Из чего формируется окружение десятилетних ребят

10 лет для девочки (да и для мальчика) это не только «круглая» дата, но и начало кризисного пубертатного (подросткового) периода. Это время, связанное с огромным количеством эмоциональных реакций (преимущественно негативных, поскольку большая их часть спровоцирована непониманием своего состояния).

Возрастные особенности

Большая часть изменений в возрасте 10 - 11 лет происходит на гормональном уровне, также меняется психология. В поведении появляется определённая самостоятельность, постепенно исчезает исключительная зависимость от мамы и папы. Каждый родитель должен отнестись к этому с пониманием и принять тот факт, что у ребёнка есть потребность в общении вне дома и интересы, на которые он может тратить своё личное время (а им ребёнок должен обязательно располагать).


Девочки в 10 лет начинают ощущать себя девушками

Попытки чрезмерно контролировать круг общения и деятельность взрослеющей девочки может обернуться:

  1. Бунтом, явной демонстрацией неподчинения (сопровождается злостью, агрессией, желание действовать «вопреки» выливается в по-настоящему неразумные и опасные для жизни и здоровья решения).
  2. Безразличием (игнорирование всех требований матери и отца).
  3. Условным смирением, которое исчезает, как только ребёнок оказывается вне поля зрения родителей (сопровождается ложью и развитием недоверия к окружающим).
  4. Истинной покорностью (сопровождается падением самооценки, отсутствием инициативы, склонностью к саморазрушению).

Полностью покорное поведение опасно воспитанием безвольной личности

В каждом индивидуальном случае одна из этих тактик поведения является преобладающей, но в целом они могут чередоваться между собой. Это связано с изменчивостью эмоционального состояния, что типично для девочки в возрасте 10 - 11 лет. Волноваться по поводу подобной нестабильности не следует, нужно лишь по возможности показать, что вы готовы понять своего ребёнка, если он захочет с вами объясниться или решит обсудить своё состояние.

Особенности воспитания

Случается, что имея благое намерение вырастить «приличного человека», родители воспитывают своего ребёнка в условиях многочисленных «должен» и категоричного «нет», не подкрепляемого никакими объяснениями. Наличие таких беспочвенных (с точки зрения детей) запретов очень тяжело переносится взрослеющей личностью, поскольку познавательные процессы всё ещё активны, желание исследовать окружающий мир – тоже и просто родительское несогласие уже недостаточный аргумент, чтобы останавливаться.


Не следует опираться только на запреты

Запомните: объясняйте ребёнку свои решения.

Неважно, девочка это или мальчик – если ваши дети знают, по какой причине вы ждёте от них определённых действий, они гораздо более внимательны к вашим просьбам. Говорите с ними о последствиях возможных проступков. Не о наказании, а о том, чем проступок обернётся лично для них.

Как правильно вести диалог

Нужно уметь разговаривать с ребёнком 10 - 11 лет. Никогда не давите на свой возраст, и не говорите, что вы «лучше знаете». Если знаете, то объясните, если переживаете, то скажите. Покажите ребёнку, что вы не просто родитель, авторитетное, власть имеющее лицо, но и любящий человек, который переживает и старается уберечь от беды.

Если вы считаете, что это и так понятно, то велика вероятность, что вы не правы. Проговаривайте свои причины, своё отношение. Но будьте готовы, что, даже выслушав вас, ребёнок поступит по-своему. Это неизбежно, он получает свой опыт. Вполне возможно, что вы вспылите по этому поводу – это естественно, но обязательно нужно объяснить, что причина вашей злости не в том, что ребёнок сам по себе нехороший и непослушный, а в ваших переживаниях за его жизнь и здоровье.


Нужно научиться разговаривать с ребенком

Также, в процессе общения не следует сравнивать детей с их братьями и сёстрами, либо с чужими детьми. Это заставляет их обесценивать себя и сомневаться в своих способностях. Тем более не нужно на них кричать.

Поймите: именно в способности контролировать себя и проявляется взрослость.

Здесь не имеется в виду, что взрослый человек – это робот. Конечно, все мы испытываем эмоции, но именно по мере взросления приобретается навык самоконтроля. Нельзя требовать подобного от ребёнка, но можно подать ему пример.

Похвала

Сравнивать детей с кем-то нельзя не только в негативном, но и в позитивном плане.


Ошибки родителей в воспитании

То есть, сказать «Ты красивая (умная, добрая и так далее)» будет верно, а вариант «Ты красивая (умная, добрая), как…» - ошибочно. Во-первых, у детей при таком сравнении может появиться ощущение, что они не уникальны, не ценны сама по себе. Во-вторых, есть риск, что возникнет стремление во всём подражать той другой личности, на которую они оказались похожи, что вновь ведёт к потере индивидуальности.

Неполные семьи

В неполных семьях особая обстановка и, если девочка живёт с папой, желательно удостоверится, что у неё есть старшая «подруга» (бабушка, тётя, няня), которая именно со своей, женской, позиции поможет в решении определённых вопросов. Если вы выполняете такую наставническую роль, то отнеситесь к ней со всей серьёзностью, не разглашайте доверенных вам секретов и не высмеивайте пока ещё незрелые решения своей подопечной.


Неполная семья требует особого отношения к ребенку

Вполне возможно, что девочка в 10 лет не осмелится обсудить какую-либо из волнующих её проблем, поэтому следует осторожно «прощупать» обстановку, ненароком затрагивая «сложные» темы и отмечая для себя реакцию. Страх обсуждения связан с боязнью показать свою неосведомлённость, глупость или неловкость. Если вы выяснили, что именно задевает ребёнка, то можете рассказать что-то забавное о себе по этой теме. Пусть он видит, что неудачи и нелепости бывают у всех, и что запретных тем для обсуждения нет.

Дела по дому

Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.

Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою «территорию,» за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.


В 10 лет девочка должна самостоятельно убирать свою комнату

Внимание: если ваш ребёнок имеет отдельную комнату, то не нужно пытаться контролировать процесс, качество и частоту наведения в ней порядка.

Лучше вместо этого:

  • Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
  • Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
  • Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).

Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.

Совместный отдых

По мнению большинства родителей, современный ребёнок к 10 годам не интересуется ничем, кроме телефонов, игр и прогулок. Но виноваты в этом не дети, которые зачастую на протяжении долгого времени предоставлены сами себе. У них нет не только привычки, но даже единичного опыта других вариантов времяпрепровождения. Подарите ему такой опыт, займитесь чем-то вместе, договоритесь, что на один день (или хотя бы на несколько часов) вы вместе отложите телефон, телевизор, компьютер и займётесь чем-то другим.


Совместные прогулки и отдых очень сближают

Это не обязательно должен быть «полезный» досуг, можно и подурачится, но по-особенному. Практикуйте совместную творческую деятельность.

Но! Всегда будьте готовы, что ребёнок не согласится с вашим предложением. Ему нужно уметь самому пофантазировать, попробуйте договориться. Можно чередовать дни, когда занятия планирует ваш ребёнок, а когда вы сами. Не пытайтесь корректировать её планы под свои потребности, дети это чувствуют и могут серьёзно обидеться или потерять мотивацию. Но делать разумные замечания относительно практических моментов в спокойной не критикующей форме можно и даже нужно.

Уважение

Родители, желающие добиться уважения от своих отпрысков должны понимать, что здесь также действует сила личного примера. Не нужно потакать всем капризам ребёнка, но относиться к нему уважительно - обязательно.

В целом, для девочек свойственно более тактичное поведение и большее чувство ответственности. Они легче, чем мальчики, понимают чужую точку зрения, а следовательно и уважительное (как и сострадательное) отношение к окружающим свойственно им в большей степени.

Психология

В 10 - 11 лет девочкам может быть интересна психология. Поддержите это увлечение, попробуйте вместе разобраться в своём внутреннем мире. Читайте соответствующую литературу, наталкивайте ребёнка на размышления о своём внутреннем состоянии. Самопознание, саморазвитие – это именно то, что позволит ребёнку развить уверенность в себе, благополучно социализироваться.


Психологическая помощь родителей поможет ребенку разобраться в себе

Как сказала одна дочь своей маме на вопрос о том, как нужно вести себя с детьми в 10 лет: «Будь искренней и естественной. И не загружай излишней информацией».

Заключение

Универсальных законов того, как должен воспитываться мальчик или дочь в 10-11 лет (да и в любом другом возрасте) не существует. Просто будьте внимательны к своим детям. Это на самом деле отдельные личности, которые априори ничего вам не должны. Но если вы захотите, то сможете стать им надёжным другом и прекрасным учителем. Тогда они будут прислушиваться к вам, и помогать по собственной воле, а не из-под палки, а это, согласитесь, гораздо приятнее.

Похожие материалы

Дети развиваются очень быстро, даже стремительно.

Это особенно заметно в первые годы жизни. Младшие школьники тоже растут, как «на дрожжах». Хотя, не для всех детей 6-7 лет характерен стремительный рост: некоторые возьмут более медленный темп.

Физиологическое развитие

Ребенок 6 лет

В этом возрасте у детей уходит жир и появляется больше мышц. С первого класса они начинают быть похожи на долговязых подростков. Устанавливается правильная при движении. За предыдущий год ребенок вырос на 6-7 см, вес его тела увеличился на 2,5-3 кг. Нормой для этого возраста является рост 107-121 см, вес - 18-28 кг. Окружность груди - 56-65 см.

Ребенок 7 лет

Сейчас у детей прекрасно развита моторика, речь становится связанной. Ваш младший школьник может легко передавать свои мысли и впечатления, чтение и письмо даются ему довольно легко. У ребенка еще формируется структура ткани легких, поэтому после семи лет разнообразные бронхиты и пневмонии у детей встречаются реже.

У мальчиков в 7 лет наблюдается небольшое препубертатное увеличение яичек. Строение печени приближается к взрослой, и к восьми годам как раз станет идентичной. Нормой развития считается рост к семи годам еще на 8-10 см. Окружность грудной клетки увеличивается на 2-2,5 см. Нормы роста: 114-128 см, веса - 20-30 кг.

Ребенок 8 лет

С 8 лет у ребенка начинает формироваться сложнокоординационный механизм управления движениями, проще говоря, потихоньку улучшается координация. У школьника повышается способность к длительной динамической работе. Прирост работоспособности, физических возможностей и в целом увеличение аэробных возможностей организма - это то, что сейчас происходит с детским организмом.

Кардинальных изменений, которые сопровождают период полового созревания, еще нет. Нормы роста: 119-134 см, веса - 21-32 кг.

Ребенок 9 лет

Девятилетние дети находятся на грани подросткового возраста, и в ближайшие несколько лет их физическое развитие будет претерпевать сильные изменения. Поэтому родителям нужно заранее готовить своих подрастающих отпрысков, разговаривая с ними о предстоящих изменениях.

Одногодки в таком возрасте могут сильно отличаться по росту и по весу. В среднем дети вырастают до 125-140 см, вес их составляет 24-36 кг.

Ребенок 10 лет

В этом возрасте у некоторых детей (чаще девочек) начинают развиваться половые признаки. Бедра становятся круглее, начинается рост груди, первая менструация (не удивляйтесь - современные девочки взрослеют раньше, чем мы с вами в свое время). Буквально за год ребенок может стать заметно выше и шире. Девочки начинают развиваться стремительнее мальчиков. Если из-за своего роста или веса, родителям нужно успокоить его и объяснить, почему так происходит.

Средний рост в этом возрасте - 129-146 см, вес - 25-39 кг.

Формула расчета физических данных

Воспользуйтесь формулой для вычисления веса : вес (кг) =10 + (2 х П) , где:

  • 10 кг - средний вес ребенка в 1 год (Вы берете за основу вес своего ребенка);
  • 2 кг - средняя годовая прибавка в весе;
  • П - количество лет.

Например, если ребенку 8 лет. Тогда его средний нормальный вес должен быть равен: 10 + (2 х 8) = 26 кг.

Рост ребенка определяют по такой формуле : рост (см) = 75 + (5 х П) , где:

  • 75 см - средний рост ребенка в возрасте 1 года (можете взять за основу вес своего ребенка);
  • 5 см - средняя годовая прибавка в росте;
  • П - количество лет.

Если ребенку 10 лет, то его средний нормальный рост должен быть равен: 75 + (5 х 10) = 125 см.

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы. Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще
всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета». Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно
поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

Антропометрические показатели у детей врачи контролируют с определенной периодичностью не просто так, ведь сильное отставание в росте, серьезный недостаток или превышение веса являются сигналами либо о проблемах со здоровьем у ребенка, либо о формирующихся неправильных пищевых привычках.

Что такое «нормы роста и веса» и как к ним относиться

Для того чтобы делать выводы о недоборе или превышения веса, а также об отставании или о слишком быстром росте у каждого конкретного ребенка, врачам нужны ориентиры. Такими ориентирами являются нормы, определенные Всемирной Организацией Здравоохранения. Эти нормы создавались на основе длительных наблюдений за антропометрическим развитием детей и представляют собой некий «коридор» от самых низких границ роста и веса до самых высоких. Все дети, антропометрические данные которых попадают в этот «коридор», считаются нормально развивающимися.

Если показатели роста или веса незначительно отклоняются от самых низких или самых высоких значений «коридора», то врачи обращают на такого ребенка особое внимание, более тщательно наблюдают за его развитием и следят, не появятся ли какие-нибудь тревожные симптомы. Если же данные роста и веса отклоняются от границ «коридора» значительно, то такие дети дополнительно обследуются.

Родителям, которые тщательно следят за здоровьем и развитием своего ребенка, следует обращать внимание именно на то, попадают ли данные их чада в «коридор» нормальных показателей и соотносятся ли между собой показатели роста и веса.

Таблицы роста и веса мальчика по годам до 10 лет

Таблицы роста и веса девочки по годам до 10 лет

Как растет и развивается ребенок с рождения до полугода

Впервые малыша взвешивают и измеряют его рост сразу после рождения. Эти данные вносятся в индивидуальную медицинскую карту ребенка наряду с данными о дыхании, мышечном тонусе и наличии рефлексов. При рождении антропометрический «коридор» и для девочек и для мальчиков одинаковый: 49,8/3.000–52,3/3.700. Первое число в записи обозначает рост ребенка в сантиметрах, а второе число – вес в граммах, сочетание чисел до знака тире – это нижняя граница «коридора», а сочетание чисел после знака «тире» — это соотношение роста и веса по верхней границе.

К моменту выписки из роддома новорожденные могут потерять до 10% от своего веса, это связано с началом работы выделительной системы и считается естественной убылью. Бить тревогу следует лишь в том случае, когда через две недели после рождения кроха не прибавил ни в росте, ни в весе.

Следующее контрольное измерение антропометрических показателей у новорожденного проводит уже педиатр на контрольном осмотре в возрасте одного месяца. К этому моменту динамика развития у мальчиков и девочек уже будет различаться. Антропометрический «коридор» норм для месячной девочки: 51,7/3.600-55,6/4.800, а для месячного мальчика: 52,8/3.900-56,7/5.100.

Если месячные младенцы не добирают в росте и весе, то врач выясняет, как спит ребенок, часто ли срыгивает после кормления, как работает его выделительная система, правильно ли и как часто мама прикладывает кроху к груди. Если иных тревожных симптомов нет, то врач дает рекомендации по кормлению и режиму дня и будет смотреть на прибавку в весе и росте к двум-трем месяцам.

В два месяца по росту и весу девочки должны попасть в диапазон: 55/4.500-59,1/5.800, а мальчики: 56,4/4.900-60,4/6.300. Диапазон показателей для трехмесячных малышек: 57,7/5.200-61,9/6.600, а для мальчиков: 59,4/5.700-63,5/7.200. «Коридор» для четырехмесячных девочек: 59,9/5.700-64.3/7300, для мальчиков: 61,8/6.300-66/7.800.

Если ребенок не добирает в весе и росте, то первое, на что обращает внимание педиатр – это наследственный фактор, а также на другие показатели благополучия ребенка. Если родители малыша не отличаются богатырским телосложением и ростом, ребенок нормально спит и развивается в соответствии с возрастом, то никаких причин для беспокойства нет.

Если же чадо плохо набирает вес и при этом беспокоен, не выдерживает перерывы между кормлениями в 2-3 часа и с трудом засыпает, то, возможно, ему не хватает материнского молока. В этом случае врач может порекомендовать маме препараты для увеличения лактации, а если таким путем решить проблему все равно не удается – перевести грудничка на смешанное вскармливание.

Недостаток веса может быть и сигналом о серьезных проблемах со здоровьем у ребенка, но родителям нужно помнить, что в этом случае к недостаточному весу присоединяются и другие симптомы, которые вы просто не сможете не заметить. Например, при гипотиреозе (недостатке гормона тироксина) малыш будет вялым, сонливым, кожа у него отечная, кричит он редко и грубо, у такого ребенка наблюдается заметная задержка в развитии.

Бывает, что дети к четырем месяцам имеют уже явный излишек массы тела. В этом случае ребенка, находящегося на искусственном вскармливании переводят на другой вид смеси, а детей, находящихся на грудном вскармливании рекомендуют не прикладывать к груди при первых же признаках беспокойства.

С четырехмесячного возраста интенсивность роста детей постепенно начинает снижаться. К пяти месяцам диапазон для девочек составляет: 61,8/6.100-66,3/7.800, а для мальчиков: 63,8/6.100-68/7.800. В шесть месяцев антропометрический «коридор» для девочек составляет: 63,5/6.500-68/8.300, а для мальчиков 65,5/7.100-69,8/8.900.

Питание и рост малыша от шести месяцев до года

В возрасте шести месяцев детям, которые находились до этого исключительно на грудном вскармливании, начинают добавлять первый прикорм. Прикорм начинают вводить с безмолочных каш, это может быть гречневая, рисовая или кукурузная каши. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, в качестве прикорма сначала вводят однокомпонентные овощные пюре: кабачковое, из брокколи или из цветной капусты. Овощные пюре помогают справиться с запорами, которыми частенько страдают дети, находящиеся на вскармливании смесью. Нередко при запорах врачи рекомендуют начинать вводить овощные пюре детям на искусственном вскармливании даже с четырехмесячного возраста.

К семи месяцам девочки по росту и весу должны попадать в «коридор» от 65/6.800 до 69,6/8.600, а мальчики – от 67/7.400 до 71,3/9.300. Меню семимесячного ребенка состоит из грудного молока или смеси, безглютеновых каш, приготовленных на воде с добавлением смеси или грудного молока, однокомпонентных овощных пюре, воды или травяного чая.

В восемь месяцев по росту и весу девочки должны попадать в диапазон 66,4/7.000-71,1/9.000, а мальчики: 68,5/7.700-72,8/9.600. В возрасте восьми месяцев в рацион детей начинают вводить мясное пюре, яичный желток и картофельное пюре, приготовленное на воде.

К девяти месяцам антропологический «коридор» для девочек составляет 67,7/7.300-72.6/9.300, для мальчиков: 69,7/8.000-74,3/9.900. В этом возрасте малышей знакомят с творогом и кефиром.

Рост и вес десятимесячных девочек должен попадать в диапазон 69/7.500-74/9.600, а мальчиков – 71/8.200-76/10.200. В 10 месяцев в рацион детей добавляются фруктовые пюре: яблочное или грушевое, и пюре из чернослива.

К одиннадцати месяцам в меню ребенка можно добавить рыбу. Так как у детей в этом возрасте уже прорезалось 6-8 зубов, то их начинают учить жевать. Для этого мясо и рыбу ребенку предлагают не только в виде пюре, но и в виде небольших мягких фрикаделек. «Коридор» для одиннадцатимесячных девочек составляет 70,3/7.700-75,3/9.900, а для мальчиков: 72,2/8.400-76.8/10.500.

В рацион питания годовалых детей, не страдающих пищевыми аллергиями, входят каши, детские творожки и кефир, овощной суп, овощные и фруктовые пюре и запеканки, мясо и рыба, пшеничный хлеб, сливочное масло, яица и сок. Диапазон роста и веса для годовалых девочек: 71,4/7.900-76,6/10.100, мальчиков: 73,5/8.700-78/10.800.

Как растут дети от года до трех

По достижении годовалого возраста рост у малышей снова замедляется, измерять антропометрические показатели ежемесячно теперь нет необходимости, поэтому эти данные педиатры контролируют один раз в 3 месяца.

В 15 месяцев интервал показателей для девочек составляет 75/8.500-80/11.000, а для мальчиков: 76/9.000-82/11.500. Следующая контрольная точка – через 3 месяца. К этому времени интервал показателей у девочек становится: 78/9.000-84/11.500, а у мальчиков: 79/9.500-85/13.000.

До достижения детьми возраста полутора лет следует придерживаться тех же принципов организации рациона ребенка, которые рекомендованы для годовалых малышей. В ежедневное меню можно добавить твердый сыр, сметану (в виде заправки) и ягоды (в виде муссов, киселя или компота). Если у ребенка нет склонности к лишнему весу, то время от времени на полдник ему можно предлагать специальное детское печенье.

В 21 месяц диапазон антропометрических данных в норме для девочек составляет: 81/9.500-87/12.500, для мальчиков: 82/10.000-88/13.000. В 24 месяца «коридор» для девочек: 83/10.000-90/13.500, для мальчиков: 84/10.000-91/14.000.
Основой рациона двухлеток также остаются овощи и злаковые, мясо, рыба и кисломолочные продукты. Детям, не имеющим склонности к лишнему весу можно добавить в меню макароны и детское какао. А вот давать шоколад, майонез, кетчуп, копченые и соленые продукты малышам до трехлетнего возраста настоятельно не рекомендуется.

В 27 месяцев антропометрические данные девочек должны укладываться в интервал 83/10.500-92/14.000, а у мальчиков – 85/11.000-93/14.500. В 30 месяцев – 86/11.000-95/14.500 (девочки) и 88/11.500-96/15.500 (мальчики). В 33 месяца: 88/11.500-97/15.500 (девочки) и 90/12.000-98/16.000 (мальчики).

К трем годам девочки по антропометрическим данным должны в норме попадать в «коридор» от 90/12.000 до 100/16.000, а мальчики от 92/12.000 до 100/16.500.

Влияние пищевых привычек на развитие детей от 3 до 5 лет

К трем годам у детей уже формируются определенные пищевые предпочтения и пищевые привычки. Некоторые из них напрямую ведут к нарушению пищевого поведения и развитию ожирения. Например, перекусы между приемами пищи, привычка есть быстро, привычка к непременному лакомству за то, что «все скушал», привычка есть второе блюдо с хлебом и утолять жажду сладкими напитками, а также привычка получать сладкое лакомство за хорошее поведение. А ведь все эти неправильные привычки формируют у детей самые близкие взрослые – родители и бабушки с дедушками, и все они ведут к развитию ожирения.

По данным специалистов имеющийся лишний вес у детей 3-5 лет провоцирует нарушение метаболизма, что влечет за собой различные проблемы со здоровьем, а самое главное, нарушение обмена веществ, что впоследствии создает очень большие сложности для обретения нормального веса. Поэтому, если ребенок в 3-5 лет выходит за верхний предел антропометрического «коридора» по весу – анализируйте пищевые привычки семьи и меняйте образ жизни.

Для девочек трех с половиной лет антропометрический «коридор» ограничен показателями 94/12.000-103/16.000, для мальчиков – 95/13.000-104/17.500. Диапазон для четырехлеток: 98/14.000-107/18.500 (девочки) и 99/14.000-108/19.000 (мальчики).

Данные для 4,5 лет: 100/14.000-111/19.500 (девочки) и 102/15.000-111/20.000 (мальчики). Пятилетние девочки должны попадать в антропометрический интервал от 104/15.000 до 114/21.000, а мальчики – от 105/16.000 до 115/21.000.

Как растут девочки и мальчики с 5 до 10 лет

Начиная с пятилетнего возраста рамки «коридора» антропометрических норм постепенно расширяются. Кроме того, девочки по антропометрическим показателям начинают обгонять мальчиков.

В шестилетнем возрасте диапазон антропометрических данных для девочек определяется рамками от 110/17.500 до 120/23.500, а мальчиков – от 111/18.000 до 121/23.500.

Диапазон для семилеток: 115/19.000-126/26.000, и для мальчишек — 116/20.000-127/26.500. Рамки антропометрического «коридора» для восьмилетних детей: 120/21.000-132/30.000 (девочки) и 121/22.000-133/29.500 (мальчики).

А вот антропометрические нормы для девятилеток уже наглядно отражают отставание ребят от девочек – это отчетливо видно по нижнему пределу нормы. Так, «коридор» для девятилетних девочек составляет 132/27.000-139/34.000, а для мальчиков – 127/23.000-139/33.000. К 10 годам девочки достигают параметров 132/27.000-145/38.000, а мальчики – 131/26.500-144/37.000.

Такое отставание мальчиков от девочек абсолютно нормально, а связано оно с тем, что у девочек раньше начинается процесс полового созревания. В возрасте с 10 до 14 лет девочки прибавляют в росте около 11-12 см, однако после четырнадцати процесс резко замедляется, а к 17 годам у большинства девушек рост останавливается. Мальчики же активно расти начинают только с 13-14 лет, зато рост у них может продолжаться вплоть до двадцатилетнего возраста.

Консультация врача нужна только тем детям, которые в подростковом возрасте значительно отстают от нижнего предела антропометрической нормы и это не обусловлено наследственными причинами. В этом случае подростка следует показать врачу-эндокринологу, так как самая распространенная причина низкорослости, не обусловленной генетическими причинами – это гипопитуитаризм (недостаточная выработка в организме гормона роста). Проблема решается с помощью гормональной терапии, благодаря которой дети вырастают до нормальных показателей.

Наверное, самая главная функция родителей – воспитание детей. Разные возрастные категории имеют свои особенности. Каким способом проводить воспитание 10 летнего мальчика, чтобы в дальнейшей жизни он достойно себя вел и стал настоящим мужчиной. Естественно в процесс воспитания следует вложить много сил и заботы, чтобы был эффективный результат.

Как воспитать мальчика 10 лет?

Воспитание начинается от рождения ребенка. Родители должны всегда помнить, что их ребенок – это личность. Формирование характера происходит с первых шагов, и не только характера, а и интересов, потребностей. Любая возрастная категория имеет свои потребности, которые требуют постоянного внимания.

Десятилетний возраст для ребенка становится сложным. В это время начинается созревание половых процессов, которые влияют на работу всего организма. Ребенок может нервничать, проявлять агрессию. Предотвращению агрессии способствует самоутверждение. Поэтому родители обязаны проявить максимум усилий для его развития.

Спорт. В этом возрасте у ребят очень повышена двигательная активность. Занятия спортом помогут удовлетворить ее. Мальчика нужно записать в спортивные секции, где он сможет проявить себя.

Папа. В десятилетнем возрасте мальчики больше обращаются к папам. Их интересует, что они делают и пытаются помогать. Не надо отталкивать сына, а наоборот его необходимо заинтересовать. Мальчик будет брать пример с отца. Потому при воспитании требуется придерживаться «золотой середины»: не принимать методов тирании и не быть слишком мягким.

Воспитывать 10 летнего мальчика надо по демонстративному принципу и не забывать вовлекать ребенка в этот процесс.

Эмоции. Ребенка следует приучать к сочувствию, уважению. Тут свои возможности могут показать мамы. Например, по дороге домой попросить ребенка помочь донести сумку. Иногда можно создать ситуации, в которых сын обязан проявить жалость.

Атмосфера в семье. Большое влияние на воспитание ребят оказывают отношения между родителями. Дети тихонько наблюдают, что происходит в семейном кругу. Вследствие этого у них формируются свои отношения к противоположному полу.

Похвала. Большим минусом есть то, что родители мальчиков намного меньше хвалят, нежели девочек. Считается, что он вырастет более мужественным. Но ведь похвала стимулирует ребенка к чему-то новому. Забывать об этом не нужно.

В некоторых ситуациях родителям полагается извиниться перед детьми. Необходимо обосновать свои действия перед ребенком, не ругать, а посоветовать, как нужно поступить в данной ситуации. Одобрение и поддержка – главные потребности данного возраста.

Как правильно воспитать мальчика 10 лет? Будет правильным, если в воспитании будут участвовать и папа, и мама. Воспитание детей 10 лет требует большой выдержки и терпения. Родители любыми способами не должны потерять взаимоотношений с ребенком, которые сложились до этого времени.

Десятилетний возраст ребенка затрагивает физиологический и психологический процесс. Психология воспитания мальчика 10 лет заключается в восприятии себя как индивидуальности. У многих ребят в этом возрасте низкая самооценка. Здесь необходима помощь родителей. Она заключается в ежедневном общении.

Ребята этого возраста стремятся быть похожими между собой. Это основное психологическое противоречие. Утверждение мальчиков выявляется в дружбе со старшими детьми.

Поведение ребенка 10 лет зависит от двух потребностей:

  • общения. Общение должно приобретать неделового характера, скорее дружеского;
  • самоутверждение. У мальчиков это больше занятия технического направления.

Каждый ребенок самоутверждается в соответствии с поведением, окружающей среды. Для этого периода главным есть успешная социализация.

  • не нужно раздражаться в отношениях с сыном;
  • научитесь прощать. Не надо ребенка постоянно наказывать. Это вредно для психики.
  • Чтобы воспитание мальчика 10 лет было правильным, необходимо не только наблюдать, какие изменения происходят в поведении сына, но и всячески принимать активное участие во всех процессах.

    Воспитание детей это ответственный и тяжелый процесс, как для родителей, так и для детей. Ребенок – это личность, которая постоянно меняется. Научитесь приспосабливаться к ребятам, соблюдать атмосферу доброты.