Классный час Моя семья-моё богатство. Классный час «моя семья - моё богатство Семья мое богатство классный час

МБОУ «Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области »

План-конспект

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

«МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО!»

Класс: 3 «А»

Учитель : Литвинова Т.П.

2013 г.

Классный час «Моя семья – мое богатство!»

Цели: - Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

    Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

    Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

    Изучение семей классного коллектива;

    Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка к классному часу

Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

Сообщения на тему «Семейные традиции», «Случай из детства»;

Оформление выставки рисунков «Дружная семья»;

Оформление стенгазет «День семьи»;

Сценарный ход мероприятия:

Слайд 1

I . Моя семья.

- Добрый день, дорогие ребята и гости. Я рада приветствовать вас на нашем классном часе «Моя семья - моё богатство», посвящённом всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям, посвященном тому, что объединяет нас друг с другом – семье. Что такое семья? Слово это понятное всем, как слова «хлеб», «вода». Семья ­это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

Слайд 2

Из словаря С.И. Ожегова:

Семья группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)

Уклад - устройство, установившийся порядок организации чего-нибудь (быта)

Семья – это связь поколений.

Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. В семье формируется культура поведения и культура общения.

У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

А что семья для вас? (Высказывания наших учеников о семье)

«Семья – это на кого можно положиться и любимые люди»

«Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!»

«Семья – это «золотое», то без чего жить нельзя».

«Семья – это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все понимают руг друга».

«Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что помогут, успокоят».

«Семья – это очень близкие любимые люди, самые родные, самые-самые для каждого человека. Кроме твоих родителей ты никому не нужен на Земле».

«Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».

«Семья – это моя крепость, моя защита и опора».

«Семья – это коллектив людей, которые любят друг друга и их жизнь строится на доверии».

Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. С чего начинается родословная? Конечно с семьи.

Ученик

Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: Где я был тогда?
Отвечает папа: “Не было тебя!
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Слайд 3

Звучит песня «Моя семья» (Лежит передо мной игрушек куча…)

Учащиеся делятся на команды (3 по 5-6 человек)

Задание 1 . Отгадывание кроссворда «Моя семья»

Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

По вертикали:

1)Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Все заботится о вас?

2)Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос. (Дочь)

По горизонтали:

3, 4)В семье мы – мастера.
Всяких дел у нас гора!
Взяли в руки молотки,
Ремонтируем замки.

О ком идет речь? (Папа, сын)

5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

II . Тайна имени.

Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

(Уч-ся рассказывают: в честь кого из родственников им было дано имя, о своем имени, его значении.)

III . Семейный герб

Слайд 4

В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:

лев - сила, великодушие, орел – власть, овца - терпение, кротость
ворон –
долголетие, олень - символ воина, цапля - пугливость
волк -
жадность, злость павлин - тщеславие, хвастовство
дуб –
крепость, пальма – долговечность, слив. дерево - мир

Дома с родителями вы составили свой герб семьи. Расскажите о нем, что он обозначает и символизирует.

(Рассказы учащихся. Выставка семейных гербов.)

IV . Семейный фотоальбом.

Слайд 5

Стихотворение: «Семейный альбом»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,

Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.

Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это – мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил: родня – словно всех срисовали с меня!

- В одной из песен поётся «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом». Здесь на нашей выставке представлены фотографии из семейных альбомов, и сейчас я приглашаю познакомиться с нашей выставкой.

(Рассказы детей об интересных случаях из жизни семьи)

V . Семейные традиции.

Слайд 6

- У каждого человека есть своя семья, свой дом. Дом - это не только крыша над головой. Это твоя семья, близкие тебе люди: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.Я расскажу вам легенду: В давние времена жила семья – 100 человек, и в ней царил мир, покой, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель прочитал и удивился. На листе было начертано сто раз слово “ПОНИМАНИЕ”.

Действительно, счастье в семье зависит от взаимного понимания. Кто же не хочет быть счастливым. Это “Солнышко” внутри нас. И у него много значений. С латинского оно означает “Фортуна”, с французского – “шанс”, с английского – “удача”. А по-русски? “С” - “хороший”, часть – доля. Значит, хорошая доля. Пусть у всех нас наша доля будет хорошей .

1. Что значит для меня моя семья?

Конечно, счастье и уют домашний

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных!

2. Во - первых, это главное - ЛЮБОВЬ,

Всем сердцем и душою всей и разумом,

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по-разному.

3. Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник и продолженье рода,

Пусть струится!

4. Потом - ЗАБОТА.

Лишь она очаг семейный сбережет от ветра

Старайся, чтоб с улыбкой весна была всегда с тобою,

А не где-то.

5. Четвертое - терпенье.

Оно поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

6. А пятое - ответственность и долг

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

7. Шестое - уваженье.

Только с ним приобретёшь успех,

Признанье общее всегда,

Считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8. И, наконец, седьмое - чистота везде:

В дому, в душе твоей и помыслах,

Вот так я представляю свой очаг

Где я любима, где счастлива я полностью.

9. Смотрите, ах, сколько тут в классе гостей!

И солнышко светит нежней и теплей.

И всё потому, что вся вместе семья:

И папы, и мамы, и вся детвора!

Все дети:

Вся семья вместе!

Так и душа на месте!

- Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.

Учащиеся рассказывают о своих семейных традициях.

2 задание . Любимые занятия семьи

Нужно перечислить любимые занятия в семье. Команды по цепочке называют занятия. Кто последний назвал, та команда и выиграла.

прогулка

игра в домино

приготовление общего ужина

поход в лес

купание в аквапарке

разговор

уход за домашними животными

поход в магазин

уборка

посмотреть вместе кино

чаепитие

помыть посуду

Слайд 7 «Вместе веселей»

3 задание Любимая песня семьи (Фонограммы)

Исполнение любимой песни.

4 задание Конкурс пантомима:

Ребята получают карточки, на которых указаны действия, которые они должны изобразить с помощью пантомимы, а родители угадывают.

Задания могут быть такими:

1. Мама спешит на работу.

2. Папа моет посуду.

3. Дедушка читает газету.

4. Сестра собирается на встречу с друзьями.

5. Бабушка печёт пироги.

6. Папа требует дневник.

5 задание : распределить по графам (мама, папа, дети) листочки, на каждом из которых было указано по одной из обязанностей по дому (на полоски был разрезан перечень из 22 пунктов).

Сварить обед

Помыть посуду

Вынести мусор

Пришить пуговицу

Сходить в магазин

Проверить почту в почтовом ящике

Прибраться в квартире

Почистить пылесосом ковры

Посидеть с малышом

Сходить в аптеку

Сделать ремонт в квартире

Почистить до блеска вилки, ложки

Постирать белье

Помыть окна в квартире

Погладить белье

Починить испорченный кран на кухне

Почистить обувь

Сходить за малышом в детский сад

Погулять с малышом во дворе

Начистить картошки на суп

Поставить горчичники больному

6 задание . Семейные игры, соревнования и развлечения

Вспомнить развлечение, конкурс или игру семейного праздника. И нужно будет, разучив один из вариантов, провести эту игру с другой командой. Время на обсуждение, выбор и подготовку – 2минуты .

«Скульптура – замри ».

«Я знаю 5… » – и называет по порядку разные предметы. Можно перечислять «по пять» (названия профессий, название школьных предметов, имена девочек и т.д.)

Слайд 8

7 задание . «Семейные мудрости»

На листочках несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо за 1 минуту их соединить. Кто собрал – зачитывают дружным хором одну из 6.

Где мир и лад, там и Божья благодать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет, так и горя нет

Слайд 9

VI . Семейные реликвии.

- У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Все мы принесли экспонаты для наших выставок «Из бабушкиного сундука» и «Семейные реликвии». Сейчас я буду по очереди брать эти вещи, а семьи, которым они принадлежат, будут о них рассказывать.

(Представители семей рассказывают историю своих семейных реликвий.)

Слайд 10

VII . Практическая работа «Две ладони»

С самого рождения с вами рядом находится ваша семья – самые близкие, самые родные люди.

1 .Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

2. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

3. Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

4. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Слайд 11

Слайд 12

Звучит песня «Радость моя»

У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем находится вырезанные из бумаги две ладони: ваши и ваших мам. Возьмите ладошку мамы или папы и на каждом пальчике напишите, как вы ласково называете свою маму, вложив в эти слова всю свою любовь. (Дети пишут).

А теперь на пальчиках другой ладони напишите, как ласково называет вас мама или папа. (Пишут).

Теперь вспомните случай, которым вы расстроили своих родителей, напишите его в центре ладони и приклейте свою любящую ладошку к любимой маминой или папиной ладони. Вот вы все дружно и крепко помирились, заклеив своей ладошкой обиду на ладошке мамы или папы.

Слайд 13

VII . Заключительная совместная игра «Строительство семейного дома»

Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой любой семьи, каждого дома. Давайте вспомним необходимые слова и на «брёвнах» напишем их: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети пишут на «брёвнах» дома слова).

Вот какой крепкий дом семьи у нас получился!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 14

VIII . Рефлексия.

- Мы с вами обсуждали, что в своих семьях надо жить дружно и весело, помогать друг другу. Что такой стиль жизни сближает нас с нашими родными.

Что теперь вы думаете о семье? Если вы стали больше понимать значение семьи в вашей жизни – поднимите красное сердечко, если задумались – розовое, а если ещё сомневаетесь в том, что услышали сегодня – жёлтое.

Желаю вам, чтобы вы берегли своих близких, делали больше добрых дел…

Я хочу поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. (В.Берестов).

Слайд 15-16

С днём семьи вас! Счастья, мира и благополучия вашим семьям!

Звучит песня «Три желания»

Классный час

«Моя семья - мое богатство»

Цель: осознание значимости семьи как основы общества.

Определение нравственных ориентиров;

Воспитание уважительного отношения к народной мудрости;

Развитие навыков мыслительной деятельности;

Мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Формирование коммуникативной культуры;

Предварительная подготовка:

Работа над проектом «Мои семейные традиции»

Медиапродукт:

1.Презентация выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 «Моя семья- мое богатство»

2. Видеоролик в программе:Movie Maker

3. Ромашки вырезанные из бумаги

4. Кирпичики для создания дома

5. Макет дома.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Ребята, тему сегодняшнего классного часа вы узнаете из видеоролика.

О чем пойдет речь на классном часе вы определите сами.

Слайд 1. Показ видеоролика

Ребята говорят, что речь пойдет о семье.

Слайд 2.Тема классного часа: «Моя семья - мое богатство»

Сегодня на нашем классном часе мы с вами постараемся ответить на вопрос: «Зачем человеку нужна семья?»

Выяснение значения слова «семья», состав семьи, взаимоотношения.

Давайте поразмышляем, что это за слово такое - семья (произнести так: семь-я)?

Из чего или кого состоит семья?

Есть ли у членов семьи обязанности?

Что делать для того, чтобы семья была дружной и крепкой?

Даем детям возможность строить гипотезы, предположения. После коллективных рассуждений, ведем к обобщению всего сказанного.

Приблизительный вариант предположений детей с пояснениями и дополнениями учителя.

Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. Сколько в семье загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделитьна два слова: «семь» и «я». Тогда оно будет говорить нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом, характером. Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя».

Маленькое семя, с любовью посаженное, дает росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

«…Семья - это труд, друг о друге забота...»

«…Семья - это важно! Семья - это сложно!»

«…счастливо жить одному невозможно…»

Скажите, для чего человек нужна семья. Выполните задание

Для чего нужна семья?

Задание: Выберите слова, характеризующие семью

Учит любви,

Учит ответственности,

Учит заботе и уважению старших

Для одиночества

Для счастья

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, семья это где тебя ждут и любят

С чего начинается семья?

На кирпичиках напишите, что значит для вас Дом?

Место, где тебя ждут. Дом

Задание: На кирпичиках написать, что значит для вас Дом.

Учащиеся прикрепляют свои кирпичики на доску, говоря свои ответы.

Педагог крепит крышу дома и подводит итог задания.

Дом - это очаг

Дом - это крепость

Дом - это уют

Дом - это тепло

Дом - это любовь

Слайд 7 Физминутка

Читается стихотворение

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Слайд 9 Пословицы о семье и о доме. Работа в парах.

Посмотрите, у вас у каждого на столе есть небольшая распечатка пословицами. Но вот беда, строки перепутались местами. Попробуйте все вернуть на свои места, чтобы мы могли прочитать эти яркие, точные, мудрые изречения народа.

1. Яблоко от яблони… … и дети не ленивы.

2. Не нужен и клад… …там и горя нет.

3. В гостях хорошо,… …пуд соли съесть.

4. Где любовь и совет,… …а дома лучше.

5. Чтобы узнать человека, надо с ним… …недалеко падает.

6. Родители трудолюбивы, … коли в семье лад.

Семейные традиции.

Семейные праздники и традиция еще больше сплачивают семью?

Задание: Назовите семейные традиции.

Новый год

Дни рождения

Рождество

Походы на природу

Рыбалка и т.д.

Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Подводя итог проекта «Мои семейные традиции» мы выяснили, что в нашем классе оказалось очень много семей с похожими традициями, например 4 семьи в любое время года ходят в поход. А еще есть семьи, где есть традиция читать книги вслух по вечерам всей семьей. Мне понравились все проекты.

Слайд 12 -34. Рассказы детей о семейных традициях.

Что может быть семьи дороже
Теплом встречает отчий дом,
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле.

Ребята, мы с вами много говорили о семье, я думаю теперь вы сможете ответить на вопрос, поставленный в начале классного часа: «Зачем человеку семья?» Ответы детей.

    Свято храни честь своей семьи.

    Люби свою семью и делай ее лучше.

    Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

    Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

    Подари родителям радость.

    Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Подведение итогов

Что было предметом обсуждения на нашем занятии (о чем мы с вами сегодня говорили)? Какие выводы вы сделали для себя из данной беседы?

Классный час мне…

Я узнал для себя …

Я желаю ребятам …

Рефлексия

Для каждого из нас это мероприятие не прошло бесследно, оставило внутри какие-то мысли, чувства. Я предлагаю вам посадить в нашем доме цветы с пожеланиями. Но пусть это будут пожелания от всего сердца вашим близким и родным.

На цветах дети пишут пожелания и крепят их возле домика. Приклеивая свое пожелание они говорят, его вслух.

Наш классный час подошёл к концу. Я благодарю всех за активное участие и от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту. Мне бы хотелось закончить классный час такими словами:

Что может быть семьи дороже

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в мир добром.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть еще дороже

На этой сказочной земле!

Спасибо за внимание

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«МОЯ СЕМЬЯ - МО Ё БОГАТСТВО»



«Моя семья – моё богатство»

Актуальность: в настоящее время наблюдается деградация семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Разнообразные формы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание учащихся.

Цели классного часа : содействие расширению знаний школьников и семье, о нравственных и моральных нормах; формирование ценностного отношения к семье, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствование моральному развитию детей; побуждение их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственное воспитание учащихся.

Форма проведения : час общения.

Оформление.

На закрытой доске : Эгоизм (от лат. Ego я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами.

На центральной доске:

Идеальные родители – это

Идеальные дети – это

Идеальная семья – это

План классного часа.

    Вступительное слово.

    Интерактивная беседа. Эгоизм и альтруизм.

    Решение проблемной задачи «Гадкий утенок».

    Воспитывающие ситуации.

    Работа в группах.

    Заключительное слово.

    Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа:

1. Вступительное слово.

Сегодняшний классный час – час общения. Это значит, что на протяжении этого времени мы будем разговаривать с вами, обсуждать, убеждать, спорить, доказывать свою точку зрения.

О чем же будем говорить? Конечно же, о семье. Сегодня мы постараемся выяснить, почему некоторые семьи называют себя несчастливыми, что мешает им стать благополучными; поговорим об идеальных родителях и детях, постараемся найти оптимальные решения для проблемных ситуаций. Я надеюсь, что сегодняшний классный час поможет вам понять ваших родителей, побудит вас хотя бы постараться сделать свою семью хоть чуточку счастливее.

2. Беседа.

Все вы читали сказки. И многие из них заканчиваются свадебным пиром. Увы, в реальной жизни все не так хорошо, и со свадебного пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда.

Скажите, а от одного ли конкретного члена семьи зависит ее счастье, благополучие?

Чтобы семья была счастливой, нужен упорный труд всех ее членов. У одних это получается, и тогда рождается счастливая, благополучная семья, где все чувствуют теплоту, заботу и любовь, а у многих этого не получается. Тогда люди просто живут под одной крышей. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: « Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по – своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью?

Неблагополучных и несчастливых семей сейчас немало. И не всегда это связано с материальными трудностями.

Многие психологи утверждают. Что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? Кто такие эгоисты?

Ваше понимание недалеко от истины (далеко от нее).

В словаре С. И. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (открыть доску): « Эгоизм (от лат. Ego– я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь, семья между эгоистами?

А приятно ли, когда в семье вырастает эгоист? Почему?

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же, по–вашему, ведут себя альтруисты?

В словаре С. И. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере, одного альтруиста вы знаете точно. Можете сказать, кто это?

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет ради нашего блага, кто сделает для нас все, вот те, кто нас бескорыстно любит, те, кто и составляет наше богатство.

3. Решение проблемной задачи.

Все знают сказку Г. Х Андерсена «Гадкий утенок». Как многие из нас, наверное, переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. А как радовались, когда этот гадкий утенок превратился в лебедя. Послушайте рассказ одного психолога, который я назвала «Гадкий утенок».

Однажды на прием к психологу пришла мама 14 – летнего сына, она жаловалась на то, что сын нисколько не слушает ее, учиться не хочет. На уме у мальчика только гулянки да развлечения. А когда он дома, то не отходит от телевизора. Музыку включает на всю громкость. А ведь мам в сына всю душу вложила. Рос не хуже других, всегда одет и обут, все есть. Себе во многом отказывала, только чтоб у сына все было. А у сына на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе нет, ничем я тебе не обязан».

Вот такая ситуация. Кто же здесь эгоист, а кто альтруист?

Согласны ли вы с сыном женщины, действительно ли ее сын ей ничем не обязан?

В сказке Андерсена из гадкого утенка вырос лебедь. А вырастет ли из подростка, о котором я вам рассказала прекрасный человек? Почему?

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг, ответственность перед нашими родителями. Они нам подарили самое главное – жизнь, и до сегодняшнего момента делают для нас все. Именно родители - самая ценная пока наша часть. А эгоизм – признак незрелой личности, и если мальчик из моей истории не поймет это, то на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

4. Воспитывающие ситуации.

Мы живем среди людей. Общаясь, мы стараемся соблюдать определенные правила. Но есть одно «золотое» правило, которое мы, куда бы судьба нас не завела, должны исполнять. Об этом правиле мы говорили на многих уроках литературы. Какое это правило?

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. А когда мы приходим домой, расслабляемся и позволяем себе то, что на людях не всегда можем позволить. Дома же нет тех, кто осудит со злом. Мама, бабушка, папа, дедушка – все свои. Потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, которые правят в обществе. Семья никогда не сделает нам ничего плохого, ее, прежде всего, надо любить и уважать. А как поступаете вы?

Хочу предложить вам испытания. Проверим, как вы относитесь к своим домашним, цените и уважаете ли их?

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро и четко принять решение. Если класс одобряет, то поднимает руки, если же нет, участник остается на месте.

Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки. Включили музыку, приготовились помечтать, отдохнуть. И тут началось.

Ситуация №1.

Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама.

Ситуация №2.

Бабушка заглянула: «Ну – ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!».

Ситуация №3.

Папа тоже подоспел со своими указами: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь прополоть картошку».

Ситуация №4.

Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год. Подпиши – ка всем открытки».

Ситуация №5.

Собаку хотел – иди по темноте выгуливай!» - сказал папа.

Ситуация №6.

«Опять куда – то очки запропастились», - попросила бабушка найти ее очки.

Ситуация №7.

«Да выключи ты эту дурацкую музыку» - закричали все.

Тем, кто не справился, дополнительные ситуации.

Прием в школу разведчиков вы прошли.

5. Работа в группах.

Что ж, во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они частенько расстраиваются, грубят. И тогда не выдержит никакой ребенок и тоже ответит грубостью. Давайте постараемся не расстраивать членов нашей семьи, и тогда они будут отвечать нам взаимностью.

Мы уже много говорили и о родителях, и о детях. Вспомните тему классного часа - «Моя семья – мое богатство». Ведь родители и дети – одна семья. И ее нужно сохранить, ею нужно дорожить, ни один человек на свете не сделает для вас того, что делают для вас ваши родители. Какими бы плохими не были дети, родители все равно их будут любить. Вспомните хотя бы притчу о блудном сыне. Поэтому постараться нужно не расстраивать нашу семью.

Казалось бы, чтобы не расстраивать маму и папу нужно быть идеальным. А многие из нас родителей хотят сделать таковыми. В любом случае, каждый хочет, чтобы его семья называлась образцовой. Что для этого нужно? Чтобы все были идеальными. А каков он, идеал? Разберемся. Поработаем в группах.

Первая группа составляет портрет идеальных детей, вторая – идеальных родителей, а третья думает над вопросом об идеальной семье.

Чтение получившихся результатов.

Ну что ж, слово «идеал» обозначают высшую цель деятельности. Будем считать, что цель такую вы получили. Желаю, чтобы каждый из вас ее достиг, и в вашей семье царила гармония.

6. Заключительное слово учителя.

Наше общение подходит к концу. Обратимся к названию. Согласны ли вы с предложенным мною выражением?

В заключении хочу дать вам один совет: доверяйте своим родителям, делитель с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну. Постарайтесь не обижать их. Ведь родители – единственные на земле люди, которые самоотверженно и бескорыстно любят нас, а не это ли в нашем мире самая главная ценность?

7. Рефлексия.

Полезен ли для вас был сегодняшний классный час? О чем задумались? Что решили? Напишите, пожалуйста, дома мини-сочинение на тему «Моя семья».

Конспект классного часа для 5-8 классов по теме: Семейные ценности

Классный час «Моя семья – моё богатство»

Автор: Непрокина София Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 г.о. Шуя Ивановской области
Описание работы: данную разработку можно использовать для проведения классного часа о семейных ценностях в средней школе (5-8 класс). При проведении данного мероприятия большую роль играет работа детей. Учитель лишь задает направление этой работы. Классный час помогает не только задуматься о семейных ценностях, но и способствует творческому самовыражению детей.
Цель:
1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
2. Осознание детьми ценности семейных отношений
Задачи:
1. Углубить знания о ценности семьи;
2. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности.
Оборудование: у каждой группы на столе присутствует конверт с картинками, изображающими семью, семейные развлечения и т.д., ватман, фломастеры, клей-карандаш.

Ход мероприятия:

Заходя в кабинет, дети берут жетоны. У жетонов разный цвет. В зависимости от того, какого цвета жетон взял ученик, происходит деление на группы. Ребёнок садится за стол, на котором лежит конверт того же цвета, что и жетон.
1. Формулировка темы.
Предмет разговора формулируют дети после просмотра презентации (слайды презентации включают семейные фото, на каждом слайде присутствует строка из стихотворения, которое вы можете увидеть в конце конспекта.)
- Вы посмотрели презентацию. Думаю, что вы уже поняли, о чем сегодня пойдет речь. Как вам кажется, о чём мы будем говорить?

2. Слово учителя.
Действительно, сегодняшний классный час посвящен семье. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Семья – это наше богатство.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?
Сейчас я вам предлагаю проанализировать, что вы вкладываете в понятие семья. Заниматься этим вы будете в группах. И я вам предложу два вида работы. Вы, разделив обязанности, должны будете выполнить оба задания. И не просто выполнить, а еще и представить свои творения.

Вам нужно будет создать плакат, иллюстрирующий ваше представление о том, что такое семья, о взаимоотношениях в семье. В создании плаката вам помогут картинки, которые вы найдете в конверте, фломастеры, клей. Это первое задание.

Задание второе – синквейн на тему «Семья». Если вы забыли или не знаете, как составляется синквейн, то у каждой группы на столе есть схема составления синквейна с примером.

Правила составления синквейна (у детей на партах):
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример:

Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя
Искусство.


3. Работа детей.
Пока дети работают, можно включить спокойную, ненавязчивую музыку. Она поможет создать теплую атмосферу.

4. Представление работ детьми.
Этот этап выступает как своеобразная рефлексия. Ведь дети здесь как раз и расскажут, о чем они задумались и к каким выводам пришли.

5. Слово учителя.
Ребята, теперь нам осталось только подвести итог, из чего складывается понятие «семья». И если посмотреть на ваши плакаты, обратиться к вашим синквейнам, то получается, что
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!