Консультация для родителей «Игротека для развития связной речи в кругу семьи. "Сильно кусает котенок-глупыш

В кругу семьи «Учим любить зиму».

Вот вечер тучи нагоняя,

Вздохнул,завыл,

И вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брела с недвижною рекою

Сравняла пышной пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.(А.С.Пушкин).

Когда начинается зима?

Когда выпадет устойчивый снег и замёрзнут водоёмы, тогда можно сказать, что зима пришла.

Знаете ли вы,где рождается снег? Что такое снег?

Это очень много, много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов -чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из тучи, как и дождь, но только они образуются совсем не так,как дождь. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками не прозрачного льда, который идёт иногда летом, вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки. Водяные пары поднимаются высоко над землёй,где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольные кристаллики всё время растут, и наконец становятся красивыми звёздочками. Снежинки медленно опускаются, собираясь в хлопья, и ложатся на землю: «Тихо, тихо снег идёт.Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лёд во дворе лопатой.(М. Познанский).

«Когда повяли все цветы

Мы прилетели с высоты

Мы, как серебряные пчёлки.

Уселись на колючей ёлке

Мы полетели на поля,

И стала белою земля.»

Народные приметы о зиме.

Зима без снега- лето без хлеба.

Снег на полях- хлеб в закромах.

Следы на снегу.

Кто рисует на снегу

Крестики и точки.

Это птицы на бегу-

Оставляют на снегу

Тонкие следочки -

Крестики и точки.

Знаете ли вы?

Птиц можно подкармливать семенами тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Жареные семечки давать нельзя. Крошки чёрного хлеба для птиц вредны.

Подкорми птиц зимой, они оплатят тебе летом.

Зимние забавы.

Игры со снегом: снег и дёд- лучший материал для творческих работ-игр зимой. Дети охотно играют со снегом, как с песком. Им нравится насыпать снег лопатами в деревянные и пластмассовые коробки и в другие формочки.

Загадка.

Он стоит среди двора, смотрит чёрными глазами-

Но едва придёт жара- как зальётся он слезами.

Он в мороз смеётся веселится в снег.

Он не любит солнца этот человек. (Снеговик).

Растения зимой.

Всё зелёное, что радовало глаз весной и летом, исчезло или спряталось глубоко под снегом. Но мы можем научить своих детей узнавать знакомые деревья по некоторым признакам.

Вот вдали дерево у которого все ветки изогнуты. В середине прогибаются к низу. Наверху опять поднимаются. Это липа. Её так же можно узнать по крылатым липовым орешкам. А у ясеня на ветках целые грозди длинных плодов-крылаток. Все ветки расположены попарно. Научите детей находить клён по молодым побегам, на котором ветки расположены перекрёстно.

Мощное дерево –дуб. Его можно узнать по засохшим листьям на верхушке. Берёзу, сосну, ель дети находят без затруднения.

Сделайте с детьми.

Снеговика и другие снежные фигурки. Украсьте их цветной водой, различным природным материалом, веточками деревьев или семенами.

Решите с детьми эти вопросы.

Рассмотрите на рукаве, сколько лучей у снежинки.

Наберите полный стакан снега и стакан льда: что быстрее тает- снег или лёд?

Бросьте комочки снега в воду: потонул ли снег?

Загадайте загадки.

Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?(Зимой).

Выучите стихи.

Белая узорная звёздочка - малютка.

Ты слети мне на руку посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

В предложенном материале родителям предлагаются игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игротека в кругу семьи

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе...». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался...» (Шарик).

«Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? (Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.).

«Слова мячики»

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«Доскажи сказку»

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой - последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

«Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

  1. Обитает в воде (значит, на суше);
  2. Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
  3. Хвост очень длинный (значит, короткий);
  4. Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
  5. Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Уважаемые родители!

Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Начиная игру со словом, учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - Красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки. Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино") и т.д.

Покупка детских книг - дело непростое.

Казалось бы, магазины буквально ломятся от книг, можно подобрать на любой вкус и кошелек. Но на чем же остановиться? Какую книгу выбрать? Подороже или подешевле? Потолще или потоньше? С реалистическими картинками или с "мультяшными"?

Но даже если качественные книги вам действительно не по карману, всегда можно попытаться найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку, они по-прежнему существуют, абсолютно бесплатны, и на первые шесть-семь лет жизни книга вашему малышу там точно хватит. От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как вообще сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для маленького, еще не умеющего читать ребенка текст неотделим от иллюстрации. Да и подумайте сами, сможет ли малыш научиться любить книгу, подружиться с ней, если в руки тебе будут попадаться лишь безвкусные аляповатые издания, или книжонки, напечатанные слепеньким шрифтом на сероватой бумаге? Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей.

    Желательно покупать книги в твердых обложках с прочным корешком.

    Обязательно проверьте, прошиты страницы или склеены: из клееных книг очень быстро начинают вываливаться листы.

    Книги для малышей должны быть достаточно большого формата, желательно, не меньше, чем А4, иначе иллюстрации, да и шрифт окажутся слишком мелкими.

    Бумага в детской книге должна быть хорошего качества, плотная, белая или чуть бежеватая, но, ни в коем случае не серая: это вредно для глаз.

    Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет бликовать и отсвечивать.

    Обязательно проверьте, не острые ли края у листов, чтобы малыш не поранил пальчик.

    Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным.

    Покупайте книги, в которых под одной обложкой лишь одна сказка, если ребеночек еще совсем маленький, для тех, кто постарше, подойдут сборники из трех-четырех, максимум - пяти произведений.

Иллюстрациям следует уделить особое внимание: ведь от них не только зависит, какими будет ребенок представлять героев произведения. Прежде всего, откажитесь от компьютерной графики: яркие, на первый взгляд, картинки, на самом деле аляповаты, холодны, не несут в себе ни любви, ни тепла души создавшего их художника.

Очень большое значение играет и цвет. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие прямые цвета, а нежные, спокойные полутона.

Итак, отправляемся за покупками.

Научите ребенка любить книгу!

Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки - как можно больше.

Первые книжки обязательно должны быть с картинками - желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют "остановить мгновенье", еще и еще раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить, и узнать "про что было в книжке". Так что картинка в детской книжке - это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и усвоения текста.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, усвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки (Колобок, Репка, Теремок) построены на повторении одних и тех же фрагментов.

Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик - Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я".

Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем - требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. Итак, в сказках главное - понимание их смысла, проникновение в их содержание.

Совсем по-другому воспринимаются стихи. Детям обязательно нужно читать стихи, причем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно же, особое удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое "Лето красное пришло, стало сухо и тепло" - это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского и, конечно же, сказки Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем, они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы очень давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.

Учимся рассказывать!

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Уважаемые родители !

Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, все возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий "Смех" и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)

"ПОДБЕРИ СЛОВО".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)

"КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?"

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов - действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).

"АВТОБИОГРАФИЯ".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".

"ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т.д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.

"СЛОВА МЯЧИКИ".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ".

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д.

" ЕСЛИ ВДРУГ …".

Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т.д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Семейная игротека «ИГРЫ СО СЛОВАМИ»

Уважаемые родители! Если Ваш ребенок переставляет слоги в словах, неточно употребляет слова в речи, неправильно согласовывает их друг с другом, то … Вы можете просто поиграть с ребенком в необычные игры со словами. Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребенка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности.
Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«ПЕРЕПУТАННИЦА»
Жили-был слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться! Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и др. Распутывая слова, ребенок лучше освоит их слоговую структуру!
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок). Играя с ребенком, Вы помогаете ему обогатить словарный запас!
«УПРЯМЫЕ СЛОВА»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино и др.). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. И др.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. Игра развивает грамматический строй речи!
«ТОЛЬКО ВЕСЕЛЫЕ СЛОВА»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, например, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (допустим, огурец, елка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т. д.).
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная). Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
«АВТОБИОГРАФИЯ»
Сначала кто-то из взрослых берет на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путем наводящих вопросов выяснить, о ком или о чем идет речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например: «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».
«ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допусти, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Далее кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу».Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит в предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? Мед - пчела- боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.
«СЛОВА МЯЧИКИ»
Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребенок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ»
Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка - … печка, трубы - … губы, ракетка - … пипетка, сапоги - … пироги и т. д.
«ЕСЛИ ВДРУГ...»
Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например: Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т. д.
Что произойдет? Чем это можно заменить?
Ребенок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: веревочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.».
Можно предложить ребенку и другие ситуации, напрмер, если бы у меня была:
* живая вода; * цветик - семицветик; * ковер - самолет и т.д.