Как развивать речь ребенка 4 5 лет. Профилактика задержки речевого развития. Грамматика и связность речи

Развитие речи ребенка 4 лет предполагает подготовку ребенка к школе. В этом возрасте ребенка должна отражать увиденное и услышанное. Ребенок должен учиться произносить правильно фразы, слова, короткие предложения. Для этого необходимо привлечь внимание ребенка к звукам, и он станет активно наблюдать за своей речью, что послужит дальнейшему ее развитию.

у детей этого возраста проходит по – разному. У многих, в период, когда формируется устная и письменная речь наблюдаются отклонения. Эти отклонения нарушают нормальный ход развития речи у детей. К ним необходимо очень внимательно относиться, так как в дальнейшем они могут повлиять на всю умственную деятельность ребенка, а также нанести психологическую травму ребенку.

Взрослым нельзя копировать детскую речь.

Для развития речи ребенка с ним нужно разговаривать простой и понятной речью, произносить слова в нормальном, не быстром и не медленном темпе. Также для развития речи у ребенка 4 лет , нужно внести познавательное общение. Таким образом ребенок будет приобретать запас слов и начнет правильное построение фраз, будет хорошо и правильно произносить звуки. Тот словарный запас, который ребенок получит, даст ему возможность свободно общаться не только с детьми, но и со взрослыми.

Очень часто, ребенок из-за недостаточного словарного запаса не может передать события, участником которого он стал и тогда он начинает допускать неточности. При правильном , в процессе освоения слов, ребенок будет их не только запоминать но и осмысливать, устанавливать связи между предметами и словами. Таким образом, у него появится осознанное и мотивированное отношение к лексике. Ребенок будет овладевать грамотным языком. Отвечать на вопросы будет уже развернутыми фразами, которые будут состоять из более, чем четырех слов.

При правильном развитии речи, ребенок 4 лет уже будет отличать множественное и единственное число и говорить правильно. Однако, в этом возрасте, ребенок еще не может логично понятно и связно рассказать о событиях, пересказать или рассказ. Речь его еще носит характер ситуации. Речь ребенка в этом возрасте будет состоять из распространенных и простых предложений. И понять эти предложения без дополнительных вопросов будет сложно. Ребенок еще не может раскрыть сюжет той или иной картины.

Ребенок в этом возрасте имеет очень хорошую память. Он может почти дословно пересказать сказку, услышав ее несколько раз. Пересказывая сказку, ребенок может даже не понимать смысла слов. В процессе развития речи у детей 4 лет появляются очень яркие различия. Так, например, у одних речь с правильным произношением практически всех звуков, а у других большинство звуков произносятся не правильно. Родителям в первую очередь необходимо принять меры к устранению этих недостатков.

Правильное произношение слов и предложений можно отрабатывать с помощью скороговорок. С помощью потешек и фраз с забавным содержанием вы поможете ребенку вырабатывать чувства ритма.

Развитию речи ребенка 4 лет могут способствовать картинки из сказок, которые он знает. Это могут быть герои сказок, разные зверюшки. Ребенок должен уметь сам охарактеризовать животных. Сначала ему будет очень трудно и вы должны ему помогать наводящими вопросами. Таким образом, при развитии речи у ребенка будет формироваться словарный запас и развиваться мышление. Например: это зайчик, он белый и пушистый. После, ребенок уже должен учиться рассказывать где зайчик живет и чем он занимается в лесу и т.д.

Чтобы обогатить словарный запас ребенка при развитии речи, включите больше игр. Например, игры с ключевыми словами. Спросите у ребенка, например, какие круглые слова он знает? Это может быть мяч, часы, солнышко и т.д. Также можно поиграть в «холодные и горячие» слова, «твердые и мягкие». Чтобы научить ребенка делить слова на слоги рекомендуется применять песенные игры, с постукиваниями и похлопываниями на слогах. При правильном развитии речи ребенка его успехи будут увеличиваться день за днем. Он будет не только слушать вас с удовольствием, но и сам будет охотно делиться с вами впечатлениями, планами и опасениями. Он начнет рассказывать вам о том, что его окружает, привлекает внимание.

С увеличением словарного запаса, у ребенка появится очень много вопросов к окружающим и в первую очередь к близким людям. Наберитесь терпения и будьте готовы отвечать на все вопросы, иначе ребенок может потерять к вам интерес и отдалиться.

Не стоит показывать ребенку своего раздражения и неохоты отвечать на вопросы. Когда ребенок задает вопрос, он просто хочет много узнать об окружающих и не в коем случае он не пытается вывести вас из себя. Отвечайте ребенку на понятном ему языке, не нужно говорить заумными фразами. Ответ должен быть понятен малышу.

Для правильного развития речи ребенка рекомендуется при чтении книг обращать внимание на то, как он вас слушает. Если в ходе чтения, ребенок начинает задавать вопросы по теме, обязательно отвечайте. Вы также постарайтесь спросить немного ребенка о прочитанной книге. Очень важно, чтобы ребенок всегда участвовал с вами во всевозможных действиях. Выбирая товары в магазинах, нужно по-возможности, комментировать свои действия и интересоваться мнением ребенка. Пусть ребенок вместе с вами будет разбирать пакеты с покупками и раскладывать их по местам.

В возрасте 4 лет ребенок должен знать и уметь рассказывать, где и кем работают его родители. Постарайтесь рассказать ему на доступном ребенку языке кто вы по профессии. Для того, чтобы речь ребенка формировалась точная и правильная, нужно и самим не допускать ошибок в разговоре с ребенком. Всегда помогайте ему в высказываниях, стимулируйте его желание делиться с окружающими своими впечатлениями. Ребенок будет охотно вам что-то рассказывать только в том случае, если вам будет интересно его выслушать. Нужно разнообразить и свою речь множеством прилагательных.

Играйте с ребенком в игрушки. Сначала отберите самые маленькие, потом самые большие и т.д. Ребенок в этом возрасте охотно будет выполнять ваши задания и просьбы. Также очень полезно потренировать слуховое восприятие ребенка. Скажите несколько фраз не правильно и спросите у него, где вы допустили ошибки. Дети очень любят определять, откуда идет тот или иной звук, узнавать голоса людей и животных.

Осуществляя работу по развитию речи ребенка нужно следить, чтобы он не опережал речью свои возможности. Никогда не торопите ребенка, дайте ему возможность подумать немного. Телефонные разговоры также могут способствовать развитию речи у ребенка. Заранее договоритесь, чтобы ребенку позвонил кто-то из близких. В разговоре по телефону ребенку придется излагать свою речь без помощи жестов, таким образом словарный запас также будет увеличиваться. Старайтесь задавать вопросы не только такие, на которые можно ответить коротко «да» или «нет», но и вопросы которые будут провоцировать ребенка на небольшой рассказ.

Нельзя относиться к речи ребенка с завышенными требованиями. Все разговоры должны быть только в свободной или игровой форме и ни в коем случае нельзя требовать от ребенка ответов в форме докладов. Старайтесь говорить с ребенком на уровне его глаз, а не с высоты своего роста. Задавайте ребенку вопросы и если ему сложно, то первое время отвечайте за него сами. После заданного вопроса стоит немного подождать. Если он не может ответить, необходимо вопрос повторить еще раз.

Нервно-психическое развитие детей 4-5 лет отличается от развития 2-3-летнего ребенка по многим параметрам. Именно этот возраст многие специалисты считают самым лучшим для изучения иностранных языков, получения знаний в других областях. Особенности психического развития детей 4-5 лет таковы, что они впитывают информацию, как губка, и при этом отлично её запоминают. Как же успешно развивать ребенка 4-5 лет, тренировать его память, речь и мышление?

Как развивается речь, память и мышление ребенка 4-5 лет

Во многом на то, как развивается ребенок в этом возрасте, оказывает влияние бурное развитие клеток головного мозга. Именно с этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка 4-5 лет. Развиваются творческие способности малыша: он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и изучение иностранного языка. Это возраст становления личности, поэтому так важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этот период, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет. У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связано то, как развивается речь ребенка и как увеличивается его словарный запас. В 5 лет ребенок способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.

Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители, учитывая особенности психического развития детей 4-5 лет, должны быть готовы к ответу на бесконечные детские «почему?» В то же время не стоит впадать в крайность и перегружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика его еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушения сна и просто отвращение к занятиям.

Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице («Маша хочет конфету») к обозначению в первом лице («Я хочу конфету»), В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь с взрослыми. В силу особенностей нервно-психического развития дети 4-5 лет копируют поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает положительную оценку у окружающих.

Он очень хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и такую же оценку. Поэтому со стороны родителей важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, говорите ему: «Ты молодец! Ты поступил очень хорошо, и я тобой горжусь. Я вижу, что ты уже совсем взрослый и на тебя можно положиться». Когда же он хулиганит и не слушается, говорите: «Ты такой хороший, а поступаешь очень плохо. Я просто не узнаю тебя. Мне очень грустно, что ты совершил такой плохой поступок, но я знаю, что ты обязательно исправишься». Оценивать нужно именно поступок, а не ребенка. Он должен быть уверен, что вы все равно его любите, и постарается исправиться, чтобы заслужить ваше одобрение. Но не стоит также перехваливать ребенка за те или иные хорошие поступки, иначе можно воспитать в нем зазнайку с чересчур завышенной самооценкой. Исключение составляют неуверенные и застенчивые дети. Хвалите их даже за самый маленький успех и с уверенностью заявляйте, что никогда не сомневались в них.

Психическое развитие ребенка 4-5 лет ещё не позволяет ему адекватно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому возможно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.

Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное - развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.

Раньше ребенок только получал информацию извне. Теперь же он ее не только осмысливает, но и ищет связи между событиями, пытается найти причины тех или иных явлений. Отсюда и все «почему». Не всегда ребенок ждет ответа у взрослых. Он пробует сам сделать выводы и найти решение. В раннем возрасте ребенок воспринимал различные явления и события и в его памяти сформировались определенные образы, собственные представления и ощущения. В 4-5 лет на основе ранее полученного опыта ребенок уже умеет не только воспринимать увиденное и услышанное, но и выделять особенности, общее и отличное, взаимосвязи между предметами и явлениями. Это и есть процесс мышления. Четырехлетний ребенок может группировать предметы по общим признакам, т. е. он видит не только машинки, кубики, фрукты, а уже понимает, что между ними есть нечто общее, некий признак, по которому их можно объединить (форма, цвет, предназначение). Пятилетний ребенок умеет вычленить лишнее. Например, среди фруктов выделить овощ, который в данной группе лишний, или среди зеленых кубиков выделяет синий, не соответствующий остальным по цвету.

Дети 4-5 лет как губка вбирают в себя всю окружающую информацию. Поэтому родители могут целенаправленно знакомить ребенка с книгами, фильмами, картинами, музыкой, несущими положительные эмоции и развивающими в нем разностороннюю личность. Можно обсуждать с ребенком увиденное или прочитанное, выяснить его отношение к этому, пусть обозначит сам, что хорошо, а что плохо, и почему. Важно закрепить в его сознании понятия добра и зла, прекрасного и отвратительного. Эти знания помогут вам в том, как правильно развивать ребенка в 4 года и старше.

Особенности эмоционального развития детей 4-5 лет

Дети живут эмоциями. Особенность эмоционального развития детей 4-5 лет в том, что все их поступки продиктованы теми чувствами, которые они в данный момент испытывают. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями, а также развивать его чувства, чтобы он не вырос черствым и бездушным человеком.

В первую очередь психическое развитие детей 4-5 лет и развитие их эмоциональной сферы зависит от той атмосферы, которая царит в семье. Если члены семьи доброжелательны друг к другу, проявляют щедрость, заботу, сопереживают, то ребенок уже подсознательно будет вести себя соответственно.

Говорите ребенку о том, что чувствуете в тот или иной момент жизни, когда вам грустно или когда вас переполняет радость. Пусть и он пытается словами выразить свои ощущения. Поощряйте любые проявления сострадания с его стороны по отношению к другим людям.

Большое влияние на эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет оказывает эстетическое воспитание. Рисование, пение, занятия музыкой и танцами будут способствовать формированию чувства прекрасного. С помощью рисунков ребенок зачастую может выражать свое отношение к миру и какому-либо событию. Яркие краски, замысловатые узоры преобладают там, где он изображает то, что он любит, что вызывает у него массу положительных эмоций. Негативное ребенок изображает с помощью темных красок, изогнутых и резких линий.

Как успешно развивать мышление ребенка 4-5 лет

Родители могут помочь развитию мышления ребенка. Память детей очень неустойчива, поэтому ее необходимо постоянно тренировать. Решение ребусов, отгадывание загадок, использование различных пособий помогут в этом.

Мышление - процесс активный, требующий упорства, умения сосредоточиться. Дети легче решают те задачи, которые им интересны. Задача родителей состоит в том, чтобы создать ребенку условия для активной мыслительной деятельности. В процессе того как развивать мышление ребенка 4-5 лет, помните, что детям интересно все новое и незнакомое. То, что давно известно и понятно, скучно. Нельзя вмешиваться в мыслительный процесс и пытаться дать готовое решение. Ребенок просто привыкнет к вашей помощи и ему будет лень самостоятельно искать пути решения. И конечно, нужно хвалить ребенка за успешно решенную задачу. Для него это сродни научному открытию.

Процесс мышления напрямую связан с развитием речи. Чем больше словарный запас, тем легче ребенку сформулировать свою мысль, понять смысл задания, обосновать его решение. Слова неразрывно связаны с предметами в сознании ребенка. Поэтому бессмысленно нагружать его словесными знаниями, если не поддерживать их зрительными образами. Бесполезно просто заучить названия материков, океанов, названия животных или растений. Как же развить мышление ребенка 4-5 лет, учитывая особенности его возрастного развития?

Покажите ребенку картинки, сходите в зоопарк или ботанический сад, используйте для закрепления словесных знаний прогулки («Помнишь, мы с тобой об этом читали?»). Ребенок обязательно запомнит то, что вызывает у него приятные впечатления и ощущения. И наоборот, если ребенок прекрасно обращается с предметами, нужно попытаться развить у него образное мышление – как это сделать в 4 года, спросите вы? Если малыш умеет считать палочки, шишки или конфеты, пусть попробует сделать то же самое в уме без предметов.

Неизбежны и ошибки в процессе мышления. Ребенок часто обращает внимание не на те признаки, делает неправильные выводы. Нельзя ругать его и смеяться над ним. Лучше вместе разобраться и помочь ребенку самому найти и понять свою ошибку. Ведь это тоже часть мыслительного процесса.

Как правильно развивать речь ребенка 4-5 лет

В связи с развитием мышления, у ребенка 4-5 лет развивается и речь. Меняются его взаимоотношения с окружающим миром, появляются новые виды деятельности, круг общения становится шире. Увеличивается словарный запас ребенка. Ему становится легче формулировать свои желания, он охотно рассуждает на ту или иную тему. Когда ему не хватает слов, он придумывает свои. Для этого возраста очень характерно словотворчество. Причем происхождение этих «перлов» на первый взгляд вполне логично. «Нельзя» - это когда нельзя, а «льзя» - это когда можно. У козы детеныш козленочек, а у овечки – «овеченочек». Чтобы малыш мог свободно выражать свои мысли, необходимо знать, как развивать речь ребенка 4-5 лет. В первую очередь, это делается с помощью чтения. Но недостаточно просто прочесть сказку или рассказ, как для детей младшего возраста. Необходимо вовлечь ребенка в обсуждение прочитанного материала или предложить ему сочинить свою сказку с известным началом и новыми героями. Можно попробовать придумать историю по картинкам. В процессе того, как развивать ребенка 4-5 лет, очень полезно играть со словами, переставляя буквы или меняя одну из них на другую (был КИТ, стал КОТ, был ДЫМ, стал ДОМ). Решение ребусов, шарад, детских кроссвордов поможет ребенку запомнить слова и научиться их использовать в речи.

Однако даже зная о том, как развивать ребенка 4-5 лет, не забывайте, что очень важно то, как разговаривают взрослые в семье. Это основной источник пополнения словарного запаса ребенка. Следите за своей речью, почаще разговаривайте с ребенком, используйте правильные слова и обороты.

Овладение любыми навыками напрямую зависит от способности ребенка сосредоточиться на каком-то виде деятельности. Для детей 4-5-ти лет характерны рассеянность и неумение долго сосредоточиваться на чем-либо. Важно научить их быть внимательными. Привлекать внимание можно определенными словами или жестами, чтобы вызвать интерес.

Далее степень внимательности будет напрямую зависеть от увлекательности процесса. Поэтому стремитесь превращать скучное занятие в интересное и занимательное и не очень продолжительное по времени. Причинами рассеянности ребенка могут стать чрезмерная психологическая нагрузка и разбросанность интересов, когда он одновременно посещает и музыкальную школу, и гимнастику, и рисование, и т. д. Ему просто трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Во всем должен быть разумный подход.

Если же ребенок рассеян и невнимателен всегда, необходима консультация врача. Иногда это могут быть последствия перенесенных заболеваний или родовой травмы. С таким ребенком нужно заниматься по отдельной системе, и в этом помогут педиатр или детский психолог.

Как дома развить память у 5-летнего ребенка

Память в возрасте 4-5 лет обогащается огромным количеством новых знаний, впечатлений о предметах, явлениях, пространстве и времени, о различных цветах, звуках, а также традициях и правилах поведения. Помимо знаний, ребенок приобретает ряд бытовых навыков и умений - владение ножницами, карандашом, вилкой и т. п. Он может запомнить большое количество информации. За дошкольный период он овладевает таким объемом знаний, который не даст ни один университет своим студентам за 5 лет обучения.

В процессе того как развить память у 5-летнего ребенка, помните, что в этом возрасте она носит избирательный характер. Ему легче запомнить то, что вызывает у него определенные эмоции, а также то, что необходимо в игре или какой-либо деятельности. Процесс запоминания происходит механически путем многократного повторения. Но иногда можно заметить проявление логического запоминания. Например, рассказывая сказку, ребенок меняет некоторые элементы, но сохраняет основной смысл повествования.

Для обогащения и развития памяти необходима постоянная тренировка. Как развивать память ребенка 4-5лет, учитывая возрастные особенности? Побуждайте ребенка вспоминать то, что он видел или о чем вы ему рассказывали: «Смотри, какая красивая птичка. Помнишь, мы видели ее на картинке. Как она называется? А каких птичек ты еще знаешь?» Развивать память и внимательность можно с помощью игр. Например, разложить на столе предметы, предложить ребенку посмотреть на них и запомнить, сколько предметов и какие. Затем надо вывести его из комнаты и спрятать один или два предмета. Ребенок должен сказать, чего на столе не хватает. Игру можно назвать «Тренировка разведчика» или «Школа сыщиков». Со временем усложните задание - переложите предметы на столе в другом порядке - пусть заметит, что изменилось. И ещё: в ходе того как развивать память ребенка 4-5 лет, обязательно учите стихи и песенки – это хорошо развивает и память, и речь.

Статья прочитана 3 909 раз(a).

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 17.09.2018

На четвертом году жизни ребенок находится в переходной стадии. Он еще не взрослый, но уже не малыш. В этот период идет активный процесс формирования личности и будущего характера. В 4 года у детей уже начинается интеллектуальное развитие и когнитивное восприятие мира. Именно в этом возрасте родителям необходимо активно участвовать в процессе развития ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 года

К этому возрасту вы каждый день видите новые достижения малыша. Теперь не только вы рассказываете ему об окружающем мире. Для детей, в этот период, свойственна обостренная самостоятельность. Ребенок активно делится с вами своими мыслями и умозаключениями. Он может строить планы на будущее, исходя из полученных за день впечатлений.

Речь ребенка в 4 года должна быть «чистой» и отчетливой. Но, эта характеристика субъективна. Развитие всех детей проходит индивидуально. Зачастую, родители сами не замечают дефекты произношения. Занятия с логопедом в школе будут проходить намного тяжелее, чем в дошкольный период. Для большинства детей характерная «шепелявость», которая может сама пройти со временем. Она называется физиологической дислалией. Каждые звук речи появляется в определенном возрасте. Например. соноры ([Р],[Рь],[Л],[Л]) появляются в пять лет. Поэтому в их отсутствие до этого времени является нормой.

Речевое развитие на этом этапе помогает детям озвучивать свои действия и познавать мир с помощью вопросов к родителям. При правильном ходе речевого развития, словарный запас к возрасту 5 лет может достигать более 3000 слов. Это необходимый минимум речевого комплекса дошкольников.

В особенности этого возрастам входит потребность к социализации. Малыш активно знакомиться со сверстниками. Дети играют в групповые игры для дошкольников, с четким набором правил. В возрасте 4 лет ребенок с удовольствием следует этим правилам.

Интеллектуальное развитие ребенка в этот период переходит на новый уровень. К возрасту 5 лет ваш малыш должен знать цифры до 10 и различать геометрические фигуры. Когнитивное развитие детей в возрасте 4 лет позволяет складывать пазлы из крупных деталей, определять лишние предметы и находить между ними общие черты.

В бытовых отношениях, малыш становиться вашим компаньоном:

  1. Он помогает делать уборку.
  2. Может проявлять заботу о домашних питомцах.
  3. Ведет себя сдержанно при гостях и не закатывает истерики по любому поводу.
  4. Он отлично знает названия бытовых предметов и мебели.
  5. Кушает самостоятельно ложкой и вилкой.
  6. Умеет пользоваться ножницами.

По сравнению с возрастом 3 года, в арсенале малыша уже достаточно инструментов для самостоятельного времяпровождения.

Как понять, правильно ли развивается речь ребенка

Специалисты ограничивают норму правильного развития, если ребенок знает примерно 3000 слов. Но, вряд ли, вы считаете за малышом слова, которые он произносит без остановки. Богатство речи можно определить по умению составлять предложения. Поговорите с малышом, и обратите внимание, использует ли он сложные предложения. Пример:

  1. Сложноподчиненные предложения (я взял яблоко, потому что хотел есть).
  2. Сложносочиненные предложения (в моей комнате есть игрушки и книги).

В особенности этого периода, входит акцент на эмоциональной и интонационной окраске речи. Ребенок может пересказать мультик или прочитать четверостишие. Причем сделает это с выражением, имитируя интонацию первоисточника.

Важно: обязательно нужно обратить внимание и принять меры, если вы слышите, что ребенок плохо произносит часть звуков, или полностью заменяет их. Особенно это касается свистящих ([C],,[З],[Зь],[Ц] и шипящих ([Ш],[Ч],[Щ][Ж]. Пример: «суба», вместо «шуба», «шамолет» вместо «самолет» и т.д.

Отклонениями развития речи считаются:

  1. Неправильное произнесение части слов, замена звуков. Если вы слышите это в речи ребенка, срочно обращайтесь к логопеду. В 4 года не сложно скорректировать произношение путем вовлечения в интересные игры.
  2. Бедный словарный запас. Если речь малыша состоит из непонятных слов, которые он придумал сам - это повод для беспокойства. Вместо имен друзей и родственников, ребенок произносит слова типа «Бака», «Мума» и т.д. В 4 года у дошкольников буйная фантазия. Переделывать новые слова для них становиться забавой, которая может войти в привычку и затормозить правильное развитие речи.
  3. Молчание и неразговорчивость. Здесь проблема может быть глубже и потребуется помощь психолога. Возможно ребенок боится общаться с окружающими из – за психологические травмы. Нередко молчание у детей в этом возрасте связано с нарушением в работе органов слуха или задержкой в развитии.

В любом случае, не оставляйте без внимания выявленные отклонения. Вашими наблюдениями обязательно нужно делиться с врачами и педагогами. Главное, не затягивать и не откладывать решение проблемы.

Как развивать речь ребенка в возрасте 4-х лет

Родители должны понимать, что процесс развития ребенка - это большой труд, в первую очередь для них. Для речевого развития не требуется тратить много времени, или выделять в режиме дня часы на уроки.

Развивающие речь занятия для дошкольников можно проводить, не отвлекаясь от повседневных бытовых забот. Они должны быть в игровой форме. Так малыши лучше усваивают новые знания, и быстрее вовлекаются в процесс обучения.

Используйте любую возможность. Когда вы читаете сказку, постарайтесь четко называть определенные звуки и выделять их интонацией. Попросите ребенка повторить эти звуки. Можно визуализировать игру – показывать картинки со словами, и делать акцент на отдельные звуки. Пример: показывайте картинку с изображением руки, говорите «рука», выделяя голосом звук «р». Постепенно, это войдет в привычку и у вас, и у вашего ребенка.

Если ему не нравится такая игра – отложите на другой день, или замените. Развивать речь можно не только с помощью правильного произношения звуков. Поиграйте в игру, где должна произноситься характеристика предмета. Пусть малыш выражает свои мысли. Используйте эти же карточки с изображениями. Пусть ребенок придумывает прилагательные к одушевленным и неодушевленным предметам. Пример: серая кошка, зеленая трава, маленькая кружка, острый нож и т.д. В возрасте 4 лет дети становятся фантазерами. Не поправляйте, если малыш определяет предмет не так, как вы. Если вы считаете очевидным, что трава зеленая, то ребенок может сказать «трава мягкая».

Важно: Забудьте про использование дома своих привычных «че», «тута», «нету» и т.д. В возрасте 4-х лет детям свойственно копировать взрослых. Если в не будите следить за собой, как вы потом будите требовать от ребенка правильного речевого развития? Даже если ребенок услышит плохие слова от незнакомых людей, вы можете сказать, что «дядя ошибся и будет наказан».

Не расстраивайтесь если процесс обучения идет медленнее, чем вам хотелось бы. Наберитесь терпения. Главное, не останавливаться и находить в себе силы для ежедневных занятий!

С четырех лет малыши начинают проявлять наивысшую речевую активность. Карапузы с удовольствием поддерживают разговор, высказывают свое мнение, рассуждают, задают массу вопросов и т.д. Причем замечено, что речь детей 3-4 лет, которые посещают дошкольные учебные заведения, кружки или группы развития, более развита, разнообразна и грамматически правильна, чем у деток, находящихся на домашнем обучении. Это объясняется тем, что детсадовским малышам предоставляется ежедневная возможность вдоволь общаться друг с другом, регулярно отвечать на занятиях, выступать на утренниках и т.д.

Поговорим о том, какая же должна быть речь детей 4-5 лет.

Малыш в 4 года должен уметь:

  • имитировать звуки животных. А именно: мычать, как корова; кукарекать как петух; пищать, как мышка; лаять, как собака; хрюкать, как поросенок.
  • описывать картинки, пересказывать сюжет услышанной или увиденной истории. Карапуз должен в нескольких предложениях уметь описать предмет, игрушку и т.п.
  • пересказывать события, которые с ним произошли в течение дня. К примеру, что он делал в садике, что кушал, с кем играл и т.д.
  • читать наизусть стихи и потешки, петь песни и частушки
  • выговаривать все гласные и согласные буквы, за исключением сонорных и шипящих. Четырехлетние карапузы умудряются заменять шипящие звуки твердыми свистящими: учитель на утитель, шапка на сапка …и т.п. Кстати, пока можете не беспокоиться, если четырехлетний ребенок не выговаривает «р».
  • вставлять слова в разговорную речь, склоняя их в числе, падеже или роде
  • обобщать предметы по основным признакам и свойствам. К примеру: кукла, машинка, неваляшка, пирамидка – это игрушки или сапожки, ботинки, сланцы – это обувь.
  • употреблять предлоги: под, за, в, на, над, перед
  • отвечать на элементарные вопросы
  • использовать однородные члены в предложениях.

Книги для детей 4 лет

Если речь ребенка в 4 года отстает от вышеперечисленных показателей, то рекомендую заниматься с ребенком, по следующей литературе:

  • С.И. Карпов, В.В. Мамаев «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет»
  • «Грамотейка» (Развитие речи для детей 4-5 лет)
  • «Школа Семи Гномов» (Развитие речи для детей 4-5 лет).

Бывает так, что заботливые родители настолько без ума от своего чада, что не замечают неправильное звукопроизношение своего малыша. Протестируйте ребенка на правильное, четкое и красивое произношение звуков: а, о, у, э, с, и, п, ж, ы, б, м, ф, в, х, т, д, ш, н, к, з, ц, ч, й, щ, г. Ближе к пяти годам протестируйте карапуза на произношение «р» и «л».

Если малыш не выговаривает все вышеперечисленные звуки, не произносит длинные слова или их не договаривает, регулярно меняет порядок слогов в словах, не умеет выражать свои мысли, то это повод обратиться к логопеду.

Логопед для ребенка 4 лет экстренно нужен и тогда, когда малыш практически не разговаривает или заикается. В таком случае очень важно не упустить время и не усугубить речевые отклонения.

Ребенок не говорит в 4 года по ряду причин:

  • получил родовую травму, перенес кислородное голодание в утробе матери, был инфицирован или подвержен интоксикации лекарственными препаратами
  • плохо слышит, а значит и плохо воспринимает и воспроизводит речь
  • родился недоношенным или ослаб после тяжелой болезни, что повлекло к задержке правильного развития нервной системы, а значит и речи
  • наследственный фактор, т.е. родители тоже очень поздно начали говорить
  • общее расстройство развития
  • в семье говорят сразу на двух кардинально разных языках
  • перенес стресс: пошел в садик, испугался
  • с ним мало занимались: не развивали моторику рук развивающими играми, не читали сказки , стихи , рассказы …
  • не считает нужным говорить, так как уловил, что его прекрасно понимают, если он выражает свои эмоции с помощью мимики или жестов.

Кстати, по статистике девочки начинают говорить раньше, чем мальчики.

Так же встречаются случаи, что карапуз долго молчит, а потом начинает говорить, да не пару слов, а сразу целые предложения.

Что делать если ребенок в 4 года не разговаривает?

Обязательно показать его специалистам: педиатру, логопеду, невропатологу и лору.

Еще одна речевая проблема – это заикание у ребенка 4 лет. Чаще всего она встречается у детей до семи лет, и, как правило, у мальчиков (менее психоэмоционально устойчивы).

Причины возникновения заикания у деток 4 лет могут быть разные:

  • болезнь, которую перенес малыш, будучи в утробе матери или же после рождения
  • нервное напряжение, вследствие регулярных ссор родителей, стрессов, наказаний.
  • нестабильное психическое состояние, которое вызвано испугом, переживанием, чувством страха.
  • подражание взрослому – близкому человеку, если тот заикается
  • чрезмерная умственная нагрузка, к примеру, обучение одновременно нескольким языкам.
Что делать, если ребенок 4 лет заикается?
  • показать карапуза невропатологу. Врач выявит причину и назначит лекарства, к примеру, успокоительные средства
  • показать малыша логопеду. Специалист будет заниматься с вашим чадом, по специально разработанной методике.
  • если верите в нетрадиционную медицину, то покажите ребенка «бабке», которая путем молитв или народных заговоров попытается избавить его от заикания. Кстати, известны случаи излечения при таком методе лечения.
  • обеспечить приятную домашнюю атмосферу и внимательный, нежный уход за карапузом. А именно: не повышать на него голос, не создавать конфликтной ситуации в семье, дать возможность ребенку спать в течение 10-12 часов+2 часа днем. Дарите малышу душевное тепло, любовь, ласку и тогда Вы поможете ему справиться с заиканием.

Читайте еще:

Как развить творческие способности детей?!

Чем занять дома детей в зимнее время года?!

Занятия с ребенком 4 лет

Книги для детей 4 лет