Классификация животных в библии. Животные библии

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Уваров А.С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М., 1908. Репринт: М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 2001. С. 187.

Что вы думаете об убийстве животных ради того, чтобы приготовить из них еду для людей? Особенно о том, что в наше время существует много ферм, где разводят птиц, свиней, овец, рыб и т.д. для того, чтобы потом убить их для еды, в то время как в Ветхом Завете эти убийства несли другое значение? Заранее благодарю и пусть Бог поможет вам.

Первая глава Библии повествует нам о сотворении человека и говорит следующее:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу ; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Бытие 1:27-31)

Обращаю внимание читателя на то, что и в пищу животным была дана зелень травная. Позже произошли изменения и как люди, так и животные стали употреблять в пищу мясо.

В Библии нет заповеди, в которой бы Бог останавливал людей от употребления в пищу мяса, но есть некоторые ограничения, такие как, не употреблять в пищу мясо нечистых животных, растерзанных или мертвых. Что касается нечистых животных, то это несло определенное значение и эта заповедь уже больше не действительна для нас, христиан. Нечистые животные символизировали нас, пришедших из Язычников, которые сейчас имеют свободный доступ к благодати Божьей через веру в Иисуса Христа.

На совете в Иерусалиме апостолы приняли следующее решение, которое применимо ко всем христианам и которое в общем не останавливает от употребления мяса в пищу:

А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. (Деяния Апостолов 21:25)

В первом веке были христиане, которые не употребляли мясо и Апостол Павел написал о них:

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римлянам 14:1-3)

А о тех, кто ставили воздержание от мяса условием для спасения, Апостол написал так:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Не имеет ничего общего жертвоприношение животных в Ветхом Завете с тем, что сегодня люди называют убийством животных. Мое мнение, что люди перешли все границы, стараясь выглядеть “хорошими и гуманными”, и дошли до того, что стали ценить больше жизнь животных, чем людей и чтобы не говорить, что они убивают, говорят, что они “приносят в жертву” животных для употребления их в пищу. Кого они жалеют? Сами себя?

Еще раз повторюсь, что в Библии нет заповеди, которая бы останавливала людей от употребления пищи животного происхождения, и если кто-то проповедует это, то пусть знает, что такое учение названо бесовским и ложным. Да поможет нам Бог следовать во всем только истине.

На протяжении многих лет я, как пастор и учитель, встречал многих людей, скорбящих о недавней потере любимой собаки или кошки, которые спрашивали о возможности воскресения своих питомцев и других животных. Как заядлый любитель животных, с детства привязавшийся к некоторым собакам и кошкам как к «членам семьи», у меня есть личный интерес к этому вопросу. Также, преподавая учение о святилище, обращая внимание на бесчисленных животных, приносимых в жертву во времена Ветхого Завета в Божественной жертвенной системе, я часто задавался вопросом, как Бог собирается «исправить положение» для этих невинных существ? Вот некоторые размышления.

У меня нет окончательного ответа, но я обнаружил некоторые интересные намеки в Священном Писании, которые предполагают возможность, по крайней мере, для некоторых животных (в том числе наших домашних и жертвенных животных) быть воскрешенными и спасенными в вечности. Среди интригующих библейских текстов (и других вдохновенных сведений) рассмотрим следующие:

Псалом 35:7 утверждает: «И людей, и скот спасешь Ты, Господь!» (РБО2015). Хотя некоторые варианты переводят «спасешь» как «хранишь», это то же самое еврейское слово, которое используется для обозначения вечного спасения в другом месте Писания.

В Михея 4:8 говорится о возвращении «прежнего владычества» (RST) в конце времен. Прежнее владычество, которое Адам и Ева имели и потеряли, было владычеством над животными (Быт.1:28). В Книге Откровения ясно показано, что на небесах святые будут царями/королевами и правителями (Откр.20:4; 5:10; 22:5), и естественно возникает вопрос: если все святые - цари/королевы, то над кем же они будут царствовать? Кажется правдоподобным, что править они будут над царством животных, как и в Эдемском саду.

Писание ясно говорит о нежном отношении Бога к животным. Книга Ионы заканчивается выражением Божьей заботы о животных Ниневии. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек … и множество скота?» (Иона 4:11, RST). Бытие 9:10 и Осия 2:18 говорят о заключении завета с животными. В Ветхом Завете говорится, что суббота была дана не только человеку, но, и чтобы животные также могли отдохнуть (Исход 23:12).

22 глава книги Чисел интригует: Господь открывает рот ослицы Валаама, которая говорит со своим хозяином. Заметьте, что Бог не дает особой информации и речи ослице, а просто «отверз Господь уста ослицы», и она говорит! Тогда ангел задает острый вопрос Валааму: «за что ты бил ослицу твою?» (Стих 32, RST). Бог был обеспокоен жестоким обращением с животным! Моя дочь, Рахель Шафер, недавно защитила кандидатскую диссертацию. Диссертацию, посвященную исследованию многих других отрывков, где животные говорят и даже кричат ​​Богу, и Бог отвечает на их вопль!1 Посмотрите, например, Иов 12:7-9; 40:15-19; 41:10; Псалом 104:21,27-28; И Исаия 43:20.

Наряду с часто проявляемой Богом заботой о животных в Ветхом Завете есть поучительный стих и из уст Иисуса в Новом Завете: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк.12:6, RST). В библейском смысле для Бога «помнить», значит действовать в интересах кого-то или чего-то (см. Бытие 8:1, где Бог вспомнил о Ное и животных в ковчеге, спасая их от смерти). Если Бог не «забывает» воробьев, которые падают (умирают), то разве это не подразумевает, что Он будет «помнить», то есть действовать в интересах павших, спасая их?

В Послании к Римлянам 8:20-21 описывается, как все творение стенает и мучается, ожидая освобождения: «Творение было подвергнуто мучениям не по своей воле, но из-за того, кто его подверг им, в надежде, что и само творение также будет освобождено от его рабства тления в свободу славы детей Божьих» (WEB). Могут ли эти ссылки подразумевать, что нечеловеческие творения Божьи на этой земле, которые не несут ответственности за происхождение зла, в конечном счете будут освобождены от тления/проклятия через воскресение/спасение?

Я нахожу очень увлекательным читать комментарии Эллен Уайт, описывающие привязанность и доверительные качества животных: «Интеллект, проявляемый многими бессловесными животными, настолько близок к человеческому разуму, что это просто окутано тайной. Животные видят и слышат, любят, боятся и страдают. Они используют свои органы гораздо добросовестнее, чем многие люди используют свои. Они проявляют сострадание и нежность к своим товарищам в страданиях. Многие животные проявляют привязанность к тем, кто их обвиняет, намного превосходящие привязанность, проявляемую некоторыми представителями рода человеческого. Они проявляют привязанности к человеку, который не испытывает большого сострадания к ним»2.

Множество недавних исследований поведения животных, их интеллекта и эмоций подтверждают эти комментарии.3 Любовь и доверие этих животных - разве это не те качества, которые Бог ищет в Своих человеческих последователях, качества, которые необходимы им для Неба? Если животные обладают такими качествами, разве и они не пригодны для Небес?

К. С. Льюис предположил, что, возможно, именно те животные, которые были домашними животными и другие, которые удостоились названия «души», развивая положительные качества, такие как любовь и доверие, будут заслуживающими воскресения.4 Что Льюис не признавал, так это то, что Библия называет всех животных «душами» или «личностями», подобно людям (Быт.1:20-21,24,30, 9:10 и т. д.).

На протяжении всего своего многотомного труда, аллегорически изображающего план спасения - «Хроник Нарнии», Льюис исследовал в дальнейшем возможность разговоров животных. Библия, кажется, соглашается с этим: в Псалме 148: «звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (ст. 10, RST) названы среди тех существ, которые славят Господа. В Откровении 5:13 написано: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (RST).

Язык Псалма 103:24-30 может означать окончательное воскрешение морских и небесных, а также земных существ. С. Р. Драйвер пишет: «Немногие, если таковые есть, читатели Ветхого Завета, кажется, заметили, что, поскольку текст [Псалом 103: 24-30] существует и, если его можно читать только без нарушения нормальных стандартов истолкования, они привержены странному учению о воскресении не только человека и птиц и зверей, но также и Левиафана и „ползающих" или, скорее, „кишмя кишащих в нем всяких тварей", плавающих в море (ст.10-30 ИПБ)»5. Драйвер указывает, что «все они» (ст.27, RST), которые «созданы» (ст.30, RST), «должны означать всех, а не некоторых из них, Божьих созданий, будь то люди и звери, птицы или рыбы, упомянутые в псалме».6 Хотя Драйвер признает это значение текста в его существующей форме, он принимает такое значение «нежелательным» и, таким образом, предлагает радикальное удаление текста. Но, если принять текст в его таком виде, на мой взгляд, это наилучшая позиция, то этот отрывок, кажется, указывает на воскрешение широкого круга животных.

Я не собираюсь считать, что приведенные выше доказательства являются окончательными. В лучшем случае, это только наводит на размышления. Но во вдохновленных источниках достаточно «намеков», что когда наши дети теряют домашних животных, нам не нужно говорить, что они больше никогда их не увидят. Дети, чья жизнь была привязана к драгоценным питомцам, услышав, что животное никогда не будет воскрешено, могут получить излишне негативные свидетельства о характере Бога любви. Вместо этого, когда умирает домашнее животное, я предлагаю родителям говорить своим детям: «Когда вы попадете на небеса, и, если вы желаете, чтобы ваш питомец был там, Бог обязательно подарит вам желание вашего сердца». Это безопасный ответ, ибо Писание говорит: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс.36:4, RST), и если животные не должны быть воскрешены, то в нашем бессмертном состоянии мы не будем желать их. Обетование Павла в 1Коринфянам 2:9 здесь к месту (цитируется текст из Исайи): «никто не видел, никто не слышал, и ни у кого не было в мыслях того, что приготовил Бог любящим Его» (ИПБ). Почему бы не допустить воскресение наших питомцев и других животных в этом обещании?

Я считаю, что возможность воскресения животных согласуется со всей великой борьбой между Христом и сатаной, в которой Бог, наконец, все исправит. Когда я думаю о всех невинных животных, которые пострадали от рук жестоких людей и других животных, страдавших в то время, когда сатана радовался, я убежден, что Бог не может дождаться момента, чтобы исправить и эту часть деяний сатаны. Нужно также принимать во внимание все те невинные жертвы, которые были частью Богом установленной ветхозаветней церемониальной системы, в которой символически раскрывается ужас греха и его страшные последствия, а также указывается на пришествие Агнца Божьего. Я не могу себе представить, что Бог допустил эти все безвинные страдания, чтобы в итоге не «вспомнить» тех, кто пострадал, спасая и воскрешая их!

Я не догматизирую это предположение. У Бога может быть другой способ решить эту проблему, который намного превосходит то, что я сейчас себе представлю! Я знаю, что то, что Бог сделает, будет наилучшим. Когда-нибудь, и уже вскоре, мы узнаем точно, когда увидим Его (и наших домашних животных и других животных?) лицом к лицу на небесах! В тот день, «не будет уже смерти, ни скорби не будет больше, ни крика, ни боли, [ибо] всё прежнее ушло» (Откр.21:4, ИПБ).

А. Рэхель Шафер, «Ты, YHWH, спасаешь людей и животных: ответ Бога на озвученные потребности нечеловеческих животных, как они изображены в Ветхом Завете» (кандидатская диссертация, Wheaton College, 2015).
Служение исцеления, 315, 316.
См., например, Винт Вирга, Душа всех живых существ: как животные могут научить нас быть человеком (Нью-Йорк: Бродвей, 2014); Вирджиния Морелл, Мудрые животные: как мы знаем, что животные думают и чувствуют (Нью-Йорк: Бродвей, 2014).
К. С. Льюис, «Проблема боли» (Нью-Йорк: Макмиллан, 1962), 129–143.
См. Г. Р. Драйвер, «Воскрешение морских и земных существ», журнал семитских исследований 7:1 (весна 1962 года): 12.
Там же., 17.

Ричард М. Дэвидсон.

Перспективный дайжест. Издание Адвентистского теологического общества.

Быт 1:21 ...и всякую душу животных пресмыкающихся,..
Быт 2:19 ...всех животных полевых и всех птиц небесных,..
Быт 6:19 ...из всех животных , и от всякой плоти по паре,..
Быт 8:17 ...выведи с собою всех животных , которые с тобою,..
Лев 11:29 ...Вот что нечисто для вас из животных , пресмыкающихся по земле:..
Лев 11:42 ...и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте,..
Лев 11:46 ...о всех животных , живущих в водах, и...
Лев 11:46 ...о всех животных , пресмыкающихся по земле,..
Лев 11:47 ...и животных , которых можно есть,..
Лев 11:47 ...от животных , которых есть не должно...
3Цар 4:33 ...говорил и о животных , и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах...
Иов 18:3 ...Зачем считаться нам за животных ...
Еккл 3:19 ...и участь животных – участь одна:..
Еккл 3:21 ...и дух животных сходит ли вниз, в землю?..
Ис 30:6 ...Тяжести на животных , идущих на юг,..
Ис 40:16 ...и животных на нем – для всесожжения...
Ис 46:1 ...истуканы их – на скоте и вьючных животных ;..
Ис 46:1 ...ваша ноша сделалась бременем для усталых животных ...
Иер 27:5 ...Я сотворил землю, человека и животных , которые на лице земли,..
Иез 1:5 ...и из средины его видно было подобие четырех животных , –..
Иез 1:13 ...И вид этих животных был как вид горящих углей,..
Иез 1:15 ...И смотрел я на животных ,..
Иез 1:15 ...и вот, на земле подле этих животных ...
Иез 1:20 ...ибо дух животных был в колесах...
Иез 1:21 ...ибо дух животных был в колесах...
Иез 1:22 ...Над головами животных было подобие свода,..
Иез 3:13 ...и также шум крыльев животных , соприкасающихся одно к другому,..
Иез 8:10 ...пресмыкающихся и нечистых животных ...
Иез 10:14 ...И у каждого из животных четыре лица:..
Иез 10:17 ...ибо в них был дух животных ...
Авв 2:17 ...за истребление устрашенных животных ,..
Зах 8:10 ...не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных ;..

Иак 3:7 ...и птиц, пресмыкающихся и морских животных ...
Евр 13:11 ...Так как тела животных , которых кровь для очищения греха...
Откр 4:6 ...и посреди престола и вокруг престола четыре животных ,..
Откр 4:8 ...И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг,..
Откр 5:6 ...и вот, посреди престола и четырех животных ...
Откр 5:8 ...тогда четыре животных и двадцать четыре старца...
Откр 5:11 ...и животных и старцев,..
Откр 5:14 ...И четыре животных говорили: аминь...
Откр 6:1 ...и я услышал одно из четырех животных ,..
Откр 6:6 ...И слышал я голос посреди четырех животных , говорящий:..
Откр 7:11 ...вокруг престола и старцев и четырех животных ,..
Откр 15:7 ...И одно из четырех животных ...
Откр 19:4 ...Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали...

1Мак 6:35 ...и разделили этих животных на отряды...
3Езд 6:47 ...чтобы она произвела животных , летающих и рыб, что и сделалось...
3Езд 6:48 ...Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных ,..
3Езд 6:49 ...Тогда Ты сохранил двух животных :..
3Езд 11:39 ...не ты ли оставшийся из числа четырех животных ,..
3Езд 11:40 ...И четвертое из них пришло, победило всех прежде бывших животных ...
Прем 7:20 ...природу животных и свойства зверей,..
Прем 11:16 ...Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных ,..
Прем 12:24 ...и почитая за богов тех из животных ,..
Прем 13:10 ...золото и серебро, изделия художества, изображения животных ,..
Прем 15:18 ...Притом они почитают животных самых отвратительных,..
Прем 16:18 ...чтобы не сжечь животных , посланных на нечестивых,..
Прем 17:18 ...или незримое бегание скачущих животных ,..
Прем 19:10 ...как земля вместо рождения других животных произвела скнипов,..
Прем 19:20 ...не вредило телам бродящих удоборазрушимых животных ,..
Сир 43:27 ...разнообразие всяких животных , роды чудовищ.

В современном мире собака стала чем-то большим, чем просто "друг человека". Для множества людей собаки - дети, поклонение этим животным массово приобретает культовый характер. Именно поэтому Glorypets обратился к первоисточникам, религиозным книгам, которые на протяжении тысячилетий формировали мировоззрение людей, чтобы понять, какова же позиция офицальных мировых религий относительно четвероногих питомцев.

Мы заведомо акцентируем ваше внимание на то, что материал не содержит никаких суждений, умозаключений и выводов - только факты с ссылками на первоисточники, а также их толкование авторитетными лицами. Текст носит исключительно познавательный характер.

Что говорит Библия о собаках?


Фото: bigpicture.ru

Согласно упоминаниям из Книги Книг, библейский "зверинец" населяли как известные нам животные, так и очевидно фантастические: дракон, единорог, левиафан. Образы и тех, и других часто использовались древними, неустановленными авторами Библии иносказательно. Именно поэтому, буквальная трактовка некоторых отрывков, посвященных конкретно собакам, может грубо исказить смысл, заложенный в тексте Библии. Важно понимать, что Святое Писание - это не простое повествование, а книга с глубокими культурологическим, историческим, философским и даже географическим пластом. Некоторые ее отрывки всего лишь отражают нравы, взгляды и быт людей тех времен.

Многопластовость Библии привела к тому, что у верующих, воцерквленных христиан сформировалось отношение к собакам - как к животным нечистым. Вам наверняка приходилось слышать о суеверии, которое гласит: если пес войдет в храм, его необходимо закрыть и заново освятить. Корни этого суеверия кроятся в Ветхом Завете, книге Второзакония (также Дварим - пятая книга Пятикнижия Торы), авторство которой приписывают Моисею. По сути, это свод законов, правил поведения, религиозных традиций, которые следует соблюдать иудеям согласно учению пророка Моисея.

Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим. (Втор. 23: 18)

Виктор Кутковой, преподаватель православной иконологии в НГУ им. Ярослава Мудрого, в своей статье " О христианском отношении к собаке " утверждает, что таким образом Моисей указывает на то, что в те времена собаки считались нечистыми животными: "Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом - верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию". Таким образом, оглядываясь на исторический контекст данного текста Святого Писания, Виктор Кутковой трактует строчки буквально.


Изображение в Музее Ватикана. Фото: logicgate.nl

Однако, существует и другое толкование. Профессор Александр Павлович Лопухин в своей "Толковой Библии " говорит о том, что слово "пес" использовано в качестве метафоры: "Имеются в виду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих божеств (ср. 3 Цар XIV:23-24; XV:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той платой, которая дается блуднице и блуднику («псу», ст. 18)". Такой взгляд может быть справедливым, поскольку в списке "нечистых животных" (Втор. 14: 1-21) собака не числится. При этом, невозможно не отрицать увтерждение Виктора Куткового о том, что образ собаки у иудеев овеян негативом, а слово "пес" используется для характеристики нехороших людей.

Подтверждение этому мы находим в огромном количестве как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал. (3 Цар. 14: 11)

Иеровоам был идолопоклонником, который принебрег милостью Божей. Поэтому, устами пророка Ахии Господь насылает на его дом и семью страшное проклятие. Среди кар, предназначенных для семьи отступника, одна из самых недостойных - быть не захороненным после физической смерти, а съеденным псами. Ту же участь он обещает потомка Вассы, который " пошел путем Иеровоама" (3 Цар. 16: 1-4).

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф. 7: 6)

Слово "псы", в данном случае, используются иносказательно и указывают на людей с негативными качествами. Как и в Послании святого апостола Павла к Филиппийцам:

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей...(Флп. 3: 2).

А также во Второй книге Царств:

И поклонился, и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я? (2 Цар. 9: 8).

Впрочем, это далеко не все упоминания собак именнов такой форме ("псы") в негативном контексте.

Святой с собачьей головой


Святой Христофор

Отдельного внимания по данному вопросу заслуживает фигура святого, почитаемого как в православной, так и в католической традиции - Святого Христофора. На множестве икон он изображен с собачьей головой. Мнения ученых относительно природы такого образа в значительной степени расходятся. Наиболее фантастическая версия гласит, что мученик был из племени киноцефалов (псоглавцев) - людей с собачьими головами.

Наиболее разумная - что лик исключительно аллегорический: до обращения в христианскую веру Святой Христофор был свирепым и беспощадным язычником. Это тоже может говорить о негативных ассоциациях у ранних христиан, связанных с собаками. Но утверждать наверняка мы не можем. Версии о несимпатичной, "звероподобной" внешности, или примешнанном коптскими живописцами к образу святого, почитаемого язычниками "собакоголового" божества Анубиса, тоже вполне похожи на правду.

Собачья индульгенция


Троян, щенок болгарской овчарки, подаренный Патриарху Кириллу студентами Болгарского университета культурного наследия. Фото: pravostok

Очевидно, что "звания псов" в христианской традиции присваивались людям недобропорядочным, грешным, или низким. Что хоть и косвенно говорит об негативном восприятии древних иудеев этих животных, тем не менее, прямо не указывает на то, что христианство порицает не терпит собак как вид. Если бы это было так, вряд ли бы мы могли встретить изображение святого с головой собаки.

Священник Константин Пархоменко в своей статье "Христианство и...собака ", ссылаясь на слова Святейшего Патриарха Кирилла, утверждает: "нечистое" положение собаки в христианской традиции сформировалось исключительно по гигиеническим и санитарным соображениям. Одним словом, пускать собак в храмы не рекомендуется только лишь потому, что они могут там ненароком нагадить. В остальном же, животное ничем оскорбить Бога и христиан не может, поэтому его и незачем обижать.

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене... Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьего” богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. (Патриарх Кирилл)