Духовная деятельность

Культура – мир ценностей, выражающих предельные основания человеческого бытия. Отношение человека к миру определяется смыслами, соотносящими явления, идеи, предметы в жизни человека, и выражается в деятельности по преобразованию внешнего пространства бытия и внутреннего мира человека. Культура является универсальным способом творческой самореализации человека, обеспечивающим познание мира, его осмысление, объяснение и отражение в различных формах. Процесс познания осуществляется в многообразии видов деятельности – материальной, духовной, социальной – и направлен на удовлетворение определенных потребностей человека. В широком смысле под культурой понимают процессы и результаты преобразовательной деятельности человека. Поэтому, в теоретическом плане, в структуре культуры выделяют материальную, социальную и духовную сферы.

Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, включающая в себя познавательную, нравственную, художественную, религиозную культуру. Духовность –характеристика культуры, выводящая человека за пределы чисто утилитарных потребностей, пользы, расчета; основывается на внутренней свободе личности; выражается в системе ценностей, в поведении, в стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому созиданию.

Духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах: истина (наука), добро (мораль, религия) и красота (искусство). Рассмотрим важнейшие формы духовной культуры – мифологию и искусство.

Мифология

Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях разных народов содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять окружающий мир. Греческое слово mythos буквально означает «сказание», «предание». Мифы существовали у всех народов мира. Но мифология как совокупность мифов, созданных каким – либо народом, это не просто сказки о богах и героях. Мифология – это первый тип мировоззрения, универсальная форма общественного сознания, первая попытка человека объяснить мир. Человек испытывал потребность в познании и постижении окружающего мира и самого себя, поэтому в мифах повествовалось о начале мира, его устройстве, происхождении богов, героев, животных, человека.

Мифология – исторически первая форма духовной культуры, возникшая еще на стадии первобытнообщинного строя. В мифе зарождаются и «созревают» все последующие формы духовной деятельности: искусство, философия, нравственность, религия, наука. Этот этап характеризуется синкретичностью, т. е. слитностью, нерасчлененностью, присущей ранним стадиям существования каких – либо явлений и процессов.

Мифологическое сознание – это особая форма человеческого мышления, конкретно – чувственного, эмоционального восприятия мира. Оно целостно, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, фантазия отождествляется с реальностью. Древний человек не отделял себя от природы, переносил на неё свои представления о мире, вследствие чего природа мыслилась одушевленной, т. е. была субъектом, и события в ней уподоблялись человеческим отношениям. Эта особенность мифологического сознания называется антропоморфизм (уподобление человеку).

Мифологический способ объяснения мира имеет специфический образный характер. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено, ему чужды рациональные доводы, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Миф – это представление, которое разделяют люди определенного круга и безоговорочно верят в него. Для человека, создающего миф, – это не выдумка, а реальность, данность. Другими словами, миф – это вымысел, принимаемый за правду. Это выражение определенного отношения к реальному миру через непосредственный опыт и в то же время – непреднамеренная кристаллизация универсального опыта человечества. К мифу неприложимы современные представления о времени, пространстве, причинно-следственных связях.

Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами, которыми пользуется логическое мышление как доказательствами, поскольку и «само мифологическое мышление не чувствительно ни к противоречию, ни к фактам» (Л. Леви–Брюль). Поэтому миф может заменить только другой миф.

В культуре первобытного общества мифологическое сознание проявлялось в древнейших верованиях людей – анимизме, фетишизме, тотемизме и магии.

Анимизм – вера в существование души у животных и растений, стихий и обычных вещей.

Тотемизм – вера в происхождение от общего первопредка – животного или растения – и поклонение ему.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов, поклонение вещам.

Магия – вера в возможность контакта с потусторонними миром через систему обрядов и заклинаний.

Сюжеты мифов и их историческое происхождение позволяют дать следующую классификацию:

Мифы тотемические (о происхождении животных).

Космогонические мифы (о происхождении мира, вселенной).

Солярные, лунарные, астральные мифы (о происхождении солнца, луны, небесных светил).



Антропогонические мифы (о происхождении человека).

Теогонические мифы (о происхождении богов).

Эсхатологические мифы (пророчества о конце света).

Мифы о происхождении культурных благ (огня, ремесел, земледелии и т. п.).

Мифы о культурных героях (Геракле, Тесее и др).

Календарные мифы (отражали цикличность природных явлений, смену времен года).

Функции мифа:

Объясняет мир: природу, человека, общество;

Является фактором социализации;

Способствует психологической консолидации и является важным механизмом организации внутреннего единства людей;

Регулирует отношения;

Выдвигает нормы и дает модель поведения;

Предписывает действия в обрядах и культах;

Обосновывает общественное устройство;

Является каналом, передающим накопленный опыт, знания, ценности.

Мифология находится у истоков формирования каждой культуры, в мифах отражаются представления, надежды людей, их психология.

Огромное значение имеет мифология для дальнейшего становления каждой культуры. Так, например, античная мифология оказала большое влияние на развитие западноевропейского и отечественного искусства, в частности, живописи, скульптуры, литературы, музыки, поэзии, театра. Приведем здесь таблицы богов античной и славянской мифологии.

Боги греко – римского пантеона

Греческое имя Римское имя Функция бога
Крон Сатурн Бог времени
Зевс Юпитер Царь богов, грома и молнии
Аид Плутон Бог подземного мира
Посейдон Нептун Бог морей, подводного мира
Гера Юнона Царица богов
Арес Марс Бог войны
Аполлон Феб Бог солнца, искусств
Артемида Диана Богиня луны, охоты
Гермес Меркурий Бог торговли, вестник богов
Гефест Вулкан Бог огня, кузнечного искусства
Афина Минерва Богиня мудрости, воительница
Афродита Венера Богиня любви и красоты
Дионис Вакх Бог виноградарства, виноделия
Деметра Церера Плодородия
Гестия Веста Домашнего очага
Асклепий Эскулап Бог врачевания
Эрот Амур, Купидон Бог любви
Фемида Юстиция Богиня правосудия
Тюхе Фортуна Богиня удачи, счастья, случая
Ника Виктория Богиня победы

Славянская мифология

Ярило – бог солнца;

Перун – бог грома и молний, покровитель воинов;

Велес – покровитель животных, скотоводства, позднее – торговли;

Макошь (Мокошь) – богиня женского начала, плодородия;

Лада – богиня любви, домашнего очага;

Марра и Мор – бог смерти и болезни;

Стрибог – бог ветра;

Сварог – бог огня, покровитель ремесел;

Даждьбог – солнечный бог;

Хорс – бог врачевания

Создание мифов было первым шагом человека к познанию самого себя, к творчеству. Благодаря мифу мир обретал исходный порядок и становился доступным объяснению.

Контрольные вопросы по теме

1.Миф как тип мировоззрения, мифологическая картина мира.

2. Охарактеризуйте особенности мифологического сознания.

3. Классификация мифов.

4. Чем, на ваш взгляд, объясняется общность мифологических сюжетов в разных культурах?

5. Раскройте функции мифа, значение мифологии в истории культуры.

Темы докладов

1. Миф как целостная символическая и сакральная реальность.

2. Миф и ритуал.

3. Миф «вечного возвращения» в трактовке М. Элиаде.

4. Миф в современной культуре (политика, наука, реклама, шоу-бизнес).

Литература

Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.

Барт Р. Мифология. М., 1996.

Бабахо В. А., Левикова С. И. Культурология / Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.

Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995.

Горелов А. А. Культурология. М., 2002.

Гуревич П. С. Культурология. М., 2004.

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2001.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию культуры // Философские науки. 1991. – №7.

Культурология. Хрестоматия /Авт. – сост. А. В. Дроздова. Екатеринбург, 2009.

Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. М., 1980.

Леви – Строс К . Структура мифа. / К. Леви – Строс. Структурная антропология. М., 2001.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.

Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тундыков Ю. Н. Введение в культурологию. Екатеринбург. 1999.

Франк С. Л. Духовные основы общества. Л., 1991.

Хрестоматия по культурологии. Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели – СПб., 1999.

Элиаде М . Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М . Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.


Искусство

Искусство является одной из форм отражения мира, своего времени, самосознанием культуры. Как вид художественной деятельности оно вбирает в себя всю целостность духовной культуры, все ее виды: мифологию, религию, философию, мораль. В искусстве, как в зеркале, отражается эпоха в единстве духовных, материальных, социальных, политических, национальных, исторических характеристик жизни общества.

В чем выражается сущность искусства? Искусство всецело связано с удовлетворением высших – эстетических потребностей, в которых выражается родовая сущность человека. Эстетическое – духовно-ценностное, чувственно-эмоциональное, отношение человека к миру. Эстетическое отношение имеет объективно-субъективный характер, соединяя богатство свойств предметного мира и индивидуальных качеств сознания человека. Это отношение характеризуется универсальностью и всеохватностью, т.е. затрагивает все стороны человеческой психики (чувственную, сознательную, интуитивную, бессознательную); оно присутствует во всех сферах окружающего мира (природе, обществе, технике, взаимоотношениях между людьми, искусстве). Неотъемлемое свойство эстетического – неутилитарность, отношение к объекту как к самоценному, а не с точки зрения его пользы. И. Кант определял это как «незаинтересованное любование», «целесообразность без цели», т.е. без конечной практической, утилитарной цели. Существуют следующие основные разновидности эстетического отношения: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.

Художественная деятельность присуща только человеку как виду. Именно через искусство человек познает мир и выражает отношение к нему, создает так называемую «художественную реальность». Художественная деятельность включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные произведения), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства.

В основе художественной деятельности лежат процессы опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание – это творчество художника по воплощению внутреннего мира, своих чувств, мыслей, переживаний, в предметную форму (картину, роман, фильм). Распредмечивание – это процесс присвоения внутреннего мира другого человека (чтение книги, слушанье музыки и т. п.). Оба эти процесса творческие, в них субъектами являются и авторы, и исполнители, и зрители, и слушатели, и читатели.

Творчество – характеристика деятельности, отражающая способность человека к созиданию нового (изобретений, открытий, произведений искусства), т.е. выход за пределы достигнутого; это форма самореализации, способ измерения культурного потенциала личности. Побудительные мотивы творчества: стремление к обретению духовной свободы, потребность в реализации своих возможностей. Особенности художественного творчества раскрывает Аристотель в сочинении «Поэтика». Он сравнивает деятельность ученого и художника на примере историка и поэта. Историка, пишет Аристотель, интересует вопрос – что ? – т. е. произошедший факт. Поэта интересует вопрос – как это произошло или могло произойти? Для искусства важны не столько сами факты, события, а их духовный смысл, отношение, оценка. Науку интересует опыт фактов, искусство – опыт отношений.

Искусство – это специализированная деятельность по универсальному духовно – ценностному освоению мира в форме художественных образов, синтез всех измерений духовной культуры. Искусство – особая форма мироотношения, выражающаяся в познании мира, его отражении, понимании, оценке и связанная со способностью к эстетическому восприятию и воспроизведению мира.

«Единица», первоклеточка искусства – художественный образ. Художественный образ – есть чувственное воссоздание жизни, преломленное через субъективное авторское сознание. Особенности художественного образа, его структура: единство предметного и ценностного, смыслового; эмоционального и рационального; условного и безусловного; объективного и субъективного; всеобщего и индивидуального, национального и общечеловеческого, многозначность. Средством передачи художественного образа является язык искусства – система художественных приемов и средств выразительности, которыми каждый из видов искусств решает свои задачи: моделирует и передает отношение к миру, оценку бытия, раскрывает смыслы явлений. Любое произведение искусства – это художественный текст, представляющий собой сложную совокупность символов, метафор, аллегорий, сравнений.

Искусство – способ познания, освоения, осознания мира, «не требующий признания его за действительность» (Л. Фейербах). Явления действительности, перенесенные в сферу искусства, обнаруживают новый смысл. Это условность искусства, мы принимаем ее, как «правила игры». Французский поэт Н. Буало в трактате « Поэтическое искусство» писал:

И то, что в жизни нам покажется ужасным

Под кистью мастера становится прекрасным.

Реальность и художественная реальность не совпадают, они изначально нетождственны. Художественная реальность – это интерпретация реальности, ее перевоссоздание, переосмысление, трансформация, моделирование, намеренное усиление каких-либо ее сторон. Подчеркивая своеобразие художественной реальности, Аристотель в своих трудах о природе искусства ставит проблему правды и правдоподобия. Правдоподобие – результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – нечто, стоящее выше правдоподобия, она выражает художественный смысл. Простое копирование жизни не является сущностью искусства, его задача состоит не в этом. Художественный образ часто бывает более реалистичным, чем сама натура. Папа Римский Иннокентий Х, увидев свой портрет кисти Веласкеса, в потрясении сказал: «Слишком похоже!». Это говорит о том, что художник смог не просто отразить внешнее сходство, но проник в суть, во внутренний мир человека – в этом есть сущность искусства.

Итак, искусство не копирует действительность, а создает «вторую реальность». Гегель писал, что истоки художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению себя в формах внешнего мира. Так зачем человек удваивает мир, создает «вторую реальность»?

Каждый человек в своем жизненном опыте, в отличие от опыта человечества, не может претендовать на универсальность. Его опыт ограничен местом, временем, условиями жизни и т. п. Искусство способно «компенсировать» то, что не состоялось в жизни, оно предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов.

Потребность человека в искусстве объясняется следующими причинами:

Стремлением человека к духовной свободе, искусство – единственная сфера жизни, где человек эту свободу обретает;

Стремлением компенсировать то, что недоступно в реальной жизни;

Стремлением реализовать свои возможности, выразить и понять себя; искусство – это самопостижение;

Желанием преодолеть конфликт между реальной действительностью и своим представлением о мире;

В искусстве можно выдать желаемое за действительное, создать модель идеального мира;

Искусство может реально преобразовать действительность, художник всегда стремится приблизить мир к совершенству;

Искусство доставляет удовольствие, наслаждение, оно развлекает;

Искусство воспитывает чувства, дает «пищу» для ума;

В искусстве мы познаем законы бытия человека;

Искусство обличает уродливые стороны действительности;

Искусство является средством связи между людьми, это особый язык;

Удвоение реальности в искусстве дает возможность сохранить и передать по наследству ценности, опыт, знания; искусство позволяет человечеству возрождаться с каждым новым поколением.

По сути, мы ответили на вопрос – зачем человеку искусство и какую оно играет роль в культуре. Поэтому функции искусства мы только перечислим, оставив их здесь без комментария.

Социокультурные функции искусства

· Аксиологическая (духовно – ценностного освоения мира)

· Гносеологическая (познавательная)

· Коммуникативная (общения, взаимодействия)

· Креативная (творческая)

· Гедонистическая (наслаждения, удовольствия)

· Социализирующая (приобщения к социуму)

· Рекреативная (развлекательная)

· Суггестивная (внушения)

· Аккумулятивная (накопительная)

· Компенсаторная (уравновешивания, восполнения)

· Консолидирующая (объединяющая)

Существует многообразие видов и жанров искусств, а так же форм их существования. Приведем традиционную схему классификации видов искусств.

Классификация видов искусств

Пространственные (статические) Временные (динамические)

Архитектура Музыка

Живопись Литература

Скульптура Танец

Декоративно-прикладное искусство

Пространственно-временные (синтетические)

Театр (драма, опера, балет)

Таким образом, смысл искусства состоит в том, что оно способно влиять на сознание человека, его чувства, убеждения, изменять человека и, тем самым, гармонизировать его существование в мире.

Тексты для семинарских занятий:

Элиаде М. Опыт определения понятия «миф»

Леви- Стросс К. Структура мифа

Аристотель Поэтика

Соловьёв В.С. Общий смысл искусства

Контрольные вопросы

7. Дайте определение понятию искусство. В чем сущность и смысл?

8. Прокомментируйте основные функции искусства.

10. Что такое художественный образ?

11. Раскройте понятие творчества.

12. В чем проявляется своеобразие языков искусства?

Темы докладов

6. Генезис искусства.

7. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги – Гассета.

8. Влияние культуры на формирование личности.

9. Искусство и религия.

10. Символ в искусстве.

11. Мифологические образы в искусстве.

Литература

Большаков В . П . Культура как форма человечности. Новгород, 2000.

Горелов А. А . Культурология. Учебное пособие. М., 2006.

Гуревич П. С. Культурология. М., 1999.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Коняхина И. В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург, 1998.

Кравченко А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М., 2001.

Культурология. XX век. Антология. М., 1994.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997

Культурология.Хрестоматия /Авт.- сост. А. В. Дроздова. –Екатеринбург, 2009.

Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2001.

Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997.

Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.

Свасьян К. Человек как творец и творение культуры / К. Свасьян // Вопросы философии. – М., 1987. № 6.

Соловьев В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

Хрестоматия по культурологии . Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб., 1999.

Один из распространенных соблазнов для всякого размышляющего над историей и типологией культур и цивилизаций - считать:" Это мне неизвестно, значит, этого невозможно" Ю. Лотман

— его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира , «одомашнивании» . Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  • Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  • Техническая культура - это конкретные навыки, умения, . Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, .

  • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное . На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли , и в некоторой степени — .
  • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества .

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещьначальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры . Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

  • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
  • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
  • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
  • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

К основным формам духовной культуры относятся следующие понятия:

  • Миф – это не только первая исторически форма культуры, но также и показатель духовной жизни человека, причем сохраняющийся даже и тогда, когда он (миф) утрачивает свое господство. Сущность мифа заключается в том, что он представляет собой бессознательное смысловое родство человека с силами непосредственного бытия – природы или общества. При выступлении мифа в виде единственной формы культуры, то для человека все одушевляется, природа становится грозным миром, появляются родственные человеку мифические существа – это демоны и боги.
  • Религия – выражает потребности человека, людей ощущать свою причастность к основам бытия. Только теперь человек ищет свои основания не непосредственно в природной жизни. Боги религий обитают в области потустороннего мира (трансцендентного). В религии обожествляется, в отличие от мифов, не природа, но сверхприродные силы человека, и конечно в первую очередь – дух свободный и творческий. Так как божество помещается в другой потусторонний мир и воспринимается человеком как сверхъестественный абсолют, то религия освобождает человека от мифологической зависимости. То есть от природы, зависимости от стихийных и сил страсти. Религия побуждает человека к поискам первоначальности в духовной, религиозной области.
  • Нравственность появляется тогда, когда миф уходит в прошлое. Где поведение человека внутренне сливалось с природой, коллектива и другого на бессознательном уровне. Теперь человеку необходим самоконтроль. Первые регулятивы нравственности – это стыд, долг, честь, совесть. Нравственность проявляется как способность человека к самоограничению, самоконтролю, самооценке своих действий.
  • Искусство удовлетворяет людей в образно символическом выражение, а также воспроизведении значимых этапов в жизни. Оно создает как бы вторую реальность – выраженную специальными образно-символическими средствами.
  • Философия («любовь к мудрости») – служит для выражения мудрости, она при обращении к смысловым основам бытия видит материальные вещи, да и весь мир в их человеческом измерении.
  • Наука – изучает мир, строит модели, служит для познания мира, его законов. Это используется в дальнейшем для улучшения жизни человека и общества в целом.
  • Идеология , также является одной из форм духовной культуры. Она представляет собой систему взглядов, убеждения, ценности и установки, с помощью которых формируются отношения людей к реальному миру, к социальным проблемам и конфликтам. Она содержит цели общественной (социальной) деятельности, которая направлена на стабилизацию или изменение общественных отношений.

Таким образом, формы духовной культуры многообразны и имеют большое значение при формировании духовно развитой личности, для развития как индивидуума в виде человека, так и общества в целом.

Характеризуя всеобщие формы духовной культуры, можно назвать в их числе прежде всего:

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение духовной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, религия освобождала человека от мифологической слитности с природой, внутренней его зависимости от стихийных сил и страстей. Призывает его к поиску первоначала в духовной, религиозной сфере.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью природы, коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь, совесть. Нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Нравственность смотрится как способность человека к самоограничению, самоконтролю, самооценке действий.

Искусство есть удовлетворение потребности человека в образно символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критического осмысления и рационального доказательства. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом измерении.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Культура включает в себя также идеологию.

Идеология – это система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений (консерватизм, либерализм, социализм, национализм, гуманизм).

Определяя сущность идеологии и ее место в культуре, можно выделить следующие ее характеристики:

Дает целостную картину мира, уделяя особое внимание месту в нем человека;

Интегрирует знания, выработанные предшествующим опытом;

Выступает стимулятором и интегратором человеческого поведения;

Организует общественную жизнь и побуждает индивидов действовать;

Ей принадлежит ключевая роль в преобразовании и развитии общества.

Идеология имеет следующие функции:

Познавательную – создание модели социального мира и места в нем человека;

Аксиологическую – оценка различных ценностей и норм поведения;

Программно-целевую – выработка целей общественного развития и способов их достижения;

Футурологическую – предсказание путей развития общества в будущем;

Интегрирующую – формирование целостной социокультурной практики общества;

Защитную – борьба с влиянием других идеологий;

Социально-организующую – определение принципов социальной организации и управления.

Духовный мир. Материальный мир

Как вы считаете, чего больше всего не хватает со­временному человеку (в его подавляющей массе): мате­риальных благ, пищи, технических средств, знаний? Нет, ему в первую очередь не хватает Любви. Даже само это Мировое понятие люди сумели извратить, обычно заменяя Высшее Духовное состояние понятием простого физио­логического акта, свойственного всему животному миру и единственным назначением которого является продол­жение рода. Эта «любовь» на физическом плане...

"ДУХОВНАЯ МИССИЯ РОССИИ"

Интервью с Т.Н. Микушиной - философ, общественный деятель, основоположник нового философско-этического Учения

Вопрос: Есть много пророчеств по поводу миссии России. В разные времена пророки разных национальностей, разных верований и взглядов – все они в один голос говорили о высоком предназначении нашей страны. В чём, по-Вашему, миссия России?

Ответ: Если верить в то, что существует Высший Закон, или Высший Разум, или Бог (можно по-разному называть), то...

Духовное развитие подобно развитию ребенка в нашем мире. Ребенок не понимает, как растет, - и мы не понимаем, как происходит наше духовное развитие. Мы только знаем по опыту, что он должен все разбивать, ошибаться, падать, плакать, переболеть детскими болезнями, - без этого он не вырастет, это реальный и естественный процесс.

То же самое - в духовном развитии. Нет места мистике.

Появившись на свет, ребенок ничего не понимает и мало что чувствует, его действия и движения происходят на...

Каждый человек имеет биополе, которое защищает его от негативного воздействия извне. Порой эта защита ослабевает, что негативно сказывается на физическом и моральном состоянии. Причиной ослабления биополя могут служить многие факторы, приводящие к заболеваниям.

Причин духовных и энергетический заболеваний масса. Практики и эзотерики отмечают, что они могут возникнуть из-за неправильного поведения и поступков, негативно влияющих на карму. Так или иначе, любое действие, приводящее к ослаблению...

Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи впервые призвал свой народ готовиться к войне и концу света.

В недавнем послании иранцам Хаменеи призвал свою паству ждать прихода 12-го, «скрытого» имама Махди, который должен прийти во время Последнего суда для спасения мира и установления исламского мирового порядка.

«Вопрос об имаме Махди представляет наибольшую важность, и о его пришествии четко сказано в учении нашей священной религии», – сказал Хаменеи.

Духовный лидер отметил, что долг...

ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС В ЕВРОПЕ

На протяжении многих столетий слово "Европа" было созвучно словам "культура", "философия", "прогресс". Когда-то казалось, что пройдет еще немного времени, - и лучшие умы Европы выведут формулу человеческого счастья.

Сегодня о счастье в Европе почти не говорят, а говорят больше об удобстве, комфорте, безопасности, а в последнее время и о выживании в условиях скопления на относительно небольшой территории огромного разнообразия интересов, религий, менталитетов...

Духовная составляющая закона.

Очень важно понять, что человек духовен, и именно духовная составляющая личности человека отличает его от животного. Поэтому и закон состоит из двух составляющих из ДУХА ЗАКОНА И ЕГО БУКВЫ. Эту важную особенность не учитывали в судопроизводстве при советской власти вследствие господства материалистического мировоззрения.

И если буква закона, это буквальное исполнение каждого слова в кодексе, то ДУХ закона это желание установить СПРАВЕДЛИВОСТЬ! Понять это...

Духовный лидер коптских христиан папа Шенуда III в своем телевизионном интервью выразил сожаление и принес извинения мусульманам Египта по поводу неудачных заявлений коптского епископа Бишоя, которые вызвали недовольство приверженцев ислама.

Епископ Бишой в одном из своих выступлений отметил, что в Коран уже после кончины Мохаммеда были вставлены несколько стихов, «оспаривающих Божественную природу Иисуса Христа».

Согласно исламской традиции, все имеющиеся стихи в нынешнем тексте Корана...