Крымскотатарская свадьба: медленная смерть традиций. Къырытматар той адетлери (крымскотатарские свадебные традиции)

Свадьба для всех без исключения – серьёзный и ответственный шаг. Современный брачный обряд непременно сопровождается дорогими автомобилями, изысканными ресторанами и пышными нарядами. Также на сегодняшний день проходит и современная крымско-татарская свадьба. Однако многие традиции крымских татар до сих пор являются неотъемлемой частью свадебного обряда.


Уважаемые мои читатели!

На сайте представлена только ознакомительная информация для создания оригинального и красивого свадебного праздника. Я ничего не продаю;)

Где же купить? Найти и приобрести описанные в статьях аксессуары для торжества Вы можете в Cпециальных интернет магазинах где есть доставка по всей России


Свадебное действо крымско-татарского народа состоит из нескольких основных периодов: предсвадебный этап, сама свадьба и послесвадебные действия.

Традиционный предсвадебный период.

Под этим понятием подразумевается наличие таких торжественных мероприятий как:

Знакомство и выбор невесты.

Раньше молодые люди могли познакомиться на свадьбах и других праздниках. Там юноши присматривались к девушкам, выбирая себе невесту. Выбор молодого человека основывался не только на личной симпатии, также учитывалась репутация девушки и её семьи, а также трудолюбие, доброта, ум и другие черты избранницы. После того, как юноша одному из своих родственников назовёт имя понравившейся девушки, о семье и о характере невесты наводятся справки. Если молодые люди понравились друг другу, то события перетекают в сватовство.

Сёз кесим – сватовство.

Для этого со стороны жениха в гости к избраннице отправляются къудалар – сваты. Как правило, сваты – уважаемые люди. Это могут быть родственники молодого человека, которые посылаются в дом девушки, чтобы узнать о ней больше и обмениваются с родными невесты подарками.


Если девушке понравился юноша, то она передаёт ему через посредников расшитый белый платок. Къудалар, в свою очередь, после её согласия, дарят девушке ювелирные украшения, духи и другие косметические средства, а также множество сладостей. Всё это обязательно красиво упаковывается и украшается лентами и бантами. Родственников жениха тоже не отпускают без презентов для юноши. Им предстоит передать молодому человеку несколько рубашек, носовых платков, которые украшены вышивкой, сделанной руками невесты, и несколько подносов с конфетами и выпечкой, которые также красиво завёрнуты в праздничную упаковку. После этого сваты удаляются, предварительно обсудив дату обручения.

Агъыр нишан – обручение.

По традиции агъыр нишан должен состояться через 2-3 недели после сватовства. Он также проходит в доме невесты. Къудалар, количество которых теперь около 15 человек, привозят девушке бохча – узел, который полон гостинцев, как для избранницы, так и для всех её родственников. А им взамен вручаются ответные подарки. Между сторонами обговариваются все детали и дата предстоящей свадьбы.

Вечер-прощание, который проводится в доме невесты.

Девушка показывает гостям, среди которых присутствуют и родственники юноши, своё приданое, которое готовится с самого рождения. Чем богаче семья невесты, тем больше и разнообразнее её приданое.

Хна геджеси – вечер окрашивания хной рук невесты.

Семьёй невесты накрывался стол и проводился ритуал окрашивания хной рук наречённой. Считается, чем сильнее разрисованы руки невесты, тем богаче будет совместная жизнь молодых. Остатками краски расписывались руки присутствующих девушек, желая им скорейшего замужества. Всё это проходит с песнями и танцами.


Траш геджеси.

А в доме жениха накануне свадьбы проходит древний обряд, согласно которому специально приглашенный парикмахер торжественно сбривает молодому человеку бороду. Сбривание бороды считается символом прощания с холостяцкой жизнью и приобретением статуса женатого мужчины. После процедуры родители обязательно благословляют своего сына на свадьбу.

Той - свадебная церемония.

Никях – мусульманский обряд бракосочетания

После всех подготовительных действий проводится никях – мусульманский обряд бракосочетания. Обычно никях проводится в доме невесты, где мулла – религиозный представитель мусульман – в присутствии близких родственников и свидетелей спрашивает у невесты и жениха, согласны ли они на брак.

Важно, что мулла трижды задаёт этот вопрос невесте. Первые два раза девушка должна молчать, а на третий ответить согласием. После ритуала молодые выходят к гостям.

В древности свадьбы проводились во дворах или прямо на улице. Создавался шатёр, из досок собирались столы и стулья, покрываясь коврами и скатертями. Столы ломились от всевозможных национальных блюд. Традиционно свадьба наших прабабушек и прадедушек длилась семь дней. Нынешние же крымско-татарские свадьбы сократились до двух дней.

Первый день празднуется на стороне невесты, а второй - на стороне её будущего мужа. Интересно, что на стороне невесты не должны присутствовать родители жениха, также как и родители девушки не могут находиться на свадьбе, проводимой в доме у молодого человека.

Крымско-татарская свадьба проходит без конкурсов и игр. Сценарии празднования двух свадебных дней похожи между собой. Нынешние свадебные мероприятия проводятся в ресторанах либо в шатрах. Молодые выбирают сами, в какой из дней будет проходить регистрация брака.

Обязательным остается никях – скрепление союза перед Всевышним. Этот обряд можно провести дома или в мечети.

Открытие свадебного торжества

Как и в первый, так и во второй день празднования, молодые появляются в помещении, где уже собрались гости и накрыты столы. Перед парой обязательно танцуют родственники, провожая их под музыку к столу. Той саиби – тамада - открывает свадьбу торжественной речью.

После этого приглашаются повара в фартуках, которые исполняют танец, держа в руках поварёшки. После них танцуют аякчилар – люди, которые обслуживают гостей во время торжества. А уж потом состоится открытие свадьбы, которое входит в обязанности ближайших родственников новобрачных. Если свадьба проходит на стороне невесты, открытие ложится на плечи её родственников, а если на стороне жениха, то выходят на площадку родные юноши.

Гости выходят к танцующим родственникам парами, заказывая музыкантам любую композицию, и вручают им деньги. В каждой руке должно быть по купюре любого наименования. Раньше все деньги, собранные таким путем, отдавались музыкантам в благодарность за обилие исполняемых мелодий. Сейчас же музыканты называют фиксированную цену за свои услуги, а деньги, «заработанные» родственниками, отдаются молодой семье.

Свадебное торжество

Тамадой периодически объявляются общие танцы, когда на площадку могут выйти все желающие, кроме жениха и невесты.

Ближе к полуночи гости смогут потанцевать и с молодыми. Первыми к новобрачным выходят их родители, вручая деньги и поздравляя, затем родственники и только потом к ним могут присоединиться оставшиеся гости. Обычно, выстраивается длинная очередь из желающих исполнить танец с новобрачными. Порой продолжительность таких танцев может составить несколько часов.

Завершение первого дня свадьбы

В заключение торжественного мероприятия всеми гостями исполняется крымско-татарский народный танец "Къоран" ("Хоровод"). Новоиспечённая семейная пара становится в центр, образуя вокруг себя хоровод из танцующих гостей. После этого молодые удаляются, также сопровождаемые народными композициями.

Принято, что после первого дня невеста остается ночевать в родительском доме, а после второго остается уже навсегда в новой семье. На этом свадебные действия не заканчиваются, впереди еще череда послесвадебных мероприятий.

Послесвадебный период.

Келин къавеси – кофе от невесты. На следующее утро невеста должна угостить своих новых родственников утренним кофе. Все приходят посмотреть на молодую женщину. Во время этого утреннего ритуала, девушка в знак уважения к родственникам мужа, целует им руки.

Через два дня после самой свадьбы подружки невесты приходят проведать молодую женщину, вручая ей от матери гостинцы.

Затем, спустя некоторое время проводится Чагъыртув. Сначала в дом к жениху приезжают родители девушки, а потом ждут в гости молодых с родителями юноши.

Примечательно, что девушка на протяжении сорока дней после свадьбы не должна выходить за пределы дома своего мужа. Хотя сейчас редко придерживаются этого правила.


Старинная крымско-татарская свадьба состоит из множества обрядов и ритуалов, которые придают торжественность данному событию. Традиции хранят в себе многовековой опыт народа, который передавался от поколения к поколению, и несут в себе глубокий смысл.

Сегодня крымско-татарская церемония бракосочетания во многом отличается от старинной свадьбы, но все-таки многие обычаи при проведении свадебных мероприятий сохранились и по сей день. Обязательными остались сёз кесим, агъыр нишан, никях, келин къавеси и чагъыртув, а вот проведение хна геджеси и траш геджеси уже довольно редкое явление на свадьбах крымских татар.

Все торжественные события сопровождаются шумным весельем и танцами под национальную крымско-татарскую музыку. Каждая мелодия несет в себе определенную смысловую нагрузку. В целом, нынешняя свадьба крымских татар осталась такой же яркой и красочной, как и в далекие времена.

Свадебный обряд крымских татар издавна считался не только началом новой жизни молодоженов, но и местом для встреч и общения молодежи. Исламские традиции запрещали девушке оставаться наедине с молодым человеком, считалось неприличным и знакомство на улице. Avdet предлагает подборку интересных фактов свадебного обряда крымских татар, который на сегодняшний день сохранил, к сожалению, только главные особенности этого старинного обряда.

1. Платок служил своего рода признанием в чувствах, когда юноша дарил его понравившейся ему девушке. Если молодой человек вызывал у девушки ответные чувства, она возвращала ему вышитый платок.

2. Сватами «къудалар» были мужчины в количестве трех человек. Отличительными особенностями их костюмов являлись головной убор – высокий каракулевый «къалпакъ»; красный атласный пояс «къушакъ»; расшитый платок, сложенный по диагонали и перевязывающий предплечье правой руки.

3. Решение о замужестве дочери принимали сначала родители.

4. О согласии выйти замуж за молодого человека родители узнавали через подругу дочери. Она являлась посредником между дочерью и родителями.

5. Цена калыма («башлыкъ парасы») зависела от достатка родителей жениха и делилась на две части: «накъыт» – сумма денег, на которую отец невесты покупал приданое. Вторая сумма калыма – «ники» обуславливалась в договоре на случай развода или смерти жены. Она оставалась в руках у мужа. Калым не представлял собой плату за невесту. Это было возмещением расходов на ее приданное.

Примечание. В брачных договорах села Дерекой можно было встретить следующий список подарков для невесты: 50 единиц мелкого золота «нусфис»; 50 – крупного золота «дукат»; два платья «антер»; серебряный пояс «йипишли къушакъ»; бархатный полушубок «къуркъ»; белое покрывало, которым окутывали невесту в дни свадьбы «фередже-марама»; 300–500 саженей земли.

В Бахчисарайском районе список подарков состоял из таких предметов: 20–40 турецких золотых монет, которые замужние женщины носили с праздничными нарядами на груди в виде ожерелья – «герданлыкъ», или нашитыми на шапочку – «фес»; пять пар золотых серег – «купе»; серебряный пояс – «кумюш-къушакъ»; три женских праздничных платья – «атлас-антер», «къадифе-антер», «шам-аладжа-антер»; беличья шубка - «тончукъ»; три или четыре шелковых, шерстяных шали – «пошу», «чембер»; занавес – «перде»; головной убор невесты – «дуакъ»; набор медной посуды; матрасы «миндер», одеяла «ёргъан».

6. После достигнутого соглашения обе стороны давали друг другу слово: «Сёз бир, Алла бир» (Единое слово, единый Бог), поздравляли друг друга с предстоящей свадьбой.

7. Сваты передавали от родителей жениха принесенное ими золото и шелковый головной платок для избранницы. Родители невесты в знак согласия вручали сватам расшитый дочерью «свадебный» шелковый платок для жениха. Для этого платка существовало строго установленное расположение узора – в каждом углу вышивался один и тот же мотив. Платок при передаче складывался вчетверо. Четырехугольник символизирует равенство, истину, справедливость, мудрость, несть. Этот первый акт назывался «сёс кесъги» – объявление молодых людей официльно женихом и невестой «нишанлы».

8. Через две недели после обряда «сёз кесим» совершалось обручение («агыр нишан»).

11. Невеста должна была приготовить «бохча» – набор подарков для жениха, который состоял из девяти предметов («докъузлама»).

Примечание. В Бахчисарайском районе в этот набор входили: 1) кисет «кисе» для табака; 2) футляр для часов «саат-хане»; «саат-къаап»; 3) «емен явлукъ» – этим платком обматывали кисти рук жениха после крашения пальцев хной перед свадьбой; 4) «ядер явлукъ» – платок, в который заворачивали сосуд с хной для окрашивания пальцев жениха; 5) две расшитые рубашки «кольмек»; 6) подвязка для мужских чулок «чорап бау»; 7) пояс-шнур для мужских шаровар «учкур»; 8) свадебный пояс «йипишли къушакъ»; 9) «едеги явлукъ» –памятный платок.

12. Для родителей и родственников в подарок предназначались расшитые полотенца «юз без», рубахи «кольмек», кисеты «кисе», шарфы «марама», шелковые платки «явлукъ», бархатные ткани.

13. Набор подарков заворачивали в большой, расшитый по углам металлической нитью атласный платок с бахромой – «явлукъ» (у южнобережных – «пошу»). На атласный платок нашивалась бумага с надписью «Къуран къатым». Это обозначало, что за упокой души одного из близких родственников жениха невестой прочитан весь Коран.

14. Раньше в дом невесты в качестве сватов приходили двадцать пять мужчин и два молодых человека, которые несли подносы с подарками от жениха.

15. Основную часть подарков составляли украшения для невесты: головные, шейные, нагрудные, украшения для рук, пояса, ног. В этот набор включали золотые серьги «купе», два золотых браслета «билезик», которые украшали запястья обеих рук, серебряный пояс «йипишли къушакъ», золотое кольцо «юзюк»; головные уборы - «фередже марама», «фес»; два нарядных платья – «шам-аладжа антер», «къадифе антер»; обувь – «терлик», «папич»; различного рода ткани. Матери в подарок – ткань, головной убор «марама», отцу – полотенце «юз-без», рубашку «кольмек». Дедушкам, бабушкам, братьям, сестрам, родственникам – ткани, кисеты «кисе», полотенца «юз-без», платки «явлукь», шарфы «марама» и т. д. Подарки вручались родственникам невесты, взамен молодые люди получали расшитые рубашки «кольмек».

16. Приданое невесты состояло из большого количества медной посуды, килимов, матрасов, подушек, шерстяных одеял, постельного белья, полотенец. С раннего детства девочки занимались вышиванием на головных платках «баш явлукъ», шарфах «марама», «шербенти», салфетках «яг-без», что являлось частью приданого.

Примечание. По описанию Каралезли, в деревне Дерекой мать девушки должна была до свадьбы увидеть дом, в котором предстояло жить ее дочери. Родители невесты получали приглашение со стороны жениха. В этот вечер теща дарила будущему зятю кисет «кисе» или портсигар «саат-хане». Следующий визит был со стороны родителей жениха. Во время встречи голову будущей свекрови покрывали шалью «топракъ басты марама». Будущая свекровь дарила невесте платье «антер», в котором невеста выходила знакомиться с родственниками жениха на следующий день после свадебного пиршества. Во время визитов оговаривался и день свадебного торжества. За неделю до свадьбы несколько мужчин со стороны жениха приносили в дом невесты къалым (все вещи, условленные при торге). В подарок от невесты им вручали рубашки «кольмек», полотенца «юз без», кисеты «кисе».

17. Со дня обручения девушка ходила с шалью «чем-бер».
18. Для шитья свадебного платья приглашали портниху «терджи къадын» (сшить свадебное платье означало выкроить новую кожу, т.е. начало новой жизни).

19. Празднование самой свадьбы «той» сопровождалось различными обрядами и происходило параллельно в домах невесты и жениха. Свадебное пиршество продолжалось до четверга. Гости на пиршество приходили в удобное для себя время (утром, днем, вечером).

20. По исламским традициям, мужчины и женщины во время пиршества находились в разных комнатах. Желающим посмотреть приданое невесты отводилась отдельная комната.

21. Музыкальное сопровождение, угощение, песни и танцы продолжались в течение всех дней. В четверг невесту перевозили в дом жениха - это самый важный момент в свадебной церемонии дома невесты.

22. Сборы заканчивались, когда в комнату входили родители и отец опоясывал дочь серебряным поясом в знак благословления, прочитывалась молитва. После обеда, чтобы перевезти невесту в дом жениха, приезжали сваты и свидетель жениха «шаат». Жених и его родители в этом процессе не участвовали. Подруги вместе с невестой рассаживались в комнате. Входил мулла и два свидетеля «шаат» (мужчины – родственники со стороны невесты и жениха), начинался никях.

23. Обряд опоясывания талии дочери отцом – символ начала новой жизни. Обряд покрывания головы сына отцом каракулевой шапкой «къалпакь» – знак благословления на новую семейную жизнь.

24. Свадебные наряды жениха и невесты – символ супружеской верности. Покрывание головы невесты покрывалом «фередже марама» – это запрет на девушку, которая составляет чью-то собственность. Обряд раскрывания невесты, снятия с нее «фередже марама» женихом – знак покорности.

25. Заключительная сцена, когда жених с невестой разували друг друга в первую брачную ночь – это знак преданности друг другу.

По материалам исследования Лейли АБЛЯМИТОВОЙ

Крымско-татарский народ имеет один очень яркий и особенный обряд, который связан с бракосочетанием. Для каждого из нас бракосочетание – один из самых важных моментов в жизни, а крымские татары придают ему совершенно особое значение. Даже в наше время в Крыму свадебные обряды проводятся с соблюдением всех основных этапов и элементов.

К свадебному обряду довольно долго готовятся, прежде всего, собирают приданное – нишан, джиез, богьчасы, для убранства жилья – донатма. Также подготавливается все для угощения гостей на свадьбе, куда приходят родственники и друзья, это приблизительно 250 человек, а иногда даже больше.

Когда-то приданное в крымско-татарских семьях начинали собирать, когда дочь только начинала подрастать. У них даже есть народная пословица, которая на русском звучит как: «Девочка еще на руках, а приданное уже в сундуках». В приданном должен быть докъуз, так называют свадебный подарок жениху, который складывают из 9 наименований (верхней одежды, полотенец, носовых платков, кисет и т.п.). Девушки, которые уже были на выданье, вышивали этот набор. Их этому обучали дома, передавая тем самым все секреты крымско-татарской вышивки.

Перед тем, как решить жениться молодые люди должны посоветоваться с родителями и попросить их разрешения. При принятии решения родители молодых знакомятся, чтобы убедиться в порядочности семьи. Если они родственники до 7 колена со стороны отца или до 5 колена со стороны матери, то им нельзя жениться.

Потом в дом девушки направляются сваты – къудалар, для того, чтоб совершить помолвку – сез кесим. Именно тогда и намечают день свадьбы, для девушки преподносят дорогой подарок – нишан, а ее родители в ответ передают жениху подарок. После этого жених уже может встречаться с девушкой в статусе, когда-то был еще обряд пенджереге бармакъ, когда жених подходил к окну невесты и дарил ей подарок, как знак нового статуса.

За несколько недель до свадьбы (2-3) происходит агъыр нишан, а именно заключение окончательного договора между сторонами, который затем скрепляют молитвой. От жениха к родителям невесты едет три представителя с подарками для нее и ее родных. А родители невесты готовят подарки для другой стороны.

Следующим шагом является никях – это мусульманский обряд бракосочетания. В наши дни его совершают во время агьыр нишан, а когда-то – на второй день свадьбы. Для этого должен быть жених с невестой и свидетели, а также родственники. Местный мулла при свидетелях спрашивает у невесты и жениха согласны ли они стать супругами, но задают этот вопрос невесте трижды, так как обычно стеснительные невесты отвечают на третий раз. После согласия мулла объявляет о заключении никяха. И наступает день свадьбы, который именуют никях-тою.

Традиционная крымско-татарская свадьба в наши дни - большая редкость. Мало кто может позволить себе роскошь устроить недельные торжества. И дело даже не в деньгах, а в свободном времени и в том, что нелегко следовать многочисленным древним ритуалам. Все же некоторые обычаи поддерживаются и в наши дни.

Играть свадьбу по обоюдному согласию жениха и невесты - это многовековая традиция крымских татар. В старину во время первого визита сватов в дом невесты она стояла за ширмой и слушала предложение посланцев. Если жених был девушке по нраву, она давала тайный знак родителям, и они соглашались на помолвку. Современные влюбленные в большинстве своем обходятся без сватов и ширм.

Продолжительность празднества сократилась с недели до двух дней. Но и сейчас это время разделено на две части. Первое застолье проводится в доме невесты без жениха, второе - в полном составе в доме жениха. В промежутке между этими событиями проходит регистрация брака.

(Всего 29 фото)

До начала XX века на официальной церемонии бракосочетания жених не присутствовал. Мулла приходил в дом к невесте, которая находилась в комнате за занавеской. В присутствии свидетелей со стороны жениха мулла трижды спрашивал девушку, желает ли она стать спутницей жизни такого-то человека. Получив согласие, мулла документально закреплял этот факт.

Сейчас жених и невеста в сопровождении друзей посещают мечеть, где мулла беседует с молодоженами и проводит обряд бракосочетания. Затем компания отправляется в ЗАГС, на прогулку по городу и фотосессию.

Практически исчез из свадебной практики интересный обычай, когда невеста красила хной кончики пальцев и волосы. Современные женихи, в свою очередь, почти не проводят ритуальное бритье, хотя еще сто лет назад это широко практиковалось. Гости до приезда невесты собирались в доме жениха, и парикмахер торжественно брил ему бороду, причем процесс был длительным, так как прерывался танцами.

Современная крымско-татарская свадьба собирает множество гостей. Если на свадьбу пришло меньше двух-трех сотен человек, ее назовут скромной, даже бедной. Для родителей сыграть богатую свадьбу своим детям - дело чести, как и помочь им со строительством дома и организацией хозяйства. Денег на это не жалеют, ведь на свадьбе обычно собирают большой «урожай».

Сохранился обычай одаривать молодоженов деньгами во время танца. На современных свадьбах можно увидеть очередь из гостей, зажавших между пальцами купюры и ожидающих возможности выйти на танцпол. Денег дарят так много, что невесте и жениху нужен помощник, чтобы принимать и относить в сторону купюры.

1. Невеста слушает наставления мулы.

2. Праздновать начинают еще в доме.

3. Жених собирается, а родственники и друзья с его стороны пока могут попить кофе.

4. Родители жениха (как и невесты) остаются дома. Они присоединятся к молодым только вечером на банкете.

5. В городах свадьба проходит часто так же, как и в других городах России. Жених приехал к невесте и теперь должен ее выкупить.

6. Соседи тоже вышли посмотреть на выкуп. Но никто не перекрывает дорогу и не требует водки.

7. После выкупа садятся в машины и едут в ЗАГС.

8. Там расписываются, нанятый фотограф подробно фиксирует этот важный момент.

9. Только после ЗАГСа можно ехать в мечеть.

10. Девушкам нельзя входить в мечеть с открытыми ногами, плечами и непокрытой головой. Поэтому на входе им выдают специальные накидки.

11. Церемония длится около 20 минут. После невеста, жених и их свидетели должны заверить брак.

12. Подружки невесты внимательно наблюдают за процессом.

13. После обнимают и поздравляют ее. Теперь союз скреплен и на небе.

14. Друзья, соответственно, поздравляют жениха.

15. На выходе наконец-таки можно снять с себя накидки, чтобы открыть взорам свои прекрасные платья.

16. После этого в городах обычно едут на прогулку, чтобы сделать еще несколько фотографий. А в селах едут в дом к жениху.

17. Девочки тоже мечтают стать невестой.

18. В селах обычно нет банкетных залов. Поэтому во дворе ставят шатёр.

19. Приглашенные гости ждут своей очереди станцевать и подарить деньги родителям жениха и невесты.

20. Каждый гость заказывает себе песню и вручает деньги во время танца.

21. Молодые и их свидетели сидят в центре шатра на возвышении.

22. На каждой свадьбе должен быть музыкант или диджей. Для них тоже накрывают на стол.