Как из одношагового кракелюра сделать двухшаговый. Мк безупречный кракелюр. Нанесение акриловой краски

А еще я покажу, как у меня не очень хорошо вышло вживление, а точнее как ужасно это получилось и почему. Не всегда же выходит все гладко как по маслу, бывают и такие случаи, когда что-то не получается. Вот собственно моя история.

Идея декора

Жила у меня такая заготовка-шкатулка фолиант. Однажды родилась идея и была она такова.

Основание шкатулки покрасить в тепло-коричневый цвет, а на верхней части, т. е на крышке сделать вживление в дерево. Картинка у меня была на белом фоне с красивой лошадкой, и думаю, если бы у меня получилось осуществить свою идею, то было бы ощущение, что лошадка нарисована на деревянной поверхности. Эх, смотрим что получилось.

Для имитации листов книги, я провела обжиг газовой горелкой и технику браширование. Верхнюю часть заклеила молярным скотчем, чтобы не испачкать, пока буду тонировать нижнюю часть.

Прокрашиваю основание, включая брашированную часть шкатулки.

После просушки ошкуриваю. Получился вот такой красивый благородный цвет.

Декупаж

Перед вживлением картинки, как правило, необходимо подготовим поверхность.

В этом случае ее покрываю 2-3 слоями акрилового лака и шлифую наждачной бумагой №800-1000.

Наклеиваю распечатку методом вживления.

Подробно как это сделать правильно можно подглядеть .

Вот какая бяка получилась на этой работе.

Сняв полностью бумажный слой и покрыв влажную поверхность акриловым лаком, картинка все равно осталась мутной, словно покрытая белой пеленой. Бумажного слоя на ней точно нет.

Ошибкой было то, что здесь я применила фотобумагу. Какую именно я уже сейчас не помню, но с ней я больше не экспериментирую. Для вживления картинки применяю только распечатки на офисной бумаге. Как выбрать принтер для декупажницы Марат очень подробно описал в этой статье .

Выход из ситуации был таков. Ошкурив всю поверхность и покрыв акриловым грунтом, наклеила истонченную распечатку.

Края обжигаю газовой горелкой и покрываю 2 тонкими слоями акрилового лака.

Двухшаговый кракелюр

1 шаг. Лак патинирующий (№678) на основе органических растворителей темно-желтого цвета. Наносится кистью.

Часто водить по лаку не нужно. От частых мазков кистью лак не успеет растечься и начнет подсыхать полосами. Если он загустел, можно добавить в него чуть-чуть уайт спирита и очень хорошо перемешать. Сушиться 1 шаг до липкости (от 1 до 3 ч.).

Т. е это, то состояние лака, когда он еще липкий, но при этом он не пачкает пальцы. Или, грубо говоря, то состояние, когда по лаку “можно пробежаться мокрыми ногами” и не оставить следов. Нет, нет бегать по лаку не нужно, просто тронем в каком-нибудь уголочке пальцем и посмотрим, остается ли на пальце состав. Если нет, но поверхность липкая — это тот самый момент, когда нужно наносить второй шаг.

2 шаг. Кракелюрный лак(№688) –состав на водной основе светло желтого цвета.

Наношу его сначала кистью, а затем втираю в поверхность пальцами до того момента, когда пальцы уже перестают скользить по поверхности.

Оставляю до полного высыхания и проявления трещин. Феном не сушить, получите мелкую сеточку.

Я сушу работу в ванной. Там нет сквозняков и влажно.

В трещинки втираю масляную краску, но можно их проявлять и сухим пигментом (пастель, тени, пигментный порошок).

Как смыть второй шаг? Держим работу под струей воды комнатной температуры. Вы заметите как желтизна будет немного исчезать, но не полностью, т.к первый шаг тоже не много желтит.

Пальцами помогать ни в коем случае нельзя. Задев масляную краску, получите очень грязную работу.

Вот такие выразительные трещинки получились.

После полной просушки покрываю алкидным матовым лаком.

Края немного запатинировала битумным лаком. Внутри обшила шкатулку бежевой бархатной тканью и получилась вот такая “старинная” вещь.

Пусть мой опыт с вживлением картинки поможет начинающим декупажницам избежать ту ошибку, которую совершила я и пусть у вас получатся самые красивые трещинки на ваших работах. Буду рада вашим комментариям. До скорой встречи, пока, пока!

Термином «кракелюр», который произошел от французского слова «craquelure», обозначают трещинки на поверхности, присутствие которых придает ей налет старины. Сама методика создания подобного эффекта носит название «кракле». Кракле часто используют в тех случаях, если поверхность предмета надо искусственно состарить . Подобный способ нередко применяют в технике декупажа, а также для реставрации мебели и различных предметов быта .

Добиться эффекта старины на поверхности можно, используя специальные кракелюрные лаки. Однокомпонентный кракелюрный лак - одна из разновидностей лака, которая применяется для одношагового кракелюра. Для того чтобы состарить поверхность с помощью данного средства понадобятся следующие материалы: акриловая краска, поролоновая губка или кисть, а также сам лак, который есть разных производителей. Перед началом работы с кракелюрными лаками обязательно прочитайте инструкцию. Для илюстраций я использую средство для создания кракелюра «Хобби-Лайн», производитель Кройль, Германия.

Процесс работы в технике кракелюра с использованием однокомпонентного лака начинается с того, что на очищенную поверхность наносят слой акриловой краски. Следует учитывать, что именно ее цвет после окончания всех этапов работы будет виден сквозь образовавшиеся трещины. Если же цель работы показать неокрашенный вид обрабатываемой поверхности, то можно сразу же приступать к покрытию ее лаком. Однокомпонентный каркелюрный лак накладывают достаточно густым слоем, но только после того как краска хорошо высохнет. Новичку в этом деле для данного процесса лучше всего использовать поролоновую губку, так как кисть, как правило, более удобна для профессионалов.

После того, как лак подсохнет (лак не берётся на палец, но остаётся немного липким), на него наносится еще один слой краски, на котором по истечению нескольких минут появляются трещинки. Форма и размер трещинок зависит от толщины нанесённого лака. Также имеет значение направление нанесения краски. На фото внизу краска нанесена кистью в одном направлении.

Если краску наносить неширокой кистью в разных направлениях, то получится такая поверхность:

На поверхность нанесена краска с помощью поролоновой губки. Слева на фото - кракелюрный лак не очень подсох и лип к пальцам, а справа - подсох больше и картинка на поверхности изменилась после нанесения краски.

Заключительный этап работы - дополнительное покрытие поверхности обычным акриловым лаком, который защитит ее и придаст обрабатываемому объекту законченный вид. Но не каждый кракелюр можно покрывать акриловым лаком.

Итак, подведём итоги.

1.Порядок получения кракелюра на поверхности такой: нанесение краски на поверхность - полное высыхание краски - нанесение кракелюрного лака - высыхание лака до отлипа - нанесение краски.

2.Первый и второй слой краски должны быть контрастны по цвету, чтобы четко проявились трещины.

3.Краску, которая наносится на кракелюрный лак, берём только матовую. Глянцевая краска и металик не дадут нужного эффекта трещин.

4. Нанося второй слой краски, не проводить кистью дважды по одному и тому же месту.

5.От толщины нанесённого кракелюрного лака будет зависеть размер трещин на поверхности. Чем влажнее лак, тем крупнее трещины.

Если планируете использовать однокомпонентный кракелюр в декупаже, то сначала наносится тёмная краска, потом однокомпонентный кракелюр, дальше светлая краска и салфетка.

При обратном декупаже на стеклянную поверхность с обратной стороны приклеиваем салфетку лицевой стороной вниз.

Когда клей хорошо высохнет, наносим однокомпонентный кракелюрный лак, который также просушиваем до отлипа (он должен быть липким, но не оставаться на пальцах).


На кракелюрный лак наносим светлый акрил. Светлый цвет проявит рисунок на салфетке. Хорошо просушиваем.

Теперь наносим акрил того цвета, который хотим видеть сквозь трещины с лицевой стороны изделия.

В данном примере сквозь трещины просвечивается коричневый акрил.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Доброго всем времени! Этот мастер-класс делала, чтобы помочь одной мастерице в освоении пары шеллак- гуммиарабик. Думаю, что он пригодится начинающим мастерам, а знающие люди не закидают меня гнилыми помидорами.

Нам потребуется: кракелюрная пара шеллак- гуммиарабик, средства для затирки трещин (ниже будет ясно-какие) , лак акриловый (аква), НЕводный лак.

Перед нанесением кракелюра покройте приклеенный мотив как минимум 2-мя слоями акрилового лака. Это защитит картинку, если кракле не получится, а также выровняет поверхность. Нам нужны плоская синтетическая кисть для шеллака, желательно круглая мягкая кисть для гуммиарабика, рюмашка спирта (или водки) для отмывания кисти от шеллака.

Я наношу равномерно тонким слоем шеллак первый слой. Даю просохнуть мин.5-7, лучше подождать подольше, чтобы подлежащий слой хорошо схватился.

На правой верхней тарелке видно желтое пятно: этот ляпсус оттого, что нижний слой не просох, начала наносить второй и он потащил за собой первый. Я пронумеровала тарелки, чтобы было понятно, насколько зависит величина трещин от количества слоев. На первой-1 слой, на второй -2, на третьей-3.

Когда последний слой слегка подсохнет, не будет размазываться, но будет немного прилипать к пальцу, обильно наносим гуммиарабик.

Немного помассируем его пальцами, чувствуя сцепление с нижним слоем. На вертикальных поверхностях это делать обязательно, чтобы не образовались подтеки. Оставляем сушиться минимум часа на 3-4, а лучше на ночь.

Этап второй- затирка трещин. Здесь несколько вариантов.
ПЕРВЫЙ. Сухую пастель натереть ножом.

Немного разлохматить ватную палочку, и ей натереть поверхность.

10.

Излишки пастели снимаю ватным диском.

11.
12.

Ничего НЕ СМЫВАЯ зафиксировать пастель в трещинах НЕВОДНЫМ лаком, мне больше нравится автомобильный аэрозоль, хотя можно и цапоном, и алкидным (только ждать высыхания придется дольше)

13.

ВТОРОЙ вариант
Сухие пигменты (на втором фото вверху слева). Бронзовая пудра, пигменты металлик и т.д. действуем также, как и с пастелью.

14.
15.
16.

Готовый результат.

17.

ТРЕТИЙ вариант
Я использую строительный битумный лак (0,5 л- 26 руб.) Он разводится по необходимости уайт-спиритом, им же и оттирается с рук и при необходимости смыть кракле. Специализированные битумы можно использовать только НЕ ВОДНЫЕ.

18.

Ватным диском намазываю битум, даю высохнуть.

Новые земли, морские приключения и невероятные истории из прошлого… Старинная карта на нашем подносе напомнит вам о романтике дальних странствий, унесёт мыслями в глубину веков, где совершались великие географические открытия, разыскивались пиратские сокровища и творилась История. Эта изысканная вещь может стать украшением вашего интерьера дома или на даче, а вы можете пользоваться ей хоть каждый день, ведь наш поднос – удобный предмет быта.

Окружайте себя красотой и комфортом!

Для работы вам понадобятся :


1. Обработайте деревянную заготовку «Mr. Carving» (арт. TB-010) наждачным спонжем «To-Do» (90961 мелкозернистый). Смахните влажной салфеткой.


2. Покройте всю поверхность подноса акриловым грунтом «Love2Art» (арт. APW-230). Просушите его в течение пары часов и снова прошкурьте поднос. Теперь смело можно приступать к декору!


3. Возьмите рисовую бумагу (арт. IRP 0055, 0055 Морская карта). Обрисуйте мотив прямо по дну подноса и аккуратно вырвите его.


4. Покройте дно подноса тонким слоем клея-лака для декупажа «Love2art» (арт. DVGP-110).


5. Не дожидаясь высыхания клея-лака, приклейте вырванный мотив ко дну подноса. Это удобно делать плоской синтетической кистью «Mr. Painter, двигаясь от центра мотива к краям.


6. Как только клей-лак высохнет, покройте мотив матовым лаком «Love2art» (арт. MTV-110). Просушите поднос в течении часа.


7. Приготовьте акриловую краску «Love2art» трёх цветов (арт. ACP-60 матовая, 05 солнечно-жёлтый, 06 охра, 24 коричневый). Нанесите сначала коричневую краску.


8. Пока коричневая краска не высохла, нанесите чуть выше сиену. Старайтесь наносить так, чтобы цвета перемешивались.


9. Добавьте желтый цвет.


10. Внутренние бортики покрасьте коричневой акриловой краской. Просушите краску.


11. На дно подноса и бортики нанесите первый компонент двухкомпонентного кракелюрного лака «Love2art» (арт. ANP-10, компонент ½). Оставьте поднос сохнуть до тех пор, пока лак из белёсого не станет прозрачным.


12. А теперь сухой мягкой кистью нанесите второй компонент кракелюрного лака «Love2art» (компонент 2/2). Оставьте поднос сохнуть на 12-24 часа. За это время трещинки появятся по всему подносу: на дне покрупнее, на стенках - потоньше.