Какой была роль матрены тимофеевны до замужества. Описание персонажа: Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Удивительно реалистичен и ярок образ Матрены Тимофеевны, русской крестьянки. В нем автор соединил все качества и черты, свойственные русским женщинам - представительницам этого слоя населения. Во многом схожа судьба этой героини с судьбой других крестьянок на Руси.

Годы жизни в родной семье

Матрена Тимофеевна родилась в большой семье. По-настоящему счастливыми были первые годы ее жизни. Матрена потом часто будет вспоминать беззаботное время, когда она была окружена заботой и любовью родителей. Однако крестьянские дети очень быстро взрослеют. Как только подросла девочка, она начала помогать во всем своим родителям. Игры постепенно забывались, так как на них оставалось меньше времени, крестьянская нелегкая работа выходила на первое место. Но все равно молодость берет свое, и девушка находила даже после трудового дня время для отдыха.

Жизнь Матрены Тимофеевны в доме мужа

Вспоминает юность Матрена Тимофеевна. Эта героиня была трудолюбива, хороша собой, деятельна. Таков образ Матрены Тимофеевны в На эту крестьянку, что неудивительно, заглядывались многие парни. Но вот возник суженый, и родители девушки отдают за него замуж нашу героиню. Новое положение означает конец вольной и свободной жизни Матрены Тимофеевны. Она теперь будет проживать в чужой семье, в которой отношение к этой далеко не лучшим. Отдавая замуж свою дочь, мать переживает за ее судьбу, горюет о ней. Родительница понимает прекрасно все предстоящие тяготы жизни, которым суждено выпасть на долю ее любимой Матрены. Никто в чужой семье не проявит к девушке участия, сам муж тоже не будет никогда заступаться за жену.

Непростые отношения с мужем и его родственниками

Делится Матрена Тимофеевна горестными раздумьями. Совсем не желала он менять вольную жизнь в родном доме на незнакомую, чужую семью. Поняла эта героиня уже с первых дней проживания в новой обстановке, как тяжело придется ей теперь.

Очень непросто складывались отношения с золовками, свекровью и свекром. Матрене в новой семье приходилось усердно работать, при этом не слыша доброго слова в свой адрес. Но даже в этой нелегкой жизни у крестьянки находились простые, немудреные радости: муж подарил ей шелковый платок, прокатил на санях...

Вовсе не безоблачно складывались отношения между интересующей нас героиней и ее супругом. Муж в то время имел право избивать жену, если что-то в ее поведении не устраивает его. Никто при этом не встанет на сторону девушки, наоборот, в семье супруга все родственники будут лишь рады посмотреть на страдания Матрены Тимофеевны.

Рождение первенца

Нелегкой стала жизнь у этой крестьянки после замужества. Серые, однообразные, похожие друг на друга тянулись дни: ссоры, тяжелая работа, упреки родственников... Но ангельским терпением обладает крестьянская женщина. Она выносит все тяготы, не жалуясь. Событием, перевернувшим ее жизнь, является рождение ребенка. Через него ярче раскрывается образ Матрены Тимофеевны. Теперь эта женщина уже не столь озлоблена на поскольку радует и согревает ее любовь к малышу.

Смерть малыша

Не долгой была радость крестьянки от появления на свет сына. Очень много времени и сил отнимает работа в поле, а тут на руках еще грудной младенец. Сначала эта героиня брала его в поле с собой. Но затем свекровь стала упрекать ее, так как с ребенком трудиться с полной самоотдачей невозможно. И бедная женщина вынуждена была оставлять с дедом Савелием своего малыша. Однажды недоглядел этот старик - и погиб ребенок.

Трагические события после гибели младенца

Смерть его была для нашей героини страшной трагедией. Но приходится мириться крестьянам с тем, что дети их часто умирают. Для Матрены эта смерть оказалась тяжелым испытанием потому, что ребенок был первенцем. Ко всем бедам приезжает полиция, становой и лекарь в деревню, которые обвиняют крестьянку в том, что она погубила ребенка в сговоре с дедом Савелием, бывшим каторжником. Умоляет Матрена Тимофеевна не производить вкрытие, чтобы без поругания над телом похоронить ребенка. Но не слушает никто крестьянку. От случившегося она чуть не

Мать заступается за сына

Смерть ребенка и другие тяготы крестьянской жизни не в силах сломить эту женщину. Образ Матрены Тимофеевны - это пример стойкости и терпения. Время проходит, каждый год у нее рождаются дети. И крестьянка продолжает жить, выполнять свою тяжелую работу, растить детей. Самое главное, чем обладает крестьянская женщина - это любовь к детям. Матрена Тимофеевна, характеристика которой представлена в нашей статье, на все готова, только бы защитить своих чад. Свидетельствует об этом эпизод, когда Федота, ее сына, хотели наказать за провинность. Бросается в ноги к помещику, проезжавшему мимо, Матрена, чтобы он помог спасти мальчика от наказания. Тот повелевает отпустить Федота, а "бабу дерзкую" наказать.

Матрена Тимофеевна спасает от рекрутчины своего мужа

За что же приходится терпеть наказание этой крестьянке? Лишь за любовь к детям, не ведающую границ, за готовность принести себя в жертву ради других. Проявляется эта готовность в том, как Матрена Тимофеевна бросается на защиту своего мужа, которого ожидает рекрутчина. Удается ей добраться до губернаторши и попросить у нее помощи. Та освобождает от рекрутчины Филиппа.

Еще молодая девушка - Матрена Тимофеевна, но ей пришлось пережить уже очень многое. Это и смерть сына, и побои, и попреки, и голодное время.

Можно ли назвать Матрену Тимофеевну счастливой?

Нельзя никак назвать счастливой крестьянскую женщину, которой была Матрена Тимофеевна. Характеристика этой героини всецело строится на борьбе с несчастьями. Все тяжелые испытания и трудности, выпадающие на ее долю, способны привести человека не только к духовной гибели, но и к физической, сломить его. Часто происходит именно так. Редко бывает долгой жизнь крестьянки. Часто умирают эти женщины в самом расцвете своих лет. Строки, рассказывающие о жизни этой героини, читать нелегко. Но в то же время нельзя не восхититься этой женщиной, ее душевной силой. Ведь эта героиня прошла через множество различных испытаний и при этом не оказалась сломлена, что показывает нам Некрасов.

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого.

Однако, невзирая на это, Матрена Тимофеевна находит в себе силы работать, жить, продолжать радоваться скромным радостям, которые иногда выпадают на долю этой женщины. И пусть она признается честно, что назвать ее счастливой никак нельзя, эта женщина не впадает ни на минуту в грех уныния. В борьбе за выживание ей удается выйти победительницей.

Образ Матрены Тимофеевны кратко был нами рассмотрен. Об этой женщине можно говорить очень долго. Она вызывает восхищение. Третья часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящена этой женщине. Корчагина Матрена Тимофеевна, образ которой был представлен в нашей статье, описывается в произведении довольно подробно. Вы можете обратиться к поэме Некрасова и познакомиться поближе с этой крестьянкой.

Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».

В беде - не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,

А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку

Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь... Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» - спрашивает несчастная. «Ты - крепостная женщина!» - и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:

Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали

Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям. Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые прежде всего подчеркивает Некрасов в русской крестьянке. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.

Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там - «сборище Иуд, а женщины - рабы».

Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили...

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Матрена Тимофеевна (часть «Крестьянка»)., По поэме «Кому на Руси жить хорошо»

"Крестьянка" подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а управитель при смерти". Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия:

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Красива показалася

Здоровая, поющая

Толпа жнецов и жниц...

В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает перед странниками Матрена Тимофеевна:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Воссоздается тип "величавой славянки", крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства. Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим для народной эпопеи законам эпического повествования. "Крестьянка",- замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. "Крестьянка" - самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Уже первая глава "До замужества" - не просто повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки "По избам снаряжаются", "Спасибо жаркой баенке", "Велел родимый батюшка" и другие основаны на подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве.

Вторая же глава прямо названа "Песни". И песни, которые здесь поются, опять-таки песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой. Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.

Матрена Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволили Некрасову "прибавить о положении солдатки".

Действительно, образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина".

Так достигает Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной из них, часто развертывается в другой. В начале "Крестьянки" раскрывается заявленная в "Помещике" тема дворянского оскудения. Обозначенный в монологе попа рассказ о том, "какой ценой поповичем священство покупается", подхватывается в описании детских и юношеских лет Григория Добросклонова в "Пире - на весь мир".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Счастливая крестьянка Матрёна

Матрёна Тимофеевна Корчагина, по прозвищу Губернаторша, из села Клин – главная героиня третьей части поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова . Вот как характеризуют её мужики: «Корова холмогорская, не баба! Доброумнее и глаже – бабы нет». Чтобы ответить на вопрос, счастлива ли она, Матрёна без утайки рассказывает свою жизнь и подводит итог: в её жизни бывали счастливые моменты (девичество, сватовство жениха, спасение мужа от неправедного рекрутства). Она говорит: «Ногами я не топтана, верёвками не вязана, иголками не колота». Но может ли быть счастлива женщина, по которой прошли гроза душевная, кровь первенца, обиды смертные и плеть, только не отведала она стыда неискупимого? Под стыдом неискупимым Матрёна подразумевает домогательства господского управляющего Ситникова, который, к счастью Матрёны, умер от холеры.

Ключи от женского счастья, по легенде, которую Матрёне рассказала старуха-богомолка, потеряны у самого Бога.

Портрет Матрёны Тимофеевны

Эта тридцативосьмилетняя суровая женщина, считающаяся уже старухой, по-крестьянски красива: осанистая, широкая, плотная, с большими строгими глазами, богатейшими ресницами. Волос у неё с проседью, кожа смуглая. Для её портрета Некрасов использует эпитеты. Одежда Матрёны свидетельствует о её трудолюбии: рубаха белая, сарафан коротенький (чтобы удобней было работать).

Девичество Матрёны

Матрёна считает своё детство счастливым. Батюшка будил её рано, а матушка жалела. Но крестьянская жизнь – это труд с детства. В семь лет Матрёна уже бегала в стадо, носила отцу завтрак, пасла уток, гребла сено. Ей нравилась такая жизнь: работа в поле, баня, работа за прялками с подружками, а иногда и песни-пляски.

Суженым Матрёны стал парень с чужой стороны (за сорок вёрст от неё) – печник Филипп Корчагин. Матушка отговаривала Матрёну: «Там холодно, там голодно». Матрёна покорилась судьбе.

Судьба Матрёны в чужой семье

Судьбу девушки, выданной замуж в чужую семью, Матрёна пропевает слушателям-крестьянам в народных песнях. В семье мужа Матрёне жилось, как в аду. Она должна была прислуживать старшей золовке Марфе, приглядывать за свёкром, чтобы не ушёл в кабак, сносить ругань свекрови. Муж советовал Матрёне молчать и терпеть. Зато с ним были «лады». Матрёна признаётся, что муж ударил её только один раз, и не видит в этом ничего зазорного: жене негоже считать мужнины побои.

Но обычно муж заступался за Матрёну, как в голодный год, когда свекровь обвиняла невестку в голоде, потому что в Рождество она надела чистую рубаху (суеверие).

Матрёна-мать

У Матрёны пятеро сыновей, одного уже взяли в солдаты. Двадцать лет назад Матрёна родила первенца, сына Дёмушку, с которым случилось несчастье. Некрасов описывает беду с помощью психологического параллелизма. Как мать-соловушка плачет о своих сгоревших птенчиках, которых не уберегла, потому что её не было рядом с гнездом, так по велению свекрови Матрёна оставила Дёмушку у дедушки мужа, столетнего Савельича, а он его не уберёг: свиньи съели младенца.

Горе Матрёны усугубляют «неправедные судьи», которые клевещут на неё, что она состояла в сожительстве с Савельичем, что убила ребёнка в сговоре с ним, что отравила его.

Для крестьянки жизнь и смерть – единый непрерывный процесс, в котором всё должно быть по обряду. Для неё вскрытие тела – это поругание, большая беда, чем смерть: «Я не ропщу... что Бог прибрал младенчика, а больно то, зачем они ругалися над ним».

Матрёна родила за 3 года троих детей и погрузилась в заботы: «Некогда ни думать, ни печалиться», «поешь – когда останется, уснёшь – когда больна».

Любовь матери к детям безгранична, ради детей она готова противиться самому Богу. Она не стала морить голодом младенцев по постным дням, как велела богомольная странница, хотя и боялась кары Божьей.

Ради старшего сына Федота Матрёна перенесла избиение плетью. Восьмилетний подпасок Федот пожалел голодную щенную волчицу, которая выла, будто плакала. Он отдал ей уже мёртвую овцу, которую сначала бесстрашно вырвал из пасти. Когда староста решил поучить Федота за овцу, Матрёна бросилась в ноги помещику, велевшему простить мальчика и поучить бабу.

Матрёна – особенная крестьянка

Матрёна, хотя и послушна родителям, родне и мужу, способна анализировать и выбирать, противостоять общественному мнению.

Савелий, бывший каторжник, помогает Матрёне осознать, как нужно жить в неправедном обществе. Нужно нести подношения начальству, не стоит искать правды у Бога и царя: «Высоко Бог, далёко царь». Савелий говорит, что нужно терпеть, потому что «ты – крепостная женщина!»

Матрёна-губернаторша

Матрёна прославилась среди крестьян и добилась уважения мужниной родни, когда спасла своего мужа от солдатской службы, хотя за его семью в рекруты уже ушёл старший брат.

Боясь тяжёлого будущего для себя и своих лишённых отца детей, которых будут «пощипывать-поколачивать», Матрёна ночью побежала просить милости у губернатора. Наученная опытом, Матрёна дала двугривенный стражнику, целковый швейцару Макару Федосеичу за то, что он вовремя проведёт её к губернатору.

Обстоятельства сложились для Матрёны благоприятно. Крестьянка бросилась в ноги губернаторше и открыла ей свою жалобу: кормильца и родителя берут обманом, не по-божески. Губернаторша была с ней ласкова, крестила родившегося тут же мальчика Лиодорушкой и спасла Филиппа. За это доброе дело Матрёна всем велит прославлять и благодарить губернаторшу Елену Александровну.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Меню статьи:

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.

Возраст и внешность

На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.

Волосы ее уже заметно тронула седина, но еще можно было узнать ее цвет волос. Кожа ее была смуглая и грубая. Одежда Матрены подобна одежде всех крестьян – она простая и опрятная. Традиционно ее гардероб состоит из белой рубахи и короткого сарафана.

Характеристика личности

Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена. Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение. Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.

Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость.
Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа. Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.

Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.


Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».

Жизнь Матрены до замужества

Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».

Замужество и первые горести

Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой. По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее. Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.

Семья мужа оказалась большой, но не дружной – так как они не умели доброжелательно относиться друг к другу, то Матрена не стала для них исключением: ее никогда не хвалили за хорошо выполненную работу, а всегда придирались и бранили. Девушке ничего не оставалось, как терпеть унижение и грубое отношение к себе.

Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.

Отношения с мужем

Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера талантливого поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова.

В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.

Дети Матрены

Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи. Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор. Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.

Новые перемены

На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться. Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома. К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.