Красивые афганские женщины. "афганская девочка" с зелеными глазами - символ страдания целого поколения женщин и детей

Мы продолжаем публиковать для вас фотоматериалы, посвященные самым красивым представительницам той или иной нации. Сегодня мы полюбуемся на афганок.

Афганистан - одна из самых древних стран мира. Жизнь здесь требует огромного терпения.

В связи с суровыми устоями большинство известных афганок занимаются музыкой, актерским мастерством, модельной карьерой за пределами своей страны. В Афганистане женщина может жестоко поплатиться за подобного рода занятия.

Мы собрали для вас 11 самых красивых и известных афганок.

Селина Джейтли - индийская актриса и фотомодель. Победительница конкурса "Мисс Индия". Ее отец пенджабец, а мать - афганка.

2. Мадина Тахер - афганка, обладательница титула "Мисс Германия-2008".

3. Мозда Джамалзада - афганско-канадская поп-певица.

4. Залласшт Садат - была коронована как "Мисс Афганистан" в 2008 году, на конкурсе красоты в Германии.

5. Азита Ганизада - американская актриса афганского происхождения.

6. Вида Самадзай - победительница "Мисс Афганистан-2003". Стала первой афганкой, которая приняла участие в международном конкурсе красоты.

7. Мариам Морид - афганская актриса, дочь легендарного афганского певца 70-х гг. Ахмада Морида.

8. Эни Мари Кхан - канадская модель и писательница, отец - афганец, мать из - Шри-Ланки.

9. Мехрангез - афганская певица.

10. Сита Куасеми - афганская певица и поэтесса.

11. Мезгхан Хуссейни - афганская участница теле-шоу "America"s Got Talent", "American Idol", "X-Factor". Была помолвлена с известным английским телеведущим Саймоном Коуэллом.

22 апреля 2010, 15:04

Заранее хочу сказать, что это проблема отдельных словев населения, отдельно взятых провинций восточных государств. Ранее я делала пост , но вот мне попалась информация по Афганистану, а конкретнее, его провинция Герат. _____ Проблема женских самосожжений становится всё болезненней в Герате – западной провинции Афганистана, на границе с Ираном. Афганские женщины всё острее чувствуют горечь от осознания разницы между свободой женщин в других странах и своим подневольным положением. Многие женщины в этом регионе погибли от причинённых себе увечий, найдя в этой ужасной смерти избавление от невыносимой жизни в браке. Защитники прав человека и активисты международных миссий отмечают, что афганские женщины зачастую не обращаются к ним за помощью из-за социальных предрассудков. Также, они полагают, что в действительности суициды и самоувечья женщин носят гораздо больший размах, чем задокументировано, поскольку регистрируются случаи только тех пациенток, которые добрались до госпиталя. Работники благотворительных служб говорят, что в независимости от того, как именно женщина получила увечья – во время попытки самоубийства или в результате нападения, это в обоих случаях на совести местной власти, которая не может, да и не хочет защитить своих гражданок от подневольных замужеств. Во время 5-летнего режима Талибана женщинам не разрешалось ни работать, ни учиться. Они даже не могли выходить из дому без сопровождения мужчины, и само собой, их тело и лица должны были быть скрыты под паранджей. После свержения режима талибов в 2001-м году, женщины вновь получили право работать и учиться. Но активисты говорят, что во многих регионах Афганистана, включая Герат, женщины продолжают оставаться в подневольном и угнетённом положении. Многие из них не видят разницы между своим существованием сейчас и при Талибане, и отчаяние толкает некоторых на страшный шаг. 20-летняя Захра показывает рубцы от причинённых себе ожогов 5-летней давности. Проблема женского самоувечья остро стоит в приграничном с Ираном районе Афганистана, так как женщины всё болезненней ощущают разницу между своим подневольным положением и свободой женщин в других странах. Фарибе всего 11 лет. Она сидит вместе со своей семьей и показывает корреспонденту шрамы от ожогов, которые нанесла себе год назад. 26-летняя Симагол показывает свои руки, обожжённые 3 года назад. 16-летняя Васийех показывает свои изуродованные рубцами лицо и грудь. Она подожгла себя 2 года назад. Симагол показывает свою грудь, навсегда обезображенную огнём 3 года назад. Благотворительные работники с сожалением говорят, что многие женщины не обращаются к ним за помощью из-за многовековых предрассудков. 33-летняя Элахель тоже несёт на себе печать огня. Она подожгла себя 10 лет назад. Самосожжением афганские женщины выражают обществу свою невыносимую боль и протест против подневольного положения. 40-летняя Афизех показывает руку, изувеченную при попытке самосожжения 10 лет назад. Такие инциденты случаются теперь чаще - афганские женщины всё острее переживают свою угнетённость 16-летняя Кадиджех демонстрирует отметины от огня 3-х летней давности, также причинённые самой себе. После свержения режима Талибана женщины официально получили более широкие гражданские права. Но в действительности положение многих из них мало изменилось. Провинцией Херат правит железная рука Измаила Хана - местного деспота и военного лидера. 26-летняя Симагол показывает рубцы от ожогов 3-х летней давности. Немало женщин в Херате сталкиваются с ежедневным угнетением и издевательствами. Они не видят улучшения своей жизни после свержения Талибана, и это толкает некоторых к самоубийству. 30-летняя Рахимех демонстрирует свою обожжённую 16 лет назад грудь. В настоящее время в Афганистане действует несколько неправительственных организаций помощи женщинам, и даже есть комитет по женскому вопросу, который постоянно пытается привлечь внимание общественности к этой проблеме. Но загвоздка состоит в том, что местные женщины зачастую настолько забиты и скованы вековыми предрассудками, что даже выйти в одиночку из дому и пойти искать помощи может представляться для них немыслимым шагом. Photo by Majid Saeedi/Getty Images

В разоренном войной Афганистане самую большую угрозу для женщин представляет не Талибан, а собственные семьи.

Через 13 лет после падения Талибана афганские женщины по-прежнему страдают от угнетения и жестокого обращения.

По данным правозащитников из Global Rights, почти девять из десяти афганских женщин подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию, а также принудительным бракам.

В большинстве случаев насилие совершают самые близкие им люди, которым они доверяют больше всего – их родственники.

Хотя некоторые находят защиту и правовую помощь в приютах, многие женщины возвращаются в семью, где их обижали, потому что у них нет альтернативы. Лишенные возможности изменить условия своей жизни, некоторые готовы прибегнуть к крайним мерам как принесение себя в жертву – только бы прекратить страдания.

Женщина, назвавшая себя Марьям, была на седьмом месяце беременности, когда муж едва ее не убил. Она не помнит, что вызвало вспышку гнева. Все что она помнит, что упала на пол от удара, а нога мужа наступила ей на шею.

«У меня потекла кровь… Все подушки на полу были мокрые от моей крови», - говорит она.

Марьям – не настоящее ее имя. Она уже два месяца прячется в тайном убежище для женщин в Кабуле. Вместе с ней живут еще 20 женщин, приехавших сюда со всего Афганистана – каждая со своей трагической судьбой.

Некоторые ушли от жестоких мужей. Другие были изнасилованы или бежали от принудительного брака, устроенного родителями. Все они боятся, что семьи их найдут и убьют.

По результатам опроса, проведенного медиакомпанией Thompson Reuters, истощенный войной Афганистан считается одним из самых опасных в мире мест для женщин.

При талибах женщинам запрещали ходить в школу, работать. Им не позволяли выходить из дома без сопровождения родственника-мужчины или появляться на глазах у посторонних с открытым лицом. В поддержку репрессивной политики режима, устраивались показательные порки и казни женщин.

Но через 13 лет после падения Талибана, несмотря на приток миллиардов долларов на развитие Афганистана, большинство местных женщин по-прежнему живут в страхе.

По данным Global Rights, почти 90% женщин в Афганистане подвергаются физическому, сексуальному или психологическому насилию и принудительным бракам. В подавляющем большинстве случаев, преступления против женщин совершает семья.

«Это вопрос контроля и власти», - говорит известная защитница прав женщин, председатель Независимой комиссии по правам человека в Афганистане Сима Самар (Sima Samar). - «Чтобы сохранить власть, сохранить контроль, вы пользуетесь религией, культурой, традициями, полом».

Когда 25-летняя Марьям пять лет назад выходила замуж, она и представить себе не могла, что окажется в приюте.

«Когда я впервые увидела мужа, то подумала: это мужчина – тот, который мне нужен», - рассказывает она, сидя на полу в убежище, у нее на голове черный платок.

«Я думала, что это будет человек, с которым я могу делиться моей болью, моими секретами. У меня будут дети, я буду счастлива».

Но муж начал обижать ее почти сразу. Внезапно муж устраивал скандалы с рукоприкладством, угрожал ей заряженным пистолетом, таскал за волосы.

Она попыталась обратиться за помощью в полицию, но через несколько часов мужа освободили. Ей отказались помочь даже родители, они вернули ее в семью мужа, получив заверения, что тот больше ее не будет бить.

Марьям говорит, что у мужа обнаружили психическое заболевание и назначили лекарства. Но пытка продолжалась.

«Я думала о самоубийстве, но не могла это сделать, потому что уже была беременна. Я так устала. Большую часть времени у меня даже не было сил защищаться, и не было никого, кто мог бы меня защитить», - равнодушно говорит она.

Марьям и другим женщинам из приюта повезло. По крайней мере, теперь они в безопасности. Но по всей стране всего 14 таких центров для женщин, в основном в городах. Многие женщины просто не могут туда добраться.

Но даже эти немногие приюты под угрозой. Иностранные правительства и доноры урезают финансирование, так как международное сообщество уходит из Афганистана. А афганское правительство не может восполнить дефицит. Кроме того, в стране есть влиятельные люди, которые добиваются закрытия приютов.

«Эти так называемые «дома безопасности» очень плохие», - говорит депутат парламента, популярный политик из города Герат Назир Ахмад Ханафи (Nazir Ahmad Hanafi). - «Там прячут людей, которые делают очень плохие вещи, они обеспечивают им неприкосновенность. Они открывают двери для таких социальных проблем как СПИД».

Ханафи и другие парламентарии также выступают против законов об ужесточении наказания за преступления против женщин.

Закон о борьбе с насилием против женщин, принятый в 2009 году, предусматривает новые наказания за принудительные браки и браки с несовершеннолетними, изнасилование, принуждение к проституции и другие злоупотребления. Но он был утвержден президентским указом.

«Это консервативное, эгоистичное мужское мышление», - говорит Самар. - «Они считают, что обладают превосходством, потому что они мужчины и у них длинные бороды. Они не задумываются, что все люди равны».

Между тем в приюте Марьам разрывается между желанием бороться за свои права и позаботиться о будущем детей. Ее годовалый сын все еще живет с ее мужем, она сама на девятом месяце беременности. Муж признал, что бил ее, и попытался оправдаться тем, что все это было не всерьез.

«Моя жена такая упрямая», - говорит он. - «Она всегда спорит с моим отцом, матерью, сестрами. Однажды я ее толкнул».

Марьям негде жить, у нее нет дохода, адвокат в приюте сказал, что, вероятнее всего, суд передаст опеку над детьми мужу, несмотря на его жестокий нрав.

Родители отказались забрать ее назад, других вариантов у нее нет. Это проблема, с которой сталкиваются почти все женщины из приюта. Возможно, у них хватило смелости уйти из жестокой семьи, но куда им идти теперь?

Марьям только теперь начала осознавать мрачную реальность:

«У меня никогда не было хорошей жизни», - говорит она. - «Ни когда я была девочкой, ни когда стала женщиной, ни даже матерью.

Афганистан – одна из самых древних стран мира. В 6 веке до н. э. Афганистан вошёл в состав персидской империи Ахеменидов. Страна поочередно находилась под властью индийских, греческих, арабских, иранских и монгольских правителей. В Афганистане нет официального языка, так как население в разных регионах говорит на узбекском, персидском, туркменском и многих других языках.

В стране очень слабо развито образование и медицина, а также высока женская смертность. Афганские женщины необыкновенно терпеливы, им приходится жить в нелёгких условиях, в стране действуют законы шариата. По оценкам ООН, 90 % афганских женщин страдают от насилия в семье в той или иной его форме.
До сих пор невозможно забыть историю афганской девушки Аиши Мухаммадзаи , которой в 17 лет муж отрезал уши и нос.Девушке удалось бежать и спустя некоторое время, лицо Аиши попало на обложку журнала "Time" . Афганка Аиша стала популярной на весь мир и превратилась в символ угнетенных женщин Афганистана .
Большинство известных афганок вынуждены заниматься музыкой, актёрской мастерством, модельной карьерой за пределами своей страны, так как в самом Афганистане такая женщина может быть жестоко наказано. В Топ-11 самых красивых афганок вошли известные актрисы, певицы, модели и победительницы конкурсов красоты, которые имеют афганские корни.


8. Энн Мари Кхан / Anne Marie Khan (род. 1990 г Онтарио, Канада) - канадская модель и писательница, её отец - афганец, мать из Шри-Ланки.


3. Мозда Джамалзада / Mozhdah Jamalzadah (род. 7 декабря, 1985 г, Кабул, Афганистан) - афганско-канадская поп-певица.


Исследуя взаимоотношения мужчин и женщин Афганистана, невольно начинаешь подозревать, что большинство этих людей являются поклонниками БДСМ-тематики. И не скрывают этого. Что еще можно подумать после просмотра многочисленных видеороликов, на которых афганские мужчины плетьми или кнутами избивают женщин в общественных местах? И те не сопротивляются. Может, им это нравится?

В ситуации, когда любое общение между представителями разных полов жестко регламентировано, даже побои становятся формой проявления внимания. Хоть и довольно извращенного. Единственное, что смущает, такие развлечения в стиле садо-мазо часто видят дети, они становятся невольными зрителями «соблюдения норм шариата». Насколько это опасно для неокрепшей психики подростков? Вот вопрос.

Так было не всегда

БДСМ не всегда являлось повальным увлечением афганцев. Отношения между большинством мужчин и женщин в этой стране на протяжении многих веков были довольно стандартными, как во многих исламских государствах Азии. Первые разговоры о положении представительниц прекрасного пола в афганском обществе начались еще во второй половине XIX века. А в 1919 году жительницы страны получили право голоса.

Дальше – больше. В середине прошлого века местные женщины избавились от паранджи, а в 1960 году в Конституции Афганистана появилась норма о равных правах граждан, независимо от половой принадлежности. Но начавшаяся смута и гражданская война перечеркнули позитивные перемены. Боевые действия, бедность, отсутствие социальной и юридической защищенности, вдовство и сиротство – все это сделало афганских женщин зависимыми от мужчин. А когда возникает ось «подавление – подчинение», тут и проявляются дремлющие в некоторых людях извращенные наклонности. И не только у мужчин.

В 1996 году после десятилетий кровавых междоусобиц, разоривших и практически уничтоживших когда-то процветавшее государство, к власти в стране пришло движение "Талибан". Его сторонники извратили не только отношения между мужчинами и женщинами, но и основы ислама, которым они прикрывались для удовлетворения своих нестандартных потребностей. Массовые порки женщин и другие телесные наказания, все эти БДСМ-утехи талибы устраивали прилюдно, чтобы «подсадить» на садомазохистские развлечения как можно больше людей. И это им удалось.

К сожалению многих извращенцев духовно близкий им режим талибов потерпел поражение, просуществовав в Афганистане более 5 лет. В декабре 2001 года к власти в стране пришла так называемая переходная администрация. Но положение афганских женщин существенно не изменилось. Конечно, таких массовых зверств, как при талибах, уже не происходит, но проблем от этого не становится меньше.

Что им запрещено

Афганцы считают потенциальными грешницами 8-летних девочек. С этого возраста им запрещено видеть мужчин за исключением родственников. Выходить из дома без сопровождающего тоже нельзя. О том, чтобы водить машину, не стоит и думать. Все тело женщины, в том числе и лицо, должно быть скрыто от посторонних глаз. Возбраняется и громко разговаривать, находясь в общественном месте, чтобы своим приятным голосом не вводить случайных прохожих в искушение. Выходить на балконы своих домов и выглядывать в окна первых этажей зданий тоже возбраняется: повсюду грешники, которые только этого и ждут. Даже дома женщины не могут позволить себе нарядную одежду и косметику. Работать запрещено во избежание встреч с посторонними мужчинами.

Без права на медицинскую помощь

Одной из главных проблем афганских женщин является невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Фактически любая болезнь смертельна, если ее не лечить.

Обращаться к врачу-мужчине афганка не может, ведь это грех. А женщин-врачей в этой стране катастрофически мало, поскольку часть из них была казнена талибами за нарушение законов шариата, а другая часть бежала за границу. Новых специалистов никто не готовил, потому что исламисты категорически запретили женщинам учиться.

Богатым мужчинам проще: они могут позволить себе отвезти больную мать или сестру в соседний Пакистан, где нет такой проблемы. А бедняки вынуждены наблюдать, как родственница долго страдает, а затем умирает в муках.

Известные случаи насилия

При талибах в Афганистане работали подпольные школы и больницы. Врачи и учителя, помогавшие женщинам на свой страх и риск, в случае доноса попадали в тюрьму или на виселицу. Многие представители местной интеллигенции были казнены.

Афганкам отрезали пальцы на руках и ногах, если они отваживались делать маникюр и педикюр. В декабре 1996 года 225 женщин были избиты плетьми по решению суда: сторонники "Талибана" задержали их за нарушение исламского дресс-кода. Члены религиозной полиции ходили по улицам городов с кнутами и избивали всех встречных женщин, осыпая их оскорблениями. Подпольно работающих афганок просто расстреливали на улицах. Казни женщин, среди которых были многодетные матери, устраивались как шоу для многотысячной аудитории.

Талибы призывали таксистов и продавцов наказывать женщин прямо в общественных местах за те или иные нарушения правил шариата. Поэтому на улицах, где играют дети, можно было увидеть такую картину: мужчину с плеткой окружили дамы в паранджах, которые по очереди поворачиваются к нему спиной, а тот их нежно похлопывает, «наказывает». При этом данный тип не приходится женщинам ни родственником, ни супругом. Вот такое развлечение.

Аиша Мохаммедзаи

Правда, один случай домашнего насилия над женщиной, который стал достоянием широкой общественности, стоит особняком. В 2010 году весь мир был шокирован фотографией 19-летней Аиши Мохаммедзаи, также известной под именем Биби Аиша. Снимок был размещен на обложке журнала Time. У девушки не было ни носа, ни ушей. Их отрезал ее муж в наказание за побег из дома.

Эта афганка родилась в горной провинции Уразган. В 12-летнем возрасте ее выдали замуж за члена враждебного клана, чтобы остановить междоусобицу. Новая родня стала отыгрываться на девочке за все неприятности, причиненные ее семьей ранее. Первые два года, предшествовавшие браку, Аиша жила на конюшне. У ее мужа было 10 братьев, все они регулярно избивали невестку, издевались над ней, пользуясь беззащитностью и полным бесправием подростка.

В возрасте 18 лет, не выдержав домашнего насилия, девушка смогла сбежать от мужа и его родни. Разумеется, ее вскоре поймали и посадили в тюрьму города Кандагара. После возвращения к законному супругу на семейном совете было принято решение: отрезать Аише в наказание за побег нос и уши. Так и было сделано. Несчастную оставили одну в горах умирать, истекая кровью, но она выжила.

Сейчас у девушки все наладилось, насколько это возможно после перенесенных издевательств. Ей сделали серию пластических операций в США. Аиша живет в штате Мэриленд у приемных родителей, пытаясь справиться с психологической травмой.

Подложные сыновья

Афганская женщина оправдывает свое существование в этом мире только рождением сына. Мать мальчика поощряется обществом, ведь она подарила своему мужу наследника. Напротив, если в семье нет сына, а есть только несколько дочерей, то такую супружескую пару соседи и родственники осыпают насмешками, как неполноценных.

Во избежание сурового людского суда некоторые семьи идут на хитрость: одну из дочерей они «превращают» в сына. Просто одевают как мальчика, дают мужское имя и заставляют вести себя в обществе соответственно. Таких детей обычно называют «бача-пош». Их довольно много. Девочки быстро учатся скрывать от сверстников свой настоящий пол, они ходят в школу вместе с мальчиками, играют в футбол. Никто и не догадывается ни о чем.

Когда бача-пош подрастает, ее «превращают» обратно и выдают замуж. Такие резкие перемены могут негативно сказаться на психике, но кого это волнует? Главное, чтобы соседи больше не судачили и не показывали пальцем на супругов, которые не смогли произвести на свет сына.