Игрушка для ребенка 4 месяца. Четвертый месяц — развивающие игры для малыша. Малыш в разных положениях

В этой статье:

Первый триместр года позади – вашему ребёнку исполнилось 4 месяца. Многие считают этот возраст новой ступенью в жизни малыша. С этого времени происходит адаптация нового уровня – вертикального. Малышу надоедает лежать на одном месте – он начинает переворачиваться и старается ползать. Сейчас его ползанья похожи на барахтанья червячка, но совсем скоро он будет мгновенно переползать из комнаты в комнату за новыми приключениями.

Несмотря на проявления самостоятельности, каждому малышу необходима мамина поддержка. А значит, родителям тоже необходимо подготовиться к этому периоду.

Какие игрушки нужны ребёнку в 4-5 месяцев?

В 4 месяца малыш уже умеет брать игрушки, мотать ими в разные стороны, сжимать их в кулачке. Ему нравятся различные предметы, материалы и расцветки. Чем ярче игрушка, тем больше она привлекает внимание малыша. А если игрушка начнёт издавать звуки, это приведёт малыша в полный восторг. Чем разнообразнее игрушки по ткани, форме и размерам, тем быстрее малыш начинает усваивать то, что в мире очень много разного и интересного.

Необязательно
выкладывать круглые суммы за бесконечное множество однотипных погремушек. Вашего ребёнка так же порадуют ложки, небьющиеся кружки, баночки, контейнеры, шкатулки. Единственное, что нужно – это внимательно осмотреть предмет, обратив внимание на остроту краёв и возможность отсоединения мелких предметов.

В 4-5 месяцев ваш малыш учится ползать и делает это всё увереннее. Для забавы и развития подойдут игры с подвижными игрушками – от мяча до ускользающих ёжиков на батарейках. Светящаяся медуза на колёсиках, мягкая и пищащая, будет водить за собой малыша по комнате, а он будет радостно практиковаться в активном ползании, желая достать светящийся шарик. Есть для игры шарики и побольше. Их можно толкать не только ручками, но и лицом, и даже ногами. Это вызывает восторженный смех и даже визг восхищения у детей.

Чтобы малыш
чувствовал себя хорошо и в кроватке, и в манеже, и посреди комнаты, купите ему развивающий коврик или сделайте его самостоятельно из подручных материалов. Как делать коврик, можно найти в интернете. Неваляшки, юла и большие картинки с мелкими, но яркими деталями весьма забавляют мальчиков и девочек. Случаются моменты, что родители успевают спокойно пообедать в то время, пока малыш с удивлением разглядывает цветной поднос для утренних завтраков и стучит по нему пластиковой кружкой.

Если для вас актуальны карусельки и подвесные гномики над кроватью малыша, то постарайтесь установить подвеску так, чтоб малыш дотягивался до игрушек с некоторым усилием. Это научит его достигать своей цели, преодолевая трудности. А если ваш малыш в 4-5 месяцев уже активно переворачивается в разные стороны и способен самостоятельно поползти, лучше класть игрушки недалеко от него, но в поле зрения. Так у него возникнет желание взять яркий предмет. Для этого он проявит смекалку и преодолеет небольшой путь.

По исследованию психологов и педиатров, ребёнок, который может занимать себя сам в возрасте 4-5 месяцев, умеет развлекаться с погремушкой и «рассуждать» над картинками, также легче отходит от пустышки и не тянет в рот пальцы.

Умения ребёнка в 4-5 месяцев и развитие речи

Ребёнок в 4-5
месяцев направляет все свои силы на то, чтобы окрепнуть, ползая на четвереньках. Дети так активно способны передвигаться на ручках и ножках, что порой и взрослому человеку трудно догнать проворного «бегунка». Время от времени, при помощи маминых и папиных рук, ребёнок радостно встаёт на обе ножки.

Пока что его держат руки взрослых, но скоро он захочет передвигаться сам. Чтобы стимулировать это желание, играйте с ребёнком, пока он стоит на ногах. Под русское народное «тритатушки-тритата» приседайте вместе с ребёнком, играйте «по кочкам» только стоя. Чаще ставьте малыша на пупырчатую поверхность или большой мяч.

Вместе с движениями, переворотами и хватательными рефлексами у ребёнка развивается потребность к общению. Он издаёт новые звуки, через которые вы совсем скоро
услышите неосознанное, но такое приятное и ранимое «мама» и «папа». Конечно, не хочется в такие минуты понимать, что сейчас это ещё не обращение, а случайный набор звуков. Но, продолжая краткий диалог с ребёнком, вы готовите его к тому, что этот случайный звук впоследствии станет для него частым и родным. Слово «мама» понимают во всех уголках планеты, и означает оно одно и то же.

Для становления речи отлично помогают маленькие игровые стишки, потешки, народные песенки. В них содержаться простые и короткие слова. А весёлый напев маминым голосом заставит улыбнуться даже самого грустного малыша.

Есть много несложных частушек, которые пришли к нам из детства наших бабушек и дедушек. Недаром русское слово самое сильное и немного магическое, ведь благодаря русским народным песням и сказаниям выросло немало людей, психика которых, как и физическое здоровье, остаётся в полном порядке и в восемьдесят, и в сто лет.

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!

Можно и фривольнее:

Ай, скок, поскок,

Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

По кочкам, по кочкам,
По сереньким дорожкам,
Шёл петух
Провалился в ямку «бух»

(крепко держите ребёнка, но выталкивайте из-под его ног мячик и опускайте его ножками на пол)

Ладушки, ладушки,

где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку

Что пили?

Бражку!

Кашка сладенька,

Бражка добренька!

Всё, что происходит вблизи ребёнка, радует его и забавляет. Но до полугода вам не стоит полагать, что малыш будет интересоваться общей панорамой, которую ему покажет папа в стеклянном лифте. Он не будет фокусировать внимание на самолёте или птичке, если полёт происходит высоко в небе. Всё оттого, что мир вокруг ещё не до конца осознан и уяснён. Не торопите события. Не различать предметы вдали – это нормально для ребёнка в 4-5 месяцев.

Да и знакомство с новыми предметами пока проходит настороженно. Чтобы показать ребёнку что-то новое, сначала возьмите вещь в руки сами и покажите, что это «хорошо», если же вы хотите предостеречь ребёнка, покажите, что это брать в руки нельзя, это «плохо», «ой-ёй, жига, кусь».

Познакомьте ребёнка с зеркалом. Подведите его к большому стеклу и понаблюдайте, что будет происходить. Реакция ребёнка должна быть адекватной. Он улыбается своему отражению и тянет к нему ручки, чтобы познакомиться поближе. Дайте ему потрогать стекло. Так к нему быстрее придёт осознание, что есть отражающая поверхность, где он может взглянуть на себя со стороны.

Аккуратно изучайте мелкие и крупные предметы дома и в гостях. Ребёнок, познавший мир вместе с мамой, более осведомлён в вопросах безопасности своих действий, чем дети, которых
беспокойные мамы закрывали в манеже, чтобы избежать несчастья.

Лучшим занятием для ребёнка 4-5 месяцев будет изучение частей тела. Можно долго рассматривать ручки и ножки, говорить о них. Мама может гладить ушки и носик и говорить, что она делает. Потом можно взять игрушку и показать на ней, какие могут быть глазки, ушки, ротик…

Очень понравятся малышу детские стишки в сочетании с жестами и демонстрацией. Такими стишками можно усыплять ребёнка и будить по утрам, помогать ложке полной каши добраться до маленького ротика, умываться и собираться на прогулку. С песенкой и байкой все дела становятся намного интереснее.


Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,

Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.


Потягунюшки, порастунюшки,

В ножки - ходунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)

В роток - говорок,
(приближая губы к губам ребенка)
А в головку - разумок.
(легко трепля волосы ребенка)

      • Сорока, сорока, кашку варила,
        Кашу варила, своих детей кормила (перебирая пальчики)

Этому дала в плошке,

Этому на ложке,

Этому на блюдце,

Этому в чашке

А этому в лукошке.

      • Мальчик-с-пальчик, где ты был?
        С этим братцем в лес ходил,
        С этим братцем щи варил,
        С этим братцем кашу ел,
        С этим братцем песни пел.

Такие незатейливые стишки-считалочки входят в жизнь ребёнка с мамиными делами. За рассказами вы можете вымыть и переодеть ребёнка, подстричь ему ногти, накормить, сделать массаж, причесать и уложить спать – и все это получится с радостью и без капризов.

В три-четыре месяца начинается самостоятельно обследование мира. Кроха учится управлять своими ручками, находить и тянуться к предметам.
Внимательные родители наверняка заметили, когда ребенок более активен и настроен играть - утром или днем. Это и есть лучшее время вашего общения.

Играем с увлечением
Увидев у вас в руках яркую гремушку, малыш встречает ее улыбкой, радостными звуками и начинает протягивать к ней ручки. Чем привлекательнее предлагаемая ему игрушка, тем дольше кроха готов играть с ней. Подвешенные предметы он теперь схватывает ручкой, удерживает и рассматривает не менее 10 сек. Если вы специально привлечете его внимание (например, дотронетесь игрушкой до его ручек), малыш будет рад продемонстрировать «двойной захват», то есть попытается схватить игрушку обеими руками. Для этих целей подойдет деревянная ложка или любая игрушка с длинной округлой ручкой.
Если говорить о каком-то общем принципе, которым вы могли бы руководствоваться, играя с малышом, он заключается в следующем: не торопитесь, дайте ребенку возможность самому перейти следующему этапу развития. Пусть он играет ровно столько, сколько захочет, и так, как хочет он сам. В то же время всегда имейте наготове какую-нибудь игру, к которой кроха сможет перейти в благоприятный для него момент.
Например, приготовьте разноцветные кольца от деревянной пирамидки - три больших (диаметром 4,5–5 см) и три маленьких (диаметром 3 см), высота каждого кольца не больше 0,5–1 см.
Выбрав удобный момент, когда малыш будет в хорошем настроении, положите его на животик, а прямо перед ним - большое кольцо. Как только кроха сфокусирует на игрушке свое внимание, понаблюдайте, что же он станет делать. Скорее всего схватит ее и потащит в рот. Ваша задача помешать ему сделать это, мягким движением освободить кольцо, а затем снова положить его на прежнее место. Обратите внимание, как малыш берет предмет, раскрывает ли при этом ладонь, захватывает его пальчиками, поворачивает, рассматривает колечко в разных ракурсах.
Следом за большим колечком настанет черед маленького. Снова проследите за действиями ребенка: рассматривает ли он кольцо или сразу тащит его в рот. Затем положите рядышком большие и маленькие кольца, чтобы у малыша была возможность брать их по своему усмотрению и в любом порядке. Чередование больших и маленьких предметов упражняет руку и пальцы, учит делать захват и манипулировать предметами.
Величина отверстия в кольце тоже имеет значение. Попадая туда одним пальчиком, малыш вынужден другим придержать кольцо. Все эти действия развивают мелкую моторику. Чтобы интерес к игре не угасал, используйте разноцветные кольца.
Занятие считается успешным, если ребенок охотно берет большие и маленькие кольца, рассматривает и манипулирует ими. Со временем кольца можно заменить другими предметами, не обязательно круглой формы. Конечно, квадратный, треугольный или прямоугольный брусочек труднее схватить, а тем более удержать в руке. Сначала ребенок будет делать это как попало, но постепенно он научится заранее приспосабливать руку для более удобного захвата. Новый для малыша предмет всегда располагайте в центре (так легче фокусировать внимание), а уже знакомый - справа и слева в ряду других игрушек и не ближе чем на расстоянии 5 см друг от друга.

Давай поговорим
Хотя ребенок может произнести свое первое слово только на втором году жизни, поддерживать разговор он учится с первых недель. А в возрасте четырех месяцев малыш уже пробует вести диалог. Он может прислушиваться к речи взрослого более 30 сек., с интересом поворачивает голову в сторону говорящего, даже если тот находится вне его поля зрения. В ответ на обращенную к нему речь малыш издает ответные звуки, причем его «репертуар» достаточно разнообразен. Вы можете различить звуки, напоминающие «а», «э», «ю», «я», «м», «п», «б», «т», «д». Предоставленный на время самому себе, малыш систематически повторяет отдельные звуки и сочетания. Такую игру со звуками психологи называют гулением.

Социальные навыки
Известно, что общение - это не просто обмен словами. Когда мы разговариваем, то вслушиваемся и всматриваемся в нашего собеседника, чтобы лучше понять его, встречаемся с ним глазами и делаем паузу, чтобы дать ему возможность высказаться. Все это важно учитывать и во взаимоотношениях с ребенком. В этом возрасте малыш охотно общается с теми, кого привык постоянно видеть. Стоит маме заговорить с ним, как он сразу улыбнется в ответ, начнет гулить, двигать ручками и ножками. Малыш смеется в голос, когда его щекочут или подбрасывают, когда взрослый, притворяясь, чихает или кашляет. Время переодевания, кормления, купания и других повседневных занятий маме необходимо проводить в активном общении с ребенком: отвечать на его улыбки, ласково смотреть в глаза, рассказывать малышу обо всем, что происходит. Скорее всего родители не задумываются, что все это называется социальными играми. Кроме того, играя и общаясь с малышом, следует помнить, что нужно дать возможность высказаться каждому по очереди. Однако не надо торопить ребенка с его реакцией. Будьте готовы и к тому, что он устает от общения. Если малыш смотрит в сторону, то, возможно, как раз сейчас он не хочет играть.

Жизнь в движении
Старайтесь чаще выкладывать малыша на живот, используя любую твердую поверхность - в кроватке, на диване, на ковре на полу, на пеленальном столе. Кроха четырех месяцев от роду приподнимает верхнюю часть туловища, выпрямляет руки и таким образом опирается не на локти, а на ладони. Следите затем, чтобы детская кисть была хорошо раскрыта, а пальчики расправлены. В таком положении малыш может продержаться в течение 30 сек. Чтобы снять напряжение и помочь ребенку расслабить ручки, похлопайте его по ладошкам.
Ваш ребенок уже наверняка научился переворачиваться со спины на животик и делает это почти самостоятельно, поэтому теперь не стоит оставлять его без присмотра ни на одну минуту.
Расстелите одеяло и положите ребенка на живот на самый его край. Затем возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите его, чтобы помочь малышу перевернуться с животика на спинку. Когда же ваши общие старания увенчаются успехом, не забудьте вознаградить усилия крохи нежным поцелуем и крепкими объятиями.
К 3–4 месяцам у младенцев исчезает физиологический гипертонус (напряженность) мышц - сгибателей рук, а затем и ног. Постепенно движения конечностей становятся более свободными и точными. Малыш может ножками удерживать небольшой вес, например надувной мячик диаметром 5–6 см. Чтобы убедиться в этом, положите мячик в детскую кроватку, пусть футболит его на здоровье, тренируя свои мышцы.
Ваш рекордсмен уже способен удержать равновесие в положении сидя, правда всего 5–10 сек., и то при условии, что кто-нибудь из взрослых поддержит его за руки. Однако не стоит увлекаться такими экспериментами и торопить события. Учтите, что детский позвоночник пока еще очень подвижен и увлечение подобными опытами сейчас может в дальнейшем привести к его искривлению.

Растим космонавта
Ползание наряду с плаванием все еще остается основным способом передвижения вашего трех-, четырехмесячного малыша, и это полезно для его здоровья и развития. Но при этом важно тренировать и вестибулярный аппарат ребенка. Попробуйте освоить вместе вот такой комплекс упражнений.
- Удерживая руками малыша на весу, смело поворачивайте его в воздухе.
- Сядьте на пол вместе с малышом лицом к лицу. Крепко обхватите его под мышками и спросите: «Хочешь полетать?» Со словами: «Раз, два, три, полетели!» начинайте медленно поднимать ребенка, отклоняя свой корпус назад.
- Удобно устроившись на спине и высоко держа ребенка на вытянутых руках, приговаривайте: «Лети, малыш, лети!» Эта игра принесет пользу и вам, так как хорошо укрепляет мышцы спины.
- Поднимите ребенка над головой и медленно опустите, а когда ваши лица приблизятся друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я тебя люблю».
- Снова поднимите ребенка, приговаривая при этом: «Мы поднимаемся высоко-высоко». А опуская его, скажите таинственно: « А теперь опускаемся низко-низко». Думаю, что после такой тренировки и вам и малышу будет приятно покачаться в кресле-качалке.

«Пританцовывание». Возьмите ребенка под мышки, переведите в вертикальное положение и обоприте стопа¬ми на стол. Несмотря на то что к этому времени угасает шаговый рефлекс, в таком положении ребенок будет пе¬реступать ногами на месте, как бы пританцовывая. Про¬должите его движение вперед, смещая малыша от себя. Внимательно следите за тем, чтобы опора приходилась не на цыпочки, а на полные стопы

Занятия с тканями разной фактуры помогают малышу познакомиться с такими понятиями, как твердое и мягкое, шершавое и гладкое.Поищите в шкафу и комоде вещи из тканей с разной фактурой. например, атлас, шелк, фланель, сукно, шерсть, велюр и махровая ткань Найдите теплое место без сквозняков и положите на пол несколько вещей. Потом положите ребенка (в одном подгузнике) на вещи и дайте ему почувствовать на каком материале он лежит. можно поглаживать его руку или щеку тканью и смотреть на его реакцию. Обратите внимание, какая ткань ему нравится больше всего. Ребенок учится хватать и отпускать предметы к 4 месяцам. Ему понравится трогать ткани различной фактуры. Понаблюдайте, выбрал ли он что-то в качестве любимой вещи.

ПОИГРАЙТЕ В ПРЯТКИ
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!". Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

С ГОРКИ КАТИТСЯ ИГРУШКА
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЫЛЬНЫМ ПУЗЫРЕМ
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

ПОВОЗИТЕСЬ С МАЛЫШОМ
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.

На рыбалке

Правила игры:
Детям любого возраста нравится что-нибудь ловить, так почему бы не начать делать это в младенческом возрасте? Вашему малышу понравится элемент неожиданности, поскольку он сможет получить то, что хочет, используя свое умение решать задачи.

Порядок действий:
Вам понадобится немного веревки (около метра), яркая игрушка, бесцветный скотч, стол.

1. К одному концу веревки привяжите игрушку.
2. Протяните веревку через стол таким образом, чтобы игрушка свисала со стола, и ее не было видно.
3. При помощи бесцветного скотча прикрепите другой конец веревки к столу.
4. Посадите ребенка себе на колени, чтобы он мог видеть стол и веревку.
5. Отклейте скотч и дайте малышу в руки веревку.
6. Пусть он поиграет с ней.
7. Побудите его потянуть веревку, скажите: "А что там такое?" или "А где игрушка?". Ваш малыш будет приятно удивлен, когда потянет за веревку и увидит игрушку.
8. Понаблюдайте, догадается ли он, как придвинуть игрушку к себе.

Вариант. Вместо того чтобы прятать игрушку, положите ее на видное место, чтобы ребенок попытался догадаться, как достать ее при помощи веревки.

Внимание! Присматривайте за ребенком, чтобы он не запутался в веревке.

Во время игры вы развиваете:
- предвкушение событий;
- осознание причины и следствия;
- осознание постоянства предмета;
- умение решать задачи.

Нравится

Малышу исполнилось 4 месяца, и сейчас этот крошечный комочек счастья стал больше бодрствовать, активно гулит и радуется появлению мамы и уже может совершать некоторые движения самостоятельно, а именно: перевороты на животик со спины и захват небольших предметов.

  1. Занятия для развития зрения
  2. Физическое развитие
  3. Занятия для развития зрения

Занятия с ребенком в 4 месяца включают в себя упражнения на развитие слуха, зрения, внимания ребенка.

Занятия для развития зрения

Уже сейчас можно потихоньку вводить понятия базовых свойств предмета: размера, цвета, формы – не переусердствуйте в своих стараниях – малыш еще слишком мал, чтобы освоить большой объем информации. Детская память в таком возрасте достаточно кратковременна и для достижения результатов, а особенно для их закрепления в детском сознании необходимо методичное и неспешное изучение материала.

Выбирая игрушки для ребенка, старайтесь останавливаться на тех, чья расцветка не является слишком сложной – дети в таком возрасте предпочитают однотонные предметы, либо раскрашенные максимально в два-три цвета с четкими границами, пестрые расцветки со сложным рисунком четырехмесячный малыш воспринять не в состоянии. Главная задача родителей – проявлять терпение. Поверьте, в скором времени Вам воздастся за старание.

Физическое развитие

Ребенок в 4 месяца уже много умеет, с удовольствием воспринимает не только развивающие игры, но и физические упражнения.

Пользуйтесь возможностью делать ежедневную зарядку – чем старше и самостоятельнее становится малыш, тем сложнее маме привлечь его к физическим упражнениям.

Очень скоро наступит момент, когда кроха начнет попросту уползать во время занятий, если сочтет такое времяпрепровождение недостаточно интересным. Маме необходимо проявлять все больше изобретательности для развлечения малыша. Вот почему массаж и зарядка должны проводится в виде веселой игры и непременно в период, когда ребенок наиболее спокоен. Пойте песенки, больше улыбайтесь малышу, совмещайте гимнастику с игрой в «ладушки» или «козу рогатую» - пусть такое времяпрепровождение будет приносить как можно больше веселых положительных эмоций и удовольствия!

Для того, чтобы помочь малышу научится и укрепить соответствующие мышцы пресса и спину можно поиграть в «колобочки»: осторожно покатайте кроху по кровати. Несколько раз, перевернув его на живот и обратно. Расскажите при этом крохе веселую историю про то, что он колобок, который убегает от дедушки и бабушки или пружинистый резиновый мячик.

Начинаем проводить упражнения на укрепление рук и позвоночника – дайте ребенку ухватится за указательные пальцы Ваших рук и слегка потяните его на себя. Такое упражнение поможет научить ребенка сидеть. Конечно, садить кроху в 4 месяца еще нельзя – навык ребенок освоит месяцам к 6.

Вообще любые манипуляции, проводимые с ребенком необходимо комментировать вслух – таким образом, Вы успокаиваете малыша и формируете у него памятные реакции на определенные действия, а во вторых доставляете ему несомненное удовольствие, привнося элемент игры в самые простые будничные моменты.

Занятия для развития осязания и моторики

Комплекс занятий с ребенком в 4 месяца включает в себя поглаживание и массирование ручек и ножек – погладьте и поцелуйте каждый пальчик, приговаривая веселый стишок. Пальчиковая гимнастика очень полезна для крохи в период до года и старше: она помогает развить не только мелкую моторику, но и активизировать те мозговые центры, которые отвечают за речь.

Во что играть с ребенком?

Простые и известные всем стишки про «сороку – ворону» станут Вашим первым шажочком на пути к самостоятельно произнесенному первому слову.

Игры с ребенком в 4 месяца могут проходить с использованием совершенно разных подручных материалов: дайте ему пощупать кусочки различной материи или размотать клубок пряжи - такие упражнения направлены на развитие моторики и тактильных ощущений.


Помните, что используя в развивающих играх для малыша потенциально опасные предметы, Вы не должны оставлять его без внимания ни на секунду. Покажите ребенку, что разные вещи издают разные звуки – постучите по перевернутой кастрюле рукой, а потом погремушкой, дайте в руку платок или салфетку – пусть малыш потрясет ей и поймет, что данный предмет звука не издает.

Занятия для развития зрения



Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием будет изучать свое изображение в зеркале – в этом возрасте появляется реакция на отражение. Улыбнитесь второму малышу в зеркале и помашите ему рукой, проделайте тоже самое с реальным ребенком.

Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 4 месяца помните, что в развитии крохи самое главное - это творческий подход и Ваше полное участие. Дети, которым родители уделяют внимание, которых несколько десятков раз в день обнимают, целуют, с которыми разговаривают - спокойнее, увереннее и общительнее своих обделенных сверстников. Помните об этом и проявляйте максимум участия к своему ребенку, какого бы возраста он ни был.

Продолжаем нашу добрую пятничную традицию. На прошлой неделе мы с вами остановились на , а на этой - поговорим про развивающие игры для малыша в четыре месяца жизни .

Ваш малыш потихоньку растет и играть с ним становится все интересней и веселей. Вы уже получаете эмоциональный отклик крохи от общения с вами, видите его улыбку, заинтересованный взгляд, слышите звуки смеха. Маленький человечек готов многому учиться у вас , он жадно впитывает все, что исходит от вас: нежность, любовь, ласку и быстрее стремится освоить новые навыки .

Ваш малыш на четвертом месяце жизни нуждается в правильной организации распорядка дня, игр . Поэтому, предлагая ту или иную развивающую игру, старайтесь одновременно занять его время бодрствования, чтобы он не скучал, но и не переборщите с количеством занятий во избежании перегрузки и капризов. Если ребенок играет один (увлечен игрушкой, ручками, ножками), не мешайте ему, но будьте готовы предложить другую игру, когда он закончит предыдущую.

Четырехмесячный малыш игрушку воспринимает по принципу «с глаз долой — с сердца вон», т.е. если предмет исчезает с поля зрения — значит его вообще нет и не предпринимает поиски. Эта особенность сохраняется до семимесячного возраста . В подобных играх, когда предмет «прячется», сделайте так, чтобы он чуть-чуть «выглядывал» из накрытой пеленки — ваш малыш потянется посмотреть, что это там спряталось

Продолжаем развитие ручек , стимулируя их на хватание неудобных предметов (фигурки животных, маленькие мячики, кубики и т.д) — так мы готовим их к следующему возрастному этапу — пяти месяцам , когда кроха начнет перекладывать предметы с одной руки в другую .

Старайтесь обязательно проговаривать все действия , объясняйте малышу текущую ситуацию как в играх, так и в повседневной жизни: «Это ма-ши-на. Би-и — би-и!» «Идем ку-ушать!» «Па-па пришел!» Пусть ваши слова будут четкими и односложными, избегайте витиеватых предложений.

Перейдем к нашим играм!

Мое второе «Я»

Познакомьте кроху с собственным отражением в зеркале. Возьмите его спинкой к себе и подойдите к большому зеркалу, в котором малыш увидит всего себя и скажите: «Кто это? Это Ми-ша» «Миша хороший» «У Миши глазки» (показываете его глазки перед зеркалом) «...уши, носик, ротик!» Возьмите ручку малыша и постучите по зеркалу, поведите ею по его отражению. Улыбайтесь.

В игре малыш учится узнавать себя, свое тело .

Достанем ползком!

Ваш кроха может различать синий или голубой , зеленый , желтый , красный цвета, предпочитать синий и красный.

Выбираем игрушку этого цвета и кладем перед ним, лежащем на животике. Подбадривая ласковыми словами «Давай достанем! Ползи, моя хорошая, ползи! Молодец!» побуждаете малыша ползти за игрушкой. Чтобы ему было легче — подставляете для опоры свою ладонь под его ножки.

Можно игру усложнить. Игрушка «оживает» и в момент, когда кроха вот-вот ее схватит ручкой, она «отползает» в сторону. Пусть малыш настойчиво ползет дальше, а если он расстроился — дайте ему игрушку, погладьте его и поиграйте снова.

Игра развивает ползание, захват игрушки ручкой , укрепляет группы мышц всего тела. Ваш кроха учится терпению и настойчивости в достижении цели .

Где хочу, там стучу!

Наступает веселое и шумное время Да-да... теперь можно стучать предметами о различную поверхность (можно стучать по барабану, по кастрюлям, по крышкам, подносам и т.п.)! Дайте малышу подходящий предмет и предложите ему постучать им обо что-то, до чего он сможет дотянуться.

В игре устанавливается причинно-следственная связь: я стучу — слышу звуки, развивается моторика рук . На первое время старайтесь выбирать такие предметы, которые не напугают его громким звуком в момент стука.

Ау-у!

Поиграйте в эту игру всей семьей Вы с мужем находитесь в разных сторонах комнаты, посредине — лежит малыш на спине. Позовите сыночка или дочку по имени негромко и ласково. Дождитесь, пока ребенок замрет, прислушается и начнет взглядом искать вас в комнате. Увидел! Порадуйтесь с ним: «Это ма-ма! Молодец, Ваня!» Теперь пусть его позовет папа.

Так перекликаясь, учите его искать источник звука и устанавливать его местонахождение (в данном случае — поиск близкого человека по голосу). Игру можно дополнить несколькими игрушками, издающими разные звуки. Это хорошо развивает зрительно-слуховую ориентацию в пространстве у ребенка, учит его устанавливать зрительный контакт с родными .

Мышки бегают — кошки ловят!

Для ребенка полезно принимать воздушные ванны. Вы можете и в это время поиграть с ним. Положите малыша голеньким на спину (температура в комнате должна быть оптимальной). Нагнитесь к нему, пощекочите пальчиками шечки, носик, подбородок, шейку, проведите быстрыми легкими барабанными движениями пальчиков по его животику, бокам, ручкам и ножкам: «Мышки побежали — все разбежались!». Крадучими и мягкими движениями, имитируя поступ кошки, пройдитесь по его телу снизу вверх: «Мяу-мяу..., где же мышка?!..» останавливаясь и хватая его пальчик, ладошку, плечико и т.д: «Вот мышка! Поймала... Пи-пи!»

Игра развивает тактильные ощущения ребенка, учит его установлению эмоциональной связи с мамой, проявлять различные чувства от интереса до радостного смеха .

Пальчиковые игры

Продолжаете ранее игру для развития пальчиков, ладошки. Вместе с этой игрой хорошо проделывать массаж каждого пальчика нежными и легкими растирающими движениями. Это все способствует развитию речи у ребенка.

Где тут носик, глазки?

Эта развивающее занятие — своего рода отражение «зеркальной игры». Если вы предлагали малышу познакомиться с самим собой в зеркале, называя отдельные части его тела, то тут игра переносится на игрушки. Возьмите два любых персонажа (зайчик и мишка). Покажите пальчиком малыша по очереди, четко проговаривая: «Это глазки зайчика, а это глазки мишки, это уши зайчика — длинные, это уши мишки — короткие» и т.д.

Малыш начинает понимать, что у всех, в том числе и у него, есть носик, ротик, глазки, уши и др.части тела, в игре делается акцент на отличительные признаки. Активно развивается моторика рук, пополняется словарный запас , что служит хорошей предпосылкой для становления речи.

Давай полетим?

В четыре месяца малыш уже уверенее держится на высоком подъеме. Возьмите малыша под мышки, загляните ему в лицо, улыбнитесь, поцелуйте нежно и медленно приподнимите его над головой: «Ту-у! Ту-у!» На вытянутых руках слегка покачайте кроху: «Полетели-полетели и на головку сели...» и плавно опустите его к своей груди. Следите за тем, чтобы игра ему нравилась и он не боялся высоты. Важно! Подкидывать и подбрасывать ребенка нельзя ! Игра развивает вестибулярный аппарат, эмоциональную связь ребенка с мамой, папой.

На следующей неделе мы рассмотрим . Поэтому не пропускаем и подписываемся на RSS !:-) Если есть вопросы – вы можете .

Малыш 4-7 месяцев от роду обычно уже активно стремится сидеть, либо уже сидит. Пусть даже просто на коленях у родителей, а не самостоятельно. В сидячем положении у ребенка освобождаются руки, он может видеть больше предметов вокруг и сам до них добраться. Поэтому игры становятся разнообразнее и активнее. Еще одна особенность, которая у некоторых сохраняется до 1-1,5 лет — «все в рот». Это надо учитывать при выборе игрушки. Чем же развлечь малыша? Вот перечень традиционных игрушек, которые можно предложить малышу. О прочих, безигрушечных занятиях для этого возраста читайте

Звучащие игрушки:

Погремушки. Их должно быть несколько, но и не миллион.Как правило, любимыми становятся самые простые, потому что их легко брать и трясти.

Если в 3-4 месяца ребенок учился брать погремушки в руки и извлекать звуки, сейчас он в состоянии устроить настоящий шумовой концерт, весело бряцая погремушками друг об друга, об себя или окружающие предметы, которые окажутся в зоне поражения. Поэтому я стараюсь давать погремушки, по-разному звучащие. По одной и в паре каждый раз разные звуки получаются. По-прежнему можно тренировать поиск источника звука вместе с погремушками, усложняя поиски (спрятав за спину ребенка, сбоку, чтобы надо было всем телом повернуться, чтобы увидеть, за ширмой или пеленкой под носом у малыша, чтобы догадался разрушить препятствие.

Ударные музыкальные инструменты. Те же погремушки, но имеющие «серьезный» вид и более интересный звук. Это могут быть:


Уже можно пробовать стучать палочками по обычному барабану и металлофону (с помощью мамы), да и п клавишам игрушечного пианино никто не помешает вам понажимать вместе. Если приобретаете пианино специально, лучше не брать «на вырост», а взят самое простое, т.к. к моменту более-менее осознанного музицирования все равно несколько клавиш или кнопок выйдут из строя. Если дома стоит настоящее пианино, можно попробовать и его, такую махину младенец вряд ли сможет расстроить.

Кубики Зайцева. Если у вас есть набор от старших детей либо куплен или сделан «очень заранее» (т.к. реальный интерес к буквам у ребенка появится еще не скоро), их уже можно использовать в качестве погремушек: они звенят, бренчат, грохочут. Специально покупать это пособие пока рано.

Игрушки со звуковыми модулями (мелодиями, звуками, голосами животных). Даже ужасно звучащие и противно пищащие на вкус взрослого китайские игрушки обычно завораживают детей, которые не против слушать их снова и снова. Поэтому, приобретая подобное, нужно думать о своих нервах. Даже «целых» 7-10 мелодий вам надоедят очень быстро, а ребенку – нет! Чаще всего подобные игрушки используются как отвлекалочки и успокои, когда надо ребенка поддерживать в бодром и веселом расположении духа. А весь развивающий смысл – в том, что ребенок сам заставляет игрушку звучать. Сделал действие — игрушка запела. Поэтому пары игрушек такого вида достаточно.

Если уж хочется что-то поющее-говорящее… могу посоветовать знаменитого говорящего хомяка-повторюшку . Конечно, это игрушка для детей постарше, которые могут уже что-то внятное ему сказать, чтобы он повторил. Но если есть старшие дети или у вас самих достаточно чувства юмора – хомяк может занять малыша надолго. Подарили нам его на новый год для старшей дочки Ирины, она болтает с ним, Паша смотрит, открыв рот – заняты оба!

Музыкальные мобили и карусели – для лежащих детей еще могут пригодиться. Однако чем старше ребенок, тем неинтереснее ему будет просто наблюдать за вращением фигурок. У нас один из мобилей имеет ручки на подвесках, поэтому и в полгода ловить движущиеся фигурки все еще весело.

Тактильные игрушки:

Все, что можно пощупать, потискать, засунуть в рот без последствий, получив разнообразные ощущения от разных материалов, фактур, даже температуры предмета. Для 4-7 месяцев это могут быть:

В качестве бонуса они могут быть снабжены пищалками, прорезывателями, грохоталками, бубенчиками, шуршалками. По опыту, удобнее всего небольшие игрушки, которые хранятся в отдельной коробке, из которой их удобно малышу давать по одной. Сенсорная коробка сохраняется . У нас дома все малышовые игрушки хранятся в трех коробках. В одной – различные текстильные, мягкие, в другой – пластмассовые грызунки и погремушки. А третья коробка как раз – сенсорная. Наиболее востребованными в этом возрасте становятся текстильные подушечки, их удобнее брать, чем лоскутки.

Кубики из разных материалов: щупать, разрушать башни и другие постройки мамы. Мы играем и мягкими кубиками из поролона, и пластмассовыми, и деревянными. Текстильные в рот проще засовывать, а при веселом разрушении башни совсем не опасны.
Я, как фанат деревянных игрушек, даю грызть и их. У нас они своего производства, неокрашенные ничем. Наш магазин деревянных игрушек В контакте

Мячики: маленькие и средние, резиновые и пластмассовые, большие надувные.
Сидящему малышу показываем, как катать мячик. Даже лежащий на животе малыш может ручкой мяч толкать и наблюдать, как он катится, затем многократно повторять это. Наш Паша в 5 мес. с пары толчков понял принцип катания и потом с удовольствием играл с сестренкой. Очень удобным оказался мяч-неваляшка: он катится и возвращается назад, не нужно по комнате за ним бегать.

Пирамидка. Уже сидящий малыш может разбирать ее, снимая кольца со штыря, играть с кольцами. использовать их как грызунки. В этом возрасте еще все равно, какая это пирамидка, а вот в следующем периоде, когда обычно учат нанизывать колечки, полезнее такая, у которой штырь имеет одинаковую толщину по всей длине, то есть ее можно собрать не только правильно, но и как угодно. А еще лучше чтобы все колечки были одного цвета.

Специальные грызунки . От очень многих мам слышала, что дети мусолят во рту что угодно, только не специально предназначенные для этого погрызушки из резины, с водичкой внутри и прочие. Тем не менее как игрушки для манипуляций (повертеть в руках, помахать, перебирать, перекладывать из ручки в руку) они вполне годятся.

Кукла. Познакомить малыша с куклой можно уже сейчас, показывать на ней части лица, тела, делать вместе с ней какие-то режимные моменты (есть, мыться), разговаривать с малышом от имени куклы, играть в прятки, показывать действия: кукла танцует, кукла села, кукла кушает, кукла здоровается и т.п.

Перчаточные и пальчиковые куклы – на маминой руке. Их движения гораздо разнообразнее, они выглядят более «живыми», поэтому все то же, что и с обычной куклой, можно начинать демонстрировать и с этими театральными игрушками.

Резиновые игрушки – для изображений действий, пряток, купания и «на погрызть».
Не теряют актуальности годами, потому что потом их будет озвучивать и от их имени играть уже сам малыш. Я сама играла в разные сценки с резиновыми игрушками до школы точно, и дочь сейчас в разгаре подобных игр пребывает в свои 3,5.

Неваляшка. Сидящему малышу еще удобнее и интереснее играть с ней, наблюдать за ее танцами.

Игрушки для ванной. Мои дети, как только начинали сидеть, в ванне плавать практически переставали, и дальше мы купаемся сидя. Раз свободны руки, можно их чем-то занять! Игрушками, например.
Наборы для ванной хороши и вне ее, обычно это яркие небольшие фигурки, которые удобно сжимать, грызть, бросать. Они могут служить очень долго для ролевых игр (фигурки животных, транспорта). К тому же иногда они снабжены брызгалками, что служит дополнительным развлечением при купании.

Книжки для купания – для самостоятельного листания.
Ребенок не сразу научается переворачивать страницы обычной книги, даже картонной. Оказалось очень удобным листать книжки для купания, странички у них дутые, легко листаются. Еще и пищат частенько, и картинки яркие! Не только в ванной пригодятся.

Пирамидка из стаканчиков, кукольная посуда. А также миски, чашки, разные емкости – все легкое, пластиковое. Все это интересно перебирать, засовывать внутрь ручки, а особенно – кидать и ронять! Это очень полезно, придется запастись терпением. Можно также показать, как вода переливается из одной емкости в другую, как крупа или песок пересыпаются. Дать чашечки и стаканчики в ванную поиграть.

Здесь перечислены разные традиционные игрушки для малышей. Чем еще развлечь ребенка 4-7 месяцев, какие еще игры можно использовать – в следующей статье.