Магомед нурбагандов что произошло. «Работайте, братья!». Полицейский из Дагестана погиб, не изменив присяге. Возмездие настигло террористов

Александр Александрович Морозов – уникальный инженер, конструктор, человек, проживший жизнь, наполненную созиданием. В мировом танкостроении он держит абсолютное лидерство по количеству произведённых машин его конструкции. Пророческие слова Морозова о недопустимости эксплуатации в войсках сразу нескольких моделей однотипных танков полностью подтвердились в 90-е и 2000-е годы. К сожалению, подтвердились и его опасения, что ситуация 70-х годов уже через 10–15 лет поставит под сомнение лидирующее положение СССР в мировом танкостроении.

Человеческая память несовершенна. Мы не можем запомнить всего, что нам хотелось бы, а держим в памяти лишь то, о чём нам постоянно напоминает окружающая обстановка. Невостребованное нами забывается, и зачастую, встретив через много лет человека, с которым когда-то тесно общались, мы не можем его узнать. Коллективная память не менее несовершенна – люди помнят о личностях, которые постоянно «на слуху», и совершенно незаслуженно забывают других, зачастую намного более достойных. Имя Александра Александровича Морозова вряд ли что-то скажет тем, кто не интересуется танкостроением, но при этом любой знает, кто такой Калашников. Но оба этих конструктора являются ключевыми персоналиями в своих отраслях: Калашников – в конструировании стрелкового оружия, Морозов – в танкостроении. Данная статья написана, чтобы хоть отчасти компенсировать эту историческую несправедливость.

Биография

Александр Морозов родился 29 октября (по старому стилю – 16 октября) 1904 года в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии в семье рабочих. В 1914 году семья будущего конструктора переехала в Харьков, где его отец устроился работать на Харьковский паровозный завод (далее – ХПЗ). 2 марта 1919 года, после шести классов реального училища, четырнадцатилетний паренёк, вслед за отцом, пошёл работать на это предприятие – в технической конторе завода ему доверили переписывать техдокументацию. С этого момента начинается славная трудовая деятельность А.А. Морозова, которая на протяжении всей его жизни будет связана с ХПЗ.

В мае 1923 года девятнадцатилетний юноша, не имеющий высшего инженерного образования, становится чертежником-конструктором – сказывается существующий в стране дефицит образованных и просто грамотных людей. Как раз в это время завод получает заказ на ведение конструкторской разработки, которая предопределит дальнейшую его специализацию и будущее самого Морозова. В начале 20-х годов СССР испытывал острую нужду в собственных гусеничных тракторах, поэтому в 1922 году тракторная комиссия при Госплане приняла решение организовать на ХПЗ производство немецкого ВД-50 «Ганомаг» мощностью 50 л. с. Однако конструкторам, в числе которых был и Александр Морозов, пришлось не просто освоить производство этой машины, но и кардинально доработать трактор, чтобы он соответствовал производственным возможностям харьковчан и советским экономическим реалиям того времени.

В тогдашнем СССР бензина остро не хватало, зато имелось много керосина, при работе на котором двигатель ВД-50 терял до 25% своей мощности. Пришлось его переделать, в результате чего получился керосиновый мотор, габаритами превышавший «родной» бензиновый. Теперь возникла необходимость перепроектировать весь трактор, чтобы установить на него новую силовую установку, попутно заменив (с целью удешевления) все детали, изготовленные из цветных металлов, стальными и чугунными. Получившаяся совершенно новая гусеничная машина обрела и новое название – «Коммунар».

Чтобы трактор не вяз в жирных украинских чернозёмах, харьковские конструкторы увеличили раму и длину гусениц, траки для которых пришлось учиться отливать. Кроме того, на предприятии освоили поточное производство двигателей внутреннего сгорания. Работы курировали немецкие инженеры предприятия «Ганомаг» (Hannoversche Maschinenbau AG), приезжавшие на ХПЗ в длительные командировки.

Танки вместо тракторов

С ноября 1926 по октябрь 1928 года стаж Морозова на ХПЗ прервался, так как он проходил срочную службу авиационным техником-мотористом в 20-й авиационной эскадрилье, располагавшейся в Киеве, после чего вновь вернулся в Харьков. На родное предприятие Морозов приехал вовремя – как раз в это время здесь, под общим руководством главного конструктора КБ Орудийно-арсенального треста С.П. Шукалова, началось проектирование первого советского среднего танка Т-12. Основные работы по проектированию осуществляли конструкторы, возраст которых не превышал тридцати лет – недостаток опыта им компенсировали напористость и усидчивость. Без отрыва от работы двадцатитрёхлетний Александр Морозов заочно поступает в Московский автотракторный институт имени М. В. Ломоносова, который оканчивает в 1931 году.

За это время два собранных прототипа танка Т-12 прошли полигонные испытания, после которых приёмная комиссия рекомендовала харьковчанам усовершенствовать машину. В результате доработок инженеры конструкторской танковой группы ХПЗ, возглавляемой ровесником Морозова И.Н. Алексенко, к лету 1930 года разработали первый полностью советский танк Т-24. Однако эта машина была выпущена очень малой серией – всего 25 единиц. Дело в том, что в это же время в Ленинграде в конструкторском бюро АВО-5, где совместно работали немецкие и советские инженеры, был разработан ещё один средний танк – ТГ-1 конструкции Эдуарда Гроте. Советскому командованию он понравился больше харьковского, и серийное производство Т-24 остановили как бесперспективное.

Однако вскоре выяснилось, что ТГ-1 не обладает необходимыми характеристиками, очень нетехнологичен и дорог в производстве. Было потрачено много средств и времени, а страна так и не получила нужного ей среднего танка. Для решения этого вопроса в 1930 году советская делегация во главе с начальником Управления по моторизации и механизации РККА комкором И.А. Халепским заключила договор с фирмой американского конструктора Джона Уолтера Кристи о приобретении двух танков М1931 и лицензии на их производство. Производить советскую версию американского танка поручили ХПЗ. Однако главный конструктор танкового КБ ХПЗ Алексенко отказался работать над иностранным танком, считая это непатриотичным, и подал заявление на увольнение.

И.Н. Алексенко – руководитель танковой конструкторской группы ХПЗ им. Коминтерна с 1927 по 1930 год
Источник - morozov.com.ua

Вместо него молодой коллектив харьковских танкостроителей возглавил другой советский инженер – А.О. Фирсов, до этого работавший конструктором ленинградского завода «Русский дизель». В городе на Неве он был арестован ОГПУ и осуждён как член вредительской антисоветской группы. Ссылкой в Харьков и работой на ХПЗ ему заменили пять лет заключения в колонии. Под руководством Фирсова харьковчане и начали работу над созданием линейки танков БТ. Кристи схитрил, поставив свои танки без башен, чертежи танка также были предоставлены не в полном объёме, а сам конструктор, несмотря на условия договора, в СССР не приехал. В результате советское правительство недоплатило ему 25 тысяч долларов, а КБ Фирсова принялось дорабатывать танк, получивший новый индекс БТ-2. Работу несколько облегчил тот факт, что недостающие чертежи советские разведчики смогли приобрести у рядовых инженеров фирмы Кристи, и вскоре они оказались в распоряжении харьковчан.

Танк постоянно модернизировался, в нём всё меньше оставалось американского и всё больше прибавлялось советского. Несменяемой оставалась только свечная подвеска Кристи и универсальная ходовая часть, дававшая машине возможность перемещаться как на гусеницах, так и без них. Для танков БТ-2 (создан в 1931 году), БТ-5 (создан в 1932 году), БТ-7 (создан в 1935 году) Александр Морозов занимался проектированием трансмиссии и внесением изменений в их ходовую часть.

В 1933 году Александр Александрович поступил на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года окончил курсы командиров танка БТ. Приобретённый опыт позволил ему в последующие годы смотреть на танк не только глазами конструктора, но и с точки зрения танкиста, которому предстояло воевать в этой машине.

Появление Фирсова на ХПЗ оказало значительное влияние на дальнейшее развитие советского танкостроения. С собой на завод он принёс идею использования дизельного двигателя в качестве силовой установки танка. Кроме того, с его подачи руководитель двигательного отдела КБ К.Ф. Челпан разработал легендарный 12-цилиндровый танковый дизельный двигатель водяного охлаждения В-2. При Фирсове в конструкции танков начали применяться расположение бронедеталей под оптимальными углами наклона. При нём же 76,2-мм танковую пушку начали рассматривать как оптимальное основное вооружение для будущих средних танков. Все эти идеи позднее воплотятся в танке Т-34 , но реализовывать эти замыслы самому Фирсову не довелось – в СССР начались репрессии второй половины 30-х годов, и конструктор пал их жертвой. Летом 1936 года его отстранили от должности, мотивируя это тем, что на нескольких сотнях первых танков БТ-7, поставленных в войска, начали выходить из строя коробки перемены передач (далее – КПП). Морозов, к тому времени «выросший» до ведущего конструктора и возглавивший целый отдел КБ, быстро устранил выявленные дефекты, но Фирсова это спасти уже не могло.

Инженер – опасная профессия

В середине 1937 года, успев ввести в курс дела своего преемника М.И. Кошкина, присланного из Ленинграда, Фирсов вместе с директором ХПЗ И.П. Бондаренко был арестован и вскоре расстрелян. Репрессиям подверглись и многие другие работники харьковского КБ. Морозова волна арестов миновала – более того, в определённом смысле она расчистила ему путь наверх, так как после отстранения Фирсова от должности в июле 1936 года Александр Морозов возглавил сектор по проектированию новых машин.

Но так везло не всем – например, 15 декабря 1937 года по делу о «греческом заговоре» был арестован и позже расстрелян создатель танкового дизеля В-2 К.Ф. Челпан. Инженеры, не подвергшиеся репрессиям, постоянно вызывались на допросы. На ХПЗ сложилась нездоровая психологическая обстановка, особенно усложнившаяся, когда отдельно от бюро, возглавляемого Кошкиным, было создано ещё одно отдельное КБ (далее – ОКБ), в которое вошла часть конструкторов ХПЗ (в том числе и А.А. Морозов), а также около тридцати выпускников Военной академии механизации и моторизации РККА (далее – ВАММ), присланных из Москвы на усиление (на фоне всё новых спускаемых сверху задач Харькову катастрофически не хватало конструкторов). Руководство ОКБ поручили адъюнкту ВАММ военинженеру 3-го ранга А.Я. Дику.

Однако такой эксперимент с двумя конструкторскими бюро, работающими одновременно на одном заводе, не мог закончиться продуктивно. ОКБ А.Я. Дика сорвало все сроки по созданию нового танка БТ-20 с шестью ведущими колёсами, дизельной силовой установкой и конической башней, снабжённой 45-мм или 76-мм танковой пушкой. В результате в апреле 1938 года А.Я. Дика также арестовали и отправили в лагеря, где он провёл десять последующих лет. Танковое КБ завода, который на тот момент стал номерным (завод №183), возглавил Кошкин, а его заместителем назначили Морозова. Перед харьковчанами была поставлена та же задача, которая ранее ставилась перед Диком – создать модернизированный БТ-7 с приводом не на одну, а на три пары колёс. Но Кошкин и его подчинённые были не вполне с нею согласны и обратились лично к Сталину.

На пути к легенде

28 апреля 1938 года на совещании Народного комиссариата обороны Кошкин получает от Сталина разрешение спроектировать не один, а два опытных танка: первый – колёсно-гусеничный БТ-20 (или А-20), соответствующий «московским» требованиям, второй – исключительно гусеничный дизельный А-32, конструкцию которого харьковчане разработали самостоятельно. В результате уже к концу лета 1939 года прототипы А-20 и А-32 прошли производственные испытания, на которых показали себя с лучшей стороны.

После полевых испытаний и анализа участия А-32 в боевых действиях Советско-финской войны его броню усилили, в результате чего появился новый прототип танка – А-34. В феврале 1940 года были проведены войсковые испытания, а в марте Кошкин, который ещё до поездки сильно простудился, поехал вместе с двумя А-34 из Харькова в Москву, где получил разрешение на запуск этого танка в производство под индексом Т-34. В Харьков он вернулся тяжело больным абсцессом лёгких, от которого скончался 26 сентября того же года. С этого момента А.А. Морозов становится главным конструктором завода №183.

Среди уральских гор

В ноябре 1940 года Т-34 получает свою знаменитую танковую пушку 76-мм Ф-34, разработанную в Горьком в КБ завода №92 под руководством другого легендарного советского конструктора В.Г. Грабина . На заводе полным ходом шла «доводка» проекта и запуск Т-34 в серийное производство, когда 22 июня 1941 года разразилась война. Противник стремительно приближался к Харькову, и в октябре завод №183 был эвакуирован в уральский город Нижний Тагил. Здесь в течение последующих двенадцати лет в полной мере проявится организаторский талант и конструкторские способности А.А. Морозова.Под его руководством проводилось постоянное совершенствование Т-34. Боевые действия показали, что на 88-мм снаряд немецких танковых и противотанковых пушек наклон брони «тридцатьчетвёрки» не влияет, и в 1943 году КБ разработало новый танк Т-43, лобовое бронирование которого увеличили с 45 до 75, а бортовое – с 45 до 60 мм. При этом вес танка вырос незначительно – с 32 до 34 тонн. Частично этому способствовало применение в опытном танке торсионной подвески вместо использовавшейся в Т-34 подвески Кристи.

Для прототипа была разработана башня новой конструкции – более просторная и с лучшим бронированием. С 19 августа по 5 сентября 1943 года три машины Т-43 проходили боевые испытания в «особой танковой роте №100» вместе с опытными танками Т-34/57, танком Т-34 с башней от Т-43 и танком Т-34 с огнемётными установками. В этих боях танки получали попадания, но подбиты не были – таким образом, подтвердилось, что их броня намного лучше «держит» снаряды противника. Тем не менее, танк в серию не пошёл, так как его внедрение в производство неизбежно привело бы к снижению темпов выпуска танков в целом по стране. Кроме того, советским средним танкам требовалась установка орудия более мощного калибра взамен 76-мм пушки Ф-34. Она не могла пробить броню новых немецких танков «Пантера» и «Тигр» , а также лобовую броню самой массовой САУ Вермахта StuG 40 Ausf. G, толщину которой немецкие конструкторы, как и у «Пантеры», довели до 80 мм. Что же касается Т-43, резервы увеличения веса которого были исчерпаны, то установка более тяжёлого орудия неизбежно привела бы к резкому снижению его подвижности.

Руководство СССР решило ограничиться глубокой модернизацией Т-34, которую также проводило КБ Морозова – на танк установили башню от Т-43, разместив в ней 85-мм танковую пушку ЗИС-С-53, созданную в КБ Грабина. В результате получился совершенно новый танк, а конструкторские решения, найденные при создании шасси Т-43, были реализованы позднее в другом серийном танке – Т-44.

Всего промышленностью СССР, а позднее Польши и Чехословакии, было выпущено 35467 танков Т-34 и свыше 35000 танков Т-34–85 (цифры в различных источниках варьируются). Таким образом, танк, над модернизацией которого КБ Морозова работало всю войну, оказался самым массовым танком, выпускавшимся во время Второй мировой.

Сталин лично курировал работу «морозовского» КБ и, по воспоминаниям Александра Александровича, требовал докладывать о ведении работ каждые три часа. Конструктор находился под круглосуточной охраной, а от подъезда дома до проходной завода и обратно его возил персональный автомобиль с телохранителями. В целях безопасности Морозова ограничили в прогулках на свежем воздухе, что его, как человека любившего природу, очень огорчало. Но, как и многие в то время, главный танковый конструктор страны был человеком ответственным и готовым на любые жертвы ради приближения Победы.

В борьбе за мировое лидерство

В 1944 году КБ разработало новый танк Т-44, который тогда же начал выпускаться серийно небольшими партиями, но в боевых действиях участия не принимал. В этом танке был реализован весь военный опыт советского танкостроения, и руководство СССР справедливо полагало, что нет смысла рисковать новейшими разработками. Участвуя в боевых действиях, танк мог попасть к немцам, а оттуда – к союзникам, отношения с которыми стремительно портились. Таким образом, возникал риск в погоне за сиюминутной выгодой потерять перспективы мирового лидерства в танкостроении на следующие десятилетия.

Т-44 имел торсионную подвеску. Двигатель нового танка (модернизированный дизель В-2, получивший индекс В-44) впервые после танка Т-18 разместили не вдоль, а поперёк корпуса. Для передачи вращательного момента с двигателя на расположенную параллельно ему трансмиссию начали использовать новое устройство – «гитару» (редуктор с передаточным числом 0,7). Такая компоновка значительно освободила внутреннее пространство танка, позволила уменьшить длину и высоту его корпуса, что давало экономию по весу, использованную конструкторами для усиления бронирования, которое достигало: у лобовых деталей танка – 90 мм (против 45 мм у Т-34), у бортовых – 75 мм (против 45 мм у Т-34), у кормовых – 30 мм.

Пушка и башня танка Т-44 оставались теми же, что и у Т-34–85. Создавались прототипы со 122-мм пушкой Д-25Т-44 и 100-мм ЛБ-1, но эти машины получились перетяжелёнными, не могли вместить большой боезапас и потому в серию не пошли.


Советский танк Т-44–122 и немецкий танк PzKpfw V «Пантера» на сравнительных испытаниях. Фото из архива Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова
Источник - waralbum.ru

Новый танк выпускался недолго (до 1947 года), так как вскоре его заменила другая машина КБ Морозова, ставшая легендарной – Т-54. Первоначально танк имел индекс Т-44Б, но когда выяснилось, что новая машина кардинально отличается от исходной, индекс изменили.

Рождение самого массового танка

Танк получил новую башню со 100-мм пушкой Д-10Т, хорошо зарекомендовавшей себя в боях на САУ СУ-100. Лобовое бронирование корпуса увеличили с 90 до 120, а башни – со 120 до 180 мм. Однако при полигонном обстреле танка у башни выявился очень серьёзный дефект – повышенная вероятность замана (рикошета снаряда от нижней части башни в верхнюю слабозащищённую поверхность корпуса). Тем не менее, даже с таким дефектом танк был принят на вооружение, и с 1946 года началась подготовка к его серийному выпуску.

За 1947 год заводом №183 в Нижнем Тагиле было произведено 22 единицы Т-54. Такое небольшое число изготовленных танков было вызвано большим количеством недостатков, которые обнаружились в процессе проводимых одновременно испытаний, а также освоением технологии производства. В 1948 году выпустили уже 593 танка Т-54, и они начали поступать в части, откуда посыпались жалобы на низкое качество серийных машин и недостатки самой конструкции. Военные заказчики вспомнили о замане, о том, что машина перетяжелена, и в январе 1949 года было решено остановить серийное производство танка до тех пор, пока КБ завода №183 не избавит танк от его недостатков.

К ноябрю 1949 года было получено разрешение на запуск в серию нового модернизированного танка Т-54–2 . Его вес снизился на 1,7 тонны, что уменьшило нагрузку на ходовую часть, а лобовую броню башни сделали тоньше на 20 мм. Были ликвидированы и прочие дефекты – в частности, ширина гусениц увеличилась с 500 до 580 мм, снизилось удельное давление танка на грунт, и увеличилась его проходимость.

В 1951 году Т-54–2 получил новую полусферическую башню, ставшую отличительным признаком советских танков на следующие десятилетия.

Танк Т-54 зажил своей жизнью, независимой от его создателя. Он многократно модернизировался в Нижнем Тагиле и после отъезда оттуда Морозова в конце 1951 года. На его базе был создан танк Т-55, который оказался настолько близким к своему исходному варианту, что почти во всех западных и многих советских источниках танки Т-54 и Т-55 обозначаются как Т-54/55. Китай по лицензии выпускал свои версии этого танка – «Тип 62» (облегчённый) и «Тип 59» . С учётом модификаций (в том числе и зарубежных) с 1945 по 1979 год было выпущено около 100 тысяч машин линейки Т-54, что делает этот танк самым массовым в истории танкостроения.

За 38 лет до «Меркавы»

Параллельно с основными танками классической компоновки Морозов разрабатывал и другие машины. Он был одержим идеей сохранения жизней экипажей, и видел путь решения этого вопроса в перенесении пары «двигатель-трансмиссия» в переднее отделение танка. Таким образом, двигатель создавал бы танкистам дополнительную защиту, принимая снаряды на себя. Первый проект такой компоновки Морозов начал разрабатывать ещё до войны в КБ-24 при заводе №183. За 38 лет до создания израильских танков «Меркава» советский конструктор пришёл к тем же выводам, к которым после него придут конструкторы израильские. Новый танк А-44 разрабатывался в трёх проектах (весом 50, 40 и 36 тонн), но его реализации в металле помешала война.

Александр Морозов вернулся к идее размещения пары «мотор-трансмиссия» в переднем отделении танка в 1948 году, когда началась разработка проекта «Объект 416», в котором были реализованы многие технические новшества, до этого применённые при создании Т-54. Однако танк новой компоновки оказался очень нетехнологичным и дорогим в производстве. Кроме того, уровень развития приборостроения в то время не позволял ликвидировать самый большой объективный недостаток танка – плохой обзор с места механика-водителя. В результате к концу 1952 года Морозов отказался от идеи создания танков с передним размещением двигателя, а конкурс у его «Объекта 416» выиграла разработка свердловских танкостроителей – САУ с вращающейся рубкой СУ-100П («Объект 105»), которую выпустили малой серией в 16 машин.

Возможно, полностью сконцентрироваться на этом проекте Морозову помешали значительные изменения, произошедшие в его жизни. После окончания войны КБ Нижнетагильского завода №183 столкнулось с тем, что специалисты, приехавшие на Урал из Харькова во время эвакуации, теперь всеми правдами и неправдами стремились вернуться домой. Ощущался постоянный дефицит квалифицированных кадров, который усложнялся постоянным ростом количества задач, ставившихся перед Морозовым руководством страны. Александра Александровича тоже тянуло в родные края, но его не отпускали, хотя харьковский завод, получивший номер №75, к концу 40-х годов уже восстановили.

«Домой!»

Осенью 1951 года работа на износ дала о себе знать, и Александр Александрович слёг с тяжёлой формой язвы желудка. Он был срочно доставлен в Москву, где в Кремлёвской больнице ему сделали сложную операцию. Уже в декабре Морозов получил разрешение на переезд в Харьков, где его назначили главным конструктором КБ-60 на заводе №75. Реализацию в металле «Объекта 416» он осуществлял уже на новом месте.

С этого момента усугубляется пагубное для советского танкостроения противостояние между так называемыми «северными» и «южными». К «северным» относились главные конструкторы и директоры предприятий Ленинграда и Урала, к «южным» – харьковские танкостроители и Мариупольский броневой завод. Исход этого конфликта в пользу «северных» был предопределён, когда министром оборонной промышленности СССР, а затем заместителем Председателя Совета Министров СССР и председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам стал Д.Ф. Устинов – бывший директор Ленинградского завода «Большевик». Кроме этого, целый ряд важных для отрасли военных и гражданских должностей заняли представители «северных».

Но основные сражения этой «невидимой войны» были ещё впереди, а пока в Харькове Александр Морозов активно включился в работу по восстановлению КБ завода, которому хронически не хватало подготовленных кадров. Велась постоянная борьба за повышение культуры производства, недостаток которой приводил к высокому проценту брака. Параллельно коллектив КБ неустанно работал над созданием принципиально новой машины, которая могла бы осуществить кардинальный прорыв в танкостроении.

Новая работа на старом месте

В 1952 году в Харькове начинают работать над «Объектом 430». Для этого создаётся специальный отдел проектирования КБ-60М, который возглавили заместитель главного конструктора Я.И. Баран и главный конструктор А.А. Морозов. Конкуренцию харьковчанам составил «Объект 140», разрабатывавшийся на заводе №183, но вскоре преемник Морозова в Нижнем Тагиле Л.Н. Карцев отказался от идеи его продолжения и сконцентрировался на модернизации танка Т-54.

Между тем, по целому ряду причин работы в Харькове двигались медленно. Специальное КБ, сформированное при заводе №75 для создания новых танковых дизелей, работало медленно, так как его конструкторам не хватало опыта. На Урале же к 1960 году успели создать новые «Объект 165» и «Объект 166», которые были приняты на вооружение под индексами Т-62А и Т-62 соответственно. Они были полностью унифицированы с Т-54 и Т-55, что облегчало их запуск в производство. Так как харьковский проект «Объект 430», по мнению военных функционеров, не сулил качественного прорыва, его закрыли.

Но Александр Морозов не сдавался. Новый «Объект 432» кардинально отличался как от предыдущей разработки, так и от Т-62. На нём использовался новый оппозитный пятицилиндровый турбопоршневой дизельный двигатель мощностью 700 л.с. с наддувом, который харьковчане разрабатывали в общей сложности более пятнадцати лет. Он обладал такой характеристикой как многотопливность, то есть мог использовать практически все виды горючего. От двигателя вращательный момент передавался напрямую на две бортовые планетарные коробки передач, а плавность хода обеспечивалась соосными торсионами и телескопическими гидроамортизаторами. Морозов отказался от катков большого диаметра – на советских танках опять, наряду с опорными катками (с внутренней амортизацией) появились поддерживающие ролики. Гусеница была сделана максимально облегчённой, ажурной, что увеличило уязвимость танка при подрыве на мине. В то же время, такая конструкция гусеницы обеспечивала лучшее сцепление с грунтом, чем у танков Т-72 и Т-80, и на неё меньше налипала грязь, это значительно увеличило проходимость танка. На Т-64 впервые была применена комбинированная броня с внутренним керамическим слоем, который значительно увеличил её устойчивость к пробитию кумулятивными и подкалиберными оперёнными снарядами.

Танк вооружили 115-мм пушкой 2А21, однако вскоре возникли сомнения, что она позволит на равных бороться с новейшими танками вероятного противника. Поэтому орудие решили заменить 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 2А26 (позже заменена модернизированной 2А46, менее склонной к изменению геометрии ствола при перепадах температур) с раздельным заряжанием, которая могла стрелять как снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами. Новый проект назвали «Объект 434», который после реализации стал танком Т-64А.

На Т-64 впервые в танкостроении установили автомат заряжания. На специальном конвейере находилось 28 выстрелов, остальные 9 – в боеукладке в корпусе танка. Автомат позволил увеличить скорострельность танка до десяти выстрелов в минуту и сократить численность экипажа до 3-х человек. Кроме того, был введён гидроусилитель для устройств управления машиной и водно-воздушный очиститель приборов.

КБ Морозова не остановилось на достигнутом. 26 мая 1972 года конструктор выступил с докладом о проекте нового основного танка Т-74 (его безбашенному варианту присвоили индекс разработки «Объект 450»). В этой машине экипаж сокращался до двух человек, которые размещались в корпусе танка, а башня проектировалась необитаемой. Фактически она защищала только казённик пушки и элементы автомата заряжания, находящиеся в ней. При такой компоновке лобовое бронирование можно было увеличить до 700 мм с расположением бронелиста под углом 75°, что исключало его пробитие любым известным в то время противотанковым снарядом. Несмотря на мощное бронирование, расчётный вес танка не превышал 38 тонн (масса сокращалась за счёт уменьшения габаритов машины и отказа от башни).

Боекомплект планировалось разместить впереди пушки с подачей очередного выстрела на автоматическую тележку с досылателем по полу корпуса к казеннику. Конструкция предполагала увеличение угла подъема 125-мм орудия до 30°. Возимый боекомплект – 60 выстрелов, объем топлива внутри корпуса – 1000 литров. Экипаж получал полный круговой обзор, забронированный объём в 11 куб. м, а также возможность перезарядки орудия в ручном режиме в случае выхода из строя автомата заряжания. Использование нового дизельного мультитопливного 1000-сильного двигателя 6ТДМ и гидрообъемной трансмиссии (далее – ГОТ) обещало сделать новый танк очень быстрым, маневренным и экономным. Конструкция предусматривала взаимозаменяемость членов экипажа как при ведении огня, так и при управлении машиной.

Фактически за сорок лет до появления «Арматы» гениальный конструктор создал и начал реализовывать её концепцию. Вот что он писал по этому поводу в своём дневнике 8 января 1976 года:

«Мне кажется, что классический вариант с башней, честно отслуживший миру много лет, уже упёрся в потолок по всем статьям. Более того, за многие последние годы никто в мире не внёс в него ничего нового и существенного. Новые образцы танков 80-х годов тоже «перепевают» старое, утяжеляя и удорожая конструкцию. Вряд ли нам в свете всего этого можно рассчитывать на чудо и ожидать того, что нам, как никому другому, удастся найти что-то новое. Это будет чудо в одном, двух узлах, а нам надо получить скачок и отрыв во всем. Безбашенная схема танка с экипажем на 2 человека, при ГОТ и 6ТД, открывает большие перспективы для скачка по всем показателям и характеристикам машины».

Пока на Украине разрабатывался Т-74, нижнетагильские конкуренты харьковчан сконструировали свою модернизированную версию морозовского Т-64 – танк Т-72, а в Ленинграде был создан Т-80. По своим боевым качествам они не давали значительного улучшения характеристик Т-64 и стоили значительно выше из-за в разы большего использования цветных металлов. Кроме того, Т-64 обладал значительным резервом модернизации за счёт меньшей массы. Тем не менее, танки Т-72 и Т-80 были приняты на вооружение ВС СССР. В то же время, Александр Морозов пытался указать на пагубность наличия в войсках нескольких типов основных танков вместо одного:

«Больше того, вся эта «смесь» машин (Т-64А, Т-80, Т-72, «Кобра») будет довольно длительное время находиться на эксплуатации в войсках, усугубляя этим всю сложность эксплуатации разных типов машин, сохраняя при этом производство и отпуск какой-то части их узлов и деталей для обеспечения нужд эксплуатации и ремонта. Всё это будет продолжаться в течение следующего 5-летия, а может и 10-летия, то есть до 1990 года. Получается далеко неприглядная картина очень непродуктивной, дорогой и длительной по времени работы заводов по перестройке производства и малым поступлением новых машин в войска».

Но руководство СССР к мнению опытного конструктора не прислушалось – более того, харьковчанам не выделили и средств на разработку Т-74. 28 мая 1976 года А.А. Морозов после целого ряда скандалов ушёл с поста главного конструктора завода, а 14 июня 1979 года его не стало.

Александр Александрович Морозов – уникальный инженер, конструктор, человек, проживший жизнь, наполненную созиданием. В мировом танкостроении он держит абсолютное лидерство по количеству произведённых машин его конструкции. Пророческие слова Морозова о недопустимости эксплуатации в войсках сразу нескольких моделей однотипных танков полностью подтвердились в 90-е и 2000-е годы. К сожалению, подтвердились и его опасения, что ситуация 70-х годов уже через 10–15 лет поставит под сомнение лидирующее положение СССР в мировом танкостроении.

В то же время, можно констатировать, что и зарубежное танкостроение не сделало качественных рывков, сконцентрировавшись на внедрении активной брони и средств подавление приборов целенаведения противника. Кардинальных изменений в конструкции и компоновке танка не произошло, а в настоящее время идет обсуждение необходимости создания танка нового поколения с нежилой максимально автоматизированной и роботизированной башней, а также экипажем или роботами, расположенными в корпусе за мощной комбинированной бронёй и двигателем. Все это означает, что проект танка Т-74 актуален и ныне, и гениальный советский инженер вновь на десятилетия опередил техническое развитие человечества, но, как это часто случается с гениями, не был понят своими современниками.

29 октября 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Александра Александровича Морозова – великого мастера

А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ

В. Ф. ПОПКОВ

Вестник бронетанковой техники. 1980. №4

Дважды герой Социалистического Труда, лау-реат Ленинской и Государственной премий, гене-рал-майор-инженер Александр Александрович Мо-розов известен как прославленный конструктор советских танков. Он был одним из создателей знаменитого танка Т-34 и ряда других машин, кон-струкция которых стала классической и определи-ла развитие мирового танкостроения на длитель-ный период.

Трудовая жизнь А. А. Морозова началась в марте 1919 г. на Харьковском паровозостроитель-ном заводе (ныне завод им. Малышева), с кото-рым связана вся творческая судьба выдающегося конструктора. Начав со скромной должности дело-производителя по тракторной технической документации, он постепенно повышал свою квалифи-кацию, становясь копировщиком, чертежником, конструктором. В то время Александр Александ-рович участвовал в разработке гусеничного трак-тора «Коминтерн».

В декабре 1927 г. по решению Правительства на заводе создается танковая конструкторская бригада, в состав которой вошел и молодой кон-структор А. А. .Морозов. Первой работой коллек-тива был легкий танк Т-12. В последующие годы были созданы танки Т-24 и БТ-2. С 1931 г. Алек-сандр Александрович, считавшийся уже опытным конструктором, ведет самостоятельные проработ-ки агрегатов танковых трансмиссий. Слава видно-го конструктора прочно закрепилась за ним, когда в качестве руководителя конструкторской группы А. А. Морозов участвовал в создании танков БТ-5 и БТ-7. В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая тех-ническая эрудиция и удивительная способность на-ходить решения казалось бы неразрешимых проб-лем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этаном отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Мо-розова.

В 1936 г. А. А. Морозова, как одного из самых опытных конструкторов, назначают начальником сектора КБ по новому проектированию. В этой должности и произошла его встреча с М. И. Кошкиным — выдающимся конструктором, подлинным новатором їв танкостроении, человеком большой души, стойким коммунистом, — который в декабре 1936 г. был назначен главным конструктором тан-кового КБ. Ему импонировали упорство в дости-жении цели, творческая смелость в решении слож-ных задач, необыкновенная работоспособность молодого конструктора, который становится вско-ре его ближайшим помощником.

С приходом М. И. Кошкина в КБ началась большая работа по проектированию перспективно-го танка, закончившаяся созданием знаменитого Т-34. Творческую биографию Александра Алек-сандровича невозможно оторвать от легендарной «тридцатьчетверки». Работа над новым танком началась в октябре 1937 г. после получения от Автобронетанкового управления РККА задания на разработку маневренной колесно-гусеничной машины. Армии нужен был танк, прежде всего с усиленной броневой защитой. Вскоре был создан колесно-гусеничный танк А-20. Он был выполнен в точном соответствии с техническим заданием заказчика, и хотя по основным характеристикам не очень отличался от своего предшественника — танка БТ-7М, в нем был воплощен ряд смелых конструкторских находок. В частности, впервые было применено расположение броневых листов под углом — принцип, ставший ныне классическим и широко применяемым в мировом танкостроении. Однако этот танк не удовлетворяет конструкторов и по предложению М. И. Кошкина коллектив раз-рабатывает «инициативный» танк Т-32, существен-ной особенностью которого была замена сложно-го колесно-гусеничного движителя на более прос-той и надежный гусеничный. Самым страстным сторонником этой идеи был А. А. Морозов.

Исключение колесного хода позволило не толь-ко значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленной массы усилить броневую защиту. На этом образце была установлена длин-ноствольная 76-мм пушка, поставившая средний танк Т-32 в один ряд с тяжелыми танками того времени. Таким образом, танк Т-32 по основным характеристикам был уже близок к будущему тан-ку Т-34.

К 1939 г. на основе большого опыта проекти-рования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного со-четания основных боевых свойств машины, полу-чившая реальное воплощение и развитие в тан-ках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время опреде-лились пути развития и повышения боевых ка-честв, в особенности броневой защиты танка.

В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в го-ды Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высо-кую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артил-лерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гу-сеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.

Танк Т-34 создавался конструкторским коллек-тивом Харьковского завода им. Коминтерна снача-ла под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г. — под руководством А. А. Моро-зова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрега-тов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кош-киным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.

В 1940 г. А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый орга-низатор, способный взять на себя всю ответствен-ность за решение поставленных перед коллективом задач.

В период Великой Отечественной войны фронту нужны были танки, и лозунг: «Все для фронта. Все для победы» стал программой работы КБ. Кон-структорский коллектив под руководством А. А. Морозова отдает все свои силы дальнейше-му совершенствованию конструкции танка Т-34, удешевлению его технологии, организации произ-водства танков на Уральском заводе в количестве, необходимом для фронта.

В 1943 г. на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами танка Т-34. Нужны были срочные ответные меры.

Огромную работу по совершенствованию танка Т-34 пришлось проделать советским конструкто-рам, чтобы устранить временное превосходство немецких танков. В предельно сжатые сроки эта задача была успешно решена. В конце 1943 г. на танк Т-34 была установлена 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с но-выми немецкими танками.

Толщина брони в лобовой части была увеличе-на до 90 мм. Для улучшения обзорности с 1944 г. танки выпускались с командирской башенкой, в которой были установлены пять смотровых при-боров. Это обеспечило командиру круговой обзор и исключило «мертвые» зоны обзорности. Экипаж танка был увеличен до пяти человек. А по скорос-ти, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил танки противника. Модернизированный танк получил наименование Т-34-85. Никогда не забывавший о перспективе А. А. Морозов постепенно переключает часть кон-структоров на новое проектирование. В весьма ко-роткие сроки на основе узлов Т-34 был спроекти-рован и собран опытный образец машины Т-43 с броней тяжелого танка. Несмотря на то, что завод ежедневно выпускал для фронта танки Т-34, глав-ный конструктор считал, что необходимо начинать серьезную работу над новым танком, в котором были бы учтены опыт боевого применения Т-34 и новые технические идеи. Александр Алекеандрович нацеливает конструкторский коллектив на эту работу и возглавляет ее. В конце войны выходит новый средний танк Т-44, превосходящий по бое-вым качествам в то время серийный танк Т-34-85. Из главных особенностей его конструкции следует отметить применение индивидуальной торсионной подвески и поперечное расположение двигателя. 0,н был принят на вооружение, но выпускался не-долго и послужил переходной моделью к еще бо-лее совершенному танку.

Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г. создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, ста-билизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управле-нием, амортизаторами в ходовой части, обогревате-лем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубеж-ные танки и благодаря своему техническому уров-ню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.

До 60-х . гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадле-жали к одному поколению отечественного танко-строения и были дальнейшим развитием концеп-ции, воплощенной в танке Т-34 еще в 1939 г.

19 ноября 1951 г. Александр Александрович переводится в Харьков на прежнее место своей ра-боты и назначается главным конструктором заво-да им. Малышева, а через год развертывает рабо-ты по созданию нового танка. Проанализировав различные средства для достижения цели, Алек-сандр Александрович остановился на улучшении компоновки, новых комплектующих узлах и более эффективных решениях различных элементов кон-струкции танка. Сформированная им группа ново-го проектирования проработала ряд новых компо-новок и конструктивных схем машины. Среди них главный конструктор выделил особенно удачную схему с новым типом двигателя. Плоский двух-тактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров размещался в задней части MTO и имел вал с выводом мощности на оба борта. Две симметричные КП выполняли роль КПП и меха-низмов поворота, что отвечало одному из основ-ных принципов Александра Александровича — ра-циональное совмещение функций узлов. Кроме то-го, впервые на среднем танке были применены эжекционная система охлаждения и оригинальная «двухэтажная» компоновка МТО.

Этот вариант от-личала самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками малого диаметра, оригинальная форма корпуса с гнутыми бортами, красивая архи-тектура корпуса и башни. Образец этого танка по-лучил индекс «430». Новая компоновка машины требовала переработки очень многих привычных систем. Среди многих технических проблем Алек-сандр Александрович выделил ключевую — повы-шение характеристик узлов и танка в целом без увеличения его массы. В этом Александр Александ-рович видел залог успеха будущего проекта.

Разработанный и изготовленный в металле опытный образец «430» включал в себя много новых узлов с повышенными техническими харак-теристиками, но все же «отрыв» (по выражению Александра Александровича) характеристик . новой машины от серийного танка Т-54 был невелик и А. А. Морозов — прозорливый конструктор и прин-ципиальный коммунист должен был признать — танк «430» еще рано запускать в серийное произ-водство. На очередном совещании перед ведущи-ми конструкторами ставится новая задача: создать танк, новый в полном смысле этого слова, с массой на уровне серийной машины и резко повышенными боевыми характеристиками, имеющими перспективу дальнейшего развития. Была поставлена задача, по сложности аналогичная созданию Т-34. Так на-чался второй этап напряженной борьбы за новую машину. Работа над проектом танка «430» конеч-но же, не пропала даром: большая часть конструк-тивных решений, найденных при создании этого танка, составила значительный технический задел КБ.

А. А. Морозов в эти дни неоднократно вспоми-нал работу довоенного КБ над проектами Т-32 и Т-34. Он убеждал каждого конструктора в том, что из старых узлов и деталей нового танка не сде-лаешь и вовлекал в поиск новых конструктивных решений, лично предлагая эскизы с новыми схема-ми и конструкциями узлов, новыми идеями по-строения сложных механизмов.

Творческий подъем в коллективе, организатор-ский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовер-шенствований следует отметить следующие :

· ликвидирован трудоемкий и медленный про-цесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с ра-циональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил сущест-венно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;

· осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противо-радиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;

· создано MTO самого малого объема (2,7 м 3) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;

· осуществлена кратчайшая передача мощ-ности от двигателя к ведущему колесу посредст-вом соосной компоновки силовой передачи;

· объединены функции КПП и механизма по-ворота с помощью двух планетарных бортовых ко-робок передач;

· создана самая легкая ходовая часть с весь-ма энергоемкой подвеской и катками, с внутрен-ним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;

· приманен "Гидропривод в сочетании с плане-тарными КП. по много раз облегчивший управле-ние танком;

· встроено оборудование подводного вожде-ния (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.

Свой огромный жизненный и конструкторский опыт Александр Александрович без устали пере-давал молодежи. Он никогда не жалел на это вре-мени и делал это при любом удобном случае. Его принципы конструирования, подход к решению сложных задач, его отношение к конструкциям и конструкторам позволяют говорить о созданной им в КБ школе Морозова, для которой харак-терны: стремление к простоте и снижению массы механизмов; совмещение функций узлов; четкость контуров деталей, узлов, машин; аккуратность в размещении узлов; тщательный анализ принимае-мых решений и непримиримость к временным ре-шениям; полное использование свойств материалов и приспособленность к массовому производству.

Один из выдающихся конструкторов нашего времени А. А. Морозов более полувека отдавал свою энергию и талант укреплению обороноспособ-ности нашей страны. Родина высоко оценила его заслуги. Он был удостоен званий: дважды Героя Социалистического Труда; лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной пре-мии и многих правительственных наград.

Постановлением Советского правительства его имя присвоено Харьковскому конструкторскому бюро, о нем напоминают сотни «тридцатьчетверок» на пьедесталах городов нашей Родины, на долгие годы память об А. А. Морозове сохранится в сердцах советских танкистов и танкостроителей.

Младший лейтенант полиции Магомед Нурбагандов может быть посмертно представлен к награде за мужество. Об этом сообщает пресс-служба МВД по Республике Дагестан.

В ночь на 10 июля в дагестанском Избербаше четверо мужчин остановили машину и потребовали от водителя заехать за пятым попутчиком, после чего отвезти их в райцентр Сергкокалу. Водитель, которому планы неизвестных показались подозрительными, наотрез отказался, после чего его затолкали в багажник. Группа, оказавшаяся боевиками террористического подполья, двинулась в Сергокалу. Водителю по дороге удалось открыть багажник и выброситься из него.

Боевики же, бросив через некоторое время машину, углубились в лесной массив, где наткнулись на группу отдыхающих.

Отдыхающими оказались представители большой семьи Нурбагандовых. 9 июля они выехали на пикник, вечером женщины и часть мужчин вернулись домой, а на ночевку в лесу остались двоюродные братья Магомед и Абдурашид Нурбагандовы, а также трое их младших братьев-школьников.

Настоящий мужчина

Как установило следствие еще в июле, первым боевики застрелили Абдурашида Нурбагандова — молодой человек попытался защитить 10-летнего брата, которого один из террористов ударил ногой. Затем преступники захватили машину Нурбагандовых, в багажник которой затолкали Магомеда Нурбагандова, отъехали от места пикника примерно на километр. Узнав из документов, что мужчина является сотрудником полиции, боевики застрелили его.

Подробности того, как это произошло, стали известны в начале сентября. В результате спецоперации силовиков в Избербаше и Махачкале были уничтожены шесть членов бандгруппировки, у одного из которых был изъят мобильный телефон с видеозаписью.

При анализе материалов среди них были обнаружено и видео, на котором запечатлена гибель Магомеда Нурбагандова.

Сначала боевик снял тело его убитого брата Абдурашида, сказав: «Самый борзый оказался».

Затем боевик на видео вслух зачитывает данные из удостоверения Магомеда Нурбагандова. Затем от младшего лейтенанта потребовали, чтобы он, обращаясь к коллегам, посоветовал им увольняться из правоохранительных органов.

— Работайте, братья!, — в ответ произнес Магомед Нурбагандов, — больше ничего не скажу.

— Набухался, смелый, — раздраженно реагирует на это боевик и пытается закончить съемку. Однако его подельник заставляет продолжать снимать, берет в руки оружие и убивает полицейского.

Возмездие настигло террористов

Позднее запись убийства выложили в сеть. Однако при этом боевики вырезали последние слова погибшего младшего лейтенанта. Теперь же в руках следователей оказалась полная версия видеозаписи, свидетельствующая о том, что офицер полиции до конца оставался верен присяге.

Сотрудники правоохранительных органов, к которым обращался Магомед Нурбагандов в последние секунды своей жизни, сумели настичь террористов, которые принадлежали к так называемой «избербашской» диверсионно-террористической группировке. Как сообщает пресс-служба МВД, родственники погибшего полицейского выразили благодарность правоохранительным органам за ликвидацию его убийц.

«Руководство МВД России готовит представление о награждении государственной наградой посмертно Магомеда Нурбагандова... Полицейский перед лицом смерти остался верен присяге», — приводит РИА Новости слова представителя МВД РФ Ирины Волк .