Фразы коко шанель о бижутерии. Высказывания и цитаты коко шанель

(фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэ́ль Бонёр Шане́ль, фр. Gabrielle Bonheur Chanel; 19 августа 1883 - 10 января 1971) - была ведущим французским модельером, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX столетия. Шанель принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из истории моды - журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.

Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

Мода — это иллюзия, что родилась новая женщина, соответствующая своей эпохе.

Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда оглядываются на их женщин, потому что они красивы.

Женщины могут выглядить смешными. Разумеется, я говорю о немногих женщинах. Смешной же мужчина — конченый человек, если он не гений.

Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение.

Слабым людям свойственно хвастаться преимуществами, которые способен дать им только случай.

В двадцать лет мы выглядим так, как были задуманы природой; в тридцать — как нам бы того хотелось самим; но к пятидесяти годам мы получаем то лицо, которое заслужили .

Истинная щедрость состоит в том, чтобы не замечать неблагодарности.

Находки делаются затем, чтобы быть потерянными.

Обожание — вот это наука! Красота — всегда оружие! Скромность — оборотная сторона элегантности!

Короткие платья дольше остаются модными, чем длинные.

Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать, если они вдруг начнут расти.

Ныне молодые женщины одеваются не то как клоуны, не то как совсем маленькие девочки… Они не правы. Мужчины не любят маленьких девочек, а если и полюбят, то потом задушат…

Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально.

За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

Мода, как и архитектура, — вопрос пропорций.

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

Хорошо выкроенное платье идет любой женщине. Точка!

Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи.

Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги – не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся.

Прекрасное остается, красивое проходит.

Уход за собой обязан начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.

— Куда наносить духи?
— А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?

Бывает такой момент, когда до произведения искусства не стоит больше дотрагиваться — это когда нельзя сделать ещё хуже.

Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Днем будьте гусеницей, а вечером — бабочкой. Нет ничего удобнее, чем облик гусеницы, и ничей облик неподходит для любви больше, чем облик бабочки. Женщине нужны платья ползучие и платья летающие. Бабочка не ходит на рынок, а гусеница не ездит на бал.

Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности!

Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не вразуме, а в чувствах.

Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

Живое не может быть уродливым.

К безобразию ещё можно привыкнуть, к неряшеству — никогда!

Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

Как правильно сказано… Невозможно носить много настоящих драгоценностей, если вокруг не оказывается женщин, увешанных поддельными.

Красивое платье может красиво выглядеть на вешалке, но это ничего не значит. О платье надо судить, когда оно на женщине, когда женщина двигает руками, ногами, изгибает талию.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.

Мода — всегда отражение эпохи, но если это глупая мода, о ней забывают.

Мода, которую можно увидеть только в гостиных, это не мода, а костюмированный бал.

Моду нальзя называть модой, если ее не носят на улице.

Наши дома — это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.

Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

Однажды я сделала эскизы украшений. Сем увидел их и сказал: Теперь у нас стали делать имитацию подделки.

Однажды я слышала, как старая портниха говорила молоденькой швее: «Не может быть пуговицы без петлицы.» Эта чудесная и сжатая формула может стать девизом кутюрье, но также и архитектора, и композитора, и живописца.

Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

Удобство принимает определенные формы. Любовь обретает определенные цвета. Юбка создана для того, чтобы можно было класть ногу на ногу, а пройма — для того, чтобы можно было скрестить руки на груди.

Элегантная женщина должна ходить на рынок, чтобы над ней не смеялись домохозяйки. Те, кто в подобных случаях смеется, всегда правы.

Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.

Быть гусеницей днем и бабочкой ночью.

Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки…

Верх платья так же легко сделать, как написать первый акт пьесы. Искусство — завершить его.

Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…

В мире есть только одна мадемуазель — это я, только одна мадам — Елена Рубинштейн, только одна мисс — Элизабет Арден.

Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима, а ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно.

… внутри платья находится женщина …

Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она yшла.

Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.

Если женщина не красива, то она просто глупа.

Жемчуг всегда прав. - сказала Коко Шанель, и сделала жемчуг наиболее демократичным украшением, которое идет любой женщине и подходит к любой одежде.

Кружево, по словам Коко Шанель, «самая прекрасная имитация фантазии природы», поэтому неудивительно, что мотивами ажура становятся цветы, листья и морозная вязь. Секрет привлекательности всего кружевного, дырчатого, как писал Даль, «со сквозниною», заложено в самом слове «ажур» — производном от французского a jour, то есть «на свет». Да, именно свет, льющийся через мельчайшие дырочки-оконца, придает ажурным вещам такую эфемерную красоту и хрупкую загадочность.

Люди увлекаются не модой, а теми, кто ее создает!

Мода — это то, что выходит из моды. Мода проходит, стиль остается.

Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новое следует незаметно, маленькими порциями.

На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель.

Принцы крови всегда вызывали у меня безмерную жалость, — писала Шанель. — Их ремесло, когда они его исполняют, — самое грустное из всех возможных; но еще хуже, когда они не могут исполнять его.

Роскошь – это потребность души.

Чтобы действовать и создавать, надо, в первую очередь, иметь друга, на которого можно опереться.

Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой…

Шанель — это не мода, Шанель — это стиль.

Шляпки делают из женщины настоящую леди.

Я не испытываю ни к кому теплых чувств. Я либо люблю, либо – нет.

Я не хочу, чтобы у духов был запах только розы или только ландыша, сделайте мне комбинацию этих ароматов.

Он находил время, чтобы заниматься мною и чтобы изменять мне каждый день.

Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка.

Женщины хотят меняться. Они не правы. Я за счастье. А счастье в постоянстве и в том, чтобы не изменяться.

Есть две вещи, которые мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены.

После пятидесяти в счет идут уже дни!

«Когда надо пользоваться духами?» - спрашивает молодая женщина. «Когда хочется, чтобы тебя целовали», - отвечаю я.

Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.

Люди не умеют жить. Их этому не учат.

Никто меня ничему не учил. Я всегда училась сама, совсем одна.

Самое лучшее в любви - это заниматься ею.

Друзья, кругом одни враги!

Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.

Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.

Можно показывать бедра - но не колени!

Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.

Мода - это то, что выходит из моды.

Роскошь - это когда изнанка так же красива, как и лицо.

Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

  • «Когда надо пользоваться духами?» - спрашивает молодая женщина. «Когда хочется, чтобы тебя целовали», - отвечаю я.
  • Бедность - не противоположность роскоши.
  • Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки…
  • В двадцать лет мы выглядим так, как были задуманы природой; в тридцать — как нам бы того хотелось самим; но к пятидесяти годам мы получаем то лицо, которое заслужили.
  • В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа; в тридцать лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь; а в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете.
  • Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.
  • Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья, Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…
  • Возраст для женщины - не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца дней своих.
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
  • Главное для женщины — постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.
  • Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда оглядываются на их женщин, потому что они красивы.
  • Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.
  • Для независимости никогда не может быть чересчур много денег.
  • Для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку c мужчиной, которого она любит…К.Шанель
  • Друзья, кругом одни враги!
  • Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она yшла.
  • Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла…» Коко Шанель
  • Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
  • Если Бог - мужчина, то мужчина - бог.
  • Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит она была одета идеально.
  • Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально.
  • Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.
  • Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.
  • Если женщина не красива — то она просто глупа.
  • Если ты родился без крыльев, не мешай им расти.
  • Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.
  • Есть две вещи, которые мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены.
  • Есть люди у которых есть деньги, и есть богатые люди.
  • Женщина должна одеваться так, чтобы её было приятно раздевать.
  • Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима, а ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно.
  • Женщина, которая не пользуется косметикой, слишком высокого о себе мнения. Коко Шанель.
  • Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение.
  • Женщины могут выглядеть смешными. Разумеется, я говорю о немногих женщинах. Смешной же мужчина — конченый человек, если он не гений.
  • Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.
  • Живое не может быть уродливым.
  • За любовь платишь в рассрочку и большей частью, когда она, увы, уже кончилась.
  • За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.
  • Истинная щедрость состоит в том, чтобы не замечать неблагодарности.
  • Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает
  • Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна. Все остальные — ее тени…
  • Красивые глаза только у того, кто смотрит на тебя с нежностью.
  • Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость — чтобы мы любили мужчин.
  • Лучшая одежда для женщины — это объятия любящего её мужчины.
  • Люди не умеют жить. Их этому не учат.
  • Люди увлекаются не модой, а лишь теми немногими, кто её создаёт.
  • Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.
  • Мода — это то, что выходит из моды.
  • Мода - это то, что выходит из моды.
  • Мода — это то, что выходит из моды. Мода проходит, стиль остается.
  • Мода проходит, стиль остается.
  • Мода, как и архитектура, — вопрос пропорций.
  • Мода, не нашедшая признания широких масс, уже не мода.
  • Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новое следует незаметно, маленькими порциями.
  • Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.
  • Молодёжная мода - плеоназм, старческой моды не бывает.
  • Мужчина способный н апоступки, обречен быть любимым!
  • Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не бросаются в глаза.
  • Наши дома - это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.
  • Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи.
  • Не забывай, что внутри платья – женщина. Верх платья так же легко сделать, как написать первый акт пьесы. Искусство — завершить его.
  • Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.
  • Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.
  • Никто меня ничему не учил. Я всегда училась сама, совсем одна.
  • Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.
  • Обожание — вот это наука! Красота — всегда оружие! Скромность — оборотная сторона элегантности!
  • Одна гримаса судьбы может испортить тонны французской косметики.
  • Он находил время, чтобы заниматься мною и чтобы изменять мне каждый день.
  • Оскорбить женщину может только униженный судьбой мужчина. Коко Шанель.
  • Остерегайтесь оригинальности. Оригинальность в женской моде может привезти к маскараду
  • Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.
  • Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.
  • Очень дорогая одежда старит.
  • Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка.
  • После пятидесяти в счет идут уже дни!
  • Прекрасное остается, красивое проходит.
  • Принцы крови всегда вызывали у меня безмерную жалость. Их ремесло, когда они его исполняют, — самое грустное из всех возможных; но еще хуже, когда они не могут исполнять его.
  • Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности.
  • Пэров много, а Шанель одна!
  • Роскошь - это когда изнанка так же красива, как и лицо.
  • Роскошь – это потребность души.
  • Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь.
  • Самое лучшее в любви — это заниматься ею.
  • Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно — вот что такое идеальная женщина.
  • Слабым людям свойственно хвастаться преимуществами, которые способен дать им только случай.
  • Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.
  • Так вот она слава - одиночество.
  • Так вот что такое слава: одиночество.
  • У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Коко Шанель.
  • У вас не будет второго шанса, произвести первое впечатление.
  • У женщин нет друзей. Их либо любят, либо нет!
  • У меня нет времени скучать. Есть время для работы и есть время для любви, что совершенно не оставляет времени для чего-то другого.
  • У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.
  • Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.
  • Хорошо выглядит та, которая одета в счастье …
  • Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.
  • Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой.
  • Чтобы действовать и создавать, надо, в первую очередь, иметь друга, на которого можно опереться.
  • Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.
  • Шляпки делают из женщины настоящую леди.
  • Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.
  • Я люблю, когда мода выходит на улицу, но я не люблю, когда она оттуда приходит.
  • Я оцениваю людей по их манере тратить деньги. Деньги — не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся.

Коко Шанель прожила 87 лет, элегантно, но бескомпромиссно изменив мир моды навсегда. Благодаря ей мы носим приталенные пиджаки, которые раньше доставались лишь мужчинам, маленькое черное платье, против которого в переговорах бессильны любые аргументы, роскошные ароматы, делающие нас единственными, и прямо говорим мужчине все, что про него думаем. «Газета.Ru» выбрала самые яркие высказывания знаменитого французского модельера, полагая, что жизнь нужно прожить так, чтобы и ваши высказывания стали легендой.

1. Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость — чтобы мы любили мужчин.

2. В двадцать лет женщина имеет лицо, которое дала ей природа, в тридцать — которое она сделала себе сама, в сорок — то, которое она заслуживает.

3. Остерегайтесь оригинальности — в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

4. Изобретать собственную моду могут позволить себе только молодые женщины. Зрелые и стареющие женщины должны следовать господствующей моде.

5. Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

6. Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не слишком бросаются в глаза.

7. Уход за собой должен начаться с сердца, иначе никакая косметика не поможет.

8. Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна, все остальные — ее тени.

9. Главное для женщины — постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.

10. Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение.

11. Кружево — самая прекрасная имитация фантазии природы. А жемчуг всегда прав.

12. Женщины хотят меняться. Они не правы. Счастье в постоянстве и в том, чтобы не изменять себе.

13. Руки — визитная карточка девушки, шея — ее паспорт, грудь — загранпаспорт.

14. Есть время работать и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

15. Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

16. Я оцениваю людей по их манере тратить деньги. Никогда не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи.

17. Женщины могут позволить себе выглядеть смешными. Разумеется, я говорю о немногих женщинах. Смешной же мужчина — конченый человек, если он не гений.

18. Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали.

19. Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не в разуме, а в чувствах.

20. Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, женщины вообще перестали бы одеваться.

21. Когда приходится выбирать между мужчиной и платьями, выбирайте платья.

22. Красивых мужчин быть не должно, а некрасивых не бывает. Бывает только мало цветов и теплое шампанское.

23. Парадокс заключается в том, что чем глупее и бездарнее мужчина, тем больше у него претензий к женщине.

24. Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, — вот что такое идеальная женщина.

25. Кокетство — это победа разума над чувствами.

Она была ведущим французским модельером, её модернизм, следование простоте в создавании одежды, сотворили из неё самую важную фигуру XX века в мире моды. Коко можно смело назвать королевой моды. Её цитаты покоряют как весь мир, так и в отдельности взятого человека.

Лучшая цитата Коко Шанель по версии сайт:
● Моду нельзя называть модой, если ее не носят на улице.

● Руки – визитная карточка девушки; Шея – её паспорт; Грудь – загранпаспорт.

● Женщины, которые не пользуются духами – это очень самоуверенные женщины, ибо шлейф правильно подобранных духов, который тянется за прекрасной дамой, всегда сопутствует образу, создаваемому ею, играя в создании этого образа совсем не последнюю, а иногда даже первую роль.

● Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые.

● Не люблю длинных пиджаков - при разговоре с мужчиной я не вижу, как он ко мне относится.

● У судьбы нет причин без причины сводить посторонних.

● Я создавала одежду для женщин всего мира, а теперь они стремятся ходить раздетыми.

● У меня осталось только одно неудовлетворенное любопытство - смерть.

● Выбирая аксессуары, снимите то, что надели последним.

● Люди увлекаются не модой, а лишь теми немногими, кто её создаёт.

● Молодёжная мода - плеоназм, старческой моды не бывает.

● Если Бог - мужчина, то мужчина - бог.

● Секс - главное в жизни мужчины, а женщина это только средство.

● Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.

● Бедность - не противоположность роскоши.

● Потеряв его, я потеряла все.

● Он стал самой большой удачей в моей жизни: я нашла его в лице человека, который не деморализовал меня… Он знал, как развить во мне уникальное за счет всего остального.

● Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам - она просто напросто глупа.

● В платье ищите женщину. Если нет женщины, то нет и платья.

● Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть.

● Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет.

● Если девушка не красится, то она слишком высокого мнения о себе

● Самый важный поступок - думать о себе. Во всеуслышание.

● Лучший модный аксессуар женщины-красивый мужчина!

● Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно - вот что такое идеальная женщина.

● Пища должна быть простой. Спать хорошо семь-восемь часов, если столько хочется, спать при открытых окнах. Вставать рано, работать сурово, очень сурово. Это не повредит никому, потому что это создаст бодрость духа, а дух в свою очередь, позаботится об участи тела. Не сидеть допоздна. В конце концов, что такого уж ценного в светской жизни, чтобы вы пренебрегли подушкой для того, чтобы бодрствовать до раннего утра!

● У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

● Нельзя одновременно иметь две судьбы - судьбу необузданного дурака и умеренного мудреца. Нельзя выдерживать ночную жизнь и быть в состоянии создать что-то днем. Нельзя позволять себе еду и , которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой.

● Прекрасное остается, красивое проходит.

● Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги – не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся.

● Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи.

● Ныне молодые женщины одеваются не то как клоуны, не то как совсем маленькие девочки… Они не правы. Мужчины не любят маленьких девочек, а если и полюбят, то потом задушат…

● Обожание - вот это наука! Красота - всегда оружие! Скромность - оборотная сторона элегантности!

● Элегантная женщина должна ходить на рынок, чтобы над ней не смеялись домохозяйки. Те, кто в подобных случаях смеется, всегда правы…

● У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей.

● Так вот что такое слава: одиночество.

● Следы подлинной моды прошлых лет можно найти на картинах и в семейных альбомах.

● Сначала сшейте платье, потом уж подбирайте отделку.

● Скромность и роскошь - две сестры.

● Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.

● Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда оглядываются на их женщин, потому что они красивы.

● Переодеваться в чужой наряд восхитительно; позволять себя переодевать - печально.

● Наши дома - это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.

● Настоящее великодушие - это когда прощают неблагодарность.

● Мода, которую можно увидеть только в гостиных, это не мода, а костюмированный бал.

● Мода должна выпархивать у вас из рук.

● Мода - это иллюзия, что родилась новая женщина, соответствующая своей
эпохе.

● Невозможно носить много настоящих драгоценностей, если вокруг не оказывается женщин, увешанных поддельными.

● К безобразию ещё можно привыкнуть, к неряшеству - никогда!

● Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!

● Бывает такой момент, когда до произведения искусства не стоит больше дотрагиваться - это когда нельзя сделать ещё хуже.

● Красивых мужчин быть не должно, а некрасивых не бывает. Бывает только мало цветов и тёплое шампанское.

● Не люблю длинных пиджаков-при разговоре с мужчиной-я не вижу как он ко мне относится.

● Мужчина способный на поступки, обречен быть любимым!

● Хорошо выкроенное платье идет любой женщине. Точка!

● Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.

● На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель.

● Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте.

● Женщина, которая не пользуется косметикой, слишком высокого мнения о себе.

● Своей манерой одеваться я вызывала насмешки окружающих, но в этом и состоял секрет моего успеха. Я выглядела не так, как все.

● Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой.

● Элегантность не в том, чтобы надеть новое платье. Элегантна – потому что элегантна, новое платье тут ни при чем.

● Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится.

● Роскошь - это необходимость, которая начинается там, где заканчивается необходимость.

● Быть гусеницей днем и бабочкой ночью.

● Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не в разуме, а в чувствах.

● Кокетство - это победа разума над чувствами.

● Красивое платье может красиво выглядеть на вешалке, но это ничего не значит. О платье надо судить, когда оно на женщине, когда женщина двигает руками, ногами, изгибает талию.

● Безвкусица имеет пределы, только хороший вкус бесконечен.

● Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

● Драгоценности - это целая наука! Красота - это грозное оружие! Скромность - это верх элегантности!

● Живое не может быть уродливым.

● Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

● Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.

● Очень дорогая одежда старит.

● Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна. Все остальные - ее тени…

● Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.

● Женщина ближе всего к наготе, когда она хорошо одета.

● У вас не будет второго шанса, произвести первое впечатление.

● Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

● Роскошь – это не вызов бедности, это вызов вульгарности.

● Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

● Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.

● Красивые глаза только у того, кто смотрит на тебя с нежностью.

● Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла.

● Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь.

● Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.

● Мода проходит, стиль остаётся.

● Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

● Никогда не забывайте, что внутри одежды находится женщина.

● Женщина должна одеваться так, чтобы её было приятно раздевать.

● «Когда надо пользоваться духами?» - спрашивает молодая женщина. «Когда хочется, чтобы тебя целовали», - отвечаю я.

● Он находил время, чтобы заниматься мною и чтобы изменять мне каждый день.

● После пятидесяти в счет идут уже дни!

● Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка.

● - Куда наносить косметику?
- А куда ты хочешь чтобы тебя поцеловали?

● Есть две вещи, которые мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены.

● Женщины хотят меняться. Они не правы. Я за счастье. А счастье в постоянстве и в том, чтобы не изменяться.

● Люди не умеют жить. Их этому не учат.

● Для независимости никогда не может быть чересчур много денег.

● Люди имеющие легенду – сами эта легенда.

● Никто меня ничему не учил. Я всегда училась сама, совсем одна.

● В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа; в тридцать лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь; а в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете.

● Самое лучшее в любви - это заниматься ею.

● Одна гримаса судьбы может испортить тонны французской косметики.

● Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.

● Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит она была одета идеально.

● Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.

● Возраст для женщины - не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца дней своих.

● Друзья, кругом одни враги!

● Шанель - это не мода, Шанель - это стиль.

● Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…

● Можно показывать бедра - но не колени!

● У женщин нет друзей. Их либо любят, либо нет!

● Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

● Мода - это то, что выходит из моды.

● Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.

● Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

● Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

● Если женщина не красива - то она просто глупа.

● Роскошь - это когда изнанка так же красива, как и лицо.

● Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

● Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.

● Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.

● В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30-его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, которые более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин.

● За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

● Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

● Мода, не нашедшая признания широких масс, уже не мода.

● Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

● не наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.

На этой странице находятся все цитаты Коко Шанель .

Коко Шанель, (Габриель Шанель) (1883 – 1971) француженка, законодательница моды

Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

О своем втором любовнике:
Он находил время, чтобы заниматься мною и чтобы изменять мне каждый день.

Объясняя, почему она отказалась выйти замуж за герцога Вестминстерского:
- Герцогинь Вестминстерских несколько, а Шанель - одна.

Куда наносить косметику?
- А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?

Мода - это то, что выходит из моды.

Молодежная мода - плеоназм; старческой моды не бывает.

Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.

Я делаю оптимистическую коллекцию, потому что вокруг все идет к худшему.

У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

О разработанном Кристианом Диором стиле «Новый взгляд»:
Одежда, предложенная мужчиной, который не знает женщин, у которого никогда не было женщины и который хотел бы быть женщиной!

Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.

Мода проходит, стиль остается.

О мини-юбке:
Можно показывать бедра - но не колени!

Раньше женщины боролись на своей собственной территории. Здесь каждое их поражение было победой. Сегодня они борются на мужской территории. Здесь каждая их победа - поражение.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.

Есть две вещи, которых мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены.

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.

На исходе пятого десятка лет:
Отрежьте мне голову, и вы не дадите мне больше тринадцати.

На седьмом десятке:
Любовь? Чья? Старика? Какой ужас! Юноши? Какой стыд!

Бывает такой момент, когда до произведения искусства не стоит больше дотрагиваться – это когда нельзя сделать еще хуже.

Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!

В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа;
в тридцать лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь;
а в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете.

В жизни каждого мужчины, есть только одна женщина. Все остальные ее копии…

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.

Днем будьте гусеницей, а вечером – бабочкой. Нет ничего удобнее, чем облик гусеницы, и ничей облик не подходит для любви больше, чем облик бабочки. Женщине нужны платья ползучие и платья летающие. Бабочка не ходит на рынок, а гусеница не ездит на бал.

Драгоценности – это целая наука! Красота – это грозное оружие! Скромность – это верх элегантности!

Если вас поразила красотой какая нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально.

Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не в разуме, а в чувствах.

Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти.

Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

Живое не может быть уродливым.

За любовь платишь в рассрочку, и, большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

К безобразию еще можно привыкнуть, к неряшеству – никогда!

Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

Как правильно сказано:…невозможно носить много настоящих драгоценностей, если вокруг не оказывается женщин, увешанных поддельными.

…Когда вы уже не плачете, это значит, вы больше не верите в счастье.

Кокетство – это победа разума над чувствами.

Красивое платье может красиво выглядеть на вешалке, но это ничего не значит. О платье надо судить, когда оно на женщине, когда женщина двигает руками, ногами, изгибает талию.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость – чтобы мы любили мужчин.

– Куда наносить духи?
– А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?

Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает.

Мне наплевать, что вы думаете обо мне. Вот я о вас вообще не думаю.

Мода – всегда отражение эпохи, но если это глупая мода, о ней забывают.

Мода – это и гусеница, и бабочка.

Мода – это то, что выходит из моды.

Мода выходит из моды, а стиль – никогда!

Мода должна выпархивать у вас из рук.

Мода, как и архитектура, – вопрос пропорций.

Мода, которую можно увидеть только в гостиных, это не мода, а костюмированный бал.

Моду нельзя называть модой, если ее не носят на улице.

Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.

Молодежная мода – плеоназм (сост.: стилистическое излишество); старческой моды не бывает.

Настоящее великодушие – это когда прощают неблагодарность.

Наши дома – это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.

Неудачное нововведение – это удручающе; неудачное воспроизведение прежнего – это ужасно.

Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

Однажды я сделала эскизы украшений. Сем увидел их и сказал: «Теперь у нас стали делать имитацию подделки».

Однажды я слышала, как старая портниха говорила молоденькой швее: «Не может быть пуговицы без петлицы». Эта чудесная и сжатая формула может стать девизом кутюрье, но также и архитектора, и композитора, и живописца.

Он находил время, чтобы заниматься мною и чтобы изменять мне каждый день.

Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.

Очень дорогая одежда старит.

Переодеваться в чужой наряд восхитительно; позволять себя переодевать – печально.

Платье – не одеяло. Оно создается для того, чтобы его носили. Оно держится на плечах. Платье должно висеть на плечах.

После пятидесяти в счет идут уже дни!

Роскошь – это необходимость, которая начинается там, где заканчивается необходимость.

Руки – визитная карточка девушки; Шея – ее паспорт; Грудь – загранпаспорт.

Сама мысль оказать поддержку профессиям, которые создают продукцию на один сезон, – полная чушь. Нельзя поддержать то, что может прожить лишь мгновение.

Самое лучшее в любви – это заниматься ею.

Скромность и роскошь – две сестры.

Следы подлинной моды прошлых лет можно найти на картинах и в семейных альбомах.

Сначала сшейте платье, а потом уж подбирайте отделку.

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

Так вот что такое слава: одиночество.

Так называемый хороший вкус губит некоторые истинные достоинства человека – например, вкус вообще.

У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей.

У Сен Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

Удобство принимает определенные формы. Любовь обретает определенные цвета. Юбка создана для того, чтобы можно было класть ногу на ногу, а пройма – для того, чтобы можно было скрестить руки на груди.

Художники по костюмам работают карандашом. Портные – ножницами и булавками: это совсем другое.

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

Элегантная женщина должна ходить на рынок, чтобы над ней не смеялись домохозяйки. Те, кто в подобных случаях смеется, всегда правы…

…Элегантность – это простота.