Как общаться с новорожденным. Общение с новорожденным: как разговаривать с младенцем

Общение с близкими служит для малыша единственным источником, который обогащает детское сознание, определяет процесс формирования его личности . Как же разговаривать с младенцем, из чего начать первое в его жизни общение?

Только в процессе общения ребенок научится пользоваться родным языком, познавать окружающий мир, закреплять эти знания в слове.

Теперь попробуем ответить на вопросы, которые интересуют многих, : как же помочь ребенку овладеть речью , как и о чем говорить с младенцем ?

Для этого нам необходимо рассмотреть по порядку все периоды развития ребенка .

Период до рождения ребенка

Физиологи установили, что еще к моменту рождения у плода происходит формирование всех видов чувствительности, мышечного аппарата и так далее. Идет процесс дозревания нервной системы. А больше всего склонный к негативным влияниям языковой центр.

Ребенок в утробе матери живет – он слышит обращенные к нему слова окружающих, музыку. Разговаривайте с малышом, скажите ему, что его рождения очень ожидают, его любят.

А теперь остановимся детальнее на том, какими возможностями владеет младенец, почему может научиться после рождения.

Период новорожденности (первые 3-4 недели жизнь)

Первый крик при появлении ребенка на мир свидетельствует о том, что маленький человек сможет научиться хорошо говорить. Присматривая за этим крошечным созданием, разговаривайте, ведите «беседы» с ним, будто малыш хорошо вас понимает, относитесь к нему как к заинтересованному собеседнику, партнеру по общению, невзирая на то, что со стороны малыша общение отсутствует.

Будьте уверены, ребенок вас слышит и пытается понять. Убаюкивая на руках и в кроватке, запойте ему колыбельную песенку.

2,5-3 месяца

Увеличивается длительность неспания. На этом этапе очень большую роль в развитии ребенка играет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Складывается так называемая ситуативно-деловая форма общения.

Как же должна общаться мама с младенцем на этом этапе его развития?

В моменты неспания организуйте занятие по самых простых игрушках - погремушках, колокольчиках, бубенчиках, длительностью 1-3 мин.

На этом возрастном этапе ребенок начинает произносить первые в своей жизни звуки. Появление их обрадует родителей, поскольку они являются подготовительным этапом дальнейшего освоения звуков родного языка. Продолжайте учить малыша прислушиваться к своему и чужому языку, поворачивать головку на звук. Для этого нежно и нараспев разговаривайте с ним, используя ласковый и веселый тон.

3-6 месяцев жизни

На этом этапе родителям стоит заметить: языковые реакции становятся для ребенка средством эмоционального общения (коммуникации). Сделайте общение с ребенком обоюдным, таким, которое носит двусторонний характер.

Учите малыша подражать вашему языку. Произносите те звуки, которые малыш уже освоил, чтобы ребенок смог повторить их снова и снова. Необходимо, чтобы он видела ваше лицо, вашу мимику и артикуляцию, то есть следил за движениями губ и смотрел на рот.

Например, говорите один и тот же состав: «Ба-ба-ба-ба», медленно, не торопясь, напевное, чтобы ребенок смог его услышать и воссоздать. Ваше одобрение и позитивное настроение будут способствовать быстрейшей учебе малыша.

В 4 месяца ребенок длилось и активно гулить, до 5 месяцев у нее появляется напевное гуленние с разной интонацией.

До 5-6 месяцев малыш произносит согласные звуки: п, бы д, м, н, ль и др... В его языке появляются первые составы: па, ба, ма - лепет.

6-9 месяцев

Он уже так много чего может, ваш малыш! В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок уже осознает язык взрослого. Изменяется поведение малыша и его общение (на слово «до свидания» крошка помашет ручкой вам в ответ на ваш жест, выполнит по просьбе взрослого необходимые действия: «дай», «возьми», «покажи», «пей» и др.)

Теперь свои действия по игрушкам, общение с взрослыми и другими детьми малыш постоянно сопровождает лепетом.

На этом этапе языковые навыки малыша должны продолжать рост вместе с ним. Следите за тем, чтобы лепет ребенка не угасал, а плавно перерастал в новые слова, к которым добавлялись бы новые составы, сочетания гласных и согласных звуков, которые ребенок раньше не произносил.

Пусть малыш чаще слышит от вас вопрос «где»?, а в поисках объекта участвует вместе с вами (например, у вас на руках) - так у него будет накапливаться пассивный словарь, необходимый для дальнейшего становления языка ребенка и ее психического развития.

9-12 месяцев

Этот период связан с тем, что ребенок начинает самостоятельно стоять, а потом и ходить. С 9, 10 до 12 месяцев малыш овладевает навыком языкового наследования, в ответ на ваш язык произносит составы и простые слова, которые не говорил раньше.

Это значит, что взрослый, а особенно мать, которая постоянно общается с ребенком, может учить его повторять за собой первые простые слова, которые состоят из одного-двух прямых слогов. Например, можно показать ребенку куклу и попросить ее повторить за вами: «ля-ля», «топ-топ».

Чем более эмоционально и чаще вы повторяете желательные слова, сопровождая их показом и действием, тем малыш быстрее их запомнит. Читайте малышу стихи, первые сказки, пойте песенки и считалки.

Недавно родившиеся дети видят мир совсем не так, как взрослые или даже детки постарше. Контуры окружающей обстановки не контрастны и несколько размыты. Внимание малыша можно привлечь яркой игрушкой. Но как только в поле зрения спокойно бодрствующего новорожденного появляется человеческое лицо, он проявляет большой интерес и может достаточно долго и внимательно его разглядывать. Легко заметить, что любой игрушке ребенок предпочтет человеческое лицо или то, что его напоминает (рисунок с глазами, носом, ртом).

Уже с первых минут после рождения, если малыш чувствует себя хорошо, он может разглядывать лицо мамы или папы и вступать в общение, имитируя выражение лица взрослого, издавая звуки. Для того, чтобы это увидеть, нужно запастись терпением, новорождённые и маленькие дети делают все гораздо медленнее, чем взрослый. Не отказывайте себе в удовольствии понаблюдать за новорожденным, пусть часть дел подождет! Это самое лучшее время, чтобы узнать малыша лучше. Такие наблюдения и общение помогут вам понять, что нравится именно вашему ребенку, а что нет, в чем он нуждается. Дети, родители которых за ними внимательно наблюдают и научились распознавать, по поведению малыша, в чем он нуждается, чувствуют себя более уверенно и поэтому меньше плачут, хорошо едят, активно развиваются.

В период новорожденности начинает закладываться базовое доверие к миру. От того, как будут строиться отношения новорожденного с ухаживающими за ним взрослыми, зависит будет ли воспринимать ребенок окружающий мир как безопасное место, где всегда есть кому помочь, где его понимают, или же как враждебное - где вечно происходит совсем не то, что нужно. Например, ребенку холодно, мокро или скучно, а его решили покормить, не разобравшись. Ведь нужно же кормить «по требованию»! Да, действительно маленькие дети часто бывают голодными, но не всегда, когда малыш плачет, он голоден. Или бывает так, что активная мама очень хочет с малышом пообщаться, но, не замечая, что он уже устал, тормошит его, поворачивает к себе, активно разговаривает, потряхивает. Поставьте себя на месте этого малыша: вам ужасно хочется спать, вас просто буквально «выключает», а вас трясут, что-то навязчиво говорят, поворачивают вашу голову или настойчиво предлагают поесть, тогда как вы предпочли бы погулять. Взрослый может сказать о том, как ему неприятно то, что делает другой человек, и неприятное воздействие прекратится, а у малыша очень ограниченные средства общения, важно уметь заметить знаки, подаваемые ребенком. В первое время можно пользоваться общими наблюдениями за младенцами, пока вы не заметите других, характерных только для вашего малыша, поведенческих знаков. Вот некоторые из них, пожалуй, самые важные:

Если ребенок не хочет есть, он либо отворачивается от груди, либо берет, но быстро отпускает ее.

Если ребенок устал от общения, он отворачивается, закрывает глаза, поднимает ручки, как бы прикрываясь, может даже срыгнуть, если продолжать стимулировать его внимание.

Если ребенок не успокаивается после того, как вы сменили ему подгузник, переодели, значит ему не это или не только это было нужно. Возможно, ему теперь жарко или наоборот холодно или он уже устал и нуждается в том, чтобы его укачали.

Многие дети не любят спать в одиночестве, по крайней мере, засыпать. Это легко можно понять по тому, что ребенок плачет, как только его пытаются уложить в кроватку. Он нуждается в тепле и близости взрослого и так это показывает.

Голодный младенец «ищет» грудь: поворачивает головку, широко открывает рот.

При слишком ярком свете малыш закрывает глазки, отворачивается, если это не помогает, начинает плакать.

Уже в первые недели внимательных наблюдений за ребенком каждый родитель сможет составить свой собственный дополненный список различных сообщений малыша. Это будет ваш особый «язык» общения, на основе которого рождаются звуки, обозначающие что-либо, жесты и затем слова.

Первые слова ребенка, как и день, когда они были произнесены, родители помнят всю оставшуюся жизнь. Но ведь это совсем не означает, что до этого момента с малышом не нужно разговаривать. Общение родителей с ребенком важно на протяжении всей жизни, начиная с самого момента появления на свет новой жизни. Некоторые ученые полагают, что малыш, находясь еще в материнской утробе, слышит голос матери, привыкает и привязывается к нему.

На самом деле, даже не получая ответа от новорожденного, общаться с ним крайне важно. Во-первых, ласковый и нежный голос родителей успокаивает малыша и дарит позитивные эмоции. Во-вторых, на протяжении первых месяцев и лет ребенок учится всему именно от мамы и папы, в том числе, запоминает их слова и речевые обороты. Поэтому столь важным является общение с новорожденным с самых первых дней жизни .

Как бы странно это ни звучало и выглядело, родителя должны общаться с новорожденным от третьего лица, сами задавать вопросы, и сами же на них отвечать. Только так формируется первый словарный запас ребенка.

«Сашенька хочет кушать?», - спрашивает мама.

«Да, Сашенька хочет кушать, он проголодался!», - отвечает опять же мама.

Со временем, ребенок взрослеет и начинает отвечать родителям на их общение. Сначала он просто реагирует, смеется и машет ручками. Позже в ответ на материнские слова малыш начнет издавать звуки, стараясь подражать родителю. При этом, когда ребенок говорит первое слово , он чувствует радость родителей и понимает, что общаться интересно и весело

Факты ученых об общении с новорожденными

Многие ученые, которые занимаются исследованиями, связанные с развитием детей и их речи, делают весьма оригинальные выводы и о поведении взрослых. Так, например, практически все родители, общаясь с детьми малого возраста, неосознанно начинают говорить громче, при этом шире открывают рот. По всей видимости, понимание того, что разговор будет односторонним, делает взрослых весьма забавными - будто малыш сможет ответить нам, если мы шире откроем рот или зададим вопрос громче.

Часто, обращаясь к маленькому ребенку, родители стараются «тянуть» гласные, делая обращение более ласковым и веселым. При этом, практически в любом предложении мы повторяем какие-либо важные слова и словосочетания. «Какая ты красивая, Ма-а-а-шенька, какая красивая!».

Итак, история из США. Одинокий папа ищет поддержки в интернете: он уговорил свою девушку, которая хотела сделать аборт, родить. Она родила и отдала ему ребёнка на воспитание. Полностью. Алиментов платит даже больше, чем судья сказал. Ребёнком не интересуется и совершенно на него не претендует. Все счастливы? Нет! Папа, который теперь полностью отвечает за сына, иногда злится на... на сына же! Маму обзывает «пустым местом». Ребёнку, кстати, сегодня 18 месяцев. Папа жалуется на то, что он родитель-одиночка и маме нет до них никакого дела! Алименты при этом он регулярно получает, за свидания с сыном не судится - ну чего ещё человеку надо? Ведь он так хотел этого мальчика, не понимаю.

PS все крики из серии: она ещё пожалеет!!! - считаю непродуктивными. Не факт. А вот его позиция, конечно, насмешила. Наслаждайся, парень. И помни, что ты счастливчик, потому что тебе платят алиментов даже больше, чем присудили.
Дальше перевод статьи.

«Его бывшая хотела сделать аборт, он не позволил бы ей, и, как только ребенок родился, она согласилась предоставить ему полную опеку и при этом выплачивать алименты. При этом этот папа нет-нет да жалуется в интернете на ту маму, «мертвой мамой». Круто чувак.

«У нас не было серьезных отношений, когда она забеременела. Она никогда не встречала нашего сына. Даже сразу после рождения у нее не было желания его видеть. Мы пошли в суд, и теперь у меня 100% юридическая и физическая опека над ребёнком. Ее имя указано в его свидетельстве о рождении, но она не имеет права опекунства и не имеет права посещать его или принимать решения, например, связанные с его здоровьем или образованием. Так она и не хотела ничего этого. Ежемесячно она выплачивает 125% от судебных распоряжений на содержание ребенка. Она говорит, что если я когда-нибудь женюсь на том, кто захочет усыновить нашего сына, она будет не против усыновления, но до тех пор пока этого не случилось, согласится, будет платить мне на его содержание.
Я воспитываю нашего сына самостоятельно. Сейчас ему 18 месяцев, и он никогда не встречал ее, и у меня даже нет ее фотографий. Я выгорел изнутри и ненавижу быть родителем-одиночкой. Я люблю моего сына, но при этом я обижаюсь на него. Моя семья, конечно, пытается помочь, когда они могут, но большую часть времени я делаю все сам. Я никогда не причиню моему мальчику боль и не буду игнорировать его, но я все время изнурен. Я пытался пойти в суд ещё раз, чтобы нам присудили раздельную опеку над сыном, но она опять сказала, что хотела сделать аборт, а я нет, опять дала понять, что никогда не будет его воспитывать. Судья сказал, что он не может заставить ее ухаживать за ним. Я не видел ее почти год, и в последний раз слышал о ней только то, что она пытается избавиться от растяжек на животе при помощи лазера и проводит много времени в тренажёрном зале. Знаю, что она сказала своим друзьям и семье, что она донор яйцеклетки, а не мать. У неё нет чувств, и суд ничего не сделает, что означает, что я так и буду одиноким родителем. Есть ли здесь какие-либо средства правовой защиты для меня?»

311

Евдокия

Его называли тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Он вешал декабристов, притеснял поляков, порол крестьян и солдат, губил поэтов. Любой радикальный общественный деятель XIX века писал о нём так, словно этот царь лично задушил его талант. Агенты вездесущего Третьего жандармского отделения следили за каждым.

Его усилиями в Европе, раздираемой либеральными революциями, поддерживался мир. Он остановил насилие османских и персидских властей над подвластными им христианами. При нём были распаханы миллионы десятин ранее дикой степи, в четыре раза увеличилось промышленное производство. Его стараниями русский язык был возращён в обиход образованного класса, спасены уцелевшие памятники древнерусской культуры.

Он – Российский Император Николай I Павлович

Ещё один взгляд на историческую личность и на правление.

246

ГОСТЬ

Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?

221

Аленушка

Здравствуй, форум!
Пишу чтобы выговориться.
Я заколебалась, просто нет больше сил! Ребёнок не вылазит из болячек, в сад ходит через пень колоду, все по очереди берут больничный, но даже в таких условиях мы не справляемчя, всем надо работать, больничный раз в месяц брать работа не позволяет
Жизнь превратилась в череду сплошных проьлем: как вылечить ребёнка, выполнить план на работе, найти кто посидит на больничном в это раз
Когда нибудь будет просвет? Сейчас все летит к чертям
Поддержите пожалуйста добрым словом, сил больше нет

180

Leka

Приветствую всех.
Озадачилась я выбором квартиры, может даже дома, если очень понравится размер участка и расположение, но ничего мне не нравится, что проходит по бюджету.
Стала смотреть статистику продаж квартир и понимаю, что народ торгуется и сбивает цену. За ту цену, что они купили и я не против приобрести квартиру, только не умею торговаться, бЯда.
Расскажите как у вас проходила покупка квартиры, может советы дадите, как цену сбить))

171


Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?

Грудное вскармливание - основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.

Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так "в пустоту" выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные. Где найти потешки? Существует сейчас огромное количество книг и сайтов.

Как улучшить взаимопонимание?

Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из книги У. И М. Сёрз "Ваш ребёнок":

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя .

Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто.

Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: "Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик". Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям "я" и "мне" - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова "мама" и "папа".

Сопровождайте речь жестами.

Скажите: "Помаши киске ручкой: "пока" и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы.

"Митя хочет на ручки", "Пойдем спать?" Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия.

Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: "Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…" Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда "ушки на макушке", он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Дайте ребенку возможность ответить вам.

Задавая ребенку вопрос, дайте ему время "ответить". Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.

Продолжайте вашу беседу.

Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·

Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели "Гуси-гуси…" Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.

Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года:

10 дней -1 месяц
Идеальной "игрушкой" для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .

1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.

4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.

7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания.

10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки - кукла, мишка, собака и др.; для развлечения - заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Вместе делайте домашние дела, "обсуждайте" всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо - всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим "компаньоном". Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы. Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры. Постарайтесь купить книжку с описанием пальчиковых игр или