развивающие яркие погремушки, которые в игровой форме помогают малышу познавать окружающий мир и гармонично развиваться.


Интерес малыша к ярким заметным игрушкам - важный фактор, свидетельствующий о правильном гармоничном развитии

Мероприятия, корректирующие развитие

Внимательные и заботливые родители обязаны следить за темпами развития своего малыша, корректировать возможные отклонения. Устранять возникшие проблемы следует только под наблюдением врача после установления причин отклонений, следуя рекомендациям специалистов. Если ребенок до 4 месяцев не проявляет интереса к игрушкам, не узнает голос мамы и папы, не улыбается, равнодушен к окружающему миру, следует проводить ежедневные развивающие занятия с использованием новых ярких погремушек, игрушек и предметов:

  1. Совершенствованию зрения и способности к фокусировке взгляда помогут цветные погремушки. Приобретите несколько детских погремушек разного цвета. Медленно передвигайте их на уровне глаз малыша, чтобы у ребенка была возможность сфокусировать взгляд.
  2. Пользу музыкальных игрушек для грудничка переоценить сложно. Они способствуют развитию внимания и слуха. Хорошо, если есть возможность повесить музыкальную карусель над детским манежем. Малыш будет смотреть, слушать и пытаться схватить ее.
  3. Подбирайте игрушки с различной формой, размером, фактурой. Такое разнообразие параметров в руках малыша будет развивать мелкую моторику, которая имеет непосредственную связь с речью.
  4. Мотивируйте ребенка к движению, ползанию. Заинтересуйте его яркой игрушкой, чтобы у него возникло желание дотянуться до нее, при этом помогайте малышу, подставив под ножки свою ладонь, чтобы он мог упираться и отталкиваться. Так легко и быстро можно сформировать немаловажную способность к ползанию.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте, пойте и танцуйте вместе, чаще берите на руки кроху, больше обнимайте и целуйте. Эмоциональная связь с мамой – это залог гармоничного и полноценного развития.

Активное общение с родителями для трехмесячного малыша - залог правильного развития. Следует уделять ребенку как можно больше времени, привлекать его к разным видам активности

Заключение

Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.

Позади остались три месяца с того времени, как вы принесли кроху из роддома. И если первый тянулся, был полон тревог, то второй и третий пролетели незаметно, ведь малыш растет и становится все более интересным. Что же умеет делать ребенок в 3 месяца? Выделим его основные достижения.

Физические параметры

Каждый месяц, когда вы приходите на плановый осмотр в поликлинику, малышу обязательно измеряют рост и вес. Многие педиатры опираются на цифры, взятые из таблиц, и в большей степени это разумно, поскольку позволяет увидеть динамику развития в целом.

В норме к трем месяцам:

  • вес составляет от 4,5 до 6 кг (прибавка за месяц около 600-800 гр);
  • рост от 56 до 64 см (за месяц прибавка на 2-3 см).

Однако есть много факторов, способных повлиять на полученные результаты. К ним относятся рост и вес при рождении, генетические особенности, тип вскармливания. Так, было бы неправильно ориентироваться лишь на таблицы, составлявшиеся для искусственников, когда мама кормит грудью. При грудном вскармливании прибавка в весе может варьироваться от 500 гр до 2 кг за месяц. Если набор веса маленький, стоит проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию: возможно, нарушена техника прикладывания к груди или само кормление происходит не по требованию.

Важными критериями при несовпадении с табличным весом являются общее состояние младенца, его активность, интерес к окружающему миру, а также тот факт, что ребенок ест с аппетитом, хорошо писает (не меньше 12 раз за сутки) и какает (около 6 раз). Если все это наблюдается, не стоит переживать по поводу цифр на весах.

Сон

Дети в этом возрасте начинают понимать, что такое режим, и в то же время спят еще достаточно долго: около 10 часов ночью и приблизительно 7 часов днем, распределенные на 3-4 интервала.

Всего ребенок должен спать 17 часов в сутки. Дневной сон так же важен, как и ночной.

Сон малыша все еще занимает большую часть времени

Купание и прогулки

Малыш должен находиться на улице настолько часто, насколько это возможно. Свежий воздух является прекрасной профилактикой респираторных заболеваний, приносит пользу сердечно-сосудистой системе. Периодически берите во время прогулки ребенка на руки, предоставив тем самым ему максимальный обзор.

Купание все больше нравится крохе, особенно если в воде появились яркие игрушки. Требования к процедуре остаются прежними: купать можно в любое время дня, но лучше перед вечерним кормлением. В завершение рекомендуется ополоснуть ребенка водой на 1 градус ниже той, в которой купались.

Перемены в физиологии

К этому времени головка стала более пропорциональна по отношению к туловищу. Продолжается интенсивный рост, и за этот месяц кроха вытянется еще на 2-3 см.
В пищеварительной системе тоже произошли изменения. Желудок увеличился в 2 раза, что объясняет увеличение порций потребляемой еды и лактационные кризы в это время. Продолжайте и дальше кормить малыша только грудным молочком, прикладывая к груди почаще, и через неделю режим кормления вернется в нормальное русло. Питание кормящей матери по-прежнему должно быть сбалансировано.

В случае, если 3-й месяц жизни попал не на летний период, когда есть возможность получать солнечные ванны естественным путем, педиатр может прописать прием витамина D в каплях для профилактики рахита. Не пренебрегайте этой рекомендацией.

Координация движений становится более совершенной: малыш осознанно берет игрушки в руки, рассматривая их, изучает с помощью рук свое лицо, переворачивается. Все так же важно делать с крохой гимнастику и зарядку.

Рефлексы

Некоторые рефлексы сохраняются только на протяжении трех месяцев со дня рождения, другие сопровождают ребенка всю его жизнь. По времени появления и исчезновения временных рефлексов можно определить, не отстает ли младенец в развитии. В это время наблюдаются следующие из них:

  1. Хоботковый рефлекс . Малыш вытягивает губки в форме хоботка, если пальцами как бы постучать по губам.
  2. Сосательный рефлекс . Кроха активно сосет соску.
  3. Хватательный рефлекс . Вложите в ладошку малютки свой палец - он крепко схватится за него. Похожая картина, но с меньшей силой, наблюдается при нажатии на подошву между вторым и третьим пальцем - стопа сжимается. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
  4. Поисковый рефлекс . Поглаживая уголки губ, вы увидите, как малыш поворачивает голову в ответ на раздражение и открывает рот. Этот рефлекс очень выражен, когда кроха хочет есть.
  5. Рефлекс объятия Моро . Суть его в том, что при похлопывании по столу или по бедру, а также при неожиданном шуме, малыш отводит руки в стороны и разгибает пальцы, после чего они возвращаются «на место». Со стороны кажется, будто ребенок пытается обнять.
  6. Рефлекс опоры . Удержание крохи за подмышки приводит к тому, что он сгибает ножки во всех суставах. Но как только подошва ног соприкасается с твердой поверхностью, он начинает упираться полной стопой и делает движения, похожие на ходьбу.
  7. Рефлекс ползания Бауэра . Ребенок лежит на животе, к подошвам ног приставляются ладошки. Как только он почувствует опору, то постарается оттолкнуться и проползти.


Рефлексы играют важную роль в оценке развития ребенка

Основные навыки

Можно сказать, что развитие ребенка в 3 месяца достигает определенной вехи, когда подводятся первые итоги его собственных успехов. Младенец становится все более активным. Умения ребенка проявляются следующим образом:

  1. Малыш уверенно держит голову , поднимает ее с позиции лежа на животе, ворочает ей по сторонам. При этом он опирается на предплечья, ладони чаще раскрыты, чем собраны в кулачки.
  2. Перекатывается с живота на спину или бочок . Если вы наблюдаете, что ребенок производит подобную попытку, помогите ему. Покажите погремушку в пределах его поля зрения, но немного в стороне. Кроха сначала повернет на звук голову, затем плечи и туловище.
  3. Смех и улыбки теперь будут радовать вас все чаще. Впервые малыш может заразительно рассмеяться именно в три месяца, например, от того, что папа громко чихнул. Кроха очень любит поговорить, конечно, пока на своем языке, но гуления младенцев услаждают слух не только родителей, но и практически всех окружающих его людей.
  4. Не выносит долгого одиночества . А как иначе! Ведь ребенок начинает осознавать, что такое социум, с вниманием прислушивается к взрослому разговору. Поэтому, если мамы какое-то время рядом нет, он уверенно заявит о своем недовольстве.
  5. Слух уже хорошо развит, поэтому, если близкий человек подходит сзади и заговаривает, кроха повернет голову в его сторону и сможет найти его взглядом. Ребенок в 3 месяца способен различать голосовые интонации и соответственно реагировать: на ласковую речь - улыбкой и оживлением, на упрек в голосе - настороженностью и плачем.
  6. Захватывает игрушки руками . У малыша в три месяца уже сформировано бинокулярное зрение, позволяющее давать правильную оценку расстоянию, на котором находится предмет. Поэтому малыш с удовольствием бьет ручонками по подвешенным игрушкам, захватывает крупные яркие предметы.
  7. Ручки во рту - обычная картина. Поскольку гипертонус мышц, сковывающий движения ладошек, позади, руки становятся одним из первых предметов для исследования через рот.


Яркие игрушки очень привлекательны

Игры и гимнастика

Занятия на фитболе. Уложите кроху животом на мяч, одной рукой придерживая спинку, другой - захватывая бедро. Покатайте его вперед-назад, влево-вправо, при этом проговаривая все свои действия.

Упражнение, стимулирующее перевороты. Кроха лежит на спине, приподнимите его правую ногу за голень и поведите влево, будто перекидываете ее. Это для него самый сложный момент в перевороте. Стоит также выполнять основной комплекс упражнений, рекомендуемый педиатрами для этого возраста.

Игрушки, разные по размеру и осязанию. Давайте подержать крохе игрушки разных геометрических форм, фигурки животных, гладкие и рельефные предметы. Это будет стимулировать пальчиковое развитие.


Гимнастикой стоит заниматься с самого рождения

Пальчиковая гимнастика. Массаж ладошек и пальцев должен проходить в форме игры с потешками и стишками. Подойдет «сорока-ворона» или «у девочек и мальчиков есть на руке 5 пальчиков».

Ку-ку, мой зайчик. Да, дети очень любят играть в игры, где родители закрывают лицо руками, а затем кукукают. Главное, не скупиться на положительные эмоции. Поиграть в прятки можно, закрыв лицо платком и спрашивая: «Где мама?»

Кто как говорит. Крохе будет очень интересно слушать, как мычит корова, лает собака или поет петушок в вашем исполнении, поэтому разнообразьте занятия с малышом подобными звуками.

В занятиях с ребенком очень важно поддерживать зрительный контакт и объяснять все свои действия словами. Почаще пойте песенки, говорите короткие фразы в рифму. Общение существенно влияет на поведение ребенка, поэтому независимо от того, прогуливаетесь ли вы по парку во время бодрствования малыша или меняете подгузник, говорите с ним как можно чаще.

С каждым днем навыки ребенка приобретают все более осмысленный характер. И это большое счастье наблюдать, как маленький человечек день за днем исследует себя и окружающий мир, учится чему-то новому.