Формы организации взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника. Описание опыта работы. «Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное количество форм данного взаимодействия... Как обстоят дела в вашем случае?

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Более подробно о родительских собраниях можно прочитать в соответствующей статье.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных досуговых мероприятий

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Эффективные формы сотрудничества

семьи и школы

Воспитывает всё: люди, вещи, явления.

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

С введением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяется работе с родителями.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Формы работы с родителями достаточно многообразны.

К традиционным формам работы классного руководителя с семьей относятся: посещение семьи ученика, проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание классных и школьных родительских комитетов.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

Родительское собрание остается основной формой совместной работы педагога и родителей, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в школе и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические , посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

Помимо традиционных форм работы современная школа ищет новые, более эффективные формы взаимодействия классного руководителя с родителями ребенка.

Важным направлением работы классного руководителя является оказание консультативной помощи родителям. Одной из форм работы являются

Индивидуальные консультации . Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.

Существуют и «заочные» консультации. Одной из форм такой работы является «Почта доверия». Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, куда родители могут помещать свои вопросы анонимно. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

Досуговые мероприятия остаются значимым вектором совместной работы с родителями. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные 8 марта, 23 февраля, День матери, и концерты художественной самодеятельности и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки. В своих классах я ежегодно в 4 четверти провожу Родительскую неделю, где на разных уроках и занятиях кружка родители делятся своими умениями с детьми, проводя мастер-классы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, проведение 1 раз в год вечера-встречи «Мы ищем таланты», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

«Дни открытых дверей» существовали давно. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить школу; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в школе, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Общение в соцсетях в наше время стало очень популярно. Создаётся закрытая группа «В Контакте» и там выкладываются: фотоотчеты о пройденном дне, объявления, ссылки по проблемам воспитания и развития ребенка. Родители приобретают возможность быть в курсе событий. Это может способствовать сплочению родительского коллектива.

Условие оптимизации взаимодействия педагогов и семьи
Кроме поэтапной работы педагогов с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений с семьей также требует соблюдения следующих условий:
1.Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:
- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;
- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Этому будут способствовать:
- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;
- оборудование уголка в классе для родителей, в котором есть небольшая библиотечка, программы воспитания, образцы детских работ, фотографии детей;

3.Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.

4.Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты.

5.Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.

3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

МКОУ Шиткинская СОШ

Доклад

« Работа классного руководителя с семьёй».

Выполнил учитель

истории и классный

руководитель 9А класса:

Олейников Василий Иванович

Шиткино 2014год


Работа классного руководителя с семьёй.

На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.

Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:


    социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);


    социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);


    технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);


    демографический (определяется структурой семьи).


Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:


    гармоническое развитие ребенка;


    забота о здоровье детей;


    помощь в учении;


    трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;


    помощь в социализации личности и ее самореализации;


    формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;


    забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;


    развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;


    подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;


    половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.


Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей, а 2008 год в нашей стране объявлен годом семьи.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:


    усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);


    рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;


    увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;


    разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;


    мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.


Все это приводит к тому, что семья не может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:


    способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;


    обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;


    обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.


Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:


    информационная;


    воспитательно-развивающая;


    формирующая;


    охранно-оздоровительная;


    контролирующая;


    бытовая.


Задачи взаимодействия:


    формирование активной педагогической позиции родителей;


    вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;


    активное участие родителей в воспитании детей.


Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:


    наблюдение;


    беседу;


    тестирование;


    анкетирование;


    деловые игры;


    материалы детского творчества и творчества родителей.


Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:


    Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.


    Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.


    Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.


    Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.


Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:


    Что я хочу получить в результате диагностики?


    Как я буду работать с полученным материалом?


    Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?


В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:


    предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);


    оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);


    итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).


В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:


    гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);


    валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);


    точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);


    надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);


    корректность (определяется качеством диагностического материала).


В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):


Цель использования методики (вид диагностики)


Необходимая информация


Методы и методики


Изучение и сопровождение семьи


Социально-демографическая характеристика семьи:


    социально-демографический портрет семьи;


    организация и принципы семейного воспитания;


    взаимоотношения родителей со школой Анкеты и тесты для родителей.


Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений


Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)


Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей


Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».


Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)


Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.


Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…


Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика)


Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы


Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…


Многоплановая работа

по данным направлениям должна быть каким-то образом систематизирована. Поэтому я предлагаю вашему вниманию карту социального сопровождения ученика и его семьи, в которой обобщены результаты психолого-педагогической диагностики ученика и его семьи. Карта достаточно объемна. Ее заполнение и внесение изменений предполагается в течение всего периода проведения диагностики. Представленная в ней информация позволит учителю:


    Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами.


    Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.


    Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.


    Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).


    Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.


    Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.


Все это в свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой эффективности воспитательной работы.

Надеюсь, что данная карта поможет вам в работе и при желании ее использовать педагог может адаптировать ее для себя, изменив в той степени, которая обеспечит классному руководителю нужный уровень систематизации информации об ученике и его семье.

Приложение 1

Предварительная диагностика

^ Анкета «Знакомство с родителями.
Заочное знакомство с ребенком»

1 вариант


    Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?


    Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?


    Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?


    Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?


    Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?


    Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

2 вариант


    С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время?


    С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен?


    Как ваш ребенок реагирует на похвалу?


    Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?


    Как ваш ребенок реагирует на порицание?


    Какие формы порицания оказываются наиболее действенными?


    Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие?


    С кем дружит ваш ребенок?


    Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?


    Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?


    К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?

3 вариант (методика незаконченных предложений)


    Когда родился мой ребенок, то…


    Самым интересным в первые годы жизни в нем было…


    О его здоровье могу сказать…


    Когда встал вопрос о подготовке ребенка к школе, …


    Его отношение к школе было …


    * Первые годы он учился ….


    * Ему больше нравились такие предметы, как …


    *Отношения с учителями (классным руководителем) были…


    Общаясь с одноклассниками, мой ребенок …


    Трудности в его воспитании сейчас связаны с …


    Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на …

Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
нравственных ценностей семьи
(методика незаконченных предложений)

Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей)

^ Для учащихся:

Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда …
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда …
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я …
- Если у меня плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я …

^ Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребенок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
- Я плачу, когда мой ребенок …
- Я злюсь, когда мой ребенок …
- Мне нравится, когда мой ребенок …
- Мне не нравится, когда мой ребенок …
- Я верю, когда мой ребенок …
- Я не верю, когда мой ребенок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок …
- Если у моего ребенка хорошие новости, то я …
- Если у моего ребенка плохие новости, то я …
- Если у моего ребенка что-то не получается, то я …
^ Оперативная диагностика

Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений
(предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)

^ Для учащихся:

Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …

- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …

^ Для родителей:

Школа, в которой учится мой ребенок, – это …
- Класс, в котором учится мой ребенок – это …
- Одноклассники моего ребенка – это …
- Уроки для моего ребенка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …


Анкета на выявление уровня заинтересованности
родителей учебой ребенка
(тест)

1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?
а) 8 б) 10 в) 12 г) ____

2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?
а) все или пропустила(а) одно;
б) пропустил (а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?
а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?
а) систематически б) периодически в) ни разу

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?
а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;
б) пойду к директору школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для
занятий;
б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

^ Ключ для обработки результатов:

Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.
^ Итоговая диагностика

Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика Е.Н. Степанова)

^ Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем
4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0

В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0

Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0

^ Обработка результатов:

Удовлетворённость родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости.

Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворённости.

Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворённости родителей деятельностью образовательного учреждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994.

    Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984.

    Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. - Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

    Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

    Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.

    Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.

    Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.

    Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды //Педагогика, №6, 1996.

    Игошев К.Е. и др. Семья, дети, школа. – М., 1989.

    Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.

Темпы развития современного общества ставят перед родителями все новые и новые проблемы, решить которые в одиночку зачастую бывает очень непросто. Большую помощь в решении возникающих проблем оказывают службы, работающие в школе и на школу.

В своей работе с родителями Светлане Николаевне приходилось привлекать социальных педагогов, психологов, административный совет, инспекцию по делам несовершеннолетних, центры профориентации и центры занятости, молодежные организации и другие службы. Но решение любого вопроса всегда начинала с обсуждения на родительском комитете или на родительском собрании. Был составлен план работы классного руководителя с семьями учащихся, предоставлен в приложение И.

Классный руководитель Шоба Светлана Николаевна начала свою деятельность в начале классного руководства с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

В ее опыте работы с родителями применяются коллективные и групповые формы.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры и металлолома и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Формы психолого-педагогического просвещений родителей: работа с родителями взаимосвязана и представляет единую стойкую систему (родительское собрание, лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Ролевые игры -- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий (« ЗОЖ против табака и алкоголя»).

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы («Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми»).

Встреча с администрацией, учителями класса проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Посещение семьи -- эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Классный руководитель беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность - это также одна из функций работы.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, конкурсы “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни (семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

* Родительские вечера

* Индивидуальные консультации

* Групповые консультации

* Тематические консультации

* Ведение тетрадей общения

* Тренинги

* Тематические круглые столы, проводимые родителями.

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Воспитательная работа класса не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащемуся, учета их индивидуальных способностей.

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающих в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развивать, целостность личности.

Овчарова Г. П.
Педагогика должна стать наукой для всех – и для

учителей, и родителей.

В.А. Сухомлинский
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и разви­тии в нем лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успеш­ной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и орга­низацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференциро­ванным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потреб­ности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семь ями учащихся могут быть примерно такими:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не распола­гаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную ре­акцию со стороны родителей!

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность выс­казаться по всем наболевшим вопросам!

5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родите­лей услышали!

6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

8. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конст­руктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обра­титься за консультацией к специалистам!

10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководите­лем и администрацией школы!

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как роди­тельские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администраци­ей учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эф­фективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и дру­гих различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаи­модействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализи­рует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. I

Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребенка школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень здорово дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и. проводится в конце I учебного года в мае месяце. I

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расши­рение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оце­нить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса, с помощью учащихся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:


  • «Из истории воспитания детей в семье»;

  • «Великие педагоги мира»;

  • «Традиции воспитания народов мира»;

  • «Крылатые фразы о воспитании»;

  • «Азбука воспитания детей в семье»;

  • «Советуем прочесть»;

  • «Книжная полка родителей»;

  • «Обсудите вместе с ребенком»;

  • «Шкатулка мудрости»;

  • «Творческая мастерская семьи».

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изме­нению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель - уче­ник-родитель.

Большое внимание классный руководитель должен уделить форми­рованию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потреб­ность участия в делах классного коллектива.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эф­фективными? В первую очередь, это традиций поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Поощрение родителей осуществ­ляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родите­лей-помощников может быть подготовлена концертная программа, вы­пущены именные поздравительные газеты.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благо­дарственные письма, которые классный руководитель может отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения

своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который можно ус­ловно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо ро­дителям, помещают его в конверт, надписывают и опускают в волшеб­ную шкатулку, которая стоит в помещении, где проходит собрание. Такие послания ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут рассказать о том, что их волнует, рассказать о своих проблемах и радостях; о том, что им порой трудно сказать вслух.

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетер­пением ждут. Иногда традиция написания друг другу писем становится семейной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее введение в практику родительских собраний.

Очень важным для классного руководителя является мнение родите­лей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание ро­дительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по фор­ме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитатель­ный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых и когда педагог, который его готовит, авторитетен в глазах ро­дителей.

Важной формой групповой работы с родителями является конферен­ция. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции могут стать документы по ре­формированию школьного образования (10-балльная оценка знаний учащихся и ее содержание или, к примеру, документы Конвенции о пра­вах ребенка). Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо гото­вить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято ре­шение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без учас­тия родителей.

Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организация сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и ее результаты и многое другое.

Хорошей традицией школы являются ежегодные конференции родительских комитетов классов. Такие конференции могут проводиться два раза в учебном году.

В конце учебного года конференция необходима, чтобы подвести итоги, отметить вклад родительских комитетов в сотрудничество со школой, очертить круг проблем, которые требуют помощи родителей.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллек­тивом.

К примеру, хороший эффект дает встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призерами различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества учащихся и родителей.

Хорошей традицией в работе с классным коллективом является про­ведение встречи поколений в честь праздника Победы. На этой встрече рядом - дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать.

Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и роди­телей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторо­ну. Однако надо помнить о том, что эти мероприятия требуют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога.

Большое значение родительские встречи могут иметь в работе с проб­лемными детьми. Проблемными они зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих ро­дителей в глазах проблемного ребенка могут сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.

Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы. Родительские клубы - это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспи­тания.

Организация клубов родителей - благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспи­тании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, кри­тичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблемы подросткового возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания и обучения детей в школах определенных направлений. Таких родителей необходимо привлекать к участию в клубной работе.

Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям заранее предлагается тематика клубных занятий, которая вывешивается в школе на стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы. В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связан­ной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотели бы как можно больше знать о данной проблеме, .быть просвещенными в этой области. Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение спе­циалистов, возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родите­лями, которые пережили такие проблемы в воспитании детей, - все это может сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни школы. За­нятия в клубе создают единомышленников-энтузиастов, способных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столк­нувшихся с серьезными жизненными проблемами.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися могут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечени­ем, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совер­шенно иной мир взаимоотношений между ними. Изучение мира животных и растений, флористика, живопись, увлечение поэзией и спор­том, шитьем и вязанием - все эти интересы могут стать основой создания клуба.

Клубное занятие - это не просто встреча увлеченных людей; это тра­диции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступ­ки человека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией класса может стать ежегодная презентация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, выставка работ участни­ков клуба, клубный благотворительный аукцион и другие формы демон­страции достижений клуба родительского общения.

Большое значение в работе классного руководителя имеет индивиду­альная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с роди­телями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей.

Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;

Время консультации или беседы должно быть четко оговорено;

Родители не должны ждать под дверью своей участи;

Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;

Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуаль­ность;

Необходимо дать возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;

Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны;

В ходе консультации родители должны получить четкие рекоменда­ции и предложения по обсуждаемой проблеме;

Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители по­лучают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;

Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Одна­ко, если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с опре­деленными обстоятельствами в жизни ученика.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консульта­ции фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются ру­ководством к действию для последующих встреч с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного ру­ководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько сла­женно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь роди­тельского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения уча­щихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне откры­тых дверей класса, в дне самоуправления.

Еще одна важная функция родительского комитета класса - оказа­ние помощи классному руководителю во внеклассной работе.

В первую очередь, это организация и проведение родительских уро­ков в классе. Родительские уроки - возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, разви­вают свой кругозор.

Помимо таких уроков, родительский комитет может помочь классно­му руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого воп­роса огромна, однако все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям -увидеть своего ребенка в непривычной обста­новке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйст­венно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой - это и многое другое мо­жет быть в компетенции родительского комитета.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей уча­щихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, ини­циатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета - один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского ко­митета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегод­но будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те пробле­мы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются следующим образом: председатель родительского комитета, его замести­тели, отвечающие за определенные участки работы, казначей.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план работы роди­тельского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллек­тива родителей класса в работе родительского комитета школы. Предсе­датель участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского ко­митета совместно с представителями школы участвует в посещении неб­лагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует родителей для участия в школьной жизни детей: в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; помощь одаренным учащимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях; организация помощи отстающим в учебе детям; поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности. Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной работе воз­можности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, не­обходимых для классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды класса. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использован­ные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся в рам­ках программы «Одаренные дети», на издательскую деятельность (детс­кий журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями, ксерокопирование нужных учебных материалов).

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в четверть. Однако, если есть острая необходимость, встречи родительского коми­тета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского коми­тета, являются протоколы его заседаний, положение о родительском ко­митете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родите­лей в целом в классной жизни очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией многих школ является проведение своеобраз­ных творческих отчетов о совместной деятельности родительского ко­митета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное - родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.


Библиографический список

1.Акутина С.П. Воспитание = семья и школа // Научно- методический журнал Классный руководитель. №7, 2006.

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2004.


Данные об авторе

Фамилия, имя, отчество

Овчарова Галина Петровна

Название статьи

Формы работы классного руководителя с семьей

Проблемная группа/ направление

Место работы

МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Холки Чернянского района»

Занимаемая должность

Учитель

Ученая степень и ученое звание

Почтовый адрес

с.Холки, Чернянского района, Белгородской области

Адрес электронной почты

Контактный телефон

4-06-24