«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста». Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста Воспитание осанки у детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста »

Введение.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами .

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

1. Актуальность проблемы, значение правильной осанки в

жизни ребёнка.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Тем не менее, многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.

Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Таким образом, проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Объект исследования : процесс формирования навыка правильной осанки.

Предмет исследования : система коррекционных упражнений по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель : изучить процесс формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Задачи :

1) Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.

2) Обследование детей подготовительной к школе группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.

3) Определение системы физических упражнений для коррекции неправильной осанки, опробация их на базе подготовительной к школе группы ДО.

1.1 Развитие представлений о строении собственного тела .

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напря-жения.. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений.

Как же определить осанку ребенка дошкольного возраста? Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки, симметричны ли надплечья.

А можно сделать так: сантиметровой лентой измерьте расстояние от 7 шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток (ребёнок во время измерений должен быть раздет до пояса и стоять в непринуждённой позе). При нормальной осанке эти расстояния равны. Оценить осанку ребёнка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%. Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.

Позвоночный столб новорожденного ребенка имеет только одну кривизну – крестцово-копчиковый изгиб . Остальные изгибы начинают формироваться позднее. Это связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц. Так, шейный изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает держать голову, т.е. под влиянием работы мышц спины и шеи. У ребенка, начинающего сидеть (6-7 месяцев), образуется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.

Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она неустойчива, так как в период роста организму ребенка свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.

1. 2 Причины нарушения осанки.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями , или дефектами, осанки . Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула – длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребенка).

1.3 Рекомендации взрослым для сохранения хорошей осанки ребёнка.

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит , надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми.

При ходьбе у ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая -–энергичными движениями рук.

Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в течение продолжительного времени – это стимулирует боковое искривление позвоночника, асимметрию плечевого пояса.

В возрасте 2-3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привычку (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях). Чтобы этого избежать, необходимо чередовать движение и покой . Гигиенисты считают, что отдых лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1-2 часов. При длительном пребывании на ногах развивается статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появиться утолщения. Это говорит о том, что кости растут не в длину, как положено, а в ширину.

Поза за столом во время рисования, рассматривания иллюстраций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и не напряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см, между грудью и столом – 8-10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок долженсодинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы и плоскостопие могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.

Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что также может привести к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.

2. Физические упражнения-как средство формирования правильно

осанки.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана».

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения:прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физического воспитания разработанная Н.Н.Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.

Занятия Ефименко проводит в форме спектаклей , с определенным сюжетом, что очень нравится детям. Вся программа Н.Н.Ефименко построена на том, что «детей можно вырастить здоровыми, если делать это в гармонии с естественными силами Природы и биологическими процессами».

Кроме того, Ефименко создал горизонтальный пластический балет («пластик-шоу»). Выполняя программу пластического балета, малыш «погружается в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций».

Все позы в программе «пластик-шоу» горизонтальные: лежа на спине, животе, на боку, переворот со спины на живот, упражнения в упоре лежа, в упоре сзади, ползание по-пластунски, на четвереньках, упражнения в позе сидя и в позе на низких и высоких коленях.

Все движения пластичные, мягкие, плавные.

Упражнения выполняются под соответствующую музыку с использованием элементов хореографии.

По словам Н.Н.Ефименко горизонтальный пластический балет имеет ряд преимуществ для коррекции осанки. Во-первых, режим горизонтированных поз обеспечивает позвоночнику оптимальное положение для коррекции, разгрузки, расслабления. Во-вторых, деятельность сердечно-сосудистой системы также находится в щадящем режиме, в то же время нестоячие, неходячие дети имеют возможность нагрузить себя функционально. И, кроме того, музыкальность программ, наличие элементов хореографии, театрализации позволяют создать у детей во время упражнений положитель-ный эмоциональный фон.

Еще один из методов коррекции осанки это плавание .

Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник и связки.

Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.

При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.

При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой). Поэтому плавание активно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.

При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) : прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе) : наклоны вперед с доставанием носков (пола); упражнение «велосипед» – в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени: ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату; захватывание мяча ногами; собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние; катание обруча, мяча пальцами ног.

При боковом искривлении позвоночника (сколиозе) : пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот; прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет.

2.1.Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены, гимнастической стенки):

1.И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1-2 – поднять руки через стороны вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.П. – основная стойка у стены; 1-2 – подняться на носки, руки вперед; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

3.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны; 3-4 – опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 - то же другой ногой; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

4.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

5.И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, пятками, спиной и ягодицами; 1-2 – наклон вправо; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.

6.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – присесть, руки вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

7.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень;3-4 – опуская ногу, вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове:

1.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, руки на поясе; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом в 1-2 мин.

3.И.п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2 – подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

4.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

5.И.п. – основная стойка с резиновым кругом на голове; 1-2 – присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

6.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 – два приставных шага на носках вправо; 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

7.И.п. – основная стойка с деревянным кубиком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.

Таким образом, при подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Спортивное мероприятие: « Формирование навыков

правильной осанки у дошкольников».

Цель:

Профилактика плоскостопия у детей, формирование правильной осанки, развитие мышц стоп у детей дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Родители вместе с детьми заходят в зал под энергичную музыку. Встают в круг.

Воспитатель:

Сегодня мы познакомимся с очень простыми упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп. Проведем небольшую разминку.

Дети вместе с родителями шагаю по кругу, по массажным дорожкам - под маршевую музыку, под быструю музыку - бегут вокруг массажного круга.

Родители и дети свободно парами расходятся по залу.

1 задание: «Дотянись до ладошки»

Цель: Формирование стереотипа правильной осанки.

В положении стоя, не отрывая ног от пола, предлагается ребенку дотянуться до ладони над головой (1см).

2 задание: «Что у нас в ножках?»

Цель: Укрепление мышечно–связочного аппарата ног и туловища, правильное выполнение команд.

Оборудование: небольшие безопасные предметы.

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Родители вкладывают ребенку в ноги предмет. По команде: «Что у нас в ножках?» - ребенок поднимает ноги с предметом и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги.
Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.

3 задание: «Солдатики и куклы»

Цель: Формирование стереотипа правильной осанки, умения расслабляться.

По команде: «Солдатики» - дети принимают правильную осанку.
По команде: «Куклы» - опускают голову, плечи, руки; расслабляются.

Родители вместе с детьми делятся на две команды.

4 задание: «Загрузи и увези машину»

Оборудование: две машины на веревочке с одной стороны команды по 10 палочек (карандашей) с другой стороны команды.

Задание: нужно загрузить машину дровами и доставить груз на стоянку.

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. (Можно и в двух шеренгах).

5 задание для детей: «Поймай рыбку»

Оборудование: 2 таза с водой с камешками, 2 стульчика возле тазов.

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Задание: дети по очереди подходят к тазу с водой, каждый участник в свою очередь может поймать только 1 рыбку (камешек), чья команда больше наловит рыбок за 2 минуты.

В таз с водой опускаются камешки. Детки пальцами ног ловят рыб.

6 задание: «Стирка»

Оборудование: бумажные носовые платочки.

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Задание: дети имитируют движения стирки. На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают - 2 раза) а потом собирают в гармошку и отжимают.

7 задание: «Нарисуй картину»

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.

Цель: : формировать навыки правильной осанки. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия.

Дети и родители, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.

8 задание: «Пляжный волейбол»

Оборудование: мяч.

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

9 задание: «Рыбки и щука»

Цель: Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.

Дети – «рыбки» лежат на спине, руки вдоль туловища, имитируют движения плавающей рыбки. По команде: «Щуки» - дети переворачиваются на живот, руки под подбородок, пятка вместе. «Щука» ловит зазевавшихся «рыбок».

10 задание: «В домике живут...»

Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Укрепление мышц туловища и конечностей.

Оборудование: Мешочек с песком 10x10.

Дети стоят у мешочка с песком (у дома), сохраняя правильную осанку. По предложенной команде: «Лошадки», «Пингвины», «Медведи»... имитируют движения животных. Возвращаются в дом, приняв правильную осанку.

11 задание: «Кто громче?»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Оборудование: Дудочка, рожок, свисток.

Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче.

Литература:

1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.

2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1986.

3. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

4. Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.

5. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.

6. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 1974.

7. Развитие движений ребенка дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. – М., Просвещение, 1975.

8. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

9. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1977.

10. И. В Милякова «Лечебная гимнастика при нарушениях осанки» М. 2010

Формирование правильной осанки важный аспект укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Осанка привычное, непринужденное положение тела человека во время стояния, сидения и в движении. При хорошей осанке тела мышцы, которые удерживают позвоночник в правильном положении, умеренно напряженные, голова и туловище держатся ровно, плечи на одном уровне и несколько отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые. У детей дошкольного возраста осанка еще не сформирована окончательно. Как указывает ряд ученых (Ю. А. Аркин, Б. В. Анисимова, В. Г. Штефко и др.). Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до шести-семи лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночник очень эластичен. Поэтому при неблагоприятных условиях внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются следующими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи выдвинуты вперед и т.д., что в будущем может привести к искривлению позвоночника. По этим причинам выявления начальных форм нарушений осанки и их профилактика эффективные именно в дошкольном возрасте.

Профилактика мер предупреждения нарушения осанки в дошкольном учреждении должна проводиться в двух направлениях: создание необходимых гигиенических условий (систематическое проветривание помещения, оптимальное освещение, удобная мебель, соответствующие росту детей, строгое соблюдение режима дня и т.д.) и проведение целенаправленной воспитательной работы, в этом случае является решающим фактором. Проведение на высоком методическом уровне занятий физкультурой, утренней гимнастики, подвижных игр, прогулок, во время которых дошкольники активно двигаются, физкультурных минуток и корректирующей гимнастики после сна позволяет успешно решить эту задачу. На протяжении всего дошкольного возраста детей надо учить правильно сидеть на стуле за столом, стоять и ходить, соблюдая хорошей осанки, спать в надлежащей позе т.д.

Обучая дошкольников правильно сидеть за столом, перед ними ставят следующие требования: голову держать вертикально или немного наклоненной вперед, плечи симметрично в горизонтальной плоскости и параллельно краю стола; локти свободно размещаются на столе, туловище вертикальный, ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом стопы полностью опираются на пол. Спина должна касаться спинки стула. Расстояние от стола до глаз не менее ЗО-35 см. Такая поза позволяет несколько разгрузить позвоночник, не искажая его. Во время еды и занятий нельзя допускать, чтобы дети, сидя за столом, опирались на него грудью, свешивать локоть вниз, возвращали туловище боком к краю стола, окучивали под себя одну или обе ноги, опускали голову на одно плечо. Подбирая мебель для дошкольников, руководствуются следующими рекомендациями: высота сиденья стула над полом должна равняться длине голени ребенка с учетом ступни и каблука обуви. Если сиденье слишком высокое, ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. Если сиденье низкое, ребенок подгибает ноги под него или отставляет их в сторону. Все это приводит к нарушению правильности посадки и искажает осанку. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться двум третьим длины бедра, а ширина превышать ширину таза на 10см. Спинка стула должна доходить до нижнего края лопаток. Искусственный или естественный свет всегда должен падать на рабочее место слева от ребенка. Предотвращая нарушение осанки, следует следить также за позой ребенка во время сна. Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать на одном и том же стороне может привести к боковому искривлению позвоночника, а привычка спать «калачиком» - до образования круглой спины. Во многих дошкольных учреждениях дети спят на раскладушках или на кроватях с сеткой, что очень прогибается под весом тела. Спят на таких кроватях, особенно на стороне, смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Со временем это может вызвать стойкие, необратимые нарушения осанки.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется постель на досках с твердым матрасом, лучше волосяным и с одной плоской подушкой. Детей надо приучать засыпать на спине, держа руки поверх одеяла. Хорошо развитым физически можно позволить спать на боку, только не на одном. И следить, чтобы ребенок не подтягивала ноги к животу, не сгибалась калачиком, не покрывалась одеялом с головой. После дневного сна полезно для предотвращения нарушения осанки выполнить корректирующие упражнения, укрепляющие мышцы-разгибатели спины, живота, расширяют грудную клетку и сближают лопатки. Комплекс корректирующей гимнастики состоит из 3-4 упражнений, выполняемых сразу после сна (чаще в спальне). Она начинается с одновременным или поочередным поднятием рук вверх, разведением их в стороны и прогибом туловища в пояснице. Затем дети наклоняются вперед и в стороны из разных исходных положений. Последнее упражнение комплекса; приседания на носках, спина при этом обязательно прямая. В этих упражнениях добиваются четкости движений (особенно в старших группах), ибо правильное выполнение их залог гармоничного развития дошкольников и формирования у них правильной осанки. При подъеме рук вверх дети смотрят на них, поднимают голову и прогибаются в пояснице. Когда они разводят руки в стороны или отводят назад, важно фиксировать их внимание на том, чтобы лопатки в это время сходились. Упражнения типа наклонов в стороны, повороты туловища и другие исполняют обязательно симметрично (в обе стороны). Это способствует равномерному укреплению больших групп мышц спины, живота, груди; своеобразного «мышечного корсета» человека, удерживает тело в правильном положении. Во время выполнения упражнений дошкольников учат правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, способствует увеличению жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц, поддерживающих позвоночник в вертикальном положении.

Все упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Дети младших групп повторяют их 6-8 раз старше 8-10 раз. Во многих дошкольных учреждениях нашей республики сразу после дневного сна дети выполняют комплекс упражнений утренней гимнастики (без всяких изменений) в физкультурном зале. Это реально для двух-трех групп. Такая мера полностью себя оправдывает. Изучение этого опыта свидетельствует о позитивных сдвигах в формировании правильной осанки дошкольников разных возрастных групп. В течение дня у дошкольников всегда больше нагрузки имеют мышцы-сгибатели. Ребенок часто бывает в согнутом положении: играет в песке, рисует палочкой на земле и т. д. Поэтому во время прогулок надо чаще проводить подвижные игры с использованием упражнений, укрепляющих группу мышц-разгибателей. Например, «Каравай», «Достань предмет», «Бабочка», «Медведь и пчелы» и другие игры с лазаньем по гимнастической стенке, заборчики и т.д.. Для профилактики нарушений осанки важно правильно организовать утреннюю гимнастику и занятия по физической культуре. Проводя их, воспитатель должен учитывать особенности мышечной системы дошкольников, слабый тонус мышц-разгибателей сравнению с мышцами-сгибателями. Поэтому в утренней гимнастике и подготовительной части занятий следует применять разнообразные обще развивающие упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота, верхнего плечевого пояса и т.д. Из них особенно полезны те, которые выполняются из исходного положения, лежа на спине. Здесь площадь опоры увеличивается, позвоночник разгружается, многие группы мышц расслабляются и хорошо снабжаются кровью. Упражнения в положении лежа на спине с различными движениями ног (поочередное и одновременное поднятие их, вращательные движения согнутыми в коленях ногами, как при езде на велосипеде и т. д.) эффективно влияют на укрепление мышц брюшного пресса, что, в свою очередь, способствует формированию правильной осанки.

Обучая детей всех возрастных групп основных движений, надо учитывать тесную взаимосвязь процессов формирования навыков в этих движениях с воспитанием правильной осанки. На протяжении дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться стабильная навык ходьбы и бега, которая предусматривает правильное положение тела во время выполнения этих движений. Однако однообразное марширующих, к которому часто прибегают на занятиях и во время утренней гимнастики, не обеспечивает этого. Сначала детей нужно учить правильно стоять и ходить на месте. Ребенок, прежде всего, должен усвоить, как надо правильно стоять: голову держать прямо, корпус прямой, живот подтянут, стопы ног параллельны и на каждую из них приходится равномерную нагрузку от веса тела. Маршируя на месте, дети также должны сохранять правильную позу, высоко поднимать колени и энергично размахивать руками. В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуют применять следующие упражнения: ходьба с грузом на голове (мешочек весом 500-700г), с гимнастической палкой за спиной (палка в локтевых суставах горизонтально к полу), ходьба по ограниченной площади с переступанием через предметы и т.д. Выполняя эти движения, туловище держат ровно, голову не опускают. Во время бега нужно постоянно напоминать дошкольникам, чтобы они энергично отводили локти назад, правильно держали голову и туловище (туловище немного наклонено вперед, голову не опускают). Обучая детей бросать предметы на дальность и в цель (мячи, мешочки с песком), добиваются выполнения этих движений как правой, так и левой рукой. Большинство детей бросает в основном сильной рукой (обычно правой). Это приводит к асимметричному развитию мышц туловища, что отрицательно сказывается на осанке. На формирование осанки большое влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже небольшое изменение ее формы может стать причиной деформации, нарушение правильного положения таза, позвоночника и, как следствие, - патологических дефектов осанки.

Поскольку формирование скелета не заканчивается даже в школьном возрасте, нередко у детей, особенно слабо физически развитых, наблюдается статическое плоскостопие. Недостаточное развитие мышечно-связочного аппарата или его ослабление в результате переноса инфекционных заболеваний постепенно вызывают изменение костного свода. Стопа сплющивается и, оставлена без внимания, не корректируется. Научные исследования (Е. И. Янкелевич, Г. М. Краковяк, А. В. Чаговадзе и др.). Показали, что большая эластичность мышц голени и связочно-суставного аппарата стопы в детском возрасте может вызвать у дошкольников оборотные явления уплощение стопы. Любое нарушение развития стопы, уплощение ее своды вредно влияет на опорную способность конечностей, на ходьбу, осанку, ребенок быстрее устает, нарушается самочувствие и работоспособность. Плоскостопные дети во время ходьбы очень топают ногами, их походка напряженная и неуклюжая. По данным ученых (Р. Р. Вредена, М. И. Куслик, П. К. Нетколаев и др.)., Плоскостопие у взрослых образуется вследствие склонности к ней в детском возрасте, когда отсутствовали, нужна профилактика и своевременное лечение. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода. При значительной деформации вся стопа касается опорной поверхности. Часто плоскостопие сопровождается отклонением большого пальца наружу. Однако следует помнить и тот факт, что на подошве ребенка очень развита жировая ткань, которая заполняет ее своды, а потому можно иногда ошибиться, осматривая стопу малыша. Достаточно объективным и несложным методом обследования состояния свода стопы является плантография (отпечаток стопы ребенка на листе бумаги после смачивания ее водой, подкрашенной марганцовкой). Если плоскостопия нет, на отпечатке стопы под внутренним сводом бумага остается чистым. При плоскостопии внутренняя часть отпечатка получается окрашенной.

Для профилактики и коррекции плоскостопия используют различные упражнения: сгибание стоп, повороты носков внутрь и разведение ног, ходьба на носках и по гимнастической палке (веревке, положенной на полу); ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы, приседания на носках и разнообразные прыжки; подъема на носки; прокатки мяча стопой, захвата пальцами ног предметов (кубиков, палочек и т.д.) на полу и др. Эти упражнения воспитатель должен проводить ежедневно с детьми, которые имеют уплощенную стопу. Дома дошкольники выполняют их под присмотром родителей. Летом очень полезны физические упражнения, которые проводятся в естественных условиях: ходьба босиком по рыхлому грунту или песку, по бревну и др. Они способствуют развитию свода стопы. Упражнения для профилактики плоскостопия обязательно проводятся во время утренней гимнастики и на занятиях по физической культуре во вступительной части. Дети ходят на носках и пятках, высоко поднимая бедра и оттягивая носки, как «лошадка», или на внешней стороне стопы, как «косолапый мишка», бегают на носках. На занятиях по физической культуре и во время утренней гимнастики дети должны быть в тапочках с мягкой подошвой (чешках) или босиком (в зале и летом на площадке). К тому же в тапочках на твердой подошве дети не могут, например, хорошо оттолкнуться с носка во время прыжков в длину и высоту с разбега, а также правильно приземлиться. В течение года во всех возрастных группах следует проводить обливание ног прохладной водой (согласно, температурным нормам, указанных в программе) и растирание стоп полотенцем. Такая процедура очень полезна не только для закаливания организма, но и для правильного формирования свода стопы ребенка. Она повышает кровообращение и способствует улучшению кровоснабжения и иннервации стопы. Детям, у которых есть склонность к плоскостопию (уплощенная стопа, слабый связочно-мышечный аппарат), рекомендуется носить супинаторы; ортопедические пластинки из мягкого материала.

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у дошкольников может успешно осуществляться только при условии единства требований детского сада и семьи. Правильная организация жизни детей в дошкольном учреждении и в семье, соблюдение основных гигиенических требований (режим дня, питание, сон, правильный подбор мебели и др.). Соответствующая методика проведения физических упражнений - все это будет способствовать формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Осанка привычное положение тела человека во время движения и покоя – формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина), кифотическую, выпрямленную (плоская спина), а также асимметричную.

Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.).

Сколиоз (сколиотическая болезнь) – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

Позвоночник – это одна из наиболее важных частей костяка. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного (переходящего в крестец) и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее-заднее направление.


Физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутым, ноги прямыми.

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА *

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразится на здоровье ребенка.

При проявлении признаков нарушения осанки у ребенка надо обращаться к врачу.

Для воспитания хорошей осанки прежде всего следует приучать детей правильно стоять, ходить и сидеть, так как огромное значение для дошкольника имеет правильное положение тела за столом или партой.

ДЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ

Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела каждого ребен-ка – одно из обязательных условий для формирования у детей правильной осанки.

Чтобы подобрать стол и стул каждому ребенку, надо измерить его рост и определить ростовую группу.

Стулья должны быть в комплекте со столом – одной группы мебели, которая должна быть прономерована (значки-метки в детских садах). Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (таблица 1) .

Таблица 1

Основные размеры столов и стульев
для детей дошкольного возраста

Группа роста

детей (мм)

Группа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула (мм)

Таблица 2

Размеры основной мебели для детей

Рост
детей (см)

двухмерный

шестимерный

Стул (правильно подобранный стул). Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени ребенка вместе с высотой стопы и каблука обуви. Глубина стула равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья несколько превышает ширину таза ребенка, спинка стула должна доходить до нижнего края лопаток.

Низкий стул – у ребенка нарушается кровообращение ног и брюшной полости.

При этом высота стула или сиденья парты должна быть такой, чтобы край стола был на 2–3 см выше локтя руки, согнутой под прямым углом. Ноги плотно стоят на полу, свободно помещаясь под крышкой стола. Высота сиденья может изменяться с помощью специального приспособления, плотной подставки и т. п. Стул должен иметь широкую, удобную для опоры спинку. Садиться на него надо глубоко, вплотную к спинке, близко придвинув его к столу.

Высокий стул – положение тела ребенка неустойчиво, он принимает неправильные позы, утомляется.

Столы и парты желательно делать раздвижными, дающими возможность менять высоту сиденья и стола в зависимости от роста детей. Высота стола должна соответствовать высоте сиденья стула.

При правильно подобранном столе и стуле руки ребенка, согнутые в локтях под прямым углом, лежат на крышке стола.

Читать рекомендуется сидя, опираясь на спинку стула, и держать книгу несколько приподнятой над столом. Детям хорошо пользоваться при чтении специальной подставкой для книги – пюпитром. При письме предплечья надо класть на стол так, чтобы локти лежали на одной линии; плечи обязательно держать на одной высоте, не горбиться и не опускать низко голову. При чтении и письме расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см.

Низкий стол – ребенок опускает голову, сутулится.

Высокий стол – ребенок поднимает предплечья, для облегчения неудобной позы опускает руку, что ведет к асимметрии плечевого пояса.


В домашних условиях мебель, рассчитанную на взрослых, необходимо приспособить к росту ребенка.

Воспитание правильной осанки требует постоянного наблюдения за позой детей.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА РЕБЕНКА
ЗА СТОЛОМ ИЛИ ПАРТОЙ

1. Правильные позы.

Во время занятий словесного характера дети сидят, прислонившись к спинке стула, ноги всей ступней опираются об пол, руки лежат свободно.

На занятиях, связанных с действием рук, предплечья большей своей частью лежат на столе, головы детей немного наклонены.

2. Неправильные позы.

Неправильные позы ведут к сужению у детей грудной клетки и нарушению осанки.

Нельзя так же допускать, чтобы дети, сидя за столом, опирались на него грудью, свешивали один локоть вниз, поворачивали туловище боков к краю стола, поджимали под себя одну или две ноги и опускали голову на одно плечо.

Занятия, требующие выполнение заданий за столом, необходимо сочетать с занятиями подвижного и малоподвижного характера; при таких занятиях необходимо соблюдать установленную длительность.

Смена деятельности в течение дня, соблюдение режима подвижности создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение и влияют на формирование правильной осанки.

В гигиенический режим (распорядок дня) дошкольника, как было сказано выше, обязательно должны включаться физические упражнения.

Физические упражнения всесторонне развивают детский организм, улучшают работу легких, сердца, пищеварения, укрепляют мускулатуру, нервную систему, закаливают организм, позволяют активно влиять на формирование правильной осанки. Физические упражнения подбираются с учетом требований «Программы воспитания в детском саду».

Они даются детям прежде всего в виде ежедневной утренней гимнастики – «зарядки», содержащей несколько упражнений, способствующих формированию правильной осанки.

Большую роль в образовании неправильной осанки играют плохие привычки, часто возникающие с самого раннего детского возраста, например привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, таз при этом принимает косое положение и позвоночник всегда бывает изогнут в одну сторону; неправильная походка: с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами, покачиваниями туловища в стороны; привычка носить тяжелые предметы (книги, портфель, сумку и т. п.) в одной и той же руке.

Особенно сильно ухудшает осанку вредная привычка неправильно сидеть за столом во время письма и чтения: низко склоненная голова, согнутая спина, неровное положение плеч и локтей, висящие в воздухе или поджатые под стул ноги – все это искривляет позвоночник, сжимает грудную клетку, сдавливает брюшную полость, перекашивает плечевой пояс, создает и закрепляет неравномерную мышечную «тягу» вокруг позвоночного столба.

Очень большую роль в предупреждении нарушений осанки играет правильное положение тела во время сна, занимающего у детей, в зависимости от возраста, 8–10 часов в сутки. Необходимо помнить, что постоянное лежание на одном боку, сгибание спины «калачиком», сильно подтянутые к животу ноги, поднятое положение головы из-за чрезмерно высокой подушки, «проваливание» туловища в слишком мягкий матрац являются причинами нарушения осанки.

Родителям надо укладывать детей спать на ровном, плотном и не чрезмерно мягком матраце, лучше всего на волосяном, и на одной невысокой подушке. Приучайте детей засыпать лучше всего на спине, держа руки поверх одеяла. Здоровым, крепким детям можно разрешать спать и на боку, только не на одном и том же. При этом следите за тем, чтобы ребенок не подтягивал ноги к животу и не свертывался «комочком» или «калачиком», не укрывался одеялом с головой.


Если слабые и больные дети вынуждены, по указанию врача, долгое время проводить лежа в постели, то никогда не разрешайте им читать в положении на боку. Можно читать, только полулежа на спине, положив под верхнюю часть спины и голову две подушки и держа книгу на уровне глаз на расстоянии 30–40 см от них.

У детей причинами нарушения осанки, кроме указанных, также могут быть длинная езда на велосипеде с согнутым положением спины и ряд игр, связанных со стоянием и прыжками на одной ноге: «классы», подбрасывание предметов ногой («пушок»), катание на самокате с отталкиванием одной ногой и т. п.

Причиной различных ухудшений осанки может служить неправильная одежда и обувь: сильно стягивающий талию пояс, высокие каблуки, придающие неправильное положение тазу и нижним конечностям.

Все указанные неблагоприятные моменты, отрицательно влияющие на осанку, особенно вредно действуют на людей с плохим здоровьем, перенесших тяжелые заболевания, имеющих слабую мускулатуру, пониженное питание, отличающихся вялостью, слабой волей и не соблюдающих гигиенический режим.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Правильно одетые дети




*

Температура воздуха по °С

туловища

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Одежда должна быть удобной, легкой, красивой и не стеснять движения ребенка.

Правильно одетые дети

Длинные бретели, тяжелая меховая шуба
могут стать причиной нарушения осанки

Детская обувь должна соответствовать форме стопы и ее размерам, быть широкой в носовой части и обеспечивать устойчивое положение пятки во время движения.

Обувь, отвечающая гигиеническим требованиям

Неправильная обувь. Отсутствие задника ведет к неустойчивому
положению стопы. Негнущаяся подошва вызывает уплощение стопы.
Ношение теплой обуви в комнате приводит к перегреванию стопы
и ослаблению связочного аппарата.

Детская одежда (бельё) нательная *

Температура воздуха по °С

Доступное число слоев одежды в области

туловища

Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной и хлопчатобумажной ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли

Хлопчатобумажное белье, платье (рубашки) из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки

Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое платье, льняная рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Одежда должна быть удобной, легкой, красивой и не стеснять движения ребенка.

Правильно одетые дети

Длинные бретели, тяжелая меховая шуба
могут стать причиной нарушения осанки

Детская обувь должна соответствовать форме стопы и ее размерам, быть широкой в носовой части и обеспечивать устойчивое положение пятки во время движения.

Обувь, отвечающая гигиеническим требованиям

Неправильная обувь. Отсутствие задника ведет к неустойчивому
положению стопы. Негнущаяся подошва вызывает уплощение стопы.
Ношение теплой обуви в комнате приводит к перегреванию стопы
и ослаблению связочного аппарата.

Детская одежда (бельё) нательная *

Температура воздуха по °С

Доступное число слоев одежды в области

туловища

Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной и хлопчатобумажной ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли

Хлопчатобумажное белье, платье (рубашки) из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки

Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое платье, льняная рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки

ГБОУ детский сад № 000 г. Москва

Консультация для воспитателей:

«Что должны знать родители о нарушении осанки у детей»

Подготовила и провела

воспитатель по физкультуре

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста »

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад).

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника - сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии - исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно заниматься гимнастикой.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (в 6 - 7 и в 11 - 15 лет).

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.

Отчего может нарушиться осанка?

Вот некоторые из многих причин:

1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.

Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).

О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы - это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.

Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка . Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы - разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом - это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

ПОМНИТЕ!

Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушения осанки?

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара - великолепное пособие для этого.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т. д.).