Хиджама постящегося!!!о разрешении делать хиджаму в рамадан, и о том, что хадис на запрет отмененный. Хиджама для того, кто постится Купание и погружение в воду с целью охлаждения

ХИДЖАМА ПОСТЯЩЕГОСЯ!!!О разрешении делать хиджаму в Рамадан, и о том, что хадис на запрет отмененный. Сабит аль-Бунани однажды спросил Анаса ибн Малика, رضي الله عنه: «Считали ли вы кровопускание нежелательным для постящегося?» Он ответил: «Нет, если не считать того, что оно лишает сил». Аль-Бухари, 1940.Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, передаёт: «Однажды Пророк, صلى الله عليه و سلم, сделал себе кровопускание во время поста». Аль-Бухари, 1939.Ибн ‘Аббас и ‘Икърима, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «Пост - это воздержание от того, что входит в организм, а не выходит из него». См. «Мухтасар аль-Бухари», 1/455.И это не противоречит словам Пророка, صلى الله عليه و سلم: «Нарушается пост и того, кто делает кровопускание, и того, кому его делают». Аль-Ирва, 931Аль-Альбани, رحمه الله تعالى, сказал: «Этот хадис отменён хадисом Абу Са‘ида аль-Худри, رضي الله عنه, который сказал: “Пророк, صلى الله عليه و سلم, разрешил постящемуся делать кровопускание”. Этот хадис достоверен, как я уже разъяснил». См. «Мухтасар аль-Бухари», 1/455.В «Ирва аль-гъалиль» говорится: «В “Аль-Фатх” (т. 4, стр. 155) говорится, что Ибн Хазм сказал: “Хадис «Нарушается пост и того, кто делает кровопускание и того, кому его делают» достоверен, и в его достоверности нет никаких сомнений, и его иснад безупречен (Сахих), и это несомненно. Однако существует хадис Абу Са‘ида: «Пророк, صلى الله عليه و سلم, разрешил постящемуся делать кровопускание». Это хадис с безупречным (Сахих) иснадом, и мы обязаны принять его как руководство к действию, потому что разрешение даётся после решительного предписания, и это указывает на то, что хадис о нарушении поста того, кто делает кровопускание и того, кому его делают, отменён”.Шейх Аль-Альбани, رحمه الله تعالى, сказал во второй редакции «Аль-ирва» на той же странице (75): «Ибн Хаджар приводит в своём “Фатхе” (т. 2, стр. 17) следующее сообщение: “Хумайд ат-Тавыль передал нам от Абу аль-Мутаваккиля ан-Наджи, что он спросил Абу Са‘ида аль-Худри о постящемся, который делает себе кровопускание, и он сказал: «Да, ничего запретного в этом нет»”. У этого сообщения безупречный (Сахих) иснад». «Ирвауль-гъалиль», 4/74. О дозволенности кровопускания для паломникаРазрешено делать кровопускание, даже если для этого потребуется сбрить волосы в той части тела, где производится кровопускание. Об этом свидетельствует хадис Ибн Бухайны: «Когда пророк, صلى الله عليه و سلم, находившийся в состоянии ихрама, был в Ляхйи Джамаль, ему отворили кровь (, сделав разрез) на темени» Муслим, 1203.Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя, رحمه الله تعالى, сказал: “Также он (человек, находящийся в ихраме) может делать кровопускание на голове и других частях тела. Если для этого потребуется сбрить какую-то часть волос, то это разрешено согласно хадису, приводящемуся в “Сахихе”. (Здесь Ибн Таймийя приводит текст хадиса). Далее он говорит: “Кровопускание ведь возможно сделать только после сбривания некоторой части волос.” Аль-Манасик, (2/338) О дозволенности кровопускания для женщинДжабир рассказывал: «Однажды Умм Саляма попросила разрешение у посланника Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сделать аль-хиджаму, и пророк, صلى الله عليه و سلم, велел Абу Таййибаh сделать ей хиджаму». И один из передатчиков хадиса сказал: «Я думаю, что Джабир сказал: «Он был ее молочным братом, или подростком, не достигшим совершеннолетия». Муслим 4/193. Кровопускание не портит омовениеИбн "Умар, رضي الله تعالى عنهما, говорил: “Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания”. аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.Джабир ибн ‘АбдуЛлаh рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192.Имам аш-Шаукани, رحمه الله تعالى, писал: “Нет сомнения в том, что пророку, صلى الله عليه و سلم, сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсилятус-Сахиха” 1/606.Сказано в “Субулюс-Салям”, 1/106: «Нет ни одного достоверного сообщения о том, что выделение крови делает омовение недействительным.» Нарушается ли пост у того кто делает и кому делают хиджаму? Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста. В своде хадисов имама аль-Бухари приведен следующий хадис от Ибн Аббаса: "Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста." Аль-Аскаляни А., "Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари", т11, с 269, хадис №5694. Вопрос: Нарушается ли пост у хаджжама (того, кто делает хиджаму – прим. переводчика) и махджума (того, кому делают хиджаму – прим. переводчика), если процедура сделана в течение дня в месяц Рамадан? И каков хукм (постановление) разговевшегося, и что ему следует делать? Надеюсь, вы мне поможете. Ответ: Хвала Аллаху. ●В этом случае пост нарушается у обоих, и у хаджжама, и у махджума, но они все равно должны воздержаться от приема пищи до конца дня, и должны возместить день поста позже, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нарушен пост у хаджжама и махджума». ●Передается Абу Даудом, 2367; Ибн Маджа, 1676. Классифицирован как достоверный (сахих) аль-Албани в «Сахих Абу Дауд», 2074. Относительно дозволенности совершения кровопускания во время поста, среди ученых существует разногласия. ●Группа ученых, которая считала, что кровопускание нарушает пост, ссылалась на хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Тот, кто совершает кровопускание и тот, кому его совершают, прерывают свой пост». Ахмад 4/123, Абу Дауд 2369. Хадис достоверный. ●Другие же ученые считали, что кровопускание не нарушает поста, и при этом они опирались на хадис Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Пророку (мир ему и благословение Аллаха) совершали кровопускание когда он постился”. аль-Бухари 1939. ●На основании этого многие ученые считали, что хадис о том, что кровопускание нарушает пост, отменен. Среди этих ученых имам аш-Шафи’и, аль-Байхакъи, Ибн ‘Абдуль-Барр, ан-Науауи, аль-Альбани и другие. ●Ясность в данное разногласие вносит следующий хадис Сабита аль-Бунани, который спросил Анаса: “Считалось ли кровопускание порицаемым при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” На что Анас ответил: “Нет, если только оно не ослабляло человека”. аль-Бухари 1940. ●Также Анас рассказывал: “Сначала совершать кровопускание постящемуся считалось нежелательным, и однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо Джа‘фара ибн Абу Талиба, которому совершали кровопускание во время поста, то сказал: «Эти двое нарушили свой пост». Однако затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил совершать кровопускание постящемуся”, и поэтому Анас совершал кровопускание во время поста. ад-Даракъутни 2/182. Достоверность подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и ан-Науауи. ●Также, когда Абу Са’ида аль-Худри спросили: “Можно ли постящемуся совершать кровопускание?” Он ответил: “Да, нет в этом никаких проблем”. Ибн Хузайма 3/235. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. ●Исходя из всего сказанного, и объединив все мнения можно сделать следующий вывод: Кровопускание во время поста не запрещено категорически и оно не делает пост недействительным. Однако, если кровопускание может ослабить постящегося, то совершать его нежелательно, а если оно может вынудить постящегося прервать пост из-за ослабления организма, то это запретно. Об этом сказал имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-Аутар” 4/515. ●И Аллах источник силы. Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, и его семью, и сподвижников.

https://youtu.be/MTm3jZqF6Ak

Каково постановление, того кто держит уразу и делает хиджаму, портиться его ураза или нет, большинство ученных Имам Малик, имам Шафи и имам Абу Ханиф считают, что хиджама не портит уразу и это мнение с достоверным иснадом пришло от Ибн Умара, Ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Саида Аль Худари. И также пришло от Ибн Масуда и Умм Саламы с недостоверным иснадом.

И это мнение также установлено от Хусейна ибн Али ибн абу Талиба у ибн Абу Шайбы, что хиджама не портит уразу. Среди табиинов этого мнение придерживался Саид ибн Мусейб, Урва ибн Зубейр, Аш Шааби и Ибрахим Ан Нахаи.

Если ты сделаешь себе хиджаму, то твоя ураза остается действительной: (это первое мнение в вопросе)какие доводы были приведены этой стороной во первых говорит Ибн Аббас приводит хадис Бухари,"что пророк Мухаммад(салаляхи алейхи вассалям,)делал себе хиджаму будучи в состоянии поста - это первый довод.

Второй довод хадис Анаса ибн Малика у имама Бухари (1940.) то что Сабит Аль Бунани а это один из учеников Анаса ибн Малика сказал: «что однажды задали вопрос Анасу ибн Малику и спросили его»: «считаете ли вы не желательной делать хиджаму, для того кто держит уразу». Он ответил: «Нет но только лишь из за слабости», то есть если мы считали не желательной хиджаму, то это не потому что она портит уразу, а потому что она приводит человека к слабости т.е человек который держит уразу и ощущает слабость из за голода и мы посчитали хиджаму для него нежелательной, потому что хиджама ещё добавляет слабость человеку и ослабевает его организм из за того что он выпускает кровь, и это добавляет слабость к слабости и поэтому мы посчитали нежелательным, а так хиджама пост не портит.

У Абу Дауда это сообщение Анаса ибн Малика приходит со следующим словом: «Мы оставляли хиджаму во время уразы только потому что не хотели затруднять свое положение»,т.е. мы не делали хиджаму, чтобы не прибавлять слабость к уже имеющейся слабости». И этоговорил Анас ибн Малик после смерти Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

Третий довод который приводит Абу Дауд с достоверным иснадом от одного сподвижников то что пророк (сала Ллаху алейхи ва ссалям) запретил делать хиджаму, а также совершать муассаля (непрерывное держание уразы несколько дней не перерывая на магриб), но пророк (сала Ллаху алейхи ва ссалям) этого не запрещал как харам, не говорил, что харам, а говорил, что стоит от этого воздержаться, для того чтобы сохранять здоровье сподвижников, советовал им не желать хиджаму во время уразы и не держать уразу несколько дней подряд хадис привел Абу Дауда. О достоверности этих хадисов разъяснение придет ниже.



Четвертый довод привел имам Ан-Насаи а также у других со слов Абу Саида аль Худри который сказал: пророк (сала Ллаху алейхи ва ссалям) «разрешил делать хиджаму тому кто держит уразу» иснад этого сообщения внешне достоверный, но проблема в том, что есть разногласия, как пришел этот хадис., сказано разрешил ли пророк или сказано разрешил Абу Саид Аль Худри, т.е. разные вещи одно дело, разрешил сподвижник кому то делать хиджаму и другое дело, что разрешил пророк (сала Ллаху алейхи ва ссалям) разрешил во время поста кому то делать хиджаму. И Абу Зурра АрРази, также Абу Хатим АрРази, а также Тирмизи, ибн Хузейма и другие ученые посчитали что более правильно что это слова абу Саида аль Худри а ни Пророка (сала Ллаху алейхи ва ссалям), то есть что разрешение не давал пророк (сала Ллаху алейхи ва ссалям), а давал Абу Саид Аль Худри.

Пятый довод хадис Анаса ибн Малика тот хадис упомянут под номером 649"то что хиджама считалось нежелательной для того кто держит уразу, не потому что она портит пост, а потому что это приводит к дополнительной слабости, но мы уже упомянули ранее, что хадис является слабым. Отвергаемым.



И также приверженцы этого мнения используют къыйяс аналогию на – Аль Фаст (это выведение крови из вен, когда человек нуждается в этом, болеет какой то болезнью и идет в больницу и у него берут кровь из вены) приверженцы первого мнения сказали брать кровь из вены не портит пост, также не портит пост если человек делает себе хиджаму и выпускает кровь с какого то другого участка своего тела. И также провели аналогию на кровотечение из носа говорят если у человека вышла кровь из нос в следсвии давления или удара по носу, то это не портит уразу и говорят точно также и выпуск крови с помощью хиджамы не портит пост это один из их доводов. И пришло от Ибн Аббаса, что он сказал: «пост портиться от того что входит в организм, а не от того, что выходит из организма». Если человек плюнул или высморкался, или произошла у него рвота, или произошло кровопускание, все это выход чего либо из организма человека, то это выходит из организма и не портит уразу согласно словам ибн Аббаса, что касается этого сообщения, то оно приходит у ибн Шайба и у других. И это мнения посчитал правильным имам Аль Бухари в своем сборнике, а так же ибн Хазм в своей книге «Аль Мухаля» этого мнения придерживался шейха Альбани из современных ученых. Это первое мнение в вопросе.

Что касается второго мнения, целая группа ученых считает что хиджама нарушает пост и так же пост того, кто делает кому то хиджаму, и ещё сказали, что человек должен возместить эту уразу после рамадан. И этого мнения придерживались Ата ибн Раббах, Аль Аузаи, имам Ахмад, Исхак, Абу Саур, что касается шафиитов то это ибн Хузейма, ибн Мунзир, Абу Валин Ан Найсабури, и ибн Хиббан. И этого мнения придерживался ибн Теймия, Ибн Каййм. Из современных шейх Ибн Баз и Усеймин Современные ученые разделись в этом вопросе шейх Альбани говорит, что не нарушает, а шейх Ибн Баз и Усеймин, что хиджама нарушает пост и, что человек должен возместить. И это мнение пришло от сподвижников от Али ибн Абу Талиба и приводится у АбдуРразакъка, и приходит от Хасана Басри от Али и этот иснад прерванный, потому что Хасан аль Басри не слышал от Али этого.

Есть ещё третье мнение в этом вопросе, которым выделился среди остальных ученых Аба ибн Раббах сказал: «что хиджама не только портит пост и не просто должен человек возместить уразу ещё и должен совершить искупительные действия(каффара)". Но нет на это ни какого доказательства, их довод это хадис под номером 648: "Когда пророк(сала Ллаху алейхи ва ссалям)проходил мимо двух людей, которые делали хиджаму, и сказал, что тот делает и кому делают хиджаму, нарушили свою уразу.

Вопрос простой, если человек выпустит кровопускание во время уразы нарушает ли это его уразу или нет!? Есть три мнения 1) что уразу не портит. 2) что портит и что должен возместить. 3)что портит и что должен возместить и еще совершить искупительные действия.

Первая стороны привела свои доводы и вторая сторона привела свои доводы, приверженцы второго мнения ответили первому мнения следующим:

Сказали что хадис Ибн Аббаса, что его хадис назвали слабым имам Ахмад и другие как уже раньше говорилось выше в разборе хадиса 647,однако, как мы сказали правильно относительного вопроса то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует)делал хиджаму, когда держал уразу и также установлено, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам делал хиджаму в состоянии харама это две разные истории и обе истории эти достоверны по этому не правильно говорить что этот хадис недостоверен. Ибн Хузейма Пророк да благословит его Аллах и приветствует был в мухримом(в состоянии ихрама), а тот кто бывает в ихраме обычно бывает путником, т.е. приезжает из далека для совершения Хаджа, а от кто в пути ему разрешено нарушать пост без разницы кушать или пить или делать хиджаму, любым способом он может нарушить пост. Поэтому говорит Ибн Хузейма в хадисе ибн Аббаса нет довода на то что хиджама не портит пост. Ответ на это мы уже говорили что это две разные истории, и указали что Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не делал себе хиджаму когда он держал пост и был в ихраме, а делал себе хиджаму просто когда был в ихраме и не держал в это время пост. То есть делал хиджаму и когда был в ихраме и это отдельная история, и делал хиджаму когда держал пост и это другая история, которые по ошибке собрали в один хадис из которого получилось что якобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был в ихраме и в этот момент еще и пост держал и потом сделал хиджаму.

Также они говорят что хадис ибн Аббаса оставляет человека на основе, мы говорим, что шариатская основа то, что никакое действие не портит уразу человека, пока не будет приведен довод, что определенное действие портит. Допустим, если человек плюнул во время уразы, то это портит его уразу или нет!? Мы говорим основа что это не портит пост пока не придет довод что это портит пост или если человек высморкался или у него произойдет кровотечение из носа, есть основа, что это уразу не портит, пока не приведут довод, что портит.

Так вот те которые говорят, что хиджама портит уразу ответили на хадис ибн Аббаса тем, что хадис его оставляет нас на основе то, что хиджама уразу не портит. Но у нас получилось наличие двух хадисов в одном приходит, что пророк делал хиджаму, а во втором, что сказал, что тот кто делает и кому делают нарушили свою уразу, получилось внешнее противоречие двух хадисов. Приверженцы второго мнения сказали, что хадис ибн Аббаса, что не портит уразу, этот хадис соответствует основам шариата, что ничто не портит пост пока не придет довод, что портит, а хадис наш уводит от этой основы и является добавкой знаниям и что ему необходимо дать предпочтение.

Говорит Шейх Мухаммад ибн Хизам что правильным в этом вопросе является мнение первое и это мнение большинства ученых, это мнение, что хиджама не портит уразу. Говорит что касается слов пророка(да благословит его Аллах и приветствует): «испортилась ураза того, кто сделал и кому сделали хиджаму», то на это можно ответить следующими ответами,

1 ответ имама Шафии в своей книге «Аль Умм» и последовал за ним в этом ответе Аль Хаттаби, Байхаки и другие шафииты, сказали то, что этот хадис аннулирование хадисом ибн Аббас и другими хадисами которые мы упоминали выше. То что уазывает на аннулирование то что ибн Аббас не сопровождал пророка(да благословит его Аллах и приветствует) во время ихрама кроме как во время прощального хаджа,почему!? Потому что кто ни будь может сказать что возможно Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал пост делая хадж еще до ислама, известно, что курайшиты и арабы делали хадж и до ислама и говорят что возможно Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал пост и делал хадж еще до Ислама. А имам Шафии говорит этот пост был во время прощального Хаджа, потому что Ибн Аббас не сопровождал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) кроме как во время прощального хаджа когда он был в состоянии ихрама. Потому что ибн Аббас был ребенком и не присутствовал даже если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал хадж когда то до Ислама и держал в это время пост и делал себе хиджаму то ибн Аббаса не было с ним в это время он тогда еще не родился соответственно он не может рассказывать о этой истории.

А что касается вот этого хадиса: "когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходя мимо двух людей, которые делали хиджаму, сказал, что у обеих испортилась ураза", эта история говорят произошла в день завоевания Мекки как приходит в некоторых иснадах этого хадиса, и вторая история где делал хиджаму произошла во во время прощального хаджа, это указывает, что то, что пришло аннулирует то что было до этого. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сначала указывает на то что хиджама портит уразу, а потом через год сам сделал себе хиджаму во время уразы совершая последнюю хутбу, и говорит, что поддерживает это мнение, что запрет на хиджаму аннулирован хадис Абу Саида Аль Худри,а также хадис Анаса ибн Малика, который у нас во главе, почему они поддерживают!? Потому что в них приходит указание на дозволенность хиджамы т.е говорится в хадисе Анаса ибн Малика то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сначала запрещал,а потом разрешил, то есть а затем пришло другое постановление, разрешение на хиджаму, и этот ответ на этот хадис, также с этим ответом на этот хадис согласился ибн Хазм и также согласился шейх Альбани.

Опираясь на хадис Абу Саида Аль Худри и Анас аибн Малика, но ответ на этот хадис является не совсем правильной, почему!? Хадис ибн Аббаса, потому что мы уже сказали, что это две разные истории что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам себе делал хиджаму, во время уразы", это одна история и то что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе хиджаму во время ихрама это другая история, и не правильно говорить, что эта история которая произошла во время прощального хаджа и то что она аннулирует ту, которая произошла во время завоевания Мекки. Как мы уже говорили что некоторые передатчики этого хадиса ошиблись и передали это как будто это одна история как это упомянул хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Тальхис».

А что касается хадиса Абу Саида Аль Худри, и Анаса Малика, то мы уже сказали, что они являются недостоверными, один из них хадис на стр. 617 хадис 4 и 5 из тех доводов которых приводили приверженцы первого мнения оба они являются недостоверными.

Второй ответ на этот хадис ответ имама Шафии,а также Аль Хаттаби и также некоторых шафиитов хадис то что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал этим двоим что "ваша ураза испорчена, когда проходил мимо тех кто делал хиджаму, не из за хиджамы, а из за того, что они делали гъибу (злословие), как это приходит в некоторых иснадах этого хадисах, но нужно отметить, что эти иснады являются не достоверными со слов Саубана и в инаде этого сообщения Язид ибн Рабиа Ар Рахаби Ад Димашки, который является оставленным передатчиком как упомянул ибн Хаджар от Али ибн Мадини что хадис является ложным, то есть то что когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо двоих и тому кто делал хиджаму сказал, что их ураза нарушена, и говорится, что они сидели и делали гъибу про одного человека(из за того что гъиба запрещена во время уразы). Ответ на это то что этот ответ является не правильной потому, что иснад этого сообщения слабый, достоверно только то, что они делали хиджаму и то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) им сказал, такое а хадис где упоминание гъибы недостоверный.

Если подтвердить этот ответ, то получается что вы нарушаете свою уразу, имеется ввиду вы потеряли награду за свою уразу. Известно, что грехи уменьшают награду, если человек держит уразу, это подобно тому, что некоторые сподвижники говорили тем, кто разговаривал во время хутбы у тебя нет джума т.е. является недействительная, аннулированная, то есть ты за неё награду не получишь и вместе с тем, что принимаете Всевышним Аллахом и снимается с него ответственность за выполнение джума, но награду за это не получает, из за того, что разговаривал во время хутбы и здесь говорит тоже самое "ваша ураза испортилась" - означает, что не получите за неё награду, вместе с тем что она действительна принимается Всевышним Аллахом, и не пришло достоверно то, что они делали гъибу, этот ответ остается не достоверным, так как нет на него достоверного довода.

Третий ответ на этот хадис то чем ответил Аль Хаттаби также Аль Багави, то что смысл слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "у вас испортилась ураза", имеется ввиду, вы чуть не испортили свою уразу. Почему!? Потому что тот кто делает хиджаму не защищен от того, что кровь попадет ему в горло (раньше хиджаму делали высасывая кровь из тела человека ртом с помощью какого то прибора, и была опасность что кровь попадет ему в горло), а то, что касается того, кто делает хиджаму, то и он не защищен от того что хидажма ослабит его и придется ему прервать свой пост чтобы подкрепится. Поэтому, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) когда проходил мимо них то сказал, что ваша ураза испортилась имеется ввиду, вы поставили свою уразу под угрозу ты можешь проглотить кровь, а ты можешь ослабнуть и тебе придется прекратить пост от слабости. Это ответ на это хадис Аль Хаттаби и Аль Багави.

Четвертый ответ тоже ответ Аль Хаттаби, то что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо них близко к магрибу (заходу соднаца) и сказал ваша ураза испортилась, т.е имел ввиду ураза прекратилась, то есть близко уже ифтар (время разговения), как говорят, что вечер уже наступил или уже скоро. И этот ответ является слабым.

5. Ответ то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал «это дуа против них» или как бы проявляя жесткость к ним потому, что они совершили то действие, которое приводит их к возможному нарушению поста, так как ты ослабнешь и придется покушать и ты можешь проглотит кровь и поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ругая их сказал ты и ты испортили свою уразу.

6. Ответ то, что хадис ибн Аббаса то что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе хиджаму и держал уразу более достоверен и его поддерживает аналогия, которую мы приводили кровотечение из носа и взятие крови из вены по этому хадису ибн Аббаса нужно отдать предпочтение и такой ответ на этот хадис высказал имам Шафии.

Говорит шейх Мухаммад иьн Хизам из этих шести ответов самый крепкий ответ это первый и третий либо этот хадис аннулированн, либо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел ввиду, что поставили в положение, чтобы испортить потмоу что ты ослабнешь, а ты можешь проглотить кровь.

Говорит, что касается того, как приверженцы этого мнения ответили на довод большинства ученых то их ответ следующий: хадис ибн Аббаса о том что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал уразу будучи мухримом т.е будучи в состоянии ихрама пришло что пророк(да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму находясь в ихраме и держал уразу сказал Имам Ахмад, что хадис больной, но ответил ему на это имам Аль Бухари, а также некоторые обладатели знаний и назвали этот хадис достоверным но просто указали что это две разные истории, что пророк(да благословит его Аллах и приветствует) делал хиджаму, совершал кровопускание находясь в ихраме, а в другой раз совершал в состоянии уразы, оба эти хадиса являются достоверными, но объединить их в один хадис нельзя, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился и в ихраме и держащим пост в это время совершил хиджаму то этот хадис является больным и не принимаемым, поэтому Ибн Хаджар разъяснил что это две разные истории, первая история о том, что пророк совершил хиджаму в то время был в состоянии ихрама, то есть совершающим хадж, и эта история единогласно достоверно. И вторая история,о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму во время уразы и некоторые передатчики передали этот хадис неправильным образом и объединили две разные истории в один хадис, и от сюда появилось непонимание потому что большинство передатчиков передают этот хадис так, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму находясь и в ихраме только лишь. Потому что посмотрели что большинство передатчиков передают эту истои что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму находясь в ихраме и только некоторые передатчики передают что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал хиджаму находясь в ихраме и в состоянии уразы. Говорит ибн Хаджар никакой проблемы нет в этом хадисе, так как это две разные истории, просто те передатчики передали находясь и в ихраме и в состоянии уразы добавили состоянии уразы с другой истории. Поэтому эти две истории являются правильными и достоверными.

Что касается второго довода что ибн Хузейма ответил на хадис ибн Аббаса каким образом т.е хадис о том что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал уразу в состоянии ихрама и в состоянии уразы, Ибн Хузейма сказал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму находясь в состоянии уразы, ибн Хузейма сказал что имеется ввиду что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму и нарушил этим самым пост, потому что ему можно было нарушать пост так как он был путником т.е в этом нет никакой проблемы не было. Ибн Хаджар ответил на этоИбн Хузейми и сказал: говорит эти слова ибн Хузейма не являются правильными, потому что

Слова ибн Аббаса что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму находясь в состоянии уразы он произнес эти слова для определенной пользы, потому что внешне хадисаибн Аббаса, что пророк(да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму во время уразы, и это его ураза не нарушило и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил держать пост и не прекратил его. Также сказал Аль Хаттаби «Муалим ас Сунан» тоже после того как разъяснил слова ибн Хйземи сказал, что это разъяснение ибн Хузеймы является неправильным,так как сказал ибн Аббас то что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму держа пост. И Ибн Аббас установил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) наличие поста вместе с тем что он делал хиджаму. И если бы пост Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нарушился то ибн Аббас не говорил бы что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму держа пост. Но сказал бы совершил хиджаму и разговелся, то есть этим саамы его пост нарушился.

Также сказал имам Ан Навави: « И также понимается из слов ибн Аббаса то что он сделал хиджаму в то время как он держал пост, явное понимание слов ибн Аббаса внешне то что хиджама не нарушает пост, и это мнение подтверждается другими хадисами».

Третье опровержение, то что приверженцы прошлого мнения сказали что хадис ибн Аббаса аннулируется другим хадисом в котором приходит: «нарушил пост, делающий хиджаму и тот кому делают ее», и они сказали что хадис этот Шадада ибн Ауса является основным а хадисибн Аббаса надо аннулировать, он является либо аннулированным либо отклоненным. Потому что хадис ибн Аббаса на основе то что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджаму держа пост и пост его не испортился, мжет быть это было вначале Ислама, потому что основа в том что ни что не портит пост кроме того на что пришел довод из шариата. А хадис Шадада ибн Ауса в нем есть дополнительное знание, в нем указывается на то, что тот который делает хиджаму и которому делают хиджаму их пост портится. Поэтому этот хадис Шадада ибн Ауса превышает в информации, ту информацию которая есть в хадисе ибн Аббаса, поэтому нжуно хадис ибн Аббаса отклонить а хадис Шадада ибн Ауса оставить.

На это ответили большинство ученых что такого делать нельзя, то есть нельзя отклонять и аннулировать хадис в то время как можно собрать между этими хадисами (то есть вывести постановление на основе этих двух хадисов собрав их и поняв правильно их смысл), а здесь нет такого что эти хадисы нельзя собрать, и даже если мы согласимся с тем что один хадис нужно отклонить, то почему бы тогда не отклонить хадис Шадада ибн Ауса и не оставить хадис ибн Аббаса? То есть отклонение одного хадиса без довода и оставление другого является неправильным. И говорит мы просим Всевышнего Аллаха чтобы он направил нас по своей милости к прямому пути в тех вопросах в которых есть разногласия среди людей.

И правильное мнение в этом вопросе то что хиджама (кровопускание) во время поста не нарушает пост, но лучше сторонится хиджамы потому что кровопускание постящегося человека приводят его еще к большей слабости и если человек предполагает что кровопускание приведет его к такой слабости что ему придется разговеется тогда это кровопускание является для него запретным и не разрешено кроме как если человек вынужден совершить кровопускание по состоянию болезни. И что может быть лучше что сказал имам Шаукани после того как разъяснил разногласия в этом вопросе, сказа Шаукани: « И все эти хадисы объединяются следующим образом что совершение кровопускание не является желательным для того кто слабеет из за этой хиджамы (кровопускания), это нежелательность еще сильнее усиливается если слабость человека будет настолько серьезной что приведет его к тому что ему придется разговеется и прекратить свой пост. А если человек не слабеет из за хиджамы и переносит ее нормально, хорошим образом то не является нежелательным для него совершать эту хиджаму во время поста. Но в любом случае лучше человеку постящемуся остерегаться хиджамы (кровопускания), по этому слово Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «что разговелись тот кто совершает хиджаму и тот кому ее совершают», нужно понимать в переносном смысле (это потому что имам Шаукани придерживается того что есть маджаз (переносный смысл) в арабском языке и это мнение является неправильным, правильнее сказать что это как один из методов арабского языка и как нужно этот хадис понимать мы разбирали ранее), потому что есть множество доводов уводят с его прямого смысла(то есть на самом деле под понятием «разговелись» в этом хадисе не имеется ввиду разговелись в прямом смысле так что пост человек нарушился)».

Значит правильное мнение в этом вопросе то что хиджама пост человека не портит, но необходимо ему этого кровопускания остерегаться, если это кровопускание приводит человека к слабости, а если эта слабость на столько серьезной что ему придется разговеется и прекратить пост, тогда он не имеет права совершать кровопускание, но имеет право совершить кровопускание в том случае если он в нем нуждается по состоянию здоровья.

______________________________________________________________

Урок. Вопросы 1824-1831.

https://youtu.be/eGdmVVsiMQc

Рассматриваемые в уроке вопросы:

1824 Портит ли уразу кровопускание путем надреза на вене.

1825 Если произошло кровотечение из носа или подобное этому.

1826 Если человек добровольно сдал кровь.

1827 Разрешено ли постящемуся наносить сурьму на глаза.

1828 Портят ли уразу капли в ухо.

1829 Портят ли уразу капли в нос.

1830 Портит ли уразу использование лекарственных средств через задний проход.

1831 Портят ли уразу капли, вводимые через половой орган мужчины.

Хиджама не портит пост.

Сабит аль-Бунани однажды спросил ибн Малика (да будет доволен им Аллах):
«Считали ли вы кровопускание нежелательным для постящегося?» Он ответил:
«Нет, если не считать того, что она лишает сил».Бухари 1940

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает:
«Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал себе хиджаму во время поста» Бухари 1939

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Пост - это воздержание от того, что входит в организм, а не выходит из него».

Мухтасар аль Бухари 1/455

И это не противоречит словам пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал:

«Нарушается пост и того, кто делает хиджаму и того, кому его делают».
Аль Ирва 931.

Шейх Альбани сказал: «Этот хадис отменен хадисом Абу Саида аль Худри, который сказал»:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), разрешил постящемуся делать кровопускание».

Этот хадис достоверен, как я уже разъяснил. Мухтасар аль Бухари 1/455

Шейх Альбани сказал во второй редакции «Аль Ирва» на 75 стр.: «Ибн Хаджар приводит в своем Фатхе (т.2 стр.17) следующее сообщение: «Хумайад ат-Тавыль передал нам от Абу аль-Мутаваккиля ан-Наджи, что он спросил Абу Саида аль-Худри о постящемся, который делает себе хиджаму, и он сказал: «Да, ничего запретного в этом нет». У этого хадиса безупречный иснад. Ирвауль-галиль 4/74.

Статья заимствована от учеников Хиджама Сунна.

Другие статьи по теме Хиджама и Рамадан:

1. Поставьте «лайк».


НАРУШАЕТСЯ ЛИ ПОСТ ХИДЖАМОЙ?

Шейх Сулейман аль-Ульван:

Ученые разногласят в вопросе: нарушает ли хиджама пост? Сказала группа ученых, что хиджама нарушает пост, в соответствии со словами пророка ﷺ: «Нарушил пост тот, кто сделал хиджаму и тот, кому ее сделали». Это мнение Исхака ибн Рахавейхи, выбрали его Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим, и передал Ибн Таймия это мнение от большинства ученых хадиса. И сказали другие ученые, что хиджама не нарушает пост. Они посчитали слабыми хадисы о том, что хиджама нарушает пост. Некоторые из них, как аш-Шафии, говорят что эти хадисы отменены (мансух). Они говорят, что пришло множество хадисов от пророка ﷺ о том, что хиджама не нарушает пост и из них то, что передал Абу Хузейма от Абу Саида маукуфан (слова сподвижника): «Разрешена постящемуся хиджама». И известно, что дать разрешение на это мог только пророк ﷺ. И это сообщение с достоверным иснадом. И передал аль-Бухари, что пророк ﷺ делал себе хиджаму, находясь в состоянии ихрама, и делал хиджаму, будучи постящимся». И передал Абу Дауд с достоверным иснадом от Абдуррахмана ибн Абу Ляйля, что пророк ﷺ запретил хиджаму и непрерывный пост, но не назвал их харамом, а как забота о своих сподвижниках. И приводится у аль-Бухари от Сабита, что спросили у Анаса: «Считаете ли вы нежелательным хиджаму для постящегося?» Он сказал: «Нет, но только из-за слабости». И поэтому Ибн Умар (иснад сообщения достоверный) делал хиджаму во время поста, но потом перестал делать, потому что чувствовал из-за этого слабость. И это указывает на то, что он не считал, что хиджама нарушает пост. И это правильное мнение, мнение о том, что хиджама не нарушает пост, однако если она вызывает слабость, то лучше оставить ее.

Предоставил Абдуллах Абу Марьям

1. Поставьте «лайк».

4. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже:)


Можно ли делать хиджаму во время поста в рамадан, если курс уже начат перед рамаданом?

⚠Ответ: Да.

Доводом на это является хадис Сабита аль-Бунани, который спросил Анаса: “Считалось ли кровопускание порицаемым при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” На что Анас ответил: “Нет, если только оно не ослабляло человека”. аль-Бухари 1940.
Также Анас рассказывал: “Сначала совершать кровопускание постящемуся считалось нежелательным, и однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо Джа‘фара ибн Абу Талиба, которому совершали кровопускание во время поста, то сказал: «Эти двое нарушили свой пост».

Однако затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил совершать кровопускание постящемуся”, и поэтому Анас совершал кровопускание во время поста. ад-Даракъутни 2/182. Достоверность подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и ан-Науауи.
Также, когда Абу Са’ида аль-Худри спросили: “Можно ли постящемуся совершать кровопускание?” Он ответил: “Да, нет в этом никаких проблем”. Ибн Хузайма 3/235. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

1. Поставьте «лайк».

4. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже:)


Вокруг вопроса хиджамы существуют большие разногласия среди учёных.

Большинство учёных (джумхур) говорят, что хиджама не нарушает поста, но она является нежелательной (макрух).

Имам аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если во время поста человек откажется от хиджамы из осторожности, то это будет лучше для него; если же он всё-таки сделает хиджаму, то мы не считаем, что этим он нарушит свой пост».

Аль-Хаттаби (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «После хиджамы человек теряет силы, вследствие чего пост может стать обременительным для него, и тогда он решит прервать пост, и получится, что хиджама стала причиной прерывания поста. Также и тот человек, который делает хиджаму, может нарушить пост, потому что он всасывает воздух в банках, и частицы крови могут попасть ему в рот и затем внутрь его организма».

Учёные ханбалитского мазхаба сказали, что хиджама нарушает пост.

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя считал, что у человека, которому делают хиджаму, пост будет нарушен, а у того, кто проводит эту процедуру, пост остаётся действительным, если только кровь не попала в горло. По данной теме существует много хадисов. Имам Ибн аль-Кайим провёл бесподобное исследование по этой теме в своём толковании к «Краткому сборнику хадисов „Сунан”Абу Дауда» («Мухтасар Сунан Аби Дауд»). Если есть желание, то вы можете обратиться к этой работе, чтобы увидеть, каким образом учёные согласуют данные по противоречащим друг другу хадисам. В этом замечательном труде раскрываются глубокие познания имама Ибн аль-Кайима (да одарит его Аллах своей милостью) в области фикха.

Лучше всего воздерживаться от хиджамы, так будет надёжнее и безопаснее. Если же человек нуждается в кровопускании, то он может сделать хиджаму, но будет лучше, если он всё-таки восполнит этот день после Рамадана.

Использование сурьмы (туши).

Использование сурьмы дозволено и не наносит никакого вреда посту.

Глазные капли и умащение век маслами.

Закапывание капель в глаза не нарушает поста, таково мнение Ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью), которое он основывал на утверждении, что глаза не являются проходом, через который пища поступает в организм.

Маликиты и ханбалиты сказали, что пост будет нарушен, если закапываемое вещество проникнет в горло. Они принимают в расчёт сам факт проникновения чего-либо в горло вне зависимости от того, каким путём это вещество туда поступило.

Купание и погружение в воду с целью охлаждения.

Купаться и погружаться в воду, а также оборачиваться в смоченную материю или одеваться в мокрую одежду ради охлаждения тела разрешается, и в этом нет ничего порицаемого.

Ныряние во время поста.

У некоторых людей работа напрямую связана с нырянием: это водолазы, исследователи и строители в нефтедобывающих компаниях, добытчики жемчуга. Такие люди могут продолжать свою работу и во время поста, если нет опасности проникновения воды внутрь организма.

Некоторые учёные считали нежелательным излишеством во время купания такие действия, когда постящийся с головой ныряет в воду, много играет и забавляется в воде. Поэтому следует соблюдать рамки разумного и оберегать свой пост от нечаянного его нарушения. Если человек скажет: «В Рамадане я пойду в бассейн, займусь спортом и попрактикую прыжки с трамплина», мы скажем: «Неужели ты не нашёл другого времени?! Если уж так хочешь, прыгай ночью, а лучше – в следующий после Рамадана месяц».

80) Если ребёнок достиг возраста половозрелости (булюг), но ему трудно поститься, является ли пост обязательным для него.

Существуют четыре признака половозрелости:

1) достижение 15-летнего возраста;

2) рост волос на лобке;

3) поллюция (семяизвержение во сне), но это касается только мальчиков;

4) менструация, и это касается только девочек.

Если после достижения ребёнком девяти лет у него проявится хотя бы один из этих признаков, то он считается половозрелым (балиг), и в этом возрасте на него налагается обязанность соблюдения всех религиозных обрядов. Поэтому ребёнок обязан поститься, но если в ходе поста выяснится, что это слишком тяжело для него, то так же, как и взрослому человеку, ему в подобной ситуации разрешается прервать пост и затем восполнить его в другие дни, когда будет возможность.

Пост будучи в плену или заключении, как поступать находясь в перелётах, забор крови и т.д. в десятой лекции "Сто полезных слов о Рамадане"

Пост в заключении или в плену.

Если человек, находясь в тюрьме в заключении, не знает, какой сейчас месяц и не может определить время Рамадана, то обязанность держать пост тем не менее не снимается. Если нет никого, кто мог бы предоставить ему достоверную информацию о начале месяца Рамадан, то заключённый должен постараться хотя бы примерно вычислить его и определить для себя предположительный отрезок времени длинной в месяц, и так он должен поститься с намерением, что соблюдает Рамадан.

Если впоследствии заключённый так и не сможет узнать точное время Рамадана, то пост его будет действительным, ведь он постарался и сделал всё возможное, чтобы не нарушить религиозных обычаев, а Аллах не налагает на душу то, что ей не по силам. Но если позднее он узнает о точном времени Рамадана, то далее может быть два варианта:

Если он узнал, что его пост действительно совпал с Рамаданом, тогда пост его действителен, и в этом вопросе нет никаких затруднений.
Если заключённый узнал, что Рамадан был раньше, и оказалось, что он постился уже после Рамадана, то, по мнению большинства учёных (джумхур), такой пост действителен, потому что его можно считать восполнением (када) пропущенного поста в Рамадане. Также большинство учёных считают, что если некоторые дни поста выпали на дни, в которые запрещено поститься (два исламских праздника), то эти дни нужно восполнить.
Если же выясниться, что человек постился до Рамадана, то такой пост не может замещать собой дни Рамадана и его надо восполнить. Если же некоторые дни совпали с Рамаданом, то эти дни засчитываются, а остальные дни нужно восполнить.

Если пленник не различает дня и ночи.

Если пленник сидит в полностью закрытом помещении и не знает о наступлении дня и ночи, то он по мере возможности должен постараться определить день и ночь и поститься тот отрезок суток, который, по его мнению, является днём.

Искусственное побуждение организма к менструации.

Если женщина не может забеременеть и врачи говорят, что для лечения нужно восстановить правильный менструальный цикл и велят употреблять препараты, вызывающие наступление менструации, то можно ли делать это искусственно в месяце Рамадан, что естественно приведёт к прерыванию поста?

Ответ: да, учёные современности вынесли фетву, что в этом нет ничего предосудительного, если это делается с целью лечения.

Вопрос: Можно ли пилоту авиалайнера опустить самолёт ниже того уровня, на котором видно солнце, чтобы ускорить для себя время ифтара?

Ответ: Нет, так поступать не разрешается, потому что это является хитростью против Религии. Если же пилот опустил самолёт по делу, совершив в воздухе необходимый манёвр и при этом солнце скрылось за горизонтом, то в таком случае лётчик может принять пищу.

Вопрос: Если человек совершил ифтар в аэропорту, затем поднялся на самолёте в небо и увидел солнце, надо ли ему воздерживаться от приёма пищи, пока не сядет солнце.

Нет, в таком случае человек уже не обязан воздерживаться от еды, если на земле он довёл свой пост до конца, в соответствии с земными признаками наступления вечера.

Вопрос: Если человек увидит, что диск солнца полностью скрылся за горизонтом, нужно ли ждать, пока исчезнет яркая красная полоса на горизонте, и нужно ли ждать азана?

Ответ: Нет, если солнце скрылось за горизонтом, то не нужно ждать ни азана, ни исчезновения красной полосы, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا أقبل الليل من هاهنا وأدبر النهار من هاهنا وغربت الشمس فقد أفطر الصائم

«Если ночь надвигается оттуда (с востока), а день уходит туда (на восток), и село солнце, то постящийся совершает ифтар».

× закрыть

Пользовательское соглашение

1. Материал, который предоставляется студентам, является интеллектуальной собственностью и его запрещено распространять кому-либо и в каких-либо целях т.е. он доступен ТОЛЬКО для студентов.

Исключением являются ваша семья, а именно родители, дети, родные братья и сёстры, а также супруг. Им можно показывать материал.

2. Запрещается пользоваться моим материалом для преподавания и любого распространения, за исключением тех, кто прошел полностью наши курсы, сдал все необходимые экзамены и получил личное разрешение. Список людей, которым дозволяется преподавать по нашим материалом будет опубликован ниже (на данный момент таких людей нет).

3. Вы обязаны вести себя в рамках приличия и вести разговор пристойно, а также разговаривать только по тематики материала. За нарушение правил мы можем вас исключить.

4. Добавляясь на учёбу, вы обязуетесь оплатить полную стоимость обучения сразу, за исключением тех, кому в индивидуальном порядке была предоставлена рассрочка или бесплатный доступ по причине их нужды.