Методические рекомендации по проведению бесед с детьми дошкольного возраста. Презентация "методика проведения беседы"

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

Значение бесед :

В беседах систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Известно, что беседа - активный метод умственного воспитания. характер общения побуждающий ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.

Вместе с мышлением в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

Формируется умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.

Беседа - эффективный метод активизации словаря детей. Желательно, чтобы речевые высказывания воспитателя составляли лишь 1/4-1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?).

Беседа как метод обучения практикуется в основном в старших группах.Отдельные темы доступны детей средней группы(нескольких обобщающих занятий - бесед о временах года Гербова).

2. Тематика и содержание бесед

Содержание определяется программой ознакомления детей с окружающим: ознакомление с Бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом свете. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие знания ребенка на более высокую ступень.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастом.

Примерные темы :

Темы, отражающие явления общественной жизни : «Наш детский сад», «Минск – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

-Темы труда : работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

-Беседы, отражающие труд самих детей : «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».

-Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».

-Цикл бесед на бытовые темы : об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных -принадлежностях.

-Беседы о природе : «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена -года», «Фрукты и овощи».

-Беседы на морально-этические темы : о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».(с детьми ст. возраста)

3.Классификация бесед :

Начало формыЕ. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач . Она выделила три типа бесед.

1. Беседа вводная , организующая детей на тот или иной вид деятельности. Цель:cоздать интерес к предстоящей деятельноси. Д.б краткой, эмоциональной.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. Цель: поддержать интерес к налюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить четкие знания Проводятся в процессе прогулок, экскурсий, наблюдений.Они активизируют разные анализаторы и закрепляют представления в слове.

3. Беседа заключительная , уточняющая и расширяющая опыт детей(обобщающая, итоговая)Цель: закрепить, углубить, систематизироать знания и представления детей.Она содействует развитию диалогической речи(вопрос-ответ)

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить -беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и -этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

4. Подготовкиа воспитателя к беседе:

Необходимо выбрать тему, отобрать содержание и задачи с учетом возраста детей, объем словаря;

Необходимо подготовить

1) план проведения

2) вопросы к беседе

3) примерные ответы детей

Необходимо заранее подготовить необходимые для беседы материалы(картинки)

Предварительная работа к беседе, инд. подход

Систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании.

5. Структура беседы

А )Начало беседы . Цель его - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это может быть осуществлено различным образом: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.

Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы(микротемы), т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.

На этом этапе перед детьми последовательно ставят вопросы(поисковые и репродуктивные), активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания(рассматривание раздаточного материала, чтение стихов, выполнение игровых действий)

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

6. Методы и приемы ведения беседы:

1) Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы . Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов .

Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.

Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?

Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности , умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).

В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?

Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке? Требует определенного запаса знаний детей.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные (наводящий или подсказывающий). В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)

2) указания,(расскажи подробно)

3 ) обобщения,

4) объяснения,

5) обобщение

6 ) рассказ воспитателя

7) показ наглядности(кратковременный)-игрушки, предметы, картины)

Начало формы

8 ) чтение худ. литературы(загадки, пословицы)

Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность

В)Занятия - беседы

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. Беседа - это метод обучения, представляющий собой диалог воспитателя и ребенка, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану.

Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями:

Для создания интереса к предстоящей деятельности в природе;

Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Основным требовани­ем к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их сле­дует ставить так, чтобы они будили мысль ребенка, застав­ляли задуматься как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у дошколь­ников интерес. Вопросы для дошкольников должны быть конкретными, четкими, ясными, краткими и вместе с темприучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практиче­ское значение изучаемого материала.

Вопрос задается всей группе, затем воспитатель делает паузу, сосредоточивает внимание дошкольников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ребенка. Разумеется, далеко не всегда воспитатель получает полный ответ, поэтому для дополнения он вызывает других детей. Если же воз­никают трудности, то следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные.

Исходя из дидактических целей и задач, выделяют три вида беседы природоведческого содержания:

1) установочная беседа 2) эвристическая беседа. 3) итоговая беседа .

12.Занятие как форма ознакомления детей с природой в разных возрастных группах: типы, методика проведения.

Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время . Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными мето­дами - наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знаний о природе. Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и уме­ ний длительный. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого ис­ пользуются рассказ воспитателя, чтение художественного про­ изведения, повторные наблюдения.

И наконец, занятия, связанные с обобщением и системати­ зацией знаний детей о природе. С этой целью проводят беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения.

Для закрепления знаний используются труд и игра.

Для обеспечения умственной активности детей на занятии воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т. д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных.

Занятия первично-ознакомительного типа - Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рас­сматривание картин и беседу. Нередко их компонентами стано­вятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюст­раций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Мл.гр . воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными. При этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюже­том. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с по­мощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, действия животных

Ср.гр . воспитатель больше активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает го­ворить простыми фразами, учит замечать соотношение предме­тов, их связи, разнообразит заня­тия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки.

Ст.гр . можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, вы­ходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновре­менно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющийся у них круг представлений.

Занятия углубленно-познавательного типа - занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению де­тей с приспособленностью животных к среде обитания, напри­мер с маскировочной окраской животных, со способами их пере­движения, защиты от врагов.

Занятия обобщающего типа - воспитатель ставит цель выде­лить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление, позволяют интенсивно раз­ вивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, ана­ лизировать, делать выводы.

МЕТОДИКА: Формирование обобщенных представлений происходит в про­цессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки но­сят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд кон­кретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответ­ствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает так­же формулировка выводов (заключений) - собственно построе­ние обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

Занятия комплексного типа - решают разные за­дачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому фор­мированию отношения к содержанию занятия.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и раз­вивает интеллектуальные способности дошкольников. Вторая часть занятия предполагает иные программные за­дачи и другой вид деятельности для дошкольников. Третья часть занятия - это художественное творчество де­тей, ручная деятельность, в которой они сами становятся худож­никами и выполняют работу по своему усмотрению и желанию.

Слайд 2

Беседа-это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный,подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. беседа - тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру.

Слайд 3

В беседе вместе с мышление развивается речь. Формируются формы связной речи: Диалогические Монологические. Участие в беседе сочетается с такими навыками культуры поведения как: Внимательно слушать того, кто говорит; Не отвлекаться; Не перебивать собеседника и др.; В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Во время беседы ребенок формулирует свои мысли не в одном. А в нескольких предложениях. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Слайд 4

Слайд 5

Беседа - лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Е. А. Флерина выделила три вида бесед.

Слайд 6

Слайд 7

Вводная беседа. Цель ее - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Для того чтобы данный вид беседы не превратился в рассказ, надо заранее подготовить те вопросы, на которые смогут ответить дети и которые будут способствовать активизации мысли, поддержке внимания и интереса к повествованию. Вводные беседы успешны, если они: кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, ряд вопросов остается неразрешенным (посмотрим,. усидим... проверим).

Слайд 8

Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений. Цель ее - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.

Слайд 9

Слайд 10

Прогностическая беседа. Если с книгой работают дети, им предлагается первоначально по обложке определить, о чем будет идти речь в произведении, Прогноз, данный детьми, запоминается, и начинается чтение. В этой беседе приведены в действие 2 вида памяти: Слуховая Зрительная что способствует лучшему запоминанию текста. В ходе такой работы становится активной аудитивная память: детям нужно удержать, запомнить то, что они слушают, чтобы сверить его с прогнозом. В работе с дошкольниками такой вид беседы не следует использовать часто. Надо приучать малышей к внимательному, сосредоточенному слушанию, а затем и чтению. Надо, чтобы они учились находить интерес в самом произведении.

Слайд 11

Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы- выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу нельзя начинать сразу же после того, как чтение будет закончено. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвели на них события, описанные в произведении, или поступки героев.

Слайд 12

Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Цель этого вида беседы - выявить глубину понимания произведения детьми. Вопрос о том, когда следует вводить метод беседы в практику работы с дошкольниками, был поставлен Е.И.Тихеевой. Она считала возможным включать в беседу детей 3 - 4 лет при условии, если они владеют речью. Ж. Пиаже, и этого нельзя не учитывать, заметил: дети могут вступать в полноценный разговор друг с другом только к 7 - 8 годам. В любом случае беседа как форма общения детей дошкольного возраста, в результате которого происходит обсуждение художественного текста, без воспитателя как организатора процесса, с одной стороны, и заинтересованного собеседника, направляю-него обсуждение, с другой, невозможна. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей. Воспитатель ведет детей к намеченной цели -вытеснению главной мысли произведения или решению той задачи которая была определена им заранее. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям.

Слайд 13

Беседа с родителями, преследует цель - убедишь их в пользе чтения детям, дать методические ориентиры. Беседа с родителями должна содержать веские аргументы в необходимости чтения. Л.Ф.Островская рассматривает беседу как «диалог двух сторон - педагога и родителей. Она должна побуждать к обмену мнениями», способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между сторонами по обсуждаемому вопросу. Беседа с родителями должна содержать практические советы для них, которые тут же могут быть обсуждены с точки зрения возможности их применения в жизни коп кроной семьи или конкретного ребенка

Слайд 14

Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. В. И. Радина выделила структурные компоненты беседы, такие как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседа на основе воспоминания о близких жизненному опыту анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Слайд 15

Начало беседы должно мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с воспоминания, с рассказа „дага, срассматриваяияигрушки, предмета. В качестве эмоционального; средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание.

Слайд 16

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. В этой части может быть несколько логически законченных частей. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи," связанной с темой беседы. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления.

Слайд 17

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа Поставить вопрос - значит выдвинуть мыслительную задачу. Вопросы нацеливают на выводы.

Слайд 18

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как: указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя

Слайд 19

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем. Речевая активность детей в беседе - один из показателей ее эффективности. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего.

Слайд 20

СПАСИБО!!!

Посмотреть все слайды

«Трудно провести резкую грань между беседой и разговором. Беседу как более углубленную форму разговора часто используют тогда, когда надо подробнее, глубже раскрыть перед ребенком событие общественной жизни, явление природы».

Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые».

Подготовка к беседе.

Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.

«Иногда воспитателю важно бывает узнать, какой опыт дети накопили помимо детского сада; узнать, что думают они о том или ином предмете явлении. Например, воспитатель задумал впервые повести детей 5-6 лет в лес, за город. Вполне естественно, он спрашивает детей - кто из них был в лесу, что они там видели. У детей возникают воспоминания, все заинтересовались предстоящей экскурсией, новыми наблюдениями».

До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.

Пример Е.А. Флериной: «Может быть и такой случай. Дети на экскурсии в поле, в лесу: они бегают, играют, наблюдают птиц, насекомых, собирают цветы. Несколько детей с воспитателем присели отдохнуть на лужайке. Дети полны впечатлений. Каждый сообщает что-то интересное, своё, что он заметил. Задает вопросы воспитателю, требует разъяснений, слушает с интересом. Раздается стук дятла; дети прислушиваются, угадывают, что это такое. Пролетела птица и села вблизи в кустах. Дети осторожно наблюдают, кое-кто из них подкрадывается к кусту и, когда птица вспорхнула и улетела, прибегает и сообщает какая она. Дети спрашивают, как она называется. Главная цель такого разговора - беседы - живой, непосредственный обмен впечатлениями; педагог использует ее для того, чтобы натолкнуть детей на более богатое, внимательное наблюдение. Через день - два после интересной экскурсии.наблюдения или чтения увлекшей детей книги,просмотра кино, аллоскопа, естественно, может возникнуть беседа».

Условия успешности беседы с детьми

Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой воспитатель может упорядочить детские впечатления, отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор».

«Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при чтении книги, рассматривании картинки, тем успешнее и с большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе».

Второе. Подготовка педагога к беседе. «Когда педагог твердо знает, каких результатов он ждет от беседы, какие переживания хочет вызвать у детей, какие вопросы он поставит, какие дополнения внесёт, ему легче построить ее план, подобрать материал, иллюстрации и твёрдо направлять детскую мысль и интерес».

Тематика бесед с дошкольниками.

Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».

«Беседовать с отдельным ребенком и группой нужно на самые разнообразные темы. Беседы, касающиеся отношений детей между собой, со взрослыми в семье, отношений мальчиков и девочек, ссоры, разные вопросы детского поведения также не должны быть упущены воспитателем, особенно когда дело идет о старших детях».

Основная ошибка в проведении бесед.

Ошибка эта характерна и для нас — современных взрослых, желающих не побеседовать с детьми, а просто «выдать» им «готовую» информацию для запоминания. Или беседовать о том, чего ребенок не видел наглядно, он не получил жизненных представлений, не сделал своих самостоятельных выводов. В этом случае в беседе ребенок выражает не свое мнение (у него его просто нет), а просто повторяет за взрослым. Вот что пишет Е.А. Флёрина:

«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.

Обогащать детский опыт через слово, конечно, необходимо. Надо знакомить ребенка, особенно в старшем возрасте (примечание — имеется ввиду старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет), с тем, чего он не может увидеть, но что его может заинтересовать. Но целесообразно то делать не путем беседы, а через художественный рассказ, чтение, показ картинок, то есть через живой образ; это дает детям конкретность и четкость представления. После этого возможна и беседа».

Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.

Первая ошибка. Взрослый неправильно выбирает тему беседы : «На практике воспитатель не всегда задумывается над темой беседы. Если ее не с чем связать, она не вызывает у детей никаких воспоминаний, — ясно, что незачем устраивать беседу».

Пример: «Не требуют предварительных бесед… экскурсии - прогулки, при которых как бы невзначай воспитатель может с детьми набрести на очень интересные новые предметы и явления. Например, в одну из экскурсий - прогулок в лес воспитатель повел детей в такое место, где он знал, что дети встретят белку. Об этом можно не предупреждать детей: еще интереснее, если они неожиданно наткнутся на белку».

Вторая ошибка. Лишение детей активности и инициативы . «Ошибки воспитателей в этом случае чаще всего заключаются в, что они предвосхищают опыт детей и прорабатывают словесно то, что дети могут увидеть своими глазами. Таким путем мы лишаем ребенка возможности инициативно наблюдать,ослабляем интерес, активность детей».

«Руководить ребенком надо не отнимая у него инициативы».

Пример этой ошибки: «Для воспитателя обычно самое важное получить желаемый ответ, а не заставить ребенка подумать, сообразить. Поэтому, ставя трудный вопрос, воспитатель часто здесь же подсказывает ответ. Таким методом воспитатель освобождает себя от необходимости вскрывать содержание по существу, довольствуясь неосознанным ответом детей, и тормозит активность детской мысли. Случается и так, что воспитатель пропускает неверный ответ, закрепляя этим неправильные представления у детей"

Третья ошибка - слишком много материала в содержании беседы, что вызывает утомление детей. «Намечая беседы, педагог должен воздержаться от слишком разнообразного и громоздкого материала, чтобы не вызвать утомления. Педагог, не заметивший, что дети утомлены, конечно,испортит беседу. Если к тому же беседа не увлекла детей, они теряют интерес к беседам вообще, неохотно собираются: — Ну,опять беседа, я лучше буду строить!»

Четвертая ошибка - взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.

«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.

Детям,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.

На детей, которые шалят во время беседы, следует действовать не замечаниями, отвлекающими всех, но сугубым вниманием к ним : таких детей следует сажать ближе, чаще обращаться к ним с вопросами, стараясь втянуть в беседу, подчеркивать их мысли, высказывания, отмечая их как интересные».

Пятая ошибка - беседа не раскрывает глубоко содержание темы: «Нельзя считать содержательной беседу, загроможденную большим количеством различных вопросов, но никак не раскрывающую их. Такие беседы не дают четких образов, ясных представлений. На шаблонные вопросы дети дают шаблонные ответы».

Шестая ошибка - грубость беседы : беседы на морально - этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!

Виды бесед (Е.А. Флерина)

Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед -

1) беседы, связанной с наблюдением

2) беседы,закрепляющей опыт детей.

«Разговор - беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.

В старшем дошкольном возрасте… воспитатели в беседе ставят себе более сложные задачи: сосредоточить внимание детей на определенных предметах,явлениях, помочь наблюдению и установить некоторые связи между ними… Такая беседа требует спокойной обстановки и организованности детей».

Длительность беседы.

«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.

В средней и старшей группах беседа иногда длится 15-20 минут,в зависимости от материала и интереса детей, но особенно затягивать бесед не следует».

Время для проведения беседы.

«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.

Следует также прислушиваться к детским разговорам,замечаниям, чтобы уяснить, насколько ярки и отчетливы впечатления детей от экскурсии. Если образы достаточно четкие, педагог проводит беседу. В противном случае можно сделать повторную экскурсию и лишь после нее проводить беседу».

Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?

Задача начала беседы - «Начало беседы крайне ответственно, его задача - собрать детское внимание вызвать интерес, дать направление беседы».

«Начало беседы должно восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели. Педагог сам старается живо и образно представить, что было, вызвать активность детей. Дети непременно начнут добавлять, вспоминать. Воспитатель умело организует внимание детей, и беседа идет интересно, занимательно».

Удачное начало беседы - «Подойти к беседе можно различно - от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес».

Пример правильного начала беседы: «Один талантливый педагог иногда начинал беседы рассказом, в действующих лицах которого дети быстро узнавали себя. Они проявляли большой интерес к рассказу, вносили свои добавления, поправки,и рассказ переходил в живую, увлекательную беседу».

Неправильное начало беседы - «Неудачно начало, построенное в виде сухих вопросов: — Где мы были, что мы видели? - А еще что? - А еще что видели? Это - скучно и не возбуждает работы воображения». «Известно, как мешают детям крики, одёргивания,окрики. Их необходимо избегать, быстрее приступая к самой беседе».

Как вести беседу с детьми?

«Если в плане беседы воспитатель удачно распределил материал, построил беседу, считаясь с детским опытом и нарастанием интереса, она будет протекать успешно и воспитателю придется лишь правильно чередовать детские высказывания, втягивая всех детей и давая свои «вставки».

Цель этих вставок - уточнить мысль ребенка, подчеркнуть образ,внести ясность в детское суждение,возбудить у детей новую мысль, направить внимание отвлекшегося ребенка.

В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний ».

Как заканчивать беседу?

«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.

Но беседа может и не исчерпать вопроса. Хорошо, когда она возбуждает у ребенка новый интерес к дальнейшему наблюдению или изобразительной деятельности, игре».

Особенности проведения беседы - разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.

«Если случается беседовать во время экскурсии, воспитатель направляет содержание беседы в зависимости от того, что и в каком порядке заметят дети, что они скажут - заранее предвидеть этого нельзя. Дети объединяются маленькими группами - одни отходят, другие подходят, свободно, без соблюдения очереди, высказывают свои мысли, вновь наблюдают, передвигаясь с места на место и действуя».

Цель экскурсии или наблюдение - это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений,которые ребенок будет отражать в слове.

Пример правильно построенного разговора - беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.

«Группа трех-четырехлеток вышла на прогулку во двор. Падает первый снег большими хлопьями. Дети в восторге, ловят снежинки, сгребают лопатками, подбрасывают, расчищают дорожку. Они подбегают к воспитателю и радостно сообщают: — Смотри, какая звездочка беленькая! Прижимают ее теплым пальцем: — Нету, водичка (растаяла). - Какой пушистенький! - подбрасывают снег на лопатке. - Ой,холодный! - А он растает? Они мнут снег в руках: «мягонький», прыгают, вертятся и смеются: — Как снежок, как снежок! И снова вертятся. Детей более вялых педагог старается расшевелить: — Витя, снеси этот снег на лопатке туда в кучку, прихлопни хорошенько! - Маруся, посмотри, какая звездочка у меня на рукаве, возьми ее,возьми.

Дети радостны, деятельны, каждый спешит сообщить свои наблюдения»

Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:

«Дети 6-7 лет отправились на экскурсию посмотреть ледоход. Они остановились парами далеко от берега, несмотря на то, что берег огорожен и вполне безопасно можно подойти ближе. Интерес у детей большой: — Смотри, смотри, во какая плывет, налетела, стоит, раскололась! - Воспитатель же обеспокоен детским поведением: — Тише, тише, чего кричишь! - Кто-то из детей спросил: — А куда льдины плывут? Воспитатель стал объяснять, как из этой реки лед идет в другую, потом в море,как лед тает, как вода испаряется, как образуются облака, откуда дождь, снег, лед. При этом воспитатель всячески старался привлечь внимание детей, пытался экскурсию подменить беседой, задавал вопросы то одному, то другому. И никто из детей не был заинтересован беседой, все следили за ходом льда».

Ошибки, которые совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы:

Ответ Е.А. Флериной: «Педагог был неправ, отвлекая детей от главной цели - от наблюдения. Всё новое, что ребенок видит, слышит, осязает, удивляет его и поглощает его внимание. Необходимо дать детям время для этого и помочь им воспринять эту реальность. Лишь четко восприняв явления, ребенок может подумать об их связи».

«Ошибка заключалась и в том, что воспитатель слишком торопится дать детям сумму знаний, сделать выводы, не обращает внимания на детское восприятие, он не использует разговора для его прямых целей, то есть для содействия более полноценному накоплению опыта. Обмен мнениями среди детей, детская активность, вопросы, замечания либо мешают воспитателю, либо подхватываются и неверно им используются»

«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.

Некоторые воспитатели при этом портят беседу -разговор требованием внешней дисциплины, натянутостью, забывая о том, что она в данном случае имеет второстепенное значение, а основное - наблюдение. Педагог должен направлять детей на активность, чтобы они свободно двигались, рассматривали, действовали. Особенно это относится к экскурсиям в природу, где дети почти всегда чувствуют себя легко и свободно».

Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?

Роль иллюстративных средств в беседе. «Иллюстративные средства чрезвычайно облегчают беседу, сосредотачивая внимание детей,придавая беседе привлекательность. Для этого можно использовать картинку, фото, плакат, какой-либо предмет, игрушку, детскую работу».

Может ли иллюстративный материал навредить? «Небрежно относясь к показу картинки в процессе беседы, воспитатель часто вредит культуре детской мысли и воображения».

«Надо помнить, что зрительный материал отвлекает ребенка, — часто беседа превращается в примитивное рассматривание картинок и констатирование, что нарисовано. Это вполне уместно в младшем возрасте. Дети 6-7 лет могу беседовать и без картинки… В том случае, если дети и без картинок имеют достаточно четкие представления и заинтересованы, важно, чтобы они сами вспоминали ообразы, сопоставляли их, думали,ставили вопросы. Перегрузка количеством картинок может тормозить мысль и высказывания ребенка».

Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?

Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед :

1) когда на иллюстрациях построена вся беседа

2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.

В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:

А) «подобрать серию картинок в нужной последовательности с учетом нарастания интереса детей»,

Б) «показывая картинки по порядку одна за другой, важно не спешить, давая возможность детям хорошо рассмотреть картинку и поговорить о ней»,

В) «привлечь к активному участию всех детей»,

Г) избегать длительных объяснений: «Если материал новый, незнакомый детям, то не следует делать детальных объяснений. Основное внимание должно быть уделено самому предмету, его внешнему виду. Слишком длительные задержки на объяснениях утомляют детей, обычно в таких случаях они требуют: — Покажите другую картинку!»,

Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:

«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. - Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? - И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.

Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.

Для этого не надо усаживать детей в кружок и требовать очередности высказываний. Дети часто по нескольку человек сразу отвечают на вопрос; они еще не очень внимательно слушают друг друга; но в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы дети с охотой, легко и свободно высказывали свои мысли. Воспитатель их поощряет: — Вот, что сказал Коля (повторяет его слова). Интересно сказал. - Тише, не слышно что говорит Ваня».

Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:

А) внести картинку тогда, когда нужно уточнить или дополнить высказывания детей, до этого не показывать ее детям: «Воспитатель, стремясь к развитию мышления, внимательно следит за детскими суждениями, за правильностью высказываемых мыслей и вносит иллюстративный материал лишь по мере надобности, когда необходимо дополнить, уточнить или исправить суждение детей или же оживить их интерес. До этого материал не должен быть на виду и отвлекать внимание».

Б) «Картинка или предмет должны быть достаточно крупными. Воспитатель показывает их так, чтобы видели все дети».

В) «Во всех случаях, когда картинка показывается впервые, надо дать детям некоторое время хорошо разглядеть ее и не спешить с объяснениями. Малышам картинку следует дать в руки».

Любая картинка или игрушка, используемая в беседе, должна быть художественна: «Часто попадаются картинки, загроможденные лишними предметами,отвлекающими в сторону внимание детей, или игрушка груба, уродлива. Такой иллюстративный материал только запутает детей, будет портить их художественный вкус».

http://rodnaya-tropinka.ru

Виктория Трипольская
Методические рекомендации по проведению бесед с детьми дошкольного возраста

С детьми дошкольного возраста очень важно грамотно использовать форму и метод общения . Одной из целесообразной и актуальной формой является ситуация общения. Метод беседы обеспечивает умственное и речевое развитие ребёнка, начиная с раннего дошкольного возраста . Ребёнок приучается к самостоятельному мышлению. Но в этом есть большая сложность беседы - как для педагога , так и для ребёнка. Ведь научить мыслить ребёнка дошкольного возраста самостоятельно намного труднее, чем продемонстрировать и изложить ребёнку готовые знания. По этой причине многие педагоги предпочитают рассказывать или читать детям, а не проводить беседы . А ведь в процессе беседы у ребёнка развиваются умения : припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.

Следовательно, беседы являются ценным методом , с помощью которого развиваются не только активность, но и способность к сдержанности. Сообщение и уточнение информации развивают и активизируют мыслительную и речевую деятельность ребёнка.

Беседа - организованный диалог педагога с детьми , посвященный одной какой-либо теме или вопросу.

В беседе педагог :

1) формирует, знания и представления детей о природе, о жизни людей, которые они приобрели, под руководством взрослых дома (с родителями) или в детском саду (с воспитателями, через наблюдения или опыт;

2) развивает у ребёнка способность мыслить целеустремлённо, соблюдая последовательность по определённой теме;

3) развивает умение излагать свои мысли в чёткой и доступной форме;

4) воспитывает у детей умение слушать и удерживать устойчивое внимание, отвечать на вопросы, говорить громко и чётко.

Воспитатель средствами бесед формирует у детей предпосылки, которые необходимы для того, чтобы успешно обучатся в школе, что то является очень важным принципом реализации ФГОС ДО.

При выборе тематики бесед с учетом программного материала, воспитателю важно учитывать личный опыт детей, запас знаний и представлений, так как ребёнок может включиться в беседу и принимать активное участие в ней лишь в том случае, когда имеет определённые данные о предмете беседы . Прожитые события и явления, осознанные ребёнком или приобретенные через наблюдения, собственную деятельность, восприятие художественной литературы, являются материалом, на котором строится беседа и сообщаются дополнительные, новые знания детям.

Для того, чтобы беседа была результативной , воспитателю необходима подготовка : подойти к беседе с применением творческих способностей педагога, основываться на программный материал, соблюдать тематическое перспективное планирование, заранее составить план последовательности беседы . Для привлечения и заинтересованного включения внимания детей в беседу , воспитатель продумывает с помощью каких методов и приемов целесообразнее начать беседу . Для активизации умственной деятельности и воздействие на эмоциональные чувства детей группы можно использовать словесные методы (художественное слово, наглядные (картину, иллюстрацию,которые имеют прямое отношение к теме беседы . Например, перед началом беседы об осени , в средней группе, воспитатель демонстрирует репродукцию картины Левитана «Золотая осень» . Во время рассматривания картины, в памяти у детей оживятся эмоции, впечатления, которые они приобрели во время прогулки в парке или в лесу. Началом беседы о профессии почтальона, в старшей группе, может быть чтение стихотворения С. Я. Маршака. Беседу о городе Москва актуально начать с демонстрации иллюстраций, на которых изображены исторические места столицы, Кремль, Красная площадь. Использование вопросов во время беседы , которые служат основным методическим приёмом , для того, чтобы правильно направить мысли детей дошкольного возраста , помогает воспитателю раскрыть содержание беседы и помочь детям верно отвечать на них.

Вопросы необходимо строить и формулировать так, чтобы они были понятны детям. Если ребёнок не поймет содержание вопроса, то соответственно и даст неправильный ответ на него. Например, педагог спрашивает : «Какие листья на дубе?» Дети дают ответ : «Дубовые» . Воспитатель ожидала, что дети назовут цвет листьев, но для получения ожидаемого ответа от ребят необходимо было правильно сформулировать вопрос : «Какого цвета листья на дубе?» Поэтому, чтобы педагогу услышать правильный ответ от детей, необходимо ставить вопрос о конкретных явлениях и фактах, которые известны детям. Педагог должен задавать вопросы, которые активизируют и направляют мысли детей на характерные признаки предмета или явления.

Для того, чтобы уточнить представления детей о неизвестном им объекте и передать наглядный образ, необходимо использовать наглядный метод , например : игрушку, модель, предмет в натуральном виде. Педагог должен помнить, что именно наглядный материал вызывает значительные эмоции, увеличивает интерес и активизирует умственную и речевую деятельность. В этом случае высказывания детей опираются на непосредственные восприятия и ощущения.

Наглядный материал используется по - разному : одни раздаются каждому ребёнку (картинки, листики деревьев и т. д., а другие показываются педагогом всей группе (репродукция картины, предметы быта и т. д.) . Все демонстрационные материалы должны ярко отражать программное содержание темы беседы и готовятся заранее .

В заключительной части беседы полезно закрепить ее содержание путем изложения содержания беседы в кратком рассказе , где делается существенный акцент на самом главном. Так же проводится дидактическая игра (5 минут, например, при беседе об овощах можно в заключении предложить детям поиграть в дидактическую игру «Угадай на ощупь» (в мешочке поместить игрушки-овощи) ; или исполняется песня, в которой отражена тема беседы . Эти методические приемы позволяют углубить эмоциональное воздействие на детей и помочь запомнить и усвоить тему беседы .

Воспитатель строит ход занятия так, чтобы все воспитанники были задействованы и активно участвовали в процессе беседы . Рекомендовано ставить вопрос перед всей группой детей, а призвать к ответу по одному ребёнку, но не хором. Если спрашивать детей по тому порядку, как они сидят, то это может привести к тому, что у определенной группы детей пропадет интерес, из-за того, что необходимо ждать своей очереди.

В процессе опроса, желательно создать такие условия, которые позволят поучаствовать в беседе не только активным детям, но и застенчивым и робким, дать им возможность ответить на вопрос в краткой форме. Если педагог задержал свое внимание надолго на одном ребёнке, то остальная группа детей прекращает свое участие и отвлекается. То же происходит, в том случае, если воспитатель много раз повторяет и говорит о том, что уже хорошо известно воспитанникам. Если ребенок не имеет необходимых знаний и умения высказать свою мысль, либо растерялся или проявил застенчивость, то не рекомендуется ценой длительного времени и усилий «вытягивать» ответ, следует удовлетвориться кратким высказыванием дошкольника . Подобный процесс делает беседу скучной , нудной и сухой. От детей необходимо добиваться отвечать на поставленные вопросы достаточно отчетливо, громко, бодрым голосом, но не кричать. Если ребёнок говорит тихо, то воспитатель просит еще раз повторить ответ погромче, чтобы все дети услышали отвечающего.

С детьми среднего и старшего возраста , воспитатель проводит беседы в развернутой форме .

Как показывают наблюдения, воспитатель, задавая вопрос, не даёт достаточного времени сосредоточиться ребёнку и подумать, торопятся ответить сами. В этом случае речь педагога превалирует над детской и ребенку не дается возможности активизировать свое мышление и речь, остается только пассивно слушать.

Как грамотно и эффективно выстроить ход беседы , чтобы вести детей и их мысли в правильном направлении, активизировать речевую деятельность, в значительной степени зависит от профессионализма педагога.

Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему :

1. Не давать детям удаляться от темы.

2. Неуклонно вести к выводам.

3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определенном возрасте дети засыпают вопросами : что это? Почему? Для чего? Когда? и т. д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.

7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

8. Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.

9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста коллективные беседы в детском саду преобладают, осложняется их содержание.