Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос. Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос Число и цифра 1 подготовительная группа

Программное содержание:

Цель: закрепить знание о числе и цифре 1.

Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Познакомить с пословицами, в которых упоминается цифра 1. Закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький). Познакомить с названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Ход занятия:

1 часть. Ребята, сегодня утром в группу к нам пришел гость. Это был зайчик – небольшой, вырезанный из картона, в зеленых штанишках. Вы не видели его? А давайте его поищем. Дети находят зайчика. Дети спрашивают зайчика: «Воспитатель говорит, что зайчик пришел один и просит у них помощь. Он просит, чтобы мы его обозначили цифрой. Ребята, сколько зайчиков? – один. Правильно. Какую цифру мы можем дать зайчику. Цифру один. Кто поможет ее найти? Правильно Катя, это цифра один. Сейчас мы нашего зайчика повесим на стену и поставим около него цифру один». А теперь, про цифру один прочитаем стихотворение:

Эта цифра – единица.

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему? –

Начинает счет всему.

2 часть. Игровое упражнение «Сосчитай и обозначь цифрой».

Обозначить цифрой один те предметы, которых по одному.

Вопросы: Под каким предметом поставили цифру один?

Физкультминутка «Смелый солдатик» , дети выполняют движение по тексту:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади,

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

3 часть. Знакомство с пословицами.

Одна пчела немного меду натаскает. Одной рукой и узла не завяжет. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Один раз солгал, навек лгуном стал.

4 часть. Игра «Соедини правильно»

Вопросы: Из какой сказки эти медведи? - (Три медведя) Какого они размера? - (Михайло Иванович – большой, Настасья Петровна – поменьше, Мишутка – маленький).

Задание: Покажите стрелочкой и скажите, кто на каком стуле будет сидеть? – (Михайло Иванович – на большом стуле, Настасья Петровна – на стуле поменьше, Мишутка – на маленьким).

5 часть. Логическая задача «Когда это бывает?»

Ребята, какое сейчас время года? – (Осень).

Загадайте загадку:

В каком месяце лето кончается, а осень начинается? – (Август, сентябрь).

Задание: Рисунки небольшого размера соединить с большим рисунком, чтобы они относились к одному времени года.

Вопросы: Какие рисунки соединили? – (На дереве мало листьев, овощи, ежик с грибком). С какой картинки не соединили? – (Со скворечником, скворцы прилетают весной).

НОД по ФЭМП В старшей группе «Число 0. Цифра 0»

Перевощикова Галина Валентиновна воспитатель дошкольной группы МОУ Николо-Кормская СОШ
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы (5-6 лет)по теме "Число 0. Цифра 0."
Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе по теме: "Число 0. Цифра 0."
Цель:
1)Сформировать представление о числе, познакомить с цифрой 0,сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2)Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по тетради»;
3)Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;
4)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Ход образовательной ситуации

1.Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, вы любите сказки? (Да)
- А почему вы их любите? (Потому что в сказках всегда происходят чудеса, разговаривают животные и птицы и они всегда заканчиваются хорошо)
-Какие сказки вы знаете?
-Ребята, предлагаю сегодня нам отправиться в путешествие в сказку.
Ой, что это, из какой сказки эти звуки? (зайчик поет «Четыре сыночка и лапочка дочка») Может быть там нужна наша помощь? Что в этой сказке случилось.
- Как вы считаете, надо помочь зайчатам? (Да)
- Вы хотите им помочь? (Да)
- Почему вы решили помочь зайчатам? (Потому что…)
- Вы сможете помочь? (Сможем, потому что мы многое умеем, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые?)
2. Актуализация знаний
Игра «Найди пару»
Дидактические задачи:
-актуализировать счет в пределах 9, соотносить число с количеством, умение узнавать и называть геометрические фигуры;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.
-закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;
-закреплять умение делиться на пары; развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь;
- На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Сегодня я предлагаю вам поехать на воображаемом летучем корабле, но необычном, а сказочном, цветном: каждая каюта корабля имеет свой цвет.
- Слушайте внимательно:
1. В каждой каюте может ехать только пара человек. Что вам нужно сделать? (Разделиться на пары)
2. Каким способом мы можем это сделать? (Посчитаться, просто выбрать друга…).
- А можно найти пару по билету. Каждый из вас может выбрать один билет.
Дети замечают, что на всех билетах изображены круги определенного цвета и количества (например, 4-е желтых круга).
- Ребята, а что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
- Вам нужно встать в пару с тем, у кого на билете такое же количество кругов. Количество кругов будет обозначать номер вашей каюты (цифру на спинке стула). Затем вместе нужно определить, какой новый цвет получится при смешении цветов, в которые окрашены круги на вашем билете. Этот цвет и будет обозначать цвет вашей каюты (круги на спинке стула). А что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
(Смешение двух цветов:
Красный и желтый - оранжевый
Белый и синий - голубой
Белый и красный - розовый
Желтый и синий - зеленый
Синий и красный - фиолетовый)
Дети подбирают пару сначала по количеству кругов, ищут подходящую цифру на спинке стула, затем смотрят, получится ли при смешении их цветов новый цвет (цветной круг на спинке стула). Если новый цвет совпадает с цветом каюты и его номером, то занимают свое место.
Может возникнуть ситуация, когда при делении по парам останется 2 ребенка с билетами, на которых изображены круги одинакового цвета. В этом случае воспитатель выясняет:
- Как вы думаете, все могут найти свою каюту: у всех ребят при смешении цветов получится новый цвет? (Нет, потому, что у Миши и Олеси билеты с кругами одного цвета, а для получения нового цвета нужно смешивать разные цвета).
- Что нужно сделать, чтобы все ребята смогли отправиться к в сказку к зайчатам? Т.е. чтобы во всех парах были билеты разного цвета? (Поменяться парами).
Дети распределяются так, чтобы у каждой пары были билеты с кругами разного цвета.
- Здравствуйте, я ваша проводница. Приготовьте, пожалуйста, билеты.
Воспитатель проверяет и собирает билеты. Если дети выбрали неправильный цвет, предлагает самим найти свою каюту или попросить помощи у детей.
- Все правильно, все заняли свои места.
- Внимание, внимание! Корабль полетит только в том случае, если ветер будет дуть в паруса. Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветер».
Воспитатель показывает, дети повторяют. При этом слышится звук летящего корабля (фонограмма из мультфильма).
Звуки леса. Вот мы и приехали. Выходим.

Игра «Угощение».
Дидактические задачи:
-Актуализировать умение соотносить число с количеством, сравнивать группы по количеству с помощью пересчета;
-Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети по 4 человека садятся за столы. Перед каждым ребенком находятся 9 кругов: 4 красных, 3 зеленых, 1 желтый и 1 коричневый..
-У маленьких зайчат была целая корзина яблок. Зайчата проголодались и решили съесть их на обед. Они стали доставать яблоки из корзинки и выкладывать их на тарелочку: сначала (1) желтое яблочко, потом (3) зеленых, затем- (4) красных и (1) яблочко, которое уже начало портиться.
Дети отсчитывают по очереди сначала (1) желтый круг, (3) зеленых круга, затем (4) красных и (1) коричневый и выкладывают их перед собой.
- Сколько всего было яблок на тарелке у зайчат?
Дети пересчитывают. Их оказывается 9.
- Испортившееся яблоко зайчата выкинули (дети откладывают коричневый круг). И только они хотели пообедать, как увидели Ёжика. Он был очень расстроен, так как не смог сегодня ничего найти своим ежатам на обед. Зайчата пожалели его детишек и дали им 4 красных яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 4 красных круга.
Потом зайчата решили угостить еще и бельчат, которые далеко убежали от дома и очень проголодались. Им они дали: 1 желтое и 3 зеленых яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 1 желтый и 3 зеленых круга.
-Что можно сказать о количестве яблок у ёжика и бельчат (Их поровну - по 4)
-Сколько яблок осталось у зайчат на тарелочке? (ни одного).
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
-сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0.
-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель говорит детям, что, когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно 0.
Зайчата раздали все свои яблоки и остались без обеда. А кушать им очень хотелось.
И тогда они решили сообщить своему папе Зайчику, который был в гостях у своего друга Медведя, что у них не осталось ни одного яблочка к обеду. И чтобы он по дороге домой нашел им что-нибудь съедобного.
Зайчата стали писать письмо, но как им обозначить, что у них нет ни одного яблока, не знают, и просят вас им помочь.
Воспитатель кладет на стол карточки, на которых написаны разные числа. Карточек с цифрой 0 столько, сколько детей.
- Найдите карточку, на которой написано число 0.
Дети берут разные карточки. Если все берут карточку с числом 0, то зайчата берут другие.
Фиксация затруднения:
-Смогли мы помочь зайчатам (рассказать в письме, что у них нет ни одного яблочка)? (Нет)
-Почему не смогли? (Потому, что дети и зайчата взяли разные карточки и мы не знаем, кто прав)
-Что нам нужно сделать? (Узнать, как обозначить число 0).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
-познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
-повторить изученные способы действий в ситуации затруднения, проверить, какой из этих способов предпочитают дети.
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает, посмотреть в тетради, придумать самим).
Если дети хотят придумать сами, как обозначить число 0, то воспитатель выслушивает все ответы детей. Воспитатель может обратить их внимание на тарелочку с яблоками у зайчат. Сначала на ней было 9 яблок, затем ни одного (пустая тарелочка). После всех ответов детей, решаем, что отсутствие яблок можно обозначить пустой тарелочкой (круг). Затем дети проверяют, правильно ли они придумали, в тетради находят написание числа 0 (очень похожее на пустую тарелочку), после этого выбирают соответствующую карточку.
Воспитатель хвалит их и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
Если ценность самостоятельных действий у детей еще не сформирована,и они выберут способ «узнать у взрослого», то воспитатель по их просьбе сам показывает карточку с записью числа 0 и дает те же пояснения.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Игра «Помоги зайчику»
Дидактические задачи:
- закрепить представление детей о числе и цифре 0;
- повторить порядковый счет.
-тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети подходят к ковру. На нем находятся карточки с изображением морковки, капусты, картофеля, яблок, груш. Вверху доски в ряд расположены карточки с числами. Числа идут не по порядку, например, так:3,5,1,9,0,4,2,6,8,7. На столе стоят тарелочки для угощения.
Воспитатель предлагает помочь зайчику собрать угощение для его зайчат. Дети под музыку собирают овощи и фрукты - морковки в одну тарелочку, капусту- в другую и тд.
- Какой цифрой мы обозначим количество морковок? Яблок? И тд.
- На каком месте находится эта цифра.
- Сколько овощей и фруктов осталось на коврике?(ни одного)
- Какой цифрой нужно записать число 0?
- На каком месте слева расположена карточка с цифрой 0?
Работа в тетради.
Дидактические задачи:
- тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представления о числе и цифре 0.
- тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, мелкую моторику руки.
№1 стр.13.
«Обведи одной линией отдельно квадраты, треугольники и круги. Пересчитай фигуры в каждом мешке и соедини с нужным числом. Сколько фигур не попало в мешок? Обведи нужное число».
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает им рассмотреть картинку и рассказывает, что лесные звери собрали угощение для зайчат, и просят вас убрать угощение в мешки
(треугольники - это морковки, квадраты- капуста, круги- яблоки).
- Обведите одной чертой все морковки (треугольники).
-Сколько всего морковок?
- Соедините морковки с соответствующим числом.
Аналогичные действия дети выполняют с кругами и с квадратами.
-Сколько всего овощей и фруктов осталось на полянке? (ни одного).
-Обведите нужное число.
-Какое число вы обвели? (число 0).
- О чем рассказывает число 0? (об отсутствии предметов).
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
- провести рефлексию деятельности на занятии.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому помогли?
- Почему мы смогли помочь зайчатам? (Потому, что узнали число 0 и научились его обозначать).
После занятия воспитатель, показывая домик с числом 0, задает вопрос: куда нужно поместить этот домик? (слева от числа 1).

Светлана Ветчинина
«Число 1, цифра 1»

Тема : «Число 1 Цифра 1 »

Программное содержание :

1. Вспомнить и закрепить понятие о цифре и числе 1 .

2. Закрепить представление о сложении и вычитании, записи сложения и вычитания.

3. Развивать наблюдательность, анализировать явления и делать выводы, уметь продолжить составление закономерности.

Материал : игрушка Том, демонстрационная карточка на вычитание, тетради, простые карандаши, цветные карандаши, картинка с изображением предметов по 1.

Ход занятия:

Воспитатель ходит по группе , как будто что-то ищет. Дети обращают на это внимание, спрашивают у воспитателя, что потеряли, что ищите.

Воспитатель :

Да, знаете, ребята, что-то странное происходит у нас в группе . Вы не замечаете?

А мне кажется, ночью у нас побывал волшебник. Посмотрите, то у Тома утром была книга, то она пропала и я поэтому везде ее искала, а то она опять у него под крылышком. Ну, я очень рада, что она нашлась. Ведь она всем нравится очень : и Тому, и ребятам, и надеюсь понравится нашим гостям.

Расскажите нам про что эта книга (про числа , про Тину, Тома и Чива, как они хотели научиться считать).

Итак, продолжим чтение. Усаживайтесь поудобнее полукругом, чтобы всем было слышно и видно. Остановились мы на том, что Том в лесной школе стал знакомится с числами , да?

(показ иллюстрации) число 1 . Учитель Филин рассказывает Тому, что среди моих учеников есть только один утенок. У каждого из вас только одна мама. И у всех нас одна Земля. Всех нас греет одно Солнце. Ночью светит одна Луна, и она тоже одна. Как много, оказывается бывает по 1.

Ой, я вижу дети знают загадки, что бывает по 1.

Ирина, загадай детям и гостям, а мы постараемся отгадать

Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все (солнце) .

А Настя тоже знает загадку :

«Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня (луной) .

- И Юля хочет загадать :

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка (месяц) .

Молодцы ребята.

А теперь посмотрите друг на друга и скажите, чего у человека по 1.

(нос, голова, рот, туловище, лоб, затылок) . Правильно, молодцы. Ой, а Том тоже знает загадку, попробуйте отгадать ее.

«Если 6 не было его, не сказал бы ничего (язык) .

Правильно ребята, молодцы, отгадали

А кто знает какой цифрой обозначается число 1 ? Как оно пишется, нарисуйте в воздухе. Что такое цифра ? (знак)

А число ? (количество предметов = этому числу )

Молодцы, вы вспомнили, что мы давно уже знакомились с цифрой 1 и числом 1 . Как еще называют цифру 1 ? (единица) . Знаю, знаю, что сейчас вам хочется сразу и стихи про единицу прочитать. Ну, иди, Катя, прочитай, а ты Володя другое прочитай. (Вот один, иль единица,

очень тонкая, как спица

похожа единица на крючок,

а может на обломанный сучок).

Вы знаете, что в разных странах цифры и буквы отличаются друг от друга. Вот на нам знакомая единица, а вот эта цифра 1 римская . Так научили писать древние римляне.

Ах, посмотрите, какая прелестная балерина!

Что она делает?

Где? Сколько балерин? Когда в театре выступает 1 человек – танцует или поет – его называют

Как? Не знаете? Да, это для вас новое слово. И я хочу, чтобы вы об этом узнали у мамы или папы. А завтра каждый из вас утром мне это слово скажет. А потом мы все вместе, как всегда, с этим словечком поиграем. Договорились?

Я предлагаю встать детям, чье имя у нас в группе одно . Гостям я скажу, что у нас 2 Сережи, а вот Карина, Настя, Артем, Катя, Володя, Гриша, Влад, Юля одно. Еще какое? Ну ка веселей, называйте, чье имя одно.

Ой, что-то шепчет мне Том? (игрушка) . Обиделся, что мы про тебя забыли? Да нет, каждый хотел ответить, показать, что знает, поэтому и не слышали твоих слов. Извини, нас пожалуйста, мы постараемся не обижать тебя . А Том, ребята,предложил нам поработать в тетрадях «Раз-ступенька»

Усаживаемся и под слова открываем тетрадь :

«Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я от вас друзья не скрою

Карандашик так держу.

Сяду не согнусь,

За работу я примусь».

На страничке, где есть закладочка, внизу есть портрет друга Тома – кого? (ежика) . Как вы думаете, что забыл художник нарисовать Колючкину? (Иголки) . Да вот, Том решил помочь Колючкину, попробовал нарисовать иголки, но не сумел. Что-то они мне напоминают? А вам? На что похожи? Да, интересным должен получится портрет. Но обратите внимание на значок с красным карандашом. Я хочу, чтоб вы запомнили, такой значок нам будет встречаться много раз. А обозначает он, что надо закрасить, а стрелка указывает направление.

Взяли все карандаш волшебный и нарисуем единицу в воздухе (2-3 р.) . А теперь нарисуйте иголки Колючкину. Какой симпатичный портрет получился. Правда? А теперь Том хочет превратить ваши пальчики в утят. Средний палец утка-папа, у папы голос низкий. Безымянный палец-утка мама, у мамы голос нежный. Мизинец-это утенок, у утенка голос тонкий, звонкий. Как кричит утка-папа? Кря-кря. Басом.

А утка-мама? Нежно : «Кря-кря, кря» .

А утенок? Пищит : «Кря, кря, кря» .

Ты знаешь Том, а дети тебя могут научить не только узнавать цифры , они у нас знают сложение и вычитание. Научим, ребята? А ты Том садись вот сюда поближе и слушай внимательно . У Тома в мешочке были игрушки - называйте какие.

Вот эти : назови Вова он отдал Колючкину. А какие остались, ребята нарисуют в третьем мешочке.

Пойдем, Том посмотрим, что же у тебя осталось? (Дети рассказывают Тому о своем решении) .

А какое действие мы выполнили? (вычитание)

А теперь выполните действие сложение. (2-3 человека рассказывают) .

1- перечисляет изображение

2- говорит 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумма

3-ий – 1 часть, 2 часть=сумма

Том одобряет детей и говорит, что все вы умеете.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия по математике в старшей группе Конспект игрового занятия по математике в старшей группе. Программные задачи: 1. Измерять предметы линейкой (длину) и сравнивать результаты.

Конспект занятия по математике в старшей группе. Программные задачи: Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами, продолжать развивать глазомер и умение находить предметы.

Конспект занятия по математике в старшей группе Программные задачи: закреплять умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание; совершенствовать.

Конспект занятия по математике в старшей группе Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Пустынникова.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Олимпиада» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группеТема занятия по математике: «Олимпиада» Интеграция образовательных.

Предложить детям отправиться на «машине времени» в прошлое (рассмотреть рисунок- образец «машины времени»).

— Из каких геометрических фигур состоит машина?

— Итак, мы выяснили, из каких фигур состоит «машина времени», теперь попробуйте построить, используя наборы геометрических фигур «машины времени» .

— Задание выполнено и машина готова доставить нас в прошлое,. Закройте глаза и посчитайте цифры в обратном порядке- от 10 до 1.

— Вы досчитали до 1 и оказались в другом времени, здесь нет многоэтажных домов, а только одноэтажные. Подумайте, почему так их называют? Сколько этажей в таком доме?

Задание:

— построить из геометрических фигур одноэтажный дом

Какие фигуры вам понадобились для конструирования дома? Какие фигуры? По сколько их?

— Как вы думаете, о каком числе пойдет речь на занятии?

— научить детей находить множества и одного предмета в группе

— чтение загадок-

Стоит Антошка на одной ножке? (гриб)

Танцует крошка, всего одна ножка? (юла)

Одноглазая старушка узоры вышивает? (игла)

(показ рисунков-отгадок)

— на интерактивной доске рассмотреть слайды из электронного учебника, как Алик отбирал из множества предметов один;

— упражнять детей в правильном использовании словосочетаний «одна тыква», «один огурец», «один помидор» на казахском языке.

— учить составлять правильный ответ полным предложением (Алик сорвал одну тыкву) и т.д.

3. Знакомство с написанием цифры

— на что похожа цифра 1?

Заучивание стихотворения-

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

— прием написания цифры 1 (показ на интерактивной доске, используется электронный учебник, слайд- Алик объясняет прием написания цифры- звуковое сопровождение);

— показ слайда

— кто нас встречает, похожий на цифру 1? (пингвин)

— У меня, — сказал пингвин,

— Клюв один и хвост один.

— Если встану на страницу,

— Сам сойду за единицу . (Г. Афанасьева)

— сравнить печатную и письменную цифру 1, чем отличаются?

— закрыть глаза, представить цифру и написать ее в воздухе;

— из счетных палочек сделать цифру 1;

— на магнитной доске написать цифру 1;

— выполнения задания по соотнесению предмета к цифровому обозначению и наоборот.

Физкультминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую- к груди,

Да смотри, не упади!

А теперь постой на левой-

Если ты солдатик смелый!

4.Работа в Азбуке- тетради:

— написание цифры 1;

— упражнение для пальчиков «Мы писали»

— игровое упражнение «Что лишнее?»

— понравилось ли вам занятие?;

— что нового вы узнали?;

— подумайте и скажите, чего бывает только по одному?

— каким числом вы обозначите?

— число и цифру 1

— представления о множестве предметов и об одном предмете

— ориентироваться в пространстве, отвечать полным ответом, писать цифру 1, выделять один предмет из множества, работать сообща

Программные задачи :-закрепить знания о сравнении предметов по ширине

Упражнять отгадывать математическую загадку на основе зрительно воспринимаемой информации

Закрепить знания о числе и цифре 1

Упражнять писать цифру 1

Формировать навыки самоконтроля и самооценки

Оборудование: конверты большой и маленький, иллюстрация с изображением Кота в сапогах, карточки с изображением шарфиков, картинка к загадке, карточки с цифрами от 1до 9; на каждого ребенка-карточки с 2 полосками (на верхней части нарисовано 5 зайцев, картинки –яблочки, рабочие тетради «Е. В. Колесникова «Я считаю до 10», цветные карандаши, звездочки, кружки и квадраты-для поощрения детей.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Сюрпризный момент.

Стук в дверь.

Воспитатель вносит в группу почтовый ящик и достает из него конверт.

Ребята, почтальон принес нам письмо. Догадайтесь, от кого это может быть? (Дети высказывают свои предположения.)

На конверте есть загадка.

Умён, изворотлив усатый дружок -

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Ну что, угадали, ребята?

Дети узнают персонажа сказки-Кота в сапогах.

Да, ребята, вы угадали, а вот и его портрет.

Воспитатель достает из конверта иллюстрацию с изображением Кота в сапогах.

В конверте есть еще и письмо. Ребята, Кот в сапогах задает нам много вопросов. И как только мы на них ответим, нас ждет сюрприз.

Воспитатель зачитывает письмо детям: «Здравствуйте, дети. Я узнал, что недавно в детском саду был праздник. Его всегда отмечают в первый осенний день, что же это за праздник? (ответы детей) .А как называется первый осенний месяц? Молодцы-именно месяц сентябрь стоит первым по счету в новом учебном году. Я хочу Вам пожелать успехов в обучении и всех Ваших делах. »

2. Основная часть.

а) Воспитатель.

Ребята, вы у меня молодцы! А вот и первое задание Кота в сапогах.

Выставляются на доску карточки с изображением шарфиков. Скажите, какой ширины шарфики (широкий, уже, еще уже, поуже, самый узкий) .

Хорошо, следующее задание.

Отгадайте загадку. Выставляется картинка

На картинке игрушки.

Кукла, кубик.

Ведро.машина.

Мяч.получилось ровно (пять)

Почему пять (потому что на картинке пять игрушек)

б) работа с раздаточным материалом

Ребята, Кот в сапогах в сказке королю носил на угощение зайцев. Нам нужно ему помочь поймать зайчиков. Для этого нам понадобятся яблочки, давайте каждому зайчику дадим по яблочку. Что у нас получилось-сколько зайчиков (5, а сколько яблок мы использовали (тоже-5)

в) Физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три - прижмем к плечам, на 4 - к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

г) работа в тетрадях

Ребята, вот какие вы у меня шустрые, со всеми заданиями хитрого Кота справились. Но у него для нас осталось еще одно задание. «Если месяц сентябрь стоит первым по счету в новом учебном году, то какую цифру мы ему дадим (Цифру один.) Кто поможет ее найти среди других цифр? Правильно Костя, это цифра один. Сейчас мы повесим на доску цифру один. А теперь, про цифру один прочитаем стихотворение:

Эта цифра – единица.

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему? –

Начинает счет всему.

1. Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй»(лист1.№1)

Нарисуй под каждой карточкой столько кружков, сколько на ней предметов или геометрических фигур.

Под какими предметами нарисовали один кружок (под яблоком, машиной)

Под какими геометрическими фигурами нарисовали один кружок (под квадратом, кругом)

2. «Учимся писать цифру 1»(лист1, №1)

Давайте попробуем обвести цифру один по точкам, а затем постараемся написать ее в каждой клеточке до конца строчки.

3. Игровое упражнение «Закрась правильно»(лист 1, №2)

Закрасьте изображения только тех предметов, которых по одному.

Какие предметы закрасили (рыбку. грибок, пирамидку-их по одному. а елочек и шариков-по два) .

4. Игра «Соедини правильно» (лист1, №3)

Из какой сказки эти медведи? (Три медведя) Какого они размера? - (Михайло Иванович – большой, Настасья Петровна – поменьше, Мишутка – маленький) .

Задание: Покажите стрелочкой и скажите, кто на каком стуле будет сидеть? – (Михайло Иванович – на большом стуле, Настасья Петровна – на стуле поменьше, Мишутка – на маленьким)

5. Логическая задача «Когда это бывает? »(лист 1, №4)

Ребята, какое сейчас время года? – (Осень) .

Отгадайте загадку:

В каком месяце лето кончается, а осень начинается? – (Август, сентябрь) .

Задание: Рисунки небольшого размера соединить с большим рисунком, чтобы они относились к одному времени года.

Вопросы: Какие рисунки соединили? – (На дереве мало листьев, овощи, ежик с грибком). С какой картинки не соединили? – (Со скворечником, скворцы прилетают весной) .

3. Подведение итогов

Ребята, у нас с вами была сегодня нелегкая работа. После летнего отдыха мы с вами очень многое вспомнили. В этом нам помогли задания Кота в сапогах, с которыми мы справились. А кто мне поможет вспомнить, какие задания мы с Вами сделали (Сравнивали шарфики по ширине, сосчитали предметы на картинке, раздали зайчикам яблоки поровну, учились писать цифру 1) А трудно было выполнять задания (Нет, нам помогали картинки-подсказки, они показывали.сколько предметов надо раскрасить или нарисовать)

Посмотрите, какой сюрприз нас ждал в глубине конверта. Достать маленький конверт в котором лежит еще одно письмо

«Молодцы, ребята, справились со всеми моими заданиями! Вас ждет награда в этом конверте-звездочки тем ребятам, которые выполнили все задания правильно, кружки- тем, кто частично выполнил задания и квадратики-тем, кому нужно постараться в следующий раз. До скорой встречи! »

Ну вот, получите свои награды за проделанную работу. Раздача подарков