Главные правила для родителей. Правила поведения для родителей

Рекомендации для родителей

«Шесть правил, которые должен знать каждый родитель «

Подготовила социальный педагог Шуклина Татьяна Ефимовна


1. Говорите о том, во что вы верите.

У любого взрослого человека есть свои жизненные правила, принципы, убеждения, ценностные приоритеты. Если вы хотите, чтобы они стали для ваших детей образцом, нужно открыто говорить о том, во что вы верите. Дети должны знать о вашем отношении к Добру и Злу, к правде и лжи, к ответственности за свои поступки и т. п. Это чрезвычайно важно, так как авторитет родителей позволяет детям уже в раннем возрасте учиться принимать правильные решения. Очень важно также, чтобы проповедуемые вами истины подтверждались вашими делами, поведением, жизненной практикой.

2. Устанавливайте в доме четкие, обоснованные и разумные правила.


Дети знают, что за нарушение семейных правил будут обязательно наказаны. Если же с детьми подобных разговоров не велось, необходимо сделать это как можно скорее. Очень важно привлечь детей в соавторы вырабатываемых в семье правил. Это не только воспитывает в ребенке ответственность, но и не позволит ему в дальнейшем считать наказание несправедливым. Семейные правила должны предусматривать самые разные случаи и ситуации, в которых может оказаться ребенок, будь он дома, в гостях или на вечеринке.

3. Не подвергайте своих детей искушению.

Идеальный выход - полностью очистить дом от сигарет, пива и прочих алкогольных напитков. Лекарства храните в недоступных для детей местах.

4. Убеждайте своих детей в преимуществах активного деятельного образа жизни.

Безделье, скука, отсутствие контроля становятся хорошей почвой для детской наркомании. Часто родители ссылаются на свою занятость, на физическую невозможность быть рядом со своими детьми каждую минуту. Но этого и не требуется. Нужно вместе с детьми выработать план повседневных занятий, интересных дел, которые наполнят смыслом и пользой каждый их день

5. Боритесь за здоровый образ жизни.

Тем, кто ставит перед собой благородные цели, всегда труднее, чем тем, кто ничего не делает. Пусть вашей целью станет здоровая жизнь, дружная семья, счастливое будущее детей. Научитесь сами и научите детей отделять зерна от плевел, хорошее от дурного, полезное от вредного.

6. Верьте своим ощущениям и подозрениям.

Никто лучше родителей не знает и не чувствует своих детей. Поэтому, если вам вдруг показалось, что ребенок пробует наркотики или вернулся к ним снова, действуйте, не колеблясь ни секунды.

Карта родителей

Дорогие родители! Быть родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя - это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Кара ролей родителя это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста.

Родитель – «воспитатель»

Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни».

Родитель – « кормилец»:
- обеспечивает регулярность питания;
- обеспечивает разнообразным и здоровым питанием;
- при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей;
- прививает ребёнку понятие вкуса;
- приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу;
- побуждает ребёнка к приготовлению пищи.

Родитель – «обеспечивающий одеждой»:
- заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда;
- одевает ребёнка с учётом климатических условий;
- обучает ребёнка следить за одеждой;
- уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка.

Родитель – «воодушевляющий»:
- способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка;
- даёт ребёнку игрушки. Книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления;
- поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например, сопровождая его на праздники, занятия и т.д.

Родитель - «защитник отдыха (сна):
- обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна;
- обеспечивает ребёнка спокойным и безопасным местом для сна;

Родитель - «расходующий деньги»:
- удовлетворяет основные нужды ребёнка;
- зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка;
- объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате;
- создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например: на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости.

Родитель – «следящий за чистотой»:
- заботится о гигиене ребёнка;
- обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене.

Родитель – «поддерживающий порядок»:
- запрещает сорить на улице и в общественных местах;
- следит за чистотой в доме,
- обучает ребёнка убирать свою комнату;
- по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме.

Родитель – «лечащий болезни»:
- при необходимости отводит ребёнка к врачу;
- отвечает за лечение ребёнка.

Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»:
- гуляет вместе с ребёнком,
- побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе.

Роль любящего родителя.

Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка.

Родитель – «любящий себя»:
- заботится о себе и своём самочувствии;
- при необходимости принимает помощь других взрослых.

Родитель – «дающий нежность»:
- с уважением выражает ребёнку свою близость;
- выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста;
- подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу);

Родитель – « дающий утешение»:
- выражает словами чувства ребёнка;
- выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие.

Родитель – «защитник»:
- просвещает ребёнка;
- защищает ребёнка от насилия и принуждения;
- контролирует свои импульсы;
- обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его развития;
- устанавливает ограничения для ребёнка;
- обучает ребёнка самозащите и самообороне.

Родитель – «одобряющий ребёнка»:
- одобряет себя;
- принимает, одобряет и ценит ребёнка такого, какой он есть;
- отличает сам поступок от совершившего его.
- уважает ребёнка;
- понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений;
- обращает внимание на положительные черты личности ребёнка;
- положительно оценивает его.

Роль – «Учитель жизни».

Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственности ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизнь

Родитель, обучающий навыкам будничной жизни:

- приучает ребёнка убирать за собой;

Обучает ребёнка гигиене;
- обучает ребёнка правилам поведения за столом, умению одеваться, поведения в общественных местах.

Родитель как духовный наставник:
- обучает ребёнка честности, равенству и другим морально – нравственным ценностям;
- разъясняет ребёнку ложные ценности, такие, как ложь, воровство, насилие, эксплуатация, сексуальное и другое надругательство.

Родитель как учитель социальных навыков:
- обучает ребёнка принимать во внимание других и подождать своей очереди;
- обучает умению выслушать других, а также – выразить своё мнение;
- просвещает ребёнка об опасных жизненных ситуациях;
- доставляет ребёнку умеренные разочарования, учит ребёнка их переносить и оказывает ему необходимую поддержку.

Родитель как пример:
- рассматривает свою деятельность в её сопоставлении с выдвинутыми ребёнку требованиями;
- отвечает за свои поступки и поведение;
- обучает ребёнка общепринятым правилам поведения;
- обучает ребёнка правилам дорожного поведения и правилам публичного поведения;
- заботится о соблюдении справедливости и соблюдении общественных ценностей.

Родитель как хранитель традиций:
- организует ребёнку праздники в соответствии с убеждениями семьи;
- способствует присоединению ребёнка к своим корнями помогает ему узнать о происхождении рода;
- хранит традиции собственной семьи.

Родитель как ценитель прекрасного:
- обращает внимание на эстетику (среды, обстановки, одежды и т.д.);
- оказывает поддержку в творческой и эстетической деятельности ребёнка;
- создаёт условия для чувственных наслаждений ребёнка.

Родитель как регуляторное звено между людьми:
Человек рождается с чувствами, и развитие этих чувств продолжается на протяжении всей его жизни. Распознанию и выражению своих чувств и нужд человек обучается уже в детстве. То, что человек слышит хорошие суждения о себе самом, является предпосылкой для формирования положительной самооценки, на основе которой развивается его самоотношение и самопринятие.

Родитель как собеседник:
- находится во взаимодействии с ребёнком;
- в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас;
- размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка.

Родитель как помощник в разрешении конфликтов:
- выслушивает высказывания ребёнка;
- выражает чувства ребёнка словами;
- помогает ребёнку принять решение и сделать вывод;
- оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении;
- разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства.

Роль: Родитель как устанавливающий пределы.

Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна стороны надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия.

Родитель как гарант физической неприкосновенности:
- контролирует своё поведение;
- Контролирует поведение других;
- предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.

Родитель, создающий безопасность:
- не оставляет ребёнка одного;
- не бросает ребёнка;
- обещает только то, что может выполнить;
- обучает действовать в неожиданных ситуациях;
- следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением;
- определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка;
- осуществляет наказания и поощрения;
- следит за учёбой ребёнка;
- устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка;
- обеспечивает достаточное количество сна и отдыха;
- знает и понимает запас своих сил и возможностей;
- умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств;
- умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию ит.д.).

Главные правила для родителей

Принципов и правил воспитания существует огромное множество, потому что они подбираются индивидуально для каждого ребёнка, в каждой отдельной семье. Тем не менее, существуют главные правила для родителей, которые необходимо соблюдать всегда и везде, вне зависимости от личных качеств. Это основные правила воспитания, которые позволяют расти ребёнку здоровым, как физически, так и психологически.

Для этого все родители должны:
Формировать у ребёнка положительный образ самого себя.
Родители обязаны приучать ребёнка к самостоятельности, а, значит, независимости от взрослого человека;
Давать необходимые знания, умения и навыки для полноценного роста и развития.

Несомненно, каждый любящий родитель хочет добра своему ребёнку и делает всё для него. Но, в большинстве своем, несмотря на это, родители допускают много ошибок в воспитании своих детей. Это связано и с незнанием важных правил, и с несдержанностью, и с желанием угодить своим детям любым доступным способом. Однако, многие ошибки, которые допускают родители, стоят их детям испорченного характера, кучи комплексов и совершенной неготовности к вступлению во взрослую жизнь.

Чтобы этого избежать, мы расскажем Вам о главных правилах для родителей, которые просто необходимо соблюдать, невзирая ни на что, или, хотя бы всеми силами стремиться к этому.

Главные правила для родителей

1. Единое воспитание.

Очень часто родители не могут сойтись во мнении, как воспитывать своё чадо, и каждый делает то, что считает нужным. При таком подходе способы и принципы воспитания родителей противоречат друг другу.
Когда такое происходит, ребёнок начинает приспосабливаться, чтобы угодить обоим родителям. Он начинает юлить, перестаёт быть искренним, начинает много лгать, изворачиваться. Причём, это становится его образом жизни. Так ребёнок вырастает ханжой.
Такая ситуация часто бывает между родителями и бабушками, которые вечно хотят угодить внукам и, если они живут в одном доме, то это становится огромной проблемой.

2. Избегать унижений.

Всеми способами старайтесь избегать унижений в отношении ребёнка. Не надо говорить ему такие фразы, как «Да чем ты думаешь?», «Ты вообще что-нибудь понимаешь?» и тому подобные. Главное, чего ждёт ребёнок от своих родителей - это поддержки, защиты и похвалы. Эти три составляющих мотивируют ребёнка, он хочет быть хорошим. Если его постоянно унижать, он может полностью потерять уверенность в себе, и ни к чему хорошему это не приведёт.

3. Не угрожайте.

«Я тебя ремнём выпорю», «Ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь». Когда Вы угрожаете ребёнку, кроме страха и ненависти к Вам, ребёнок ничего не чувствует. Если эти угрозы и подействуют, то только от страха, а не от понимания неправильности своего поведения. Он не будет хотеть исправиться, он будет делать это через силу, а, значит, с побочными последствиями.

4. Выполняйте обещания.

Всегда выполняйте обещания - это формирует в ребёнке уверенность в Вас, а, значит, и в себе. Очень важно, чтобы ребёнок ощущал уверенность в родителях.

5. Наказывайте правильно.

Наказывать ребёнка необходимо. Другое дело: как наказывать? Мы говорим не о тех наказаниях, которые несут физическую расправу, а о тех наказаниях, которые являются психологически тяжёлыми для ребёнка, но не вызывают при этом ощущения неполноценности.
Такие виды наказания всегда действенны для ребёнка: лишение ребёнка игр; лишение того, что ему нравится; изменение намеченных планов, которые интересны ребёнку; отсаживание на стул.

Также ребёнка можно поставить к стеночке, но не в угол (ребёнка нельзя ставить в угол). А, вообще, этот вид наказания лучше заменить отсаживанием на стул, ведь суть наказания не в том, чтобы у ребёнка заболели ноги, и он стал Вас тихо ненавидеть, а в том, чтобы у него была возможность спокойно подумать о своём поведении, попробовать разобраться, что не так, и осознать неправоту.

Что касается шлёпанья по попке, то надо понимать, что для ребёнка физическое наказание - это самое страшное. Все дети разные, одни от физического наказания не сломаются, а другие - даже от лёгких шлепков получат сильнейшее психологическое расстройство, которое отразится на всей дальнейшей жизни.
Одновременно с этим физическое наказание - это самое бесполезное, с точки зрения осознания ошибок. Дети после наказания не думают о своём поведении, они невольно думают о вашем отношении, о своём угнетении и так далее. Если это - ваш способ воспитания, то Вы, наверняка, заметили что ребёнок без ваших шлепков уже просто не слушается, а иногда их уже и недостаточно. А всё потому, что ребёнок всё это время не учится думать и рассуждать о своём поведении, а учится не бояться Вас. Наряду с этим, на ребёнка, кроме Вас, никто другой воздействовать не может, так как он не приучен обдумывать свои поступки, а бить его никто не будет. Ребёнку не страшно, значит, и слушаться не надо.

Наша родительская задача, когда мы наказываем ребёнка, не сделать ему плохо за какие-то проступки, а заставить его самостоятельно подумать: что не так. Вызывать желание это исправить - это очень важно.

Если Вы научитесь правильно наказывать, то ребенок, становясь старше, уже будет уметь самостоятельно и правильно рассуждать, а, значит, оценивать свои поступки. Это позволит ему избегать многих ошибок, позволит быть более самостоятельным и отвечать за себя.

Конечно, это не без Вашей помощи всё, во всём нужна родительская поддержка, но важно помнить что, какими мы воспитываем детей, такими они и вырастают.

6. Не заставляйте ребёнка в чём-то клясться и обещать.

«Поклянись, что больше этого не сделаешь».
Родители очень любят выпрашивать обещания у детей, даже понимая, что ребёнок его не сдержит. Так Вы учите ребёнка заведомо врать вам.

Рребёнок, конечно же, хочет Вам угодить, поэтому если Вы просите, то он пообещает, даже тогда, когда знает, что не исполнит обещания.
Это входит в привычку. Со временем, ребёнок понимает, что лучше пообещать всё, что Вы хотите и вас успокоить, чем Вы будете нервничать. Так и получается, что ребёнок творит неизвестно что, а родитель потом ума не приложит: «как это так получилось, как он докатился до этого и, вообще, он не мог». А всё он мог. Просто он так привык: вам обещать и быть для Вас хорошим, что Вы совсем успокоились и перестали воспринимать реальность.

Замените обещание «никогда так не делать» на обещание «стараться не повторять эту ошибку, и стараться думать».

7. Излишне не опекайте.

Даже сильное проявление любви и заботы может навредить Вашему ребёнку. Как мы уже сказали, задача родителей - научить ребёнка самостоятельности и независимости от взрослого. Это - важно, чтобы ребенок, вырастая, учился отвечать за себя и легко вступил во взрослую жизнь. Чрезмерная опека лишает его этой возможности, и ребёнок не может прожить жизнь так, как он хочет это сделать.
Кто-то не знает как, каким способом, ведь всегда мама всё решала. Кто-то и хочет, но под психологическим прессингом не может.
Поэтому всегда давайте ребёнку возможность к самостоятельности, приучайте его к этому.

8. Не требуйте полного и немедленного повиновения.

Ребёнок - это личность с характером, желаниями и эмоциями. Ребёнок - не робот и не собачка, поэтому Ваша задача: убеждать и предлагать, а не приказывать.

9. Не позволяйте ребёнку все, что ему вздумается.

Многие родители позволяют ребёнку все, что он хочет, даже если это вредит окружающим или является аморальным. Такой подход к воспитанию вредит ребёнку. Родители для того и нужны, чтобы оберегать и направлять своих детей.

10. Будьте последовательны.

Это значит, что, если Вы сегодня в хорошем настроении и разрешаете ребёнку сидеть за компьютером целый день, а завтра, вдруг, вспоминаете, что это вредно и начинаете запрещать, то для ребёнка неясно: "Почему?" Даже, если Вы начнёте ему это объяснять, то для него это будет - лишь Ваш каприз. Так ребёнок может запутаться, и это вызовет серьёзные проблемы. Поэтому всегда будьте последовательны в своих действиях и решениях.

11. Личный пример.

Вы можете сколько угодно учить и объяснять, что не надо врать, надо убирать за собой вещи, надо быть рассудительным. Но ребёнок не сможет это принять и осознать, если вы сами хаотичны, если он видит, что Вы лжёте (кому угодно), если Вы неаккуратны.

И, наоборот, можно не учить, но на Вашем примере ребёнок сам будет учиться, так как дети неосознанно подражают своим родителям.


Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребенком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребенка без присмотра? Психологи называет 10 правил поведения работающих родителей.

Правило первое. Не приходите домой голодными.

Голод не тетка. Из-за него человек становится раздражительным и нетерпеливым. У некоторых на этом фоне начинаются головные боли. Старайтесь перед приходом домой выпить хотя бы чашку чай или съесть йогурт.

Правило второе. Не переутомляйтесь.
Чрезмерная физическая и умственная нагрузка плохо влияет на самочувствие. Человек становится раздражительным. Ребенок вовсе не виноват в том, что вас загрузили на работе, к тому же он прост не поймет почему он вызывал раздражение. Переступая порог дома, оставляйте за дверью все «взрослые» проблемы.

Правило третье .Правильно расставляйте приоритеты.
Никогда не говорите о работе так, чтобы ребенок мог подумать, что она важнее его. Работа вам нравится, а ребенка вы любите.

Правило четвертое. Общение с ребенком важнее всего.
Не стоит отталкивать ребенка, если он пришел к вам в тот момент, когда вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом. Ребенок это человек, а ужин и работа могут и подождать.

Правило пятое . Ребенок должен быть помощником и равноправным членом семьи.
Не дискриминируйте ребенка, поручая ему самую неприятную работу по дому. Вроде мытья полов, посуды. Почему ребенок должен выносить мусор? Да потому, что командуете вы.

Правило шестое .Не самоутверждайтесь за счет ребенка.
Вы взрослый человек, и только по этой причине вы больше знаете и умеете. Вы лучше моете посуду и играете в компьютерные игры. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок в отличие от многих других современных детей вырос уверенным в себе и в своих силах, общаясь с ним, постарайтесь вести себя так, чтобы он чувствовал себя умелым и сообразительным.

Правило седьмое . Работа всего лишь средство для обеспечения семьи.
Если работа для вас стала смыслом жизни, заводить детей не стоит. Дети в таких семьях несчастливы. И торопятся поскорее вырасти. Это признак нездоровой семьи.

Правило восьмое
. Умейте слушать.
Многим родителям кажется, что все совершаемое ребенком, все его слова – незначительно и неважно. Он же маленький, что там может быть «глобального». На самом деле все дела, слова и поступки ребенка точно так же важны, как и ваши. И если вы будете презрительно или насмешливо смотреть на интересы и дела ребенка никакого доверия между вами не будет. Не оценивайте поступки ребенка, а постарайтесь их понять.

Правило девятое .Советуйтесь с ребенком.
Поверьте, ребенку интересно, чем вы таким занимаетесь на работе. Расскажите ему о ваших мыслях, переживаниях. Спросите у него совета, а еще лучше последуйте ему. Не думайте, что ребенок еще «не дорос» до «взрослых» дел. Это не так. Он может многого не понимать, но очень хорошо чувствует эмоции, и потому вас могут удивить детские советы. Ко всему прочему, советуясь, вы формируете у ребенка способность выражать собственную точку зрения, показываете, что между близкими людьми важны откровенность и доверие.

Правило десятое .Не попрекайте куском хлеба
Избегайте упоминать о материальной зависимости ребенка от вас. Это ранит ребенка и унижает его. У него может сложиться мнение, что он вам в тягость, и вы содержите его из чувства долга, что в корне не верно. Все должно быть по любви. К тому же, в старости, когда вы окажетесь в положении зависимого, вам не придется стыдиться того, что вы говорили когда-то.

1. Как можно чаще общайтесь

Главное правило «хорошего родительства» - быть в курсе даже самых незначительных событий в жизни малыша. Дети растут быстро, а это значит, что вы всегда должны быть очень внимательны и готовы к неожиданным переменам.
Слушая ребенка, разговаривая с ним как со взрослым, вы тем самым учите малыша правильно вести беседу. Не забывайте похвалить его за вовремя сказанные «пожалуйста» и «спасибо» или пресечь грубость, каприз. Конечно, ваше общение не может продолжаться 24 часа в сутки, но важно, чтобы он знал: у вас есть на это время. Утром, когда все спешат, а ребенок пытается что-то рассказать, извинитесь и пообещайте, что выслушаете его вечером. И обязательно вернитесь к отложенному разговору, тогда ребенок будет знать, что он действительно для вас важен.
Будьте внимательным и терпеливым слушателем, чтобы малыш доверял вам и в даль

2. Будьте последовательны

Дети любят предсказуемость. Режим, установленные ограничения дают им ощущение порядка и безопасности в окружающем мире. Четкие правила помогают избежать конфликтов и наказаний.

3. Проявляйте свою любовь при любой возможности

Родители по-разному проявляют любовь к своему ребенку.
К сожалению, очень часто родители относятся к нему так, что ему надо постоянно добиваться, чтобы его любили, заслуживать любовь какими-то качествами или поступками. Ребенок это понимает так: «Я буду любить тебя, если ты будешь таким: послушным, исполнительным, старательным, оправдывающим мои надежды». А чаще всего таким, который не осложняет «личную жизнь» родителей: «поел и спи», «играй сам», «не лезь», «делай так», «что тебе было сказано».
Ребенка воспитывают в неуверенности в собственной ценности, значимости. Благодаря такой условной любви вырастают «неблагодарные дети», не испытывающие нежных чувств к родителям.

Настоящая же родительская любовь предполагает безусловное принятие: «Я люблю тебя потому, что ты - мое дитя! Ты хороший, поступок может быть плохим!»
Ребенок ведет себя в соответствии с тем, каким он себя чувствует. Если он уверен в любви и признании со стороны окружающих, мир воспринимается как цветущий сад, если же он не осознает своей ценности, все вокруг наполняется обидами, отчуждением, холодом.
Только любовь родителей, их безусловное принятие вызывают у ребенка внутреннее стремление вести себя так, чтобы не потерять эту любовь.
Многие родители разговаривают со своим ребенком так, будто он совсем глупенький и ничего не понимает, и в конце концов ребенок действительно становится неспособным и глупым.
Если родители злятся на своего ребенка, тот становится идиотом.
Если родители верят, что ребенок может стать лучше, то это произойдет.
Ребенок становится таким, каким вы себе его представляете и говорите ему об этом.
Говорите постоянно ребенку, что он представляет собой большую ценность, как и любой живущий на Земле человек.
Учитесь этому у Владимира Леви: «Ты хорош (хороша) уже тем, что живешь на свете. Такого (такой), как ты, никогда не было, нет и не будет. Ты - капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо. Ты - чудо!»
Любому ребенку нужна ласка. И папа, и мама должны как можно больше целовать, обнимать, прижимать к себе ребенка, гладить его. Тогда он вырастет более свободным и будет вам доверять.

Исследователи определили, что каждому человеку для того, чтобы выжить, нужно четыре объятия в день, а для поддержания хорошего настроения - в два раза больше.
Прикосновение любящего человека к любимому - главное лекарство от всех невзгод! Оно значит больше, чем слово.
Важно помнить о том, что ребенку необходимо прижаться к матери во время опасности, в момент появления чего-то пугающего или просто нового, особенно перед засыпанием или при внезапном пробуждении, когда все вокруг кажется непонятным. Это самый главный защитный факт

Кстати, а вы обнимаете, целуете своего ребенка перед сном?
То, как вы смотрите на своего ребенка, тоже оказывает на него большое влияние.
Взглядом можно приласкать, а можно и убить.
Солнечным, золотым взглядом вы можете вдохновить вашего ребенка на выполнение самой скучной работы, мягким, серебряным - успокоить.
Эмоциональная открытость в воспитании даже важнее, чем последовательность. Когда ребенок знает, что мама и папа любят его несмотря ни на что, ему не так страшно, если вы вдруг рассердитесь.

4. Будьте гибкими

Многие родители постоянно колеблются между необходимостью следовать установленным правилам и желанием уступить ребенку, сделать ему поблажку. Будьте гибкими. Из любых правил бывают исключения. Обязательно объясните малышу, почему вы изменили свое решение и отклонились от обычного режима. Например: «Ты знаешь, что спать надо ложиться в 20.30. Но сегодня к нам приехали дедушка с бабушкой, поэтому ты можешь немного задержаться». Так вы научите своего ребенка быть гибким при решении той или иной проблемы. В дальнейшем это поможет ему приспособиться к переменам, не теряя уважения к правилам и ограничениям.
Однако, если ребенок время от времени устраивает истерики, не желая идти спать, это не значит, что надо изменить установленное время отхода ко сну. Наберитесь терпения и продолжайте настаивать на своем.

5. Определите свою позицию по отношению к ребенку

Русский педагог, врач, специалист в области изучения русского характера Петр Францевич Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на формирование личности ребенка:

Если родители не обращают внимания на детей, унижают их, игнорируют их потребности, не считаются с ними, не прилагают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными и лживыми, у них часто наблюдаются невысокий интеллект или задержка умственного развития.

Если родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства, то дети вырастут эгоистичными, поверхностными. Позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка при полном отсутствии самобытности чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности.

В тех же семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны, строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления.

Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым, ребенок в ответ на такое отношение начинает совершать дерзкие поступки, проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живут гнев и обида, он растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.

Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с его возрастом, препятствуют самостоятельности (например, не дают ему самому даже надевать ботинки), то они тем самым ограничивают его умственную и физическую активность. Дети растут ленивыми, социально незрелыми, неспособными взглянуть в лицо реальной жизни.

Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви, то дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными, скромными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате и из дома уходят любовь, родительская доброта, дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее они смотрят пессимистически, с чувством разочарования и горя.

6. Будьте информированными

Хорошие родители умеют интуитивно находить верное решение. А для этого надо быть как можно лучше информированным о возможностях и способностях малыша в каждом конкретном возрасте.
Неинформированные родители почти всегда переоценивают своего ребенка и часто испытывают разочарование. К счастью, сегодня существует обилие литературы по воспитанию детей. Так что да здравствуют знания! И не пренебрегайте таким ценным источником информации, как бабушки и дедушки, друзья, коллеги и соседи.

7. Давайте себе право на передышку

Забота о детях требует огромного напряжения физических и душевных сил. Конечно, из любви к ребенку можно выдержать все, но если малыш видит, чего вам это стоит, какая вы измученная и нервная, он думает:
«Мама очень устала, и все это из-за меня». Если же вы будете находить время на отдых и развлечения, ребенок поймет, что и у других людей есть cвои потребности, которые необходимо уважать. Иногда, чтобы снова почувствовать себя хорошим родителем, вам необходимо всего лишь немного отдохнуть. Просто скажите: "Сейчас я устала и хочу прилечь на 15 мин". Будьте уверены - малыш вас поймет!

8. Сохраняйте уверенность в себе

Если вы будете постоянно придерживаться вышеперечисленных правил, то очень скоро ощутите позитивные результаты. У вас появятся веские основания почувствовать себя хорошими родителями. А ребенок всегда будет уверен: мама и папа знают, как найти правильный выход из любой ситуации.

Илися Большакова
Тематический тренинг для родителей: «Полезные и бесполезные правила жизни в семье»

Тематический тренинг для родителей :

«Полезные и бесполезные правила жизни в семье »

Цели : повышение родительской компетентности , понимание природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребёнка; обобщение навыков рефлексии собственной воспитательной позиции в ситуациях затруднительного общения с ребёнком, когда он «сводит взрослого с ума» .

Воспитатель : Уважаемые родители ! Я рада вас приветствовать в нашем зале, предлагаю вам рассмотреть некоторые вопросы воспитания наших любимых детей. Возможно, сегодня мы найдем с вами оптимальный вариант родительского поведения . Только в дошкольном возрасте каждый ребенок чувствует себя повелителем джинов и волшебников, т. е. нас родителей , которые могут, и в его понимании должны, сделать для него все. Ребенок думает, что родители , как маги, удовлетворят его любое желание. Детское «хочу» все больше начинает вызывать напряжение, беспокойство , растерянность, раздражение и сопротивление родителей . Как известно, это порождает капризы и так называемую «неуправляемость » ребенка.

Рисуночный тест : «Поведение родителей в трудных ситуациях » .

Вот сейчас, уважаемые родители , мы попробуем изобразить, в виде метафоры, свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребенок готов «свести вас с ума» .

(Воспитатель берет лист бумаги, который разделен на 4 части :

1. «Что я разрешаю ребенку» ;

2. «Что я запрещаю ребенку» ;

3. «Что я разрешаю при условии» ;

4. «Что я запрещаю, но иногда уступаю» ).

Звучит музыка.

Родители объясняют , что они нарисовали.

Воспитатель : Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мы запрещаем детям все, что опасно для их жизни и здоровья и разрешаем все, что способствует их всестороннему развитию. Меня радует, что родители обдуманно подходят к своему поведению в сложных ситуациях.

Диагностика : «Какой вы родитель

Воспитатель подводит результаты диагностики.

Воспитатель : Милые мамы, я предлагаю вам обсудить правила жизни ребенка в семье . Прошу вас взять памятки, внимательно прочитать правила и объяснить свой выбор. Пожалуйста, кто из родителей начнет зачитывать правила ? (Родители читают правила , объясняя их смысл и приемлемость для своей семьи ).

Правила :

-правила (ограничения, запреты, требования) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье ;

Хорошо, если правил (ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностям ребенка;

Все ограничения, запреты, требования усваиваются малышом при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи ;

Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного;

Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего.

Воспитатель : Мы с вами обсудили все правила , согласились с ними, и я предлагаю вам взять эту памятку и пополнить свой родительский дневник .

Воспитатель : А сейчас мы пригласим наших любимых детей и попробуем наладить с ними контакт (дети заходят в зал) .

Воспитатель : Ребята, подойдите к своим мамам, нежно возьмите их за руки, ласково посмотрите им в глаза и передайте им свое тепло и любовь. А сейчас, дети, пригласите своих мам встать в круг.

Психологическая игра : «Комплимент»

Родители , дети, воспитатель встают в круг, опускаются на колени друг перед другом.

Воспитатель : Поприветствуйте своей доброй улыбкой друг друга и скажите друг другу красивые, добрые слова. (Каждый участник игры делает комплимент друг другу) .

Психологическая игра : «Поварята»

Все встают в круг – это «кастрюля» . Сейчас будем готовить «борщ» . Дети напоминают, какие овощи нужны для борща : картошка, морковь, лук, капуста, свекла. Под музыку все двигаются по кругу, музыка останавливается, ведущий выкрикивает по очереди то, что хочет положить в «кастрюлю» . Узнавший себя заходит внутрь круга. Движение продолжается. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается.

Воспитатель : Какие вы молодцы! Какой вкусный, полезный «борщ» мы приготовили.

Психологическая игра : «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки.

Воспитатель : Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. (Воспитатель говорит тихим голосом. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа).

Воспитатель : А теперь подышим вместе. (Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад) .

Воспитатель : Так не только дышит животное. Так же четко и ровно бьется его большое, доброе сердце. (Все положили руку на грудь, слушают свое сердце. Поставили руки на пояс, ноги на ширине плеч, наклоны в стороны : стук – влево, стук – вправо ).

Воспитатель : Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе.

Воспитатель : Мне было очень приятно с вами общаться, мои дорогие родители , мои любимые дети! Спасибо вам!