Годовалый ребенок не может дать отпор ровесникам. Как научить ребенка защищаться от обидчиков

Обычно, когда говорят о необходимости научить ребенка давать сдачи, речь идет о детсадовском возрасте или о дошкольниках. Но мне хочется поговорить о детях постарше – подростках.

Пубертат – время, когда гормоны играют, мнение сверстников ставится превыше всего и это тот самый момент, когда наиболее высока вероятность «сломаться».

В школе, во дворе идет самая настоящая борьба за выживание и слабых перемалывают, словно в камнедробильном аппарате. Унижения, избиения – практически каждодневная реальность подростка, о которой взрослые могут не знать до самого конца.

То, о чем родители не знают

Мало кто из детей расскажет своим родителям, что его унизили в школе. Да и не только родителям – взрослым вообще. В основном потому, что мы, взрослые, лишь отмахнемся от общих фраз типа «мне не нравится эта школа» или «мне там плохо». О том, что ребенка оскорбляют или делают что похуже, сам он не признается практически никогда.

Когда я училась в школе, мне довелось на себе испытать, что такое подростковая жестокость. Я была спокойным, замкнутым в себе ребенком, и старалась ни с кем не контактировать. За всю школьную жизнь применить физическую силу довелось лишь дважды – во втором и седьмом классе.

В начальной школе у нас был изумительный преподаватель, память о которой я буду хранить всегда в своем сердце. Она была преподавателем от бога. И был мальчик из большой, но, увы, неблагополучной семьи.

Однажды, когда учительницы не было в классе (да и вообще почти никого не было), этот мелкий гаденыш решил, что обрезать однокласснице волосы – это смешно. Ножик-бабочка блеснул, а девочка с трясущимися коленками пыталась куда-нибудь спрятаться. Но прятаться было некуда.

Не помню, как я оказалась между ними – на голову выше этого мелкого ничтожества. Мой брат тогда занимался карате и приемы отрабатывал на мне, как единственном доступном спарринг-партнере. Схватить за запястье и сильно сжать оказалось достаточно, чтобы мальчишка заплакал. Виноватой оказалась я – ведь никто не видел, что произошло на самом деле. Девочка от испуга не смогла ничего толком сказать, а я не хотела оправдываться.

Второй раз я ударила одноклассника, вернув ему «комплимент». За месяц до этого ему показалось смешным ударить меня, вернувшуюся в школу после операции, в живот. Больше всего на свете в тот момент я боялась, что шов откроется, я снова попаду в больницу, не успею сдать экзамены и останусь на второй год.

Все остальное время я молча собирала тетради, пересаживалась, отмывала учебники от яиц, тайком покупала новые – чтобы никто не знал, что произошло. Обрезала волосы, потому что жвачку из них выпутать было невозможно. Возвращалась из школы в пургу в туфлях, потому что ботинки были залиты водой. Много чего было – я молчала.

Сейчас, когда прошло уже довольно много времени, я чаще всего по-прежнему просто ухожу от конфликта. Чаще всего, но не всегда. Границы, которые другим людям не дозволено переходить, стали гораздо четче. И потихоньку думаю о том, как подготовить своего ребенка к нелегкой школьной жизни.

Почему люди терпят

Основная причина, почему дети, да и взрослые, терпят агрессию в свою сторону – это неуверенность.

Неуверенность в своей правоте, возможностях, навыках. Поэтому я стараюсь работать с ребенком по всем этим направлениям.

Уверенность в себе – основа не только противостояния с равными себе, но и вообще жизненного успеха. В моем доме запрещены такие слова, как «не могу», «не получается», «не умею». Не важно что – любой человек способен на все, что угодно, если он старается и не опускает рук. Я повторяю по сотне раз на дню: ты сможешь, у тебя получится, старайся.

Уверенность в поддержке – второй пункт, который не менее важен. Если ребенок не уверен, что его поддержат, он не сможет противостоять агрессии. Что бы моя дочь ни сделала – она всегда права. На улице, на людях – она все делает правильно, даже если это не так. Конечно, дома мы попробуем обсудить случившееся и придумать другие, более допустимые варианты решения вопроса, но это будет потом – и там, где будем только я и она.

Мой ребенок знает, что я всегда готова защищать ее, и поэтому не боится последствий. Так же она знает, что я не прощу «перебор» - поэтому старается держать себя в рамках.

Совсем скоро дочке будет пять лет – именно с этого возраста в нашем городе берут на айкидо. Это станет третьим кирпичиком в умении постоять за себя.

Уверенность в своих движениях – очень важно. Я выбрала именно айкидо, потому что это боевое искусство позволяет побороть противника вне зависимости от его веса, роста и силы. К тому же айкидо – искусство защиты, не применимое для нападения. Поэтому я могу быть уверена, что мой ребенок не станет агрессором сам.

И, наконец, последний навык, которым должен в совершенстве владеть современный подросток – это умение отвечать. Если человек отвечает правильно, велика вероятность, что с ним просто не станут связываться. Именно поэтому сейчас я изучаю «словесное айкидо» - метод, позволяющий достойно ответить, не скатываясь на уровень противника.

Тест-драйв

Конечно, мой ребенок еще слишком мал, чтобы в полной мере впитать в себя эти знания, однако вода камень точит.

Так получилось, что в качестве «подопытного кролика» судьба послала мне 15-летнюю девочку с довольно сложной судьбой. В 12 лет мать выгнала ее из дома «на вольные хлеба», естественно, что девочку сразу же невзлюбили в школе, дворе. Она не имеет возможности стильно одеваться, у нее старый разломанный телефон, за нее некому заступиться – в глазах сверстников она идеальная мишень.

Увы, но все, чем я могу ей помочь сейчас – это морально поддержать и иногда дать работу (она сидит с моей дочкой время от времени). Мы много разговариваем и о том, как противостоять окружающей ее агрессии – тоже.

За время знакомства я научила ее нескольким простейшим блокам, выворачивать руку нападающего и правильно выкручивать из захвата свою. Немного подняла самооценку, убедив, что во всем, что произошло, нет ее вины.

Сейчас я пытаюсь убедить ее сходить на консультацию к социальным юристам – ее семья отнюдь не из разряда асоциальных (крепкий такой средний класс), поэтому поведение матери совершенно мне не понятно.

Глядя на этого ребенка и изменения, происходящие с ней за время нашего «эксперимента», я понимаю, что выстроенная мной система самозащиты действительно работает.

Так что, надеюсь, она пригодится и кому-то из вас.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Родители нередко обращаются к психологам с проблемой: как научить ребенка постоять за себя? Другая проблема, которая волнует и родителей, и психологов, – это выбор способа постоять за себя. К сожалению, есть ситуации, когда применение силы оправдано. Когда это необходимо сделать? Следует ли родителю лично вмешиваться в детский конфликт, чтобы защитить своего ребенка?

«Опять тебе нос разбили? Сколько можно?» – мама накинулась на Сережу, едва тот вернулся из школы. Мальчик огорченно произнес: «Опять этот Петька… А что я мог поделать?» – «Как это что?! Нужно было постоять за себя!»

Наверняка многим из вас в детстве тоже говорили такие слова. А теперь ваш собственный ребенок нередко попадает в ситуации, в которых самым логичным и разумным был бы именно этот совет – постоять за себя. Но что это означает на самом деле? Какой смысл мы, взрослые, вкладываем в эти слова и как донести его до наших детей?

= Жертвы несправедливости =

Родители нередко обращаются к психологам с проблемой: как на­учить ребенка постоять за себя? Ведь окружающий мир суров и жесток, и в таком мире маленькому человеку придется нелегко… Однако практика показывает: мягкотелостью и «непротивлением злу насилием» в своих детях чаще всего недовольны именно те родители, которым в детстве не хватало уверенности в себе и умения дать отпор обидчикам. Таким образом, они часто переносят свой опыт на детство своих отпрысков, хотя в реальности ситуации могут быть совершенно разными. Нужно помнить: если вас в детстве обижали во дворе, в детском саду или классе, совершенно не обязательно, что ваш ребенок пройдет через те же самые испытания.

Другая проблема, на которую обращают внимание психологи, – это выбор способа постоять за себя. К сожалению, нередко родители, особенно папы, подразумевают под этим применение физической силы: «Что же ты растерялся и стоял разинув рот? Если в следующий раз полезет к тебе – врежь ему как следует, не бойся. Трусливых никто не уважает». Однако если родители учат ребенка отвечать на обиды силой, результат нередко бывает все равно далек от ожидаемого. Некоторые дети оказываются не в состоянии применить такую теорию на практике. Постоянно выслушивая наставления родителей, как нужно бить, если пристают, ребенок может психологически еще сильнее зажаться, стать более робким. Неагрессивный от природы и не желающий становиться агрессивным, он старается поменьше жаловаться на обидчиков и скрывает свои переживания и проблемы в отношениях со сверстниками, поскольку боится вызвать осуждение со стороны родителей. Такая скрытность отнюдь не способствует установлению доверительных отношений в семье. В результате ребенок утрачивает защитника в лице взрослого и воспринимает весь окружающий мир как весьма враждебный, полный опасностей.

Впрочем, есть и другая крайность: ребенок, получивший от папы указание физически давать отпор обидчикам и, возможно, сам по себе немного агрессивный от природы, как будто получает разрешение распускать руки. Он чуть что бросается в драку, уверенный, что ведет себя правильно: он ведь отстаивает свои интересы, борется за свои права! За такими детьми очень быстро закрепляется репутация неадекватных драчунов, с которыми не хотят общаться сверстники, а родители в детском саду или на кружке могут выжить хулигана из коллектива, заставить его уйти. Маме или папе возмутителя спокойствия иногда удается уговорить администрацию садика оставить драчуна в прежней группе, но тогда вокруг ребенка очень быстро образуется пустое пространство. С ним никто не хочет дружить или даже находиться поблизости из опасения спровоцировать агрессию. Отвергнутому ребенку тоже несладко, из-за чего он может начать мстить окружающим за изоляцию. К школьному возрасту у него может сформироваться убежденность, что кругом одни враги или, как минимум, равнодушные и никому нельзя доверять. Подобное мировоззрение отнюдь не безобидно: в подростковом возрасте оно может вылиться в тяжелую, затяжную депрессию.

Бывает, что драчун видит свою изоляцию так: если окружающие сторонятся меня, значит, они очень сильно меня боятся, и это хорошо! Иными словами, ребенок входит во вкус, страх окружающих перед ним тешит его самолюбие. Больше остальных в такой позиции рискуют оказаться дети, от природы обладающие повышенной обидчивостью и склонностью к доминированию, иными словами, с лидерскими задатками.

Нужно сказать пару слов о лидерстве. В последнее время полки книжных магазинов завалены книгами, посвященными воспитанию лидерских качеств, причем как в детях, так и во взрослых. Современная западная психология навязывает нам мысль, что только лидером быть здорово и замечательно. Другие варианты поведения в коллективе уже воспринимаются и позиционируются как удел неудачников. Очень жаль, что авторы книг по воспитанию лидеров совершенно не рассматривают вопрос, что станет с обществом, если оно целиком будет состоять из лидеров, – они будут отдавать распоряжения, а кто будет их выполнять? В действительности же любые другие формы общественного поведения ничуть не хуже, чем лидерство. Поэтому нам, родителям, не стоит поддаваться пропаганде и нацеливать ребенка на лидерство любой ценой. Вообще лидерство – в значительной мере врожденное качество, не поддающееся воспитанию. Поэтому не надо переживать, если ваш отпрыск не обнаруживает в себе стремления к нему. У каждого человека свое предназначение в жизни.

= Суть проблемы =

Рассмотрим и другую составляющую детских конфликтов – саму обиду как она есть. У нее существуют два аспекта: отношение к обиде самого ребенка и отношение его родителей. Бывает, что родители преувеличивают драматизм происходящего и учат ребенка давать отпор в ситуациях, когда объективно сверстник не сделал ему ничего плохого или совершил какой-то мелкий проступок. Например, настоятельно советуют толкнуть в ответ, да посильнее, товарища, который всего лишь, проходя мимо, случайно задел «несправедливо обиженного».

Важны также слова и образы, которыми оперирует родитель. К сожалению, иногда они безосновательно применяют понятия «унижение» и «оскорбление». Это неправильно. Конечно, есть случаи, когда действительно имеет место унижение одного ребенка другим, особенно в школьном возрасте. Но, к счастью, в действительности это происходит не так уж часто. Слово «унижение» в русском языке имеет очень сильный негативный оттенок. Называя обычный детский межличностный конфликт унижением, родитель маркирует таким образом ситуации определенного типа. В результате у ребенка не только искажается образ реальности, когда любая мелочь воспринимается как покушение на его чувство собственного достоинства, но и вместе с пустяковой обидой раздувается и самолюбие. Результатом становится повышенная конфликтность и, как следствие, одиночество.

= Варианты реагирования =

К сожалению, в детских сообществах обиды в той или иной форме и степени неизбежны. Что же делать родителям, если их ребенка обижают? Во-первых, в любой ситуации нужно вникнуть в детали происходящего. Так, маме может показаться, что чужой ребенок взял у ее сына машинку поиграть без спроса – в действительности же он мог спросить разрешения владельца игрушки, однако мама владельца этого просто не увидела и подумала, что игрушку отобрали. Во-вторых, если вы видите, что вашего ребенка действительно обижают – сознательно толкают, отбирают и нарочно портят его вещи, – а он почти никак на это не реагирует, нужно объяснить ему ситуацию и возможные перспективы ее развития. Так, ваше чадо может быть уверено, что обидчик ведет себя подобным образом по чистой случайности, не нарочно. Однако надо объяснить доброму ребенку, что у обидчика есть умысел (если это действительно так! – повторим, всегда нужно разбираться, присматриваться) и что это отнюдь не безобидно и результатом может стать ситуация, когда ему просто сядут на шею, требуя от него все большего и все сильнее ущемляя его интересы.

В-третьих, надо учить ребенка прежде всего договариваться. Общение в детском коллективе – это не только приятное времяпрепровождение, но и подготовка к взрослой жизни, а в ней вашему чаду будут встречаться самые разные люди, как спокойные, справедливые и рассудительные, так и весьма конфликтные. Конечно, в идеале нужно уметь договариваться с любыми оппонентами, хотя в реальности это не всегда возможно.

К сожалению, есть ситуации, когда применение силы оправдано. Когда это необходимо сделать? Следует объяснить ребенку, что он имеет право так поступить только в случае, когда обидчик сам уже применил силу по отношению к нему или к его товарищу.

Ребенок вас выслушал, вроде бы все понял – но вот к нему снова начал приставать тот противный мальчишка, а ваш отпрыск как будто позабыл все советы и снова стоит молча, никак не реагируя на обиды. Что поделать: для малыша, который еще только учится постоять за себя, следуя указаниям взрослого, самое трудное – преодолеть страх. Здесь необходимо терпение. Будьте готовы к тому, что не только с первого раза у вашего сына или дочери может ничего не получиться, но и со второго, и даже с третьего. Не ругайте ребенка, а просто скажите пару ободряющих слов: «Не волнуйся, ничего страшного не случится, если ты запретишь Пете брать твои игрушки без разрешения». Малыш может просто бояться давать отпор другим. Это чувство преодолевается легче, если он защищает не себя, а своего товарища, если заступается за более слабого.

Еще один способ преодоления страха – жалость к обидчику. Пусть ребенок (с вашей помощью, конечно) задумается: человек, который способен сознательно причинять зло другим, уже наказан, ведь с каждым злым поступком в его душе становится все меньше добра, и поэтому его вполне логично пожалеть.

Один из самых проблемных вопросов: следует ли родителю лично вмешиваться в детский конфликт, чтобы защитить своего ребенка? Нередко приходится слышать от взрослых людей мнение, что дети должны учиться разбираться со всеми своими проблемами самостоятельно. На первый взгляд это правильно, но если подумать, легко понять, что не всегда этому принципу стоит следовать. Дети действительно способны разобраться сами… вопрос лишь в том, как именно. Нередко при таком способе разрешения конфликтной ситуации выиграет тот, кто окажется сильнее, – и не всегда это будет тот, кто прав. Поэтому родители должны защищать своего ребенка, обратившегося к ним за помощью. Бывает, что к разрешению ситуации следует привлекать воспитателей в детском саду и педагогов в школе или на кружке. Стесняться этого не нужно: помните, что они несут ответственность за благополучие вашего ребенка, находящегося у них.

Увы, бывают случаи, когда ни один из способов разрешения конфликта не дает результата. Тогда единственный возможный выход – изъять ребенка из конфликтной среды. Но не всякий родитель оказывается готов на это пойти даже тогда, когда все остальные способы разрешения конфликтов исчерпаны. И в результате ребенку говорят: «Ничего не поделаешь, терпи. В другом классе тоже кто-нибудь обязательно будет тебя обижать». К счастью, это не так. Покинув конфликтный коллектив, можно попасть во вполне дружественный.

Конфликты между детьми были, есть и будут, пока дети только учатся общаться. Важно помнить, что для нормального развития психики ребенок должен верить, что мир в целом не враждебен по отношению к нему, даже если во дворе, в детсадовской группе или на кружке отношения не сложились. Задача родителей – сформировать в ребенке такое убеждение, и оно поможет ему в том числе и во взрослой жизни.

Тема самозащиты – одна из самых животрепещущих и сложных. В маленьком возрасте формируется характер и привычки, ребенок учится жить в социуме и впервые сталкивается с проблемами. О том, как научить ребенка постоять за себя, больше переживают отцы. Если отец в детстве мог дать отпор, он уверен, что его сын вырастет таким же. Если же у него не возникало трудных ситуаций или он не умел защитить себя, он будет более внимателен к тому, чтобы сын не повторил его судьбы.

Школьный или детсадовский коллектив можно сравнить с типичным сериалом. Крепкая дружба нарушается бурной ссорой, проявляются более сильные характеры, дети начинают пакостить друг другу или, наоборот, помогать, они делятся игрушками и через какое-то время их отбирают. В садике дети несильно привязываются к друзьям или воспитателям, каждый из них является индивидуальностью. Лишь к концу 1 класса школы они обрастают более стойкими привязанностями.

Дети до 7 лет живут в ячейке семьи, то есть мама, папа и ребенок. Они еще не так сильно нуждаются в друзьях. Если в этой ячейке малышу было комфортно, то позже у него не возникнет проблем в обществе. Если же нет, могут появиться трудности. Почему возникают конфликты в садике? Дело в том, что общение детей с себе подобными довольно эмоциональное, часто контролирующее лицо (воспитатель) отсутствует и не слышит, о чем общаются ребята. Отсюда конфликты, дразнилки и обиды. Лишь к 7 годам вырисовывается характер ребенка. Он может быть агрессивным, уверенным в себе или чувствительным к чужому мнению. Если ребенок относится к третьему типу, ему особенно важно научиться постоять за себя.

Причины беззащитности

Почему ребенок в конфликте теряется и вместо того, чтобы показать себя и поставить на место обидчика, просто-напросто молчит и переминается с ноги на ногу? Психологи выявили несколько причин.

1. До трех лет его ограждали не только от настоящих, но и от мнимых опасностей. Поэтому вместо того, чтобы добиться своего, ребенок предпочитает уйти в тень.

2. Ребенок рос без отца или с отцом, но тревожной мамой, которая старалась уберечь его от конфликтов и «плохих» детей.

3. Мама – очень активный и целеустремленный человек. Она пытается все решить за ребенка из-за нетерпения или уверенности, что сама лучше справится.

4. Ребенок не видел никогда ссор родителей и не знает, что люди могут иметь другие точки зрения. Отсюда неумение проявлять защитные реакции.

5. Родители моментально заглаживали конфликты, если они вспыхивали и не давали ребенку отстоять свое.

6. Ему запрещали в детстве давать сдачи, поэтому ребенок не знает, как быть и не может научиться постоять за себя.

7. Ребенку важно оставаться хорошим, потому что драчуны для него плохие дети. Такое понятие обычно навязывается родителями. Молчишь – ты хороший, дерешься – плохой.

Ребенок в детском саду

Кроха протестует и не хочет одеваться в садик. Объясняет это тем, что там его обижают. Как быть в таком случае? Действительно ли это истинная причина или же ребенок просто услышал такую фразу и теперь повторяет ее вам? Чтобы научить ребенка в садике постоять за себя, вам нужно узнать, когда он получил такой негативный опыт. Спросите малыша, кого именно он боится и были ли подобные ситуации в группе.

Если в садике не срослось с коллективом и ребенку там не нравится, попробуйте компенсировать этот опыт другим. Запишите его в кружок и посмотрите, не повторится ли ситуация вновь. В первые дни маме желательно быть с малышом и проанализировать его поведение. Активен ли он в кружке или стесняется? Если молчит и поглядывает на вас, приободрите его словом или улыбкой.

Ему важно ощущать поддержку. Если он сможет раскрепоститься в кружке, где детей мало, ему будет легче это сделать и в группе. Особенно важно малышу с кем-то подружиться. Трудно сделать это самому – помогите. Подойдите к ребенку вместе и начните разговаривать. Детям проще в детском саду, когда они знают, что в кружке его ждут друзья. Затем и в садике получится завести дружбу.

Помощь ребенку в детском садике

Думать, что проблема решится сама собой недопустимо. Если ребенок сначала кого-то боялся, в потом перестал – это не всегда означает, что страх прошел. Возможно, он просто запрятал его в уголки души подальше от окружающих и не показывает вида. Но также не следует хватать обидевшего мальчика и на него кричать, вы же не знаете до конца ситуации. Так как научить ребенка защищаться в детском саду? Если в группе завелся хулиган и он обижает вашего малыша, объединитесь с воспитательницей, поговорите с ней. Пусть она за ним понаблюдает.

При этом постоянно разговаривайте со своим ребенком по дороге домой: как ведет себя тот хулиган, не обижает ли больше, с кем малыш дружит, как к нему относятся другие дети. Отличный эффект оказывают игры. Когда ребенок проигрывает ситуацию со своими игрушками, он ощущает себя выше всего этого. Сядьте к крохе на коврик и начните играть в детский садик. Как ваш малыш будет себя вести? Проанализируйте его эмоции. Такая игра покажет вам истинное положение вещей.

Модель – позиция жертвы

Не всегда дети умеют отстоять свою личность и поставить провокатора ссоры на место. Особенно ребенку трудно в школе, где так важно научиться давать отпор. Если малыш ощущает, что там его ждут сильные взрослые, которые могут за него заступиться, он не будет бояться окружающего мира и смотреть на сверстников с опаской.

Модель – позиция агрессора

Такого ребенка не научишь постоять за себя, он сам может обидеть кого угодно и стать зачинщиком конфликта. Это другая крайность. Дети-агрессоры, чуть что, могут сразу дать сдачи, не разбираясь в правых и виноватых. Из-за такой агрессии им трудно сдружиться со сверстниками, они его побаиваются и начинают строить ответные пакости. Поощрять постоянные драки тоже нельзя, иначе в подростковом возрасте они могут обернуться необратимыми последствиями. Если вы учите ребенка решать конфликты только кулаками, то ему может понравиться вкус власти над другими детьми. Тогда вернуть все обратно будет намного труднее.

Позиция взрослых

Неважно, хотите ли вы научить ребенка давать отпор в саду или школе, ваша позиция должна быть одинаковой – не впадать в крайности. Если малыш вам рассказал душещипательную историю, не спешите вооружаться против обидевшего забияки. Гляньте на реакцию вашего ребенка – действительно ли он обиделся. Если он это рассказывает весело, то паниковать не стоит. Возможно, вы вспомнили свое детство и в вас проснулись прежние обиды на задир. Не навешивайте свою обидчивость на ребенка. Ему наступили на ногу? Ничего страшного, бывает всякое, когда-то и он случайно наступит на ногу. Не воспитывайте из ребенка колючего кактуса, который на малейшую шутку реагирует кулаками или обидами.

Если у мамы или папы наблюдается недоверие к миру, желание идти по головам или пробиваться в обществе, они могут навешать такую позицию на ребенка. Тогда он станет в садике угрюмым и будет постоянно бороться с ветряными мельницами. Рассказывайте, что в мире добра очень много, а зло встречается редко. Покажите, что дети интересуются только собой и уж никак не строят козни против малыша. Такая позиция подходит, если проблема в саду или школе несущественная.

Когда обидчики действительно существуют и не дают ребенку покоя, ему нужно защищаться. Поэтому направьте все силы, чтобы научить ребенка не бояться обидчиков и постоять за себя. Однако, в первую очередь, начните сами защищать свое чадо. Желательно никогда не упрекать за то, что ребенок не может защититься. Как только он ощутит вашу поддержку, он сможет постоять за себя сам.

Негативная среда для жизни

Бывает так, что в группе или классе складывается неблагоприятная обстановка и чадебенку там невыносимо находиться. Если его постоянно обижают, нужно вытащить ребенка из этой среды и лишь потом пробовать научить постоять за себя. Сначала обратитесь к воспитательнице или учительнице. Она должна наладить атмосферу. Если педагог вас игнорирует или убрать раздражающий фактор ему не удается, идите выше – к завучу или администрации детсада. Дерутся не все дети, а только те, которых родители не воспитывают как следует. Если драки в классе или группе – нормальное явление и никак огородить ребенка не получается – переводите его.

Что делать, если вы сменили сад/школу, но ситуация не изменилась и ребенка травят и там? Возможно, он сам провоцирует скандал. В таком случае узнайте, как ведет себя сам ребенок. Может быть, именно он становится источником ссоры, пытается стать лидером или обидеть кого-то. Часто уязвимыми становятся те, кто испытывает внутри себя комплекс жертвы. Такие дети агрессивно относятся к другим и, соответственно, вызывают ответную реакцию.

Вселить вкус победы

Не позволяйте ребенку вырасти трусишкой. Если он боится дать отпор обидчику – это надо искоренять. Намного проще научить ребенка постоять не за себя, а за кого-то более слабого. Тогда он почувствует себя защитником и сможет преодолеть робость. Научите ребенка защищать себя словами, а не кулаками. Хорошо бы для начала проиграть эту сценку друг с другом. Постарайтесь быть обидчиком вы, затем поменяйтесь местами. Если ребенок научится это делать дома, он найдет слова и в школе.

Важно научить ребенка жалеть своих обидчиков или смеяться над ситуацией. Его пнули, он посмеялся и пошел дальше. В такой ситуации обидчики мигом почувствуют, что взять с этого малыша нечего. Но все же не мешало бы научить школьника азам борьбы в целях самообороны. Особенно это пригодится в старших классах, когда словами делу иногда не поможешь. Важно защищать маленького ребенка от обидчиков и поощрять более старшего давать сдачи, когда по-другому не получается решить конфликт.

Как научить ребенка постоять за себя?

Иногда решение не нужно. Не все проблемы нужно решать. Например, у ребенка взяли игрушку и позже ее отдали. За это затевать драку не стоит. Покажите своей реакцией, что здесь ничего обидного нет. Ведь игрушку забрали не силой. Если же кто-то выхватил мишку и убежал, посмотрите, как поведет себя ребенок, возможно, в такой ситуации не нужно учить его постоять за себя.

Внутренняя сила. Обычно ребенок не может постоять за себя, если внутри он не ощущает себя сильным и уверенным. Поэтому вселяйте в чадо достоинство, говорите ему, какой он молодец. Рассказывайте, что обижать друг друга непозволительно, поэтому молчать нельзя. Можете поставить в пример свою ситуацию из жизни или его папы (что еще лучше). Перенаправляйте внимание малыша на помощь другим и обретение друзей. Ведь дружат с теми, кто умеет защитить, дать игрушку поиграть или делится конфетами. Если ребенок плохо говорит о других детях, выискивайте сами у них положительные стороны и рассказывайте о них ребенку. Тогда он не будет ощущать мир враждебным местом.

Друзья повсюду. Позаботьтесь о том, чтобы научить ребенка знакомиться с детьми, если он не может постоять за себя. Чем больше будет друзей во дворе, на кружке или среди ваших знакомых, тем свободнее себя почувствует малыш в садике или школе. Он будет знать, что за него другие дети и поэтому не станет слабаком, когда его начнут обижать.

Только добродушие! Старайтесь снизить агрессивность ребенка. Проведите ревизию его занятий и мультиков. Старайтесь, чтобы он меньше смотрел мультфильмов и фильмов об оружии, преступниках, не обсуждайте при нем политику и войны. Намного легче научить спокойного ребенка давать отпор в школе, чем агрессивного. Если малыш отвечает враждебно вам, игнорируйте это и говорите, что вас такой тон расстраивает. Показывайте, что с агрессией подходить к другому непозволительно.

Ваша любовь. Дайте ему почувствовать опору в вас. Что бы малыш не натворил, никогда не обзывайте его. Возможно, позже вы забудете эту ситуацию с ним вместе, но слова запомнятся надолго и заставлят вести себя согласно сказанному. Часто ребенок не может в коллективе постоять за себя, когда его дома обзывают или шутят над ним.

Показывайте пример. Чтобы научить ребенка постоять за себя, покажите, как это надо делать. Малыш поссорился с кем-то в песочнице? Не думайте, что они дети разберутся. Ведь они даже не знают, как себя вести в таких ситуациях. Поэтому вам надо им это показать. Проблема решается благополучно, когда оба оппонента довольны.

Поощрение щедрости. Возможно, малыш с радостью отдает все свои игрушки детям и вы думаете, что ребенок не может постоять за себя. На самом деле это говорит о том, что малыш еще не сталкивался со злом и воспринимает всех как своих друзей. Поощряйте это, но без крайностей. Когда игрушку отбирают силой и ваш кроха сидит в недоумении, вы обязаны вмешаться и показать, как надо отвечать. Например, скажите драчуну: «отдай игрушку Сереже и теперь попроси ее спокойно».

Самим – никак. Если ребенок совсем маленький, он точно не сможет постоять за себя. Не оставляйте малыша одного в песочнице, всегда находитесь рядом, чтобы он ощущал родительскую поддержку.

Создайте дома теплую атмосферу. Среда, в которой растет ребенок определяет, может или не может он постоять за себя. Никогда не сравнивайте малыша или его папу с кем-либо. Покажите, что ваша семья – крепкая и нерушимая. Найдите грань между опекой или свободой и соедините эти два понятия своей любовью.

Признание вины. Важно на своем примере показать, что в признании вины нет ничего плохого, ведь все люди ошибаются. Ребенок не может постоять за себя, если думает, что сам во всем прав. Он может просто не замечать, как провоцирует других на грубый ответ. Если кроха специально кого-то обижает, расскажите о последствиях. Если он что-то сделал нечаянно, то научите его просить прощения и объясните, что любая ситуация обратима.

Гашение дразнилок. Малыша могут задирать как в школе, так и в детском саду при помощи обидных прозвищ. Научить ребенка постоять за себя можно таким образом: пусть он включает игнор. Его обзывают, а обидчика для малыша в данный момент не существует. Игнорирование – это сильное противодействие. Если же обзывания становятся постоянными и прилюдными, задумайтесь о переводе в другой коллектив.

Защита других. Когда ребенок сможет постоять за себя, он не будет безразличен к проблемам других. Расскажите ему, что он не должен испытывать робости или чувства страха. Если встал на защиту младших, пусть будет уверен и идет до конца.

Умение говорить «нет». Особенно важно научить ребенка постоять за себя в сочетании с умением отказывать манипуляторам. Если заметили, что альтруизм превышает допустимые пределы – ребенок отдает свои деньги более сильному, дает списывать и несет чей-то портфель, значит, ситуация критична. Расскажите, что дружба – это бескорыстная помощь друг другу, а не манипулирование.

Спортивная секция. Запишите ребенка, который не может постоять за себя на спортивное занятие. Это может быть не только борьба, но и плавание, футбол, волейбол, танцы. Любой вид спорта закаляет и развивает сильный характер. Это то, что нужно, для умения защитить свою личность.

Шутки над собой. В наше время процветания сарказма нужно научить ребенка постоять за себя и улыбкой отвечать на шутки в свой адрес. Те, кто не боится быть смешными, чувствуют себя всегда в своей тарелке. Над ребенком шутят? Пусть он посмеется и подшутит сам над обидчиком. Тогда он не почувствует себя жертвой, а встанет в равноправную позицию.

Легко идти по жизни. Когда ребенок не может постоять за себя, он чувствует пессимизм и видит мир мрачным. Научите его легко относиться ко всему, потому что любая ситуация рано или поздно проходит и забывается.

Лучшие качества. Учите малыша развивать в себе самые лучшие качества характера. Когда ребенок не может в коллективе постоять за себя, он ощущает резкий спад настроения и чувствует себя ущербным. Пусть кроха станет лучшим по какому-либо предмету, примет участие в школьной олимпиаде или соревнованиях. Это поможет ему развить ту уверенность, на которой держится собственное достоинство.

Советы психологов:

1. Если вы являетесь свидетелем того, что ребенок не может постоять за себя, попробуйте вмешаться и создать для всех детей одну игру. Объединив зачинщиков с другими детьми и заняв их общим делом, вы сгладите ситуацию и сплотите коллектив.

2. Расскажите, как важно научиться давать отпор словами. Порой достаточно одной фразы, чтобы поставить драчуна на место. Например, «из моих друзей никто не обзывается» или «я не буду с тобой играть, если будешь так вести».

3. Когда научить давать отпор словами не получается, приходится применять более сильные методы. Если малыша обижают, пусть он ущипнет обидчика за руку. Это безобидно, но показывает внутреннюю силу ребенка.

4. Научить ребенка давать отпор в школе намного легче, чем в саду. Там детки уже более взрослые и лучше понимают законы дружбы. Иногда достаточно отвести обидчика в сторону и без улыбки твердым уверенным голосом сказать, что с ним так нельзя.

Ребенок не может постоять за себя лишь в том случае, если его этому не научили дома. Воспитывайте в малыше силу духа с самых ранних лет, и тогда вы вырастите справедливого человека с твердым характером.

Постоять за себя может быть очень сложно, если вы привыкли позволять другим делать все по-своему или приучились всем угождать. Если все время уступать окружающим, очень просто потерять себя. Умение постоять за себя - это способ заставить других людей уважать вас и перестать манипулировать вами. Забыть старые привычки самоуничижения и завоевать доверие, чтобы постоять за себя, не получится в одночасье, но маленькие шаги нужно начинать делать уже сейчас.

Шаги

Вера в себя

    Чувство уверенности в себе - это первый шаг в развитии способности постоять за себя. Если вы не верите в себя и не уверены в своих силах, почему другие должны уважать вас?

    • Окружающие люди очень быстро замечают человека, которому не везет и не хватает уверенности в себе, а это делает его очень удобной мишенью. Если вы уверены в себе, люди не смогут так просто задевать вас или считать вас слабаком.
    • Уверенность идет изнутри, поэтому занимайтесь тем, что помогает вам чувствовать себя лучше. Научитесь чему-то новому, похудейте, ежедневно повторяйте жизнеутверждающие установки. Изменения не будут мгновенными, но уверенность обязательно придет со временем.
  1. Ставьте перед собой цели. Цели дают вам ощущение важности происходящего, чувство контроля над своей собственной судьбой и помогают узнать, чего вы на самом деле хотите. И это знание является важной частью умения постоять за себя и не дать другим людям вытирать о себя ноги.

    • Мотивируйте себя амбициозными, но достижимыми целями на несколько следующих недель, месяцев или лет. Целью может быть все, что угодно: продвижение по службе, отличные оценки на учебе, участие в марафоне. Важно, чтобы достижение цели укрепило вашу веру в свои возможности.
    • Когда достигнете своих целей, оглянитесь назад, подумайте о том, сколько всего вам удалось сделать. Пообещайте себе не возвращаться к состоянию неудовлетворенного собой человека, которое было свойственно вам в прошлом.
  2. Будьте позитивны. Ваше отношение к жизни влияет на то, как другие люди воспринимают вас, и на то, как вы воспринимаете себя. Ваше отношение задает тон вашему голосу, качеству мыслей и отражается в мимике и языке тела.

    • Помните, что это отношение "заразно". Если вы общительны, радостны и оптимистичны, вы будете делать окружающих вас людей такими же: они будут любить себя и окружающий мир. Но если вы угрюмы, пессимистичны и видите все в черном свете, вы заразите этим негативом всех вокруг.
    • Людям нравится общаться с теми, с кем они чувствуют себя интересными и важными. Человек склонен прислушиваться и положительно реагировать на слова тех, кто любит жизнь.
    • Мы с большой вероятностью перестанем общаться с человеком, который ведет себя как пугливая лань или жертва. Старайтесь быть оптимистом, и вам будет гораздо проще постоять за себя.
  3. Перестаньте считать себя жертвой. Если вы думаете, что вы жертва, вы делаете противоположное тому, что должны делать: вы убегаете от ответственности за сложившуюся ситуацию и вините в своих проблемах кого-то другого.

    • У многих людей причина неспособности защитить себя кроется в страхе быть отвергнутым или осмеянным, поскольку такое уже случалось в прошлом. Принимая такой опыт близко к сердцу и прячась в свою раковину, вы будете воспринимать себя как жертву, а это значит, что постоять за себя вам будет сложнее.
    • Если с вами случались неприятные вещи в прошлом, постарайтесь поговорить об этом с человеком, которому вы доверяете. Это поможет вам понять причину психологии жертвы и проработать ее, а не спрятаться за ней.
  4. Любите свою физическую оболочку. Вы не обязаны выглядеть как люди на глянцевых обложках, но ваша внешность имеет значение. Подтянутый и здоровый вид подарит вам уверенность в своих силах, которая вам еще пригодится.

    • Найдите занятие, которое вам по душе (например, силовые тренировки, бег, танцы или скалолазание), и погрузитесь в него. Это не только улучшит ваше самочувствие и фигуру - вам будет весело заниматься своим хобби, а это сделает человеком, довольным своей жизнью.
    • Попробуйте заниматься боевыми искусствами или запишитесь на курсы самообороны. Философия боевых искусств усилит вашу уверенность в себе, а движения, которым вас научат, помогут вам постоять за себя в драке.

    Напористость

    1. Действуйте решительно. Решительность и напористость - важные условия способности постоять за себя. Это не банальность. Став решительным человеком, вы с большей вероятностью сможете добиться того, чего хотите.

      Почитайте литературу о том, как говорить "нет". Научиться отказываться - это один из самых сложных, но важных шагов на пути к защите себя. Если вы из тех, кто всегда говорит "да" из страха расстроить других людей, вы рискуете стать человеком, о которого будут вытирать ноги и кем будут пользоваться.

      • Например, если ваш начальник просит вас задержаться на работе, когда ваш коллега без проблем уходит ровно в 18:00, отказаться может быть очень сложно. Но если эта дополнительная работа мешает вашей личной жизни и отношениям с близкими людьми, вам нужно научиться стоять на своем. Не ставьте интересы чужих людей превыше своих - научитесь говорить "нет" тогда, когда это необходимо.
      • Умение отказываться позволит вам постоять за себя не только с людьми, которые вам угрожают, но и с друзьями. Вспомните приятелей, которые одалживают деньги и никогда их не возвращают. Решительность поможет вам попросить вернуть долг и отказаться дать деньги в следующий раз, сохранив при этом дружбу.
      • Люди могут быть неприятно удивлены, но они будут вынуждены привыкнуть к вашему новому поведению. Вполне возможно, что они даже будут уважать ваше новое качество.
    2. Следите за своими невербальными знаками. То, как вы стоите, ходите и сидите, сообщает окружающим определенную информацию. Положительные знаки привлекут к вам уважение других, согласие, доверие, а негативные знаки (сутулость, стремление закрыться и спрятаться) - это практически предложение пользоваться вами.

      Тренируйтесь защищать себя. Многим застенчивым людям это дается сложно, но это нормально. Нужно больше тренироваться, и вскоре вы станете решительнее, а к вашему мнению начнут прислушиваться.

      • Вы можете отказываться защищать себя лишь потому, что вы не можете произнести то, что нужно сказать в определенный момент. Запишите возможные фразы для сложных ситуаций и тренируйтесь произносить их, используя таймер.
      • Попросите друга помочь вам: пусть он играет роль сложного человека, который угрожает вам или унижает вас. Установите таймер на две минуты и начните практиковаться в ответах ему. Продолжайте тренироваться до тех пор, пока фразы не будут отскакивать у вас от зубов.
      • Можно тренироваться и в повседневной жизни. Например, если бариста перепутает заказ и подаст вам не тот кофе, который вы просили, вежливо скажите: "Извините, я заказывал кофе с обезжиренным молоком. Вы не могли бы заменить его?" Вскоре у вас появится достаточно уверенности, чтобы справляться с более сложными задачами.
      • Если человек расстраивает вас своим негативным взглядом на жизнь, не общайтесь с ним. Начните вежливо, но уверенно отдаляться от него. Не думайте, что вы обязаны объяснять таким людям, почему вы не хотите проводить с ними много времени.
      • Избегайте людей, которые любят оскорблять других, угрюмых людей и любителей отточить на вас свой сарказм. Вы ничего не получаете от общения с ними. Кроме того, позволяя им третировать вас, вы и им не приносите пользы.
      • Помните, что желание держаться на расстоянии от источников проблем не означает, что вы убегаете от этих проблем. Это важный шаг, потому что он помогает вам понять, что вы не позволите другим негативно влиять на вашу жизнь.

    Разрешение конфликтов

    1. Защищайте свою позицию спокойно и грамотно. Отбивайте словесные нападки; не давайте нападать на себя, провоцировать или вытеснять вас. Умейте защититься, когда вас пытаются вывести из себя, игнорировать или даже угрожают вам физической расправой.

      • Не стойте молча - гораздо лучше высказать то, что вы думаете. Даже если конечный результат останется неизменным, вы сможете доказать себе и другим, что вы не потерпите неуважения.
      • Чаще всего вежливого и четкого разъяснения неуместности комментария или поведения другого человека будет достаточно для того, чтобы дать понять этому человеку, что это недопустимо, особенно если при этом присутствует много других людей. Например: "Извините, сейчас моя очередь, и я спешу точно так же, как и те, кто хотят пролезть без очереди".
      • Не шепчите, не мямлите и не говорите слишком быстро. Тон голоса и скорость речи являются важной составляющей объяснения, которое вы хотите высказать, и вашей уверенности в себе.
      • Конечно, то, как вы будете защищать себя, зависит от ситуации, и если кто-то ведет себя непредсказуемо, подумайте о своей безопасности.
    2. Не будьте агрессивны. Не стоит прибегать к агрессии в попытке защитить себя. Агрессия и жестокость непродуктивны, они не помогут вам привлечь других людей на свою сторону.

    3. Избегайте пассивной агрессии. Откажитесь от пассивно-агрессивных реакций на действия людей и сложные ситуации.

      • Пассивно-агрессивные ответы - это действия, которые вы выполняете против своей воли, в результате чего в вас накапливается злость, ненависть к людям, из-за которых вы испытываете эти чувства, депрессия и чувство беспомощности.
      • Это оказывает негативное воздействие на ваши отношения и может подорвать ваше физическое и эмоциональное здоровье. Но основная опасность кроется в том, что такое поведение будет мешать вам защищать себя.
    4. Попробуйте превратить недостатки в достоинства. Способность превращать негативные реплики в ваш адрес во что-то положительное поможет вам. Если вы начнете поступать таким образом со всеми нападками, вы увидите, что их причиной, как правило, служит зависть и неуверенность в себе. Например:

      • Если кто-то считает, что вы много командуете другими, воспринимайте это как доказательство того, что вы прирожденный лидер, что вы умеете работать с людьми и управлять проектами и стремитесь к переменам.
      • Если кто-то называет вас застенчивым и нерешительным, считайте это комплиментом: вы не принимаете быстрых решений, потому что предпочитаете сначала обдумать все последствия.
      • Если кто-то считает вас чрезмерно эмоциональным и чувствительным человеком, вам следует радоваться, потому что это знак того, что у вас большое сердце, и вы не боитесь показать это другим людям.
      • Вам могут сказать, что вы уделяете карьере мало времени. Пусть это служит доказательством тому, что вы предпочитаете отказываться от лишнего стресса, потому что хотите прожить долго.
    5. Не сдавайтесь. Как бы вы ни стремились повысить свою уверенность в себе, будут дни, когда вам будет казаться, что вы возвращаетесь к тому, с чего начинали.

      • Не воспринимайте это как поражение - считайте, что это всего лишь мелкие отступления от плана перед большим рывком вперед. Следующие советы помогут вам:
      • Притворяйтесь, если вам сложно. Если у вас не получаете почувствовать уверенность в себе, ведите себя так, как будто вы полностью уверены в своих силах.
      • Будьте последовательны. Люди со временем привыкнут к тому, что вы можете постоять за себя, и будут ожидать от вас такого поведения всегда.
      • Помните, что кому-то ваше новое поведение может не понравиться. У вас уйдет время на то, чтобы заново наладить отношения с людьми, которые пользовались вами. С некоторыми людьми, возможно, вы уже не сможете больше общаться, поэтому не пытайтесь удержать то, что уходит.
    • Говорите уверенным, твердым голосом. Старайтесь разговаривать как человек, который знает себе цену. Это позволит вам донести свои мысли до окружающих.
    • Любите себя. Не вините себя за то, что вам страшно. Помните, что со временем страх пройдет.
    • Не кричите на людей - так вы будете запугивать их, и у них будет больше причин смеяться над вами или доводить ситуацию до абсурда так, чтобы всем было понятно, что вы вышли из себя. Даже испуганный человек резко отреагирует на крик.
    • Улыбайтесь. Если вы не испуганы, вы улыбаетесь, а это говорит людям, что страха в вас нет.
    • Не позволяйте прошлому ослабить вашу веру в себя, потому что она вам еще понадобится.
    • Продумайте все, что хотите сказать, заранее.
    • Станьте смелым человеком и не слушайте других людей.
    • Не перестарайтесь. Одно дело постоять за себя и дать всем понять, что вы сильная личность, и совсем другое дело опозориться, пытаясь доказать это другим.
    • Не считайте, что вы хуже других, - считайте, что вы все равны. Говорите другим людям то, от чего им будет приятно. Если вы выскажете это твердо и однозначно, люди воспримут вас как человека со своим мнением.
    • Полагайтесь на друзей и близких людей, когда будете чувствовать, что вам не справиться одному. Вы не обязаны бороться в одиночестве.
    • Если вы будете в чем-то сомневаться, обдумайте вопрос позже. Не пытайтесь любой ценой выразить свое мнение, потому что сомнение заставит вас спотыкаться. У вас будет время все хорошо обдумать.
    • Помните о том, что фразы "не может постоять за себя", "пытается всем угодить", "пассивно-агрессивный", "ставит себя на место другого", "стремится управлять другими" и другие свидетельствуют о созависимости. Если эти фразы применимы к вам, поищите литературу о том, как избавиться от зависимости и стать свободным человеком.
    • Старайтесь смягчить последствия трудностей. Сложности случаются со всеми, и лишь наша реакция на них способна изменить что-то. Начните действовать - это может оказаться не сложнее, чем решение об отказе принимать все трудности близко к сердцу. Тем не менее, большинству людей важно прорабатывать все проблемы, чтобы не повторить тех же ошибок в будущем.
    • Важно хотеть изменить то, каким вас воспринимают другие люди, и то, как вы ведете себя с ними. Если вы устали быть тряпкой, о которую вытирают ноги, перестаньте стараться угодить всем, не бойтесь других людей, отказывайтесь выполнять все требования окружающих, и вы будете готовы к переменам.
    • Простите близких людей за то плохое, что они сделали вам. Гораздо проще рассказать кому-то о своих проблемах в сложный момент, если вы не чувствуете обиды.

    Предупреждения

    • Не произносите вслух фразу: "Мне нужно постоять за себя". Это будет говорить людям, что вы еще только тренируетесь. Не позволяйте им ухватиться за это - старайтесь внушить им, что вы уже достаточно уверены в себе.
    • Не переживайте, если кто-то будет считать вашу решительность стремлением к конфликтам. Вы можете подсказать другим, что им следует изменить в своем отношении к вам, но вы не обязаны объясняться, извиняться или все время думать о мнении других. Жизнь ваша, поэтому не бойтесь защитить себя!
    • Не пытайтесь подстроиться под людей, которые хотят изменить вас. Найдите людей, которые принимают вас таким, какой вы есть, и проверьте, можете ли вы считать их своими друзьями.
    • Вашими врагами могут стать люди, которым самим не хватает уверенности в себе. Вы будете понимать, что их тревожит, поскольку они - это отражение вас, но это не является поводом для того, чтобы позволить им пользоваться вами. Помогите им понять, как они могут изменить свое поведение, но ни в коем случае не поддерживайте общение в таком виде, в котором оно существует на настоящий момент.
    • Это всего лишь рекомендации, а не правила. Правила каждый пишет для себя сам, опираясь на свой опыт и предпочтения. Возьмите из статьи то, что применимо к вам, и откажитесь от всего, что противоречит вашей натуре.

Причем нередко по поводу сыновнего слюнтяйства негодуют отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас.

Индивидуальный подход

Решив научить ребенка давать отпор обидчикам, прежде всего необходимо учитывать его врожденные особенности. Есть люди смелые, боевые, а есть более робкие, тихие. Если в раннем детстве пытаться делать из тихонь бойцов, требуя, чтобы они непременно давали сдачи, и выражать недовольство их трусостью, таких детей можно сломать. Кто-то совсем сникнет и зажмется. А кто-то неожиданно растормозится настолько, что будет колотить всех без разбору, и родители уже сами будут не рады, поскольку в саду или в школе к ним начнут предъявлять претензии, а они окажутся не в состоянии справиться с разбушевавшимся сыном. Я по крайней мере знаю множество таких случаев.

Совет отдать робкого ребенка в секцию борьбы подходит, к сожалению, не всем. В дошкольном, а порой и младшем школьном возрасте для несмелых детей это нередко бывает избыточной психологической нагрузкой. Например, при тиках, энурезе или бронхиальной астме невротического происхождения делать подобные шаги довольно рискованно: можно спровоцировать усугубление болезни.

Ищем других друзей

Лучше, наоборот, хотя бы временно изъять ребенка из травмирующей среды, дать ему отдохнуть и постараться подыскать для него более доброжелательных сверстников. А параллельно помогать раскрепоститься: больше играть в подвижные игры, драться с ним на мечах (эта игра снимает страх перед ударами), разыгрывать сценки, в которых ребенок будет проявлять смелость и находчивость, подсказывать формулы ответа обидчикам. Последнее, кстати, полезно не только для робких детей, но и для всех тех, кого травмируют дразнилки, обидные прозвища.

Таким детям можно объяснить, что обзываются только глупые и некультурные люди, можно подсказать им детскую формулу ответа: «Кто так обзывается - тот сам так называется».

Учить обзываться в ответ (как делают некоторые родители), конечно, не нужно. Наоборот, скажите ребенку, что это недостойное поведение и что расстраиваться из-за него не следует. Но не следует и общаться с детьми, которые себя недостойно ведут. Дело в том, что многие ребятишки дошкольного и младшего школьного возраста реагируют на обидчиков противоречивым образом: они расстраиваются, жалуются, злятся, но проходит какое-то время, и, если обидчик их позовет, они снова бегут с ним играть. То есть возникает нездоровая зависимость, и родители, пока ребенок маленький, могут и должны положить этому конец: настоять на том, чтобы ребенок проявил достоинство, прекратил общение, которое его унижает. Таким образом они научат давать обидчику отпор, но не становиться с ним на одну доску.

Ребятам постарше полезно напомнить афоризм Омара Хайяма: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало». В то же время, понимая, что одному ребенку быть трудно, постарайтесь сблизить сына или дочь с более воспитанными и дружелюбными детьми. Их можно найти среди родственников, детей своих друзей, во дворе, в кружке или в студии. Но, даже если на горизонте таких детей пока не видно, все равно не беда: для дошкольников важнее всего общение в кругу семьи. Когда с мамой и папой маленькому ребенку хорошо, его жизнь протекает насыщенно и интересно.

Случай из жизни

А вот как среагировал на попытку его обидеть пятилетний мальчик Гриша. Он очень любит общаться с детьми, но уже усвоил, что с задирами каши не сваришь и лучше играть с теми, кто настроен доброжелательно. Не так давно Гриша увидел на площадке девочку чуть постарше и решил с ней познакомиться. Однако девочка в ответ на вопрос, как ее зовут, начала показывать язык и обзываться. Не знаю, какой реакции она ожидала: ответной грубости, чтобы продолжить эскалацию конфликта, или обиженного плача, который позволил бы ей насладиться чувством собственного превосходства? Но реакция Гриши явно ее огорошила.

Ты что, хулиганка? - спросил он.

Н‑нет… - опешила девочка.

Тогда почему обзываешься, как хулиганка? Не хочешь играть - скажи вежливо.

И, отвернувшись, Гриша пошел искать себе другую компанию (которая, замечу в скобках, тут же нашлась).

Держи удар

Что касается детей более старшего возраста, то с ними, конечно, не нужно обращаться, как с малышами с хрупкой психикой. Позаниматься в секции борьбы полезно любому подростку. Это учит держать удар, владеть собой, терпеть боль и обиду, не бояться противника. Правда, к подростковому возрасту большинство ребят уже научаются договариваться и решать споры без драк, однако освоить приемы борьбы не помешает никому. Мало ли что в жизни может случиться?

Но самое главное, как мне кажется, занятия борьбой учат ребенка постоять не за себя, а за правду и за других людей. Концентрация на себе не придает человеку уверенности. Эгоизм - признак слабости, а не силы. Если стремиться к преодолению повышенной застенчивости, страха и неуверенности в себе, то следует переносить акцент с себя, со своих чувств и переживаний на кого-то другого и стараться его опекать, защищать, заботиться. Активная позиция дает человеку возможность, не зацикливаясь на мыслях о себе, преодолевать свои комплексы.