Клоуны ужасны! Подборка самых противных клоунов из игр. Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей. Игра «Любопытный мячик»

1. Кеннет (Клоун) Чейз

Кеннет Чейз появился на свет в 1932 году. Роды были трудными и его мать их не пережила. Эта трагедия воздвигла вечный барьер между отцом и сыном. Мальчик рос, а вместе с ним рос алкоголизм отца и его отвращение к сыну. Они уже практически жили каждый своей жизнью, к времени, когда Кеннет пошел в школу.

Успеваемость была средней, но Кеннет сиял в спорте. Он вырос высоким и сильным, был прекрасным бегуном, но наотрез отказывался играть в команде.

По дороге домой Кеннет собирал перья птиц, и скоро у него образовалась целая коллекция в коробке из-под сигар, которую он прятал под кроватью. Папаша либо пропадал на работе, либо пребывал в пьяном угаре, так что Кеннет в основном был предоставлен сам себе. Он помешался на перьях - на узорах, на их разнообразии, даже начал водить себе ими по губам. Наблюдая за птицами на кормушке в саду, Кеннет воображал, какими мягкими они должны были быть, и решил поймать одну. Он познакомился с местным дантистом и вскоре разжился анестетиками. С ее помощью он соорудил ловушку, в надежде что птица будет без сознания какое-то время, и он сможет ее потрогать.

После нескольких неудачных попыток, он поймал малиновку. Когда та была в его руках, мальчика охватило странное возбуждение. Он планировал отпустить птицу, как только та отправится от анестетика. Вместо этого, когда птица пришла в себя и начала сопротивляться. Кеннет не ослабил хватки. Его пальцы продолжали крепко сжимать тельце, пока то не перестало подавать признаки жизни. Он избавился от трупа, оставив себе перо, которое положило начало новой коллекции.

К концу сороковых годов Кеннет бросил школу и стал мальчиком на побегушках в закусочной. И уже переключился на другую живность - белок, енотов и собак, выверяя дозу анестетика для каждого вида.

В 1954 в городе исчез без следа молодой человек и все бросились его искать. Спустя несколько месяцев отец Кеннета нашел коробку из-под сигал в подполье дома. Открыв ее, он с ужасом осмотрел содержимое - перья, лапы животных и человеческий палец.

Возвращаясь с работы, Кеннет застал своего отца с коробкой в руках. Кеннет развернулся и убежал, больше не появляясь дома.

После нескольких недель скитаний, он наткнулся на бродячий цирк, и, учитывая телосложение, был принят работать на канатах. Он придумал себе новое имя - Джеффри Хоук.

Внезапно окруженный дружным коллективом, "Джеффри" пришлось учиться вести себя в компании. Он искусно отыгрывал свой новый образ, быстро прослыв услужливым и радушным человеком среди членов своей новой семьи.

Более десяти лет он оставался в цирке, исследуя США вдоль и поперек. Но новый образ жизни накладывал свой отпечаток и Кеннет приобрел много вредных привычек. Алкоголь, фастфуд, наркотики - все это было в порядке вещей. Поначалу этого было достаточно, но былая природа брала свое - ему снова нужно было убивать. Кеннет украл грим и одежду у коллег, и этот маскарад позволял приближаться к жертвам, чтобы безопасно усыпить их. После этого он тащил их к каравану, где те приходили в себя, понимая, что они теперь в его власти. Он наконец-то снова веселился, подпитываясь энергией от криков своих жертв, когда те вопили в ночи.

Как только сила жертв угасала, Кеннет тщательно осматривал их пальцы, выбирая самый красивый, а затем облизывал их, выбирая самый вкусный. Как только выбор был сделан, он отрезал палец и гордо добавлял его в свою коллекцию, выбрасываю тело, как ненужный мусор.

Мужчины, женщины, старые, молодые - ему было все равно. Суть хорошей коллекции состоит в разнообразии экспонатов и того, какие воспоминания они порождают.

Он все реже выбирался из костюма, постепенно принимая личину клоуна как свою собственную.

Со временем, Кеннет стал нерасторопным. Пока он отсыпался после пьянки, жертва смогла сбежать из его пут. Она убежала, крича, а затем Кеннет проснулся, обнаружив, что все циркачи бегут к нему. Он хлестнул коня и растворился в ночи.

С тех пор он слонялся по все стране, прибиваясь к бродячим циркам, но никто не видел, чтобы он когда-либо выступал. Он заманивал тех смельчаков и глупцов, которые сближались с ним, и сбегал, пока их не хватились.

В какой-то момент Кеннет покинул дороги США, передвигаясь по мгле, обнаружив, что вошел в другой мир. Окружение стало призрачным и непостоянным, что как нельзя кстати подходило к его новому образу жизни. Впервые за все свою жизнь Кеннет почувствовал себя дома. Он разбил лагерь и приготовился к визиту своей первой жертвы.

2. Перки Клоуна

Розыгрыш
РЕДК. НАВЫК

Вы перелезаете через препятствия на 5/10/15% быстрее. После перелезания через препятсвие Сущность заблокирует его на 8/12/16

Навык может заблокировать только одно препятсвие за раз. Препятствие заблокировано только для выживших.

Комментарий: Перк достаточно хороший, особенно при игре за Клоуна. Берешь, находишь сурва. Он бежит к инфиниту, ты кидаешь к окну бутыль, перелезаешь через него и сурву в итоге некуда деваться. Хороший перк. Помогает с инфинитами.
Полезность перка: 7 из 10

Обучающий перк открывается на 30 уровне.

Клоунофобия
ОЧ.РЕДК. НАВЫК

Само ваше присутствие внушает сильный страх. Находясь в радиусе вашего террора, Выжившие лечатся на 30%/40%/50% медленнее.

Комментарий: Мощно. Прям. Нет слов. Хороший перк. Я бы сказал отличный. Девсы потрудились в этот раз. Перк даже не ситуативный. Он ходовой. Ну кого не бесили свинки, пытающиеся лечиться перед окнами или паллетками? Ну это же просто сказка. Да и подлотать у крюка сразу не получится, даже если клоун рядом. А в связке с "Невыносимое присутствие" прям. Четко.

Полезность перка: 8 из 10

Обучающий перк открывается на 35 уровне.

Чертик из Табакерки
ОЧ.РЕДК. НАВЫК

Глубокая Связь с сущностью дарит вам силу. После того, как вы повесили Выжившего, поломка генератора сразу отнимает у него 15%/20%/25% общего прогресса. После этого прогресс будет уменьшаться с обычной скоростью.
Чертик из Табакерки активен в течение 30 секунд.

Комментарий: Как я писал выше: "Девсы потрудились". Хороший перк. И опять же, ходовой. 70% крюков расположены в непосредственной близости от генераторов. Поэтому: Повесил и сломал. Всё просто! А первый кэтч от майкала в Первом Чистом Зле, так вообще сказка в начале игры!

Полезность перка: 7 из 10

Обучающий перк открывается на 40 уровне.

3. Способность Клоуна

Добивающий Тоник
СИЛА

Годами Кеннет экспериментировал с анестезирующими препаратами и миорелаксантами, разработав в итоге несколько эффективных формул. Его любимая смесь - Добивающий Тоник. Кеннет пользовался им очень часто, отравляя и обездвиживая с его помощью жертв.

  • Нажмите (или замжите) клавижу Силы, чтобы бросить бутылку Добивающего Тоника. Когда она разбивается, то выпускает токсичный газ, поражая Выживших вдохнувших его.
  • Отравленные Выжившие страдают от замутненного зрения, медленнее двигаются и кашляют в течении 2 секунд.

    Чтобы перезарядить количество бутылок в инвентаре, нажмите и держите клавишу Активного Умения

    Комментарий: Хм. Спорная штука. Для начала хочется отметить особую траекторию кидания бутыля. Это не топор охотницы, который летит по прямой. Это бутыль, который летит по дуге. Причём дуга достаточно странная, потому что если мы целимся в небо, то дуга идет у нас вверх, а потом уже приземлется в точке, которая предположительно была выбрана вами за цель. А если целимся ниже горизонта поля зрения нашего Клоуна, то бутыль летит не так высоко, как в предыдущем случае. Это слегка затрудняет метание бутыля. Долго нужно учиться, чтобы метать их на огромные расстояния. Ладно. Пару слов о силе: Да, не рыба, не мясо. Средне. Имбой не назвать и бесполезной способностью не назвать. Заметили, что не ноет, что киллер имба? Да, заметили. А потому что люди с крюгера уже привыкли к такому дер*му и все поняли, что ныть бесполезно. Все в дальнейшем научаться играть против него. Ну да, замедляем мы, зрение портим настолько, что невольно щуришься в монитор. Это реально имбово. На своем опыте уже могу сказать, что вольно бегать в инфинитах и в паллетках против умелого клоуна просто так не получится. Ну в итоге. Неплохо. Этот маньяк будет ходовым в дальнейшем.

4. Улучшения Клоуна

5-процентный эфир ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

Органическая Анестезирующая смесь

  • Слегка увеличивает продолжительность эффекта Отравление
  • Эффект суммируется

    Вонючие стельки ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Заплесневелые стельки, помогают успокоить уставшие ноги

  • Слегка увеличивает скорость передвижения во время перезарядки
  • Эффект суммируется

    Перо малиновки ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Оранжевое перо, мягкое на ощуп

  • Слегка снижает временной промежуток между бросками бутылок Добивающего Тоника
  • Эффект суммируется

    Клоунские перчатки без пальцев ОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Атрибут стандартного клоунского наряда с отрезанными пальцами для лучшей хватки.

  • Слегка снижает время перезарядки
  • Эффект суммируется

    Перо скворца НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Чёрное перо с изумрудным блеском, крайне мягкое на ощуп

  • Умеренно снижает временной промежуток между бросками бутылок Добивающего Тоника
  • Эффект суммируется

    Липкая бутылка из под газировки НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Пустая бутылка, покрытая липкой оболочкой из сахара и соли

  • Вы стартуете с 1 дополнительной бутылкой Добивающего Тоника
  • Увеличивает максимальное количество бутылок в инвентаре на 1
  • Эффект суммируется

    Канистра Керосина НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Чистая легковоспламеняющаяся жидкость с резким запахом, при вдыхании притупляет разум

  • Отравленная жертва страдает от эффекта Слепота в течение 30 секунд
  • Эффект суммируется

    Сосуд с растворителем НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Легковоспламеняемая химическая смесь, которая раздражает дыхательные пути человека

  • Отравленная жертва страдает от эффекта Усталость в течение 30 секунд
  • Эффект суммируется

    Толстая пробка НЕОБЫЧНОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Плотная пробка, прекрасно подходящая к бутылкам Добивающего Тоника

  • Умеренно снижает время Перезарядки
  • Эффект суммируется

    10-процентный эфир РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Органическая едкая анестезирующая смесь

  • Умеренно увеличивает продолжительность эффекта Отравление
  • Эффект суммируется

    Порнуха на Кассете РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Классическая кинолента, на которой записаны все выпуски FilthyFranka`a про Пироги.

  • Умеренно увеличивает скорость передвижения во время перезарядки
  • Эффект суммируется

    Пробирка с серной кислотой РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Жидкость без цвета и запаха, по плотности напоминающее масло. Обладает сильными разъедаюшими свойствами.

  • Отравленная жертва значительно страдает от эффекта Травма в течение 120 секунд
  • Эффект суммируется

    Бутылка хлороформа РЕДКОЕ УЛУЧШЕНИЕ

    Сладкопахнущая смесь органического происхождения с сильными анестезирующими свойствами

  • Умеренно увеличивает радиус действия газового облака после броска добивающего тоника
  • Эффект суммируется

    Мензурка с отбеливателем

    Сильный химикат, способный вызвать раздражение кожи, ожоги и повреждения легких

  • Отравленная жертва дополнительно умеренно страдает от эффекта Замедление
  • Продолжительность эффекта отравления слегка снижена
  • Эффект суммируется

    Бутылка дешевого Джина ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Напоминает о былых дешевых временах и адской головной боли

  • Вы стартуете с 2 дополнительными бутылками Добивающего Тоника
  • Увеличивает максимальное количество бутылок в инвентаре на 2
  • Эффект суммируется

    15-процентный эфир ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Крайне взрывоопасная анестезирующая смесь

  • Значительно увеличивает продолжительность эффекта Отравление
  • Эффект суммируется

    Коробка из-под сигар ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Мрачная и незавершенная коллекция пальцев. Наполняет клоуна сильным желанием и улучшает его способность создания Анестезирующих препаратов.

  • Слегка увеличивает радиус действия газового облака после броска добивающего тоника
  • Слегка увеличивает эффект размытого зрения у отравленных жертв
  • Эффект суммируется

    Набор яркого грима ОЧ.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Что-то из этого ляжет на лицо, а что-то пойдет в Тонизирующий Тоник. Разведенный грим намертво прилипает к легким жертвы

  • Умеренно увеличивает радиус действия газового облака послеброска добивающего тоника
  • Умеренно увеличивает эффекта продолжительности газа
  • Эффект суммируется

    Мизинец рыжей девушки УЛЬТР.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Трофейный мизинец рыжей девушки. Источает едва уловимый аромат. На вкус, как поппури и лак

  • Если бутылка разбивается о выжившего, тот будет страдать от эффекта уязвимость
  • Слегка уменьшает эффект продолжительности отравления
  • Эффект суммируется

    Татуированный средний палец УЛЬТР.РЕДК. УЛУЧШЕНИЕ

    Трофейный палец большого татуированного мужчины. Имеет терпкий вкус машинного масла.

  • Вы видите ауры отравленных выживших в течение 6 секунд
  • 5. При попадании в вас бутылкой, вы можете страдать от эффекта «Уязвимость» Да, и такое возможно. Есть такое улучшение: «Палец рыжей девушки», которое такою хню предоставляет к бутылям. Сбросить его никаким образом нельзя. Имбовая вещь однако.
    6. Инфиниты против него не работают. Один бутыль в окно и вам кабзда...
    7. Чтобы не произошло, не спасайте выжившего с крюка, если в нем пердеж. Даже если клоун далеко. Почему так? Да очень просто. Входя в Облако, сначала вы замедляетесь и кричите. Клоун оповещается о вашем присутствии, бежит к вам. Потом снимаете с крюка сурва. Он тоже в отраве. Теперь у вас отравление 2ой стадии. Поздравляю. Клоун тут как Тут, а вашего тиммейта добивают и вешают.
    0. - псст, ну можно ведь и подписаться за проделанную работу)
    8. Если вы отравлены и замедлены, то вы будете перелезать через окно чуть-чуть медленнее, нежели чем без отравления
    9. Нарезайте круги!! Он не особо поворотлив!
    10. Не бегите по прямой, так как в вас легко попасть бутылкой.
    11. При перезарядке бутылей он улыбается. Не знаю зачем это здесь. Пусть будет)
    12. Его перезарядка достаточно мобильная. В отличии от охотницы и её топоров. Ему перезаряжать бутыли мобильнее. К тому же, если он начинает перезаряжаться, то это не значит, что он будет это делать до конца. Он может отменить по надобности. Поэтому если вы видите, что клоун перезаряжается, то не маячьте перед его носом. Он вам въ*бет.
    13. Многие сурвы не осознают, что клоун может действовать на усталость. Очень популярен аддон «Сосуд с Растворителем». При отравлении вызывает усталость на 30 секунд. Некоторые этого не замечают и поэтому просир*ются на том, думая что «Крепкий орешек» их спасёт...
    14. Не щурьтесь в экран, если вы отравлены. Это вам не поможет)))
    15...

    7. Советы по игре за Клоуна

    1. Чтож, для начала: Ваш пердеж - имбовая вещь! Если играть правильно.
    2. Если свинка водит хороводы вокруг препятствий с паллеткой. То делайте просто. Раз бутыль, перед паллеткой, два бутыль, туда, где стоит сурв. И всё, некуда ему бежать. Побежит по кругу, отравится, и получит хит.
    3. Старайтесь выживших не выводить из облаков. С каждой секундой, проведенной в облаке, им начисляется время отравления и замедления.
    4. Старайтесь учиться кидать бутыли издалека, по дуге, таким образои, чтобы вы могли издлека заблочить генератор.
    5. Инфиниты - ваши друзья! При правильном разыгрывании бутылок вы будете превращать способ сурвов для избежания погони, в способ получения хита от вас.
    6. Делайте фейк перезарядки! Шумите! Дайти свинкам запутаться!
    7. При подборе сурва с оскролком, киньте под себя Бутыль. Таким образом мы замедлим, спрыгнувшего с плеча.
    8. Учитесь разбивать бутылки о сурвов. Они будут сильнее страдать от замедления и отравления, если они попадут под хит бутыля.
    9. Перед тем, как подобрать сурва, разбейте перед собой бутыль, чтобы никто не смогу вам посветить в ебл*т)
    10...

    Спасибо за прочтение

    Надеюсь, это руководство помогло вам узнать об этом убийце. Пр моему мнению - это самый сбалансированный убийца из всех, которые выходили в DBD (не считая первых трех: Траппера, Призрака, Деревенщину, так как они были в игре изначально). Всё чудесно. И способность и подношения, и стили игры. Мне кажется этот убийца даже один из лучших. Но как ни странно некоторые до сих пор ноют, что он имбовый)

    Если вам не трудно, то подпишитесь на меня:
    Добавьте в избранное и поставьте лайк:3

Предлагаем Вашему вниманию вариант сценария проведения дня рождения, на котором детей будут развлекать два клоуна — Клепа и Ириска . Сценарий с небольшими модификациями можно адаптировать для детей различных возрастов.

Клепа. Эге-гей, ребятки! Привет всем! Вы нас, наверное, не ждали?
Ириска. Ого, как много тут детей собралось!
Клепа. А, давайте-ка познакомимся! Я - Клепа!
Ириска. А меня зовут - Ириска!
Клепа. Ребята, вы смотрите только не перепутайте: не сосиска, а Ириска. А спорим, что я отгадаю, как вас всех зовут!
Ириска. Не, спорим, что и не отгадаешь!
Клепа. А вот и угадаю! Давайте так, вы называете имена всех ребят, а я скажу как кого зовут! (Клепа называет имена, указывая на ребят, но постоянно ошибается).
Ириска. Клепа, ты опять все перепутал.
Клепа. Не надо, не все! Максима-то я угадал!
Ириска. А сможешь угадать, какой сегодня у Максима праздник?
Клепа. Да конечно, это же легко! День защитника отечества? Или может быть Новый год? (Клепа спрашивает у детей).

Ириска. А вот и не угадал!

Дети начинают подсказывают.

Клепа. Ура! Клево, день варения! Я очень люблю варенье! Ребята, а вы его любите? Давайте найдет среди вас самого большой знатока варений?
Ириска. А как мы это выясним?
Клепа. Это элементарно! Все по очереди называют какое-нибудь варенье, кто не вспомнит – выбывает из игры. Тот, кто останется последним получит сладкий приз!

Проводится игра на звание лучшего знатока варенья.

Клепа. Эх, как же я мог забыть! Я же заходил на почту и получил для Максима телеграммы от сказочных героев! Вот только где они? (ищет по карманам).
Ириска. Ну вот, ты такой рассеянный! Ты что, потерял телеграммы?
Клепа. Да не потерял я их, их у меня просто украли! И я даже подозреваю кто это сделал!
Ириска. И кто?
Клепа. Кто, кто — лесной тролль! Он терпеть не может веселья, и поэтому всегда мешает нам!
Ириска. И что же нам теперь делать?
Клепа. Нам нужна волшебная палочка, только она сможет помочь, но находится она в шкатулке, которая лежит под большим сказочным дубом, растущем в волшебном лесу. Но мы с ребятами не сможем попасть в сказочный лес, ведь проход в него разрешен только сказочным зверюшкам и персонажам.

Ириска. Но мы же просто дети! Что же нам делать?

Клепа. А мы попробуем превратиться в разных зверей, и сказочных персонажей, и так сможем проникнуть в сказочный лес!

Клепа. Отлично, теперь вас даже родители не узнают. Давайте все вместе встанем в круг и скажем заклинание волшебных зверюшек и героев. Повторяйте за мной все слова и движения:

Мы все герои и зверюшки,
мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
мы ногами топаем,
надуваем щечки,
скачем на носочках
и друг другу даже
язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
рожицу состроим.
Как скажу я цифру 3,
Все кто с рожицей замри!

Ириска. Теперь мы готовы отправиться в сказочный лес.
Клепа. Возьму-ка я собой свой мешочек с волшебными вещами, в пути все может пригодиться. (Все идут). Смотрите, как вокруг загадочно! И даже немного страшно! Пни какие-то корявые стоят, вороны летают и каркают, деревья своими лапами-ветками размахивают!
Ириска. Ой, я чего то боюсь!
Клепа. Не бойтесь, ребята, я вас защитю, защичу, защищу! Если идти по тропинке, то ничего не случится, но тропинки-то волшебные – и не пропускают тех, кто идет на задних лапах, а только тех, кто как зверьки идут на всех четырёх лапках. Давайте по одному пройдем по нашей тропинке (импровизированная полоса препятствий) на четвереньках и по пути буем издавать звуки любого лесного животного.

Игра «Фонарики»

Клепа. Мы забрались в самую чащу леса. Тут так темно и ничего не видно!
Ириска. Давайте-ка посмотрим, что из волшебных предметов в моем мешке сможет нам помочь. Ага, вот же есть волшебные фонари, но зажечь их смогут только самые быстрые зверюшки.

Дети делятся на две команды и проводится эстафета по сценарию . Команда, первой пришедшая к финишу, получает право зажечь фонарик.

Игра «Загадки»

Ириска. Теперь в лесу стало намного светлее… Ой, мы как раз подошли к болоту.
Клепа. Болото, эка невидаль! Тролль пусть даже не надеется, что оно сможет нас задержать.
Ириска. Нам, что придется переплыть болото?
Клепа. Ты что! Пусть по болоту смогут проложить самые сообразительные ребята. Я буду задавать загадки, и если вы знаете правильный ответ, поднимаете руку. Ириска. Только не выкрикивайте ответ, а то лесной тролль может проснуться.

Загадки

Зверь прикольный сшит из плюша. Все у него есть и лапы, и уши. Ты устрой ему берлогу и дай зверю меда немного. (Мишка)

Весь круглый и гладкий, как арбуз.
Бывает цвета любого, на разный вкус.
И если отпустишь с поводка,
Он улетит за облака. (Шарик)
Сам пустой, а голос густой.
Дробь отбивает, всех ребят созывает. (Барабан)

Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю. И опять их собираю. (Кубики)

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит.
Добрый доктор… (Айболит)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова.
(Обезьяна).

Бабушка девочку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)

По результатам конкурса загадок выбирают двух самых сообразительных гостей.

Клепа. Теперь наши самые сообразительные ребята должны с помощью двух волшебных дощечек проложить всем дорогу через болото.
Ириска. А по их следам смогут и все остальные пройти?

Дети проходят через болото (правила описаны в ). За ними следуют все остальные.

Ириска. Какие вы молодцы, как быстро смогли пройти через это дурацкое болото!
Клепа. Это еще хорошо, что нас не заметили ядовитые шарики, которые живут на болоте, но они не дремлют, и нам все равно придется встретиться с ними.

Ириска. (обращается к победителю конкурса на болоте) Тебе предоставляется право выбора: мы будем сражаться с ядовитыми шариками или приручать их?

Сражение с шариками

Если выбрано сражение, дети разделяются на две команды, перед ними рассыпаются воздушные шарики двух цветов.

Клепа. Итак, мы сформировали две команды истребителей-шариков. По сигналу первая команда начинает лопать шарики одного цвета, а вторая – другого. Старайтесь побыстрее расправиться с вредными шариками.

Идет «сражение».

Ириска. Ой, Клепа, тут остались еще ядовитые шарики!
Клепа. Не боись, Ириска! Если их перевоспитать, и тогда они станут добрыми и хорошими.
Ириска. А давайте заселим оставшиеся шарики добрыми человечками!
Клепа. Конечно, давайте! Возьмите в руки фломастеры и за три минуты попробуйте нарисовать на шарике как можно больше человечков. Чем больше человечков, тем шарик будет добрее.

Дети рисуют на шариках и выбирают победителя, нарисовавшего больше всего человечков на шарике.
Если выбирается приручение шариков, конкурсы проводятся в обратном порядке: сначала часть шариков приручается (разрисовывается добрыми человечкам), а оставшиеся шарики уничтожаются

Клепа. Вот мы и вышли на волшебную полянку, где-то на ней спрятана шкатулка с волшебной палочкой.
Ириска. Ой, какой же яркий здесь свет, он так слепит, что ничего не видно!
Клепа. Да, чтобы не ослепнуть, дальше нам придется идти в полной темноте. (всем детям завязывают глаза).
Ириска. Мы уже совсем близко от нашей волшебной шкатулки!
Клепа. Чтобы не потеряться, давайте-ка возьмемся за руки и будем пробираться к тайнику со шкатулкой цепочкой.
Пока все проходят путь за Ириской, Клепа имитирует ветки деревьев, задевая детей различными вещами: ветками, палками, шарами и т.д. В центре комнаты ставится стул, на который устанавливается шкатулка. Детей выстраивают спинами вокруг стула.

Клепа. Теперь мы уже совсем близко от шкатулки, осталось пройти буквально несколько шагов и взять ее в руки. Нужно быть очень внимательными. Сделайте три шага вперед. Остановитесь. Развернитесь в противоположную сторону. Сделайте три шага вперед и возьмите шкатулку.

Дети выполняют названные действия. Кто-то из ребят берет шкатулку в руки.

Ириска. Молодец! Ты первым нашел шкатулку, тебе ее и открывать.

Клепа. Смотрите, в шкатулке лежит записка!
Ириска. Это записка от Тролля.
Клепа. (читает записку) «Так и быть, уж, вы победили, веселитесь. Только палочка не действует без особого заклинания. Попробуйте его отгадать». В шкатулке лежат кусочки пазла, собрав который, на обратной строное дети могут прочитать заклинание: «С днем рождения!».

Ириска. Давайте все вместе дружно, хором произнесем это заклинание!
Все хором кричат: «С днем рождения !».
Клепа. Ой! А вот и телеграммы появились! (вытаскивает их из кармана).
Ириска. Здорово! Давай-ка их прочитаем!
Клепа. Только Тролль и тут смог навредить. Он стер часть слов в телеграммах, теперь они незаконченные!
Ириска. Может, ребята смогут помочь их прочитать?

Дети читают по очереди телеграммы.

Фильм обо мне - отличная картина! Желаю много счастья, ….
Предпочитайте транспорт пеший. Ходите в лес! С приветом …

Пускай исчезнут ябеды, зазнайки! Привет и поздравленья от…
Пусть падает на землю белый пух! Побольше вам подарков! ….
Побольше ешьте фруктов, овощей! Железного здоровья вам, ваш …!

Пусть с вами дружат люди, птицы, звери! Желаем вам успехов! Том и…
Я всем обещаю кусок пирога! И ножки куриные! ….

Ириска. Настала пора подкрепиться! Внесите торт!
Мама торжественно вносит торт, все вместе поют «Каравай», а именинник тушит свечи и загадывает желание.

Клепа. Отлично повеселились, но нам уже пора уходить.
Ириска. Пока-пока всем!
Клепа. До встречи!

Этот сценарий использовался в разных аудиториях. В зависимости от возраста и количества участников можно немного изменять задания — либо упрощать, либо усложнять.

Клепа. Эй, ребята! Всем привет! Вы нас ждали или нет?

Ириска. Ой, как много ребятишек!

Клепа. Эй, давайте знакомиться! Я — Клепа!

Ириска. А я — Ириска!

Клепа. Только смотрите не перепутайте: не сосиска, а Ириска. А спорим, я отгадаю, как вас зовут!

Ириска. А вот и не отгадаешь!

Клепа. Угадаю! Давайте так! Вы вместе громко выкрикните свое имя, а я скажу, кого как зовут. (Выкрикивает имена, путая).

Ириска. Клепа, ты, как всегда, все перепутал.

Клепа. Не все! Женю-то я угадал!

Ириска. А вот угадай, какой сегодня у Жени праздник?

Клепа. О! Это легко! День защитника отечества! Или Новый год? (обращается к детям).

Ириска. А вот и не угадал!

Дети подсказывают.

Клепа. Ура! День варения! Я так люблю варенье! А вы любите? А давайте узнаем, кто из вас самый большой знаток варений?

Ириска. А как мы узнаем?

Клепа. Да очень просто. Вы должны по очереди называть какое-нибудь варенье, которое вы вспомните. Кто не вспомнит — выбывает. А тот, кто останется самым последним — тот и будет знатоком варений.

Клепа Эй, как я мог забыть! Жене пришли телеграммы от сказочных героев! Ой, где же они? (ищет по карманам) .

Ириска. Не может быть! Ты потерял телеграммы?

Клепа. Да и не потерял я их вовсе — у меня их украли! И я даже знаю, кто!

Ириска. Кто?

Клепа. Да лесной тролль! Он очень не любит веселья, вот и мешает нам!

Ириска. И что же теперь делать?

Клепа. Помочь нам может только волшебная палочка, а она далеко в сказочном лесу, лежит себе в шкатулке под большим сказочным дубом. А мы пойдем на ее поиски, но в сказочный лес можно войти только игрушкам и зверюшкам…

Ириска. Но мы же просто дети!.. (готовит аквагрим: синий зайчонок, красная лисичка, фиолетовый кот, зеленая мартышка, пират, цветочек, человек-паук, бабочка)

Клепа. А мы превратимся в зверюшек и игрушек и проникнем в сказочный лес! Сейчас вы превратитесь в разных зверей, пиратов, бабочек! (рисует аквагрим).

Клепа. Вот теперь вас даже родная мама не узнает. Давайте встанем в круг и скажем главное заклинание волшебных игрушек и зверюшек. Стараемся повторять за мной слова и движения:

"Мы — игрушки и зверюшки,
мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
мы ногами топаем,
надуваем щечки,
скачем на носочках
и друг другу даже
язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
рожицу состроим.
Как скажу я цифру 3,
с рожицами все замри!"

Ириска. Вот теперь можно отправляться в сказочный лес.

Клепа. Только придется взять с собой кое-что из волшебных предметов, в пути все может пригодиться. (Идут). Смотрите, как вокруг загадочно! И страшно! Пни корявые стоят, ой, вороны летают, деревья своими лапами-ветками размахивают!..

Ириска. Ой, я боюсь! (готовит "тропинки" с "ладошками").

Клепа. Не бойтесь, я вас защитю, защичу, защищу! Нам нужно пройти по тропинкам, но тропинки такие загадочные, не пропускают тех, кто проходит на задних лапках, а только тех, кто идет на передних. Нам надо разделиться на две команды: игрушек и зверюшек. Затем по двое встаете с одного и другого конца. По одному пробегаете, потом встает на тропинку второй и так далее, пока все четверо не пробегут тропинку.

Ириска. А у нас одна зверюшка лишняя получилась!

Клепа. У нас нет лишних! Это предводитель, главнокомандующий! Пока команды соревнуются, наша лисичка будет зорко смотреть, кто быстрее пробежит эти тропинки.

Ириска. А мы будем вас за задние лапки держать.

Игра

Клепа. Вот мы и зашли в самую чащу леса. Ой, как темно! Ничего не видно!

Ириска. Давайте посмотрим, что у нас есть из волшебных предметов, может, они нам помогут… Вот волшебные фонари, но зажечь их смогут только самые быстрые. Нужно намотать шнур на палочку, только каждый из вас берется за свой конец палочки.

Клепа. И посмотрим, кто перетянет фонарь на свою сторону.

Игра

Ириска. Вот и стало в лесу светло… Ой, смотрите: болото.

Клепа. Подумаешь! Пусть тролль даже не надеется, что сможет нас задержать.

Ириска. Мы что, будем переплывать болото?

Клепа. Даже не мечтай. По болоту проложат путь только самые сообразительные. Я буду загадывать вам загадки, а вы, если знаете ответ, поднимаете руку вверх.

Ириска. Только не выкрикивайте, а поднимайте руку, чтобы ответить, а то разбудите лесного тролля.

Ириска. Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (шарик)

Клепа. Бабушка девочку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)

Клепа. Эти чудо кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю. И сначала собираю. (кубики)

Ириска. Лечит птичек и зверей.
Лечит маленьких детей.
Сквозь очки свои глядит.
Добрый доктор... (Айболит)

Клепа. Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного. И устрой ему берлогу. (мишка)

Выбирают 2 наиболее сообразительных.

Ириска. А вы забыли, что мы собирались через болото перейти?

Клепа. И вовсе нет. Наши ребята с помощью этих двух волшебных дощечек проложат дорогу по болоту.

Ириска. А потом и остальные пройдут?

Клепа. Конечно! Вы должны поставить перед собой одну дощечку, встать на нее, затем поставить перед собой вторую, встать на нее, а первую взять обратно. И таким образом дойти до фигуры, обойти ее и вернуться обратно.

Проходят через "болото".


Ириска. Как быстро вы прошли через это гадкое болото!

Клепа. Хорошо, что вас не заметили ядовитые шарики, живущие на болоте, но они не дремлют, поэтому все равно вам придется встречаться с ними (обращается к победившему) . Ты пришел первым, значит, получаешь право выбора. Будете ли вы сражаться с ядовитыми шариками или будете приручать их?

Если выбирают сражение.

Клепа. Из каждой команды — игрушек и зверюшек — выберите, кто будет истребителем.

Ириска. С помощью этого волшебного колпака он будет уничтожать ядовитые шарики.

Клепа. . А все остальные должны будут ему помочь — направлять к нему шарики. Надевайте колпаки и будьте внимательны, старайтесь коснуться макушкой летящего шарика. У каждой команды по 4 шарика. Старайтесь быстрее расправиться с шарами.

Идет "сражение".

Ириска.

Клепа. Не бойся, Ириска! Их еще можно перевоспитать, и они станут добрыми и хорошими.

Ириска. А давайте заселим эти шарики добрыми человечками!

Клепа. Давайте! Игрушки, возьмите один шарик, а вы, зверюшки, другой. Возьмите в руки фломастеры и нарисуйте на шарике много человечков. Чем больше человечков, тем шарик добрее.

Рисуют на шариках.

Если выбирают приручение.

Ириска. Давайте попробуем приручить ядовитые шарики, а для этого заселим их добрыми человечками.

Рисуют.

Ириска. Ой, посмотрите, тут еще остались ядовитые шарики!

Клепа. Видимо, с ними придется сражаться! Из каждой команды — игрушек и зверюшек — выберите, кто будет истребителем

Идет "сражение".

Клепа. Вот мы и вышли на полянку, где-то здесь должна быть спрятана шкатулка с волшебной палочкой.

Ириска. Ой, какой здесь яркий свет!

Ириска. Мы совсем уже близко от волшебной шкатулки!

Клепа. Мы возьмемся за руки и цепочкой будем пробираться к тайнику, где спрятана шкатулка.

Пока все проходят путь за Клепой, Ириска имитирует ветки деревьев, задевая ребят по очереди различными атрибутами: шарами, настоящими ветками. После чего устанавливается в центре стул, на котором шкатулка. Ребят выстраивают спинами вокруг стула.

Клепа. Вот мы и совсем близко от шкатулки, осталось только взять ее. Сейчас будьте очень внимательны. Вы должны пройти пять шагов в ту сторону, куда вы направлены. Остановитесь. Повернитесь в противоположную сторону. Пройдите опять 5 шагов. И возьмите шкатулку.

Дети проходят. Кто-то из ребят находит шкатулку.

Ириска. Ты первый нашел шкатулку — тебе и открывать.

Помогают открыть шкатулку.

Клепа. Смотрите, там записка!

Ириска. (берет в руки записку из шкатулки). Это от Тролля.

Клепа. (читает) "Так и быть, веселитесь. Вы победили. Только палочка не действует без заклинания. Это последнее задание". На этих кусочках написало заклинание, его нужно сложить.

Складывают заклинание: "С днем рождения!".

Ириска. Давайте все вместе, хором скажем это заклинание!

Хором говорят: "С днем рождения!".

Клепа. Ой! Что такое! Телеграммы появились! (вытаскивает телеграммы из кармана).

Ириска. Здорово! Давай их вместе прочитаем!

Клепа. Давай! Только Тролль все-таки еще навредничал. Телеграммы-то незаконченные!

Ириска. А, может, ребята нам помогут их прочитать?

Клепа. Давайте попробуем!

Читают по очереди телеграммы.

Пускай исчезнут ябеды, зазнайки! Привет и поздравленья от...
Фильм обо мне — отличная картина! Желаю много счастья!.
Предпочитайте транспорт пеший. Ходите в лес! С приветом...
Пусть с вами дружат люди, птицы, звери! Желаем вам успехов! Том и...
Я всем обещаю кусок пирога! И ножки куриные!..
Пусть падает на землю белый пух! Побольше вам подарков!..
Побольше ешьте фруктов, овощей! Железного здоровья вам!..

Клепа. Классно повеселились, но нам уже пора уходить.

Ириска. Клепа, а как же ребята, они так и останутся зверюшками и игрушками?

Клепа. Вот бы было здорово! Но если вы захотите вновь стать мальчиками и девочками, окунитесь в волшебную водичку, и колдовство пройдет.

Ириска. Пока-пока всем!

Клепа. До встречи!

Обсуждение

Комментировать статью " День рождения с клоунами "

Клоун на день рождения. -- посиделки. Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет, воспитание детей. Летом читала впечатления от дня рождения, который устраивали дома. На праздник приглашали Клоуна (это Аркаша?

Скоро День Рождения. Как отмечать: идеи, советы.. Праздники и подарки. Организация праздников: аниматоры, сценарий, подарок. Скоро День Рождения. Девочки...надоели клоуны...хочется чего-нить нового....шоу мыльных пузырей, фокусника или жонглера или...

Обсуждение

незнаю насчёт клоунов, у меня на дне рождении сына, помимо них, мы вместе с детьми слушали песенки дуета "Учитель Танцев".вот это была находка!Дети были в восторге!Могу дать ссылку http://ermak65.ru/dets.htm

есть супер шой мыльных пузырей 774-17-48 оксана

клоун на день рождения. -- посиделки. Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет, воспитание детей. Девочки, живущие в Нью Йорке! Кто из вас имеет опыт приглашения клоуна в детский сад?

Обсуждение

звоните Аркаше, он и в садики и на дом приходит. Он тут довольно популярен. У него программа час или полтора, зависит от возраста по–моему. Вот его телефоны. позвоните и узнайте.
(917) 809–0822
(718) 266–8847

Ещё сделайте поиск на на детские праздники Радуга. Там вроде хозяйка Наташа, они делают детские праздники, но не знаю в садиках или только частно. На неё несколько людей в разных окресностях работают. Я заказывала деда Мороза со снеурочкой у неё, и именно от той пары осталась недовольна, но это наверное частный случай. Многие рекомендовали Радугу.

Клоун на ДР ребенка. Организация дня рождения. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Обсуждение

Приглашала сыну в детский сад(старшая группа). Правда там два клоуна было. Сын в восторге, друзьям его тоже понравилось, до сих пор вспоминают (было в октябре).

Мы приглашаем клоунессу уже три года подряд.Нам очень нравится, и главное моей дочери, и ее друзьям.В этом году исполнилось 6 лет.

Если заинтересуетесь могу дать координаты

20.01.2007 16:41:22, Yma

посоветуйте клоуна (клоунов). Праздники, отдых. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения Хочу пригласить клоунов дочке на день рождения в сад, будет 5 лет. Время еще есть, но задумалась в беременную бессонницу...

День рождения. Праздники и подарки. Организация праздников: аниматоры, сценарий, подарок. Мне очень активно предлагают заказать клоуна - аниматора. Вопрос: как в возрасте 2.5-3 года дети реагируют на клоунов и смогут ли они находится час с чужим человеком.

Обсуждение

Совет не дам, а опытом поделюсь:)
Нам в пятницу было 3 г. Заказала клоуна (у нас их было 2) на 1 час для 4-х детей.
Именинник вцепился в папу и ни за что не хотел идти играть. Нам потребовалось минут 15, чтобы пойти в лабиринт играть(пошел только после того, как все перебрались в др.место) Весь этот час я проходила с ними, пока гости отмечали ДР;)
Хотя до этого мы ездили и не раз в дет центры - лазили по лабиринтам, катались на атракц. и т.д и т.п. Так что он был не в первый раз.
Зато по прошествии 1,5 часов деть сам пошел в лабиринт и лазил там совершенно никого и ничего не боясь.
Зато все наши маленькие гости сразу пошли лазить в лабиринт и совсем не испытывали дискомфорта, что с ними не было мам.
Вывод: дети все разные. Не ожидайте каких-то особых эмоций от детей, им в принципе все-равно клоун там или кто-то еще. Это удобство для вас лично посидеть часок в компании друзей пока за детьми следят:) по крайней мере в этом возрасте.
А то я чес слово растерялась, когда мой на 10 мин. заявил, что он хочет домой:(
Вот что их точно привело в восторг - это аквагрим, они ходили такие гордые и довольные!!!
А и конечно же чупа-чупсы, кот раздали им клоуны;)

Конечно,нужен.Дети от клоуна ввосторге.Да и у Вас будет часок вздохнуть и за столом посидеть:)

У ребенка скоро день рождения. Хочется в сад пригласить клоунов или каких-либо аниматоров, а лучше всего фокусника - потому как ребенок очень сейчас ими интересуется. Поделитесь опытом, плиз. Заранее спасибо.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Москвички, кто клоунов домой приглашал детям на день рождения? Если понравилось - поделитесь координатами и сколько стоит это...

День рождения. Праздники и подарки. Организация праздников: аниматоры, сценарий, подарок. Подскажите,где можно найти клоуна на детский день рождения? хотим отметить в детсклм саду,так как дочка слишком много наприглашала наша квартира столько не примет...

309 57 90 или 19. Звали на день рождения и новогоднюю елку. Дети - в восторге. Очень здорово, весело и от души. Рекомендую!

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"ЦИРК"

Физическое развитие

Этюд на выразительность жестов «Клоуны»

Цель: развитие пантомимических умений, сообразительности. Взрослый называет или показывает эмоциональное состояние.

Игры - имитации: «Артисты цирка»

«Шустрые обезьянки»

Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке, развитие ловкости, умения действовать на сигнал.

Упражнение на дыхание «Змея шипит»

Сидя по-турецки, руки сложить ладонями друг к другу, медленно поднимать вверх.

Физминутка «Вышел клоун»
Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

Вправо, влево и вперед...

Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

Физкультминутка «Вышли мышки»
Вышли мышки как-то раз

(Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
Поглядеть, который час.

(Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши)
Мышки дернули за гири.

(Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири")
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту)

Расслабляющий массаж

(для снятия физического и эмоционального напряжения)

И.П. - стоя. Лёгкие поглаживания от лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)

И.П. - тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.

И.П. - тоже. Погладить руки, плечи в направлении сверху-вниз (5-20 раз)

И.П. - тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке (5-20 раз)

Игровое упражнение «Ласточка» (равновесие)

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Дыхательная гимнастика «Весёлый мячик»

Встать прямо, ноги расставить.

Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками (у-х-х-х) (выдох), догнать мяч. ИЛИ имитация игры в мяч.

Игровое упражнение « Факиры» (под муз. сопровождение)
Цель: тренировать отдельные группы мышц, развивать умение передавать характерные признаки образа. Ход игры: дети сидят, ноги скрестно, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Голова опущена, подбородок касается груди. Глаза закрыты. Под соответствующую музыку у детей «оживают» сначала кисти, затем поднимаются руки и голова, корпус вытягивается вперед-вверх.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"ЦИРК"

Физическое развитие

Коммуникативная игра «Змея»

Цель. Учить с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на него. Ход игры. Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

Я змея, змея, змея. Я ползу. Ползу. Ползу. Будь моим хвостом!

Ну, тогда пролезай.

После этих слов участник пролезает под ногами водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и вновь произносит свои слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в хвосте.

Подвижная игра « Цирк»
Дети делятся на две команды. Обручи надеваются на руку и ногу, с обеих сторон туловища. Пробежав определенное расстояние, ребенок передает снаряды следующему. Усложненный вариант: при передаче обручей, участник надевает и свои обручи.

Подвижная игра «Ловля обезьян»

Цель: развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.

Описание игры: дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 - 6 человек - это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян.

«Ловцы» пытаются поймать тех, кто не успел забраться на свое дерево, и уводят пойманных к себе. Так повторяется несколько раз, а затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, сумевшая поймать больше «обезьян».

Подвижная игра «Мы весёлые мартышки»

Ведущий говорит слова:

"Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру 3, - все с гримасами замри."

Игроки повторяют всё за ведущим, согласно тексту.

Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».

Снежки - зимняя игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Бездонная бочка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.