Кому или чему можно быть верным. Верность - это необходимое качество в нашей жизни. Проблема верности и измены

Верность - многозначное понятие. Можно быть верным своему делу, сказанным словам, любимому человеку. Но смысл этого слова один - бесконечная преданность вне прочих факторов. Верность должна проявляться по отношению ко всему.

К сожалению, эта простая истина сейчас обесценилась. Люди живут по инстинктам, желаниям, а не по Божьим законам, которые делают мир светлее, избегая негативных поступков. Оступившийся человек, не будет прощён. Ведь сделав ошибку раз, получив прощение, плохой поступок снова повторится. Неверных людей нельзя прощать, нельзя давать никаких шансов, обрубать все связи с ними. Неверный человек - это не человек чести.

Тема верности актуальна до сих пор и остро поднята во многих литературных произведениях.

Наиболее яркий и простой для восприятия пример – «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н. Троепольского. В произведении показана собачья верность и преданность, которая не всегда присуща людям. Собака ждала своего хозяина из больницы, блуждала по улицам, но умерла от тоски, не знаю, что Иван Иванович вернулся за ним. Рассказ душераздирающий, показывает настоящую верность в дружбе и преданность одному человеку. Несмотря на то, что его были готовы приютить другие люди, но он ждал только своего хозяина.

Тема верности раскрыта также блистательно в повести А.С. Пушкина « ». Пример любовных отношений и . По воле обстоятельств, Петр был отправлен на государственную службу, а Маша осталась его ждать. Швабрин, проигравший на дуэли, обозлённый и обиженный, пытался склонить девушку к замужеству. Маша была непреклонна, сохранив свою любовь, честь и верность, дождалась Петра. Позже она рассказала возлюбленному, что готова была умереть, лишь бы не предать Петра. Такие отношения являются примером верности. Не всякий человек, находясь далеко, сможет сохранить здравый рассудок, а не пойти на поводу у эмоций. У Марии это получилось.

Что же значит быть верным? Прежде всего, быть верным самому себе и своим принципам. Соблюдая эти простые жизненные правила, верность станет неотъемлемой частью характера. Не нужно будет задумываться над правильностью своих действий, ведь у верного человека «преданность» заложена и в сердце, и в уме. Ничто не сможет заставить их поступить иначе.


Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - "двигатели прогресса", стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети ни спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми.


Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "Отцы и дети"
Во все времена на всех континентах среди прочих материальных и духовных ценностей, передающихся по наследству из поколения в поколение, есть та, от которой очень хочется избавиться, как от незаживающей раны, потому что ценностью её не назовешь. Это конфликт поколений. И он становится бедой, если разум уступает гордыне. Как навести мосты между зрелостью и юностью и разрубить дамоклов меч холодных, натянутых (порой до ненависти) отношений отцов и детей?

Как идти по жизни: вместе или врозь?

Ответ на этот вопрос мучительно ищут в семье родители, дети которых все дальше отдаляются, страдая при этом не меньше их. И, конечно же, писатели пытаются проникнуть в самые отдаленные уголки человеческого страдания от непонимания самых близких людей. Среди мастеров слова это И.С. Тургенев, рассказавший нам о горе родителей единственного своего ненаглядного сына Енюшки.

Это и судьба самого автора, мать которого была деспотической женщиной, не считавшейся ни с писательскими способностями сына, ни с его собственной точкой зрения на что-либо, в том числе и на личную жизнь. Конечно же, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, рассказавшие нам о проблемах подросткового возраста. Среди современников полюбившийся мне английский писатель Николас Спаркс, о книге которого пойдет речь в моих рассуждениях по данной проблеме.

Роман «Последняя песня» - гимн любви, проявляющейся во всем: во взгляде, в жесте, в слове, в музыке, - и распространяющейся на семью, на друзей, на братьев наших меньших. Но до такой любви надо дорасти, пробираясь, а иногда и продираясь сквозь неожиданные препятствия, которые жизнь тебе подбрасывает на каждом шагу.

Дойти, отбрасывая спесь и гордыню, учась слушать и понимать язык близких тебе людей. Как это делала героиня романа Ронни. Еще восемь месяцев назад восемнадцатилетняя девушка, мечтавшая об отдыхе с друзьями на Манхэттенне, вынуждена была ехать по требованию матери на все летние каникулы к отцу в Северную Каролину, все равно, что к черту на кулички.

По дороге туда она задавала себе вопросы: «почему… мать и отец так её ненавидят», «почему ей пришлось ехать к отцу, в эту безнадежную южную глушь, к черту на рога?» Она даже не хотела слушать доводы матери, что так надо, что дочь не виделась с отцом уже три года, что она не подходила к телефону, когда ей звонил отец и т.д.


Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "Отцы и дети"
Конфликт поколений в романе "Отцы и дети".
В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название "Просвещение". Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке "новых людей" - разночинцев - образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа "Отцы и дети", в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубоким умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения "детей" можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что "...без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди"; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, - ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению "отцов", так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров - маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся "спугнуть" редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема "отцов и детей" актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение "отцов" пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. "Дети" более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема "отцов и детей" возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность - взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

Верность - это понятие морально-этическое, неизменность в отношениях и чувствах, в исполнении долга, обязанностей, стойкость и честность. Быть верным своим убеждениям, принципам - значит иметь твёрдую позицию.

Любовь превыше всего

Именно поэтому от людей требуется чёткое понимание своих позиций, твёрдая убеждённость в выбранном курсе. должны стать для каждого основой поведения, жизненными приоритетами. И задача взрослых - воспитать в подрастающей личности ответственность за свои поступки и слова, заложить верные понятия о морали.

Принципиальность и беспринципность

Часто люди ошибаются, такова природа. Изменяется мир вокруг, меняются человеческие взгляды. В детстве и юности у личности преобладает строгая полярность мнений. Хороший или плохой, люблю или ненавижу, правильно или преступно - вот такие и только такие имеются разграничения в понятиях. Отсутствие переходов, оттенков в отношениях в этом возрасте - явление обычное.

Со временем люди становятся мудрее. Им открываются самые тонкие нюансы психологии. Оказывается, пьяница и дебошир-сосед в прошлом героически защищал своих детей, из-за чего совершил непредумышленное убийство и был осуждён. В тюрьме он изменился, потеря семьи наложила отпечаток на его характер. Так нужно ли с прежней твёрдостью презирать его за нынешнее состояние? Или стоит изменить своё отношение к человеку?

Принципы иногда стоит корректировать. Особенно когда они касаются людей, находящихся рядом. Поэтому не всегда нужно свою принципиальность ставить превыше человечности. И перемена таких установок вовсе не считается проявлением беспринципности. Это, скорее, жизненная мудрость.

Ниже — пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Верность и измена своим убеждениям» с аргументами из литературы.

«Верность и измена своим убеждениям»

Вступление

Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.

Проблема

На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.

Тезис №1

Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.

Аргументация

Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.

Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.

Вывод

Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.

Тезис №2

Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.

Аргументация

С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.

Вывод

Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.

Тезис №3

Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.

Аргументация

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.

Вывод

Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.

Заключение (общий вывод)

Верность самому себе важнейшее качество, делающее человека гармоничным, полноценным, способным на правильные действия в любой ситуации. Изменять своим взглядам нельзя, иначе выстоять в жизни не получится.