Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Золотая осень. Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: Осень

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "В осеннем лесу"

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Формировать умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, учить делать выводы, умозаключения.

Задачи:

Образовательная : Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, способствовать закреплению счёта в пределах 10.

Развивающая : Развивать внимание, мышление, память, связную речь, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире, логическое мышление .

Воспитательная :Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, интерес к поэзии, живописи, музыке, а также любовь к природе в любое время года. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсии по экологической тропе сада.

Рассматривание репродукций и картин об осени.

Чтение художественной литературы по теме.

Заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

- Заготовки из солёного теста.

Материал:

Демонстрационный: Репродукции картин «Золотая осень» Левитана; Шишкина. Картинки с изображением осеннего леса, перелётные птицы, листья и плоды с деревьев, аудиозапись «Шум леса», «Времена года. Осень».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся: Придумано кем- то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в группу залетел осенний листочек. В какой цвет покрасила его осень? Дети : золотой, жёлтый.

Воспитатель: Этот листок приглашает нас в сказочное путешествие. А чтобы узнать куда, вам надо отгадать загадку, слушайте:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят: Сашу – ежевикой,

Полину – брусникой, Никиту – орешком Диму – сыроежкой, Алису – малиной, Ваню хворостиной.

Дети: Это лес.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами совершим путешествие в загадочный лес,Но прежде нам надо посмотреть прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью? . Когда идет дождь - дождливая.

    Когда дует ветер – ветренная,

    Холодно - холодная

    Пасмурно - пасмурная

    Сыро - сырая

    Хмуро - хмурая

    Ясно - ясная

Воспитатель: Молодцы: Вы правильно говорите, о погоде. А теперь можно отправляться в наше путешествие. (Звучит музыка «шум леса»). Сначала пойдём по тропинке, переступим через лужи, перепрыгнем с кочки на кочку, пройдём по мостику, вот и пришли. Вот и лес – Здравствуй лес, дремучий лес,полон сказок и чудес! Сколько разных деревьев тут растёт, я загадаю загадки, а вы дадите ответ, но сначала давайте присядем. Загадки про деревья: Русская красавица стоит на поляне, В жёлтенькой кофточке, В белом сарафане (берёза)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год (ель).

Каждый год на нем с охотой

Вырастают самолёты. Жаль, что каждый вертолёт На один всего полёт (клён).

Тёмной он покрыт корой, Лист красивый вырезной. А на кончиках ветвей, Много-много желудей (дуб).

Стройная, высокая, С липкою смолой, Крепкой древесиною, Шапкою густой (сосна). Игра с движениями: «Пришла осень» Пришла осень, пришла осень. Мы с друзьями в лес идём, Много листьев самых разных Мы в букеты соберём

Вверх листочки мы поднимем И покружимся легко. А потом их вверх подбросим – Пусть взлетают высоко. Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Посмотрите перед вами несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вам известно что, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Отлично! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, дуют прохладные ветры, желтеет и высыхает трава. Иногда идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, кизил, шиповник, барбарис, боярышник, тёрн появляются в лесу грибы. Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее. Солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь. Небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночи холодные, листья на деревьях приобретают разноцветный окрас. Насекомых становиться всё меньше, улетают на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи. Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и потемнели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди, ночью иногда бывает мороз, звери готовятся к зиме. Воспитатель: Замечательно. Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Ой, посмотрите, письмо на пенёчке лежит, «Детям 4-й группы от лесовика», он пишет, что нас ждёт сюрприз, если мы справимся с заданиями.

Для начала надо решить, лесные задачи: и на счёт и на внимание, слушайте внимательно, отвечайте старательно. Осенние задачи:

Дружно муравьи живут и без дела не снуют: Два несут травинку, два несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7).

Ёжик по грибы пошёл, Пять рыжиков нашёл. Три грибка в корзинку, Остальных на спинку. Сколько рыжиков везёшь На своих иголках, ёж? (2) На берёзе 3 толстые ветки. На каждой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок? Заяц весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2) Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат, Но один из них устал. А теперь ответ найди – сколько мишек впереди? (5)

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы отлично справились с задачами.

Воспитатель: Ещё задание лесовика, какие пословицы и поговорки вы знаете об осени.

Дети: Сентябрьпахнет яблоками – октябрь капустой. Осень – перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется да долго тянется. Осень идёт за собою дождь ведёт.

В ноябре зима с осенью борются.

Воспитатель: Дети, вы, верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Зайцы меняют серые шубки на белые. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка, меняет окрас с рыжего на серовато-белый. Делает запасы в дуплах деревьев и сухой листве.

Воспитатель: Хорошо. А теперь третье задание от лесовика.

Игра "Четвертый лишний"

    Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).

    Подосиновик, сыроежка, рябина , груздь (плод дерева)

    Белка, горностай, лиса, заяц (не меняет шкурку)

    Мышь, полевка, белка, заяц (не делает запасы).

Физкультурная минутка

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу в лесу.

Локти согнули – кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем,

Это птицы на юг летят

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Физкультурная минутка

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дидактическая игра «Перелётные птицы»

Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому, что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время перелета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей):

    Никогда бы не было коротких дней.

    Не увидели золотую листву.

    Не наблюдали за цветными листьями.

    Не было бы листопада.

    Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, кизил, барбарис.

    Не успели - бы улететь птицы на юг.

    Не было бы туманов.

    Не летали бы серебряные нити паутины.

    Насекомые, жуки, червяки не успели - бы спрятаться и замерзли.

    Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

    Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

    Не лил бы осенний моросящий

Пальчиковая гимнастика «Птицы к югу улетают»

Птицы в небе тают, тают -
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)
Все растаяли вдали
(ладонь «козырьком» ко лбу)
Аист, цапли, журавли.

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

Если вместе мы встречаемся (соединить ладони)
Мы друг другу улыбаемся (Раскрыть ладони.)
Добрый, добрый, добрый день,

Нам здророваться не лень (Ритмично подушечками пальцев правой руки здороваться с пальцами левой руки)

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы, верно, подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Хорошо. И последнее задание от лесовика.

На занятии по лепке вы делали оттиски дубовых листиков на соленом тесте, и вот они высохли. Возьмите карандаши и раскрасьте их так, как это делает осень.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие в сказочный лес? Что вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. Подарите свои работы гостям. У меня для вас угощенье от лесовика.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали!!! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки), какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Рефлексия: Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей. Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

учить детей называть характерные приметы осени.

учить устанавливать связь между признаками в природе

умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

закрепить навык образования прилагательного от существительного.

развивать внимание, мышление, память через игры и игровые упражнения.

развивать творческие способности, мелкую моторику рук

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

(Стулья расставлены полукругом по количеству детей.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Открывается дверь и заглядывает ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел за помощью, помогите мне понять, что происходит: раньше у меня было так много друзей, мы играли, бегали, смеялись. Вот, например, мой друг, зайка серенький, такой был веселый, забавный, а теперь я его не вижу. Правда, бегает по поляне другой заяц, белый, но я от него прячусь - ведь я с ним не знаком. Медведь косолапый куда-то ушёл, и нет его. Рыжий бельчонок ускакал, а его место занял другой, серенький, да и все мои братишки исчезли, я один остался. Подскажите, что происходит? Как мне теперь жить, что делать?

Дети рассказывают ёжику об изменениях в природе, о поведении животных, об основных признаках осени.

Ёжик: так что, уже осень наступила? И вы можете это доказать?

Дети «доказывают» ежу, что за окном осень, ссылаясь на характерные признаки этого времени года, описывают осеннюю погоду.

Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру, которая научит ёжика различать погоду

(Проводится игра с мячом.)

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда дует ветер - ветреная

Когда идет дождь - дождливая.

Пасмурно - пасмурная

Холодно - холодная

Хмуро - хмурая

Сыро - сырая

Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорили о погоде и выражали свои мысли четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них осень изображена. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

В сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

В октябре?

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

В ноябре?

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, засохли, небо в тяжелых свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Из ваших ответов я поняла, что осень вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра «Осенние слова»

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

А теперь послушайте пословицы про осень.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Ёжик: Ой, я слышу про снег! Даже страшно стало, ведь скоро зима, а у меня нет норки. Где же я буду листочки для своего зимнего домика искать?

Воспитатель: Не волнуйся, ёжик, ребята тебе помогут. Смотри, мы сейчас превратимся в осенние листочки.

Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Воспитатель: Сейчас сделаем листочки для ёжика, согласны?

Дети лепят листочки из соленого теста, заготовленного заранее.

Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились, ёжик будет рад. Листочки оставим на ночь, а завтра их разукрасим. Ёжик, не печалься, смотри, сколько листьев будет у тебя.

Ёжик: ну спасибо вам, ребята! Успокоили, обогрели, и так много нового узнал от вас. А за листочками я вернусь. До свидания!

Дети прощаются с ёжиком. Воспитатель предлагает подвести итоги

Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня с вами рассуждали, какие приметы осени вы знаете?

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Зайчики шубки на белые, а то лиса или волк заметят, медведь залег в берлогу, ежи спрятались до весны в своих норках Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень давно хозяйничает в природе. Вы активно работали, помогли ёжику, красивые листочки сделали.

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.

2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

Активизировать в речи детей «осеннего» словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.

Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.

3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие)

«Осень золотая»

(старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)


Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе ДОУ на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о различных периодах осени;
  • Учить выразительно читать стихи, заучивать с помощью мнемотаблицы.
  • Активизировать словарь по данной теме, пополнить активный словарь прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
  • Развивать речь детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  • Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материал : картинки - иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
  2. Разучивание стихов об о сени.
  3. Беседы о приметах осени.
  4. Загадывание загадок об осени.
  5. Чтение коротких рассказов о различных периодах осени, пение песен, подвижные и дидактические игры по теме.

Яркие, удобные рюкзаки 4youbags.ru для детей обладают современным дизайном, интересными 3D-изображениями, имеют анатомическую спинку. В ряд ли можно будет увидеть такой же рюкзак у кого-то еще .

Конспект НОД

Части НОД

Ход НОД

Деятельность детей

Оргмомент

Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского

Дети входят в группу.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем - и гостям, и самим себе.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!

Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым.

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».

Спрашивает, какое время года загадано.

Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь». Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней?

Отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года.

Слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней.

Беседа

Воспитатель : (Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде.

Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела.

А под картинкой подписано «Осень».

На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг.

И под картинкой снова написано «Осень».

А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег.

И опять написано «Осень».

Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень?

Слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень.

Мотивация на дальнейшую деятельность

К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль.

Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет.

Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь?

Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами!

Высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим.

Речевая деятельность

Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи.

Кто хочет прочесть стихотворение?

Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге.

Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них.

(Мнемотаблица)

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Чтение стихов, заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы.

Двигательная деятельность

(Физминутка)

Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке?

Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла».

Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет - стоите на месте.

Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка.

Выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам.

Планирование деятельности по выполнению учебной задачи


Исследовательская деятельность

Ну, что ж, а теперь - за работу!

Что вам нужно, ребята, для создания книги?

Вы знаете, из чего состоит книга?

Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию?

С чего вы планируете начать свою работу?

Нужна ли вам моя помощь?

Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения?

У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги.

Самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию.

Отбирают иллюстрации осенней тематики.

Практическая часть

Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи.

Приступайте!

Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой?

Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать.

Собирают книгу в соответствии с выбранным материалом.

По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю.

Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье».

Упражнение на релаксацию

Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались.

Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется.

А теперь я приглашаю вас в наш круг.

Отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении.

По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу.

Рефлексия

Чем вы сегодня занимались?

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

Дети отвечают на заданные вопросы.

Делают самоанализ работы.