Ленивый ребенок советы психолога. Способный, но ленивый ребенок. Почему ребенок может, но не хочет учиться? Лучшая награда - родительское одобрение

Что такое лень? По-моему, лень - это просто нежелание делать. Делать что-то конкретное или вообще что-либо...

Что такое лень?

По-моему, лень - это просто нежелание делать. Делать что-то конкретное или вообще что-либо.

Что может ощущать человек, которому лень, который не хочет что-то делать?

Ну вот я, например, не хочу писать эту статью. Каждый день обещаю себе, что «завтра точно сделаю», или хотя бы начну, но наступает завтра - а воз и ныне там. Не могу заставить себя. Мотивировать. Мобилизоваться и начать. «Взять себя в руки».

Про детскую лень и не только

Не помогают никакие «Сделал дело – гуляй смело» и «Делу время, а потехе час». На них всегда находятся не менее веские «От работы кони дохнут».

В итоге дедлайн все ближе, волнение все больше, расслабиться и отдохнуть все равно не получается - ведь работа не сделана.

Кто такой этот «ленивый ребенок»?

Что родителям делать, как ребенка… менять?

Корректировать поведение?

Воспитывать?

Кто бы меня саму срочно воспитал, да так, чтобы я статью вовремя сдала…

Меня – воспитать? Скорректировать мое поведение? Изменить меня? Внутри возникают разные чувства: и стремление активно сопротивляться давлению, и желание защититься, и страх, и недоверие.

Так и хочется крикнуть: «Отстаньте от меня, я «в домике»!».

Мозг пытается с бешеной скоростью найти решение, как ускользнуть, как не быть пойманной в силки долга. Как избежать того, что я должна, как делать только то, что я хочу.

А хочу я сейчас не думать ни о каких обязательствах и ответственности. Не чувствовать, что могу подвести тех, кому обещала прислать готовую статью в срок.

Хочу отдыхать. Смотреть легкий сериал и пить кофе, общаться с семьей, играть в настольные игры. Потому что я очень устала.

И от того, что вместо отдыха я должна сделать обещанное, накатывает такое бессилие, такая безысходность!

И воспоминания о школе, когда нужно было, ежедневно, по много часов, сидеть на уроках, а потом дома делать домашние задания.

Когда к концу четверти не хотелось уже ни кружков, ни секций, а только чтобы меня, наконец, оставили в покое. Не трогали. Ничего от меня не хотели.

И когда я ничего не могла с этим поделать. Потому что освободить меня от «должна делать уроки» и «должна учиться на «пятерки» никто не мог, да и не хотел никто.

А хотели, наоборот, чтобы я поступала по-взрослому. То есть, чтобы я руководствовалась здравым смыслом, была самостоятельной, справлялась без помощи взрослого, умела мобилизоваться и выполнить намеченное/заданное, превозмогала свою усталость.

А также чтобы ориентировалась не на свои хочу – не хочу, а на «надо» и «должна».

И я делала это, сколько могла. Пока предметы были не сложными, я продолжала учиться на отлично, отгоняя от себя все эти «устала» и «не хочу», «не интересно» и «надоело».

Но в 8 классе силы закончились, и я просто перестала учиться. Со стороны это выглядело как «разленилась». Будто я в один прекрасный день проснулась и решила быть ленивой и ничего не хотеть.

Почему-то никого не интересовало, что происходит на самом деле. Что творится у ребенка внутри. Отчего вдруг такие перемены. И, главное – чем можно помочь.

Потому что «ленящемуся» ребенку нужна именно помощь. Не нотации, не воспитание, не обсуждение со всеми родственниками и учителями его «лени», не унижение и уничижение, не презрение к «безволию» и «слабости характера». Помощь.

Но всегда ли нам приходит в голову предлагать помощь там, где привычно другое - порицать разленившегося ребенка, воспитывать условным кнутом или пряником, пытаться донести важность труда и выполнения долга?

Почему-то нам кажется, что сам ребенок не понимает важность учебы. Или не хочет, чтобы в комнате было чисто. И мы продолжаем доказывать, насколько это все необходимо.

Нам кажется, что ребенку все равно.

Но он так же, как и мы, взрослые, мучается чувством вины за несделанное вовремя, за обещанное и не выполненное.

Сгорает от стыда, что не оправдал наши ожидания, разочаровал.

Боится, что от него отвернутся самые близкие люди.

Чаще всего, ребенку и самому плохо с этой «ленью». Он и рад бы все сделать, что нужно, но – не может.

Почему? Да потому же, почему и взрослый!

1. Человек просто устал. Нет сил. Иногда – ни на что («лежит на диване», «плюет в потолок», «ничего не делает вообще»). Иногда – на что-то конкретное. Чтобы заставлять себя делать то, что делать совсем не хочется.

2. Неинтересно. Даже когда есть силы, нет интереса делать что-то конкретное. Например, уроки. Или убирать комнату. Или гулять с собакой.

3. Задача кажется неподъемной. Возможно, она и правда большая, серьезная. А может, не хватает знаний, понимания, навыков. Или у человека проблема с самооценкой, с уверенностью в себе. Сразу опускаются руки, страшно даже попытаться справиться.

4. Перфекционизм. Сделать просто хорошо – не годится. Нужно сделать идеально. Лучше всех. И тогда ничего не делается: ведь если и не вступал в игру, не начинал делать дело, то и не проиграл, не сделал недостаточно хорошо.

Что же делать? Как обходиться с этим нежеланием, с «ленью»?

Если ребенок устал, то логично организовать ему отдых, чем быстрее, тем лучше. Отдых той продолжительности, какой ему необходимо, чтобы восстановить силы. Ну и, конечно, предложить ребенку помощь.

Мне бы, например, было легче справиться с заданием, если бы кто-то не пожалел своего времени и сил «нырнуть» со мной в тему лени. Поисследовать ее, обсудить, может быть даже написать какие-то тезисы вместе.

Не потому, что я не справлюсь со статьей одна. А потому, что сейчас, в своей усталости, мне очень нужно плечо Другого. Ощущение, что есть кто-то, кому не все равно. Кто видит не «ленивую» меня, а уставшую меня. Кто на моей стороне. Кому я важнее, чем мои функции.

У меня не было такого человека в моем школьном детстве. И у моего старшего сына не было такого человека в его младшем школьном возрасте.

Первые 5 лет школы мой ребенок был «ленивым», не оправдывающим ожидания, ни к чему не стремящимся, ничего не доводящим до конца, бросающим кружки и секции через месяц-два после начала учебного года.

И это происходило до тех пор, пока у него не появилась, наконец, мама-на-его-стороне. Жаль, что перейти на сторону своего ребенка у меня заняло так много времени.

Все, что нужно для того, чтобы оказаться на стороне ребенка, это поверить, искренне и глубоко, что ребенок хороший.

Ребенок всегда хороший. У него нет цели лениться. Нет цели не делать то, что надо. Нет задачи не слушаться вас или учителей. Игнорировать обращенные к нему просьбы и указания. Манипулировать.

Он не издевается над вами. Он не принял решение усложнить вам жизнь. Ему не все равно, что вы устали.

И он прекрасно понимает, что у вас тоже есть работа и вы ее делаете, и он тоже должен делать свою работу – учиться, убирать комнату, помогать по дому.

Чаще всего ребенок искренне хочет угодить родителям, понравиться, доставить удовольствие. И до какого-то момента он делает это, иной раз за счет игнорирования своих целей развития. То есть, за свой счет. Лишь бы его любили.

Но если принять по умолчанию, как факт, что ребенок всегда хороший, то в ситуации, когда он «ленится» хочется не воспитывать его, а, прежде всего, разобраться – что с ним происходит. А затем помочь решить проблему.

Точно так же помощь необходима в ситуации, когда задача кажется настолько неподъемной, что сразу опускаются руки.

Помогите ребенку «съесть слона по кусочкам» - вместе с ним разделите задачу на несколько этапов.

Обсудите, как можно действовать на каждом из них, чтобы прийти к результату. Убедитесь, что ребенок знает, как это делать, умеет это делать. Предложите свою помощь. Иногда достаточно просто молчаливой поддержки, присутствия рядом.

Перфекционизм чаще всего переходит к ребенку по наследству.

Кто из взрослых в вашей семье стремится к совершенству? Кто всегда видит, где можно было бы сделать лучше, указывает на ошибки и считает, что только критика двигает нас вперед и способствует росту (как внутреннему, так и в учебе, карьере)?

Снизьте требования. Примите как данность, что, только ошибаясь, мы продвигаемся вперед. Не загоняйте ни себя, ни ребенка в клетку совершенства.

Перфекционизм не так просто «вылечить», поэтому здесь не помешает помощь психолога. Прежде всего - взрослому.

А что же делать, если «лень» цветет там, где не интересно?

Делать то, что не интересно – непростая задача. Не каждый взрослый, не каждый раз с ней справляется.

Что уж говорить о ребенке, у которого еще не созрели необходимые для таких преодолений структуры мозга! Поскольку ускорить их созревание невозможно, придется ждать, пока дозреет, а пока – помогать справляться.

Делать дело интересным там, где это возможно. Переводить уборку в игру, в веселое приключение или соревнование. Да и обучение школьным предметам можно разнообразить, сделать чуть более интересным, обернув учебу в игровую оболочку.

Очень важно поощрять те занятия, которые ребенку интересны. Чем больше будет мест и занятий, где ребенок делает то, что ему по душе, чувствует себя счастливым, тем проще ему будет делать что-то, что не очень-то хочется, без ощущения, что вся его жизнь состоит из сплошных «не хочу, но надо».

А еще - помнить, что о себе тоже важно заботиться. Дать себе отдохнуть, когда устали. Попросить о помощи близких, когда нет сил. Прибегнуть к помощи психолога, если чувствуете необходимым. Попробовать сделать интересным то, что вызывает тоску. Научиться есть слона по кусочкам и разрешить – прежде всего себе - быть несовершенным.опубликовано .

Лариса Покровская

фото ©Mauricio Candela

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился на отлично, но что делать, если он не то что на отлично, а вообще учиться не хочет?

Эдакий маленький лентяй, которому взять в руки книжку — все равно что огород вскопать. Вот тут-то родители начинают задумываться - что делать?

Насильно ребенка попробуй заставь, в детском возрасте все склонны к протесту, так что таким способом вряд ли удастся спасти ситуацию. Будем разбираться вместе.

Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

Ему нужна мотивация

Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

Нет интереса к определенным предметам

Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет - самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

Не складываются отношения с одноклассниками

Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе - далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

Повышенная активность

На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка. Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе такого малыша - не новость!

Отвлекается на гаджеты

Это одна из самых популярных причин нежелания учиться сегодня. Гораздо интереснее ирать в танчики, смотреть фотки в социальных сетях и перебрасываться сообщениями с друзьями. Планшеты, телефоны, копьютеры и иже с ними — ни в коем случае не должны быть в постоянном доступе лентяя. Пока есть возможность выбирать: учёба или игрушки — лентяй выберет игрушки!

Ребёнок не хочет учиться. Куда бежать? Что делать?

Вспомним старые добрые слова «Предупреждение лучше лечения». Когда ребенок еще совсем маленький, родители могут наделать больших ошибок, из-за которых в будущем будут панически хвататься за голову.

Начнем с детства

Первая и самая главная ошибка - приучать и заставлять ребенка читать, писать, учить вместо того, чтобы прививать ему любовь к самому процессу обучения. Довольно часто родителям требуются именно результаты, конкретные показатели. Ребенок в ускоренном режиме учится всем выше перечисленным навыкам, посещает кучу репетиторов, кропит над уроками по несколько часов еще с начальной школы. А что получаем в итоге? Получаем человечка, которому учеба уже в горле сидит и который в какой-то момент может просто сорваться, глядя на то, как одноклассники после занятий отправляются гонять в мяч, а у него дополнительный урок по английскому.

Поэтому с самого детства старайтесь сделать для ребенка процесс обучения приятным. Занимайтесь вместе с ним. Это не значит, что вы должны дать ему кучу заданий пусть даже с подробными указаниями к выполнению, а сами пойти суп варить. Сидите с ним, объясняйте все непонятное, хвалите. Обязательно поощряйте! Написал диктант? Идем на мороженое! Решил пару задачек по математике? Айда в аквапарк! В таком случае учеба будет приносить ребенку настоящее удовольствие.

Отталкиваемся от причины

Если школьная программа ребенку не подходит

Такая ситуация вовсе не безнадежна.

Во-первых, почему вы решили, что ваш ребенок должен быть гением? Конечно, все вокруг усиленно внушают, что если твой ребенок не вундеркинд, то родитель из тебя так себе. Но взгляните, пожалуйста, на своего ребенка и поймите - он не виновен в высоких вопросах общества. Ему хочется радоваться жизни, а сидеть над учебниками с утра до ночи.

Если уж мы вас не переубедили, можно нанять репетитора. Заметьте, одного! Порой к родителями в один момент приходит осознание, что ребенок плохо учится. Вот в один распрекрасный вечер вы смотрите на дневник своего чада и осознаете - все, он пожизненный двоечник, что делать-то, что делать?! Так вот при этом не надо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и загружать ребенка во горло.

Нет мотивации

Тут все проще. Для начала можно придумать какие-то поощрения ребенка за хорошие оценки и высокие достижения. Поход в кино на выходных за пятерку по русскому или покупка щенка за определенное количество пятерок в семестр. Как минимум хотя бы хвалите ребенка. Метод «кнута и пряника» здесь очень пригодится, потому что часто о том самом прянике родители забывают. Ругать малыша за двойку и ограничивать ему доступ к компьютеру куда проще, чем выделить пару часов в своем загруженном графике, чтобы всей семьей прогуляться по парку и покушать сладкой ваты.

Хорошие отметки лишь по определенным предметам

На самом деле этот минус скорее плюс. Если ребенок сосредотачивает свое внимание лишь на конкретных предметах, это очень даже неплохо, потому что свидетельствует о том, что он нашел себя. Разве не здорово? Разве не этого вы хотели бы? Сейчас огромнейшее количество детей заканчивают школу с незнанием куда идти дальше, кем стать, в какой области себя можно проявить. Поэтому если ваше чадо в два счета может решить сложнейшую задачку по математике, но вот сочинения по русскому ему даются с трудом, это не повод наседать на ребенка с возмущениями, а повод:

а) дать ему дополнительную мотивацию;

б) нанять репетитора.

Ссоры с одноклассниками

Когда у ребенка не складываются отношения в классе, желание идти в школу исчезает ну очень быстро. В таком случае вполне возможны прогулы, резкий спад успеваемости, часто огорченный ребенок.

Если вы поняли, что дело именно в этом, попробуйте поговорить с ним. Это может быть невероятно сложно, особенно если вы практически никогда не откровенничаете, но сейчас это особенно необходимо. Один маленький нюанс: не надейтесь на то, что сможете заслужить доверие ребенка за один час, поделившись с ним какой-то своей историей с детства или произнеся слова «Ты должен мне доверять, ведь я твоя мама, я тебе только лучшего желаю». Вы правда считаете, что после этого ребенок каким-то чудным образом должен увидеть в вас великого гуру отношений и прильнуть к плечу с просьбой о совете? Так не бывает, а если и бывает, то только когда ребенок и сам задумывался о том, не стоит ли рассказать обо всем родителям.

Проблемы в семье

Представьте ситуацию. Ребенок вне себя от счастья возвращается домой - выиграл сложнейшую олимпиаду по мировой литературе! Его счастью нет предела, а улыбка растянута до ушей, он уже представляет как вы задушите его в объятьях и будете сыпать словами похвалы. Но не тут-то было! Оказывается у папы на работе аврал, он нервный вернулся домой, вследствие чего поссорился с мамой и наорал на других детей. Теперь в доме никто ни с кем не разговаривает и все друг на друга обижены. Как вы думаете, какой вывод сделает этот ребенок, который еще минуту назад сиял от радости? Конечно, он решит, что его успехи всем по барабану, что его достижения никого не интересуют и стараться так не стоило.

Запомните, ребенок не виноват, что сегодня у вас сегодня плохое настроение, на улице дождь, а зарплату оттягивают на две недели. Он целый день просидел за школьной партой, мечтая вернуться домой, где ему рады и где его ждут. Обеспечьте эту радость во что бы то ни стало!

Гиперактивность

Нужно уметь видеть разницу между просто непоседой и гиперактивным ребенком. Определить это может помочь психолог. Если вы знаете, что у вас гиперактивный ребенок, то для повышения его успеваемости отдайте малыша в секцию на борьбу/танцы/аэробику, да куда угодно, лишь бы он тратил там избыток своей энергии.

5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

Воспитывать ребенка - целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

1. Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

2. В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине , а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

3. Не сравнивайте ребенка с другими , ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

4. Не срывайтесь на ребенке - никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

5. Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!

Здоровый ребенок не будет лениться, если его к этому не вынудят родители.

"Леность детей - это одна видимость, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее попристальнее - и она исчезла". Как вам, строгие и безапелляционные мамы и папы, такое мнение знаменитого русского педагога Петра Каптерева? Он считал, что за словами "лень", "лениться" скрываются абсолютно конкретные причины нежелания ребенка заниматься тем или иным делом, моральные или физические, и родители должны понять и устранить их - тогда и слово "лень" станет мифическим, несуществующим.

Флегматик не виноват

Детей ленивых от природы не существует. Каждый здоровый ребенок в раннем детстве вполне себе деятелен, от него только и слышишь: "Я сам", он сердится, когда ему не позволяют что-либо сделать самостоятельно. Пассивность, бездеятельность - в чем родители тоже усматривают проявления лени - чаще всего говорят о том, что ребенок попросту нездоров.

У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает... В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?

Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления темперамента. Малыш-флегматик малоподвижен, медлителен, долго раскачивается. Его бесполезно подгонять и обвинять в лени, все равно он будет работать в том темпе, который диктуется его внутренним складом. Человек не виноват, что не может работать, как эти бойкие ребята вокруг него, у которых все в руках горит. Но при этом ленивыми считают и тех же холериков, которым необходима активная деятельность, и им сложно выполнять работу скучную, монотонную. Поиграть для них - это настоящее дело, а собрать в песочнице разбросанные игрушки - смертельная тоска.

На похвалах как на дрожжах

Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, "рубящееся" в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?

Двор, песочница. Тут каждый занят делом. Кто-то нагружает песком самосвал, другие делают куличики, собирают камушки... В дет ском возрасте игра - это самый настоящий труд. А с каким рвением дети стремятся достичь задуманного, сделать, к примеру, тот же первый шаг! Разве можно заподозрить в лени ребенка, который все пытается и пытается прорыть в песочнице все осыпающийся и осыпающийся подземный ход? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике?

Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой...

Бабушка не выдерживает:

Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!

И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой...

В три-четыре года дети рвутся к самостоятельности - так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо - но чтобы чему-нибудь научиться, нужно это начать делать! Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место - оцените его работу, на похвалах дети растут как на дрожжах.

Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?

Дальше - больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении, причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух! Ребенку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить в кино, а с теми, кто постарше, уже можно побеседовать о разделе домашней работы "по-честному".

С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если вы раз за разом вырывали у Наташки, поднимающей клубы пыли в квартире, веник из рук - не удивляйтесь, когда, подросшая, она сможет спокойно проходить мимо полной раковины посуды и не будет стремиться хоть часть домашних дел взять на себя, как говорится, "по умолчанию". И только ли домашних?

Лень гормональная

Наличие-отсутствие "мотива" объясняет и поведение так называемых лентяев и в школьном возрасте. Начнем с того, что ребенок, всеми способами увиливающий от уроков, скорее всего, просто не имеет собственной мотивации к своему самому важному, единственному, можно сказать, делу, искренне не понимая, зачем ему самому нужны все эти уроки, домашние задания и т.д. Потом он настолько привыкает к постоянному контролю взрослых, что делает вывод: "Это им надо, а не мне". И вроде бы не лентяй, много чем интересуется, но в школьных делах - бездельник бездельником.

Не пора ли вам ослабить мелочное ежеминутное внимание и требовательность? Иначе ярлык "лентяя" станет для ребенка неожиданно привлекательным - может быть, хоть так от него отстанут, ведь все равно окружающие им недовольны, а бессмысленная деятельность "из-под палки" ничего, кроме отвращения и стремления избежать перегрузок, вызвать не может. Может, попытаться довести до ребенка смысл его работы, объяснить, что если он ничего не будет знать и уметь - он никому не будет нужен, кроме своих родителей. Поищите смысл, ради которого он будет стремиться в класс. Пусть это будет только общение со сверстниками - и ради этого можно захотеть в школу! Как только ребенок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно, лень исчезнет, а оценки улучшатся.

Ленью нередко оборачивается и, напротив, завышенная оценка талантов человека, и его автоматически повышающаяся самооценка. Действительно умный, способный, захваленный ребенок не хочет заниматься, потому что ему и так все дается легко, и он считает себя лучшим в классе и без лишних усилий со своей стороны. В родительских же жалобах на лентяя слышится даже что-то вроде восхищения - кладезь способностей, горы бы своротил, если бы захотел, но "лень вперед него родилась". Вас это утешает и расслабляет, а человек так утверждается в своей правоте: способности у него есть - так они проявятся и без лишних усилий с его стороны. А лучше бы он слышал от вас, что лень и талант - взаимоисключающие понятия и что первое зарывает в землю второе.

Кажется иногда, что подростки в этой лени целиком - валяясь на диване, просиживая перед монитором или шатаясь по улицам. Они при этом часто говорят, что не успели отдохнуть, что надо расслабиться, "оттянуться". А ведь человек молод, более или менее здоров, он не ходит на работу и домашними делами не перегружен - да придуривается он, отлынивает, уверены вы. И напрасно. В определенном возрасте в дело вмешивается физиология: в организме подростка идут глобальные перемены, связанные с гормональными изменениями, и это действительно вызывает постоянное ощущение усталости. Чем ежечасно пенять ему на безделье, начните "прикармливать" его витаминами, сходите вместе куда-нибудь, организуйте ему отдых сами, если уже хотите контролировать своего ребенка от и до.

Пословицы на тему

  • Глядя на лес, не вырастешь, а смотря на людей, богат не будешь.
  • Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
  • В лес не съездим, так и на полатях замерзнем.
  • Ленивый сидя спит, лежа работает.
  • Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  • Спать долго - жить с долгом.
  • Чем эдак пахать, так лучше выпрягать.
  • Лежебоке и солнце не в пору всходит.
  • Были бы хлеб да одежда, так и ел бы лежа.
  • Что потрудимся, то и поедим.

Советы родителям

1 Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и т.д., попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования.

2 Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает.

3 В тех случаях, когда учителя говорят о внезапно возникшей лени вашего ребенка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать человека. Возможно, именно сейчас он нуждается в помощи (психологической, медицинской, дополнительных занятиях или, наоборот, освобождении от учебы, наконец, просто в ваших советах или поддержке), а лень - сигнал бедствия, который вам необходимо заметить.

4 Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с "надсмотр щиком".

У вас ленивый ребенок? «Он способный, но ленивый…» - это, наверное, самая частая жалоба родителей. Действительно, ребёнок плохо успевает в школе, домашнее задание делает спустя рукава, да и то после часа уговоров, вынести мусор или сходить за хлебом его не допросишься.

Зато лежать перед телевизором, бездумно играть в компьютерные игры - это всегда пожалуйста. «Лентяй!» - восклицают мамы. В ход идут нотации, слёзы, угрозы. А дети всё равно продолжают лениться. Так что же такое лень и можно ли с ней справиться?

Не спешите ругать ребёнка, постарайтесь найти причину его лени. Может, у него отсутствует мотивация? Дети не всегда понимают, зачем им такое трудное и не всегда интересное дело - учёба. Не у всех есть чувство ответственности и долга. Да, соседская девочка Люба сразу после школы делает уроки, а потом отправляется в кружок, на английский язык, в изостудию, а вечером читает книги. И всё ей даётся легко. Это не значит, что все дети должны быть такими.

Не слишком ли высоки ваши требования к ребёнку? Да, вы хотите, чтобы он изучал иностранный язык, катался на коньках, рисовал и т.д. Но нужно ли это ему самому? Счастлив ли он, удовлетворяя ваши ожидания? Отделяете ли вы его желания от своих? Иногда дети используют лень как прикрытие. Ребёнок может сказать, что ему лень идти на математику, чем признаться, что поссорился с учительницей.

Не отвергайте помощь детей по хозяйству, доверяйте им несложные поручения. Ленью редко страдают самостоятельные, полностью обслуживающие себя дети. Такие и в магазин сбегают, и с младшим братом погуляют, и картошки начистят. А всё потому, что мама приучала к самостоятельности, включала в круг семейных обязанностей. А ещё надо ребёнка почаще хвалить за проявленную инициативу - так вы повышаете самооценку, стимулируете активность.

Коварная астения

Почему бесполезно ругать за лень? Дело в том, что под маской лени могут скрываться состояния, обусловленные биологическими факторами.

В медицине нет понятия «лень», но есть понятие «астения». Что это такое? У любого человека после напряжённого длительного труда появляется чувство усталости. Кто-то может проработать 12-15 часов почти без перерыва, прежде чем сказать: «Я выдохся».

А кому-то хватает и 2-3 часов труда, чтобы наступила усталость. У детей этот предел индивидуален, как и у взрослых. Состояние, при котором ребёнок быстро устаёт, не может вынести нагрузок, и называется астенией.

Именно астения и объясняет неудачи школьников. Таких ребят ругают за лень, а на самом деле они избегают напряжения всеми путями именно потому, что не могут выдержать школьных нагрузок. Ведь «рабочий день» школьника нешуточный: вместе с домашними заданиями и кружками получается 12-15 часов. У детей-астеников низкая степень психической выносливости, быстро наступает утомляемость, им нужен регулярный отдых.

Астения в свою очередь может развиться вследствие проблем во время внутриутробного развития и родов. Это токсикозы, родовые травмы, оперативные вмешательства во время родов, поражение центральной нервной системы. Такие дети вялы, безынициативны, болезненны. ОРЗ, насморк, аллергия выбивают их из колеи. Но помочь ребятам можно и нужно! Спорт, закаливание, борьба с авитаминозом, полноценный отдых и сон позволяют ребёнку не только укрепить здоровье, но и повысить работоспособность, поверить в свои силы.

Болезнь и депрессия

Другая ситуация: ученика ругают за лень, а на самом деле он страдает неврозом или депрессией. Такой вариант тоже нельзя исключать. При неврозе дети быстро утомляются, чувствуют боль в разных частях тела, реагируют на погоду, при депрессии - проявляют апатию и усталость.

Депрессию распознать трудно. Сам ребёнок также не может осознать и объяснить, что с ним происходит. Да и не склонны некоторые ребята «изливать душу» взрослым. Порой только вмешательство психолога помогает ребёнку вырваться из угнетённого состояния.

Будьте внимательны к ученику, перенёсшему черепно-мозговую травму, - он может жаловаться на усталость, быструю утомляемость, головные боли, недомогание. К сожалению, результат таких травм - повышенная усталость в течение 1-2 месяцев. Причиной лени может быть синдром хронической усталости - болезнь не только взрослых, но и учеников старших классов, у которых уроки сочетаются с подготовкой к поступлению в вуз.

Может быть, ребёнок действительно нуждается в отдыхе? От уставшего человека нельзя ожидать каких-то особых достижений. В сущности, лень - это не порок, а сигнал. Лень показывает, что мы не хотим делать, это надо учесть. Лень может выступать в роли защитного механизма. Например, вместо того, чтобы готовиться к экзамену, подросток лежит на диване, бездумно глядя в потолок, или болтает по телефону - его организм объявил передышку.

Если ребёнок неожиданно стал лениться, не выполняет свои прежние поручения, это может быть сигналом болезни. Возможно, потребуется психологическая или медицинская помощь.
В особо тяжёлых случаях, когда школьник ленится учиться, у него снижена мотивация, надо вместе с врачом и психологом оценить его способности: может ли он учиться и трудиться, как остальные дети?

И ещё раз призываем вас удерживаться от порицаний вашему «лентяю». Только похвала, положительная оценка, посильные поручения могут победить лень.

Ответственность за воспитание детей целиком и полностью лежит на плечах родителей. Так что ни в коем случае не стоит говорить ребенку, что он ленивый. Ведь, навешивая на него ярлык, вы можете закрепить случайное проявление лености и лишь усугубить проблему.

У меня ленивый ребенок! Он ничего не хочет делать и ему ничего не интересно! К сожалению, эти слова можно часто услышать от современных родителей. Но давайте вместе разберемся в этой проблеме. Действительно ли существуют ленивые дети, или вся вина лежит на их слабохарактерных родителях?

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» - праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно . Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор - не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат. Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители - основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности. Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок - не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них. Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть.

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet