«Кукольный дом. Ибсен Генрик "Brynjolf Bjarme" Г ибсен драма кукольный дом

Краткое содержание Кукольный дом

Действующие лица

Адвокат Хельмер

Hopа, его жена

Доктор Ранк

Фру Линне

Частный поверенный Крогстад

Трое маленьких детей Хельмеров

Анна-Мария, их няня

Служанка Хельмеров

Посыльный

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

«Квартира Хельмеров. Уютная комната, обставленная со вкусом, но недорогими мебелью ». Между дверью прихожей и кабинета стоит пианино, у окна круглый стол, кресло, диванчик, у изразцовой печки несколько кресел и качалка. На стенах гравюры. Этажерка с разными безделушками, шкаф с книгами в роскошных переплетах. На полу ковер …

Зимний день. В печке огонь ».
В комнату входит напевая Нора с пакетами и свертками. В прихожей стоит посыльный, принесший елку. Нора рассчитывается с ним, потом достает из кармана печенье, съедает несколько, другой прячет в карман и тщательно вытирает губы.

«Где жаворонок запел, белочка возится?» — Слышится голос Хельмера из кабинета. «Птичка снова летала сорить деньгами?» — Говорит мужчина, выходя из кабинета.

«Торвальд, это первое Рождество, когда мы можем так не ограничивать себя. Ты теперь будешь зарабатывать много-много денег », — весело отвечает Нора.

Нора с удовольствием показывает подарки детям на Рождество, забирает подальше пакет, в котором подарок для мужчины. Хельмеру тоже надо что-то подарить жене, и Нора просит мужа дать ей денег, а она сама купит себе, что захочет.

Хельмер соглашается, но просит Нору не тратить все на хозяйство и купить что-то для себя. Мужчина недоумевает, как много она тратит и часто не может объяснить, куда делись деньги. Он считает жену такой же транжирой, каким был ее отец. Впрочем, сегодня Рождество, хорошее вино уже заказано, придет доктор Ранк, и семья радостно встречать праздник. Нори уже не придется, как в прошлом году, три недели самой готовить украшения на елку, ведь Хельмер добился определенного успеха, стал директором акционерного банка.

Веселую беседу супругов прервал звонок. Служанка заводит в комнату женщину, в которой Нора едва узнала давнюю подругу Кристину.

Они не виделись десять лет. Фру Линне овдовела, и муж не оставил ей ни состояния, ни детей.
Женщины сели поближе к огню, чтобы согреться и рассказать, как они жили все это время. Нора стала извиняться, что не писала подруге, потом похвасталась своей жизнью, детьми, мужем. Конечно, было время, когда и ей приходилось зарабатывать деньги разными мелочами: шитьем, вязанием, вышиванием, переписыванием бумаг, перед прошлыми рождественскими праздниками она три недели, закрывшись в своей комнате, писала, а муж думал, что Нора строит украшения на елки. Но, к счастью, теперь они состояния.

Нора еще бы продолжала рассказывать о своей жизни, и вдруг увидела печальные, измученные глаза Кристины. Ей стало немного стыдно, и она попросила подругу рассказать о себе.

Кристина вышла замуж за богатого нелюбимого, чтобы иметь возможность помогать больной матери и двум меньшим братьям. Дела мужа были ненадежными. «И когда он умер, все погибло, ничего не осталось … Ей пришлось перебиваться мелкой торговлей, маленькой школой и вообще — чем придется ». Последние три года тянулись для него, «как один длинный, сплошной день без отдыха». Теперь мать умерла, мальчики стали на ноги и в ее душе образовалась страшная пустота: не для кого и для чего жить. Вот поэтому она покинула то медвежий угол, где жила, и приехала в город, мечтая «получить какую-то постоянную службу, какую канцелярскую работу».

Нора посоветовала Кристине поехать куда-то отдохнуть, но и только горько улыбнулась: у нее нет папы, который дал бы денег на дорогу. Тогда Нора согласилась поговорить с мужем о работе для подруги.

«Как это хорошо, Нора, ты так горячо берешься за мое дело … Вдвое хорошо с твоей стороны, — тебе же так мало знакомы житейские заботы и хлопоты », — грустно ответила Кристина. Она думала, что подруга «ничего такого не испытала в этом трудном жизни». И действительно, Нора была похожа на ребенка: веселая, бойкая, красивая, хорошо одетая, дорогая «белочка и жаворонок» для своего мужа. И вдруг Нора рассказала Кристине, что не доверила никому.

Когда она ждала второго ребенка, ее любимый мужчина Торвальд тяжело заболел. Врач сказал Норе, что он умрет, если не поедет лечиться в Италию. Нора не могла сказать об этом мужу и старалась всячески выпутаться: говорила, что хочет поехать на юг, «плакала и просила, говорила, что теперь в ее положении надо ей всячески угождать, намекала, что можно занять денег». Но Торвальд сказал, что у нее ветер в голове и что его обязанность как человека не потакать ее прихотям. Именно в эти дни умер папа Норы. Вот тогда ей и пришлось сделать такое, о чем человек даже не догадывается. Возможно, когда-то, когда Нора перестанет нравиться Торвальд, как теперь, когда его уже не будут развлекать ее «танцевания, переодевания, декламации», она расскажет ему, как спасала его жизнь, как потом экономила каждую копейку, как покупала себе дешевое платье. А пока она счастлива, потому что у нее прекрасные дети, любимый муж, достаток в доме.
Вдруг раздался звонок. Служанка завела в комнату адвоката Крогстада. «Фру Линне, пораженная, вздрогнув, отворачивается к окну».

Нора тоже поражена этим визитом. Крогстад говорит, занимающий небольшую должность в акционерном банке и пришел в личном деле в Хельмера. Он заходит в кабинет. Кристина расспрашивает Нору об адвокате, узнает о том, что он вдовец и имеет маленьких детей.

Из кабинета выходит товарищ Торвальда врач Ранк. Он рассказывает женщинам, Крогстад очень плохой человек. «У него подгнило же корни», он всегда разнюхивать, «не пахнет где моральной гнилью». Вот и сейчас он пришел к Хельмера в своих гнусных делах.

Вдруг Нора осознала, что ее муж имеет большое влияние в банке, и она весело рассмеялась. Когда Торвальд зашел к ним в комнату, Нора обратилась к нему с просьбой устроить Кристину на работу, потому что она «раз отличная конторщица, и ей очень хочется работать в знающего человека, чтобы подучиться еще больше …» Хельмер пообещал предоставить ей место.

Фру Линне и врач Ранк прощаются и выходят вместе с ними уходит Хельмер, а в комнату входит няня Анна-Мария с детьми. Нора бросилась к малышам, стала раздевать их, не забывая спрашивать, что они видели на улице. Затем начинает играть с ними в жмурки. «Игра сопровождается смехом, весельем: прячутся и в этой комнате, и в соседней … Полный восторг ». Никто не видит, как появляется Крогстад. Некоторое время он наблюдает за игрой, а затем обращается к Норе. Женщина отправляет детей к няне, обещая продолжить игру с ними позже, и обращается к адвокату. Она уверена, что он вернулся за деньгами, которые она у него когда-то одолжила. Но при расчете еще не наступил, то что же он хочет? Адвокат расспрашивает о фру Линн, и Нора с вызовом говорит, что выпросила у мужа место для подруги. Но Крогстад словно ждал этих слов. Он посоветовал Норе использовать свое влияние на мужа, чтобы Хельмер оставил ему должность и не выгонял с работы за дело, не дошло до суда. А это дело было не хуже, чем та, которая сделала Нора. Он пояснил растерянной женщине, что знает о поддельном ней подпись отца на долговом обязательстве, под которое Нора получила крупную сумму на лечение мужа.

Нора пыталась объяснить, что в то время его отец умирал, а потому она не могла придать ему хлопот еще и болезнью мужа, что она нарушила закон от большой любви к дорогим ему людям. Но адвокат сказал, что «закон не интересуется причинами», а потому, когда он подаст этот документ, его осудят по закону;

Когда Крогстад пошел Норе было уже не до игры с детьми.
Пришел Хельмер, стал расспрашивать, зачем приходил Крогстад, которого он видел у ворот, и Нора заговорила о костюмированный бал, попросила мужа помочь ей подобрать костюм, а потом, между прочим, заговорила о делах Крогстада. Хельмер строго объяснил жене, что тот «виноват в подделке документов» или по бедности, то по легкомыслию, но это преступление. Конечно, «иногда тот, кто упал, может вновь подняться нравственно, если откровенно признает свою вину и понесет наказание», но Крогстад выкручивался, врал до последнего. Он не имеет морального права не только работать в банке, а также воспитывать собственных детей, ведь «дети с каждым глотком воздуха воспринимают зародыши зла» с «отравленной ложью атмосферы домашней жизни».

Хельмер ушел в кабинет поработать над бумагами, а поражена его словам Нора, бледнея от ужаса, повторяла: «Испортить своих малышей! .. Отравить семью! Это неправда. Не может быть правдой, никогда, никогда в мире »

Действие второе

Та же комната. В углу стоит елка, без игрушек, с обгоревшими свечами. Нора сама; волнуясь, ходит по комнате.

Женщина взволнованно смотрит на ящик для писем, которая пока пуста. Ей не хочется верить, что Крогстад выполнит свою угрозу и расскажет мужу о ее вину. Нора готовится к маскараду. Няня Анна-Мария помогает ей, и между женщинами заходит разговор о поступке служанки, которая вынуждена была покинуть дочь, когда стала кормилицей у Норы. Но дочь не забыла мать, писала ей.

В комнату заходит фру Линне и начинает помогать чинить костюм на бал. За шитьем заходит разговор о докторе Ранка, и фру Линн советует Норе порвать с Утром, ведь она решила, что именно доктор — тот богатый поклонник, который дает Норе деньги. Потрясенная Нора объясняет, что доктор всегда был только другом семьи, а деньги она получила другим путем.

Из прихожей входит Хельмер с папкой бумаг. Нора ластится к нему, обещает петь жаворонком во всех комнатах, изобразить сильфиды, станцевать при лунном свете, если он оставит Крогстаду его должность в банке, ведь адвокат может написать в газеты отвратительную ложь о Торвальда. Но мужчина напоминает Норе, что он всегда был и остается безупречным чиновником, а потому не боится никакой лжи. Более того, Торвальда шокирует то, что Крогстад говорит ему «ты», козыряя их давним знакомством. Не колеблясь, Хельмер отсылает в банк приказ об увольнении адвоката.

Нора в отчаянии. Она заклинает супруга вернуть письма, но тот лишь снисходительно улыбается, растроганный, как ему кажется, заботой жены о его репутацию.

Звонок в прихожей. Нора идет открывать дверь. В комнату заходит доктор Ранк. Он узнал, что умирает от неизлечимой болезни, которую ему дал в наследство отец-гуляка. Стоя на пороге вечности, доктор признается, что любит Нору и готов ради нее на все. Потрясенная Нора, которая хотела попросить Ранка об услуге, упрекает доктору за это признание, но уверяет, что будет относиться к нему как к другу семьи.
Служанка принесла Норе визитку. Доктор заметил беспокойство молодой женщины, но она заверила, что ничего не произошло, и попросила гостя задержать Торвальда в кабинете.

Ранк выходит в одни двери, а во второй заходит Крогстад. Он говорит, что залоговый лист при нем, но он не начнет против Норы судебного преследования, если Хельмер создаст для него новую, более высокую должность и поможет встать на ноги. Но Нора знает, что ее муж ни этого не сделает.

Крогстад хорошо понимает состояние женщины. Он повторяет ей ее собственные мысли, что в случае разоблачения она вынуждена бросить семью и дом или даже покончить с собой. Но ловкий крючкотворов говорит, что тогда он будет иметь власть уже не над ней, а над ее памятью. Чтобы этого не произошло, Хельмер должен сделать Крогстада своей правой рукой.

Адвокат выходит в прихожую и опускает письмо в ящик. Нора в отчаянии признается фру Линне, что заняла деньги у Крогстада, который шантажировал ее, а теперь решил погубить совсем.

Кристина говорит, что когда-то хорошо знала Крогстада, который ради нее готов на все, и уговорит его вернуть письмо. А пока Нора упросила мужа отложить все дела, не читать писем, потому что он должен помочь ей восстановить в памяти танец, который она танцевать завтра. Хельмер соглашается, садится за пианино и начинает играть. Нора, смеясь и потрясая тамбурином, танцует запальнише, чем нужно, и не слушает указаний мужа. Она танцевала так, словно речь шла о жизни и смерти. Хотя так оно и было в действительности.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Та же комната. У стола сидит фру Линне и ждет Крогстада. На лестнице слышны тихие шаги, и адвокат осторожно переступает через порог.

Кристина и Крогстад не просто давние знакомые. Много лет назад она отказала адвокату и вышла замуж за старого богача, чтобы иметь возможность содержать больную мать и младших братьев. А сейчас эти двое были похожи на людей, терпящих бедствие в море житейском и выплыли на обломках.

Кристина первой предложила подать друг другу руки, ведь «двум, вместе — на обломках быть все-таки надежнее, лучше, чем держаться порознь, каждому отдельно».

Крогстад не мог поверить, ведь Кристина хорошо знала его прошлое. Но она хотела «кого-то любить, о ком-то заботиться, заменить кому-то мать», а детям адвоката нужна была мать. Крогстад готов был дождаться Хельмеров, которые сейчас были на балу, и вернуть письма, но фру Линн остановила его. Она хотела, чтобы Хельмер все узнал, а «несчастная тайна пусть появится на свет Божий».

Праздник закончился, и Хельмер вернулись домой. Торвальд был восхищен красотой жены, танцем. Он любит ее, гордится ею и готов говорить о своих чувствах еще и еще. Поток признаний и комплиментов прерывает доктор Ранк, что тоже говорит о следующем бал, на котором он появится в костюме невидимки. Он сделал исследования и убедился, что доживает последние дни. Но, прощаясь с супругами, доктор говорит не о себе. Он называет Нору Баловням судьбы, лучшей среди женщин.

Хельмер не забыл почтовый ящик, который был уже совсем переполнена. Он своим ключом открыл ее и сверху увидел визитки доктора Ранка. Над именем стоял черный крест, будто карты сообщали о смерти. Торвальд понял, что доктор простился с ними навсегда, и горько вздохнул. Но взгляд его засветился любовью, когда он посмотрел на жену. В восторге он сказал: «Не раз мне хотелось, чтобы тебе грозило неминуемое бедствие и чтобы я мог поставить на карту свою жизнь и кровь — и все, все ради тебя». Нора отстранилась и твердым голосом приказала мужчине прочитать письма.

Хельмер не забыл почтовый ящик, который был уже совсем переполнена. Он своим ключом открыл ее и сверху увидел визитки доктора Ранка. Над именем стоял черный крест, будто карты сообщали о смерти. Торвальд понял, что доктор простился с ними навсегда, и горько вздохнул. Но взгляд его засветился любовью, когда он посмотрел на жену. В восторге он сказал: «Не раз мне хотелось, чтобы тебе грозило неминуемое бедствие и чтобы я мог поставить на карту свою жизнь и кровь — и все, все ради тебя». Нора отстранилась и твердым голосом приказала мужчине прочитать письма.

Торвальд пошел в кабинет, а Нора, блуждая взглядом по комнате, берет маскарадный костюм мужа и собирается уходить из дома. Вдруг на пороге появляется Хельмер с раскрытым письмом в руке. Нора пытается выйти, но он закрывает дверь и начинает ходить по комнате, говоря, что восемь лет его радость, его гордость, его милый жаворонок «была лицемерная, лживая … хуже, хуже … преступница! О, безупречное пропасть грязи, уродства! Тьфу! Тьфу! «Хельмер не позволял Норе слова произнести и говорил о себе, о своей загубленной карьере, уничтожено доброе имя. Он не мог прийти, но практичность в делах позволила ему сосредоточиться на том, как уладить дело. Конечно, для отвода глаз в семье должно оставаться все так, как раньше. Но детей Нора не воспитывать больше, потому что он не доверяет ей.

Воспалительную тираду Хельмера перебила служанка, которая принесла письмо от Крогстада, в котором тот пишет, что раскаивается в своих поступках и уничтожит доказательства преступления Норы. Хельмер, прочитав письмо, начал снова говорить о своей любви, о том, что прощает Нору, ведь она совершила преступление из большой любви к нему. Завтра все забудется, птица опять будет весело петь. Но теперь она будет и женой и ребенком, а он станет его волей, его совестью.
Нора медленно сняла маскарадный костюм мужа, в который было нарядилась, и спокойно обратилась к Торвальда. Она напомнила, что в течение восьми лет супружества «ни разу не обменялись серьезными мыслями о серьезных вещах». Сначала отец, а потом муж играли ею, как куклой. Она жила у родных людей, как старец, которого кормят и одевают, а его дело — развлекать, забавлять. Весь большой дом был только кукольный дом, а Нора была здесь дочерью, куклой. А дети уже стали ее куклами. Ей нравилось, что муж играет, играет с ней, а детям нравится, что мама играет и играет с ними. Оказалось, что истинное воспитание детей не под силу Норе, и она решила покинуть семью и уехать в город, где родилась.

Хельмер напомнил Норе о ее обязанность матери и жены, но она тихо ответила, что еще долг перед собой. Она должна стать человеком, должен проверить, правду ли говорил пастор о Боге, правильные те законы, по которым «женщина не имеет права помиловать своего умирающего старика, не вправе спасти жизнь мужу». Она хочет присмотреться к обществу, к жизни. Пока она мало понимает, но точно знает, что не любит Торвальда, ибо он оказался не тем, за кого она его считала. Нора ждала чуда: человек должен был вступиться за нее и взять всю вину на себя. А он думал только о своей карьере, которая будет уничтожена, и о своей чести, которая будет запятнана. Однако, когда прошел страх, Торвальд поступил так, будто ничего не произошло. Вот этого момента между супругами и пролегла бездна.

Торвальд совсем растерялся. Он обещал измениться, но Нора заявила, что это может произойти лишь тогда, когда у него не будет куклы. Она отдала ему свое обручальное кольцо, забрала его кольцо и вышла из дома с одним маленьким саквояжем.

Хельмер бессильно падает на стул, закрывает лицо руками. В доме стало пусто без Норы. Но он с надеждой вспоминает слова жены, что брак может спасти новое чудо — их преобразования.

Один из знаменитейших европейских драматургов XIX века, прославившийся изобретением новой драмы. Публицист и поэт, самое большое влияние он оказал на театр. Сегодня мы бы видели совершенно другие постановки, если бы не новаторские идеи, которые привнес Ибсен. «Кукольный дом» (краткое содержание этого произведения и станет нашей главной темой) - самая известная его пьеса, в которой во всей полноте отразилась авторская концепция.

История создания

«Кукольный дом» (краткое содержание будет представлено ниже) увидел свет уже через год. В основу пьесы были положены реальные события. Прототипом Нормы писатель избрал Лауру Килер, норвежскую писательницу. Именно Ибсен посоветовал ей заняться литературой, с этого и началась их дружба. Девушка после смерти отца вышла замуж за Виктора Килера, у которого был единственный недостаток - скупость. Через некоторое время он заболел, и нужно было лечение за границей. Денег не было, и Лаура взяла втайне от супруга ссуду в банке. Они съездили в Швейцарию, Виктор поправился. Подошло время банковской выплаты, но денег по-прежнему не было, и Лаура рассказала мужу правду. Под влиянием своих друзей он потребовал развод, который вскоре состоялся. У женщины забрали детей, а саму признали душевнобольной. Но вскоре муж к ней вернулся, брак был восстановлен, а Лаура начала писательскую деятельность. Именно жизнь этой женщины стала отправной точкой для пьесы.

Ибсен, «Кукольный дом»: краткое содержание. Начало

Действие происходит в Норвегии, в квартире Торвальда Хельмера, работающего адвокатом, и его супруги Норы. Канун сочельника. Заходит Нора, вернувшаяся с большим количеством подарков для детей и мужа. Торвальд любовно встречает жену и шутливо говорит, что она мотовка. Нора возражает, что в этом нет ничего страшного, ведь новый год предвещает его повышение.

Торвальд удаляется в свой кабинет, поухаживав за Норой, которая и после трех родов выглядит великолепно. Входит фру Линде, старая подруга миссис Хельмер. С последней встречи подруг прошло уже восемь лет. Линде за это время успела схоронить супруга, а детей в браке у нее так и не появилось.

История Норы

Настает черед Норы рассказывать о своей жизни. Еще в первый год супружества Торвальд заболел, и ему необходимо было сменить климат. Тогда Нора взяла деньги под расписку у одного господина, а мужу сказала, что на поездку дал отец. Теперь она постоянно выплачивает проценты, а деньги для этого тайком берет у Хельмера.

Норма предлагает фру Линде помощь - муж может взять ее к себе на работу. Как раз сейчас он увольняет своего поверенного Крогстада, а значит, место освобождается. Оказывается, фру Линде немного знакома с этим человеком.

Подлог

Столь непривычный современному читателю реализм сразу обращает на себя внимание. Более того, изобразить действительность - вот главная задача, которую ставил перед собой Генрих Ибсен. «Кукольный дом» (краткое содержание может это подтвердить) - не просто произведение, стремящееся к правде, а произведение, основанное на ней.

Итак, Торвальд увольняет своего поверенного. Причина - когда-то совершенный им подлог, связанный с денежными бумагами. Суд оправдал Крогстада, но Хельмер не желает иметь ничего общего с таким человеком.

Стремительно закручивается интрига в пьесе «Кукольный дом» (Ибсен). Краткое содержание по действиям рассказывает, что Крогстад - как раз и есть тот человек, который одолжил Норе денег. Теперь же он просит заступничества у нее перед Торвальдом. К тому же он успел отлично зарекомендовать себя в банке, и причин для увольнения, по сути, нет.

Нора выполняет просьбу, но на мужа это никак не действует. Хельмер ей отказывает, так как совершенно не воспринимает всерьез. Узнав это, Крогстад угрожает разоблачением. Но не только Нора оказывается жертвой его шантажа, бывший поверенный посылает Торвальду письмо, где угрожает рассказать всем о проступке его жены, тогда банковской карьере придет конец. Нора не знает, как ей теперь поступить.

Решение проблемы

Очень реалистично и естественно изображает своих персонажей Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого мы продолжаем описывать, рисует совершенно естественные человеческие реакции. Так, Нора, боящаяся будущего разоблачения и позора, сначала хочет совершить самоубийство. Но мысль о том, что ее имя будет опорочено после смерти, останавливает ее.

Решение оказывается неожиданным, выясняется, что фру Линде и Крогстада когда-то связывала любовь, но женщине пришлось выйти за другого, чтобы улучшить финансовое положение больной матери и маленьких братьев. Теперь же она свободна и готова следовать велению сердца. Крогстад рад, он отказывается от своего шантажа, ведь и так обрел настоящую любовь и счастье в жизни. Единственная проблема - письмо Хельмеру уже отправлено и попало в его почтовый ящик, ключ от которого владелец всегда носит при себе.

Письмо

Подходит к своей развязке пьеса, которую написал Г. Ибсен («Кукольный дом»). Краткое содержание описывает сцену прочтения письма Хельмером. Сначала он просто не может поверить в прочитанное, а потом его охватывает гнев. Неужели его милая красавица жена преступница?! И теперь из-за нее достигнутое такими трудами повышение оказывается под угрозой. Торвальд принимает решение увезти детей, Нору же оставить для приличия в доме, но жить они будут раздельно.

Но тут приносят новое письмо. Оно от Крогстада, который отказывается от своих притязаний и возвращает заемные бумаги Норы. Хельман тут же приходит в восторг: все теперь будет как прежде. Но Нора с этим не соглашается, она собирается уйти из дома. Торвальд, всегда воспринимавший жену как игрушку, поражен ее самостоятельностью. Нора разочарована в муже, он повел себя, как трус, а не как мужчина. Отныне их больше ничего не связывает.

Несмотря на удивление, Хельман понимает всю серьезность слов и намерений Норы. Он пытается убедить жену в том, что отныне будет относиться к ней по-другому, но женщина ему больше не верит. Нора не отступает от своего выбора.

Анализ

Главная тема пьесы - отношение в обществе к женщине и ее социальный статус. Именно к этой проблеме стремился привлечь внимание Ибсен. «Кукольный дом» (краткое содержание по главам иллюстрирует проблему) сегодня многими воспринимается как гимн феминизму. Однако это не вся проблематика произведения. Автор писал о как личности вообще. И основные нападки звучат не в адрес мужчин, а, скорее, в адрес самого общества 70-х годов XIX века. Мертвые законы, закоснелые установки и нормы буржуазного мира - вот что хотел обличить Ибсен.

Образ кукольного дома

Кукольный дом - главный символ произведения, и связан он с образом главной героини. Так, кукольность мира Норы хорошо проявилась в сцене игры женщины со своими детьми. Прятки сопровождаются смехом и весельем, и Нора здесь изображается как ровесница своих ребятишек. Из этого идиллического мира игрушек ее выдергивает приход Крогстада, который угрожает рассказать Хельмеру о займе. После этого женщина уже не может вновь беззаботно веселиться, ее одолевают мысли о грозящих неприятностях.

Постепенно столкновение с жестоким реальным миром разрушает кукольный дом, в котором живет Нора. И благодаря этому женщина обретает самостоятельность, возможность видеть мир таким, каков он есть. Такова идея, которую вложил в пьесу Ибсен («Кукольный дом»). Краткое содержание, анализ и читательские наблюдения позволяют заключить, что это произведение о свободе и о том, как эту свободу получить.

Современная Ибсену Норвегия. Уютная и недорого обставленная квартира адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. Сочельник. В дом с улицы входит Нора, она приносит с собой множество коробок - это подарки на ёлку для детей и Торвальда. Муж любовно суетится вокруг жены и шутливо обвиняет её - его белочку, бабочку, птичку, куколку, жаворонка - в мотовстве. Но в это Рождество, возражает ему Нора, немного мотовства им не повредит, ведь с нового года Хельмер вступает в должность директора банка и им не будет нужды, как в прошлые годы, экономить буквально на всем.

Поухаживав за женой (она и после рождения трёх детей - ослепительная красавица), Хельмер удаляется в кабинет, а в гостиную входит давняя подруга Норы фру Линде, она только что с парохода. Женщины не виделись давно - почти восемь лет, за это время подруга успела похоронить мужа, брак с которым оказался бездетным. А Нора? Она по-прежнему беззаботно порхает по жизни? Если бы так. В первый год супружества, когда Хельмер ушёл из министерства, ему приходилось, кроме основной работы, брать деловые бумаги на дом и сидеть над ними до позднего вечера. В результате он заболел, и доктора сказали, что спасти его может только южный климат. Они всей семьёй целый год провели в Италии. Деньги на поездку, довольно крупную сумму, Нора якобы взяла у отца, но это неправда; ей помог один господин... Нет, нет, пусть фру Линде ничего такого не думает!.. Деньги взяты взаймы под расписку. И теперь Нора регулярно выплачивает проценты по займу, прирабатывая тайком от мужа.

Фру Линде опять поселится здесь, в их городе? Чем она будет заниматься? Хельмер, наверное, сможет устроить её у себя в банке, как раз сейчас он составляет штатное расписание и разговаривает в кабинете с поверенным Крогстадом, собираясь его уволить, - место освобождается. Как? Фру Линде с ним немного знакома? Ага, понятно, значит, они жили в одном городе и иногда встречались.

Торвальд Хельмер действительно увольняет Крогстада. Он не любит людей с подмоченной репутацией. В своё время Крогстад (Хельмер с ним вместе учился) совершил подлог - подделал подпись на денежном документе, но суда избежал, сумев из трудного положения выкрутиться. Но это же ещё хуже! Ненаказанный порок сеет вокруг семена разложения. Такому человеку, как Крогстад, нужно бы запретить иметь детей - с таким воспитателем из них вырастут только преступники.

Но подлог, как выясняется, совершила и Нора. Она подделала на заёмном письме Крогстаду (именно он дал ей деньги на Италию) поручительскую подпись отца, обратиться к которому она не могла - в то время он лежал при смерти. Более того, документ датирован днём, когда отец его подписать не мог, потому что к тому времени уже умер. Прогоняемый с работы Крогстад просит Нору, чтобы она замолвила за него слово, он прекрасно зарекомендовал себя в банке, но назначение нового директора спутало все его карты. Хельмер хочет уволить его не только за тёмное прошлое, но даже за то, что он по старой памяти несколько раз назвал его на «ты». Нора просит за Крогстада, но не принимающий её всерьёз Хельмер отказывает. Тогда Крогстад угрожает Hope разоблачением: он расскажет мужу, откуда она взяла деньги для поездки в Италию. Кроме того, Хельмер узнает и про её подлог. Ничего не добившись от Норы и на сей раз, Крогстад откровенно шантажирует обоих супругов: он посылает письмо Хельмеру с прямой угрозой - если история с подлогом Норы выплывет наружу, тому на посту директора банка не удержаться. Нора мечется в поисках выхода. Сначала она кокетничает с другом семьи доктором Ранком. Тот тайно в неё влюблён, но обречён на смерть, - у него наследственный сифилис. Ранк готов ради Норы на все и дал бы ей деньги, но к этому времени выясняется, что Крогстаду нужно иное. История доктора Ранка заканчивается трагически - супруги Хельмеры получают от него по почте открытку с черным крестом - крест означает, что доктор заперся у себя дома и никого больше не принимает: там он и умрёт, не пугая друзей своим видом.

Но что все-таки делать Hope? Позор и разоблачение страшат её, уж лучше покончить с собой! Но неумолимый Крогстад предупреждает: самоубийство бессмысленно, в таком случае будет опозорена её память.

Помощь приходит с неожиданной стороны - от подруги Норы фру Линде. В решающий момент она объясняется с Крогстадом: в прошлом их связывала любовь, но фру Линде вышла за другого: на руках у неё оставались старуха мать и двое младших братьев, финансовое же положение Крогстада было непрочным. Теперь фру Линде свободна: умерли мать и муж, братья по-настоящему встали на ноги - она готова выйти за Крогстада, если ему ещё нужна. Крогстад обрадован, его жизнь налаживается, он наконец-то находит и любовь, и верного человека, он отказывается от шантажа. Но уже поздно - его письмо в почтовом ящике Хельмера, ключ от которого имеется только у него. Что ж, пусть Нора узнает, чего стоит на деле её Хельмер с его ханжеской моралью и предрассудками! - решает Крогстад.

В самом деле, прочитав письмо, Хельмер едва ли не бьётся в истерике от охватившего его праведного гнева. Как? Его жена - его пташка, его птичка, жаворонок, его куколка - преступница? И это из-за неё благополучие семьи, достигнутое таким тяжёлым трудом, идёт теперь на распыл! От требований Крогстада им не избавиться до конца дней! Хельмер не позволит Hope портить детей! Отныне они будут отданы на попечение няньке! Для соблюдения внешних приличий Хельмер позволит Hope остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно!

В этот момент посыльный приносит письмо от Крогстада. Тот отказывается от своих требований и возвращает заёмное письмо Норы. Настроение Хельмера мгновенно меняется. Они спасены! Все будет, как прежде, даже ещё лучше! Но тут Нора, которую Хельмер привык считать своей послушной игрушкой, неожиданно восстаёт против него. Она уходит из дома! Уходит навсегда! Сначала отец, а потом и Хельмер привыкли относиться к ней, как к красивой куколке, которую приятно ласкать. Она это понимала и раньше, но любила Хельмера и прощала ему. Теперь дело иное - она очень надеялась на чудо - на то, что Хельмер как любящий муж возьмёт её вину на себя. Теперь она больше не любит Хельмера, как прежде Хельмер не любил её - ему просто нравилось быть в неё влюблённым. Они - чужие. И жить по-прежнему значит прелюбодействовать, продавая себя за удобства и деньги.

Решение Норы ошеломляет Хельмера. Он достаточно умён, чтобы понять - её слова и чувства серьёзны. Но неужели же нет никакой надежды, что когда-нибудь они воссоединятся? Он сделает все, чтобы они не были больше чужими! «Это было бы чудо из чудес», - отвечает Нора, а чудеса, как она убедилась на опыте, случаются редко. Решение её окончательно.

Пересказал

«Кукольный дом» («Et Dukkehjem») — пьеса X. Ибсена. Написана в 1879 году, впервые поставлена в декабре того же года на сцене Королевского театра в Копенгагене.

За драмой семьи Хельмеров стоит реальная история. Прототипом героини пьесы Норы Хельмер норвежский исследователь Б.М. Кинк называет датско-норвежскую писательницу Лауру Килер. Личное знакомство с Ибсеном началось после того, как она послала драматургу написанную под воздействием его драматической поэмы книгу «Дочери Бранда». Есть несомненное сходство в некоторых деталях жизни семейства Килеров и персонажей драмы «Кукольный дом»: например, тайные от мужа заемы в банке при поручительстве состоятельных друзей. Совпадает и основной мотив «проступка» Лауры: деньги нужны были для того, чтобы отвезти на юг больного туберкулезом мужа. Правда, не было осуществленной подделки подписи, не было и ситуации шантажа. Но реальная история, тем не менее, складывалась драматично: когда действия Лауры стали известны мужу, адъюнкту Виктору Килеру, произошел скандал, завершившийся разводом. Дети были отобраны, Лаура объявлена душевнобольной. Спустя время, по просьбе мужа, Лаура вернулась. Ибсен был с самого начала в курсе подробностей семейной драмы, так как находился в дружеской переписке с молодой женщиной, не только пытаясь руководить ее литературным формированием, но и давая житейские советы, в частности, уговаривал ее с самого начала открыться мужу.

Сюжет пьесы «Кукольный дом» Ибсена разворачивается в течение трех дней в гостиной в доме Хельмеров. Камерность, замкнутость пространства контрастирует с интенсивностью развития сюжета. Главное в этой пьесе — внутренняя динамика. Прежде всего это касается характера героини, Норы Хельмер, которая из «жаворонка» и «белочки» превращается в совершенно новое, отличное от себя прежней, существо. Оказавшись загнанной в угол, Нора борется за свое счастье всеми средствами.

Образ «кукольного дома», прежде всего характеризующий героиню, по-разному высвечивает динамику развития характеров пьесы. Их пятеро — основных персонажей: сама Нора Хельмер, ее муж Торвальд Хельмер, подруга Кристина Линне, Нильс Крогстад, однокашник Хельмера и кредитор Норы, и доктор Ранк, сосед и друг семьи. Все они обнаруживают собственное отношение к миру «кукольного дома» — миру видимого, во многом призрачного благополучия.

Нора — главная обитательница «кукольного дома», инстинктивно пытающаяся поддерживать в нем «порядок». Нора — «куколка-игрушка» — сначала для отца, потом для мужа, по-разному в нее «играющих». Но Нора и «куколка», из которой постепенно образуется иное существо — бабочка, которой места в «кукольном доме» быть уже не может, а потому она «вылетает» на волю.

Хельмер — самый яростный охранитель устоев «кукольного дома» — его внешней, фасадной части. Может быть, он самый уязвимый персонаж пьесы, в своей зависимости от догмы общественного мнения, с ее механическими устоями и призрачным кодексом чести.

Напротив, Фру Линне и Крогстад — разрушители благополучия «кукольного дома», пришедшие извне. Несмотря на общность функции — разрушение — мотивы у них разные. Крогстад-разрушитель действует в своем амплуа только до тех пор, пока чувствует себя — условно — вне «кукольного дома» — мира прочного положения и внешнего благополучия. Как только перед ним забрезжит возможность обретения подобия «кукольного дома» — он из разрушителя превратится в благодетеля, отказываясь от шантажа. Фру Линне — разрушитель последовательный. Она помогает ей увидеть мир реальным, не кукольным. Именно в этом образе транспонируется «образ автора», самого Ибсена, чью позицию неприятия лжи она выражает.

Конец «кукольного дома» означает перемену участи для всех персонажей. Ибсен не рассматривал драму Норы как чисто женскую. В пьесе речь идет об освобождении человека, независимо от пола. Ведь все здесь освобождаются (или пытаются освободиться) от чего-то: Хельмер от косности восприятия мира, доктор Ранк — от страха перед скорой смертью, Крогстад — от шлейфа неблаговидного прошлого, фру Линне — от одиночества и никчемности существования.

Полемичная в отношении «хорошо сделанной пьесы», с ее непременным благополучным финалом, пьеса Ибсена вызывала протест уже у современников, не желавших примириться с уходом героини из семьи. Ибсен был вынужден пойти на компромисс, в частности, предложив немецкому переводчику такой финал: «...Нора не покидает дома. Хельмер увлекает ее к дверям детской спальни, происходит обмен реплик, Нора бессильно опускается на стул, и занавес падает». Сам Ибсен назвал такой финал варварским.

Среди выдающихся исполнительниц роли героини «Кукольного дома» — А. Зорма, Г. Режан, Э. Дузе, В.Ф. Комиссаржевская.

Существует своеобразная традиция «продолжения» истории Норы. В 1890 г. английский писатель У. Безант рассказал о том, что стало «после конца»: Хельмер спился, дети выросли. Дочь влюбилась в сына Крогстада, не желающего их брака, а ее брат подделывает вексель, попавший в руки Крогстада, который шантажирует семейство, требуя, чтобы девушка отказалась от брака, спасая брата. Она кончает жизнь самоубийством. Американская версия Э. Ченей свелась к «утешительному» эпилогу: став сестрой милосердия, Нора спасает Хельмера во время эпидемии холеры и супруги воссоединяются. В XX веке эту традицию продолжил датский драматург Э.Б. Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967 г.). Нора оказалась «на дне» среди воров и проституток, которые оказывают ей моральную поддержку. Устроившись на работу на фабрику, она уверенно смотрит в будущее. Хельмер безуспешно пытается ее вернуть.

Действие драмы происходит в Норвегии, в современность Ибсена. Недорого обставленная, но уютная квартира, в которой проживает адвокат Торвальд Хельмер с женой Норой. Сочельник. Нора входит в дом с улицы, неся много коробок, в которых находятся подарки для Торвальда и детей, которые она положит под елку. Муж суетится, шутливо и любовно обвиняет жену в мотовстве, называет её при этом бабочкой, птичкой, жаворонком, куколкой... Нора возражает - в рождество можно допустить и немножко мотовства, тем более, что Хельмер с нового года вступит на должность директора банка, и нужды они больше знать не будут, забудут о том, как экономить на каждом шагу - как было в прошлые годы.

Даже родив троих детей, Нора остается ослепительной красавицей. Поухаживав немного за ней, Хельмер уходит в кабинет, в гостиную же входит фру Линде, давняя подруга Норы, которая только что сошла с парохода. Почти восемь лет не виделись подруги, за эти годы фру Линде похоронила мужа, детей же у неё так и не было. А что же Нора? Все так же беззаботна, все так же порхает? Если бы! Хельмер ушел из министерства уже в первый год супружества, и он тогда очень много работал: помимо основной работы, занимался на дому деловыми бумагами до поздней ночи. В результате его свалила болезнь, доктора сказали, что только в южном климате можно рассчитывать на спасение. Год они жили в Италии всей семьей: немалую суму денег на поездку Нора якобы попросила у своего отца. На самом же деле помог ей тогда господин... Но нет, фру Линде, ничего такого не было! Деньги были одолжены, под расписку. Сейчас же Нора регулярно выплачивает по тому старому займу проценты, а для этого втайне от мужа занимается приработками.

И что же - фру Линде снова поселиться в этом городе? Чем предполагает заняться? Возможно, Хельмер сможет устроить её на место в банке: сейчас он занимается составлением штатного расписания и в своем кабинете разговаривает с Крогстадом, поверенным, намереваясь его уволить. Таким образом, место окажется вакантным. Как? Фру Линде знает его немного? Ну конечно, они ведь жили когда-то в одном городе и вполне могли время от времени видеться.

Хельмер действительно уволил Крогстада - подмоченная репутация последнего не по нраву Торвальду. Крогстад когда-то совершил подлог (они учились вместе с Хельмером), подделал на денежном документе подпись, но ему удалось избежать суда. Но ведь это еще хуже! Порок оказался ненаказанным, и он обязательно посеял семена дальнейшего разложения. Крогстаду следует запретить иметь детей, иначе с его воспитанием они обязательно вырастут преступниками.

Однако и Нора совершила подлог. Именно Крогстад дал ей взаймы денег на поездку в Италию, и на заемном письме она подделала поручительскую подпись своего отца, к которому никак не могла обратиться, поскольку как раз тогда он лежал при смерти. Документ же был датирован днем, когда отец Норы уже умер. Крогстад, выгоняемый с работы, просит Нору, чтобы та заступилась за него перед мужем, замолвила словечко: он-де отлично зарекомендовал себя на работе в банке, но с новым директором все его дальнейшие планы пойдут прахом.

У Хельмера есть еще одна причина уволить Крогстада - новому директору не нравится, что по старой памяти тот несколько раз обратился к нему на "ты". Нора просит не увольнять Крогстада, но Хельмер не воспринимает её слова всерьез и отказывает. Тогда Крогстад начинает шантажировать Нору, грозит разоблачить перед мужем, рассказать, на какие деньги они ездили в Италию, а также о сделанном ею подлоге. И на сей раз ему не удается ничего добиться от Норы, и Крогстад начинает шантажировать обоих в открытую: Хельмеру отправляет письмо с прямой угрозой предать гласности историю с подлогом Норы, и уж тогда удержаться в кресле директора банка Хельмеру не удастся. Нора в метаниях, пытается найти выход. Она кокетничает с доктором Ранком, давним другом семь, давно и тайно влюбленным в Нору, но имеющим наследственный сифилис и потому обреченным на скорую смерть. Ранк отдал бы ради Норы все, что у него есть, но теперь ведь Крогстаду нужны совсем не деньги. Доктор Ранк заканчивает трагически - он отправляет Хельмерам по почте открытку, на которой изображен черный крест - это значит, что доктор больше никого не принимает, будет сидеть взаперти у себя дома, чтобы не пугать близких своим видом, до самой смерти, которая наступит довольно скоро.

Норе же грозит разоблачение, позор, которые невыносимо страшат женщину - уж лучше покончить с собой, чем все это стерпеть! Крогстад неумолим, он предупреждает, что и самоубийство не поможет, ведь память её он все равно опозорит.

И тут на помощь приходит фру Линде, совершено неожиданно. Она объясняется с Крогстадом в самый решающий момент. Когда они любили друг друга, но Линде предпочла выйти за другого: на руках её была старуха мать, а также двое младших братишек, Крогстад же находился в весьма непрочном финансовом положении. Теперь ж она - вдова, мать умерла, браться выросли и встали на ноги - а потому она может выйти за Крогстада, если его это еще интересует. Крогстад счастлив, жизнь, кажется, налаживается, у него наконец-то будет верный человек, любовь, и он перестает шантажировать Хельмеров. Но в почтовом ящике Хельмера уже лежит отправленное Крогстадом письмо, а ключ есть только у самого Торвальда. Что ж, думает Крогстад, пусть Норе станет известно, чего на сомом деле стоит все ханжеское морализаторство её мужа!

И действительно: прочитав письмо, Хельмер буквально впадает в истерику от гнева. Как так! Его собственная жена - птичка, куколка, жаворонок - оказалась преступницей? И теперь столь тяжко достигнутое благополучие всей семьи из-за неё пойдет на распыл! Они никогда не избавятся от требований Крогстада! Хельмер не может допустить, чтобы Нора портила их детей! Отныне ими будет заниматься только нянька! Хельмер позволит жене остаться в доме, чтобы соблюсти хотя бы внешние приличия, но жизнь их будет идти раздельно.

Тут посыльный приносит новое письмо от Крогстада, в котором тот полностью отказывается от всех прежних требований, и прилагает в доказательство заемное письмо Норы. Резко меняется настроение Хельмера: они спасены! Теперь все будет еще лучше, чем прежде! Но тут его послушная игрушка Нора неожиданно восстает. Она навсегда уходит из дома! Когда-то отец, а теперь муж, относятся к ней, как к какой-то кукле, которую им так нравится время от времени ласкать. Раньше она тоже это прекрасно видела, но из-за любви к Хельмеру прощала такое отношение. Но она надеялась, что, как и должно любящему мужу, Хельмер возьмет вину жены на себя. После случившегося она больше не любит мужа, как раньше он сам не любил её - он просто получал удовольствие от своего чувства влюбленности в неё. Но они друг другу - чужие. Если они будут жить по-прежнему - это будет настоящим прелюбодействием, с продажей себя ради денег и удобства.

Хельмер ошеломлен решением жены. Он понимает, что слова Норы, как и её чувства - абсолютно серьезны. Но неужели не осталось ни единой надежды на будущее их воссоединение? Он готов на все, чтобы уничтожить пропасть между ними. Нора отвечает, что это могло бы быть чудом из чудес, но, как теперь она знает по собственному опыту, чудес не бывает, и её решение - окончательно.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Кукольный дом». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.