Как воспитывать мальчика настоящим мужчиной: советы. Если сын ненавидит свою мать. Роль отца в воспитании ребенка

Статистика показывает, что число разводов растет как снежный ком. Люди влюбляются, вступают в брак, у них появляются дети, но, к сожалению, многие принимают решение развестись. Правильность этого решения каждый для себя определяет сам, но тенденция налицо.

Что беспокоит мать-одиночку

Развод ставит перед мамой много вопросов. Вот типичные:

  • Как воспитывать ребенка без отца?
  • Скажется ли это на его развитии
  • В какой степени отразится на жизни мальчика отсутствие папиного примера?
  • Сможет ли девочка, повзрослев, построить счастливую семью, если в детстве она осталась без папы?

Эти вопросы не дают покоя матерям-одиночкам, и при возникновении проблем в жизни ребенка мама думает, что этого могло бы и не случиться, если бы папа был рядом.

Рассмотрим реальное значение роли отца в воспитании, не преувеличивая и не преуменьшая его.

Женщина, узнав о беременности, начинает понимать, что скоро на свет появится человечек, ответственность за которого она будет нести на протяжении 18 лет - а может, и всей жизни. И ее воспитание во многом повлияет на судьбу ребенка во взрослой жизни. Никто не хочет остаться без мужа и воспитывать ребенка в одиночку, но что делать, если обстоятельства ставят женщину в такие условия? Что делать, если пришлось стать матерью-одиночкой?

В жизни возникают разные ситуации - мужчина оставляет беременную жену, родители разводятся, когда ребенок уже взрослый, женщина сама решает уйти от мужа, так как ее не устраивает семейная жизнь. Иногда случаются трагические события, которые оставляют ребенка сиротой.

С самого детства девочкам внушают стереотип о том, что дети должны расти в полных семьях, а иначе ребенок - особенно мальчик - может вырасти неполноценным, неспособным в будущем построить свою счастливую семью. Ведь в жизни много примеров, когда дочки, выросшие без отца, со временем тоже становятся матерями-одиночками. То и дело мы сталкиваемся с историями, свидетельствующими о том, что отсутствие отца в семье негативно отражается на детях. Что же тогда делать?

Современные дети иначе воспринимают развод, чем дети из недавнего прошлого. Если раньше в классе были 1-2 ребенка из неполных семей, то сейчас их значительно больше. Детей, растущих без отца или имеющих «воскресного папу», становится все больше, а потому и известие о разводе они воспринимают по-другому.

Однако всегда необходимо учитывать психотип ребенка. Есть дети, для которых важно, чтобы в семье все было чинно и благородно, чтобы все было правильно. Такие дети тяжелее всего переносят развод родителей. Они тяжело воспринимают любые перемены, а такие важные изменения привычного образа жизни, как разрыв родителей, лишают их чувства защищенности. Поэтому готовить такого ребенка к распаду семьи нужно постепенно, очень аккуратно и максимально деликатно.

Есть дети, которые с легкостью приспосабливаются к любым переменам, поэтому они способны легче принять новость об уходе отца из семьи. Для любого ребенка развод родителей воспринимается как угроза его безопасности, однако не стоит воспринимать это как трагедию всей жизни.

Любые негативные последствия расставания родителей можно сгладить, если отец и ребенок продолжают общение после развода, если они хотя бы иногда видятся, а лучше как можно чаще. Женщина должна найти в себе силы, чтобы не высказывать детям свои обиды на бывшего мужа, не настраивать детей против него, не вызывать в них негатива к отцу, не искажать представление о нем.

А стоило ли семье разводиться?

Необходимо понимать, что не всегда нужно стремиться сохранить семью любыми способами.

Если дети растут во внешне благополучной семье, в которой на самом деле много негатива, то они могут перенести этот опыт на свою будущую семью. Дети не должны видеть ругань и ссоры родителей. Важно помнить, что любой отец - это пример для детей, а плохой отец, соответственно, является плохим примером для подражания. Любое насилие в семье, свидетелями которого становятся дети, является для них психологической травмой.

К сожалению, встречаются отцы, которые бьют детей, калечат их психологически (например, постоянно высмеивая мальчика за его слезы, повторяя «что ты как баба, будь мужиком») - все это не лучше, чем воспитание детей в неполной семье. Самое страшное для ребенка – это видеть, как бьют его маму. С рождения малыш воспринимает мать, как гарант его защищенности и безопасности. И если ребенок видит избиение своей мамы, то рушится картина его мира.

При правильном подходе до ребенка можно донести, что развод – это не смертельно, что иногда такое происходит, и так сложилось в их семье. Некоторые эмоциональные дети при соответствующих разъяснениях могу рассказать друзьям, что мама встретила свою настоящую любовь, и они будут жить теперь в новой семье. Нельзя допускать, чтобы дети стали воспринимать развод, как единственный способ решения проблем в семье – ведь уже совсем скоро они сами заведут семьи и могут столкнуться с конфликтами в них.

Матери-одиночки должны понимать, что они от природы для воспитания психически и физически здорового ребенка имеют все. Послевоенное поколение росло в неполных семьях и стало при этом нормальными людьми. Не стоит заранее настраиваться на худшее. Конечно, женщине одной сложнее воспитать ребенка, чем в полноценной семье, но это тоже возможно.

(2 голоса : 5,0 из 5 )

В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.
Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего чада.

В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация. И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека. Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул. Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался. Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации. Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине. Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца. Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

Поэтому:

обсудите с ребенком Вашу ситуацию, обсудите ее причины. Не критикуйте второго родителя, не настраивайте малыша против него. Этим Вы сделаете только хуже ребенку.
не замыкайтесь в себе, уделяйте внимание ребенку. Помните, не Вы одни болезненно переживаете разрыв. С Вами одновременно страдает и Ваш ребенок. Поэтому всегда находите время, чтобы поговорить с ним, выслушивайте его рассказы о школьных или детсадовских событиях. Чаще улыбайтесь. Оберегайте отношения родитель-ребенок от уныния и отчаяния. Показывайте ребенку, что в Ваших с ним отношениях ничего не изменилось.
подбадривайте и хвалите. Оптимизм взрослого поможет ему сохранить доверие к миру и укрепит уверенность в себе.
вместе с ним вспоминайте прошлое. Пусть ребенок знает, что с Вами он может откровенно поговорить обо всем. Не избегайте разговоров об ушедшем втором родителе. Пусть ребенок знает, что Вы тоже его помните и уважаете.
прививайте малышу навыки, соответствующие его полу.
И самое главное, у несчастного родителя не сможет вырасти счастливый ребенок. Поэтому будьте счастливы! Хотя бы тем, что у Вас есть ребенок.

Развод в настоящее время совсем не редкость. Согласно неутешительной статистике, около половины из заключенных в России браков распадаются. Хотя отношение общества к разводам становится все более терпимым, распад семьи является серьезным стрессом для всех ее членов. Особенно от этого страдают дети. Задача родителей – помочь ребенку пережить развод родителей и смягчить его негативные последствия на процесс воспитания.

Развод глазами ребенка

Дети в ситуации развода чувствуют сильное нервное напряжение. К сожалению, в большинстве случаев расставание мамы и папы наносит им психологическую травму . Исключением являются обстоятельства, когда уходит родитель, присутствие которого доставляло сильный дискомфорт. Например, когда мама разводится с отцом-алкоголиком, который буйствовал и избивал жену и детей. Однако чаще всего отпрыски сильно переживают и не хотят, чтобы родители расходились. Психологи выделяют несколько обобщенных детских реакций, во многом зависящих от возраста.

  • От рождения до 1,5 лет. Крохи еще не в состоянии понять, что происходит в семье. Реакция на развод родителей в этом возрасте в основном зависит от переживаний мамы, так как они тонко чувствуют ее психологическое состояние и перенимают его. Карапуз может проявлять свои эмоции капризами, истериками, нервозностью, отказом от еды, проблемами со сном. Психологический дискомфорт может отразиться на здоровье: частые болезни, обострение врожденных заболеваний;
  • От 1,5 до 3 лет. Эмоциональная связь малыша с родителями в этом возрасте очень сильная. Они являются центром его маленькой вселенной, поэтому уход одного из них будет переживаться тяжело. Эмоции также могут отразиться на физическом здоровье, проявляться в проблемах с аппетитом и сном. Бывает, что малыш становится немотивированно агрессивным: дерется, кусается. У некоторых деток отмечается возврат к младенческим формам поведения: сосание соски, ;
  • От 3 до 6 лет. В этот период у детей складывается смутное понимание, что такое развод родителей. Они страдают от того, что один из родителей больше не живет с ними. Дошкольники склонны винить себя в этом. Проявления на физическом уровне: плохой аппетит, сон. Могут появляться различные страхи, фантазии. Бывает, что отпрыски ведут себя агрессивно в отношении родителя, с которым остались жить. Возрастают проявления рискованного поведения, непослушание, учащаются травмы;
  • От 6 до 11 лет. Стресс, переживаемый ребенком от развода родителей, может усугубиться кризисом 7 лет, который совпадает с поступлением в школу. Если адаптация к школе сопровождается неблагоприятной ситуацией дома, это может вызвать проблемы с учебой, нежелание ходить в школу, конфликты со сверстниками, асоциальное поведение. В данном возрасте дети уже понимают, что такое развод, часто они боятся, что не будут видеть одного из родителей, не смогут с ним общаться. Страхи могут возникать и в отношении своего будущего, которое кажется неопределенным и пугающим. Некоторым детям кажется, что они могут восстановить семью, пытаются помирить родителей. Если же это не удается, дети ощущают себя обманутыми, брошенными;
  • 11 лет и старше. Подростки уже в состоянии понять, что такое развод, но внутренне не могут принять его. На фоне бушующих гормонов все воспринимается близко к сердцу. Подростки переживают обиду и разочарование, часто возникает чувство ненужности и заброшенности. Уход одного из родителей может восприниматься как предательство, реакцией на которое бывает нарушения в поведении: прогулы занятий, употребление алкоголя, . Бывает и наоборот: ребенок становится идеальным сыном или дочерью, пытаясь таким образом добиться примирения родителей.

В любом возрасте ребенку психологически очень тяжело, когда мама и папа решаются на развод. Родителям нужно поставить себе цель преодолеть взаимные претензии и научиться взаимодействовать, учитывая интересы чада.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Верным решением в ситуации развода станет совместная опека над ребенком. Бывает, что это очень трудно сделать, ведь бывшие супруги вызывают друг у друга множество противоречивых и даже негативных эмоций. Тем не менее, это сделать необходимо, чтобы минимизировать психологическую травму чада от развода родителей. Психологи утверждают, что когда бывшие муж и жена сохраняют спокойные ровные отношения, продолжают совместно заботиться и воспитывать своих детей, то дети чувствуют себя нормально.
  2. Не избегайте разговора с ребенком о разводе. Нельзя врать и говорить, что один из родителей уехал в длительную командировку. Лучше всего открыто поговорить с ребенком. Хорошо, если в разговоре примут участие оба родителя. От того, как пройдет эта беседа, во многом зависит психологическое состояние ребенка после развода.
  3. В спокойной обстановке расскажите, что мама и папа расстаются, потому что уже не могут быть счастливыми вместе. Обязательно следует упомянуть, что вы разводитесь друг с другом, но никак не с ребенком. В вашем расставании нет его вины. Вы оба по-прежнему любите и будете любить свое малыша, общаться и проводить вместе время, хотя кто-то и будет жить отдельно.
  4. Нельзя ссориться и оскорблять друг друга в присутствии ребенка. Разногласия и споры постарайтесь обсудить по возможности мирно, не вовлекая в конфликты отпрыска.
  5. Не критикуйте бывшего мужа или жену при ребенке. Если ребенок критически высказывается в отношении бывшего супруга в его отсутствии, не стоит его поощрять и поддерживать в этом.
  6. Не ставьте ребенка с ситуацию выбора между родителями и не настраивайте против бывшего супруга . Ребенок любит и нуждается в каждом из вас.
  7. Не используйте детей в качестве посредника между вами: заставляя передавать гневные послания, требуя денег, выуживая сведения о личной жизни. Если у вас есть что сказать бывшему (бывшей), сделайте это лично.
  8. Пресекайте попытки ребенка манипулировать вами угрозами, что он уедет жить к другому родителю. Это научит его управлять вами и негативно скажется на моральном развитии.
  9. Не унижайте отпрыска, находя в его поведении черты отрицательного сходства с бывшим супругом. « Весь в отца! (в мать!)» — такие фразы могут провоцировать еще более негативное поведение и настраивать против обоих родителей.
  10. Никогда не упрекайте ребенка в ваших проблемах, неустроенности личной жизни, бытовых трудностях. Это вина взрослых людей, и нельзя срывать свое раздражение на нем.
  11. Не запрещайте другому родителю видеться с ребенком. Хотя место жительства отпрыска определяет суд, мама и папа должны быть рядом. Договоритесь, когда и сколько времени чадо будет проводить с каждым, и не ущемляйте права на общение с ним бывшего супруга.
  12. Будьте открыты в общении с чадом, при этом избегая ненужных подробностей. Ребенок тонко чувствует фальшь, поэтому лучше рассказать о своих переживаниях на доступном ему языке. Так он поймет, что не одинок в своих чувствах. С другой стороны, не взваливайте на него свои проблемы, они могут оказаться ему не по плечу, каким бы взрослым он ни казался.
  13. Щедро проявляйте свою любовь и привязанность. Она как никогда необходима ребенку в это трудное время. На подсознательном уровне многие дети опасаются, что если родители разлюбили друг друга, то легко могут разлюбить и их. Покажите, что это не так.
  14. Уделяйте ребенку как можно больше внимания: вместе читайте, занимайтесь творчеством. Постарайтесь расширить круг вашего общения, чтобы ребенок отвлекся от семейных проблем, чаще проводите время вне дома в совместных прогулках, занятиях спортом.
  15. Помогите отпрыску устанавливать достижимые цели, добиваться их выполнения. Не скупитесь на похвалу, но не избегайте и справедливых наказаний.
  16. Старайтесь быть для ребенка примером: не поступайте безнравственно, не замыкайтесь в себе, учитесь преодолевать хандру и радоваться жизни — и он обязательно присоединится к вам в этом!

Если у родителей получается договориться между собой после развода и совместно опекать свое чадо, это наилучшим образом сказывается на его психологическом благополучии.

Позитивное влияние совместной опеки после развода

  • Ребенок чувствует себя в безопасности . Участие в жизни ребенка обоих родителей дает ему чувство уверенности в их любви, положительно сказывается на самооценке. Это помогает растущему человеку быстрее и легче принять факт расставания самых близких людей.
  • Совместная опека родителей дает ребенку ощущение стабильности, упорядоченности жизни. Это позволяет так же, как в полной семье, формировать систему правил, поощрений и наказаний. Отпрыск уверен в завтрашнем дне, знает, чего ожидать от окружающих и чего ждут от него.
  • Ребенок учится эффективно справляться с трудностями. Имея перед глазами опыт родителей, которые успешно преодолели разногласия и смогли сотрудничать ради общей цели, чадо перенимает их модель поведения в сложных ситуациях.

Развод – это не приговор для ребенка. Мудрость и любовь родителей, их умение пойти на компромисс, и забыть взаимные обиды поможет ему справиться со стрессом и преодолеть его с наименьшими психологическими потерями.

В семьях, где ребенка воспитывают оба родителя, они постоянно советуются друг с другом по поводу той или иной меры наказания или поощрения ребенка. Прежде чем поговорить с сыном или дочерью на серьезную тему, мама и папа подолгу обсуждают друг с другом, как это лучше сделать, в какое время, с чего начать беседу. Но в неполной семье, где малыша воспитывает один родитель, совета и помощи часто ждать неоткуда. Помимо этого, в такой семье, как правило, бывает намного больше проблем. Как избежать их, справиться с ними, выбрать правильную линию поведения и разговора с ребенком, как поступать в той или иной сложной ситуации - об этом пойдет речь в данной главе.

Воспитание мальчика без отца

Женщины, воспитывающие сыновей без отца, рискуют впасть в одну из крайностей: отдавать всю себя без остатка ребенку, лишенному отцовской любви, или держаться с сыном подчеркнуто сухо, стараясь восполнить пробел сурового мужского воспитания. И та и другая позиция неправильная, потому что приводит к перекосу во взаимоотношениях с ребенком и воспитывает в мальчике искаженное восприятие мира. Если в первом случае он вырастет эгоистом или нерешительным и безвольным человеком, то во втором может стать неврастеником, утратившим веру в людей и в жизнь, поскольку в детстве недополучил родительской любви. Где же найти золотую середину, чтобы вырастить настоящего мужчину?

Правила для мaтери

  1. Если отца нет или он не хочет общаться с сыном, не пытайтесь играть роли обоих родителей. Вы должны оставаться доброй, заботливой и терпеливой мамой, а мужской пример могут показать мужья ваших подруг, с семьями которых вам очень полезно общаться. В воспитании внука пусть еще большую роль играет дедушка: чем активнее будет его помощь, тем лучше для ребенка.
  2. Любя своего сына и отдавая ему эмоциональное тепло, не забывайте о себе. Мальчик должен видеть вас счастливой, а не поглощенной постоянными заботами. Поэтому любите себя и не забывайте о своей личной жизни.
  3. Не считайте сына своей собственностью. Он - самостоятельная личность, требующая уважения к своим чувствам, настроению и желаниям. Старайтесь понять ребенка, и он ответит вам тем же, став внимательным и заботливым сыном.
  4. Приобщайте сына к домашней работе, помощи по хозяйству. Не бойтесь показать ребенку свои слабости и то, что вам бывает трудно. Сыновья охотно берут на себя роль помощника и единственного мужчины в семье. Позволяйте ребенку проявлять доброту и силу, ловкость и смелость. Даже если он наделает массу ошибок, не ругайте его за это, а ободрите и поддержите. Тогда он станет сильным, умным и ответственным человеком.
  5. С малых лет приобщайте мальчика к спортивным занятиям. Они помогут ему почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  6. Всегда приходите сыну на помощь, если его обидели или он нуждается в вашей поддержке. Не кричите на него, не ругайте в случае ошибок или проступков, а наоборот, заверьте, что вы на его стороне и верите в то, что это недоразумение больше не повторится. Тогда у мальчика сформируется прочное чувство безопасности, которое поможет ему твердо шагать по жизни.
  7. Создайте сыну психологический комфорт дома. Уважайте и любите ребенка, чтобы он не испытывал беспокойства и тревоги.
  8. Воспитывайте в сыне трудолюбие и постарайтесь помочь ему найти свое увлечение. Хорошо, если позже оно перерастет в профессию. Мужчинам необходимо чувствовать себя нужными обществу и уметь реализовывать свои способности в деле, поэтому учите этому ребенка с малых лет. Увлеченность любимым делом даст ему толчок к решению все более трудных задач и достижению целей.
  9. В самый ответственный период - переходный возраст, когда ребенок испытывает огромную психологическую нагрузку, будьте терпеливы и сдержаны в своих эмоциях. Не отвечайте на раздражительность сына обидой и критикой, но и не пытайтесь контролировать каждый его шаг. Если сын привык доверять вам, он обязательно поделится своими переживаниями, надо только выждать время. А пока проявите деликатность и мудрость, показав ребенку, что вы всегда готовы поддержать его в трудный момент.

Нормальная семья должна состоять как минимум из трех человек. Но если женщина решила родить и воспитать сына одна, она с успехом может создать для него положительный образ отца и ту атмосферу, в которой малыш сам дорисовывал этот образ в своем воображении. Давайте разберемся, когда ребенок начинает ощущать нехватку отца. Пока младенец питается грудным молоком, он неразрывно связан со своей матерью и отца просто не замечает. Примерно до двухлетнего возраста самую большую роль в жизни ребенка играет мать, хотя он уже начинает понимать разницу между мужчиной и женщиной, приспосабливается к их различным манерам поведения. С двух до шести лет мальчик внимательно изучает образ отца и других старших мужчин, интуитивно понимая, что он тоже вырастет мужчиной. Поэтому он слепо копирует их действия, слова, поступки, хочет быть похожим на них. После трех лет он начинает романтично относиться к своей матери, хочет, чтобы она всецело принадлежала только ему, сравнивает себя с отцом и понимает, что сравнение не в его пользу, потому что папа сильнее и старше. Тогда у него наступает кризис в отношениях с матерью - он уже стесняется ее ласк, особенно при людях, становится «колючим», нетерпимым к проявлению чувств со стороны матери. В этот период он подчеркнуто плохо относится ко всем девочкам. В школьном возрасте мальчик уже охотно реализует себя в различной деятельности, учебе и спорте, желая все больше подражать старшим мальчикам и отцу.

Самый нежный возраст

Не пропустите этот возраст - от трех до шести лет. Именно в этот период мальчик учится романтически относиться к женщине, что откладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь. Но если он поймет, что мать безраздельно принадлежит только ему, это сделает его эмоционально привязанным к ней на всю жизнь, и создаст большие проблемы в его будущей семейной жизни. Ему будет трудно выбрать себе спутницу жизни, он постоянно будет сравнивать ее с матерью, и сравнение никогда не будет в пользу жены. Наличие в семье отца не дает сыну единолично владеть чувствами матери, ребенок понимает, что романтические отношения уже связывают маму с папой, которого он тоже любит. В этот период мама ни в коем случае не должна быть очень близка к мальчику, слишком часто обнимать и целовать его, то есть демонстрировать, что ее любовь к сыну сильнее, чем к его отцу В противном случае она рискует чрезмерно привязать мальчика к себе. А в вашем случае, когда папы нет, мать чисто интуитивно отождествляет ребенка с отсутствующим мужем, становясь к нему непозволительно близкой эмоционально и физически.

Три заповеди матери, воспитывающей сына без отца

Во-первых , нельзя спать вместе с сыном в одной постели. Во-вторых , нужно как можно больше занимать ребенка именно мужскими делами, а не навязывать ему женское общество. И последнее : ни в коем случае нельзя обнажаться при сыне.

Однако при этом не стоит вдаваться в крайности: быть холодной и неприступной для ребенка. Я надеюсь, что матери, воспитывающие своих сыновей без отца, сами уловят эту тонкую грань между сильной эмоциональной и физической близостью к сыну и холодной отчужденностью. Взаимоотношения двух разных людей, будь то муж и жена, брат и сестра, сын и муж, имеют свои особенности. Не стоит ко всем близким людям относиться одинаково. Конечно, матери-одиночке трудно ограничивать свое эмоциональное тепло, которое ей некому отдать, кроме сына. Тем не менее, в этом и состоит главная ее задача.

Сыну все равно нужен отец, хотя бы в воображении, ведь он должен вырасти настоящим мужчиной. То, что у вас нет мужа, может пойти вам даже на пользу Современные мужчины имеют много проблем, которые отражаются на их характере и поведении. Но вместо настоящего мужа можно придумать его образ, наделив его самыми лучшими человеческими качествами. Кроме того, дети сами склонны фантазировать, придумывая себе недостающих родителей. Они их наделяют чертами характера положительных героев книг и фильмов, а также знакомых взрослых мужчин. И при этом они стремятся походить на них. Не разрушайте, а поддерживайте такой вымышленный образ отца. Этим вы поможете своему ребенку вырасти гармоничной личностью. Приучите малыша уважительно относиться к образу отца, даже если он не стоит этого. Это нужно, прежде всего, вашему сыну.

Ребенок обязан понимать, что кроме него, у матери есть друзья, с которыми она общается, поддерживая совсем иные отношения, чем с ним. То есть малыш не должен чувствовать себя единственным у матери, иначе это сделает его привязанность к ней слишком сильной. Вам нужно внушить ему, что есть мир взрослых и мир детей. Каждый из обитателей этих миров живет своей жизнью, на которую не должен претендовать представитель другого мира. Итак, как бы сильно вы не любили свое дитя, вам необходимо находить время для себя, проводить его в кругу своих подруг, соседей, знакомых, сослуживцев. Пусть ребенок видит, как относятся к вам другие мужчины, как относитесь к ним вы. Он должен понимать отличие отношений взрослых от ваших с ним взаимоотношений.

Мать должна быть прежде всего женщиной

Кирилл пришел домой озабоченный. Он был у Васи в гостях, где они помогали его отцу собирать дрова и разжигать мангал, а потом жарить шашлыки. Кирилла тоже угостили шашлыками, которые оказались очень вкусными. Но домой он пришел расстроенный, ведь мама никогда не делала шашлыки, да ей и не под силу рубить дрова - она же женщина. «Да, мне это будет тяжеловато, но ведь ты - мужчина. Ну-ка, давай поищем хворост в лесу и подумаем, как и нам устроить мангал. А мясо купим в магазине», - предложила мама. Сын тотчас оживился и направился в лес. Он вдруг вообразил себя сильным мужчиной, на котором лежит большая ответственность. А мама еще подыграла: «Костры разводить - дело сложное, ты что-нибудь об этом читал? Давай, я выберу в магазине мясо для шашлыков, а ты уж позаботься о разведении огня».

Такое отношение пробуждает в ребенке настоящие мужские и даже рыцарские качества. Он изо всех сил будет стараться угодить матери, показать себя с лучшей, самой сильной стороны. И впредь будет развивать в себе те свойства, которые он наблюдал у соседа или учителя физкультуры, компенсируя отсутствие в доме отца. Если его поддерживать в этих начинаниях, он будет во всем добиваться успеха - в учебе, спорте, работе.

Когда мальчик становится старше и вступает в подростковый период, у него появляется критическое отношение к привычным вещам. Здесь важно быть терпеливой и не потерять контакта с ребенком. Никаких наставлений и выговоров! Подросток все равно не будет воспринимать их, а наоборот, еще упрекнет вас в том, что вы лишили его отца. Только доверительный разговор и взаимопонимание. Ребенок в этом возрасте особенно нуждается в ваших советах. Если он привык уважать ваше мнение, считаться с вами и доверять вам, а такое отношение можно заслужить только взаимным уважением, он охотно выслушает ваше мнение по поводу его дел и поступков, какими бы они не были. Главное, чтобы подросток чувствовал: вам не безразлично то, какое место он занимает в обществе - в классе, среди подруг и друзей. Теперь уже вам следует говорить с ним на равных, как со взрослым человеком. Подростки это высоко ценят.

Воспитание мальчика без матери

Матери бросают семьи довольно редко, но в нашей жизни случается и такое. Чаще всего это женщины, потерявшие свой материнский инстинкт под действием алкогольной и наркотической зависимости. Нормальная мать вряд ли согласится разлучиться с сыном или дочерью. Впрочем, жизнь настолько сложна, что можно предположить и такой выбор разведенных родителей в целях лучшего воспитания детей (если мать много работает и делает карьеру, а отец больше склонен к домашнему хозяйству и очень любит детей). Рассмотрим оба варианта подробнее, так как они имеют существенное различие. Если в первом случае ребенок негативно относится к своей матери, которая не может дать ему любви и душевного тепла, то во втором, он, хоть и видит маму редко, но любит ее и скучает по ней.

Если СЫН НЕНАВИДИТ СВОЮ МАТЬ

Ненависть - это всегда плохое чувство, тем более, если она поселилась в душе ребенка. Еще страшнее ненависть к матери. Это может сломать психику мальчика, который видит искаженный образ женщины. У него возникнут большие трудности во взаимоотношениях с противоположным полом. В зависимости от того, какой характер у ребенка, в будущем он может бояться женщин или презирать их, став подкаблучником или ловеласом. Кроме того, именно материнская любовь дает ребенку уверенность в собственной безопасности и делает его доброжелательным к людям. Если ее нет, он становится подозрительным, угрюмым и пугливым.

Может ли отец заменить мальчику мать? Нет, конечно. Да этого и не следует делать.

Ваша задача - дать ребенку то, что может и обязан сделать отец, то есть помочь сформировать сильный характер, вселить в него уверенность в собственных силах, убедить, что мир не жесток, и хороших людей в нем больше, чем плохих. Постарайтесь «помирить» сына с матерью, то есть расскажите о самых лучших ее качествах (которые есть у каждого человека), объясните ребенку, что мама заболела и не смогла излечиться от недуга. Это изменило ее, но она не всегда была такой. Вам нужно помочь ребенку простить маму и сделать все, чтобы он не чувствовал себя обделенным любовью.

При этом мальчик должен видеть других женщин - добрых, ласковых, терпимых. Хорошо, если учительница в школе именно такая, но, у сожалению, бывает и наоборот. Если учительница равнодушно или явно негативно относится к мальчику, кричит на него, унижает перед всем классом, вам нужно поговорить с ней серьезно или перевести сына в другой класс. Чаще общайтесь со своими друзьями, у которых есть любящие детей жены, чтобы ребенок хотя бы в кругу чужой семьи почувствовал заботу и доброту женщины.

ПРАВИЛА ДЛЯ ОТЦА

Если большую часть времени сын предоставлен сам себе, вы должны четко установить распорядок его дня, чтобы у него не было возможности бесцельно слоняться по квартире или, того хуже, по улице. Группа продленного дня - спокойный, но не самый лучший вариант. Он подойдет лишь па то время, пока ребенок маленький, то есть учится в начальной школе. Потом лучше всего записать мальчика в спортивную секцию и активно интересоваться его успехами. Хорошо, если у вас с сыном будут общие интересы, а это зависит, в первую очередь, от вас. Увлекайте его тем же, что интересует вас самого или теми занятиями, которыми вы сами увлекались в детстве.

Как можно больше общайтесь с ребенком, играйте с ним в футбол и волейбол, ходите в цирк и в зоопарк, словом, поддерживайте с ним дружеские и теплые отношения, проявляя при этом требовательность и принципиальность. Обязательно приучайте сына к дисциплине, показывая это на собственном примере. В этом случае мальчик вырастет самостоятельным и ответственным человеком.

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.

Непосредственным воплощением того, как встраивается ребенок в семейный уклад, являются границы, которые взрослые устанавливают ребенку, правила и требования, которые ему предъявляют. Трудности с установлением этих границ знакомы многим родителям. Однако проблемы воспитания детей дошкольного возраста, связанные с установлением границ – явление в истории педагогики, вероятнее всего, молодое. Оно появилось в связи с тенденцией гуманизации воспитания, отказом от физического и грубого психологического «оружия» в обеспечении дисциплины детей.

Именно отказ от грубых методов воздействия на ребенка, понимание того, что взрослый может нанести непоправимый вред ребенку, если обращается с ним жестоко, и становится ошибкой воспитания, причиной трудностей в установлении правил для него. Родители лишились традиционного инструмента власти - физического наказания, которое объявлено вредоносным. В то же время родители не приобрели (или прибрели в недостаточном количестве) иные инструменты воспитания – психологические приемы, умение убеждать и вести детей за собой, мотивировать их. В этой ситуации и возникает такая проблема семейного воспитания детей, как ошибка в установлении границ для ребенка. Кроме того, многие родители отождествляют понятие жестокости в отношении ребенка с понятием жесткости в следовании правилам, отношения к некоторым ситуациям с ребенком. Однако жесткость не означает жестокости, и в некоторых ситуациях для поддержания порядка родители должны иметь смелость эту жесткость проявить.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в современной семье

Большинство обращений к психологу по поводу детей касается именно проблем с поведением детей, сложностей родителей в том, чтобы добиваться исполнения семейных или общественных правил.

На внешнем уровне проблемы воспитания детей, связанные с установлением границ для ребенка, выражаются в том, что с ребенком трудно в ежедневных делах: он не желает соблюдать гигиенические предписания (чистить зубы, умываться), не хочет вставать утром, идти, куда следует, или, наоборот, покидать милые его сердцу места. Может кричать или грубить, а иногда и бить родителей, отказываться делать уроки, убирать свои вещи, обижать младших или животных. Все эти явления сами по себе объяснимы, сопротивление ребенка правилам – в целом дело совершенно естественное. Однако, когда сопротивление правилам становится тотальным, жизнь родителей и детей превращается в непрерывную борьбу вокруг правил, ситуация явно нуждается в коррекции. Отношения обостряются, родители начинают даже побаиваться ребенка, так как тот часто устраивает изматывающие скандалы, может легко поставить окружающих в неудобное положение своим поведением. Ошибки семейного воспитания проявляются тем, что ребенок постоянно сопротивляется требованиям, и становится трудно обеспечить элементарные нормы поведения и даже безопасности.

Чем старше ребенок, чем больше у него опыт войны с правилами родителей или игнорирования этих правил, тем сложнее может оказаться ситуация.

У такой ситуации, когда ребенок отказывается подчиняться правилам, могут быть глубокие причины, которые кроются в личности родителей или самого ребенка. Глубинные причины могут касаться прошлого семьи, болезни кого-то из ее членов или других обстоятельств. Эти проблемы воспитания детей в семье всегда индивидуальны, их анализом лучше заниматься со специалистом.

Множество проблем с поведением детей касается того, каким образом детям устанавливаются правила и границы. И какая внутренняя мотивация движет родителями, когда те устанавливают правила для ребенка.

Начнем именно с внутреннего состояния родителей, их установок относительно правил для ребенка.

Существует несколько типичных ошибок семейного воспитания детей, неконструктивных установок и способов поведения родителей, которые мешают им установить в семье разумные правила.

Актуальная проблема воспитания детей: отсутствие границ

Актуальной проблемой воспитания детей в семье является отсутствие границ. Часто ошибки в воспитании связаны с тем, что родители и сами не очень уверены, где должны пролегать границы. Если родители не имеют собственной уверенности, что можно, а чего не стоит делать детям, то они не могут передать этой уверенности детям.

Отсутствие родительской уверенности в запретах, предписаниях и своих собственных действиях могут быть связаны с противоречивыми или ложно понятыми теориями воспитания. Например, родитель может теряться между идеями, что ребенок не нанесет себе вреда (не ушибется, не отравится и не обрежется, если ему доверять), и традиционными методами контроля и присмотра за ребенком. Либо родитель может жить в неопределенности между противоречивыми установками – вмешиваться ли в конфликты детей или довериться их природным инстинктам и позволить обучаться общению, так сказать, «в бою». Таких актуальных проблемы воспитания детей на родительском пути множество, и если родитель не имеет четкого представления о том, как правильно действовать, то он постоянно транслирует свою неуверенность ребенку. Непродуманность позиции родителей, колебания видны ребенку, считываются им на бессознательном уровне, и к тому времени, когда ребенку все-таки предъявляются требования, он не слушается родителя.

Многие родители возражают, что, дескать, все очень относительно, и времена меняются, не говоря уж о воспитательных теориях, которые часто диаметрально противоположны в своих предписаниях. И это тоже является ошибкой в воспитании детей, ведь очень трудно выработать собственное мнение о том, как действовать, когда противоречивой информации так много, а собственного опыта так мало. Все это, правда, однако это не избавляет родителей от необходимости найти точку опоры, выработать свое мнение и действовать исходя из него. Люди могут делать ошибки, менять свои суждения, признавать прошлые решения неверными. Однако если вы решились воспитывать детей, то ваша прямая обязанность – выработать ту систему ориентиров (пусть и несовершенную), в которой они воспитываются.

Ошибки родительского воспитания: отсутствие правил в семье

Ещё одна типичная ошибка воспитания – отсутствие правил в семье, отрицательное отношение к границам, когда родители вообще считают, что они душат свободу личности. Такие люди по различным причинам негативно настроены к правилам как к явлению. Такая ситуация имеет свои истоки, произрастает из истории человека. Некоторые родители сами, по сути, бунтари, не приемлющие каких-то правил, власти над собой, сопротивляющиеся установленным правилам. Такие родители могут, с одной стороны, пытаться правила для ребенка устанавливать, а с другой - втайне поощрять его сопротивление правилам, любоваться своеволием детей.

Другие же родители повышенно конформны, боятся отойти от предписаний, но не хотели бы, чтобы дети повторили их судьбу и по этой причине выставляют требования неохотно, как бы стесняясь своей роли.

Если вы внутренне сопротивляетесь самой идее установки правил для ребенка, правила ассоциируются у вас с серостью, скучной жизнью, посредственностью, то вы транслируете ему противоречивые послания на двух уровнях. На внешнем уровне вы, конечно, должны установить ему правила, с родителей ведь никто не снимает обязанности ознакомить ребенка хотя бы с минимальными социальными нормами. Но на более тонком уровне, как правило, не вербально, сложной системой поощрений бунтарского поведения ребенка вы передаете совсем другие сигналы. На тонком уровне он получает предписание не повиноваться, не признавать правил. Ребенок никогда не осознает самого факта противоречия различных посланий. Однако это сильно влияет на него, заставляет беспокоиться. В результате такого двойного послания возникают проблемы с воспитанием детей родителями, ведь ребенок теряется, не желает отождествлять себя с правилами, которые ему предлагаются, ведь и сами взрослые относятся к ним негативно.

Проблема, связанная с воспитанием ребенка: боязнь детских эмоций

Часто встречающейся проблемой, связанной с воспитанием ребенка, является боязнь его эмоций. Часто родители не могут эффективно установить правила для ребенка, так как они боятся яркого проявления его эмоций: истерик, плача, вспышек ярости.

Многие родители боятся, что сильными эмоциями ребенок нанесет вред своему телесному или психологическому здоровью. Стремясь не допустить сильной истерики или плача, такие родители допускают ошибки при воспитании детей, идут у них на поводу, когда малыши демонстрируют сильные эмоции. Любопытно, что именно дети, у которых трудности с границами, обычно наиболее истеричны. Идя на уступки во время плача или истерики ребенка, вы учите его постоянно прибегать к этому средству, чтобы достичь желаемого, то есть фактически формируете истерический характер.

Такого рода поведение быстро формируется детьми, родители которых уверены, что плач ребенка – явление крайне опасное, и ребенок, не контролируя себя, может нанести себе увечье. Обычно такие опасения сильно преувеличены, и рыдающий ребенок находится в сравнительной безопасности, если предоставить ему выразить свои эмоции.

Никто из родителей не хотел бы, чтобы плакал его ребенок, это, как правило, очень болезненное переживание. Плач ребенка – один из наиболее раздражающих звуков для человеческого уха, сама природа позаботилась о том, чтобы мы стремились утешить ребенка и остановить плач. Однако всегда ли нужно останавливать плач, всегда ли сильные эмоции, будь то слезы ярости или горя, ребенка вредны ему? Ниже рассмотрены несколько педагогических проблем в воспитании детей, возникающих в ситуациях, когда ребенок демонстрирует слишком острую эмоциональную реакцию.

Когда ребенок плачет от жестокости взрослого, страха, отвержения родителей, хронического плохого обращения с ним - это слезы, которые обозначают ситуации, сами по себе приносящие вред ребенку. Так, например, если вы в наказание за непослушание заперли ребенка в темной комнате, где он испытывает ужас и плачет, это, безусловно, травмирующая история, которую нужно прекратить как можно скорее. Но если ваш ребенок требует папин телефон, очередную конфету или включить ему мультфильмы и при этом устраивает очень громкий скандал, то его положение безопасно, несмотря на бурные эмоции. Дайте ему просто выразить свои чувства.

Часть родителей не выносит истерик, потому что во время этих истерик они остро ощущают себя плохими родителями. Они начинают переживать, что ребенок их не любит или он слишком несчастен, и, значит, они оказываются плохими родителями.

Еще одной важной причиной, по которой люди боятся детских истерик, является, конечно же, общественное мнение. Это может быть мнение близких вам людей, например, бабушек или супруга или мнение посторонних наблюдателей. И в том и в другом случае вы можете совершить типичную ошибку при воспитании детей – пойти на неразумные уступки ребенку, чтобы избежать осуждения окружающих.

Страх детской истерики, боязнь, что плачущий ребенок наносит себе большой вред (в том числе и физический), боязнь критики со стороны окружающих заставляет родителей идти на уступки, которые сказываются как на текущей ситуации, так и на будущем характере ребенка. Кроме того, ситуация, когда родители не могут переносить эмоций ребенка, изматывает и самих родителей, делая их заложниками ситуации, лишая средств и инструментов управления.

Ошибка воспитания в семье: панибратство

К числу основных проблем воспитания детей можно отнести и панибратство, то есть чрезмерное стремление стать ребенку другом. Множество родителей уверены, что наилучшая картина отношений между взрослым и ребенком - дружба. Для них наивысшим достижением была бы возможность сказать: «Я лучший друг для своего ребенка!»

У убеждения, что с ребенком необходимо дружить, много аспектов. Один из них состоит в том, что родитель хочет полностью контролировать жизнь и мысли ребенка, поэтому стремится к нему в лучшие друзья, чтобы ребенок не имел от него секретов. Другая ошибка родительского воспитания заключается в том, что взрослый никому не хочет уступать место в жизни и душе ребенка, хочет стать для него всем, в том числе и лучшим другом. Часто родители, которые претендуют на то, чтобы стать с ребенком лучшими друзьями, имеют напряженные или отстраненные отношения со своими родителями, всегда чувствовали недостаток любви к себе. Такие люди могут стремиться к дружбе с ребенком, чтобы не допустить образования той же пропасти, что разделяет их с собственными родителями. Кроме этого, в близости и эксклюзивном положении в жизни ребенка они как бы компенсируют боль отвержения, которую пережили в отношениях с собственными родителями. Любовь и привязанность ребенка в таком случае должны компенсировать урон, полученный человеком в других
близких отношениях (с собственными родителями, партнерами). В таких случаях родители хотят, чтобы все чувства и привязанности ребенка принадлежали только им.

Как добиться выполнения неприятных ребенку требований, не вызывая его раздражения? Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей? Рушится главная концепция, на которой выстроена основная идея – дружба с ребенком. Если бы мать действовала, ощущая свое право на установку границ и не стремясь во что бы то ни стало нравиться ребенку, девочка быстрее приняла бы правила. Обстановка стала бы более определенной, спокойной, и именно это позволило бы ее участникам проводить больше приятного времени вместе.

Руководящая роль взрослого отнюдь не означает армейской дисциплины, игнорирование чувств и воли ребенка, командно-приказную систему общения. Однако если рядом с ребенком не оказывается лица, направляющего и при необходимости ограничивающего его, то можно только гадать, какие выборы он сделает.

Родители - мать и отец - уникальные люди в судьбе человека. С ними его связывают самые разнообразные чувства и отношения, часто эти чувства сложны и противоречивы, но они всегда очень важны, кардинально влияют на его отношения с миром. Дружба между ребенком и родителем, конечно, возможна, но это происходит только на определенном этапе жизни ребенка, когда он достаточно взрослый, равен родителю по своему статусу. Пока же ребенок маленький, отношения между родителем и ребенком - крайне несимметричные. Родитель обязан нести ответственность за него, устанавливать правила, руководить ребенком, то есть быть главным. А основа дружбы состоит в близких, почти симметричных отношениях, где каждый свободен эти отношения покинуть, если того пожелает. Опускаясь до панибратства, вы совершаете серьезную ошибку воспитания в семье, ведь дружба с ребенком изначально лицемерна, так как отношения не равны и ребенок не свободен их покинуть по своей воле. Кроме того, он должен подчиняться родителям в принципиальных вопросах. Родитель должен опекать, направлять, любить, поддерживать и учить ребенка, но не пытаться дружить с ним. В этих отношениях может быть много тепла, веселья и удовольствия, дружелюбия, сотрудничества и взаимного внимания, однако это не отношения двух друзей. Не стоит совершать такую типичную ошибку родителей в воспитании детей, как подменять ребенку друга – нужно научить его искать друзей, строить и сохранять дружеские отношения. У родителей уникальная роль, им не стоит претендовать на нечто большее.

Другая частая ошибка воспитания детей в семье – это боязнь родителей, что в результате требований они просто потеряют любовь и привязанность ребенка. Ребенок, недовольный вечным давлением и требованиями, которые к нему предъявляются, просто отвергнет родителя, внутренне отстранится от него. Что может быть печальнее потери любви родного ребенка? В таком случае родители совершают ещё одну педагогическую ошибку в воспитании детей – не хотят добиваться дисциплины, охраняя такую важную вещь, как привязанность ребенка. Такие опасения чаще свойственны тем родителям, которые воспитывают ребенка в одиночку. Также подобная ситуация встречается в семьях, где один из родителей отстраняется от воспитания, предоставляя действовать второму. Именно этот второй, обязанный нести весь груз ответственности, и переживает, что станет для ребенка лишь источником ограничений, в то время как второй родитель останется для ребенка вечным праздником.

В действительности гораздо важнее то, что происходит в отношениях помимо требований к ребенку. Что еще вы предлагаете, что даете своему ребенку? Если ваше общение сводится к требованиям, критике, устранению «ошибок детского воспитания», то рано или поздно отдаление неизбежно, как бы успешно ни было ваше «управление». Да, с родителей никто не снимает ответственности за ребенка, необходимости его направлять, но важно, что еще вы даете своему ребенку. Психологи, размышляя над тем, почему возникают проблемы воспитания детей в современной семье, предлагают родителям проанализировать:

  • Умеют ли они по-настоящему понять ребенка, соприкоснуться с его миром?
  • Часто ли проводят вместе приятное обоим время?
  • Могут ли они сказать, что их ребенок полностью доверяет им, чувствует себя спокойно и защищенно рядом с родителями?

Если на эти вопросы вы с уверенностью отвечаете «да», то вряд ли вы будете бояться предъявлять к ребенку требования.

Чтобы не допускать ошибок в семейном воспитании, родители должны налаживать отношения с ребенком, не снимая требований к нему, а наполняя общение теплом, любовью и близостью. Тогда на основе хороших отношений ребенок примет правила, как часть жизни. Если у ребенка есть уверенность в любви родителей, чувство тепла в отношениях, то дискомфорт от ограничений ему есть чем сглаживать, за счет чего переживать.

Родителям, которые боятся установить правила, чтобы не потерять привязанность ребенка, лучше всего обратить внимание на то, чем, кроме правил, наполнена жизнь ребенка, и направить свою активность именно в это русло.

Родителям вне зависимости от их установок приходится устанавливать правила для ребенка. Не существует родителей, свободных от этой необходимости. Чтобы не совершать типичных родительских ошибок в воспитании детей, постарайтесь установить свои правила, без внутреннего конфликта и раздора с ребенком.

Статья прочитана 14 659 раз(a).