Интересные факты и полезные советы. Вики Хёфл - Откровенный разговор о воспитании: Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого

Беседа по душам с воспитателем.

Воспитание ребенка-это всегда было непросто и давалось не всем. А как определить удается ли это Вам? Мне кажется показателем может стать утверждение родителя, что – «Мне не стыдно за поведение своего ребенка в гостях, в транспорте, магазине, наконец в театре». Конечно ребенок не может знать все правила этикета, да и не должен в силу своего возраста, но заложить основы приличия мы просто обязаны именно в дошкольном возрасте. Почему именно в предшкольный период? Скажу по своему опыту и опираясь на свои наблюдения. Родители считают важным период в жизни ребенка от 0 до 1,5 лет, когда внимание матери к малышу максимально. А отдав ребенка в садик почему-то считают – «Ну теперь до школы можно отдохнуть…». И своей пассивностью возлагают всю ответственность за формирование личности своего ребенка на воспитателей. А когда приходит время школьных уроков, оказывается, что родители не умеют общаться с ребенком, да и он уже не нуждается в этом общении. Просто ему привычнее с компьютером или планшетом. К счастью, проблемы можно заметить, как только Вы пришли в садик. Поговорите по душам с воспитателем. Спросите какой Ваш малыш в группе среди сверстников, чем его поведение отличается от других. Поинтересуйтесь к чему Вам нужно стремиться с ребенком, как можно добиться того, что нужно. Ведь так много ребенок должен научиться делать в дошкольном возрасте и важно даже не то, что он умеет, а то какие качества он приобретает к школе. Я имею в виду самостоятельность, умение управлять своим поведением, общительность, усидчивость и т.д. Поверьте, когда ребенок пошел в школу на первое место встанет обучение и получение знаний, а не воспитание. И если мы упустим золотое время от 3 до 7, то вопрос обучения решен не будет. С некоторыми проблемами воспитания попробую Вам помочь.

Самостоятельность.

Одеваются дети на прогулку. (уточняю детям 4-5 лет) Двое мальчиков «отдыхают». Воспитатель подгоняет, беседует- каждый день одна картина. Задаюсь вопросом почему все могут, а они никак? Утром наблюдаю в раздевалке, как ребенок лежит на кушетке, а папа его раздевает. Спрашиваю: -До какого возраста Вы планируете его раздевать? (Улыбается) Приложите усилия к тому, чтобы ребенок сам делал то, что он уже должен делать. Да это Ваш труд и это не просто, но если Вы не ленивы –Вы это сделаете. Сделаете ради Вашего ребенка. И придя в гости Вам не будет неловко, что сын, которому 5 лет сам не может одеться. Вот когда мы закладываем трудолюбие, да для детей это труд.

Вседозволенность.

Ребенок не слушается. На замечания не реагирует. Наказать его можно, но должного эффекта это не приносит. Через 10 минут (не преувеличиваю) все повторяется снова. Родители сами жалуются на свое чадо воспитателю вопрошая – «Что делать?». А ведь ребенку уже 5 лет! Я понимаю гиперактивность – бич нашего времени, но это всего лишь особенность ребенка. Все началось гораздо раньше. Оказалось, что дома ребенку можно все. Запретов нет, ограничений нет. А есть такой замечательный возраст от года до двух, когда ребенок должен знать: это можно, а вот это – нет. После трех лет- это так сложно привить ребенку!

Агрессивность.

Мальчик, играя со сверстниками пинает их, плюет, толкает. Этими действиями его общение с товарищами ограничивается. Мама говорит: «Он дома не агрессивен!» Потом выясняется, что старший брат подросток воспитывает его подзатыльниками. Вот эту модель поведения он и приносит с собой в садик. А дома он не смеет на взрослого брата поднять руку. Копит негативные эмоции и с ними приходит.

Обратите внимание, изначальное воспитание ребенок получает дома. А в садике мы хорошее развиваем, а негативное пытаемся искоренить. Но если родители не интересуются ребенком, ведь школа не скоро. И дома все по-старому, то в садике ребенку трудно, а в школе- очень сложно. Поэтому призываю Вас поговорите с воспитателем по душам. Уверена, если Вы проявите заинтересованность в том, как развивается Ваш ребенок, если не поленитесь уделить немного времени ему –Вы будете гордиться сыном или дочкой. Искренне желаю Вам этого.


Разговор о воспитании

В Московском областном педагогическом институте (27.10.1936)

По инициативе комитета комсомола и библиотеки Московского областного педагогического института 27 октября был организован общеинститутский диспут по замечательной книге А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», так высоко оцененной еще А.М. Горьким, с которым Макаренко был лично знаком и вел большую переписку. На диспуте присутствовал сам автор, специально приехавший из Киева, где он руководит колонией НКВД. Из московских вузов были приглашены четыре его воспитанника, бывшие коммунары из коммуны им. Дзержинского:

В. Камардинов - бывший председатель совета командиров и секретарь комитета комсомола, ныне студент III курса историко-философского института; Л. Салько - студент IV курса авиационного института; Файнергольц Л. - студент II курса Авиаинститута; Брайтман Р. - студент II курса пединститута им. Бубнова.

К диспуту велась большая подготовка с сентября месяца с. г., были подработаны кафедрой педагогики и кафедрой литературы и вывешены узловые вопросы по «Педагогической поэме» в стенгазетах, печатались статьи и отзывы о книге, был выделен кафедрой литературы специальный человек (доцент Гречишникова) для проведения консультаций с желающими выступать на диспуте. В библиотеке института наблюдался большой спрос на «Педагогическую поэму», запись очереди доходила до 150 человек. Желающих выступить на диспуте записалось 25 человек. У каждого имелся подготовленный конспект своего выступления.

Во время диспута большой зал института был переполнен. Присутствовало 900 человек. Это - студенты, профессора института и учителя области, которые ранее окончили наш институт и которым теперь приходится проводить многочисленные беседы по «Педагогической поэме» Макаренко со своими учениками. Председательствовала на диспуте секретарь парткома института т. Жукова.

Вступительное слово о книге Макаренко сделал декан литературного факультета т. Власов. Затем выступил Антон Семенович Макаренко. Обращаясь к студентам - будущим педагогам, как к своим коллегам, он говорил о нашем ближайшем будущем, о тех задачах, которые стоят перед школой и учителем.

У нас нет еще полноценной теории воспитания, и мы должны ее создать. Критики, разбиравшие «Педагогическую поэму», - говорит Макаренко, - больше всего меня ругали за недооценку теории педагогики. Но когда я писал свою книгу, то меня не интересовала педагогика школы, классная жизнь, и о них я не хотел писать. Меня занимала проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей. Мой опыт воспитательной работы привел меня к тому выводу, что нам нужно создать теорию воспитания. Я получил высшее педагогическое образование, перечитал все, что есть в мировой литературе по вопросам воспитания. И все это меня нисколько не удовлетворило. Я не получил метода работы. Я полагаю, что в интересах дела нужно разделить школьную педагогику классной работы от педагогики воспитания. И у вас в институте создать специальную кафедру воспитания, которой у вас до сих пор нет. Разделить эти две педагогики и определить их главные методы.

Моя «Педагогическая поэма» доказывает одну педагогическую мысль. Я показал свою полную техническую беспомощность в 20-м г. Когда я приступал к педагогической деятельности, я не имел ни инструмента, ни метода. Я оказался в лесу с пятилинейной лампочкой и стаей бандитов. Я оказался педагогически беспомощен, и тогда, при тех условиях, я имел право назвать педагогику шарлатанством… И тогда я сделал большую ошибку, что ударил своего воспитанника Задорова. В этом поступке я почувствовал крушение своей личности. Я тяжело переживал эти минуты и понял, что не нужно давать волю рукам и допускать мордобой.

Теперь я считаю подобные факты огромным педагогическим преступлением и сам отдаю своих подчиненных под суд и добиваюсь за такие преступления 3 лет тюрьмы.

Года через два после столкновения с Задоровым я понял и открыто сказал, что нужна педагогическая наука, но не оторванная от жизни, а связанная с ней, помогающая воспитателю в практической работе. Я уверен, что она будет, - в этом меня убедил мой 16-летний опыт. Мне пришлось быть руководителем в пяти колониях НКВД.

В нашей прекрасной действительности, способной породить такое величественное движение, как стахановское, в этой действительности есть все, чтобы создать новую науку - педагогику. Мы сейчас крепко бьемся за новую воспитательную технику. И можно быть уверенным, что новая, социалистическая педагогика будет создана сегодня или завтра. Я считаю вредной мысль, что новая педагогика уже создана.

Затем т. Макаренко критикует ответы на вопросы читателей, помещенные в журнале «Коммунистическое просвещение» (август 1936). В этих ответах дается совет, как бороться с недисциплинированностью учеников, с хулиганством и т. д.

Этот вопрос задавался еще в 20-м г., затем повторялся в 23, 25, 27, 29 гг. и сохранился до 36-го г. Когда же наконец будет разрешен этот деловой и простой вопрос? Чистая педагогика показала свою полную беспомощность, если до сих пор не смогла разрешить этого вопроса.

В консультации журнала «Коммунистическое просвещение» дается совет учителям самим быть дисциплинированными, сплоченными, самим не опаздывать в школу и т. д. Это - отписка, а не совет. Такой «консультацией» ничего не сделаешь для воспитателя. Они хотели и советь дать, и ничего «страшного» не насоветовать. В 7 пункте рекомендуется учителю вести беседу с учеником, нарушающим правила внутреннего распорядка, занимающимися воровством и хулиганством, - вести беседу спокойным, ровным голосом!.. Наша печать ежедневно сообщает о героических людях, о страстной работе, а учителям этот авторитетный журнал Наркомпроса рекомендует спокойный, ровный тон! Это же издевательство!

Не нужно забывать, что со своими воспитанниками я могу говорить ласково и нежно, но могу и повысить голос, твердо сказать: «брось!». Без этого нет воспитания. Я не хочу сказать, что нужно кричать на воспитанников. Нет! Но нужны страсть, любовь, увлечение своим собственным делом в той мере, как это мы наблюдаем у стахановцев. Если я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником преступления - воспитатель как представитель общества должен показать свое крайнее негодование.

Неудивительно, что в указанной консультации ничего не говорится о коллективе как воспитательном факторе. Учителю Позднякову рекомендуется только лично побеседовать с учеником, который занимался мелкими кражами и дошел до квартирных краж. Рекомендуется взять с ученика слово, что он больше не будет заниматься подобными делами. И только. Не рекомендуют выносить этот поступок на обсуждение коллектива, так как это нанесет ребенку «тяжелую внутреннюю рану», отчего пострадает учеба, а коллектив ничего не выигрывает. Это вредная установка. Затем в данной консультации ничего не говорится о наказании. Они боятся этого слова. А я стою за наказание. Только надо уметь его применять, а этому надо учиться.

Весь отдел консультации журнала «Коммунистическое просвещение» отдает установками левака Шульгина. Данные консультанты стремятся удивить мир фокусом без прикосновения рук. Они подобны покойным педологам, которые любили такие вопросы изучать, изучать; изучать и записывать, чем и путали учителя в вопросе, как ему быть с наказанием. У нас еще не освоена система наказания. Из старой школы мы не можем взять систему наказаний, чуждую нам, с ее слежкой, кондуитами, привязываниями к каждому пустяку и т. д. Применению наказания я долго учился. Начал с мордобоя и кончил полнейшей демократией. Сами коммунары боролись с нарушениями правил внутреннего распорядка и сами управляли всей жизнью коммуны. В коммуне им. Дзержинского в конституции записано о наказаниях, но на практике они не применяются, так как не нужны. Такого положения мне удалось добиться при помощи использования всей воспитательной силы коллектива. Мое воспитание и наказание происходят через крепкий коллектив. Когда я захожу в среднюю школу, то слышу крик, вой и _ (пробел). Значит, там не создан сознательный коллектив, который крайне необходимо создать в каждой школе - как живой организм с действующими органами и общими интересами. Снимать ответственность преступника перед коллективом, как советуют в журнале «Коммунистическое просвещение», - значит совершать преступление перед педагогикой. В коммуне им. Дзержинского одна девочка украла деньги. Ее обсуждали на общем собрании и требовали исключения из коммуны. Она сильно волновалась и глубоко переживала в эти минуты. Тогда она почувствовала свою ответственность перед сильным, большим коллективом и через два дня принесла мне украденные деньги. В порядке опыта я могу еще сообщить, что как меру наказания я давал домашний арест. «Преступник» сидел в моем кабинете, читал газеты или книги, разговаривал со мною, но не имел права уходить. Когда я назначал домашний арест, коммунары сами являлись ко мне и садились под арест. И эта мера хорошо на них действовала.

Я настаиваю, что и в педагогике нужно изобретать. До последнего времени не занимались изобретательством в педагогике, так как боялись педологии, которая отнимала это законное право у педагогики. Пусть вновь созданная кафедра воспитания разработает вопросы воспитательного значения коллектива, проблему наказания, стиля, тона и т. д.

Я уверен, что в ближайшие 10 лет мы создадим методику коммунистического воспитания.

Да здравствует коммунистическая педагогика!

Да здравствуют вожди, помогающие нам создавать и осваивать новую педагогику!

После вступительного слова Макаренко с конкретным разбором «Педагогической поэмы» выступили студенты: Черняков (II курс литфака), Григорьев (II курс литфака), Добрынина (III курс геофака), Аксенова (II курс литфака), зав. военной кафедрой т. Сангайло, доцент педагогики т. Доброхотов и проф. педагогики т. Шимбирев.

Все выступающие отметили огромное воспитательное значение книги, которая поет гимн коллективу и гимн радости педагогического труда, выковывающего нового, социалистического человека. Эта книга создает целую эпоху в педагогике. Она призывает к овладению педагогическим мастерством, к педагогическому творчеству. «Педагогическая поэма» призвана сделать переворот в области педагогики, как «Великая дидактика» Коменского и «Эмиль» Руссо.

Тов. Сангайло указал, что неверно обвинять Макаренко в том, что он отрицает педагогику. Макаренко критикует педагогику наробразовскую, проповедоваемую в те годы Наркомпросом Украины, руководимым [Н.А.] Скрыпником и [С.А.] Ефремовым.

Доцент Доброхотов сказал, что книга Макаренко подчеркивает решающую роль педагога в деле воспитания. Она помогает до конца разоблачить осужденную партией лженауку педологию и помогает полностью восстановить в своих правах педагога и педагогику. Поэтому в данный период «Педагогическая поэма» имеет особо актуальное значение. С нею должно подробно познакомиться все советское учительство. Надо отметить, что читая эту весьма интересную и захватывающую книгу, чувствуешь, что автор изучил педагогическое наследство прошлого и сумел использовать его по-советски. По-советски применял и принцип наказания, который был выдвинут еще классиками педагогики. Книга написана очень живо и читается с неослабевающим интересом. Неудивительно, что студенчество берет ее нарасхват в библиотеке института. Книга этого вполне заслуживает.

Проф. педагогики т. Шимбирев сказал, что «Педагогическая поэма» Макаренко должна быть высоко оценена как ценнейший вклад в советскую педагогику, который помогает бороться с вывихами и извращениями в советской педагогике. Тов. Макаренко займет почетное место в советской художественной литературе и советской педагогике. Надо помнить, что автора интересуют в данной книге вопросы воспитания, а не обучения. В своих высказываниях он незаслуженно ограничивает наследие буржуазной педагогики. Не мешает знать и т. Макаренко, что великий педагог-демократ Песталоцци занимался воспитанием правонарушителей. Он также имел срывы и ошибки, которые нужно изучить Макаренко, чтобы больше не повторять. У автора неправильно проскальзывает мысль, что не нужно использовать буржуазное педагогическое наследство. Будет грубейшей ошибкой строить советскую педагогику на голом месте. Нужно критически переработать все наследие прошлого. Не нужно строить новую педагогику воспитания отдельно от педагогики обучения. Надо твердо помнить, что мы не все время будем иметь правонарушителей. Скоро с детской беспризорностью будет покончено. Нужно усилить научно-исследовательскую работу в области воспитания и обучения. Из документов ЦК ВКП(б) о школе видно, что в дальнейшем воспитание советской детворы будет организованным с самого раннего детства и будет происходить главным образом через школу. Сейчас уже нельзя применять методы, которые Макаренко применял в 20 году. Теперь ученики ему самому устроили бы темную. Но «Педагогическая поэма» вооружает педагога, помогает ему выйти из положения в самых трудных моментах. Здоровым педагогическим чутьем Макаренко понял, что надо изучать самого воспитанника, ученика в процессе обучения и воспитания, а не путем анкет, как это делали педологи. Заботливое, внимательное, чуткое отношение к каждому человеку должно лежать в основе выращивания кадров. Это вытекает из книги и выступления Макаренко на данном диспуте. На этой основе, на этом фундаменте мы должны построить и построим новую советскую педагогику.

Выступающие остановились и на недостатках книги: нет типизации и центрального положительного героя, по которому могла бы равняться молодежь, не описаны рядовые учителя-энтузиасты, выпала из поля зрения автора и школьная жизнь, заметна композиционная рыхлость, неслаженность книги и т. д.

От воспитанников Макаренко выступил Вася Камардинов, который рассказал о крепком, веселом коллективе, выкованном Антоном Семеновичем. Этот коллектив увлек Васю, ранее побывавшего во многих коммунах и убегавшего из них. Вася рассказал о своей работе в качестве председателя совета командиров и секретаря комитета комсомола в коммуне им. Дзержинского. Он на ярких примерах показал, как коллектив воспитывал коммунаров дисциплинированными, культурными, чувствующими свою ответственность перед коллективом. Коллектив перевоспитал его, сделал хорошим комсомольцем, помог окончить рабфак и поступить в историко-философский институт.

Лева Салько - воспитанник коммуны им. Дзержинского - рассказал о культурной жизни коммуны - о кружках самодеятельности, об оркестре коммунаров, который держал первое место по Украине, об увлекательных военизированных походах коммунаров по Кавказу, Волге и т. д. Тот коллектив был гораздо дружнее и сплоченнее по сравнению с коллективом в авиаинституте. Хотя и воспитание в коммуне было суровое, так как много приходилось работать и учиться, но впечатление осталось радостное. Каждый чувствовал себя хозяином. Все это говорит о том, что Антон Семенович обладал искусством руководить коллективом.

В заключительном слове т. Макаренко ответил на множество поступивших записок, в которых спрашивалось, как он воспитал в себе такую крепкую волю, как относится теперь к телесным наказаниям и где сейчас находятся герои его книги и т. п.

Тов. Макаренко сказал, что часто воспитанники съезжаются к нему, многие поддерживают письменную связь, и только часть потерялась совсем. По случаю смерти М. Горького большинство воспитанников прислало сочувственные телеграммы и письма ему.

Калина Иванович жив и сейчас прислал письмо, в котором просит похлопотать, чтобы ему дали пенсию. Карабанов руководит крупной колонией НКВД в Виннице. Задоров - видный инженер-мелиоратор, работает в большом совхозе им. Сталина где-то за Каспийским морем. Вершнев работает врачом в коммуне им. Дзержинского. Лапоть недавно был найден Вершневым совсем опустившимся. Он имел несчастье влюбиться в очень красивую девушку, изменившую ему, и он запил. Теперь Лапоть проходит вторичное воспитание в колонии у Карабанова. Братченко окончил ветеринарный институт и работает в Сибири.

Свою волю т. Макаренко не считает крепкой и титанической. Он имеет обыкновенные нервы, обыкновенную волю и свои слабости, присущие живому человеку.

Для воспитания воли нужен здоровый, трезвый анализ своих поступков и чувство ответственности перед коллективом, нужны любовь к нему и уважение. Он законно гордится тем, что обладает каким-то беспокойством, желанием все сделать лучше.

Тов. Макаренко ответил всем выступающим на диспуте, признав остроту и высокий теоретический уровень всех выступлений. Он согласился по поводу педагогики с профессором Шимбиревым. Он не отрицает науку педагогику. Прежнее суждение о педагогике у него сложилось в рабочем понимании ее. Послезавтра он опять едет в Киев и будет руководить новой колонией НКВД, где придется столкнуться с множеством практических вопросов. Придется опираться не на старую педагогическую систему, а на новую систему завтрашнего дня. Приходится ругаться не из-за отсутствия педагогических идей, а из-за отсутствия педагогической техники. Техники ему не хватает. И сейчас остается спорным вопрос механизации воспитательской работы (это он говорил не в смысле - штамповать детали людей, а как расширенное художественное сравнение). Воспитать умение чувствовать себя в рядах с другими, ощущать товарища локтем. Нужна обработка не индивидуальная, а при помощи коллектива, через организацию. Он допускает мысль о том, что можно механически (не в вульгарном понимании слова) воспитать привычку к точности, чистоте, аккуратности, умению чувствовать локтем товарища. Он выработал для себя рабочую схему, в которой разбирает 4 типа влияния (чистое и практическое, собственное и постороннее).

Надо уметь организовать и подчинить себе эти влияния, чтобы создать технику и полезный пучок влияний. В социалистическом обществе владеть ими будет легче - без применения наказания. Этим общая цель будет достигнута быстрее и лучше. Наша коммунистическая работа не может быть бесстрастной. Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом.

Без любви к человеку не было бы и Октябрьской революции. Мирюсь с вами и по вопросу о наследстве. Глубоко уважаю старых педагогов. Много их читал и многому научился у них. Но нам нужно продолжать дело создания воспитательной методики. Это ответственная задача лежит на нас. Многому в воспитательной работе учился у чекистов, имеющих доброе сердце и сильно любящих детей. Ежеминутно чувствуют ответственность за свою работу. Они не проявляют ни лени, ни самоанализа и ни интеллигентщины в подходе к детям, они работают уверенно, хорошо, эффективно. Я учусь у них. Их работа исключает методы мордобоя. Я соглашаюсь, - говорит Макаренко, - что педагогика должна быть единой наукой, но продолжаю настаивать, что необходимо разработать методику воспитания и уметь ее подчинить воспитательным целям школы.

В заключение т. Макаренко отметил большую искренность в данном диспуте и единство мыслей и стремлений огромного коллектива, болеющего за проблемы и судьбы советской педагогики. Благодарил студенчество и руководителей института за хорошую встречу и пожелал студентам в их будущей педагогической работе успеха.

Как прекрасна работа строить нового человека! Сколько в ней наслаждения! Я приветствую партию, дающую нам это счастье и радость! - закончил т. Макаренко.

Студенты поднесли т. Макаренко большой букет живых цветов.

Этот диспут надолго останется в нашей памяти. Он многое дал студенчеству. Партком, дирекция и комитет ВЛКСМ института выносят благодарность т. Макаренко.

В с т у п и т е л ь н о е с л о в о

У нас нет еще полноценной методики воспитания, и мы должны ее создать. Критики, разбиравшие «Педагогическую поэму», больше всего меня ругали за недооценку теории педагогики. Но когда я писал свою книгу, то меня занимала не классная жизнь, а проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей. Мой опыт воспитательной работы привел меня к тому выводу, что нам нужно создать методику воспитания. Я получил высшее педагогическое образование, перечитал все, что есть в литературе по вопросам воспитания, и все это меня нисколько не удовлетворило. Я не получил метода работы. Я полагаю, что в интересах дела нужно отличать школьную методику учебной классной работы от методики воспитания. Желательно у вас в институте создать специальную кафедру воспитания, которой у вас до сих пор нет.

В начале моей «Педагогической поэмы» я показал свою техническую беспомощность. В 20-м г., когда я приступал к перевоспитанию правонарушителей, я не имел ни инструмента, ни метода. Я оказался в лесу с пятилинейной лампочкой и стаей бандитов. Я оказался педагогически беспомощен, и тогда, при тех условиях, я назвал педагогику шарлатанством... Тогда я сделал большую ошибку, что ударил своего воспитанника Задорова. В этом было не только преступление, но и крушение моей педагогической личности. Я тяжело переживал эти минуты и как человек и как педагог.

Всегда я считал подобные факты большим педагогическим преступлением и за это сам отдаю своих подчиненных под суд. Года через два после столкновения с Задоровым я понял и открыто сказал, что нужна педагогическая наука, но не оторванная от жизни, а связанная с ней и помогающая воспитателю в практической работе. Я уверен, что она будет, в этом меня убедил мой шестнадцатилетний опыт. Мне пришлось быть руководителем в трех колониях НКВД.

В нашей прекрасной действительности, способной породить такое величественное движение, как стахановское, в этой действительности есть все, чтобы создать новую науку - педагогику. Мы сейчас крепко бьемся за новую воспитательную технику. И можно быть уверенным, что новая, социалистическая педагогика будет создана сегодня или завтра.

В журнале «Коммунистическое просвещение» (август, 1936 г.) дается совет, как бороться с недисциплинированностью учеников, с хулиганством и т.д. Этот вопрос задавался еще в 20-м г., затем повторялся в 23, 25, 27, 29 гг. и сохранился до 36-го г. Когда же, наконец, будет разрешен этот деловой и простой вопрос?

Чистая теория педагогики показала свою полную беспомощность, если до сих пор не смогла разрешить этого вопроса. В консультации журнала «Коммунистическое просвещение» дается совет учителям самим быть дисциплинированными, сплоченными, самим не опаздывать в школу и т.д. Это отписка, а не совет. Такой «консультацией» ничего не сделаешь для воспитателя. Здесь хотели и совет дать, и ничего «страшного» не насоветовать. В седьмом пункте рекомендуется учителю вести беседу с учеником, нарушающим правила внутреннего распорядка, занимающимися воровством и хулиганством, вести беседу спокойным, ровным голосом!.. Наша печать ежедневно сообщает о героических людях, о страстной работе, а учителям этот авторитетный журнал Наркомпроса рекомендует спокойный, ровный голос!

Со своими воспитанниками я могу говорить ласково и нежно, но могу и повысить голос, твердо сказать: «Брось!» Без этого нет воспитания.

Я не хочу сказать, что нужно кричать на воспитанников. Нет! Но нужны страсть, любовь, увлечение своим собственным делом в той мере, как это мы наблюдаем у стахановцев. Если я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником преступления воспитатель как представитель общества должен показать свое негодование.

Неудивительно, что в указанной консультации ничего не говорится о коллективе как воспитательном факторе. Учителю Позднякову рекомендуется только лично побеседовать с учеником, который занимался мелкими кражами и дошел до квартирных краж. Рекомендуется взять с ученика слово, что он больше не будет заниматься подобными делами. И только. Не рекомендуют выносить этот поступок на обсуждение коллектива, так как это нанесет ребенку «тяжелую внутреннюю рану», отчего пострадает учеба, а коллектив ничего не выигрывает. Это вредная установка.

Затем в данной консультации ничего не говорится о наказании. Боятся этого слова. А в постановлении ЦК нашей партии это слово называется с большевистской прямотой и наказание не вуалируется словами «мера воздействия». Я стою за наказание. Только надо уметь его применять, а этому нужно учиться.

Весь отдел консультации журнала «Коммунистическое просвещение» отдает установками левака Шульгина. Консультанты стремятся удивить мир фокусом.

Они подобны покойным педологам, которые любили такие вопросы изучать, изучать; изучать и записывать, чем и путали учителя в вопросе, как ему быть с наказанием. У нас еще не освоена система наказания. Из старой школы мы не можем взять систему наказаний, чуждую нам, с ее слежкой, кондуитами, привязываниями к каждому пустяку и т.д. Применению наказания я долго учился.

Сами коммунары боролись с нарушениями правил внутреннего распорядка и сами управляли всей жизнью коммуны. В коммуне им. Дзержинского наказания принципиально признаны, но именно поэтому на практике они почти не применяются. Такого положения мне удалось добиться при помощи использования всей воспитательной силы коллектива. Воспитание, а следовательно, и наказание должны проходить через крепкий коллектив.

Сознательный крепкий коллектив крайне необходимо создать в каждой школе как живой организм с действующими органами и общими интересами. Снимать ответственность преступника перед коллективом, как советуют в журнале «Коммунистическое просвещение», - значит отказываться от новой педагогики.

Я настаиваю, что и в педагогике нужно изобретать. До последнего времени не занимались изобретением в педагогике, так как боялись педологии, которая отнимала это законное право у педагогики. Пусть вновь созданная кафедра воспитания разработает вопросы воспитательного значения коллектива, проблему наказания, стиля, тона и т.д.

Я уверен, что в ближайшие десять лет мы создадим методику коммунистического воспитания.

З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о

Я не отрицаю науку педагогику. Прежнее суждение о педагогике у меня сложилось в ее рабочем понимании. Послезавтра я опять еду в Киев и буду руководить новой колонией НКВД, где придется столкнуться с множеством практических вопросов. Придется опираться не на старую педагогическую систему, а на новую систему завтрашнего дня. Приходится ругаться из-за отсутствия не педагогических идей, а педагогической техники, которой не хватает. И сейчас остается спорным вопрос механизации воспитательной работы. Воспитать умение чувствовать себя в рядах с другими, ощущать товарища локтем. Нужна обработка не только индивидуальная, но и при помощи коллектива, через организацию. Такие "детали" личности, как привычка к чистоте, к точности, как способность к быстрой ориентировке, нельзя воспитать при помощи индивидуальной обработки, не хватает сил и времени, а исключительно методом накопления коллективного опыта. Я выработал для себя рабочую схему, в которой разбираю четыре типа влияния (чистое и практическое, собственное и постороннее). Надо уметь организовать и подчинить себе эти влияния, чтобы создать технику и полезный пучок влияний. В социалистическом обществе владеть ими будет легче – без применения наказания. И наконец, самое главное. Наша коммунистическая работа не может быть бесстрастной. Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом.

Без любви к человеку не было бы и Октябрьской революции. Мирюсь с вами и по вопросу о наследстве. Глубоко уважаю старых педагогов. Много их читал и многому научился у них. Но нам нужно продолжать дело создания воспитательной методики. Это ответственная задача лежит на нас. Многому в воспитательной работе учился у чекистов, имеющих доброе сердце и сильно любящих детей. Они ежеминутно чувствуют ответственность за свою работу. Они не проявляют ни лени, ни самоанализа, ни интеллигентщины в подходе к детям, они работают уверенно, хорошо, эффективно. Я учусь у них. Я соглашаюсь, что педагогика должна быть единой наукой, но продолжаю настаивать, что необходимо разработать методику воспитания и уметь ее подчинить воспитательным целям школы.

Прекрасна работа по созданию нового человека! В ней много наслаждения! Я приветствую партию, давшую нам это счастье и радость!..

  1. Вики Хёфл Откровенный разговор о воспитании: Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого
  2. Предисловие
  3. Введение
  4. Часть первая Метод
  5. Основы
  6. Элементы
  7. 1. От первых шагов до первой модели отношений
  8. Что такое модель отношений?
  9. Разработка модели отношений
  10. Как распознать здоровые отношения?
  11. Как распознать нездоровые отношения?
  12. В здоровом теле здоровый дух
  13. Три ошибочных способа
  14. Первый способ: унизительные ярлыки
  15. Слишком нервная и чувствительная: Джуди Х.
  16. Вы не можете меня заставить: Джерод Л.
  17. Критика и вина: Тайрус А.
  18. Второй способ: «Если бы ты меня любил, ты бы это сделал ради меня»
  19. Критика и требования: Тина Х.
  20. Давай, давай, давай: Линдон Р.
  21. Третий способ: слова, расходящиеся с делом
  22. Три верных способа
  23. Первый способ: положительные эпитеты
  24. Упорство и настойчивость: Эми Дж.
  25. Привычка к уважению: Пол К.
  26. Всем сестрам по серьгам: Кэролайн С.
  27. Откровенный разговор
  28. Второй способ: рабочий инструментарий
  29. Обучение сотрудничеству: Джулия П.
  30. Думай прежде, чем говорить: Макс Д.
  31. Откровенный разговор
  32. Третий способ: истинное значение слов
  33. Восстановление отношений
  34. 2. Независимость необходима
  35. Общая картина: готовьтесь к расставанию
  36. С чего начать: создайте график обучения
  37. Не спешите – для обучения нужно время
  38. Будьте готовы: а что, если ребенок сопротивляется?
  39. Не отвлекайтесь: соответствующие возрасту навыки
  40. От рождения и до девяти лет: сосредоточьтесь на навыках по уходу за собой и на работе по дому
  41. От десяти до пятнадцати: социальные навыки
  42. От шестнадцати до восемнадцати: жизненные навыки и система ценностей
  43. Компромисс: права и обязанности
  44. Права и обязанности: развитие независимости
  45. Проверка жизнью: система имеет значение
  46. Откровенный разговор
  47. Не сворачивайте с пути: будьте верны своему слову
  48. Дайте ребенку возможность думать: важная практика для созревания личности
  49. 3. Вырастить взрослого из малыша
  50. Мечты против реальности
  51. Мое первое родительское озарение
  52. Четыре цели ошибочного поведения (единственная стратегия, которая вам понадобится)
  53. Откровенный разговор
  54. Когда жизнь вмешивается в точные планы
  55. От ползунка до подростка
  56. Воспитательные стратегии
  57. Откровенный разговор
  58. Анализ четырех целей ошибочного поведения
  59. Ошибочная цель ребенка: внимание
  60. Ошибочная цель ребенка: власть
  61. Ошибочная цель ребенка: месть
  62. Ошибочная цель ребенка: отстранение
  63. Упражняйтесь в выявлении ошибочной цели
  64. Все мы растим будущих взрослых
  65. Определенные черты характера помогут смягчить сильную личность
  66. Примечание Вики
  67. Откровенный разговор
  68. Подарки на совершеннолетие
  69. 4. Ваш оттиск на модели
  70. Последний фрагмент мозаики – ваш опыт
  71. Надежный фундамент
  72. Преимущества
  73. Путь к порядку
  74. Искусство разработки режима
  75. Полезные приемы для вашего ползунка (или подростка)
  76. Как найти заветный ключ к успеху
  77. Метод в действии
  78. Шаг четвертый. Жизнь с подростком
  79. Шаг пятый. Растить взрослого
  80. Как приспособить эту пошаговую инструкцию под ваши нужды
  81. Практикуйте шаги от первого до седьмого
  82. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  83. Шаг второй. Оцените модель отношений
  84. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  85. Шаг пятый. Растить взрослого
  86. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  87. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  88. Беремся за дело: от теории к практике
  89. Часть вторая Истории из жизни
  90. 5. Свистопляска перед сном
  91. Малыши
  92. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  93. Шаг второй. Оцените модель отношений
  94. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  95. Шаг четвертый. Жить с малышом
  96. Шаг пятый. Растить взрослого
  97. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  98. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  99. Примечание Вики
  100. Подросток
  101. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  102. Шаг второй. Оцените модель отношений
  103. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  104. Шаг пятый. Растить взрослого
  105. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  106. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  107. 6. Не бросайся горошком
  108. Малыши
  109. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  110. Шаг второй. Оцените модель отношений
  111. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  112. Примечание Вики
  113. Шаг четвертый. Жить с малышом
  114. Шаг пятый. Растить взрослого
  115. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  116. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  117. Школьники
  118. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  119. Шаг второй. Оцените модель отношений
  120. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  121. Шаг пятый. Растить взрослого
  122. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  123. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  124. 7. Авгиевы конюшни
  125. Малыши
  126. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  127. Примечание Вики
  128. Шаг второй. Оцените модель отношений
  129. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  130. Шаг четвертый. Жить с малышом/школьником/подростком
  131. Шаг пятый. Растить взрослого
  132. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  133. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  134. Подростки
  135. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  136. Шаг второй. Оцените модель отношений
  137. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  138. Шаг четвертый. Жить с малышом/школьником/подростком
  139. Шаг пятый. Растить взрослого
  140. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  141. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  142. 8. Утренние скандалы
  143. Малыши
  144. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  145. Шаг второй. Оцените модель отношений
  146. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  147. Шаг четвертый. Жить с малышом
  148. Шаг пятый. Растить взрослого
  149. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  150. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  151. Примечание Вики
  152. Школьники
  153. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  154. Шаг второй. Оцените модель отношений
  155. Примечание Вики
  156. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  157. Шаг четвертый. Жить со школьником
  158. Шаг пятый. Растить взрослого
  159. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  160. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  161. 9. Не дайте хаосу расползтись по дому
  162. Малыши
  163. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  164. Шаг второй. Оцените модель отношений
  165. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  166. Шаг четвертый. Жить с малышом/школьником/подростком
  167. Шаг пятый. Растить взрослого
  168. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  169. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  170. Подростки
  171. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  172. Шаг второй. Оцените модель отношений
  173. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  174. Шаг четвертый. Жить с подростком
  175. Шаг пятый. Растить взрослого
  176. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  177. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  178. 10. Братья и сестры
  179. Малыши
  180. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  181. Шаг второй. Оцените модель отношений
  182. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  183. Шаг четвертый. Жить с малышом/школьником/подростком
  184. Шаг пятый. Растить взрослого
  185. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  186. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  187. Подростки
  188. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  189. Шаг второй. Оцените модель отношений
  190. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  191. Шаг четвертый. Жить с малышом/школьником/подростком
  192. Шаг пятый. Растить взрослого
  193. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  194. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  195. 11. «Чего», «да ну» и «пофиг»
  196. Школьники
  197. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  198. Примечание Вики
  199. Шаг второй. Оцените модель отношений
  200. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  201. Шаг четвертый. Жить с малышом/школьником/подростком
  202. Шаг пятый. Растить взрослого
  203. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  204. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  205. Подростки
  206. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  207. Шаг второй. Оцените модель отношений
  208. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  209. Шаг четвертый. Жить с малышом/школьником/подростком
  210. Шаг пятый. Растить взрослого
  211. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  212. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  213. 12. Эти ужасные уроки
  214. Школьники
  215. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  216. Шаг второй. Оцените модель отношений
  217. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  218. Шаг четвертый. Жить со школьником
  219. Шаг пятый. Растить взрослого
  220. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  221. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  222. Подростки
  223. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  224. Шаг второй. Оцените модель отношений
  225. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  226. Шаг четвертый. Жить с подростком
  227. Шаг пятый. Растить взрослого
  228. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  229. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  230. 13 Испытание гаджетами
  231. Школьники
  232. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  233. Шаг второй. Оцените модель отношений
  234. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  235. Шаг четвертый. Жить со школьником
  236. Шаг пятый. Растить взрослого
  237. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  238. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  239. Подростки
  240. Шаг первый. Опишите ситуацию (как можно короче)
  241. Шаг второй. Оцените модель отношений
  242. Шаг третий. Развитие самостоятельности
  243. Шаг четвертый. Жить с подростком
  244. Шаг пятый. Растить взрослого
  245. Шаг шестой. Разработка осознанного плана
  246. Шаг седьмой. Доверяйте своей интуиции
  247. Примечание папы
  248. Послесловие

Классный час на тему «Азбука поведения» или «Разговор о воспитанности»

    Цель:

    Обучающая: расширить представление детей о воспитанности.

    Развивающая: формировать представление о том, что добрые слова и поступки помогают людям в жизни. Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выберите добрые дела»

    Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

I .Орг. момент.

- Добрый день,дорогие ребята!Улыбнитесь друг другу, а теперь подарите улыбки мне. У всех замечательное настроение и от вас я только жду: внимания, терпения и готовности работать вместе со мной. Я надеюсь, что сегодня наше общение принесет вам новые знания, а значит новые радости.

Введение в тему.

Какого человека называют воспитанным?

«Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о

самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной

судьбой».

Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль - одну у себя дома, другую - напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежливым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире - раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни.

Человек в отличие от животного учитывает последствия своих действий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, который в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумывается во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они целиком были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.

Правила поведения

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.

7. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

К. Д. Ушинский

Пословицы. Как понимаете?

Не продумавши, ничего не начинай. Сначала подумай, а потом и нам скажи. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.

Почему так называется рассказ?

Чему учит этот рассказ?

Послушайте рассуждение Ю. Азарова, возможно, оно поможет вам сделать правильный вывод о понятиях «дружба», «товарищество», «коллективизм».

ОДИН ЗА ВСЕХ - ВСЕ ЗА ОДНОГО

В одном классе была такая история. В течение ряда лет Коля Зайцев прямо-таки измывался над ребятами. Станет в дверях, выставит руку: и каждый должен проходить, согнувшись в три погибели. И особенно он изводил самого маленького, Толю Гришина. Проходу ему не давал: заставлял портфель носить, деньги отбирал. Три года мальчишки ходили «под Зайцевым». Разговорился я с ними. А они в оправдание: «Да у него брат... Да у него...» Такими мне жалкими показались. И все-таки их что-то задело. Стали они однажды стеной против Зайцева, сказали ему: «Вот попробуй только тронь Толика...» Стал заверять ребят, что никогда никого не обидит. Вот когда сработал принцип: «все за одного...». А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постараетесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, является он второгодником или нет, отличник или нет. Проявите коллективную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе.

Притча от родителей. О чем эта притча?

Ехал как-то молодой человек на новом «ягуаре», напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался вновь набрать скорость, он вдруг услышал как в машину ударился камень. Молодой человек вышел из машины и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: «Паршивец! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!». «Простите меня,- ответил мальчик. У меня не было намерения принести вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат-инвалид, он вывалился из каляски и я не могу его поднять, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но не одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе бы вы тоже не остановились». Молодой человек помог мальчику усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы. Затем он подошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей дверце.

Он ездил на этой машине многие годы и всякий раз говорил «нет» механикам, предлагавшим отремонтировать вмятину, потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, в тебя полетит камень.

А как она учила тебя?

Каких?

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».