Какие бывают рубашки. Сорочка и рубашка – в чём разница? Это важно знать! Манжеты мужской рубашки с длинными рукавами

Мужчина в правильно подобранной рубашке всегда выглядит достойно и зрело. В гардеробе должно найтись место моделям для официальных встреч и званых обедов, равно как и рубашкам, в которых можно сходить в клуб или на игру в гольф. Но как выбрать? Каким бывает крой, тип воротника и застежек? И как не купить втридорога брендовую вещь, для которой есть более качественные, хоть и менее именитые альтернативы?

Чем отличаются спортивные рубашки от классических

Весь арсенал мужских рубашек можно поделить на два типа: спортивные и классические.

Основные различия:

Классическая Спортивная
Ткань Мягкая (твил, королевский оксфорд, пинпойнт), плетение тонкое. Грубые и прочные материалы. Допускается использование денима, фланели, шамбре.
Цвет Белый или голубой. Слишком яркие и темные оттенки не допустимы. Максимум – темная мелкая полоска на светлом фоне. Любой.
Рисунок Отсутствует или почти незаметный: мелкая полоска, горошек. Клетка – гинем, тартан или plain (широкая, ассиметричная) цветочный принт, пейсли («огурцы») и пр.
Воротник Жесткий, предназначенный для ношения галстука в официальной обстановке Мягкий, без дополнительных вставок.
Низ Изогнутая форма. Часто с ластовицей. Прямой, не заправляется в брюки.

В спортивных рубашках допускаются карманы, различные декоративные застежки и эполеты, тогда как классический стиль карманов не признает. В некоторых моделях официального образца имеется один в качестве декоративного элемента – он должен всегда оставаться пустым.

Различные фасоны

Приталенная рубашка типа Slim-Fit всегда готова выступить самостоятельным элементом образа, то есть ее можно носить и без пиджака. Идеально подходит для атлетического телосложения.

При выборе внимание нужно обращать на несколько моментов:

  1. Рукав должен начинаться точно по плечу – не выше, иначе появятся складки и не ниже – это сигнализирует о слишком большом размере.
  2. В правильно подобранной рубашке планка с пуговицами ни в коем случае не натягивается.
  3. Не должно быть складок в области самых широких мышц на спине.
  4. Нельзя, чтобы заправленная в брюки приталенная рубашка нависала над ними, образуя складку за нижней линией ремня. В этой статье вы можете прочитать о том, .

Модели классического кроя (Regular-Fit) обычно носятся с галстуком в официальной обстановке и сочетаются со свитерами или жилетами в более формальном окружении.

Свободные рубашки, или Custom-Fit подходят для любого телосложения, но без пиджака обычно не носятся. При выборе главное, чтобы вещь не оказалась мешковатой, а тип воротника гармонировал со стилем костюма и был к лицу.

Полезные советы

  • Лучшее расстояние между шеей и воротником – в один большой палец, иначе рубашку не получиться застегнуть на последнюю пуговицу, или она будет «душить» своего владельца.
  • Если модель подходит для ношения навыпуск, то оптимальная длина – до середины заднего кармана джинсов.

Разновидности воротников

Идеальный воротник гармонирует с костюмом и приходится к лицу:
  1. Классический , средней высоты – для квадратного или «сердцевидного» лица.
  2. Широкий или cutaway – для лица узкого, треугольного, с резкими чертами.
  3. Удлиненный визуально вытягивает круглое лицо и удачно прячет длинную шею. Неуместен для случаев, когда шея полностью в нем тонет.

Формальные варианты

По типу кроя классикой считается воротник кент (получил название от имени герцога Кента) – универсальный вид, принимающий компанию любого галстука, носится с разными пиджаками и даже в комплекте с кожаной курткой или футболкой, как у доктора Хауса. Лучший узел для галстука – виндзор. Кент можно расстегнуть на одну или две пуговицы, и при этом не прослыть неопрятным.

  • Акула или французский воротник – широкий, с краями, разведенными в стороны. Он идеален в сумме с деловым костюмом и широким галстуком, завязанным массивным узлом (двойной виндзор, например). Маленькие узлы и узкие галстуки на фоне «акулы» теряются. Не подходит для сорочек под смокинг или френч.
  • Бабочка - стойка с удлиненными и острыми краешками, разведенными в стороны под углом в 45о. Название воротнику дало строгое его сочетание с галстуком-бабочкой. Англичане дали ему имя «wine» (крылышко), а французы - «Parasit». Гармонично смотрится только с фраком или смокингом. Вместо бабочки можно повязать декоративный мужской платок эскот или пластрон.
  • Таб подразумевает наличие матерчатой перемычки-пряжки и застегивается на кнопку или пуговицу. Под пиджак галстук обязателен, т.к. он помогает скрыть эту пряжку под собой, а под глубокий вырез свитера или кардигана его носят и так, но непременно с застегнутой пуговицей вверху.
  • Кромби – прямоугольный широкий воротник со смотрящими вниз краями.

Неформальные варианты

  • Баттен-даун – стойкий и плотный отложной воротник с длинными краями, пристегнутыми к рубашке пуговицами. Прерогатива спортивных сорочек, т.к. изначально его придумали для одежды игроков поло. Без него невозможно представить гардероб casual стиля - с галстуком он не совместим, зато отлично сочетается с пиджаками из плотной ткани.
  • Варно – этому типу характерна плотная ткань, которая не дает уголкам касаться края рубашки. Такие воротники носят со свитерами и жилетами.
  • Мандарин – плотная неширокая тканевая полоска-стойка, хорошо облегающая шею. Отложных краев нет. Носится с френчем, макинтошем или легкой курткой.

В отдельный вид определяют итонские , закругленные воротники – они хороши с приталенными пиджаками.

Какие бывают манжеты

Манжеты обязательно должны быть чистыми и показываться из-под рукава пиджака на 1.5 см, прикрывая половину циферблата часов (или часть запястья).

Они бывают двух видов:

  1. На пуговицах;
  2. Французские, или под запонки.

Интересный факт: запонки – признак высокого статуса в обществе, особенно если они сделаны из драгоценных металлов. Они обязательно подбираются под остальные ювелирные украшения.

О брендах и ценах

Лучшие модели из высшего ценового диапазона – неаполитанские (от 12-20 тыс. руб.). Это Barba, Anna Matuozzo, Luigi Borrelli, Finamore и др. Итальянский бренд Corneliani (с производством в Италии) просит за свои сорочки от 12 тыс. руб. Английский Paul Smith с пошивом в Италии установил цены на уровне 10-14 тыс. руб. и дороже. За рубашку с российским лейбом Artem Bayarinov придется заплатить 7-8 тыс., а за Denim&Supply или знаменитый Hugo Boss – 6 тыс.

В среднем сегменте оказались сорочки Ck Calvin Klein, Tommy Hilfiger и Lacoste (от 4 тыс.). В два раза ниже стоимость продукции марок ZARA, Mexx и Marks & Spencer.

Бюджетные варианты стоят 1000-1500 руб. В эту категорию попадают рубашки Romazotti, H&M и New Yorker.

Мужские рубашки: история и основные виды

Рубашка — одна из основ мужского гардероба. Вещь это всем нам хорошо знакомая и, казалось бы, не несущая особых сюрпризов. Сегодня ее все чаще заменяют футболки, толстовки, лонгсливы, но все же не один мужской гардероб не может обойтись без рубахи. Приобрести ее можно на сайте http://gudmoda.ru/catalog/rubashki/man/

Несмотря на ее привычность, умение правильно подобрать рубашку дается далеко не всем. А ошибки в выборе портят впечатление и выдают незнание мелочей, которые и позволяют человеку выглядеть стильно.

История рубахи

В русском языке у рубашки есть еще одно обозначение — сорочка, которое совпадает с названием нательного белья. И это не случайно. Первоначально появившийся в древности прототип рубахи носился именно в таком качестве для гигиены и утепления. Воины надевали сорочки из грубого полотна под доспехи, аристократы под дорогую нарядную одежду. Но даже такая рубаха была вещью достаточно дорогой и не слишком распространенной.

Лишь в 15-16 веке с развитием ткаческого производства и портновского искусства рубашки стали более доступны, шиться из красивых тканей, украшаться вышивкой и потому ее перестали прятать под одежду, а, напротив, стремились продемонстрировать ее наличие окружающим. С изобретением кружева им стали обильно декорировать воротники и манжеты рубашек. После того, как мужские сорочки стали публичным предметом гардероба, на них также стали влиять изменения моды. Придумывались оригинальные фасоны воротников и манжет, декоративные детали в виде дорогих пуговиц, вышивки, лент и т.п.

В 18 веке, когда революционные катаклизмы и прочие изменения, потребовали от мужской одежды большей практичности, в Великобритании была придумана рубашка с английским воротником, которая слегка видоизменившись, и вошла затем в классический арсенал мужской моды. Это была практичная рубаха без всяких излишеств, со стоячим воротничком с отогнутыми уголками. Но по-прежнему она оставалась предметом роскоши. Не каждый мог позволить себе шить у портного в больших количествах рубахи, за которыми потом необходимо было ухаживать — стирать, гладить, крахмалить.

На появление массового производства сорочек по стандартизированным размерам в 19 веке повлияла война Севера и Юга в США. Тогда для пошива армейского обмундирования пришлось собирать тысячи мерок и практичные, изобретательные американцы придумали стандартизировать пошив рубашек, отказавшись от индивидуальных мерок в пользу усредненных размеров. Внедрив это в мирную жизнь и наладив массовый фабричный пошив, они сделали рубахи доступными уже не только аристократам и богатым людям. Демократизация сорочки привела к тому, что крахмалить ее стало не обязательно, и появились отложные воротнички.

В ХХ веке общая демократизация общества позволила ввести в мужской гардероб рубахи самых разных расцветок и фасонов. Первоначально носивших цветные рубахи подозревали в том, что они просто не любят их стирать. Поэтому, чтобы доказать обратное, к цветным сорочкам пришивались белые воротнички и манжеты.

Сорочка стала незаменимым атрибутом мужского гардероба, поэтому в ХХ веке появилось огромное количество различных фасонов, моделей рубах. Они отличались фасоном воротников, манжет, застежек, силуэтов, расцветок, и формированием определенных правил ношения.

Виды мужских рубашек

Некоторые мужчины считают, что главное, чтобы сорочка была соответствующего размера, а все остальное не важно. Как продвинутость они считают подбор цвета рубашки под костюм и галстук. Это все действительно основа правильного выбора, но этими двумя правилами ограничиваться не стоит.

Одной из главных ошибок при выборе рубашки является включение ее в несовпадающий по стилю комплект. Поэтому давайте разберемся, какие же виды рубашек существуют.

Две самые большие группы, которые никак нельзя путать, это:

Классические рубашки;

Спортивные.

Ношение спортивной рубашки в сочетании с классическим мужским костюмом — это грубейшая ошибка, которую стилисты не прощают. Классическая рубашка в комплекте в стиле кэжуал тоже не желательна, хотя этот стиль и менее строг к соблюдению правил.

Итак, перечислим основные черты рубашки в классическом стиле:

Мягкая ткань, из которой она сшита, тонкого плетения, обычно хлопок;

Цвет: белый, голубой. Никаких темных или ярких оттенков;

Узор: строгая классика допускает только мелкую, почти незаметную полоску. Более демократичный вариант классики позволяет такую же мелкую клетку или горох. Клетчатая рубашка носится обычно с клетчатым костюмом, но клетка на рубахе мелкая, почти незаметная;

Воротник: жесткий, предназначен для ношения галстуков. Существует несколько фасонов таких воротников для ношения галстуков разной ширины или бабочки;

Карманы и другие декоративные детали отсутствуют. Лишь в некоторых моделях допускается один карман, но он должен быть пустым, в него никогда ничего не кладут;

Низ рубахи скруглен, изогнутой формы.

Носят классическую рубашку заправленной в брюки.

Второй тип рубашек — это спортивные или в стиле кэжуал. В отличие от строгой классики здесь можно увидеть самые разнообразные фасоны, ткани, модели воротничков и манжет. Но если несколько упростить это многообразие, то можно выделить следующие черты, отличающие их от классических собратьев:

Возможно использование самых разных тканей шелка, хлопка, льна, фланели и т.д. Но особенно характерны ткани более плотного плетения, даже грубоватые, зато прочные — деним, шамбре и др;

Цвет практически любой от пастельных оттенков, до ярких или черного;

Рисунок: также полное разнообразие. Это и клетка узкая, широкая, ассиметричная, полоска, «огурцы», абстракции, в последние годы даже цветочный принт;

Воротник обычно мягкий, отложной, но может быть и стойка («мандарин»), на пуговичках (Button-down) и многие другие;

Этот стиль предполагает использование разнообразных деталей — карманов, погонов, декоративных застежек и т.д.;

Низ прямой, так как рубахи спортивного стиля носят навыпуск.

Внутри этой второй группы рубашек, которые условно называют спортивными, могут выделяться различные стили и — милитари, сафари, кэжуал. Поэтому точнее их было бы называть просто неформальные рубашки, в отличие от классических формальных. Но все это многообразие заслуживает отдельного разговора.

Каждый мужчина имеет определенный набор предметов гардероба, используемых ежедневно. Одним из обязательных компонентов личной коллекции в шкафу абсолютно всех представителей мужского пола является сорочка. Но чаще всего многие люди даже не догадываются о том, что носят вещь именно с таким названием. Итак, чем отличается рубашка от сорочки? Рассмотрим далее.

Историческое происхождение

Современное общество преимущественно не разделяет понятия "сорочка" и "рубашка", считая их абсолютными синонимами. По мнению большинства, эти два слова идентичны по своему значению и определяют название одной и той же вещи. Но модная индустрия диктует свои законы и с древности разделяет эти понятия. Чем отличается рубашка от сорочки? Возврат в прошлое ответит на поставленный вопрос. Средневековые вельможи всегда носили сорочки в качестве нижнего белья, ведь именно эту роль призван был выполнять обсуждаемый предмет гардероба.

Значение слова "сорочка"

Благозвучное слово произошло от древнерусского выражения "сорочица" (что значит "шкура, кожа"). Этот факт еще раз подтверждает, что эта часть мужской одежды выполняла функцию исключительно нательного белья. Это один из основных моментов, который объясняет, чем отличается рубашка от сорочки.

Происхождение слова "рубашка"

Слово "рубашка" берет свое начало от "рубахи" ("рубище"). Так называлась грубая плотная ткань, подрубленная по размеру. Считалась одеждой для всех слоев населения. Бедняки носили традиционные рубахи из натуральной продукции, которую могли добыть самостоятельно. Чаще всего для производства использовались лен, холщовая ткань, козья шерсть. Богатое население могло себе позволить носить рубашки из дорогих тканей: шелка или натуральной хлопчатобумажной ткани. Также среди зажиточных представителей общества были в почете косоворотки. Это модные рубашки, которые имели косой воротник и считались очень престижными.

Чем отличается сорочка от рубашки

Главное отличие заключается в типе ткани, из которой шьется модель. Сорочки производятся из тонких и легких тканей, преимущественно из натурального хлопка. Их надевают под пиджак или теплый свитер, джемпер или кардиган. Считаются предметом делового гардероба и поэтому носятся заправленными в брюки. Имеют жесткий воротник, так как офисный стиль предполагает присутствие галстука. На сегодняшний день мы можем сказать, что сорочка - это тот предмет гардероба, который все привычно называют обычной рубашкой.

На самом деле, современная "рубаха" - это спортивная модель, к которой можно отнести стильные варианты из денима, формы поло и другие. Способ ношения: со свободными штанами навыпуск. Допускается наличие майки или футболки под рубашкой в качестве первого слоя нательного белья. Рубашка производится из более плотных материалов, нежели сорочка. Могут использоваться синтетические волокна. В этом разделе мы подробно разобрали, чем отличается рубашка от сорочки. Мужская мода порой кажется не менее интересной, чем женская, ведь столько исторических фактов хранит в себе.

Классическая современная сорочка

Модели классического кроя могут быть выполнены из особенной ткани, в которой хлопок имеет необычное строение волокон. Этот способ пошива подарил мужчинам универсальную сорочку оксфорд. Королевский оксфорд по праву считается одним из самых дорогостоящих материалов. Выяснив, чем отличается сорочка от рубашки (фото ниже), рассмотрим отличительные черты.

Классические модели сорочки достаточно консервативны:

  • Жесткий воротник.
  • Однотонность. Принтованный сюжет ограничивается незаметной клеткой или лаконичными полосками.
  • Для торжественных мероприятий могут быть подобраны любые оттенки лиловые, розовые. В любом случае они должны быть представителями пастельной неброской гаммы.
  • Присутствие карманов не допускается, в качестве исключения может быть один. Но карман обязательно должен быть пустым.
  • Наличие длинного рукава. Классические модели должны иметь такую длину, чтобы в спокойном состоянии руки манжет располагался на уровне запястья (конкретно - начало большого пальца).
  • При надевании сорочки под пиджак следует следить за правильным расположением манжетов первой: по правилам этикета - выглядывание на один сантиметр из-под уровня рукава пиджака.
  • Длина не имеет принципиального значения, так как модель заправляется под ремень.

Спортивные рубашки

Чем отличается рубашка от сорочки? В первую очередь тканью. Поэтому спортивные рубашки шьются из простых недорогих материалов: фланель, деним, лен. В дизайне этой свободной модели допускается наличие яркого принтованного рисунка. Также не возбраняется обилие карманов, заклепок, декоративных элементов. Цветовая гамма для отшива спортивных рубашек может быть самой разнообразной и предполагает полет фантазии. Что касается длины рукава, то в спортивных моделях он может быть очень коротким, что недопустимо для классических сорочек. Варианты стиля "гавайи" или "сафари" традиционно имеют свободный крой. В других моделях он может быть приталенным или полностью облегающим фигуру. Воротник спортивной рубашки обычно очень мягкий и не держит форму, так как подобная одежда не предназначена для ношения галстуков.

Виды спортивных рубашек

Существует несколько видов спортивных моделей, которые обрели высокий уровень популярности во всем мире:

  • Поло. Это своеобразное сочетание рубашки и футболки. Славится своим трикотажным качеством и разнообразием цветовой гаммы.
  • Сафари. Любимый образ путешествующего человека. Имеет отголоски стиля милитари. Особенно актуальны в жару. Практичные варианты шьются из неброских оттенков серого и коричневого.
  • Гавайи. Этот вид рубашек отличается кричащими и чрезмерно яркими рисунками, ядовитыми оттенками всех существующих цветов.
  • Шведка. Рубашка с коротким рукавом широкого кроя.
  • Рубашка-боди. Редко используется в обычной жизни, зато очень любима танцорами, так как к рубашке пришиты трусы. Этот образ помогает чувствовать комфорт на тренировках.

Это основные моменты, которые способны объяснить, чем отличается рубашка от сорочки.

Любой человек, который заботится о своем виде, одевая деловой костюм, должен знать некоторые различия и виды воротников у рубашки.

На самом деле воротник является центром вашего образа по двум причинам. Первая причина – воротник находится близко к лицу, а вторая причина – галстук, который вы завяжите, выходит именно из-за воротника и дополняет этот «ансамбль» делового образа.


Таким образом, знать основные виды воротников у рубашки, и умение сочетать их с галстуком, важнее, чем многие мужчины думают на самом деле. Мы рассмотрим несколько видов воротников, поясним как подобрать галстук к тому или иному воротнику, а также какой узел галстука лучше выбрать.

Классический, с углами вниз

Большинство сорочек или рубашек шьются именно с воротником, заостренные концы которого смотрят вниз. Есть некоторые вариации, от мало разведенных в стороны, до широко разведенных в сторону концов. От широких воротников, до совсем коротких, а также в дизайне кончиков воротника. Имеют названия: «Акула», «Кент» (кстати, так называется и ), «Кромби». Какой стиль выбирать – решать Вам. Однако есть некоторые рекомендации: более широкий воротник с сочетанием широко разведенных кончиков подойдет для мужчин с тонкой и длинной шеей, создавая пропорцию. Для мужчин, у которых шея коротка и большая в объеме, подойдет более короткий воротник с узко расположенными концами.

В зависимости от выбранного вами воротника, необходимо подобрать и узел для галстука. В зависимости от ширины разведенных кончиков, нужно завязывать разные узлы. Например, для воротника «Кент» подойдет или , в то время как для воротника «Акула» (иногда называют «Акулий плавник») подойдет или .

Воротник на пуговицах

Рубашка с воротником на пуговицах отлично подойдет тем, кто хочет выглядеть неформально в . Такую рубашку можно носить как с галстуком, так и без. Большинство воротников делают со средне разведенными в сторону концами, поэтому к такой рубашке необходимо с узлом средних размеров. Отличный выбор: или . Рекомендуется всегда застегивать пуговицы, как с галстуком, так и без.

Воротник на булавке

Концы такого воротника скрепляются специальной булавкой (как правило идет в комплекте). Вид такого воротника в сочетании с галстуком и хорошо подобранным крупным узлом придает изысканный вид своему владельцу.

Справочник предназначен для судебно-медицинских экспертов и экспертов-криминалистов. В тексте справочника имеется 51 рисунок с обозначениями.
Львов, 1976

библиографическое описание:
Справочник по описанию одежды, как вещественного доказательства (методические рекомендации для студентов) — 1976.

код для вставки на форум:
Справочник по описанию одежды, как вещественного доказательства (методические рекомендации для студентов) — 1976.

wiki:
— 1976.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УССР

ЛЬВОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

СПРАВОЧНИК ПО ОПИСАНИЮ ОДЕЖДЫ, КАК ВЕЩЕСТВЕННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Мужская одежда

ПАЛЬТО

Пальто обычно состоит из верха, подкладки и докладов - волоса, ватина, мешковины и т д. В зависимости от наличия ватина и подкладки нужно различать зимнее пальто (на ватине и подкладке), пальто демисезонное (на подкладке, без ватина) и пальто летнее (без ватина и без подкладки, или только с подкладкой в верхней части пальто).

Фасоны

В зависимости от покроя различают: пальто прилегающее (рис 1), пальто полуприлегающее (рис. 2) и пальто свободное (рис. 3).

Все они бывают однобортные или двубортные Некоторые из них могут иметь хлястик (рис. 2, 1) и прорешку или пояс и прорешку.

В указанных пальто воротник, как правило, бывает типовым (рис. 3, 1). В шубах воротник бывает из меха, по фор­ме шалевый (рис. 5, 1). Карманы пальто - накладные или прорезные (рис. 3, 2). Прорезные карманы бывают прямым и (рис. 3, 2) или косыми (рис. 4, 2). На­кладные и прямые прорезные карманы прикрываются кла­панами (рис. 2, 2). Все вышеперечисленные карманы рас­полагаются на наружной поверхности пальто, на обеих полах его.

На внутренней поверхности пальто слева, а также часто и справа, в подкладке имеются прорезные карманы - внутренние, с застежкой или без нее. Прорезь этих карманов располагается обычно в верхней части пальто.

Составные части пальто

В пальто различают следующие части: спинка (рис. 3, 3), пола правая (рис. 2, 3), пола левая (рис. 2, 4), рукав правый (рис. 2, 5), рукав левый (рис. 2, 6) и воротник (рис. 3,1).

Спинка соединяется с полами правым боковым швом (рис. 5, 4), левым боковым швом (рис. 5, 3), правым плечевым швом (рис. 5, 5) и левым плечевым швом (рис. 5, 6).

В полах различают свободный нижний край (рис. 4, 3) и свободный боковой край (рис. 3, 4), которого продолжением является боковой край отво­рота полы. Отворот этот носит название - лацкана (рис. 3, 5). Передняя поверхность отворотов пол образуется за счет внутренней нашивной планки пол. В лацкане различают верхний свободный край лацкана (рис. 3, 6). Пальто с шалевым воротником лац­канов не имеет.

Свободные края пол при­крывают друг друга и застегиваются благодаря наличию прорезных петель на левой поле и пуговиц на правой. В некоторых фасонах пальто к боковому свободному краю полы пришиты нашивные петли - прорезные отсутствуют (например, в шубах с шалевым воротником).

В типовом воротнике пальто различают верхний кран воротника (рис. 3, 7), пере­гиб воротника и ниж­ний край конца воротника (рис. бывает правым и левым. Воротник прикреплен к пальто двумя швами - швами втачки воротника, которые бывают передним (рис. 2,8) и задним.

Спинка может быть из одного цельного куска материала, но чаще посередине ее имеется шов скрепления двух поло­винок спинки - центральный шовспинки (рис. 4, 4).

В большинстве случаев центральный шов спинки не доходит до нижнего свободного края пальто, в результате чего образуется прорешка. Различают правый и левый сво­бодные края прорешки спинки пальто. На спинке, соответственно талии, может быть хлястик (рис. 2, 1), ко­торый чаще всего вшит в боковые швы пальто. В хлястике отличают верхний свободный и нижний свободный края.

Рукава скрепляются с полами и со спинкой круговым швом - швом втачки рукава (рис. 5. 7). Рукав состоит из наружной и внутренней половинок и иногда манжета. Манжет называется также обшлагом. Половинки рукава скрепляются локтевым швом (рис. Б, 8) и передним швом. Различают свободный край рукава (рис. 5, 9) и при наличии манжета - верхний край манжета.

Имеются также пальто со шлевками, пришитыми со­ответственно талии, в которые пропускается пояс. В поясе имеется верхний и нижний свободные края. К одному из концов пояса прикреплена пряжка.

В подкладке пальто различают, в основном, те же швы, что и в верхе пальто.

ШИНЕЛЬ

Рис. 6

Особенностями шинели являются верх из грубошерстного материала (сукно, драп), наличие подкладки только до уровня талии, прорезные боковые карманы (косые - в солдат­ских шинелях, прямые с клапанами - в других видах шинелей), наличие хлястика, прикрепленного к столбикам (рис. 6, 1), наличие прореш­ки (рис. 6, 2) маскируемой складкой (контрафалдом) и наличие обшлагов (рис. 6, 3) на рукавах. Застегива­ется шинель на пуговицы или на крючки (солдатская ши­нель). Как правило, на шине­лях имеются знаки различия - погоны (рис. 6, 4), петлицы (рис. 6, 5) и нашивки.

Наименование основных частей шинели и швов ее идентично с наименованием частей пальто и швов его.

ПИДЖАК

Фасоны

В зависимости от покроя различают пиджаки при­легающие, полуприлегающие и свободные. Пиджаки бывают однобортные (рис. 7) и двубортные (рис. 8). Некоторые из них могут иметь хлястик.

Воротники в пиджаках, как правило, бывают типовыми. Исключением являются воротники некоторых фасонов смо­кингов и пиджаков пижам, где воротники могут быть шалевыми.

Карманы в пиджаке бывают внутренними и на­ружными. Наружные карманы бывают прорезными (рис. 7, 1) или накладными (рис. 9, 1), а в зависимости от расположения - верхними (рис. 7, 2) и нижними (рис. 7, 1). Нижние прорезные карманы, как правило, прикрываются клапанами (рис. 8, 1), а накладные-только в некоторых фасонах. Нижние карманы располагаются на тех же местах, что и у пальто. Наружный верхний карман находится на левой поле и верхний край его располагается несколько выше уровня соска. Нередко этот карман бывает фальшивым т. е. без соответствующей прорези. Изображает его нашивная планка (рис. 8, 2).

Рис. 7 Рис. 8

Внутренние карманы, в количестве одного или двух, рас­полагаются в подкладке, соответственно передней поверхнос­ти грудной клетки, справа и слева.

Составные части пиджака

В пиджаке различают следующие части: иола правая (рис. 7, 3), пола левая (рис. 7, 4), спинка, рукав правый (рис. 7, 5), рукав левый (рис. 7, 6) и воротник (рис. 7, 7).

Полы соединяются со спинкой правым плечевым швом (рис. 8, 3), левым плечевым швом (рис. 8, 4), правым боковым швом и левым боковым швом. Спинка и пола соединяются с рукавом при помощи шва втачки рукава (рис. 8, 5).

Спинка может быть из одного или двух кусков материала, скрепленных при помощи центрального шва спинки. В спинке пиджака отмечается свободный край спинки (рис. 9, 2), а в полах кроме нижнего свободного края имеется также боковой свободный край правой полы (рис. 9, 3) и боковой свободный край левой полы (рис. 9, 4). Продолжением бокового свободного края любой полы является боковой край отворота полы (рис. 9, 5), который в свою очередь переходит в верхний край отворота полы (рис. 9, 6). Отвороты полы называются также лацканами (рис. 8, 6). Переход нижнего свободного края полы в боковой край полы может быть закругленным или образовывать собой прямой угол. У бокового свободного края полы имеются прорезные петли (рис. 8, 7) в количестве от одной до трех. Соответственно петлям, на противоположной поле, имеются пришитые пуговицы. Лацканы образуются благодаря отвороту пол. Передняя поверхность лацкана представляет собой внутреннюю нашивную планку полы.

Рис. 9

Задняя поверхность лацкана - это верхняя часть наружной поверхности полы. На левом лацкане имеется про­резная или фальшивая петля.

В воротнике пиджака различают стойку воротни­ка и откладную часть воротника. Стойка прикрепляется к пиджаку при помощи переднего и зад­него швов втачки воротника. Внутренняя поверх­ность стойки воротника, благодаря перегибу воротника, образует наружные передние, боковые и заднюю поверхности воротника. Внутренняя поверхность воротника из-за упомянутого перегиба образует наружную поверхность стойки воротника.

В рукаве различают верхнюю половинку и ниж­нюю половинку, которые скреп пены локтевым и передним швами. Локтевой шов сантиметров за 5 до свободного края рукава прерывается, в результате этого об­разуется свободный задний край верхней по­ловинки рукава. В этой области пришиты пуговицы, в количестве 2 -3 штук.

Внутренняя поверхность пиджака покрыта подкладкой, в которой различают спинку, две полы и два рукава, соединяю­щиеся между собой швами.

КИТЕЛЬ

Фасоны

В зависимости от покроя различают китель со стоя­чим воротником (рис. 10), являющийся форменной одеждой, и китель с отложным воротником (рис 11).

Составные части кителя

Рис. 10 Рис. 11

Составные части кителя во многом идентичны составным частям пиджака. Однако имеется ряд деталей, свойственных только этому изделию. В кителе со стоячим воротником кроме пол и спинки имеются правый бочек (рис. 10, 1) и левый бочек (рис. 10, 2). Бочек скреплен с полой пе­редним швом бочка и со спинкой - задним швом бочка (рис. 10, 3). По наружной поверхности каждой полы кителя, в верхней части ее, имеется прорезной карман с клапаном (рис. 10, 4). Кроме этого, в кителе с отложным воротником по наружной поверхности каждой полы в нижней части ее имеется по одному прорезному карману с клапа­ном (рис. 11, 1). Нижняя часть рукава кителя - представ­лена обшлагом (рис. 10, 5), в котором различают верх­ний шов обшлага (рис. 10, 6). В форменном кителе у свободного края воротника имеется окантовка (рис. 10, 7) из материала по цвету отличающегося от кителя. Китель застегивается на пуговицы или крочки, а воротник кителя, как правило, на крючки. В некоторых фасонах кителей име­емся центральный шов спинки, который, начиная от талии пли ниже, переходит в прорешку.

БРЮКИ

Фасоны

Взависимости от покроя различают брюки длин­ные - навыпуск (рис. 12), брюки шаровары или, как их иначе называют - брюки галифе (рис. 14), брюки с напуском (рис. 15) и брюки лыжные (рис. 16).

Составные части брюк

В брюках различают следующие части: передняя по­ловинка (рис. 12,1), задняя половинка (рис. 13, II) и поясная часть (рис. 13, III).

В передней половинке различают правую часть (рис. 12, 1) и левую часть (рис. 12, 2), а в задней поло­винке различают также правую часть (рис. 13, 2) и левую часть (рис. 13, 3). Передняя и задняя половинки соединяются между собой правым боковым наружным швом, левым боковым наружным швом (рис. 13, 6) и шаговыми швами. Различают правый шаговый шов (рис. 13, 7) и левый шаговый шов в зависимости от штанины, на которой они располагаются - правой или левой. Шаговые швы соединяются в шве сиде­ния (рис. 13, 4), который скрепляет правую и левую часть задней половинки брюк и на некотором протяжении правую и левую часть передней половинки брюк. Шов сидения пере­ходит в переднюю прорешку - ширинку, которая застегивается на внутреннюю застежку.

Рис. 12 Рис. 13

Внутренняя застежка образуется за счет свободного края левой части передней половинки брюк (рис. 12, 5) и пришитой на некотором расстоянии от него планки - гульфика (рис. 12, 7). В гульфике имеются петли (рис. 12, 6). Свободный край передней половинки брюк вместе с гульфиком полностью закрывают свободный край правой части передней половинки брюк (рис. 12, 3), который образуется откосом (рис. 12,8).

В некоторых фасонах брюк передняя прорешка может отсутствовать (брюки морского образца или лыжные брюки) Вместо нее на передней поверхности брюк имеется перед­ний срединный шов (рис. 16, 1), доходящий до пояс­ной части брюк. В таких брюках боковые швы не доходят до пояса или доходят только с одной стороны, образуя боковую прорешк) (рис. 16, 2). Боковая прорешка может застегиваться при помощи пуговиц и петель или замка-«молнии».

К низу от поясной части брюк, На передней их поверхности, симметрично располагаются правая вытачка (рис. 12, 4) и левая вытачка (рис. 12, 9).

Рис. 14 Рис. 15

По бокам брюк, несколько ниже от поясной части, имеются затяжники (рис. 13, 5), предназначенные дли уменьшения окружности поясной части брюк. Затяжники могут застегиваться при помощи пуговицы или металлической пряжки. В затяжнике различают фиксированную и свободную части.

В брюках имеются наружные прорезные или накладные (в спортивных образцах) карманы. Различают правый боковой карман, левый боковой карман и задний карман с клапаном и пуговицей или толь­ко с пуговицей (рис. 13, 1).

Спереди, у нижнего края поясной части брюк, слева или справа, бывает прорезной часовой карман (рис. 12, 10). В прорезных карманах имеются передний и задний свободные края. Боковые карманы заделыва­ются в боковых швах или на передней половинке брюк (рис. 14, 1) что чаще бывает в брюках галифе, где эти карманы могут располагаться горизонтально или косо. Задний карман может прикрываться клапаном" с петлей иди кла­паном с внутренней застежкой.

Для брюк навыпуск характерным является ширина низка штанины 28-32 см. Штанины брюк навыпуск заканчива­ются, как правило, манжетами, но могут быть и без манжет (рис. 12, 11). Манжеты могут быть при­шивными (искусственными) или являются перегибом низка штанины. В спортивных брюках с напуском манжет застегивается на 1-2 пуговицы под коленом, а от колена идет напуск штанины. В лыжных брюках манжет за­тягивается у лодыжек. Вместо манжета в низок штанин мо­жет быть заделана резинка.

Рис. 16

Брюки галифе предназначены для носки в сапоги. Они плотно облегают голень и от колена кверху с боков дугообразно расширяются. Боковой наружный шов брюк галифе не доходит до нижнего края штанины, в результате чего образуется прорешка штанины (рис. 14, 2). В прорешке штанины --различают передний и задний свободные края. Они могут застегиваться на пуговицу или завязываться тесемками. К низку штанин брюк галифе иногда бывает пришита тесьма - стремя.

К половинкам брюк, в верхней их части, пришита поясная часть брюк. По окружности ее, с наружной стороны, распо­лагается 5-6 шлевок (рис. 13, 8). Соответственно внутрен­ней поверхности поясной части брюк расположена подклад­ка, к которой пришиты пуговицы для подтяжек. Подкладка, чаще шелковая, может также пришиваться к передним поло­винкам брюк изнутри.

РУБАШКА

Фасоны

В зависимости от покроя различают: верхнюю ру­башку с пришивным воротником (рис. 17), верхнюю рубашку с пристегивающимся во­ротником (рис. 18), верхнюю рубашку с отлож­ным воротником (рис. 20) и верхнюю рубашку со стоячим воротником (рис.21).

Составные части рубашки

В рубашке различают следующие составные части: передок (рис. 20, 1), спинка (рис. 19, 1), рукава (рис. 20,11), воротник (рис.20, III), манжеты (рис. 20, IV) и иногда нашивная передняя планка (рис. 20, V) и задняя поперечная планка-кокетка (рис. 19, II).

Рис. 17

Спинка и передок соединяются правым боковым швом (рис. 18, 1) и левым боковым швом (рис. 17, 1). Боковые швы обычно не доходят до низка рубашки, в результате чего образуются правая прорешка (рис. 18, 2) и левая прорешка 17, 2). В прорешке различают передний (рис. 18, 3) и задний свободный край (рис. 18, 4). В передке, как и в спинке, различают нижний свободный край (рис. 17, 3). На передней поверхности рубашки имеется разрез передка (рис. 17, 4), нередко доходящий до нижнего свободного края рубашки. В результате этого различают правый и левый свободные края передка рубашки. В недалеке от них на левой половинке передка имеются прорезные петли (рис 17, 5), а на правой половинке передка - пуговицы.

Посередине спинки рубашки имеется продольно расположенная складка спинки (рис. 19, 1). Вместо складки могут быть сборки спинки, которые, как и складка, под­ведены под кокетку.

Рукава соединяются со спинкой и передком круговым швом (рис. 19, 2). В рукаве бывает один или два локтевых шва (рис. 19, 3), расположенных вдоль длинника его.

Рис. 18 Рис. 19
Рис. 20 Рис. 21

Рукав скреплен при помощи шва притачки манжета (рис. 19, 4) с манжетом, у верхнего края которого имеютсч сборки (рис. 19, 5). Манжет и нижний край рукава имекп прорешку рукава. В прорешке различают свобод­ные края, вдоль одного из которых имеется нашивная планка прорешки рукава. Манжет имеет нижний свободный край и боковые свободные края.

Застегивается манжсм при помощи пуговицы и петли или петель и запонок. Манжеты могут быть одинарными или двойными - перекладными в результате перегиба манжета.

В пристегивающихся, пришивных и отложных воротниках имеется стойка воротника (рис. 17,6) и собствен­но воротник (рис. 17, 7). В собственно воротнике отме­чается верхний свободный край воротника (рис. 17, 8) п передний край конца воротника (рис. 17, 9). У шва прикрепления собственно воротника к сгойке имеется перегиб воротника (рис. 17, 10). Участок пространства, огибаемый воротником, называется горловиной.

ТРУСЫ

Составные части трусов

В трусах различают следующие части: передняя по­ловинка, задняя половинка и ластовица (рис. 22, III).

Рис. 22

В передней половинке различают правую часть (рис. 22, 1) и левую часть (рис. 22, II). Такие же части имеются в задней половинке. Передняя и задняя половинки скреплены правым боко­вым швом (рис. 22, 1) и левым боковым швом. Части передней и задней поло­винок скреплены передне-задним швом (рис. 22, 2). В верхний край трусов заделана резинка, при помощи которой осуществляется их крепление на теле.

Ластовица расположена соответственно промежности и представляет собой ромбовидной формы вставку (чаще дву­слойную). Через средину ластовицы проходит передне-задний шов и перпендикулярно к нему правый шаговый шов (рис. 22, 3) и левый шаговый шов (рис. 22, 4).

КАЛЬСОНЫ

Составные части кальсон

В кальсонах различают следующие части: передняя половинка, задняя половинка и поясная часть (рис. 23, I).

Рис. 23

В передней половинке различают: правую часть (рис. 23, II) и левую часть (рис. 23, III), а в задней также правую и левую части.

Передняя и задняя половинки соединяются между собой правым боковым швом (рис. 23, 1), левым боковым швом (рис. 23, 8), правым шаговым швом и левым шаговым швом (рис. 23, 2).

Правая и левая часть задней половинки кальсон скрепляются швом сидения, который на некотором протяжении скрепляет также правую и левую часть передней половинки. Шов сидения спереди переходит в переднюю прорешку, (рис. 23, 3) или как ее называют - ширинку, которая в пояс­ной части кальсон застегивается на пуговицы. Соответственно поясной части кальсон сзади шов сидения переходит в заднюю прорешку (рис. 23, 4), скрепляющуюся тесемками или затяжниками (рис. 23, 5). Шаговый шов внизу штанины кальсон обычно переходит в прорешку штанины (рис. 23, 6), свобод­ные края которой скрепляются тесемками (рис. 23, 7).

НОСКИ

Фасоны

Различают носки длинные (с удлиненным паголенком) и носки короткие (с укороченным паголенком). В зависимости от способа изготовления различают носки машинной вязки и носки ручной вязки.

Рис. 24

Составные части носка

В носке различают следующие составные части: ластик (рис. 24, I), паголенок (рис. 24, II), верхняя часть следа (рис. 24, VI), нижняя часть следа (рис. 24, V), высокая пятка (рис. 24, III), пятка (рис. 24, IV) и мысок (рис. 24, VII), который прикрепляется к следу при помощи кетельного шва.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

ПАЛЬТО

Женское пальто по его составным частям в основном не отличается от мужского пальто. Разница между ними заключается в покрое.

Фасоны

Различают следующие фасоны женского пальто: одно-бортноепальто (рис. 25) .двубортное пальто (рис. 26) и пальто бортооборт (рис. 27). Все они могут быть прилегающими, полуприлегающими и свободными. По типу покроя рукава различают пальто со вшитыми рукавами (рис. 27) .пальто «реглан» (рис.25) и пальто «я п о н-к а», в котором увеличена прой­ма и рукава цельнокроенные. Некоторые фасоны пальто бы­вают не цельного покроя, а от­резными по линии талии (рис. 26). Как правило, в женских пальто соответственно груди имеются вытачки. Воротники женских пальто отличаются разнообразием формы и раз­меров.

Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27

Терминология, применяемая при описании мужского пальто, целиком приемлема при описании женских пальто.

БЛУЗКА

Фасоны

В зависимости от покроя различают много фасонов блузок. Основные из этих фасонов: блузка с пришив­ными рукавами (рис. 28), блузка с цельными рукавами (рис. 29), блузка с рукавами, входя­щими в горловину (рис. 30), блузка без рукавов (рис. 31).

Составные части блузки

В блузке различают следующие части: правая по­лочка (рис. 28, I), левая полочка (рис. 28, II), спинка (рис. 28, III),рукав правый (рис. 28, IV), рукав левый (рис. 28, V) и воротник (рис. 28, VI).

Полочки различают только в тех фасонах, которые засте­гиваются спереди или скреплены центральным пе­редним швом (рис. 31, I), В остальных фасонах различают просто перед блузки (рис. 30, 1). В верхней части полочки может быть кокетка (рис. 28, VII). По форме различают: кокетки ровные, кокетки круглые, кокетки остроконечные и кокетки фигурные. В некоторых фасонах блузок в полочках могут быть выточки от талии до высокой точки груди или от плечевого шва до высокой точки груди (рис. 31,2). Застежка блузки может располагаться спереди, сзади или по плечевому шву.

Рис. 30

Спинка блузки может быть цельной (рис. 28, III) или иметь центральный шов спинки (рис. 29, 1). В некоторых фасонах блузок в верхней части спинки имеется кокетка (рис. 31, I). Низ спинки и полочок может заканчиваться поясом (рис. 28, VIII), у верхнего края которого различают сборки (рис. 28, I).

Рукава блузок бывают короткие или длинные. Длинные рукава внизу собраны резинкой в сбор­ки или заканчиваются манжетами (рис 28, 2). В зависимости от формы различают: манжет высокий (рис. 32, 1), манжет мысом (рис. 32, 2), манжет фигурный (рис. 32, 3), манжет остроконечный (рис. 32, 4), манжет фигурный (рис. 32, 5), и рукав цельный с манжетом (рис. 32, 6). В зависимости от количества швов различают одношовные и двушовные рукава.

Рис. 31

Манжеты могут иметь отвороты (рис. 28, 2). Короткие рукава разли­чают типа «фонарик» или типа «крылышки».

Воротник блузок бывает стоячий, стояче-отложной или отложной. Отложные воротники различают: круглые (рис. 30, 3), мысообразные (рис. 29,1), шалевые или типа «матроска». Некоторые фасоны блузок имеют не пришивной, а цельнокроенный воротник или вооб­ще не имеют воротника.

Рис. 33

Вырез горловины в блузках имеет круглую форму (рис. 33, 1), форму «каре» (рис. 33,2), форму «мысом» (рис. 33, 3) или форму «лодочкой» (рис. 33, 4). В отдельных фасонах вырез горловины может быть фигурный.

ЮБКА

Фасоны

Различают три основных фасона юбок: юбка покроя прямой формы (рис. 34), юбка покроя зауженного книзу (рис. 35) и юбка покроя клеш (рис. 36), когда полотнище ее расширены от бедер книзу.

Составные части юбки

В юбке различают следующие части: поясная часть рис. 34,1), переднее полотнище (рис. 35, I), зад­нее полотнище и иногда карманы.

Поясная часть юбки - отрезная и скрепленная швом с по­лотнищами, бывает только в некоторых фасонах.

Рис. 34 Рис. 35

Обычно верхняя часть полотнища юбки только подшита изнутри узкой лентой, выполняющей функцию пояса.

Переднее и заднее полотнища юбки скреплены пра­вым боковым швом и левым боковым швом.

Рис. 36 Рис. 37
Рис. 38 Рис. 39

В некоторых фасонах может быть только один боковой шов (продольный) или несколько продольных швов. В зависи­мости от этого различают: одношовные юбки, дву-шовные юбки, трех-шовные юбки и т. д. Ле­вый боковой шов юбки, реже правый, в верхней части ее пе­реходит обычно в про­решку с застежкой на крючки, кнопки или пугови­цы. В прямых или заужен­ных книзу фасонах юбок, в - нижней части их также мо­жет находиться прореш­ка (рис. 35, 1). В верхней части соответственно талии юбка собрана в сборки или вытачки (рис. 35, 2). Полотнища юбки могут быть собраны в одну или несколько продольных скла­док. В зависимости от ха­рактера загиба ткани различают встречную складку (рис. 37, 2), байтовую складку (рис. 37, 1) и складки, заложенные в од­ну сторону (рис. 37, 3). Юбка, полотнища которой на всем протяжении собраны в продольные складки, называется юбка-«солнце» (рис. 39). Юбка, сильно расширенная в нижней части, называется юбка-«колокол». Верхняя часть юбки может быть представлена кокеткой (рис. 38). В некоторых фасонах юбок могут быть подрезные бока (рис. 34).

Карманы бывают не во всех фасонах юбок. Они могут быть прорезными или накладными. Форма на­кладных карманов самая разнообразная.

ПЛАТЬЕ

Фасоны

В зависимости от покроя различают цельные платья (рис. 40) и отрезные платья (рис. 41), состоящие из лифа (блузки) и юбки, скрепленных в области талии швом. В отдельных фасонах только перед платья может быть цельным, а лиф отрезным сза­ди или наоборот. Шов, соединя­ющий лиф с юбкой, бывает прямым или выпуклым (рис. 41, 1). У этого шва юбка может быть собранной в складки или сборки.

Рис. 40 Рис. 41

Цельнокроенное (цельное) платье может быть с фигур­ными подрезами (рис. 40) или шестишовное.

Отрезные платья могут иметь удлиненную талию (рис. 41), когда шов, соединяющий юбку и лиф, расположен ниже талии. Талия может быть удлиненной только по бокам или сзади.

Застежка в платье располагается сзади или спереди. Если застежка спереди расположена вдоль всего платья, оно носит название платье-халат.

Изложенное в разделах «Блузка» и «Юбка» полностью относится к платьям.

СОРОЧКА

Фасоны

В зависимости от покроя и отделки различают сорочку на бретельках (рис. 42), сорочку с цельными плечиками (рис. 43) и комбинацию, представляю­щую собой сорочку на бретельках отделанную кружевами пли вышивками и имеющую порой более сложную форму кроя (с выточками, подрезными бочками, сборками в области талии и т.д.).

Рис. 42 Рис. 43

Составные части сорочки

В сорочке различают следующие составные части: передняя часть (рис. 42, I), задняя часть (рис.42. II) н бретельки (рис. 42, III).

Передняя и задняя части сорочки скреплены правым боковым швом (рис. 42, I) и левым боковым швом.

Бретельки сорочки пришивные и делаются из лент, тесе­мок, кружева или из застроченной в тесьму ткани.

БЮСТГАЛЬТЕР

Фасоны

Различают два основных фасона бюстгальтеров: бюст­гальтер с чашечками (рис. 44) и бюстгальтер с получашечками (рис. 45). Оба фасона могут быть с бретельками или без них.

Составные части бюстгальтера

Рис. 44 Рис. 45

В бюстгальтере различают следую­щие части: чашеч­ки - правую (рис. 44, I) и левую (рис. 44, II) или получашечки - правую (рис. 45, I) и левую (рис. 45, II), пояс (рис. 45, III) или передок (рис. 44, III) в бюстгальтере с чашечками, спинка - правая половина (рис. 44, IV) и левая половина (рис. 44, V), бретельки - правая (рис. 44, VI) и левая (рис. 44, VII) и петли спинки (рис. 44, VIII).

Чашечка состоит из нескольких кли­ньев, скрепленных радиальными швами чашечки (рис. 44, 1) и прикреплена к пе­редку бюстгальте­ра циркуляр­ным швом ча­шечки (рис. 44, 2).

Получашечка может состоять из двух половинок - наружной (рис. 45, I) и внутренней (рис. 45, II) или верхней и нижней. Наружная и внутренняя половин­ки получашечек скреплены вертикальным швом соединения получашечки (рис. 45, 3). Верхняя и нижняя половинки получашечки скреплены горизон­тальным швом соединения получашечки. Обе получашечки соединяются планкой соединения получашечек (рис. 45, 4). В некоторых образцах бюстгаль­теров в месте этой планки располагается застежка на петли и пуговицы. В бюстгальтере без бретелек в верхней части получашечек могут находиться штывники, обеспечивающие правильное расположение бюстгальтера на груди.

Пояс бюстгальтера скреплен со спинкой правым боковым швом (рис. 45, 5) и левым боковым швом. У свободных концов спинки находятся петли и пуговицы или другие типы застежек.

Бретельки скрепляют получашечки со спинкой или передок со спинкой.

ЧУЛКИ

Фасоны

Различают чулки с задним швом и чулки без заднего шва (бесшовные). Для производства заднего шва могут применяться нитки, отличающиеся по цвету от ткани чулка.

Составные части чулка.

Названия основных частей чулка идентичные с названия­ми основных частей носка.

ОБУВЬ

ТУФЛИ

Фасоны

В зависимости от способа крепления на ноге и покроя различают очень много моделей туфель. Вместе с этим все они состоят из одинаковых по названию составных частей.

Составные части туфли

В туфле различают следующие основные части: верх (делается из мягкой кожи или ее заменителей - керзы, парусины и т. п.) и подошва (делается из плотной кожи или ее заменителей - каучука, кожемита, резины и т. п.).

Рис. 46

В верхе туфли различают следующие части: правая берца (рис. 46, I), левая берца, правая половинка задника (рис. 46, II). левая половинка зад­ника, союзка (рис. 46, III). в которой различают боко­вые и верхнюю поверхности и носок (рис. 46, IV). Все по перечисленные части туфли скреплены между собой швами. В некоторых фасонах берца и задник, а также союзка и носок представляют одно целое - т. е. между ними отсутствуют швы крепления.

В берцах различают верхний свободный край (рис. 46,2) и передний свободный край (рис. 46, 1). У переднего свободного края берцы, как правило имеются отверстия шнурков (рис. 46, 4). В их могут быть вделанны­ми металлические блочки (рис. 46, 3). Берцы соединяются между собой задним швом берцы, на кототором имеется кожаная задняя накладка берцы (рис. 46, 5).

Задник, берцы, союзка и носок соединяются между собой швами крепления, называемыми шов крепления берцы с задником (рис. 46, 6), шов крепления со­юзки с носком и т. д. Изнутри берца может быть покры-1 а мягкой кожей или матерчатой тканью

В подошве различают следующие части: передняя часть или носок (рис. 46, 7), средняя часть или пеленочная (рис. 46, 8), задняя часть или каблук (рис. 46, 9). На переднюю часть подошвы может быть набита подметка.

Рис. 47

Носок по форме может быть острым (рис 47,I, 1), удлиненно-прямоугольным (рис. 47, II, 1), прямоугольно-широким (рис. 47, III, 1) или круглым (рис. 47, IV, 1).

Задний край подметки по форме может быть прямым (рис. 47, II, 2), косым (рис. 47, III, 2) или фигурным (рис.47, IV, 2).

Передний край каблука по форме может быть прямым (рис. 47, I, 2), выпуклым (рис. 47, II, 3), вогнутым (рис 47, III, 3) или фигурным (рис. 47, IV, 3).

Задний край каблука по форме может быть закругленным (рис 47, I, 3) или реже четырехугольным (рис 47, IV, 3).

Прикрепление подошвы к верху туфли (или других видов обуви) осуществляется при помощи ранта (рис 48, 5) путем сшивания, склеивания, заливки или гвоздевания. Бывают ранты с круговым выступом или только с выступом, доходящим до каблука

БОТИНКИ

Фасоны

Различают два основных фасона ботинок: шнурован­ные ботинки, характеризующиеся тем, что берцы спереди скрепляются шнурками и штиблеты, характеризующиеся тем, что в обеих берцах по средине их вшита резина, а спереди обе берцы скреплены швом

Составные части ботинка

Составные части ботинка носят те же названия, что и составные части туфля.

САПОГИ

Фасоны

В основном различают следующие фасоны сапог - прусские сапоги (с мягкими голенищами и твердой подошвой), сапоги-ичаги (с мягкими голенищами и мягкой подошвой), английские сапоги (с высокими задника­ми и твердой задней частью голенищ), венгерские сапоги (со шнурованными и застегивающимися на ремешки голенищами) и охотничьи сапоги (с высокими голенищами закрывающими колени и часть бедер)

Составные части сапога

Сапог состоит из верха и подошвы.

Рис. 48

В верхе сапога различают голенище (рис. 48, I), головку (рис. 48, III)и задник (рис. 48, II)

В голенище различают свободный край голенища (рис 48, 6) и задний шов голенища.

Голенище, перед и задник соединяются между собой швами, называемыми - шов крепления голенища с головкой, шов крепления голенища с задником и шов крепления задника с головкой

Изнутри верх сапога может быть покрыт кожей, а низ стелькой из плотной ткани

В подошве различают - носок, голсночную часть (рис 48, 2) и каблук (рис 48, 3). К носку подошвы может быть прикреплена подметка (рис. 48, 1). В некоторых фасонах сапог подошва бывает твелоиной (рис. 48, 1, 4)

ШЛЯПА

Составные части шляпы

В шляпе различают поля (рис. 49, I) и головную часть или так называемую тулью (рис. 49, II), частью которой является донышко (рис. 49, III). Вокруг тульи, у полей, прикреплена лента (рис. 49, IV). С внутренней стороны шляпы, соответствен но ленте, имеется внутрен­ний околыше к, чаще всего кожаный. Он прикреп­лен к нижнему краю головной части круговым швом крепления. Головная часть шляпы изнутри бывает покры­та подкладкой.

Козырек представляет собой кусок картона или плотной резины, обтянутых с обеих сторон материалом. Бывают ко­зырьки пластмассовые, не обтянутые материалом. В козырь­ке различают верхнюю поверхность, нижнюю по­верхность и свободный край Козырек прикреплен к околышку швом втачки козырька. У места при­крепления козырька, слева и справа, обычно пришиты пу­говицы, к которым прикрепля­ется матерчатая план­ка. В этой планке различают верхний, нижний и бо­ковые края.

Околыш имеет нижний свободный край. К верхнему краю околыша пришиты квартирки, скрепленные передним швом квартирки (рис. 50, 1) и задним швом квартирки.

К верхнему краю квартирки пришито донышко круго­вым швом донышка (рис. 50, 2).

На внутренней поверхности фуражки различают под­кладку и внутренний околыш.

ШАПКА-УШАНКА

Составные части шапки-ушанки

В шапке-ушанке различают верх (рис. 51, V), козырек (рис. 51,1), наушники (рис. 51, III) и натыльник (рис. 51, II).

В большинстве случаев верх шапки-ушанки делается из матерчатой ткани или кожи, а остальные части из меха.

Наушники, как правило, прикреплены к натыльнику и могут опускаться вместе с ним. В верхе шапки-ушанки различают передний шов верха (рис. 51, 1), задний шов верха (рис. 51, 2), а также правый и левый боковые швы верха.

В козырьке различают верхний дугообразный край, а в наушниках передний свободный край (рис. 51, 3) и задний свободный край (рис. 51, 4), который переходит в верхний свободный край натыльника (рис. 47, 5).

Наушники в верхних своих отделах скреплены тесем­ками (рис. 51, 6). Внутри шапки-ушанки имеется подкладка, чаще всего стеганная на вате.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бронникова М.А., Гаркави А.С. Методика и техника судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств М., 1963.
  2. 1Мртель Л.М., Ямпольська А.М., Головнша М.В., Черницька М.В. Кр1Й та 11ОШИТТЯ 6Ш13НИ. КИiВ, 1959.
  3. Головшна М.В., Черницька М.В., ЕЛртель М.В., Ямпольська А.М. Крш дитячого одягу. КиТв, 1958. 4 Домоводство Раздел «Кройка и шитье». М., 1957.
  4. Исланкина Т.Ф. Пошив легкого женского платья. М., 1951
  5. Кустанович С.Д. Исследование повреждений одежды в судебно-медицинской практике . М., 1963.
  6. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине . Под редакцией В.И. Пашковой, В.В. Томилина, М., 1975.
  7. Морозович Б.Р., Авербух Д.М. К вопросу о единой терминологии при описании одежды как вещественного доказательства «Восьмая расширенная конференция Ленинградского отделения научного общества судебных медиков и криминалистов. Тезисы докладов». Л.,1954.
  8. Рудометкина В.П., Рудометкина М.П. Шейте сами. Сталино-Донбасс, 1959.
  9. Селиванов Н.А., Теребилов В.И. Первоначальные следственные действия. М., 1956
  10. Скопин И.В. Судебно-медицинское исследование повреждений рубящими орудиями. Саратов, 1960.
  11. Царев Н.И. Конструирование женской верхней одежды. М. 1952
  12. Ципковский В.П. Описание огнестрельных повреждений одежды. Винница, 1958.
  13. Янчевская Е.А,. Изотова М.А. Пособие по конструированию женской верхней одежды с цельнокроенными рукавами покроя реглан. М. 1959.