Консультация на тему: Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребёнка –дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах дея

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. Э.Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создавать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: «Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума» .

В нашей работе такими случайностями выступили проблемные ситуации, неожиданные образцы знакомых предметов, которые требовали от ребенка поиска способов разрешения их познания. В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации взаимодействия.

Предметы среды по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, как обстоятельство, ситуация, как «место», «центр» становления ценностей сферы личности. Процессуальный аспект имеет две стороны: перцептивную и интерактивную. Перцептивная сторона взаимодействия среды и личности проходит несколько стадий: доперцептивную (взаимодействия нет, есть лишь готовность), ассимиляцию (стремление взаимодействовать, соотнесение содержания элемента со своим опытом), аккомодацию (стремление изменить среду, ориентация на новое), равновесие (результативность взаимодействия личности и среды, эстетическая напряженность, состояние равновесия, гармонии, озарения, катарсиса). В процессуальном аспекте взаимодействия среды и личности ребенка важна позиция педагога, выражающаяся в побуждении, просвещении, оценивании, коммуникации.

Н. С. Иванова отмечает, что «в вопросе оптимальной насыщенности предметно-пространственной среды ребенка следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала гигиеническим и санитарным нормам и требованиям: - необходимо, чтобы дизайн, в зависимости от возможностей и условий ДОО, был разнообразным; - необходимо, чтобы развивающая и предметно-игровая среда, а так же мебель отвечала психофизиологическим особенностям развития воспитанников на данном этапе возрастного развития; - необходимо, чтобы оформление ДОО напоминало домашнюю обстановку, было комфортным, уютным и эстетичным; - необходимо, чтобы предметно-игровая среда была многообразной, вариативной, а так же многофункциональной».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Предметная структура игровой среды моделируется воспитателем в трех уровнях: низком, среднем, высоком. Ребенок, обладающий недостаточным сенсорном опытом, может самостоятельно выбирать тот способ действия в среде, который соответствует уровню его развития сегодня, или самостоятельно попробовать незнакомый ему способ, т.е. он будет находиться в ситуации выбора. Это, с одной стороны, позволит предупредить возникновение негативных эмоций, оградить ребенка от неуспеха, а с другой — создает возможность ему сориентироваться на «завтрашний день», попробовать самостоятельно преодолеть незнание, трудность. Преодоление трудности и получая успешный результат, ребенок испытывает удовлетворение, начинает оценивать достоинства предметов среды и свои личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой. Таким образом, ценности предмета, вещи переходят в ценности личности .

Учитывая современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, работниками коллективов детских садов г. Оренбурга использовать в воспитательно-образовательном процессе технологии по созданию комплексно-тематического планирования пространственно-игровой среды. В среде ДОО появилась «доска выбора», «центры активности», которые помогают детям проявлять инициативу и самостоятельность, дают возможность выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Фронтальная форма работы заменилась работой малыми группами по предпочитаемому виду деятельности. Ежедневно внимание детей обращается на новый материал, появившейся в центрах активности, этот материал и является стимулятором выбора детской деятельности.

Такая организация жизнедеятельности детей позволяет легко реализовать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. У детей при организации работы развивается ряд ключевых компетенций: способность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. В таких ситуациях ребенок следует социальным нормам поведения и правилам, которые они выбрали и утвердили вместе с детьми, и об этом напоминают нарисованные ими правила, которые оформлены в рамочки и размещены по всей группе.

Физкультурно-спортивная среда дошкольной образовательной организации по своей модальности может быть отнесена к одному из четырех типов: тренирующая, формирующая, развивающая, творческая. В «тренирующей» физкультурно-спортивной среде:

Создаются условия для повышения адаптационных возможностей организма ребенка и развития его физических кондиций в процессе обучения и воспитания в стенах конкретного образовательного учреждения;

Используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию к параметрам среды и формирование адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности;

Создаются условия для формирования у обучающихся физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям физических кондиций.

«Формирующая» среда ориентирована на получение обучающего эффекта. В «развивающей» физкультурно-спортивной среде предоставляется комплекс возможностей для целостного физкультурного развития и саморазвития личности ребенка, что проявляется как в плане удовлетворения и развития субъектом своих физкультурно-спортивных потребностей (от витального до духовного компонента), так и в плане усвоения личностью социальных ценностей физической культуры и спорта, и частичной трансформации их во внутренние ценности.

Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми элементами образовательной среды, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью дошкольников. В данной сфере эффективно используются обучающие и воспитывающие возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных физкультурно-образовательных услуг (секции, кружки и др.) и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями (соревнования по видам спорта, Дни здоровья и др.). Развивающая среда ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности ребенка (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурному самосовершенствованию.

В «творческой» физкультурно-спортивной среде предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортивного самосовершенствования личности ребенка, что проявляется в удовлетворении комплекса физкультурно-спортивных потребностей детей через интеграцию содержания и форм занятий физической культурой. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между элементами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью дошкольников, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности, создания спортивно-регламентированных отношений между обучаемыми и ответной реакцией среды на их активность.

Физкультурно-спортивная среда ДОО — это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой (вне ДОО), что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самообразования, самосовершенствования.

Данная среда обладает высоким мотивирующим влиянием, что позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости и в комплексе с чувством азарта, наслаждения от преодоления себя, борьбы, победы, гордости за команду).

Физкультурно-спортивную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательной организации. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания физкультурно-спортивной среды в ДОО важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей.

Для организации физкультурно-спортивной среды в ДОО используются ведущие принципы:

Принцип дистанции;

Принцип активности;

Принцип стабильности-динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип открытости-закрытости.

Нашел свое отражение в физкультурно-спортивной развивающей среде принцип комплексно-тематического планирования. В качестве примера мы по теме «Народные подвижные игры» мы создали физкультурно-спортивную среду, в которую включили:

Показ картин, изображающих народные забавы: В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М. Кустодиев «На ярмарке», Масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник»;

Беседы о разных национальностях, их традициях, с целью обогащения знаний детей о представленных народностях, яркого образного представления их жизни;

Иллюстрации к народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых, отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем;

Записи народных песен;

Декорации к народным играм, которые были сделаны при помощи родителей;

Народные костюмы, принесенные родителями, маски-шапочки для каждой игры.

Вторым примером физкультурно-оздоровительной развивающей среды по теме «Построение развивающей предметно - пространственной среды для формирования здорового образа жизни старших дошкольников». Здесь мы представили информацию о пополнении содержания физкультурного зала, групповых физкультурных уголков и уголков здоровья нестандартным оборудованием для оздоровления и увеличения двигательной активности детей («Поймай мяч ловушкой», «Осьминожки», «Гусеница», «Цирковые обручи», «Напольные шашки», «Орешки»). В результате было подготовлено нестандартное оборудование в групповых уголках, на участках и «Тропе Здоровья» ДОО («Волшебные дорожки», «Пеньки», «Лыжи»).

Для увеличения двигательной активности детей в режиме дня и на прогулках нами были составлены картотеки и разработаны рекомендации проведения подвижных и спортивных игр («Организуем прогулку правильно», «Играем, учимся, растем», «Спортивные игры - это интересно!» и т.д.).

В группе организован «Уголок Здоровья», где накоплен богатый материал: дидактические и настольные игры («Этикет - школа изящных манер», «Подбери предметы», « Как вырасти здоровым», «Спортивное лото» и т.д.); пособия и плакаты по соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию. Дети получают элементарные знания валеологического характера и навыки по формированию своего здоровья.

В качестве третьего примера комплексно-тематического планирования мы к теме «Повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной активности» подготовили презентацию для детей о необходимых качествах «Мы артисты цирка» о гимнастах, демонстрирующая силу, ловкость, стремление к цели, смелость, гибкость, выносливость и музыкальное сопровождение. В уголок спорта мы поместили журналы и альбомы о гимнастах и видах упражнений. А также была проведена педагогическая мастерская по изготовлению нестандартного оборудования для занятий физической культуры. В ходе данной мастерской мы, совместно с педагогами сплели косички, которые можно использовать для проведения подвижных игр и как спортивный инвентарь в занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, задача педагогов сделать развивающую пространственно-предметную среду содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, и самое главное, востребованной.

ГЛАВА II. Развивающая предметно – пространственная среда как средство формирования инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

2.1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде согласно ФГОС.

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста подбираются в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

2.2. Содержание, сущность и принципы организации предметно – развивающей среды.
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей.

Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», « развивающаяся среда» и «предметно-развивающая среда».

Существует множество понятий среды. В словаре А.М. Прохорова понятие среда имеет несколько значений:

1. Вещество, заполняющее какое – либо пространство и обладающее определенными свойствами;

2. Совокупность природных условий жизнедеятельности, какого – либо организма;

3. Окружение, социально – бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;

4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов

Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда – условие творческого саморазвития личности ребенка. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться . Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно - образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей.

Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой основано на следующих принципах:

1. Система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников и др.).

2. Улучшение материально – технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно – развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.)

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

7. Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

8. Принцип гарнитуры

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.

9. Принцип рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.

10. Принцип складирования

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин. Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы. Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

Таким образом, при внесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для детей разного возраста. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. И окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова пространство определяется как промежуток между чем-нибудь; место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью, безвоздушное пространство); объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью; форма сосуществования материальных объектов и процессов. В данном определении при характеристике пространства выражается предметная объективно-существующая среда, окружающая, в том числе и человека .

Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». Раньше чем «встать», к предметам этой действительности в какое бы то ни было теоретическое «духовное» отношение, он должен питаться, дышать и отправлять другие свои жизненные функции, т.е. он должен действовать как весьма практическое и материальное существо. Итак, ребенок выступает перед нами, прежде всего, как субъект материального процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа» .

Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней .

По мнению А.И. Леонтьева, среда - это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания .

Таким образом, на основании выше сказанного можно заключить, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.

Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важное требование к развивающей предметной среде - ее развивающий характер .

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Исходное требование к предметной среде - её развивающий характер. Она должна объективно через своё содержание и свойства создавать условие для творческой деятельности каждого ребёнка, служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития .

Целью используемых в педагогической работе программ, является - познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

Под развивающей средой педагоги понимают естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка среднего дошкольного возраста к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания.

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды включает следующие организационно-педагогические блоки:

Мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения воспитателей к экологическому образованию дошкольников;

Теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды;

Проектировочный, включающий развитие умений воспитателей конструировать среду;

Практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием .

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

Полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

Трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

Вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня).

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям..

При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением .

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Следует также систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.) .

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

Провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

2. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

3. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды:

Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны).

Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Так, например, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой). Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды - создается для исследовательской деятельности детей. Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений нашей страны, однако, его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Могут быть использованы такие элементы среды, как зимний сад, альпийская горка, музеи, огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая тропа.

Важна функциональная роль в экологическом образовании таких элементов среды, как разнообразные игры и игрушки, модели природных объектов, наглядные пособия (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов), а также современные средств обучения - компьютерные игры экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы), аудиозаписи (звуки природы, музыкальные произведения), оборудование для опытов и т.п. .

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

Познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

Эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

Становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

Формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

Экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изо деятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей .

Итак, развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. При ее построении необходимо учитывать общепедагогические основы системного проектирования социального, пространственно-предметного и организационно-технологического компонентов и ориентироваться на реализацию целей экологического образования. Экологически ориентированная предметно-развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы, находящихся в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности в природной среде.

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы.

Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности педагоги постарались разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т.д.). В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей . Для предоставления ребенку свободы, большого «поля» выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, педагоги в группе из закрытой имеющейся мебели, сделали открытые стеллажи, изготовили шнуры, ширмы, полки, пуфики на колесах, приобрели легко передвигающиеся емкости. Появилась возможность такое оборудование использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Все приобретенные контейнеры в группе легкие и на колесах, но разные по внешнему виду. Например, из контейнеров с большими колесами в группе выстроен многофункциональный «паровоз». Его можно перемещать, преобразовывать в кафе, автомобиль и т.д., использовать как стол, плиту стиральную машину и др., в самом «паровозе» и «вагонах» хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Таким образом, в группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Условия, созданные педагогами для свободной деятельности воспитанников, обеспечивающие каждому ребенку выбор деятельности по интересам, обязательно предусматривают полоролевую специфику организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки.

Основными компонентами РППС в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь реализовать свой творческий потенциал, переживать определенное эмоциональное состояние. Одними из ярких элементов развивающей среды группы являются мини-музей «Теремок сказок», «Уголок уединения» и «Книжный уголок», созданные в результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея «Теремок сказок» состоит в том, что он дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но практически взаимодействовать с ними. В этом центре различные виды театров, множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности. Благодаря усилиям всех участников образовательных отношений был организован «Уголок уединения», который получился красивым, добрым и уютным. «Книжный уголок» в группе представлен книжной полкой и пуфиками на колесах. Такая мобильная мебель дает возможность стимулировать активность и самостоятельность ребенка.

С целью активизации самостоятельной художественной деятельности в центре «Акварелька» собрана подборка схем, технологических карт для рисования и лепки, ручного труда, которые находятся в доступном для детей месте. Используя, такие «выручалочки» ребенок сможет самостоятельно осуществлять свой замысел, проявлять инициативу.

Для сюжетно-ролевых игр в группу приобретены контейнеры на колесах, подобраны атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.

Важно отметить, что РППС группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию (среда не только развивающая, но и развивающаяся) и предметный мир, окружающий ребенка, необходимо постоянно пополнять и обновлять.

Поиск эффективных средств, способствующих развитию самостоятельности и инициативы дошкольников, в настоящее время представляет важную проблему, требующую практического решения. Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, креативности и, в конечном итоге, формирования полноценной личности.

Слайд № 1

Слайд № 2

Предметно-пространственная среда как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
(из опыта работы)

«В развитии ребёнка образование и среда

играют большую роль, чем наследственность…

Вопрос в том, какое образование и какая

наследственность лучше всего развивают

потенциальные способности ребёнка».

Масару Ибука

Предметно-пространственная среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития дошкольников.

Современный детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка. Это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметно-пространственная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие.

В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

    развитие игровой деятельности детей;

    приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

    формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Социально-коммуникативное развитие ребенка наиболее эффективно осуществляется через игровую деятельность. Для детей необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором они могли бы не просто вступать в различные взаимоотношения, но и активно усваивать нормы и правила общества.

С этой целью развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания, создано разное пространство для игр мальчиков и девочек. Для девочек оборудован игровой уголок, где есть разная бытовая техника, посуда, куклы, мебель; уголок «Салон красоты», где девочки могут попробовать себя в роли парикмахера; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Доктор».

Зона игр для мальчиков насыщенна различными инструментами, есть «Автомастерская», наборы солдатиков, трансформеры. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют из него разного вида транспорт для коллективных игр. Это может быть большая машина, пароход, поезд.

Крупный строительный материал требует много места, поэтому мы расположили его в удобном и доступном для детей месте - на низких полках в стороне от игровой зоны девочек. Здесь же расставили машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению. И не всегда это проходит гладко и мирно. Неприятные ситуации происходят в любом коллективе, а в детском намного чаще. И задача нас, как педагогов, научить ребенка правильно из них выходить, не давать себя в обиду и в тоже время не быть агрессором.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в нашей группе оформлен «Уголок дружбы». Он совмещен с «Уголком уединения», который помогает детям снять нагрузку на зрительное и слуховое восприятие, почувствовать себя в покое, восстановить психологические ресурсы.

В данной зоне имеется пособие «коврик-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находить пути решения конфликта, подборка «мирилок» - небольшие забавные рифмованные стишки, которые дети произносят после ссоры для того, чтобы помириться; картинки с эмоциями, «наши ладошки», мячики разной фактуры для снятия мышечного напряжения, аквариум с рыбками (дети часто просят включить его, садятся, смотрят), альбомы с семейными фотографиями.

Интересен такой прием как «Коробочка добрых дел» - это накопление детьми «сердечек» за добрые дела, сделанные ими в течение недели. Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний. Данный прием стимулирует детей к выполнению правил поведения, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

Ссоры и конфликты, которые часто происходят в детском коллективе, необходимо обсуждать. В этом нам помогает дидактический «Цветик-семицветик».

В повседневной жизни и в специально организованных занятиях, беседах я работаю над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учу понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе, воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

Для этого мною подобраны и проводятся с детьми различные игры:

    на развитие коммуникативных способностей;

    на развитие эмоционально-нравственной сферы

    развитие навыков общения у детей дошкольного возраста;

    на преодоление негативных эмоций, гнева, снятия напряжения.

Например, игра “Комплименты” позволяет развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам, игра «Солнечные лучики» - снять эмоциональное и физическое напряжение.

В нашей группе стало уже традицией начинать день с игры «Здравствуй». Эта игра способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми. Дети здороваются поглаживанием с различными частями тела, потом друг с другом, а потом с новым днем. Также мы стараемся каждое утро перед завтраком обсудить планы на день. Дети охотно принимают участие и предлагают свои варианты.

В своей практике я часто использую и пальчиковые игры. Использование пальчиковых игр способствует не только развитию речи и развитию мелкой моторики, но и становлению эмоционально-положительному отношению к сверстнику, формированию потребности в общении. Пальчиковые игры могут занять всю группу сидящих детей в ожидании обеда, ужина. Такие игры очень нравятся моим детям и быстро успокаивают их. В одних играх малыши не контактируют друг с другом, а лишь повторяют слова за взрослым, в других вступают в контакт. Но в любом случае они привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам, создают между ними атмосферу близости и общности.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом нам воспитателям предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.