Конспект занятия на тему: «Пасха» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе

«Светлый праздник Пасха».

Цель: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Задачи:

воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

активизировать и расширять словарный запас детей,

предложить детям выполнить аппликацию пасхального яйца.

Закрепить умение аккуратно выполнять работу.

Актуальность этого конспекта в том, что впечатления детства глубоки неизгладимы в памяти, Народная культура является действенным средством познавательного нравственного и зстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям.

Словарная работа: святая пасха, пост «христосоваться» обряд, крашенки, писанки,

Демонстрационный материал: иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона, Музыка, песни современных авторов, писанные яйца.

Раздаточный материал: клеенка, цв. картон, клей, цв. бумага.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» (Дети подготовит. группы)

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес,

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Воспитатель. Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви Ликует природа, Все вокруг расцветает и цветет

В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей Они объединяли семьи Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течении всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили , лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Музыкальные слайды «Христос Воскрес» (песня)

В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят Христос воскрес! »- «Воистину воскрес! » Это называется «христосоваться» Все накрывают праздничные где главными угощениями были куличи и крашеные яйца

Ребята, а вы знаете почему красят яйца?

Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни,

Легенда

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами «Христос воскрес! », и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа мы и красим яйца.

Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с ЭТИМ СВОИ НАДЕЖДЫ, ПОЖЕЛания которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)

У каждого цвета было свое значение:

Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Слайды о традициях в пасхальную неделю

Давайте с вами поиграем в игру «Катание яиц с горки» (дети, родители играют, разбирают призы – конфеты и яйца)

Подобные яйца в древности называли -Крашенки А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались- Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный .

Раскрашенные яйца, по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.

Вот я вам предлагаю выполнить аппликацию «пасхальное яйцо» и подарить своим родителям, как оберег.

(после выполнения продуктивной деятельности детей, показать слайд «Поздравление мультяшки»)

В конце занятия – угощение пасхой и пасхальными яйцами

Воспитатели:
Васильева Анна Александровна
Маркова Светлана Юрьевна
Цель: создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с христианским праздником Пасхи;
Развивать творческие способности, обогащать музыкальный опыт детей;
Воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, добродушие, чувство любви к ближнему своему.
изготовление заготовок для пасхальной открытки, создание сюрпризного момента- спрятать корзинку с шоколадными яйцами.

Ход работы :
Воспитатель: читает стихотворение А. Фет «Уж верба вся душистая»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Воспитатель: Ребята, скажите, о каком времени года идет речь в стихотворении.
Ответы детей:___
Воспитатель: Правильно Весна. Давайте вспомним весенние праздники.
Ответы детей:___
Воспитатель: молодцы много праздников знаете.
Звучат колокола с тихого до громкого (музыкальный фон)
Воспитатель: Ребята что это, вы слышите.
Ответы детей:___
Воспитатель: Да это колокола, а какой праздник приветствуют колокола.
Ответы детей:___
Воспитатель: правильно, это праздник Пасхи. Вы хотите о нем немного узнать.
Ответы детей:___
Воспитатель: Пасха - это главный праздник христианского мира, это день воскрешения Христа. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека Христа, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!
На Пасху принято христосоваться и целовать трижды друг друга.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как приветствуют друг друга на Пасху при встречи?
Ответы детей:___
Воспитатель: Вы правы, но это нужно делать правильно:
Первыми приветствуют младшие словами:
"Христос Воскресе! ", а старшие отвечают им: "Воистину Воскресе". Давайте мы с вами потренируемся, я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать.

Андрей УСАЧЁВ ПАСХА

На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весенние надела украшенья.
И словно храм, наполнен пеньем лес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)

Воспитатель: Молодцы спасибо. Ребята, а еще при встречи необходимо три раза целоваться щека к щеке, это называется похристосоваться, давайте и мы похристосуемся.

Воспитатель: Хорошо вот так вы должны встречать гостей и приходить сами в гости. А кто мне сможет подсказать, какие блюда готовят на Пасху.
Ответы детей:___
Воспитатель: и опять вы правильно все сказали, но знаете ли вы, почему именно яичко, в какие цвета нужно красить и какой цвет самый главный?
Ответы детей:___
Воспитатель: я на это вам расскажу одну красивую легенду:
Мария Магдалина после Воскресения Христова отправилась странствовать по свету, рассказывая, всем о своем учителе и пришла в Рим к императору Тиберию. Тогда было принято преподносить императору подарки, но у Марии ничего не было, кроме обычного яйца. Она протянула его Тиберию и сказала: «Христос воскрес! » Тиберий рассмеялся и ответил: «Разве так бывает, чтобы мертвые воскресли? » «Это также невозможно, как и то, что это белое яйцо может стать красным». И вдруг … яйцо стало на глазах у всех менять свой цвет и вскоре стало ярко-красным. Сегодня эту красивую легенду помнят не все, но обычай дарить крашеные яйца сохранилась до сих пор.
Воспитатель: а еще мы красим яйца ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны. Но я вам скажу, что не все яйца нужно красить так как в легенде, их можно раскрашивать разными узорами, цветами, но перед этим их необходимо сварить. А почему?
Ответы детей:___
Воспитатель: Да молодцы. И еще на праздничный стол обязательно ставят пасху и куличи.
Ответы детей:___
Воспитатель: Я, конечно, очень надеюсь, что вы им поможете родителям подготовиться к празднику.
Ответы детей:___
Воспитатель: Засиделись мы с вами, заслушались, а про игры веселые забыли. Давайте же с вами поиграем. и в конце нас обязательно будет ждать сюрприз. Давайте разделимся на команды.
Игра: «Головоломка» Перед каждой командой кладётся – разрезанное на части яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

Эстафета с яйцом. Каждой команде выдается по ложке, ставится миска с яйцами на один край ковра и вторая пустая на другой край. Участникам необходимо, взять ложкой яйцо и донести в пустую миску, вернуться и передать следующему участнику команды ложку. Так чья команда быстрее справился с заданием - тот выиграл.

Игра «За двумя зайцами». Перед детьми кладутся два бутафорских яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Воспитатель: Молодцы поиграли, выиграла, конечно же, дружба и осталась у нас самое главное задание, а какое я вам сейчас расскажу: Когда я утром шла в детский сад, мне по дороге встретился пасхальный зайчик и сказал что был у нас в группе и оставил целую корзину подарком, но где не сказал. Вот я вам и предлагаю помочь мне найти сюрприз от зайчика.
Дети начинают поиски, ребенок нашедший корзину приносит воспитателю.

Воспитатель: вы такие молодцы и с этим справились, и за наши труды предлагаю угоститься шоколадным яичком. На этом наш небольшой праздник подошел к концу. Ребята скажите, вам понравилось?
Ответы детей:___
Воспитатель: а что понравилось больше всего?
Ответы детей:___
На этом развлечение заканчивается, дети съедают шоколадные яйца и под пасхальные песнопения приступают к оформлению пасхальной открытки, для которой они готовили заготовки в течение недели.

Конспект занятия на Пасху для детей старшей-подготовительной группы детского сада

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Великий праздник - Светлая Пасха.


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Великий праздник - Светлая Пасха", данный материал способствует проявлению интереса детей к русским традициям, к народному обрядовому празднику Светлая Пасха, воспитывает уважительное отношение к традициям русского народа. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями,познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, силуэтные яйца (из бумаги), горка, ложки, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседы о народных праздниках с детьми, рассматривание иллюстраций, выставка сувенирных яиц, рисование пасхальных яиц, лепка яиц из соленого теста и роспись их после просушки.

Ход занятия:

Входит в группу воспитатель, переодетый в русский народный костюм.
Воспитатель: Здравствуйте, гости мои дорогие! Красному гостю - красное место! Сегодня мы будем с вами говорить как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
- Ребятки, а какие вы знаете праздники? (ответы детей)
- Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.
Пожалуйста, вспомните праздник Рождества Христова. Чему он посвящен и когда его отмечают?
Дети: ответы
Воспитатель: Родился сын Господа Бога - Иисус Христос. Далее предание гласит, что Господь Бог послал Иисуса Христа на Землю - научить по совести жить людей: помогать, делиться всем, что есть с нуждающимися, быть трудолюбивыми, добрыми. Люди соглашались с ним, прислушивались к нему, но были и такие, кому не по нраву пришлось учение Христа. Жестокие, злые люди убить решили Иисуса Христа. Долго они его мучили, требуя, чтобы он от своего учения отказался, сказал, что он все придумал, что не является сыном Божьим. Но Иисус от своего учения не отрекся - ведь Бог действительно был его отцом, а в то, что проповедовал людям, безгранично верил.
Мучители на голову Иисуса надели из колючих веток венок. Иисус Христос от своих слов не отказывался, все терпел, потому что народ любил всей душой, хотел ему помочь, по совести жить научить.
Враги до смерти замучили его - прибили его гвоздями к кресту - распяли на кресте.


За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса с креста сняли его мертвого и отнесли в пещеру. Но когда утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес.


Воспитатель: Я пригласила вас в свою горенку, где мы все вместе порадуемся Светлому Христову Воскресению. В своей горенке к празднику я чисто прибралась, на стол накрыла, праздничные иконы поставила в красный угол.
Для православных христиан самый главный праздник - Пасха.
- Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась и люди ее считали "праздником праздников". Каждый год сроки проведения вычисляют по лунному календарю, заново.
- На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.


На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.


- А сейчас, прошу вас подойти и рассмотреть коллекцию пасхальных яиц.


Дети рассматривают коллекцию пасхальных яиц.
- Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".


- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой?
Дети: ответы
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
Дети рассматривают яйца на выставке, которую подготовили дети и родители. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе.


А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке.
Игры детей
Воспитатель: Кроме пасхи, крашеных яиц и куличей к празднику на Руси пекли булочки - "жаворонки". Тесту придавали форму птички - жаворонка, делали глазки - изюминки, посыпали сахаром и ставили печься.


- А сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц.
Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца?
Дети: Писанки
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.
Прилетели птицы, радостно блистая:
Светлая Седмица, праздничная стая!
Прилетели прямо со двора Господня
Проводить из храма крестный ход сегодня.
А у нас куличик - золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!
Молоко в крынке! Пир как в сказке!
В доме не пылинки - убирались к Пасхе,
Хорошо нам вместе! И обед наш весел.
- Христос воскресе!
Дети: Воистину воскресе!

Конспект непосредственно организованной познавательной деятельности для старшего возраста на тему: «Пасхальные писанки»

Разработала: воспитатель I старшей группы 1 квалификационной категории Суркова Галина Михайловна

Занятие интегрированное.

Программное содержание:

1 часть 1. Расширять знания детей о пасхальных традициях. Продолжать закреплять знания о символах Пасхи. 2. Знакомство с новыми словами: Писанки, Крашенки, Пасхальный кулич, творожная Пасха. 3. Развивать память, внимание, расширять активный словарный запас красочными прилагательными по теме.

2 часть занятия рисование пасхального яйца 1.Совершенствовать умение работать кистью и красками;

  • формировать эмоционально- эстетическое отношение к изображениям; воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа;

Демонстрационный материал: Презентация на тему «Светлая пасха», фотографии с изображением пасхальных яиц, куличей и творожной Пасхи, библия, несколько расписных пасхальных яиц в корзинке.

Раздаточный материал:

Бумажные листочки, тонкие кисти, баночки с водой, краски, простые карандаши, тряпочки, палитры, подставки для кисточек.

Предварительная работа: Рассматривание презентации, иллюстраций, библии. РассказвоспитателяопразднованиипраздникаПасхивстарыевремена, онародныхиграхтехлет. Нанесениеразныхузоровнаплоскостнуюформуяйца.

Ход занятия:

Под «Колокольный звон» воспитатель читает стихотворение А.Плещеева «Христос Воскрес!»

Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля…

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Рассматривание презентации «Светлая пасха»

(вопросы по презентации)

Светлое Христово Воскресенье наименовано Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви. Как и всякий большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола. Считается, что колокольный звон отпугивает «нечистую силу». Поэтому повсюду звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное праздничное настроение. Ещё с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца, и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда? (Ответы детей)

Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

А почему яйца раньше красили в красный цвет? (Ответы детей)

Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. Почему принято меняться (дарить) крашенными яйцами? Потому что тем самым мы желаем людям здоровья и доброты. На этот счет существует легенда: В день воскресения Иисуса Христа одна женщина шла на базар с корзинкой яиц и всем рассказывала, что случилось чудо, Иисус Христос воскрес. На ее пути встретился мужчина, он удивился, не поверил ее словам и сказал, если Иисус воистину воскрес, пусть твои яйца станут разноцветными! Не прошло и минуты, как яйца в корзинке стали разноцветными. С тех пор в Пасху принято христосоваться, то есть обмениваться яйцами (символами новой жизни), говорить Иисус воскрес, а отвечать - воистину воскрес! А скажите, ребята, что делают с крашеными яичками на Пасху? (Ответы детей) На Пасху яичками обмениваются.

А зачем это нужно делать? А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло.

Да…, много хлопот перед Пасхой.

Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца. Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные- цвета. И назывались эти яйца…..? (крашенки)

Позднее появились яйца из фарфора, золота, серебра, украшенные бисером или драгоценными камнями, а также стеклянные с гравировкой (показ). Некоторые люди прибегали к такой хитрости: брали плёночку с уже нанесённым узором, засовывали туда яичко и опускали в кипяток, плёночка притягивалась крепко к яичку, и оно было готово. Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца….? (писанки).

Воспитатель:

Расскажите, как вы отмечаете Пасху у вас дома? (выслушать ответы детей) Ребята как интересно мы с вами сегодня провели время! Я рассказала вам многое о Пасхе и вы мне тоже. А что вам запомнилось? Предполагается, что дети должны запомнить легенду о крашеных яйцах.

Предлагаю вам поиграть. Динамическая пауза: Я буду называть вам различные праздничные традиции, а вы, когда услышите Пасхальные, один раз хлопните в ладоши. Начинаем: 1. Украшение ёлки 2. Надувание воздушных шаров 3. Изготовление творожной Пасхи 4. Пение песни «Каравай» 5. Задувание свечей на торте 6. Крашение яиц 7. Освящение куличей в церкви

2 часть занятия Запомнили ли вы, что такое крашенки, писанки? Сейчас, я предлагаю вам самим сделать свои собственные писанки!

В своей работе вы можете использовать не только кисти, но и пальчики для создания маленьких и больших точек.

Предложите детям вспомнить, какими орнаментами можно украшать пасхальные яйца (волнистыми линиями, кругами и т.д.). Можно использовать и другие узоры: зигзагообразные линии, тонкие и широкие полосы, точки. На яйце можно изобразить цветочек, бабочку, солнце, веточку вербы и другие весенние явления.

Начинайте! (Под русскую народную музыку дети расписывают яйца).

Подведение итогов.

Что нового мы сегодня узнали? Чему научились? (Ответы детей).

Да, сегодня мы поучились замечательному мастерству росписи яиц.

Ваша писанка будет чудесным подарком вашему самому близкому и дорогому человеку.

Выставка рисунков «Пасхальное яйцо»


Конспект НОД в старшей группе «Пасха»

Задачи: познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением, с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос.

Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги) , ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

Орг. Момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.

Основная часть:

Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Расскажите, какие праздники вы знаете?

Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем.

Звучит весенняя закличка - «Жавороночки» .

Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.-А что делают на Пасху? (Ответы детей) .

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!» , то есть христоваться – здороваться.

Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки» , «крашенки» ) .

Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы) .

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.

Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» , «Воистину воскрес!» .

Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

(Просмотр видео о крашении яиц) .

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Игры детей: «катание яиц» , «Столкновение яиц» .

Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.

Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

(Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию) .

Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки) .

Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают весёлую потешку.

Звучит потешка (Каравай – каравай) .

Рефлексия.

О каком русском народном празднике мы говорили сегодня?

С какими мыслями вы выполняли работу?

Понравились вам игры?