Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Сказки. Конспект занятия по познанию в старшей группе

Тема: В гостях у бабушки в деревне

Цель : прививать чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.

Ход занятия

В гости к детям прилетает Карлсон.

Ребята, я прилетел к вам, чтобы рассказать, что я видел. Никогда не думал, что есть такие чудеса на свете! Жил себе да жил на своей крыше, думал, что я сверху все уже увидел, все уже узнал. Вдруг приходит ко мне телеграмма от бабушки:

Дорогой внучек Карлсон! Приезжай ко мне погостить в деревню Лопушки. Целую. Жду. Твоя бабушка.

Фу, - подумал я. - В деревне скучно. То ли дело в городе: людей много, машин много, дома огромные, крыши высокие. Но чтобы не обидеть свою любимую бабушку, решил все же съездить и проведать ее.

Карлсон, ну скорее расскажи нашим ребятам, какие чудеса ты увидел в деревне.

Я увидел там такое!.. Такое красивое, что в городе никогда не видел!

Что же ты, Карлсон, видел, от чего пришел в такой восторг?

Я увидел там дремучие леса, зеленые луга, бескрайние поля. Я видел там много цветов и разных трав, я потрогал их руками, понюхал. Я видел там так много бабочек, жуков, стрекоз, кузнечиков, мотыльков, гусеничек, что не смог их всех сосчитать. Весь день я не верил глазам своим, что такие чудеса есть на белом свете. Бегал по лугам, лесам, около речки, усталый пришел домой к бабушке, попил молока с кренделями и уснул. Я так крепко спал на свежем воздухе! Хотите, расскажу вам, что было утром?

Конечно, хотим.

Проснулся я рано утром и увидел, как красное солнышко выплыло из-за пригорка на небо и стало рассыпать свои золотые лучи на землю. Все очень обрадовались солнышку. Выпорхнул из гнезда маленький воробей и весело зачирикал, петух захлопал крыльями и закричал: «Ку-ка-ре-ку!» Куры проснулись и закудахтали, стали разгребать лапками землю, искать червячков. Я видел, как из улья вылетели пчелы, они дружно зажужжали и полетели собирать мед с душистых цветов. Маленькая синичка, словно пушистый шарик, запела свою песенку: «Тинь-тинь-тинь!» Ласточка заботливо таскала насекомых своим птенчикам. В хлеву громко замычала корова, она звала свою хозяйку, чтобы она подоил корову и напоила всех парным молоком. Возле дома моей бабушки растет огромная стройная белоствольная береза, которая лечит детей и взрослых своими листьями, корой, почками. А у кого заболит голова, подходят, прижимаются к стволу, и боль вскоре утихает. Деревня моей бабушки раскинулась по берегу реки, за деревней - большой лес. Так повелось с давних времен, что деревни строились около речки и леса. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Правильно, лес и река кормят человека. «Возле леса жить - голодному не быть». Чем питает лес и река? (Рыба, раки, утки, гуси, зайцы, перепелки, ягоды, грибы, орехи и т. д.)

Лес не только питает, но и лечит человека. Пошли мы с бабушкой в лес за лекарственными травами. Бабушка меня учила, какая травка от какой болезни. Отгадайте, какие лекарственные травы мы насобирали в лесу? (Ландыш, зверобой, подорожник, душица, тысячелистник, листья земляники, листья малины, мать-и-мачеха и т.д.)

Ребята, я думал, что лучше и удобнее многоэтажных домов нет. Но когда я увидел дома в деревне, понял, что уютнее, теплее и красивее деревенских домов нет. Я узнал, что раньше в деревне строили маленькие хижины, крыши у них были покрыты соломой. А сейчас строят деревянные дома, красивые, резные, просторные. Радуют глаз деревенские дома. Много домов строят из кирпича, крыши кроют черепицей, шифером, железом. Талантливые руки русских мастеров украшают свои дома: у кого крылечко расписное, у кого столбы резные, у кого труба с узором, у кого забор раскрашен. Мне бабушка рассказывала, что давным-давно в большой комнате избы была печь.

Ребята, кто видел у бабушки в деревне печь? Для чего нужна печь? (Печь обогревает избу, в печи готовят пищу, пекут пироги и душистый хлеб, на теплой печи спят зимой, около печи сушат ягоды, грибы и т.д.)

Ребята, русский народ так любит печь, что недаром наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах. Вспомните сказки, в которых говорится про чудесные печки. (В сказке «Гуси-лебеди» братец и сестрица прячутся в печи, в сказке «По щучьему велению» Емеля едет на печи к царю и т.д.)

Ребята, отгадайте, какие постройки находятся рядом с бабушкиным домом во дворе. (Баня, сарай, курятник, хлев и т.д.)

У моей бабушки на деревенском дворе живут разные домашние птицы и животные. Отгадайте, кто живет у бабушки. (Корова, лошадь, свинья, коза, курица, петух, индюк, гуси, утки, кролики и т.д.)

Моя бабушка их очень любит, но каждого за свое. Хотите, расскажу? Корову - за молоко, лошадь за то, что грузы перевозит, козу - за теплую пушистую шерсть, курицу - за яйца, гусей - за мягкий пух для подушек и т.д. Но чтобы все это иметь, надо потрудиться. В бабушкиной деревне Лопушки все жители трудолюбивые, бережливые. Они выращивают на матушке-земле хлеб: рожь, пшеницу, а еще овес, просо, гречиху. Мужчины работают комбайнерами, трактористами, шоферами. «Что в поле ни родится - все в доме пригодится», - так говорят в деревне. Женщины ухаживают за животными и птицей, работают доярками и птичницами. А сколько в бабушкиной деревне людей с золотыми руками! И корзинки плетут, и игрушки лепят, и посуду из дерева делают, и кружева плетут, и варежки с носками вяжут, и скатерти вышивают и т.д. Весь день кипит работа в деревне. Плотники строгают, каменщики дома строят, маляры красят школу, пастухи пасут коров, агрономы сады выращивают, строители прокладывают дороги, газовщики проводят газ в каждый дом. Надо успеть урожай собрать, отвезти на консервные, сахарные заводы на переработку. Мясо, молоко, масло, сметану, яйца на рынок отвезти на продажу. Но не тужат люди, труда не боятся, работают на славу. «Сделал дело - гуляй смело». После трудового дня можно и отдохнуть. Вечером к нам с бабушкой во двор собрались соседи. На большой стол мы поставили самовар и пили чай с пирогами, медом, вареньем. А потом пели песни «Русское поле», «Коробейники», «Ой, мороз, мороз» и, конечно же, веселые частушки. Был теплый вечер, солнце закатилось за темный лес, появилась полная луна, замерцали тысячи звезд на небе. Моя бабушка обняла меня и запела колыбельную песню:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю!

Приди, котик, ночевать,

Карлсончика качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Ребята, правда хорошо у моей бабушки в деревне? (ответы детей)

Кто хочет рассказать про свою бабушку? Как вы отдыхали в деревне? Что видели? Чем занимались? Как помогали взрослым? В какие игры играли?

Дети рассказывают о природе, о домашних животных, о том, как помогали кормить их, поливали огород, рвали траву кроликам, носили дрова, катались на велосипеде, плавали на лодке, купались в реке, ходили за грибами и т. д.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в подводный мир»


Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад
Описание: Предлагаю вам конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в подводный мир». Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о подводном мире, о его обитателях.
Цель: закрепление представления о подводном мире.
Задачи:
- продолжать знакомить с обитателями морского дна;
- развивать творческую активность детей, мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес и заботу к подводным обитателям.
Активизировать словарь: водолаз, акваланг, батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, жемчужина и т.д.
Материал: ёмкости с песком и водой; макет корабля; ткань синего цвета; картинки с изображением морских животных; камушки, ракушки, бусины; фонограмма «Шум моря», салфетки, кисти, тренажеры Су-Джок.
Предварительная работа: лепка из соленого теста корабля, изготовление морского дна, рассматривание иллюстраций морского дна, беседа «Подводный мир», отгадывание загадок.

Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Посмотрите, какие вы сегодня красивые, улыбнитесь друг другу. Опустите руки.
Мне ладони покажите –
Правую и левую!
В кулачек скорей сожмите,
Пальчики умелые.
Разожмите, рассмотрите,
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек - нежные, ласковые. И у всех вас – умелые, трудолюбивые.

2. Основной
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите загадки. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие, во время которого нашим ручкам придется потрудиться.

Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
Дети: Море.

Воспитатель: Наши пальчики – будут «путешественниками» и они отправляются в дальний путь к морю. Мы идем с вами по песчаному берегу. (Дети проходят вдоль 1стола, перебирая пальцами правой руки по поверхности. Вдоль 2 стола, перебирая пальцами левой руки по поверхности.

Звучит фонограмма «Шум моря».

Воспитатель: Ребята, а что это за звуки? (Ответы детей)
- Это шум моря.
(Дети подходят к столу с песком).
Ребята, какое отношение к морю имеет песок? (песчаный берег, на морском дне есть песок).
Песок у нас есть, так давайте заполним его морскими обитателями (подвести к столу, где располагаются игрушки разных животных, ракушки, камни, горох, семечки) и предложить перенести в песок только те предметы, которые имеют отношение к подводному миру морей, при этом назвав их.


(Дети подходят к емкости с водой).

Воспитатель: Тише ребята. Послушайте, как шумит море? (Ответы детей)
- Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите? (Вода прохладная, на дне мелкие гладкие камешки, ракушки).


Воспитатель: А сколько камушек и ракушек? (Ответы детей)
(Перебирают камешки и ракушки пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками).

Воспитатель: В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как нам можно увидеть своими глазами, то, что происходит под водой в море? (нырнуть под воду, спуститься на подводной лодке, батискафе, с аквалангом)
- Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?
Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: Закройте глазки, представьте себе, что мы медленно входим в воду. Набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно. Вода чиста и прозрачна. Мы заходим все глубже. Мимо нас проплывают юркие рыбки. Покачиваются водоросли. Открывайте глазки. Где мы с вами оказались?

Дети: Мы оказались на дне моря.
(Дети подходят к столу, покрытому синей тканью. На нем оформлен ландшафт морского дна, разложены камушки, бусины, ракушки разных форм и размеров, картинки обитателей морского дна, песочный холм).
Воспитатель: Что вы видите? Перед нами возвышается холм. Интересно, что он таит в себе? (Ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, как следует обращаться с находками? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, откопаем его. А чем мы будем откапывать? (Ответы детей). Возьмём кисти и аккуратно откопаем. Может быть найдём что - нибудь интересное. (Используя кисти, дети очищают макет от песка).
Воспитатель: Ой, дети, что это такое? (Пиратский корабль)


Воспитатель: Да, это затонувший корабль. Прошло очень много лет, его засыпало песком.
Воспитатель: Продолжаем путешествие. Посмотрите, кто это притаился под камнем?
Дети: Морские ёжики.
Воспитатель: Они смотрят на нас, наверное, что- то хотят, как вы думаете чего? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте поиграем с ними.
Достаю тренажеры Су-Джок, дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Морской ёжик - непоседа. (катают мяч вперёд- назад руками).
Чтоб на месте не лежать,
Просит ёжик осьминожек, (подбрасывают мячик).
С ним немножко поиграть.
- Ты, колючий, ну и что ж? (круговые движения).
- Помассируй ручки, ёж.
- Мы тебя хотим погладить, (одной рукой держат, другой сверху гладят).
- Мы с тобой хотим поладить. (катают мяч вперёд- назад руками).

Воспитатель: Поиграли с ёжиками, отпустим их. Морские ёжики опять спрятались среди камней, а мы отправляемся дальше.
Воспитатель: Кого ещё мы можем встретить на морском дне?
(Показ изображения обитателей морского дна, дети называют животных).
- А какие здесь красивые ракушки. На что они похожи? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а кто из обитателей подводного мира самый добрый и безобидный по отношению к людям? (Ответы детей)


Воспитатель: Правильно, дельфины. А все ли обитатели подводного мира такие же добрые и безобидные? (нет). Есть среди них очень опасные для людей животные. Назовите их (акула, скат, касатка, медузы и так далее) Я предлагаю вам разделиться по парам и собрать разрезные картинки, посмотрим, кто на них изображен (акула, скат, медуза). Что объединяет этих рыб? (опасные для человека). А теперь я предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «Море волнуется»
Море волнуется - раз! (Делаем движения руками.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево - вправо.)
Море волнуется - три! (Повороты туловища.)
Морская фигура, на месте замри! (Делают фигуру.)

Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Я вам предлагаю каждому собрать немного камушек, ракушек, жемчуга (бусины) на память о путешествии. А теперь закройте глазки, представьте, мы выходим с вами из воды, нам легко дышать, нас обдувает теплый ветер (под звуки моря оказываются в детском саду). Откройте глазки, вот мы с вами в детском саду. Предлагаю на память о путешествие, сделать фотографию морского дна. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).

Воспитатель: Используя дары моря, пластилин и заготовки, сделаем фотографию. Из пластилина делаем рыбок, водоросли. На дно приделываем камушки, ракушки, бусинки.

Дети выполняют задание.

3. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Замечательная фотография получилась!

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: обобщить представление детей о доброте, формировать внимательное отношение к другим людям. Развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других. Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Материал. Картинки о поступках, персонажи сказок «Красная шапочка», «Веселый клоун», «Злой волшебник»; лица- для определения настроения человека и «Мертвый город».

Звучит песня…

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

И она к тебе ещё раз вернется.

Вопросы. Вам знакома эта песня? Как называется? По звучанию, какая она? Когда слушаем веселую песню, что с нами происходит?

Воспитатель. Давайте улыбаться! У вас такие лучистые, солнечные улыбки! Порадуем своей улыбкой тех, кто сегодня рядом с вами и поприветствуем их важными словами…

Ребята, покажите мне свои руки. У мальчиков они сильные, большие, а у девочек – нежные, ласковые!

На фоне музыки воспитатель читает стихи.

Что за чудо- чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Мы любим свои руки, ведь они могут всё.

Что они могут?

Ответы детей…

Воспитатель. Да, наши руки умеют все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, дать корм голодным птицам и красиво накрыть стол.

Какие добрые и умные у вас руки! Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами и ощутите тепло рук ваших друзей.

А теперь приложите руку к сердцу. Бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

Воспитатель. Вспомните ребята, мы с вами читали рассказ Агния Барто « Вова, добрая душа!» Какие добрые дела он совершал»

Читали про девочку Женю, из сказки «Цветик семицветик».

Как она поступила?

Какие добрые дела вы совершали? Ответы детей…

Воспитатель. Наши сердца даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой! У вас добрые сердца, дети!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Поиграем игру «Вежливые слова».

Я начинаю фразу, а вы продолжаете…

Растет даже ледяная глыба от слова теплого …спасибо;

Зеленеет старый пень, когда услышит…добрый день.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы…спасибо.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…здравствуйте.

Когда бранят за шалости, говорим…прости, пожалуйста.

Воспитатель обращается детям:

Ребята, хотите в сказочный мир попасть?

Закрываем глаза, считаем до трех…1, 2, 3.

Ой, куда это мы попали? Какой- то странный город: не деревьев, не цветочков. Тишина, и птицы не поют. Выходят грустная Красная шапочка и невеселый клоун.

Появляется злой волшебник.

Почему вы здесь, уходите, это мой город, мертвый город. Я сделал город таким, мне так нравится. Красная шапочка шла к бабушке…клоун спешил к малышам на праздник…я их заколдовал, ха, ха! Уходите, а то и вас заколдую.

Злой волшебник собирается уходить.

Дети. Нет, нет не уходи, злой волшебник, мы тебе поможем. От наших добрых слов ты станешь таким, как мы- добрым и красивым!

Дети называют добрые слова.

Воспитатель. Ребята, давайте подарим ему подарок! Принесите, пожалуйста нашу волшебную шкатулку. Что ему подарим? Сердечко!

Воспитатель. Поговорим о настроении. Настроение- это душевное состояние. У доброго человека- настроение веселое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого- настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

Поиграем игру «Угадай настроение». Дети сравнивают, когда человек красив? Он красив, когда он улыбается!

Так, давайте всегда улыбаться и радоваться! Радовать своих близких, мам и пап, воспитателей добрыми делами, добрыми словами! Помните, вас взрослые любят! Воспитатель дарят детям шарики!

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000840, дата отправки 18 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103674

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект НОД в старшей группе. Познание. Окружающий мир.

Воспитатель: Байбара Е.Н.

Тема: «Что нам осень подарила»

Цели: углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений; уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов; воспитывать трудолюбие; развивать правильное звукопроизношение; обогатить речь детей новыми словами;

Ход занятия:

1.Вводная беседа.

Дети входят в группу. Группа украшена осенними листьями, сделан макет огорода.

- Ребята, посмотрите какая у нас сегодня группа?

(ответы детей).

А что так украсило природу?

(Дети отвечают, что это осень).

А какая осень?

(золотая, желтая, разноцветная).

Кто из вас сможет объяснить пословицу: «В сентябре прохладно, да сытно».

(дети дают объяснения).

Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень?

(Ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды).

- Сейчас мы отправимся в гости к Пугалу - Огородному. (Подходим к макету «огород». На огороде стоит чучело Пугала).

А кто из вас знает, кто это такой и почему его так называют?

(Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение «Здравствуй осень» Е. Благининой.

Здравствуй осень, здравствуй осень

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла.

(Заучивания стихотворения наизусть)

Ребята, что растет на огороде?

Как называются морковь, свекла, картошка, капуста одним словом?

(Дети должны озвучить, что это овощи).

Как называются яблоки, груши, сливы одним словом?

(дети дают ответ, что это фрукты).

Какие орудия труда огородника вы знаете?

(Ответы детей)

Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?

(Ответы детей)

2.Отгадывание загадок.

Ребята, Пугало спрашивает, а любим ли мы отгадывать загадки?

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Посреди двора – золотая голова (подсолнух)

Сам никого не обижает

А кто раздевает, тот слезы проливает (лук)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …(картошка)

Жёлтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Её и парят, и сырую едят,

И сказки о ней говорят.(репа )

Само с кулачёк,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко.(яблоко )

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (арбузы)

На ней сто одёжек

И все без застёжек. (капуста)

3.Дидактические игры: «Картошка», «Кто быстрее».

Ребята, смотрите кто-то копал картошку и рассыпал. Давайте поможем Пугалу собрать картофель и посчитаем.

Игра « Картошка».

(Дети собирают картошку и считают, сколько собрали ).

Пугалу очень понравилось, как мы с вами быстро собрали и правильно посчитали. Он хочет ещё с нами поиграть.

Игра»Кто быстрее».

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игоровое правило: собирать овощи и фрукты, только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все предметы в корзину и при этом не ошибётся.

Молодцы, вы справились с этим заданием и Пугало хочет нас угостить. Но вначале отгадайте загадку.

Круглое, румяное с дерева достану я

На тарелку положу

« Кушай, мамочка»- скажу (яблоко)

Дети пробуют на вкус яблоко и дают ответы на вопросы:

Какое яблоко на вкус (сладкое,кислое)?

Какое яблоко на ощупь (твердое, мягкое)?

Какое яблоко по цвету (красное, зеленое)?

Давайте поблагодарим за угощение Пугало.
4. Подвижная игра «Осень просим».

Дети начинают медленно ходить по кругу и петь:

Здравствуй, осень! Здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, просим,

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки!- отвечает Осень.

Значит, будут пирожки!- кричат хором дети в ответ.

Принесла вам гречки! – говорит Осень.

Каша будет в печке! – радуются дети.

Принесла вам овощей!- говорит Осень

И для каши и для щей!- кричат хором дети в ответ.

Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.

Мы их впрок насушим! – отвечают дети.

А уж яблоки, что мёд! – говорит Осень.

На варенье, на компот! – радуются дети.

Принесла и мёду!- говорит Осень.

Полную колоду! – удивляются дети.

После этого опять кружимся и поём:

Ты яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.

Не хотим, не надо! – дети хором кричат и разбегаются врассыпную.

Но дождик тут как тут: он бегает за детьми, звонко приговаривая:

Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Дети бегают до тех пор, пока Дождик кого- нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень выбираем новую.

5. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЛОТАЯ ОСЕНЬ (занятие во второй младшей группе)

Цель : Развивать речь детей по средствам фольклора.

Задачи :

1.Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.

3.Формировать звуковую культуру речи по средствам фольклора.

Оборудование : рули основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый), игрушка Белка, корзина с муляжами (грибы, шишки, орехи, ягоды), разноцветный зонт.

Ход занятия :

Организационный момент . Дети стоят в кругу (можно врассыпную).

«Давайте вместе с нами»

Давайте вместе с нами / Дети в кругу идут по кругу

Потопаем ногами, / Топают ногами

Похлопаем в ладоши, / Хлопают в ладоши

Сегодня день хороший. / Поднимают руки вверх, отпускают в стороны

Основная часть

Воспитатель : Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми, часто идет дождик. Давайте ребята, поедем на машинах в осенний лес. (Используем песню «Машина» Ю.Слонова сборник «Музыка в раннем детстве») Детям раздаем рули.

На машине покачу,

Всех сегодня прокачу:

Оленьку, Сережу

И Мишутку тоже.

Би – би - би, би – би – би… Л.Башмаков

Воспитатель : Приехали в лес. Автомобили оставили у дороги. Ребята, смотрите, на веточке сидит белка (показывает игрушку).

Сказка лесная

Белка живая

Скачет по соснам,

Хвост развивая.

Деток с собою

Зовет на прогулку.

Вместе попрыгать

С ветки – на ветку!

З.Александрова

Воспитатель : Дети, попрыгаем как белочки. (Дети прыгают на двух ногах по залу врассыпную). Белочка осенью трудится, делает на зиму запасы ягод, грибов и орехов.

Листопад, листопад.

Белка прячет в листья клад:

Желуди, грибочки

Для сынка и дочки.

Е.Михайленко

Воспитатель : У белочки лапки маленькие, но она много собрала лесных даров. Вот орешек, вот ягодка, вот грибок. У нас ручки тоже маленькие, но многое умеют делать. Покажите, какие у вас умелые ручки.

Пальчиковая гимнастика : Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодку снимаю.

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.

Легким будет к дому путь!

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Слышен шум дождя (кассета «Из чего родилась музыка»).

Воспитатель : Ой, дети, дождь начинается. Белочка спряталась в дупло. А мы, чтобы не промокнуть спрячемся под зонтом (раскрывает зонт).

Дождь идет, и мы идем

Под малиновым зонтом.

По зонту стучат дождинки,

Но сухие наши спинки. В.Степанов

Под зонтиком мы дошли до наших машин. Поедем домой. До свиданья осенний лес! Ребята, а лес нас угостил своими дарами – это орешки. Вернемся в группу и угостимся.

Дети двигаются друг за другом топающим шагом, под песню «Машина». Ю.Слонова


Цель:

  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; расширять представления детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса.
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также умение анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.

Оборудование:

  • Панно для модели “Лес”. Схемы живой и неживой природы, запись “Голоса леса”, конверт, мяч, предметные картинки:
  • Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, рябина, черемуха, дуб, клён, липа.
  • Лекарственные растения: подорожник, мать-и-мачеха, душица, липа, одуванчик, ландыш, малина, шиповник.
  • Ягоды: голубика, брусника, земляника, крыжовник.
  • Грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор.
  • Птицы: дятел, сова, кукушка, клест.
  • Насекомые: бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела.
  • Животные: рысь, лиса, белка, волк, медведь, ёж, крот, барсук.

Ход занятия

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.

Дети :

Всем, всем добрый день.
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

Воспитатель : Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети : Стихотворение о природе.

Воспитатель : Что такое природа?

Дети : Природа - это все, что нас окружает, не созданное руками человека. Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети : Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель : Почему мы называем природу живой?

Дети : Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель : Что относится к живой природе?

Дети : К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения. Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети : К не живой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна..

Воспитатель : А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети : Нет. Человек - часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель : А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!

Ну что, ребята, примем приглашение Старичка- Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель : Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке. Дидактическая игра “ Узнай дерево по листку . ветке”.

(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).

Воспитатель : Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались? Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель : А какие еще бывают леса?

Ребенок :

Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья - Тут все деревья от “А” и до “Я”.

Воспитатель : Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: “Айболит”. Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Дети : Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Воспитатель : Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие - мы сейчас и узнаем.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушенная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)

Воспитатель : А какие еще растения используют для лечения простуды?

Дети: мать-и-мачеха, липа.
Липа - средство от простуды.
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.

Воспитатель : Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита?

Дети : корень одуванчика.

Воспитатель : Отгадайте загадку:

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)

Воспитатель : Шиповник богат витамином С.

Воспитатель : Какой цветок лечит больное сердце?

Дети : Ландыш.

Воспитатель : На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека - это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель : Следующая остановка “Дары леса”. Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети : Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель : Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено и скажите, что лишнее.

Игра “4-й лишний”.

Клюква, голубика, земляника, крыжовник.

Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

Дети : Липший мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные. Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?

Дети : Нет. Мухоморы - лекарство для лосей.

Воспитатель : Наш путь продолжается, (проводится физкультминутка “Прогулка в лесу”), Включается фонограмма “Звуки леса”

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!

Воспитатель : Следующая остановка “Лесные звери”.

Отгадайте, какое животное здесь зашифровано.

Воспитатель: Где живет крот?

Дети: Крот живет в норе.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Кто из животных решил занять чужой домик?

Дидактическая игра “Загадай мы отгадаем” (по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк). Рыжая плутовка с длинным пушистым хвостом.(лиса) Длинные уши, всех боится, летом серый, зимой белый, (заяц)

Воспитатель : Кто из лесных зверей меняет шубки!

Дети : Заяц, белка, лиса.

Воспитатель : Кто впадает в зимнюю спячку?

Дети : Еж, медведь, барсук.

Воспитатель : А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных. Дидактическая игра с мячом “Кто у кого”.

Воспитатель : Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями.

Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?

Дети : “Айболит”, “Дары леса”, “Животные леса”.

Воспитатель : На какой остановке вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель : Назовите игры, в которые мы играли.

Воспитатель : Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?

Дети : чтение стихотворения “Лесные правила”

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель : Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.