Гайд на Дарк Сира: Учимся жить моментом. Гайд на Дарк Сира: Учимся жить моментом Как играть на дарк сире

Плюсы:

Минусы:

Vacuum - может показаться, что умение наносит мало урона и это действительно так, но это и не самое главное. Основное применение умения, это стягивание врагов к центру воронки. Притягивание к центру происходит в течении 0.5 секунды и этот процесс сбивает все кастующие умения врага. Об этом обязательно стоит помнить, так как в арсенале Дарк Сира просто нет других умений, с помощью которых можно сбить каст или телепорт врага. Повышение уровня умения не только увеличивает урон, но и значительно повышает радиус вакуумной воронки. Это дает возможность практически всегда стягивать большую группу врагов. Сам Дарк Сир может реализовать возможность стягивания лишь частично. Можно например поставить стенку Wall of Replica , ну или накинуть на одного из врагов Ion Shell . Стягивание открывает невероятное количество комбинаций с другими героями. В Доте 2 есть много героев, которые могут оглушать или например наносить большой урон, но в очень маленьком радиусе. Даркс Сир является одним из немногих героев, который имеет возможность принудительно собирать врагов в кучу. Стоит понимать, что сам процесс стягивания занимает всего 0.5 секунды и вот как раз примерно за это время ваши союзники должны среагировать и применить свои умения. Так же стоит отметить то, что анимация перед применением умения составляет почти пол секунды, так что это тоже стоит учитывать во время боя. Умение не оказывает никакого действия на врагов с иммунитетом к магии. В центре вакуумного взрыва в радиусе 275 уничтожаются все деревья. Из минусов умения стоит отметить достаточно большой расход маны, большую перезарядку и не самую лучшую дальность применения (500). В остальном же умение просто отличное и может действительно изменить исход боя.

Ion Shell - хоть в описании умения и написано, что умение наносит урон каждую секунду, на самом деле урон проходит каждые 0.1 секунду по 3 | 5 | 7 | 9. В общей сложности умение может нанести 750 | 1250 | 1750 | 2250 магического урона одной цели. Умение невероятно мощное и дает Дарк Сиру очень хорошее преимущество уже на старте игры. Важной особенностью умения является то, что применять его можно на любую цель, и на дружественную, и на вражескую. К примеру если вы используете умение на своего крипа, то враги могут очень быстро его убить и в этом случае щит успеет нанести лишь часть урона. Если же вы используете щит на вражеского крипа, то в этом случае враги уже не смогут быстро расправится со своим крипов и они будут вынуждены терпеть урон от щита. Тут сразу же стоит отметить то, что щит не наносит урон цели, на которую вы его вешаете. В некоторых случаях умение может быть использовано даже для фарма леса. Для начала можно сделать 1-2 стака нейтральных монстров, а потом повесить щит на самого маленького монстра. В лагере нейтралов начнется суета, ведь щит начнет наносить урон и быстро убивать всех монстров. Именно за счет этого умения в начале игры Дарк Сир может нормально фармить вне зависимости от того, кто стоит против него на линии. Можно например спокойно стоять около своей башни и накидывать щит на пробегающих мимо союзных крипов. Само собой необходимо стоять рядом с вражескими крипами, чтобы получать опыт, но бывают ситуации, когда это не так-то просто сделать. В любом случае вы все равно будете фармить. Когда вы используете щит на союзных крипов, то не кидайте щит на самого первого крипа, так как именно он умирает самым первым. Лучше использовать щит на 2 или 3 крипа ближнего боя. В этом случае щит успеет нанести больше урона. Во время командных сражений щит хорошо использовать на союзных героев с атакой ближнего боя, которые первыми врываются в толпу врагов. В этом случае за время боя щит способен нанести просто тонну урона. Если в вашей команде есть герои с невидимостью, то иногда щит полезно кидать на них. Дело в том, что если невидимой герой подойдет к противникам (с активным щитом Ion Shell), то враги начнут терять здоровье, но визуально это никак не будет показываться. Умение не наносит урон врагам с иммунитетом к магии и щит можно спокойно снять с помощью очищения. Интересной особенностью является то, что перезарядка умения составляет 9 секунд, в то время как сам щит работает 25 секунд. Таким образом можно спокойно держать 2 работающих щита и урон в этом случае будет гораздо больше. Если вы используете умение на цель, на которой уже висит щит, то действие щита просто обновится.

Surge - сразу стоит отметить один очень важный факт. Цель, находящаяся под действием этого умения, не может быть замедлена. Что бы не произошло, Дарк Сир или выбранный союзник в любом случае будет двигаться с максимальной скоростью. Единственное, что может остановить, это какое-нибудь жесткое умение контроля (например оглушение). Благодаря этому умению Дарк Сир может быстро убегать от неприятеля и безопасно стоять даже на сложной линии. Обратите внимание, что умение применяется не мгновенно, а имеет 0.4 секунды анимации. То есть реагировать нужно быстро, иначе вы начнете каст умения и тут же попадете под контроль врага. Любое промедление может стоить жизни. За счет увеличения скорости передвижения Дарк Сир может спокойно играть с простыми сапогами на скорость и долгое время их не улучшать. В командных сражениях умение может быть использовано на какого-нибудь мощного союзного инициатора, который быстро догонит врагов и использует мощное умение контроля. Умение можно даже применять на союзных героев с иммунитетом к магии. Умение имеет нормальную перезарядку и совсем небольшой раход маны, так что применять его можно очень часто. Повышение уровня умения заметно увеличивает продолжительность действия ускорения. Ускорение может быть снято с помощью очищения.

Wall of Replica - для начала немного подробнее разберем механику умения. При активации Дарк Сир устанавливает достаточно длинную стенку. Если вражеский герой проходит через эту стену, то он тут же получает урон и создается копия этого героя, которая сразу же начинает атаковать врага. Копии не создаются из иллюзий врага или существ. К примеру если через стенку пройдет со всей своей сворой иллюзий, то появится лишь одна копия. Точно такая же ситуация будет и с , копия появится только одна. Следующий важный момент. Одновременно может существовать только одна копия одного героя. Если например враг прошел через стену и тут же убил появившуюся копию, то при следующем прохождении через стену, снова появится новая копия. Из-за этой особенности бой рядом со стеной становится очень проблемным занятием для врага. Также обратите внимание на то, что враг получает урон от стены только в том случае, если создается копия. То есть если например копия врага уже существует, то он может спокойно проходить через стену и соответственно новая копия не будет создаваться (так как еще существует старая) и урон враг получать не будет. Получаемый магический урон может быть заблокирован иммунитетом к магии, а вот копии будут создаваться в любом случае. Таким образом умение остается актуальным абсолютно на всех этапах игры. Копии героев наносят очень хороший урон, но при этом получают в 4 раза больше урона. Если в команде противника есть много АОЕ урона, то копии могут умереть очень быстро. Обычно ульт используется в сочетании с умением Vacuum . То есть устанавливается стена и враги стягиваются прямо в нее. Порядок использования умений может быть разным, все зависит от ситуации. Особенно сильно эффект ульта ощущается в те моменты, когда через стену проходит вражеский керри герой, так как появившееся копия начинает наносить просто огромный урон. Если бой проходит на какой-то узкой тропке или в ограниченном пространстве, то копии Дарк Сира способны очень быстро убить всю команду врага. Повышение уровня умения, не только увеличивает урон иллюзий, но и повышает дальность применения умения 500 | 900 | 1300. На первом уровне прокачки приходится подходить к врагам достаточно близко, так как дальность совсем небольшая. Также хочу обратить ваше внимание на большой расход маны и перед применением стены обязательно нужно считать хватит ли вам на все маны. Умение может быть улучшено с помощью . При этом урон иллюзий на максимальном уровне увеличивается на 50%. Улучшение конечно неплохое, но не сказать, что супер необходимое. В большинстве случаев лучше Аганим не использовать, а потратить деньги на какой-то другой, более подходящий артефакт.

8 9 10 11
1 3 5 7
2 4 14 16
6 13 18

Начальный закуп:

Учитывая то, что в большинстве случаев Дарк Сир начинает игру на сложной линии, для защиты очень хорошо использовать щиток . Если вы уверены в своих силах и точно знаете что урона будете получать мало, то в этом случае можно обойтись без щитка и сразу купить маску , которая в будущем нам понадобиться для получения . Обязательно стоит взять расходники на реген здоровья и . В начале игры своего регена маны будет не хватать для того, чтобы часто использовать колючий щит, а до еще надо дотерпеть. Чтобы как-то компенсировать недостаток маны, можно взять 1-2 бутылки . Если вы планируете будущую покупку , то оставшиеся деньги можно потратить на .

Основные предметы:

Ниже мы в первую очередь рассмотрим основные предметы для Дарк Сира, которые используются чаще всего.

Комбинация умений Vacuum + Wall of Replica может быть невероятно мощным оружием, если применять эти умения с другими героями инициаторами или героями, которые могут воспользоваться вакуумом Дарк Сира. Наиболее интересными союзниками являются герои: , и .

Дарк Сир является ярким представителем сложной линии. Конечно, можно в начале игры пойти фармить лес с применением умения Ion Shell , но это очень частный случай и о нем лучше забыть. Преимущество игры на сложной линии для Дарк Сира заключается в том, что благодаря умению Surge Дарк Сир может быстро убежать от врагов, даже не получив урона, а с помощью умения Ion Shell можно спокойно фармить, независимо от того, кто стоит против вас на линии. Даже если противник очень жесткий и не дает вам даже подойти к крипам, то можно спокойно держаться на максимальном расстоянии (желательно выдерживать расстояние 1300, чтобы получать опыт) и кидать на союзных крипов щит Ion Shell . В любом случае, даже если враг начнет активно добивать своих крипов, он все равно не сможет добивать всех. К тому же с повышением уровня колючий щит начнет наносить все больше и больше урона и добивать крипов врагу будет очень сложно. Важно понимать, что даже если враг не будет делать отводов, за счет умения Ion Shell Дарк Сир будет убивать вражеских крипов значительно быстрее и из-за этого линия начнет пушится. Если вы стоите против одного врага, то в принципе это терпимо и вы можете отойти от своей башни, чтобы как-то понапрягать врага. Желательно конечно выставить вард, чтобы вам не зашли в тыл. Если же противников на линии несколько, то далеко отходить от башни не стоит. Да, у Дарк Сира есть замечательное ускорение Surge , но если вы попадете под жесткий контроль врага, то это самое ускорение может и не помочь, так как вы просто будете стоять на месте и быстро терять здоровье. Свободное время луше потратить на то, чтобы например добежать до лагеря нейтральных крипов и сделать двойной стак. В последствии этих крипов можно будет спокойно зафармить с помощью Ion Shell . В крайнем случае например можно сделать двойной стак древних нейтральных монстров для сюзного керри героя, чтобы у него была в будущем возможность подзаработать золото. Лишний раз в начале игры рисковать не стоит. Если вам не удается постоянно получать опыт из-за агрессии врага, то просто довольствуйтесь золотом. Дарк Сир не сильно зависит от каких-то конкретных артефактов и может сразу покупать предметы для своей команды (например ). Таким образом вы как бы спокойно фармите (не умираю) и работаете на свою команду. Для Дарк Сира лучше всего оставаться на линии максимально долго и постараться вынести как можно больше золота. Идти куда-то в ганг особого смысла нету. Просто у Дарк Сира нет каких-то хороших умений контроля или высокого разового урона. Дарк Сиру конечно часто покупают Даггер , но вовсе не для того, чтобы начать например постоянно гангать другие линии. Обязательно держите при себе свиток телепорта . Во-первых, этот простой предмет не раз спасет вам жизнь. Во-вторых, если вы умете следить за картой и способны быстро реагировать на ситуации, то иногда можно прилететь на другую линию, ускорить союзника и тем самым спасти его.

По настоящему боевой потенциал Дарк Сира раскрывается в серьезных командных сражениях, то есть ближе к середине игры. Именно к этому моменту обычно команды начинают собираться вместе, а Дарк Сир докачивает свое умение Vacuum . Внимательно изучите состав своей команды и выделите тех героев, который могут извлечь выгоду от вашего умения Vacuum . Если такие герои есть, то старайтесь как-то комбинировать умения, чтобы стягивание героев не происходило впустую. Для Дарк Сира выгоднее всего, когда сражения происходят где-то в лесу или на небольших площадках. Дело в том, что именно в такой ситуации можно очень хорошо поставить стенку Wall of Replica (полностью перегородив путь) и использовать вакуум Vacuum . Если вам удается стянуть в стену хотя бы 3 героев врага, то это уже дает хорошее тактическое преимущество. Враг не может отвлекаться на убийство иллюзий, максимум он может использовать какие-то АОЕ умения, но если таких нету, то он точно не будет стоять и автоатачить иллюзии. В противном случае за это время ваши союзники просто убьют врага. Призываемые иллюзии не просто вносят хаос, но и действительно наносят хороший урон. Даже без Аганима на максимальном уровне, иллюзии практически наносят такой же урон, как и оригинал (вражеский герой) и за несколько секунд боя, суммарный урон будет просто колоссальный. Если среди ваших союзников есть мощные герои с атакой ближнего боя, то старайтесь использовать колючий щит Ion Shell именно на них. За счет защитных артефактов Дарк Сир конечно может выдержать часть урона, но все таки это не тот герой, который врывается в толпу и стоит там с целью нанести урон за счет Ion Shell . Не спешите использовать Surge . Данное умение одинаково полезно во время атаки и для того, чтобы спасти какого-нибудь союзника. Так что лучше немного потерпеть, но использовать умение с умом.

В целом конечно Дарк Сир не очень сложный сложный герой и бы его советовал тем, кто начинает пробовать свои силы на сложной линии. Дарк Сиром очень легко фармить и при этом можно действительно минимизировать количество собственных смертей. В бою же от вас потребуется только грамотное использование вакуума и правильная постановка стенки. Остальные умения использовать гораздо проще. Конечно чтобы добиться хороших результатов, то Дарк Сиром придется сыграть очень много матчей, научиться не только применять грамотно умения, но и вовремя использовать артефакты. В каких-то рандомных играх Дарк Сира использовать безусловно можно, но настоящий потенциал героя раскрывается в тех случаях, когда вы играете в команде с понимающими людьми и комбинируете умения Дарк Сира с умениями других героев.

Dark Seer – это один из самых гибких героев в Доте с крайне эффективными способностями. В ПРО играх его обычно берут для какой-нибудь супер комбинации в драке, ну и чтобы можно было спасти важного героя в команде. Он может стоять и с кем-то, и в соло, и даже в лесу.

Плюсы и минусы

Плюсы:

[+] Хороший прирост Силы и Интеллекта

[+] Очень много брони в начале

[+] Может стоять где угодно

[+] Можно легко убегать как самому, так и помочь убежать союзнику

[+] Очень силён в драке

[+] Хороший аушер/фармер

Минусы:

[-] Скудный прирост Ловкости

[-] Нет ни одного стана и способности с направленным уроном

[-] Трудно денаить крипов

[-] Не самый лучший саппорт на линии

Комментарии к способностям и скиллбилд

Как и все способности Дарк Сира, имеет множество применений и некоторые детали:

  • Уничтожает деревья в радиусе применения
  • Даёт министан, что позволяет прерывать телепорты и прочий каст
  • Круто сочетается с нашей ультой
  • Кастуется на небольшом расстоянии

Обычно, этот скилл максят после Ion Shell, чтобы увеличить радиус поражения. Это очень поможет, когда начнётся тимфайт или нужно быстро сбить кому-то телепорт.

Ion Shell

Единственный твой скилл, который действительно наносит урон. Используется вообще везде, где только можно, начиная от фарма и заканчивая огромным дпсом в замесе.

Наносит он урон не сразу, а раз в секунду, так что чем больше будешь находить рядом с врагом (или это будет твой союзник/иллюзия/крип), тем больше урона нанесёшь. Можно легко пушить и фармить, тебе даже не обязательно находиться рядом, можешь просто наблюдать с базы. Вот несколько примером использования способности:

Повесить на союзного крипа ближнего боя , только не нужно вешать на первого крипа в волне, чтобы его убили первым. Так же мы пропушим линию, а это не очень хорошо, фарм нам нужен, как и опыт. Хорошо сработает против мили героев, который пытаются пофармить, но не против дальников. А ваш керри вам спасибо не скажет.

Повесить на вражеского крипа . Чаще всего, это намного лучше, чем кастовать на своих крипов – враг не может добить своего крипа, пока у того больше половины хп. Ну или если нет нужного скилла. Отлично подойдёт для антипуша, а если повесить на дальнего крипа, то врагу придётся проходить через боль, чтобы пофармить.

Повесить на союзника . Опять, тебе не скажут спасибо, если ты будешь мешать фармить, но вот ганг и драки – это уже другое дело. Очень весело наблюдать, как враг разваливает от двух щитов. Особенно, если второй щит невидимый…

Повесить на себя . Почти бесполезно на старте, но как только у тебя станет чуть больше хп, то можно.

Очень полезное заклинание для погони и спасения, можно использовать на любого союзника и себя, конечно же. Surge даёт максимальную скорость бега, что-то вроде Хасты, но длится меньше, хотя достаточно для добивания врага. К тому же очень дешёвый по мане.

Wall of Replica

Твоя ульта – это переворот драки в вашу пользу. Особенно в лейте. Чем сильнее ваши враги, тем сильнее эта стенка , так как они просто будут убивать об свои же иллюзии. Помимо весёлых иллюзий, они ещё и замедляются, когда проходят через Стену, причём замедляются неслабо.

Тут стратегия проста: цепляешь Вакуумом и ставишь Стену (сначала стена, а ПОТОМ вакуум). А ещё лучше комбинировать с другими АоЕ скиллами вроде Black Hole или Ravage. Получается просто WOMBO-COMBO.

Кд у него на самое маленькое, так что использовать надо с умом. Старайся поймать вражеского керри в стенку, чтобы его иллюзия убивала своих же.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18

Выбор талантов

-12% перезарядки 25 +70 урона от Ion Shell
+12 к силе +25 к интеллекту
+90 к урону +14 здоровья в секунду
+12% к уклонению +100 к дальности способностей

Таланты брать строго по ситуации, в зависимости от пика противника и твоего способа раскачки.

Предметы

Дарксиру не нужно много предметов, чтобы быть полезным, однако довольно часто у него есть деньги на недешёвые предметы.

Пока твои спелы не требуют большого количества маны, в начале игры нужно переключить своё внимание на что-то другое. Например на Observer Ward и Animal Courier .

Arcane Boots дадут очень много маны и помогут команде, хотя некоторые игроки предпочитают сначала купить Soul Ring . Однако все они будут едины в одном мнении – зачем Дарксиру Phase Boots, когда у него есть Surge?

Так, одни предмет на ману есть, продолжает помогать нашей команде. Для этого стоит собрать Mekansm , если никто его ещё не собрал. В другом случае можно купить Pipe of Insight, особенно если у них много маг урона.

Если хочешь танковать, то Vanguard будет хорошим выбором, он даст много хп и блока + реген. Так же можно рассмотреть как варианты Force Staff и Eul’s Scepter of Divinity , тут уже по ситуации.

Если появилось много денег, то можно купить Aghanim’s Scepter . Если нужно танчить, то вперёд: Blade Mail и Heart of Tarrasque сделают своё дело. Нужен контроль? Бери Scythe of Vyse , Orchid Malevolence или Shiva’s Guard .

Предметы на урон Дарк сиру не нужны!

Тактика

Ранняя игра

Благодаря своим способностям можно будет убить кого-нибудь, особенно хорошо это может получиться в комбинации с каким-нибудь Pudge. Но не нужно быть слишком самоуверенным – ты пока что не супертанк, да и урон ты наносишь постепенно.

Старайся где-то брать реген маны и покупай саппорт итемы для команды, это очень важно. Если стоишь с партнёром на линии, то не нужно постоянно кидать Ion Shell, лучше побереги его для фарма стаков нейтралов. А ещё старайся предотвращать отводы, насколько это будет возможно.

Начну гайд по Дарк Сиру с определения роли этого героя. А роли у Dark Seer такие: Initiator / Nuker / Escape . Это означает, что тактика игры за Ish"kafel будет такой: мы должны инициировать драки с врагами, обычно это будет в середине и конце игры. Также нам надо сделать упор на атаку врага магией, т.е. юзать ее по кд. Также мы имеем способности, которые позволяют избегать смерти от врага. Поэтому выбор почти всегда сводится к стоянию (терпению) на сложном лайне. Это верх у сентов, низ у скоржей.

Что собирать Дарк Сиру?

Начальные предметы

Первичные предметы

Основные предметы

Предметы по ситуации

Т.к. маны нужно много нам, то берем соул ринг и арканы, а из предметов по ситуации обычно нужны пайп и аганим, но бывают случаи, что важнее собрать шиву, рефрешер, например. Так, что здесь нужно смотреть на то, что происходит в игре у вас в каждом конкретном случае.

Что умеет Dark Seer - Ish"kafel?

Vacuum - Dark Seer создает вакуум в выбранной области, который втягивает в себя врагов и наносит им повреждения.
Примечания:
Тип урона: магический.
Это заклинание прерывает произнесение заклинаний и предметов.
Притягивает юнитов в течении 0.3 секунд.

Ion Shell - Окружает выбранную цель колючим щитом, наносящим урон всем врагам вокруг.
Примечания:
Тип урона: магический.
Не наносит урон цели, на которую был наложен щит.
Урон наносится каждые 0.1 секунды.
Если использовать на юнита, на котором уже есть Ion Shell, то новый щит заменит старый.

Surge - Заряжает дружественного юнита энергией, на короткое время увеличивающей скорость передвижения до максимума.
Примечания:
Замедляющие эффекты не затрагивают юнитов, на которых наложена эта способность. Но ускорение может быть снято с помощью Purge или Demonic Purge.

Wall of Replica - Создаёт стену преломленного света, которая наносит урон и создает копии любого вражеского героя, проходящего сквозь нее. Копии врага служат Dark Seer.
Примечания:
Тип урона: магический.
Когда стена создает иллюзию вражеского героя, то она наносит 150 урона герою, иллюзия которого была создана.
Не создает иллюзии других иллюзий и копий Meepo.
Стена создается перпендикулярно к линии между Dark Seer и точкой, на которую ставится стена.

Как контрить Дарк Сира, враги, друзья

Враги: медуза, т.к. она своим ультом сводит наш ульт на нет.

Вот так выглядит Дарк Сир | Dark Seer Ish’Kafel |Заяц в самой игре.

Dark Seer / Заяц – очень плохая 3D-Max модель, результат наркотического опьянения креативщиков Blizzard. В общем Дарк Сир , по моему скромному мнению ужасен в прорисовке и несоответствии озвучки внешнему виду персонажа. Но это не мешаетзайцу тащить вражескую тиму на протяжении всей игры. В начале за счёт атакующей и наносящей очень много урона магии, а за счёт бешеного фарма и лучшей сборки. В общем Ion Shell решает. Если кому-либо потребуется соло на лайне, то при определённом каче и начальном закупе Dark Seer может стать даже быстрым лесным фармером. Подробнее об этом расскажу после описания Item buil Дарк Сира и Skill Build .

Характеристики Dark Seer

Примечание***

Этот скил билд подойдет для стандартных игр в пабе. Первым делом прокачиваем щит, он является самым оптимальным по времени действия и наносит много урона, враги ближнего боя не смогут нормально фармить на линии с вами, плюс ко всему он требует мало мано и скил быстро перезаряжается. На втором уровне качаем именно скорость для страховки, например помочь союзнику убежать или спасти свою шкуру от смерти, ну и не забываем что скорость поможет нам догнать врага. Вторым скилом в приоритете качаем конечно же вакуум, которым можно стянуть в одну точку всю вражескую команду вместе скрипами, а если в команде есть массвой , ну вы поняли. Ульт я советую качать при раскладе игры, если ваша команда активно пушит или вас. Если чувствуете, фаст пушев не предвидится, ульт не качать лучше, от него толку вначале игры особо нет.

При таком скил билде начальный закуп особой роли не сыграет. Рассмотрим два варианта итем билда.

Item Build/Итем билд для Dark Seer / Заяц:

Начальный закуп для Дарк Сира/Начальный Item build для Dark Seer’a

Примечание***

Ветки дадут нам +3 ко всем атрибутам, колечко мы потом апнем до Rign of Basilius, а танго и пипетка маны восполнят нам потраченные единицы здоровья и маны. По началу ману мы тратим только на щит, ускорение

тратим только на крайний случай. Собираем ПТ(Повер Треадс) , затем , а если судьба нам подкинула удачных гангов, тогда мы собираем радиацию . Радиация+щит дают нам кучу монет и тут главное потратить на правильные артефакты. Если в вашей команде есть , не следует мешать ему фармить линию и расчитывать только на себя, при нескольких удачных вражеских нападений на вас, вы легко отстанете уровнем и вообще затормозите в развитии, а не сможет убивать врагов. Полезный предмет для Зайца это Шиви , она дает нам бешеный реген маны+запас маны, так же повышает нам броню и является активным предметом, помогающий сильно замедлить противников и нанести 300 урона. мы покупаем, только потому что сиром легко фармить, а все знают, что лишним не бывает, ну а так он как и дает нам бешеный реген маны и прибавляет больше 25 ед. к интеллекту. нам надо собирать, потому что вас захотят убить враги, уж сильно от вас много вреда, вначале драки который особо не заметен, но когда пасивно атакует радиация+щит+шива и в добавок вакуумом соберешь в кучу, весь фокус обычно срабатывает на Дарк Сире. Если встретили одинокую вражескую чайку, то врубаем Шиву, кастуем щит и успорение, затем бежим-бежим рядом пока враг не попадет в таверну. Не получилось накопить на , ливайте – вы DNIWE EBANOE!!! Ну или просто покупайте дешевые арты из составляющих, молчанку одобряю. Сам сто раз так делал.

В паре со стругом собирайте к 6 лвл палку-толкалку . Струг вешает ульт, накидывашь ускорение на того же перса и толкаете. Заберете даже с фул хп гарантировано, если конечно им не будет сам Чак .

Иногда случается, что твоей команде нет ни танка и ДДшника. Для такого дела Дарк Сир тоже сгодится, всё потому что дарк сир не бомж и даже нуб сможет им быстро нафармить монет без особого труда.

Покупаем в начале и деревьев . Фармим колечко на реген , костыль и

Dark Seer – это быстрый и чрезвычайно хитрый стратег, обладающий всеми способностями, чтобы дезориентировать врага на поле боя.

В умелых руках, он способен полностью изменить исход сражения.

Любая команда будет рада видеть в своих рядах опытного игрока в роли Дарк Сира.

Основные плюсы героя Дарк Сир Dota 2:

  • Превосходный инициатор
  • Отлично держится на хард-лайне, даже против триплы
  • Большой потенциал в дефе и пуше
  • Способность Ion Shell существенно облегчает фарм
  • Трудно поймать из-за Surge
  • Актуален с первых минут и до лейт-гейма

Минусы Дарксир Дота 2:

  • Не самая высокая скорость атаки требует некоторого привыкания
  • Сильно зависим от маны, особенно на первых порах
  • Чтобы грамотно использовать ультимейт и скиллы, нужно хорошее понимание игры и постоянные тренировки

Гайд по способностям Дарк Сир Дота 2:

Большинство способностей Dark Seer предназначены для помощи команде, но и в одиночку герой, при должном умении, способен доставить противникам кучу неудобств:

Vacuum

Наша «стяжка», скилл крайне многофункционален: стягиваем врагов под АоЕ, прерываем ченнелинг (блэкхол, например), догоняем убегающих, расчищаем место от деревьев – вариантов множество, все зависит от вашей фантазии.

Ion Shell

Интересный навык, вещающий на юнита щит, который будет дамажить всех, кто подойдет слишком близко. Для дистанционного фарма на лайне можно повесить на крипов, в замесе кидаем либо на себя, либо на союзников-милишников. Классика жанра – прожать шел на дружественного инвизера, попробуйте, это хоть и банально, но весело!

Surge

Дарк Сир – чемпион по игре в догонялки в Дота 2, ведь третий скилл на короткое время дает герою не только максимально возможную скорость, но и защищает от любых замедлений. От станов не спасает, но полезность навыка меньше от этого не становится.

Wall of Replica

Ультимейт, довольно большой барьер, создающий мощные иллюзии вражеских героев. Оптимальная тактика – поставить «стенку» и стянуть туда врагов первым скиллом, выживших добивать под щитом и ускорением.

Хотя, если вы и ваша команда сделаете все правильно, выживших вообще быть не должно.

Последовательность прокачки скилов у Dark Seerа

Лвл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Скил
Лвл 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Скил

Гайд «Как играть за Дарк Сира Dota 2?»:

Основной скиллбилд для Dark Seer:

Практически любой гайд советует первым скиллом всегда брать щит. Этот – не исключение, Ion Shell серьезно поможет фармить и пушить, может защитить от гангов на низких уровнях.

Затем лучше вкачать ускорение, и, в зависимости от хода игры, либо улучшать второй и третий скилл до появления ультимейта, либо вкачать первый, если уверены, что тиммейтам это может помочь.

Ульт максим не пропуская, после него уже обязательно качать (и применять!) Vacuum, последним докачивать лучше ускорение, ибо оно не так важно для героя, относительно остальных скиллов.

Существует так же вариант, «джангл-прокачки» для героя.

Дарк Сир лес не очень любит, но стоит там довольно уверенно. Если идете туда, лучше максить щит и стяжку, а ускорение оставить на единичке, да и то, на всякий случай.

Предметы для закупа Dark Seer:

Начальный закуп стандартный: щиток, реген (маны лучше две бутылки), копим на Соулринг, опционально можно собрать палочку для хила.

К мидл-гейму у нашего героя крайне желательны Арканы и Вангвард.

Если врываться кроме нас некому – берем Аганим и Линку, если инициаторы есть – тарим Шиву и Пайп.

Чаще всего игра заканчивается раньше, чем Dark Seer сможет накопить на пятый или шестой артефакт, так что в глубоком лейте все сугубо индивидуально и сильно зависит от пика противоположной команды.

Тактика игры за Дарк Сира:

В зависимости от позиции, тактики игры за Dark Seer в Дота 2 будут сильно отличаться.
Можно написать отдельный гайд по каждому из вариантов, но ограничимся основными моментами и нюансами:

Хард-лайн: играем агрессивно, но аккуратно, не даем крипам далеко пропушить, делая отводы. Чем ближе вражеские крипы будут к вашей башне, тем комфортнее будет фармить.

Изи-лайн: когда стоим не одни, можно харасить не особо живучих противников вторым скиллом, вешая его на себя или на союзных крипов. Если станет жарко – всегда можете убежать, включив Surge.

Мид: на центре Dark Seer чувствует себя не так хорошо, но дать достойный отпор оппоненту тоже может, если внимательно отнесется к контролю рун и будет слушать информацию о миссах.

Лес: в лесу персонаж может провернуть одну уникальную фишку: сделав двойные (тройные или квадро, если умеете) стаки, покупаем Смоук и под ним включаем наш щит, убивая нейтралов в невидимости.

Если не получается, то лучше не умирайте в попытках, а фармите обычным способом.

Когда начнутся серьезные замесы, нужно чаще прибегать на Surge, давать стяжку, стенку и добивать выживших после прокаста и АоЕ союзников врагов.

Один на один драться тоже можно, но противника лучше выбирать осторожнее, многие герои могут легко «разобрать» Дарк Сира без особых усилий.

Помните, что чем больше вы играете, тем быстрее достигните мастерства, поэтому не бойтесь поражений и тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь!

Dark Seer так же известен как DS, Seer, Ish"kafel, русские игроки зовут ДС’ом, Сиром, Дарк Сиром, а опытные игроки иногда говорят «заяц» (так героя называли в первой DOTA).

Лайнинг героя

О том на какой линии герой лучше себя чувствует при прокачке видно в следующей таблице.