Как воспитать внимание у ребенка 7 лет. Также на его работу благотворно влияют продукты. Занятия между делом

Невнимательность маленького ребенка на первых порах может восприниматься, как свойственная возрасту черта. Да, это доставляет родителям ряд хлопот, но, в принципе, мириться с этим можно. Но когда ребенок из дошкольника превращается в ученика, к нему сразу же предъявляются довольно высокие конкретные требования, которым надо соответствовать. Появление новых обязанностей одними детьми воспринимается с легкостью, другим требуется какое-то время, а третьи начинают воспринимать учебу, как сложный и мучительный процесс. В школе детям дают не только конкретный багаж навыков и знаний, но и ставят более весомую цель – научить ребенка учиться. А это не так уж просто, ведь необходимо, чтобы уровень развития ребенка был достаточным для усвоения познавательного процесса. Сюда можно отнести способность мыслить, запоминать, воображать и, конечно же, быть внимательным. По наблюдениям психологов и педагогов, школьник, который не умеет учиться в начальных классах, не овладел азами мыслительной деятельности, уже к пятому-шестому классу прочно укрепится на нижних позициях рейтинга успеваемости.

Зачастую отставание в учебе и разных видах деятельности объясняется отсутствием внимательности, усидчивости и умения концентрироваться. Мамы детей младшего школьного возраста наверняка не раз говорили своим чадам (или думали об этом) фразу «Какой ты невнимательный!» или «Будь внимательнее!», когда те допускали совершенно нелепые ошибки и даже найти их самостоятельно не могли. Все это является следствием недостатка внимательности. Такое ощущение, что ребенок вообще не слышит вас, не видит то, что следует понять и запомнить. Со временем ситуация усугубляется, потому что объем получаемых знаний увеличивается. Можно, конечно же, списать все на особенности характера, рассеянность, трудности адаптации или большую нагрузку. Но современные мамы трудностей не боятся, тем более что это позволяет облегчить жизнь ребенку в будущем. Именно поэтому нас и интересует тема о том, как научить ребенка быть внимательным.

Начнем с того, что внимательность – не раз и навсегда данная черта. Ее можно и необходимо совершенствовать. Безусловно, перед школьными педагогами стоит задача, как научить ребенка концентрировать внимание, но все мы прекрасно осознаем, что учитель – не Бог. Он может только поддержать и развить то, что уже имеется в багаже ребенка на конкретном этапе. Во-первых, учить ребенку предстоит много, так как школьная программа непростая. Во-вторых, универсальных приемов, которые объясняют, как научить ребенка сосредотачиваться, не существует. Здесь все индивидуально, а 30 учеников и один учитель – это не тот случай. Вот и получается, что именно родители должны думать о том, как научить ребенка усидчивости и внимательности. И желательно, чтобы все это происходило в дошкольном возрасте, а не в первом классе в темпе цейтнота.


Понимать, чтобы объяснять и учить

Пусть это и звучит банально, но для того, чтобы научить ребенка чему-либо, необходимо самому это уметь. Многие из нас без предварительного «гугления» смогут ответить, что такое внимание? Для меня это умение на чем-то сосредоточится, выделив конкретное из всего остального. В «умных» книгах пишут, что внимание является способностью вычленять из всего объема поступающей информации ту, которая важна на данный момент для принятия правильного решения. Кроме того, у внимания есть такие характеристики, как концентрация, устойчивость, объем, переключение и распределение. Фраза об отсутствии внимания – это обобщение. В действительности у ребенка недостаточно развита одна или несколько из перечисленных выше характеристик. И именно над этим и предстоит поработать. Как определить, что нуждается в коррекции?

1. Концентрация . Это свойство внимания заключается в том, что человек умеет сосредоточиться на конкретном предмете или его части, вникать в суть поставленного перед ним задания. Если с концентрацией внимания все в порядке, ребенок наблюдательный, его легко организовать. Он сразу же заметит, что к набору деревянных кубиков вы подложили один пластмассовый, а усевшись рисовать акварельными красками, позаботится о стаканчике с водой для мытья кисточки.


2. Объем внимания . Сколько объектов ребенок может одновременно воспринимать и удерживать в сознании? Например, ролевые игры с несколькими куклами или машинками. Посильная для семилетки задача – три-пять предметов. Если объем внимания достаточный, ребенок без труда сможет сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, а это – свидетельство развития логики.

3. Устойчивость внимания. Может ли ребенок в течение 15-20 минут заниматься одним делом? Не бросает ли его, когда наталкивается на трудности?

4. Распределение внимания. Справится ли ребенок с поставленной перед ним задачей (сложить картинку-паззл), если по телевизору идет мультфильм, который он любит смотреть? Распределение – это концентрация внимания на двух или нескольких объектах одновременно при условии, что ребенок выполняет с этими объектами какие-то действия. Это важно, ведь в школе надо будет не только решать примеры, но и одновременно слушать замечания и пояснения педагога.

5. Переключение внимания . Умение сосредоточится и не отвлекаться в процессе, конечно, важно, но переключать свое внимание при необходимости тоже надо уметь. При этом имеет значение, держит ли ребенок в памяти первое задание, приступив к выполнению второго.

Если вам удалось выявить, какая из перечисленных выше составляющих внимания развита менее остальных, можно подобрать корректирующие задания. Конечно же, в дошкольном возрасте они должны носить игровой характер. Элемент увлекательной игры на развитие внимания вносить можно и в более серьезные задания.

Игровые упражнения

В каждой игре можно найти элемент, который способствует развитию внимания. К примеру, во время чтения ребенку сказки можно попросить его сосчитать, сколько раз упоминалось имя главного героя. Вникая в сюжет сказки, ребенок одновременно пытается услышать и подсчитать в уме или на пальцах то самое слово. Малыш еще не знаком с буквами и цифрами? Во время чтения делайте остановки, задавая вопросы по прочитанному материалу. Пусть ребенок напомнит, кто там уже поселился в теремке? Кто первым начал тянуть репку?

Проще всего развивать внимательность, играя в «недостачу» предметов. Раскладывайте на столе карточки или предметы, а затем незаметно один-два убирайте. Назовет ли ребенок те предметы, которых не хватает? Еще одна старая, но интересная игра, которую у нас называют «говорю – делай». Она заключается в том, что ведущий говорит, что надо делать, но сам может делать по-другому. Игрок же должен слушать инструкции, а не повторять то, что видит. Например, мама произносит «Трогаю нос», а сама дотрагивается до щеки. Слушая инструкцию, ребенок автоматически тянется к носу, и только внимательность позволит сделать то, что следует. Я частенько развлекаюсь с сыном, когда он делает на черновике уроки. К примеру, надо написать строчку цифр «3», а я сижу и монотонно повторяю «8, 8, 8, 8, …». Его задача – не сбиться, а моя – запутать. Весело получается))

Всем нам известна игра с мячом, когда надо его ловить только в том случае, когда ведущий произносить определенные слова (имена, названия городов, цвета и т.д.). С ребенком играть в эту игру – одно удовольствие, а польза очевидна. Можно предлагать ребенку хорошо знакомые нам лабиринты, картинки, в которых перепутаны линии, рисунки «найди 10 отличий», различные головоломки. Совсем необязательно придумывать игры. Сегодня в продаже есть масса журналов, в которых предложены самые разнообразные игры, благодаря которым можно развивать внимание и вырабатывать сосредоточенность.

В дореволюционной России в гимназиях выставлялась отдельная оценка за внимание . Предохранение подрастающего поколения от рассеянности считалось наипервейшей заботой педагогов. Это не удивительно: способность концентрироваться на задании позволяет успешно обучаться. Обидные ошибки при письме и счёте свидетельствуют в первую очередь о плохом внимании.

Рассеянность – недостаток воспитания

Привычку к произвольному вниманию нужно специально вырабатывать. Это качество развивается «в одной упряжке» вместе с волей, целеустремлённостью. Внимательны в своей работе люди, которые ясно осознают, что и для чего они делают. Школьники, особенно младшеклассники, в большинстве своём не приучены к сосредоточенной работе. Преодоление невнимательность – долгий, но благодарный труд. Важно не упустить момент и помочь ребёнку заложить основу хорошей учёбы.

Секреты развития внимательности

  • нарушения здоровья, утомление;
  • отсутствие интереса;
  • пробелы в знаниях, которые не позволяют следить за объяснением учителя;
  • слишком высокая сосредоточенность, погруженность в себя (ребёнок не следит за окружающей ситуацией).

Для начала полезно получить консультацию специалиста, чтобы исключить серьёзные заболевания. Затем вдумчиво проанализировать ситуацию и решить, что нужно ребёнку: репетитор или занятия по развитию внимания.

  1. Подбор интересных, разнообразных и полезных тренингов преодоления рассеянности. Упражнения призваны постепенно приучать ребенка «держать» произвольное внимание. Это становится возможным, если школьник осознает важность задания и заинтересован в результате. Никому ведь неинтересно тренироваться ради тренировки! Помогают научиться сосредотачиваться на действии словесные отчёты о том, что сделано, что ещё необходимо сделать.

Воспитание внимательного человека

Для детей полезны упражнения, направленные на развитие следующих качеств:

  • объём внимания (сколько объектов воспринимает одномоментно);
  • устойчивость внимания;
  • переключение (сознательное перемещение внимания с предмета на предмет);
  • концентрация (сосредоточенность на одной деятельности или предмете).
  1. Найди слово. За определенное время найти слова. среди набора случайных букв. Рекомендуется 4-5 строк без пробелов. Например, такой вариант:

ВАМПИАТРИЬЮИВАПИТАТЕТРАДЬППРЬЛЮБКАРРБРДРОВАЮВМИЫПИТЕР

Чем быстрее ребёнок находит реально существующие слова, тем лучше.


Для достижения наилучшего результата надо тщательно продумать весь образ жизни ребенка. Режим дня дисциплинирует, помогает развивать волю. Растущий человек должен знать, что существуют временные рамки для выполнения определенной работы. Если делать дела не отвлекаясь, концентрируясь на выполнении, результат будет лучше. Взрослым нельзя тревожить ребенка во время работы. Запрещается дёргать, ругать, комментировать до завершения начатого. Лучше помочь примером: не затягивать с важной работой, не делать «на скорую руку». Если родители внимательны, ребенку легче вырастить в себе подобное качество.

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

Обсуждение

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Комментировать статью "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Научить думать - сосредотачиваться. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Научить думать - сосредотачиваться. Накидайте пожалуйста упражнений или заданий (можно ссылки) которые научат думать - размышлять.

Обсуждение

Поскольку никто не отвечает, отвечу я)) Я сама такая, думать не люблю. Это, конечно, не очень хорошо, но живу как-то) Сочинения писать и прочие "думательные" работы в школе тяжело давались. Хотя училась хорошо. С математикой проблем не было вообще. Шахматы - мой страшный сон, у меня от одного упоминания головокружение начинается)) В игры разные играть любила и люблю, но наперед ходы просчитывать не люблю и не умею. Да таких людей большинство, у которых с логикой проблемы. Я еще лайт-вариант))) Как и ваш ребенок, раз уж ему удается хорошо учиться. Не переживайте. Учебе и работе это особо не мешает, институт я с красным дипломом закончила, кстати. Да и в работе проблем не было, поскольку она не связана с просчетом разных вариантов, как в шахматах. А с возрастом способность и желание думать только растут, по себе сужу))

Как научить учиться "копушу". Школа. Ребенок от 7 до 10. Есть ребенок - мальчик 8 лет. Умница, сообразительный, но ленивый и медлительный до жути (подозреваю, что наследственное - муж был таким же).

Обсуждение

Ох, до чего знакомо. Сейчас сыну 13 лет, я стала как-то поспокойней ко всему относится))) И тоже наследственное, папа наш далеко не быстрый - мягко говоря.
Вообщем, из жизненного опыта: если торопим, ставим таймер, то только хуже. Он "дергается", еще и отвлекается, когда смотрит на часы - а смотрел каждые 3 минуты и сообщал мне сколько времени прошло))) Ошибок в домашке больше, результат хуже. Не вариант. У нас был лучший способ - я не рядом, но в той же комнате, как бы просто книгу читаю (вы с младшим возитесь, например), но, когда вижу, чтобы мой "завис" глядя в окно или начал играть с ластиком (ручкой, солдатиком и пр), то мягко говорю "Уроки сделаны? Нет? Тогда что же играешь - делай!", Т.е. снова "возвращаю" в уроки. Да, медленно. Но нервы относительно целы (у него, я и так бешусь, когда 5 строк 1,5 часа пишутся,я сама быстрая). Во всяком случае, когда я начинала торопить свое сокровище, но он просто терялся и вообще ничего не мог делать. Также, кстати, и утром, когда пора идти в школу, а он еще в постеле и "сейчас пойду" - хотелось разораться и пинка дать. Но как-то успевал, не опаздывал, в последнюю минуту, но успевал! И утешает то, что рядом муж живет такой же - и ничего! Везде все успел, кому надо - его подождали, а не подождали - ну ладно))) спокойный, как удав, и не носится запыхавшийся по всей Москве)))). Сейчас, кстати, слегка побыстрее, но до меня ему еще далеко))) Я не призываю вас совсем уж смириться, но нужно скорей не поторапливать, а организовывать. Типа "давай сегодня ты постараешься все уроки закончить до 20 часов (дайте ему кучу времени, не 1 час и не 1,5, но все-таки хотя бы до 20), и тогда успеем поиграть (погулять) перед сном вместе. Именно вместе, чтобы понимал, что своим "копанием" и вас может лишить удовольствия поиграть (погулять). Ну вроде мои мысли исчерпались... Терпения вам!

Сидеть рядом и не уходить пока все не сделает. Остальные дети ждут и не мешают. Не представляю как ребенок при сидящей рядом маме сможет считать ворон и не делать уроки.

Как развить в ней концентрацию внимания? Вроде и возраст уже не совсем маленький... Ругаться лишний раз на нее не хочется, говорю с ней, она обижается. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам.

Обсуждение

Не перегружена, а чего ей напрягаться. В секции какие нибудь ходит? Спорт очень дисциплинирует

Есть конрктные советы, можно поискать, например, на рабочем месте ничего лишнего, меньше раздражителей. Помогает порядок, расписание. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам. Немного на дрессировку похоже. С уроками: можно встать и сделать перерыв, когда сделаешь русский/м-ку и пр., пока не сделала - не вставать или "занимаешься 20 минут", таймер ставить, но это сложнее. Больше автоматизма, все на своих местах. Приучить вести дневник и планировать день.

Как выработать у ребенка усидчивость и сосредоточнность? Как научить его не отвлекаться каждую минуту? Как добиться, чтобы домашнюю работу, где дел от силы на 40 минут, он делал меньше 3 часов? Уверена, что мне сейчас напишут про отсутствие мотивации у ребенка...

Обсуждение

нам психолог школьный поставила "диагноз" - отсутствие саморегуляции. Сразу спросила: ребенок родился при помощи кесарева? Такая проблема как правило именно у кесарят. Мы ходили на обследование к нейропсихологу, психологу, невропатологу. Все в порядке по большому счету, но невропатолог сказала, что это проблема детей 21 века. Вот прям резко с началом 2000 года увеличилось количество детей с подобными проблемами. Почему? никто не знает толком. Прописала попить пантогам и еще что-то, помогать ребенку, спорт, прогулки и ждать, ждать, когда подрастет и дозреет

Не знаю, подойдет ли наш опыт вашему сыну. Старший, будучи во втором классе, ныл, что слишком много времени тратит на уроки. Хотел делать их быстрее (хотя с моей т.зрения он и так не слишком долго их выполнял). Предложила ему провести исследование: делать уроки в разное время - сразу после школы, после обеда, после 16, глубоким вечером... И записывать сколько времений он тратит на предмет в зависимости от времени суток.Еще предложила поэкспериментировать с порядком выполнения заданий (устные, письменные, любимые, не очень). Он увлекся, развлекался так с месяц, обсуждал со мной результаты, делал выводы (понято, что вполне предсказуемые), но ему-то они казались откровением, и насколько я могу судить, до сих пор придерживается стратегии, выбранной тогда как оптимальная.

Как научить ребенка сосредотачиваться?. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Как-то же в детях воспитывают аккуратность, внимательность и т.п. Я раньше думала, что постепнно само все появляется, а получилось...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Как научить усидчивости? Мой Петька жуткий непоседа (как я уже не один раз писала) - от одного дела быстро переходит на другое...

Обсуждение

Про недобросовестность это вполне может быть: ребенок же видит как папа себя ведет.
А как научить?... Могу посоветовать посетить занятие с диагностикой развития, там Вы сами и увидите, как Ваш Петька - ужасный непоседа - будет с психологом играть и 15 минут и 25 и поймете, как это надо делать. Мы были на таком занятии полгода назад. Я была очень удивлена, что моя Ксюша просидела практически на одном месте почти полчаса и что-то там с педагогом строила, складывала. Я сразу и непоняла, приглось просить объяснять мне, как с ней надо себя вести, чтобы такой же результат был и дома. Короче, сейчас стараемся, но невсегда получается. Может, это была реакция на новые игрушки? Не знаю. Но я увидела, что она может целенаправленно что-то делать и доводить до конца. Телефон к ним 404-00-98

21.05.2001 12:05:47, Ольга

Мне почему-то кажется. что в таком возрасте очень мало кто из детей готов дольше 10 минут одним делом заниматься. Наверное ваши воспоминания к более позднему возрасту относятся? Я пока вижу два пути. Или (если также бросает паззл, например) прдлагаю сначала убрать, а потом приниматься за другое дело. То есть некое окончание процесса все-таки привнести. Хотя работает не всегда. Или, если вижу, что ему уже поднадоело, быстро помогаю сама закончить таки этот паззл. Может это и неверно - привыкнет, что за него все все доделывают. Но, имхо, они и не могут долго еще одним делом заниматься.

Как привить (выработать, научить) ребенку усидчивость или хотя бы внимательность? Мой сын (ему три года), даже когда занимается любимым делом, все время норовит "встать на голову" (попрыгать,сесть на шпагат, залезть мне на шею).

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано