Как происходит воспитание сказкой детей дошкольного возраста. Роль сказки в нравственном воспитании младших школьников

Чтобы понять мир, надо понять себя. Чтобы понять себя, надо охватить как можно больше «слоев» своей природы. Наука уже охватила многие из них, но не все. Эволюция самопознания происходила примерно так. Рассматривая человека как биологическое существо, ученый составил о нем первоначальный портрет. Далее пришел черед изучить слой психологический (ментальный). Картина стала полнее. Далее – слой социальный. На сегодняшний день человек в глазах ученых представляет собой биологическое-психическое...

Сказка для взрослых: Жила-была Жизнь, она была прекрасна, легка и волшебна. Она переливалась многоцветием, когда грустила или смеялась, когда плакала или радовалась. Ее многоцветие от яркого солнца могло перейти в серый дождливый день, от нежного голубого неба до грозовой тучи.

И все это многообразие и называется Жизнь. Она удивительна, переменчива, и именно от этого и прекрасна.

И вот однажды Жизнь на своем пути встретила Смерть, которая была очень неприветлива, костлява и черна. Они...

Мы часто смотрим фильмы, или читаем книги и видим как без всяких на то затруднений, у главных героев фантастическим образом меняется жизнь, им надо просто идти по жизни и реагировать на те события, которые происходят в ней происходят. Сейчас весь интернет заполнила информация о реализации мысли и силе Притяжения, но почему после всего этого, число людей, даже знающих эту информацию, увеличилось так незначительно? На этот вопрос я не могу дать ответ... Но, если вы относитесь к числу людей...

Сказкотерапия – это лечение сказкой. В сказкотерапии пять типов сказок, один из типов – медитативная.

Медитативные сказки успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, так как в них закладываются лучшие представления о самих себе.

Данную медитативную сказку я написала для девушки, у которой был страх негативной оценки окружающих.

Сказка про маленький золотистый лучик

Далеко- далеко существует...

Самосовершенствование и уравновешенность непосредственно сказываются на здоровье и долголетии.

Как правило, люди, придерживающиеся чётких нравственных принципов, живут дольше, а у тех, чьи нравственные устои шатки, и жизнь под стать устоям, поэтому человеку необходимо упражняться в добродетели и находить радость в помощи другим, в особенности тем, кто в ней нуждается, рассматривая нужды других, как свои собственные.

Такое поведение показывает широту души, не озабоченность исключительно...

Краткая гипотеза сотворения мира и появления Бога

Была бесконечная однородная система пустоты или однородная энергия покоя! В процессе длительного, длительного времени, она стала терять свою однородность (стареть) - Зарождение разума будущей вселенной - Бога.

Стали возникать неоднородности, которые сами по себе однородны! Между первыми неоднородностями (разными энергиями) стали возникать слабые взаимодействия (Силы) вследствие их разности - Младенчество Бога.

При появлении первых...

Краткая и не совсем полная история 90-х, написанная совком

После победы антисоциалистической революции, о которой нам почти ничего не говорили почти неизвестные нам регионалы - ибо она прошла как-то незаметно. Вот был социализм.

Была перестройка, мы хорошо знали, что была советская власть, которая наша народная, она никого не обидит и о всех позаботится - появились новые руководители, так как старый всем наскучивший (может правильнее паскучивший, вот такая по Фрейду вначале вышла опечатка...

Часть 1.
В IV веке до нашей эры китайским астрономом Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающий 800 светил. Уже в то время китайцы применяли компас. Высокого уровня развития достигли медицинские, математические, агрономические, биологические и другие знания.

Древнекитайская медицинская книга «Нэй цзин» представляет собой ценнейшее произведение в мировой истории медицинских наук. О развитии биологических знаний свидетельствуют записи в одной из древнейших книг Китая...

Татьяна Васильева
Нравственное воспитание детей с помощью сказки

1 слайд-2 слайд.

Сегодня мы будем говорить о сказке , о её роли в нравственном воспитании детей . Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться , что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей , т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

1 Задание педагогам

Какие нравственные качества по вашему мнению формируются у дошкольника в процессе работы со сказками ?

На этом слайде вы видите нравственные качества формирующиеся в процессе работы со сказкой .

2 Задание педагогам работа с карточками

Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное личностное качество. Педагоги должны объяснить, в чём это качество выражается, и назвать сказку , в которых оно описывается.

Качество личности Выражение качества сказка

Вежливость Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова : «спасибо» , «пожалуйста» , «извините» Морозко

Уважительность Умение уступать место, пропускать вперёд, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать.

Честность Умение говорить правду про себя в любой ситуации

Совестливость Способность испытывать чувство стыда за свои поступки

Сострадательность Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно В . Катаев «Цветик – семицветик»

Скромность Умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, единственным, замечательным Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»

Дружелюбие Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку Сказки «Теремок» , «Рукавичка» .

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях рассказ о том , как человек познает мир.

Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя» роли человеческих персонажей : идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину) . Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях , потому что в этих историях содержится рассказ о том , как человек познает мир.

7 слайд представлены этапы работы со сказкой

Знакомство детей со сказкой – чтение , рассказывание , беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки .

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки , настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок . Данные формы работы над сказкой позволяют узнать , как дети поняли суть сказки .

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке , рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки , воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки .

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок , театрализованные игры, драматизация сказок , творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки , умению оценивать поступки не только героев сказки , но и окружающих людей.

8 слайд а сейчас я предлагаю вам поиграть

ИГРА 1 «Сочини новое продолжение сказки » .

Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» со сказками

- сказка «Репка» : «не смогли вытащить репку,

побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).

В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии , но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.

А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному : «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».

И тогда уже смысл сказки в том , что всякое дело нужно доводить до конца.

сказка «Козлята и волк» . «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький зайчик. Зайчик говорит : («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик» .) Козлята … (впустили зайчика) . Они угостили его (капустой, морковкой) . Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться) . Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали) .

О чем получилась эта сказка ?

ИГРА 2 «Волшебные слова»

Игрокам даётся задание : придумать сообща 5-7 волшебных слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках , а затем придумать сказку с этими словами .

ИГРА 3 «Встреча героев из разных сказок » .

Группам воспитателей задание : вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа . (сказать , из какой он сказки , рассказать о нём ). После этого рассказать сказку , в которой участвовали бы все эти персонажи.

ИГРА4 «Сказка шиворот – навыворт »

Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом (по группам) . Задание : рассказать эту сказку так , чтобы в ней было всё наоборот.

Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу..

Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Братья Капризы».

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Назначение работы: Сказка носит воспитательную направленность.
Цель: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения.
Задачи:
1. создавать педагогические условия для развития нравственных представлений и мотивов поведения.
2. воспитывать культуру поведения
3. формировать гуманные отношения между детьми и взрослыми между детьми и сверстниками;
4. прививаем у детей навык самоанализа своих поступков или анализа поступков сказочных персонажей

Сказка «Братья Капризы».

В одной сказочной стране жили - были 2 брата: Не хочу - ха и Не могу - ха. Затеяли братья однажды спор кого из них люди больше ценят и уважают?

Не хочу – ха говорит: Конечно, меня любят больше.
Я своими ушами слышал, как люди просили одного мальчика сходить в магазин за хлебом. А он им в ответ: Не хочу, говорит. Значит, меня в народе любят и почитают.
А Не могу – ха ему возражает: Да нет, же меня люди больше уважают. Я слышал, как одной девице красавице говорили: Постирай белье. А она в ответ: Не могу я стирать. Так что братец, меня в народе любят и ценят.
Спорили, спорили, а договориться между собой так и не смогли.
Решили братья пойти к бабушке Капризе. Она в сказочной стране славилась своими мудрыми советами.
- Рассуди наш спор, просят братья. Кого в народе больше любят?
- Вот что я Вам скажу касатики – говорит бабушка Каприза. Для того чтоб правду узнать, отправляйтесь Вы в путь дорожку дальнюю, идите к людям. Походите, послушайте, посмотрите. Чье имя назовут первым, кого и любят больше. Пока правду не узнаете – покоя Вам не будет.
Отправились братья к людям в мир человеческий. Попали они в город большой и красивый. Люди куда-то идут, машины куда-то едут. Осмотрелись братья. Куда дальше идти не знают.
Услышали они звуки громкие. Интересно откуда они доносятся?
Не хочу – ха предлагает брату, подойдем поближе и посмотрим, кто там так веселится.
А за высоким забором играют дети, хохочут, резвятся.
Обернулись братья вокруг себя 3 раза и стали невидимыми для окружающих людей.
Сели братья на скамейку и внимательно слушают разговоры детей.
Ждут, чье же имя назовут первым.
А ребята сидят в песочнице и строят замок.


Одни мальчики возят песок на грузовиках, другие его лопатами в горку складывают.
- Боря, а давай дорогу построим? – спрашивает мальчик.
- Давай! – отвечает малыш. Дружная игра – залог добра!
Пошли братья дальше. Смотрят в домике, девочки играют в куклы.
Остановились, прислушались.
- Света, а ты можешь мою дочку покачать? А я пойду в магазин, за молоком.
- Могу! – отвечает девочка.
Расстроился Не могу – ха и говорит брату: Пойдем брат дальше.
Пришли они в младшую группу. Дети в раздевалке сидят и одежду снимают после прогулки. Стоят братья руки потирают в предвкушении.
Малыши сели на лавочки, пыхтят, сидят, стараются и сапожки снять и шапочки. А у кого не получается, те не плачут, не жалуются, а зовут воспитателя.


Снова расстроились братья. Ну, надо же такие маленькие дети, и то не капризничают и не плачут.
Ушли Не хочу – ха и Не могу – ха из детского сада ни с чем.
Идут они грустные. Проходят через двор.
Вдруг услышали братья, вроде кто-то зовет их.
- Не могу!
- Не хочу!
- Не буду!
Остановились братья. Осмотрелись. Увидели они маленькую девочку, которая сидела на земле и громко плакала.


Рядом с девочкой стояла старенькая бабушка.
- Не плачь. Машенька! Вставай Машенька!
А девочка снова кричит.
- Не хочу я бабушка идти домой.
- Не могу я бабушка больше идти. У меня устали ножки.
Не хочу – ха говорит: Ой, какая хорошая капризная девочка!
Давай ее братец, с собой заберем? Она будет жить с нами, будет заботиться о нас.
Хорошая идея братец! – отвечает Не могу – ха.
Поднялся ветер, такой силы, что подхватил девочку и понес ее за 7 рек, 7 морей, 7 океанов. В ту самую страну, где жили братья.


Очутилась Маша в избушке. Огляделась по сторонам. А в избе, куда не глянь паутина и пыль. Братья смотрят на нее, улыбаются.
- Здравствуй девочка! Теперь ты будешь жить у нас.
- Не хочу я у Вас жить! - отвечает Маша.
Братец Не хочу – ха обрадовался и в ладоши захлопал.
А девочка еще громче кричит: Не хочу! Не хочу! И не буду жить у нас.


Подбежала девочка к двери и открыла ее. Смотрит, а земли под избушкой нет.
И тропинки нет, и дорожки нет. Стоит избушка на вершине горы.
Маша еще громче заплакала: Не могу я уйти из этой избушки, дороги то нет.
Услышал брат Не могу – ха обрадовался и тоже в ладоши захлопал.
- Ах, как хорошо, что мы тебя нашли Машенька! С тобой наша жизнь будет сладка и весела!
Села девочка на скамейку и загрустила.
Скучно с Вами – говорит Маша.
- Может, мы сядем пообедать?
- Не хочу! – отвечает Не хочу – ха.
- Давайте варить суп! – предложила Маша.
- Не могу! – отвечает Не могу – ха.
Моя бабушка всегда мне говорила, что не хочу и не могу неправильные слова.
А еще она говорила: Кто старается – у кого все получается!
Не хочу – ха принеси-ка нам капусту, картофель, лук и морковь – просит Маша.
А ты Не могу –ха принеси водицы из колодца.
– Не могу! – зевает братец.
- Да с Вами ни суп, ни кашу не сваришь – промолвила Машенька.
- Ладно, лодыри сидите!
Маша взяла в руки веник и стала подметать.
Братья смеяться перестали, сидят во все глаза смотрят.
А Маша поставила веник на место, и тряпку берет.
- Зачем тебе тряпка Маша – интересуются братья.
- Пыль буду вытирать.
Раз, два, три, четыре
Вот и чистота в квартире!
- Здорово у тебя получается! - говорит Не хочу – ха.
- Я пока убиралась у Вас в избушке, я придумала, как Вам помочь можно - радостно прокричала девочка.
- Нужно просто дать Вам другие имена. Вот ты Не хочу – ха будешь, Хочу – ха.
- А ты Не могу – ха будешь теперь Могу – ха.
Ну, как Вам нравиться моя идея? – спрашивает Маша.
- Не хочу я другое имя носить, мне мое нравится.
- Не могу я имя менять, меня так родители назвали.
Да пойми ты Маша, в нашей сказочной стране живут капризы. Если мы имена с братом поменяем, нас в тот же час прогонят из сказочной страны.
Так и хорошо! – продолжает Маша.
- С новыми именами Вам в любом доме рады будут!
- Где же нам жить прикажешь? – поинтересовались братья.
- А помогите мне домой вернуться, к бабушке, я Вам и подскажу! – продолжает Маша.
- Ну, что брат скажешь?
- А мне имя Могу – ха нравится. Оно такое звонкое, могучие.
Уговорила ты меня Маша!
Взяли она девочки под руки открыли дверь и полетели за 7 рек, 7 озер, за 7 морей, на то самое место, где они Машу нашли.
Смотрят братья, стоит бабушка слезы горькие роняет, внучку вспоминает. А тут Маша к ней на встречу бежит и смеется.
Обняла ее бабушка, расцеловала в щечки румяные.
А Маша бабушкины руки гладит. Да приговаривает: Бабулечка моя родненькая! Я теперь всегда тебя слушаться буду. Ты такая умная, такая мудрая.
Я все хочу! Я все могу! Я все буду делать! Я буду стараться. Обещаю тебе бабушка!
Пойдем скорее домой!
Ну, а вы что стоите? – обратилась Машенька к братьям сказочным. Скорее идите с нами. Вы теперь у меня дома жить будете.
- Могу! Хочу! – теперь мои самые любимые слова.
И другим детям советую подружиться с волшебными братьями.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учения, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность .

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел .

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека .

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть, зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и стоит большая педагогическая ценность сказки .

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды...

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам .

Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами:

Что (какие качества) больше всего ценится в людях?; - За что наказывают, а что поощряют?; - Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот отворачиваются?

Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки. "Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему". - такова основная мысль русской народной сказки "Заячьи слезы"; заботливому и чуткому отношению к матери учит татарская сказка "Гуси - лебеди"; вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает - об этом повествует нанайская сказка "Айога"; не будет счастлив тот человек. Который другим желает несчастья и смерти, - этому учит русская народная сказка "Морозко"; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке "Петушок и бобовое зернышко".

Сильной стороной сказок является их активная, действительная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка. Что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.М. Горький так передает это воздействие народной сказки: "От ее слов, - вспоминает он О сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса".

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: "Сказка-ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок". (А. Пушкин "Сказка о золотом петушке").

Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни повествует сам ее создатель - народ. Поэтому отдельные детали повествования о труде, быте, о материальных лишениях и невзгодах позволяют представить особенности жизни народа в определенное время, думы и мечты людей. Однако главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки .

Велико значение сказок как средство развития речи у учащихся. Текст сказок прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

Воспитательный процесс следует построить так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого сплошь и рядом встречаются в жизни. Но условия для этого можно создать специально в игре, учении, труде, творческих занятиях. Ученик должен научиться правильно действовать, когда за ними не наблюдают отчета. Урок - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свой усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, ограничения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого - умные руки, третий ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдатель .

Так, чтение и разбор сказок из "Книг для чтения" помогали детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читали, обсуждали сказки, в которых ставились в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке постоянно возникали между учащимися нравственные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общались между собой, влияли друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождала между ними потребность в отношениях, характеризующихся многими признаками, которые свойственны отношениям в любом коллективном труде.

Большое количество текстов по чтению посвящено воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Сказки подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить, понять, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.

Учителя начинают каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Это специальный методический прием: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало, конфликтны ситуаций. Постепенно в детском коллективе формируется привычка моральной оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях. Важно, что этот методический подход дисциплинирует и самого учителя, развивает в нем стремление к собственному нравственному контролю.

Сказка служит средством воспитания. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей .

В исследованиях проведенных под руководством А.В.Запорожца, было выявлено своеобразное отношение дошкольников к художественным произведениям. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются непосредственно воздействовать на героев произведения. К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется - появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники чаще всего предпочитают "положительных" животных с антропоморфными признаками, средние дошкольники - животных, сказочных человечков, детей - ровесников; шести - семилетки чаще выбирают наиболее занимательны и находчивый, наиболее веселый персонаж. Они значительно чаще более младших детей оказываются способным воспринять в произведении не только внешний комизм, но и юмор, иронию.

Воспитательная сила искусства "дает возможность войти "внутрь жизни", пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, - это говорил видный психолог Б.М. Теплов, - и самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые". В начале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждения об искусстве с точки зрения определенного идеала.

Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К шести годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляет способность улавливать настроение .

Чтобы научить школьников писать сказки, учитель должен сам знать особенности этого жанра и познакомить с ним детей. Во первых - сочинение сказки - это создание текста художественного стиля, то есть текста эмоционального, конкретного, хорошо представляемого. Во вторых, сказки невозможны без "очеловечивания" происходящего, без использования метафор, гипербол, элементов, сказочного сравнения и т.п. Умение выполнять эти "сказочные" требования обязательно нужны детям.

Конечно же, работа над сочинением - сказкой требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию, использования приемов активизирующих эти психологические процессы.

В первом классе следует научить подбирать "слова - находки" (метафоры, гиперболы) для точного описания героев. Читать много сказок, анализировать их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Читают народные, авторские, зарубежные сказки, обмениваются мнение, впечатлениями, конечно и книгами.

Во втором классе, уже читают об авторе, например, о сказочнике Андерсене. Сначала знакомится с его биографией, вспоминают известные его произведения, такие как "Дюймовочка", "стойкий оловянный солдатик" и другие. У него был редкий талант. Он умел замечать, то, что ускользает от "ленивых" человеческих глаз. Каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Например, старый уличный фонарь, настольная лампа и т.д. Это начинается поиск сюжета.

В последние дни обсуждают, с каждым учеником предмет, заинтересовавший ребенка как персонаж его сказки. Учитель интересуется, какие мысли рождает наблюдение за "героем". Ребята показывают тетради, где подбирают слова и сравнительные обороты, характеризующие персонаж сказки. Увлеченность детей будет огромной: стол, стул, классная доска - все эти предметы они знали давно, но только теперь взглянули на них новыми глазами. Через две недели можно написать сочинение - сказку. Но в начале необходимо уточнить, чем отличается язык сказки, необходимо вспомнить, что сказка всегда имеет главную мысль .

В начальной школе согласно программе учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечают две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие. В сказке обычно повторяется один основной эпизод, как правило совершается контрастное событие и следует развязка.

Повторы происходят чаще всего, потому что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. Например, в сказке "Морозко" повторяется один и тот же эпизод, в котором Морозко обращается трижды к падчерице и к старухиной дочери.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические. В книги для чтения включены сказки для животных и волшебные.

Школьная практика утверждает в том, что младшие школьники хорошо понимают не реальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что лиса и журавль не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить хвост в прорубь и ловить рыбу и т.д., знают,но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив нужно так рассказать детям сказку итак организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В.Г. Белинский, Который писал: "Пусть в сказке все говорит само за себя ". Своими вопросами и заданиями учитель направляет внимание детей на развитие действия в сказке, на мотивы поведения, на то, как те или иные действия характеризуют действующих лиц. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия "переноса" вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно. Чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знаниями определенных явлений жизни .

А.М. Горький так отзывался о фантастике сказке: "В мире нет ничего, что не может быть поучительным, - нет и сказок, которые не заключали бы в себе материал "дидактики", поучения. В сказках, прежде всего поучительна "выдумка" - изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта….".

С каждым годом все заметнее меняется наша жизнь. Происходи переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическим и воинами.

На уроке в первом классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку ребенок отвечает: " Я не знаю сказку про репку ". А ведь именно сказки учат детей простату от глупостей, ум о т хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха.

Отсутствие этих понятии является пробелом в воспитании ребенка. Учитель в первую очередь обращает на это внимание и старается произвести некоторую коррекцию.

Чрезвычайно важным условием эффективности работы над образом художественного произведения является сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к образу персонажа. Художественный образ как неоднократно было доказано психологами и методистами. Вызывает у читателя определенное ответное чувство: уважения. Гордости или ненависти, досады, печали и т.д. Читатель или принимает образ персонажа, готов подражать ему, или отвергает как носитель отрицательных качеств.

Симпатии на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей .

Валентина Удодова

У ребенка с 4-5 лет начинают формироваться нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, любовь к природе, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Очень важно на данном этапе воспитывать у него адекватное отношение к окружающему миру.

Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране "Остров сказок"

Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи

Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.

И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.

Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка

А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.

А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.

Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.

Когда мальчик проснулся, то увидел, что в комнате пусто, а в углу сидела Дидюка и громко смеялась: - Ой, как я люблю таких вредин – деток. Теперь я буду с тобой играть.

Мальчик заплакал. И сказал, что больше так не будет, он будет любить свои игрушки и книги, не будет их ломать, рвать, будет убирать все на место. Волшебник услышал мальчика, взял свой волшебный колпак, и прилетел в комнату, накрыл колпаком Дидюку. Вредина испугалась и улетела. Потом он подошел к мальчику, положил около кроватки большой мешок с игрушками и сказал: - Больше не обижай свои игрушки или они больше не вернуться к тебе, а вернется только Дидюка, я тебе дарю волшебную книгу, которая расскажет о добрых делах. И улетел в свою страну. С тех пор мальчик очень любил свои игрушки, вещи и книги. И Дидюка не прилетала больше к нему

Сказка «Мусорный букет»

Однажды девочка сидела на скамейке и ела вкусное, клубничное мороженое. Съела мороженое, встала со скамейки и ушла. Только вот про фантик то от мороженого забыла на скамейке. Подул ветер и фантик полетел и прилетел в страну Вредин к самой Дидюке. Дидюка, увидав фантик, обрадовалась: - Как я люблю мусор и детишек, которые мусорят, - взяла фантик, свой волшебный зонтик и отправилась в город, где жила девочка.

По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.

Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.

Здравствуй, девочка, - поздоровалась Дидюка.

Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.

Ты что меня не знаешь? Я главная Вредина Дидюка, прилетела к тебе с подарком, вот держи от меня тебе мусорный букет, он такой разноцветный, а ты мне книги - сказки…

Мне не нужен ваш букет, он не красивый, плохо пахнет и грязный, - ответила девочка, отвернулась и заплакала.

Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.

Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.

Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.

Я больше не буду оставлять мусор, я буду его выкидывать, - ответила девочка, взяла мусорный букет и отнесла его в мусорное ведро.

Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.

Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.

Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.

Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!

Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.

С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.

Сказка «Обиженное дерево"

Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.

Дети вместе с Дидюкой решили проверить, что же находится под корой дерева. Мальчик оторвал кору и увидел под ней голый столб и много-много жучков. Девочка и Дидюка выдергивали корни. Все веселились, лазили по деревьям, но вдруг что-то простонало.

Ой, мои бедные маленькие веточки сломаны, мои корешки вырваны, моя кора содрана, как же мне больно, - заплакало дерево и согнулось вниз, закрыв деток и Дидюку своими ветками. Мальчик, девочка и Дидюка хотели убежать, но веточки деревьев сомкнулись крепко так, что они оказались в ловушке самого дерева. Даже зонтик Дидюки не смог помочь.

Дети испугались и сказали дереву: - Мы не будем больше тебя обижать, мы сейчас твои веточки свяжем ленточками, корешки вкопаем в землю, отпусти нас, пожалуйста, а ты – Дидюка, уходи, мы не будем с тобой больше играть.

Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.

Волшебник поднял большие ветки, фея взлетела и привязала их ленточками к стволу, волшебник достал волшебную мазь, помазал ствол, и на нем появилась кора, а потом и выросли новые веточки. Затем волшебник и фея дали лопату девочке, мальчику и Дидюке и попросили вкопать корни в землю.

Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.

Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.

Дерево наклонилось волшебнику и фее, своими веточками прижала к себе и сказало: - «Спасибо!»

Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.

С тех пор дети никогда не обижали деревья.

Сказка про Дружбу"

Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.

Дидюка раскрыла зонтик и взлетела над хороводом: - Не бывать этому, не будете дружно играть, не будет вам весело. Кружилась, кружилась и остановилась, произнеся заколдованные слова: «Замрите и себя в детей - вредин превратите».

И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.

Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.

Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:

Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.

Дидюка испугалась, подлетела к ребятам, раскрыла свой зонтик, произнеся слова: - «Отомрите и себя в добрых детей превратите» и улетела в страну Вредин.

А дети опять начали играть вместе.

Ты оказался смелым мальчиком, - обратился волшебник к малышу,- начал всех мирить, защищать слабых, не испугался главной вредины. За твой добрый поступок я тебе дарю волшебную книгу добрых дел. Я жду тебя в гостях в своей стране, - поклонился Волшебник и улетел.