Моделирование юбки платья в стиле ампир. Выкройка платья в стиле ампир. Краткое описание работы

На страницах далее (из-за многогранности материала будет несколько страниц)предлагаю разобраться и понять,а затем и сшить женский комплект -стилизацию на ампир,т.е. начало 19 века.
ЧАСТЬ 1.Вступление.

Оба костюма моей работы.

На даме: женский комплект на ампир.Стилизация.

В начале давайте разберемся: что такое стилизация.
Есть два вида создания исторически верных костюмов.

1. Реконструкция .
Это создание ТОЧНОЙ копии исторической одежды как по технологии пошива, так и по крою, и подбору материалов и фурнитуры.
Тут же хочу уточнить,что 100% реконструкции не существует в природе по многим причинам.
Например:
- мы не сможем приобрести ткань такую же,как в те времена
- мы не сможем полностью воссоздать фурнитуру того времени.
- крой того периода уже давно не подходит к современной фигуре+кроя до 1840-х годов как таковых(а именно патронов) не осталось в принципе,а книг построения до этого периода еще не издавалось. Снятие же с подлинников крой не соответствует 100% ,т.к. одежда уже деформирована за 200 лет...
Что же сейчас называется реконструкцией?
Это подбор как можно близкой ткани по выработке прошлых веков+соответствие технологии пошива того времени(например,до конца 19 века - это более 80% ручной работы)+ модель копии по виду должна соответствовать прототипу определенного подлинника.

Все же остальное - СТИЛИЗАЦИЯ.

2. Стилизация

моя работа - стилизация польского кунтуша.

- это соответствие внешнему виду костюма определенной эпохи. Все.
Т.е. можно взять любой крой, материал, инструменты, фурнитуру более-менее приближенную к той эпохе. Главное одно: вид должен соответствовать моде того времени.
Театральные и киношные костюмы,где те же мундиры одеваются через голову,а жилетки на молнии,являются ярким примером стилизованного костюма на ту или иную историческую эпоху.

Но вернемся к теме...

Подлинники

"Копаться" моей персоне пришлось долго в поисках информации. И "нарыла" очень много. В блоге по этому вопросу открыла аж несколько страниц:
Стиль АМПИР.Подлинники, крой,история
Все на АМПИР.Альбом.
Выкройки моды 1660-1860.Крой,подлиннки.

Шемизетки, манишки, косынки, пришивные рукава и др. на 19 в.
и т.д..
Труднее всего было найти полноценные данные по шемизеткам. Пришлось самой по подлинникам и крою из знаменитых книжек по театральным костюмам восстанавливать как вид по годам(был же ранний ампир и поздний,а шемизетки до сих пор носят).

Шемизетки моей работы-стилизация:одна - тонкий лен,другая тонкое х/б

Поняла в ЧЕМ отличие и загвоздочка всего пошива на ампир. Пришлось "окунуться " в тот мир даже медитативно. Была попытка ПОНЯТЬ портних того времени, моду, стиль, психологию...

Мои ВЫВОДЫ:



ОСНОВНОЙ : платья шить намного проще,чем пальто/пиджаки/жакеты
так что:
Милые дамы, кто решится шить на ампир, не бойтесь! там все просто.
1. ранний ампир - это упрощенка. Чем позднее,тем уже двигается линия талии и больше и чУднее .

2. Женская одежда имеет вид колонны,а для этого помните: низки или делались с подбоем(как у сарафанов русских),или утежилялись отделкой:валиком, буфами, рюшами и т.п...

3. Шить лучше из не сильно драпирующихся облегченных тканей (ситец, бязь, лен, сорочечная х/б, батист и т.п...
Моя клиентка купила штапель. Ужас! мне пришлось для лучшего вида(там же одни сборочки кругом!!) все сажать на тряпочку:
- более легкую,чем штапель
- менее драпируемую.
НО! те платья (как, впрочем, и сейчас) тоже дублировались на тряпочку. Особенно лиф.
Однако, помните: машинная сборка отличается от ручной.
И в те времена пошив было намного проще.
А именно: не надо закрывать подкладкой детали,а их нужно просто....соединять вместе и так дальше шить, как единую "тряпочку".
Это упрощает пошив намного! Лично сама просто детали соединила и пустила под оверлок по периметру(в те времена или вообще не обметывали, или обметывали ручным(разумеется) швом "через край ".

4. Сейчас построить крой на ампир проще всего. Все данные есть в интернете.

Из журнала Ателье:


Я крой вообще ампир взяла из журнала мод "Бурда".Доработала немного выкройку.И все.))
Кстати, там спинка(в журнале) именно по центру завышается(о чем говорили в ранее в теме форума Сезон про ампир).
Единственно,что мне пришлось строить низ платья как уже на тот ампир.
И что моя персона заметила: у юбки (низ платья) швы соединяются косой с прямым.
В результате, косой шов немного заваливается в сторону своего скоса уже на самом изделии. Это очень видно по подлинникам.
Центральное полотнище у меня шло трапецией,а вот боковое с одной стороны - прямо, другой на скос. Задняя часть центральная юбки(там где сборка) просто прямоугольник.
Результат: косые переднего полотнища соединились с прямыми бокового, косой бокового соединился с прямым центрального заднего полотнища.
Итог: швы стали "смотреть" к низу в сторону спинки. Что улучшает вид изделия того времени и сами складки на юбке как бы "убирает" визуально во внутрь не только в верхней части(соединения с лифом) но и в нижней, образуя как бы "хвостик" не раскрытый у птички.)
к сожалению, не могу поставить фотографии швов,т.к. их практически не видно на фото из-за пестроты основной ткани(штапеля)

5. Выбор ткани очень упростился и...немного отличается от того времени. 1800—1825 годов. Ампир и мода реставрации

Материалы
Хлопок полотняного переплетения, шелк, бареж, шелковый тюль, дымка, газ, кисея, перкаль, муар, репс, кашемир, жаконн, посконь, ажур, лен, атлас, дамас, муслин, плис, батист, батистовый муслин, коленкор, лен, шерстяная фланель, креп.
Гладкие материи встречаются чаще в утренних туалетах и неглиже, вышитые ткани характерны для вечерних, парадных и бальных нарядов, а так же для зимних платьев.
До 1804 во Франции в моде легкие полупрозрачные ткани, подражание античной моде. После провозглашения Наполеона императором, простота греческих одежд стала сменяться блеском и богатством. Тяжелые плотные шелка и бархат плотно укрыли формы «нимф и богинь». В бальных платьях появились съемные шлейфы из тяжелых тканей. После возвращения корсета в 1809 году прозрачные ткани обязательно сажались на плотную непрозрачную подкладку.
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/tkani-19-veka-chast-1/1728446

А именно:сейчас по выделке тканей шить можно даже из портьер,и тюли на окна)) И брать на отделку самые дешевые синтетические кружева.
6. Нам сейчас намного легче. Мы можем выбрать и соединить любой ампир.Будь то ранний и ли поздний воедино. Т.к. в те времена мода, где задерживалась, а где уходила вперед. Т.е. в основных городах - было одно,а на периферии - другое. Пока это туда дойдут копии модных французских журналов... 7. Цветовые гаммы были различны.(Ткани 18-19 век)
У раннего ампира(до 1805-10 гг) в основном были пастельные тона.И отделка лентами тоже пастельных тонов,но другого цвета.
А вот далее уже появляется и цветной материал. Причем уже к 1812-15 годам мелкий рисунок вытесняется более крупным. Очень модна становится клетка (шотландка) и полоска. Но уже отделка усложняется всякими кантами, буфами, лентами драпируемыми в стиле оригами и т.п...

8. Длина платьев так же различна. Были платья как в пол, таки по щиколотку. Но укороченные были не долго. Они вошли в моду где-то в середине самого стиля ампир и продержались около 4-5 лет. Затем опять в моду вошли длинные платья. платья были как со шлейфами.Так и без.
Главное понять: на какой ампир вы хотите сшить изделия.Есть ранний (1890-1810), а есть поздний ампир (1830-ые годы)
9. Рукава и вырез пройм.
"Заваленные" на спинку рукава с узкой спинкой перешли из директории(конца 18 века) только в ранний ампир. Но уже с 1804-6 годов спинка потихонечку расширяется и пройма становится на место.А в позднем ампире уже линия плеч удлиняется...Но это уже с 1825-30 х годов.НО! при пошиве верхней одежды на ампир нужно учитывать,чтобы рукава- фонарики умещались в одежду не деформируя сами рукава. А это значит,что у верхней одежды проймы вырезаны гораздо глубже, чем у платьев.
Рукава были разные.Верх как был и фонариком, так и простым.
Рукава в основном,были длинные по косточкам пальцев сжатой руки.Короткий рукав носили редко. Для этого одевали длинные перчатки.
Рукава так же были и двойными. на длинный обычный рукав сверху еще вшивался и короткий фонарик.На верхней одежде он частенько отделывался уже после 1812 года валиками,кантами. и т.д...Низ рукава зауживался разными способами так, что уже на руку шло само расширение рукава.

Мне стало интересно: как же держались рукава -фонарики в те времена? ведь резинок тогд ане было...

Оказалось..на веревочках!

Многие родители девочек желают сшить своими руками детское платье с завышенной талией в стиле ампир, используя выкройку платья с завышенной талией. Фасоны платьев с завышенной талией бывают самыми разными, выкройки таких платьев и полную информацию о том, как сшить своими руками детское вечернее или праздничное платье в стиле ампир, можно найти в интернете и в специализированной литературе.

Длинное, в пол платье, у которого специально завышают талию, одинаково подойдет и худеньким, и полным девочкам (или девушкам), потому что, благодаря длинной, в пол, отрезной юбке, оно хорошо скрывает различные изъяны фигуру. Детское платьишко любого фасона, у которого домашняя портниха намеренно завысила талию – идеальный вариант для в меру полных, упитанных девочек-подростков. Сшить такое несложно , главное – выбрать фасон, подходящий для полных.

Выкройки длинных открытых нарядов, у которых намеренно завышают талию, можно найти в интернете и специализированной литературе. Используя готовую выкройку, сделать такое изделие своими руками довольно легко , главное – знать, как правильно завышать талию, чтобы оно хорошо сидело. Завышать талию нетрудно, но начинающим швеям лучше проконсультироваться у более опытных коллег или посетить профильный мастер-класс, потому что бывают выкройки, в которых довольно сложно разобраться без посторонней помощи.

Изготовить своими руками длинное открытое праздничное одеяние по готовой выкройке можно примерно за день-два, главное – выбрать качественный материал и взять выкройку, подходящую в меру полной девочке. Для того, чтобы смастерить своими руками по готовой выкройке праздничное одеяние простого фасона для полной девочки, понадобится:

Выкройка платья с завышенной талией в стиле ампир для девочки

Те, кто любят шить своими руками и хорошо разбираются в выкройках, легко смогут смастерить такое для любимой дочки. Общее описание процесса будет следующим:

Куда надевать платья с завышенной талией

Такое изделие, в зависимости от фасона , можно надеть на утренник, на праздничное мероприятие, на концерт или на выставку. Также платья с завышенной талией подходят для тех, кто профессионально занимается танцами, выступает в театральной студии, поет на сцене. Однако, наряд с завышенной талией можно сделать и простым, на каждый день. В таком случае оно будет короткое или средней длины.

Такое платьице тоже эффектно выглядит, скрывает неидеальную талию, полные бедра, жировые отложения на животе. Носить такое могут не только девочки , но и взрослые женщины. Это идеальный вариант для беременных и для тех, кто еще не вернулся к прежней стройности после родов. Многие модельеры в своих последних коллекциях активно демонстрируют платья с завышенной талией. Такой фасон давно стал классикой и всегда привлекает к себе внимание.

Во время шитья нужно выбирать качественный материал. Особое внимание нужно уделить декору. Если платье предназначено для повседневного ношения, особого декора не требуется, а вот вечерний или праздничный туалет можно украсить и бантиками, и атласными лентами, и кружевами. К юбке можно пришить нарядные оборки, рюши, воланы. Такие платья обычно носят принцессы из любимых детских сказок и мультиков, поэтому девочка непременно будет в восторге.

Длинное открытое платье простейшего фасона, в котором девочка с любыми недостатками фигуры может пойти на праздник, на утренник, на занятия танцами, может сделать своими руками любая мама, которая владеет элементарными навыками шитья и умеет читать выкройки. Главное – выбрать фасон, который бы скрывал изъяны фигуры. Оно может быть длинным, в пол, но может быть и коротким, примерно такого фасона, как платье у танцовщиц, балерин, фигуристок. Главное – сначала разобраться в выкройке , тогда шить своими руками будет несложно. И, напротив, если выкройка будет слишком сложна, во время шитья своими руками могут возникнуть значительные трудности.

Если платье предназначено для праздника, концерта, «выхода в свет», очень важно подобрать к нему правильные аксессуары. Из остатков ткани можно сшить оригинальную шляпку и сумочку в тон платью. К такому платью подойдут со вкусом выполненные ювелирные украшения, а вот бижутерии будет выглядеть не очень уместно. Можно надеть к такому платью красивые туфли на высоком каблуке (но не на шпильке). Те, кто использует платье для занятий танцами , могут носить его со специальной обувью, пригодной для занятий (нарядные, украшенные вышивкой балетки или чешки).

Во время шитья самое главное – иметь чувство меря и не делать талию слишком высокой. Если талия будет слишком завышена, платье перестанет скрывать недостатки фигуры, и, напротив, будет выглядеть смешно, нелепо. Поэтому надо строго соблюдать пропорции, указанные в выкройках, малейшее отклонение от них может сделать платье непригодным для ношения. Также важно не переусердствовать с декором. Если использовать для декора слишком много бантиков и кружевных оборок, платье также будет выглядеть смешным, слишком вычурным. Можно заимствовать идеи декора из модных журналов и полностью воспроизвести понравившийся образец. Если же швея уверена в своем вкусе, идеи для декора она может придумать и самостоятельно.

Платье с завышенной талией – неотъемлемая часть гардероба современной девочки и девушки. Подходит оно и дамам старшего возраста. Такое платье хорошо тем, что оно легко шьется и, при соблюдении всех рекомендуемых пропорций, красиво смотрится на девочке или девушке с любыми особенностями фигуры. Такое платье надежно скроет слишком полные бедра, расплывшуюся талию или округлившийся живот. Если выбрать фасон с длинными рукавами, такое платье скроет и слишком полные руки. Это беспроигрышный вариант для тех, кто хочет выглядеть безупречно, несмотря на некоторые особенности фигуры.

В гардеробе современной модницы просто необходимо иметь платье или блузу в стиле ампир. Ведь такой наряд придает изящность и женственность, помогает выделиться и притянуть восхищенные мужские взгляды. Это отличный повод научится делать выкройки платьев ампир.

Азы составления

Сделать основу платья можно быстро, нужно лишь знать основные пропорции. Один раз составив основу выкройки, ее можно будет применять для различных образов, оставляя неизменным центральную часть – отрезную линию под грудью – основополагающую деталь платья ампир (ампирную линию). А экспериментировать можно как с верхом, так и с низом. Например, можно сделать такой классический вверх с короткими рукавами, как на этой выкройке:

Крой юбки здесь – трапеция, по такой выкройке можно сшить летящее летнее платье из шифона или шелка. Либо, если делать классическое торжественное платье с прямым силуэтом и расклешенным низом платья, что придает особую величавость и грациозность, то вот основная выкройка:

Для основы всех своих ампирных платьев надо взять следующую выкройку:

Ниже в видео можно посмотреть, как сделать основную выкройку.

Происхождение стиля

Интересно наблюдать историческое происхождение данного направления. Зародился стиль ампир во Франции при Наполеоне, хотя подобные платья с завышенной талией были в моде у древнегреческих красавиц. В переводе означает «империя». Это навязанный властью стиль, которые был создан с целью еще больше возвеличить императора и его окружение. В платьях того времени, как и в ампирной архитектуре, преобладали вытянутый силуэт, усиленный особо длинным шлейфом сзади в пропорции длины лифа и юбки как 1:7 со стороны спины. Под грудью на высокой талии платье перехватывали поясом, шею и руки оставляли открытыми, за исключением маленького рукавчика, спадающего с плеч, как на этих картинах:


А на этом фото красиво подано современное вечернее платье, подобное времени Бонапарта:

Создаем красивые модели

Стиль ампир вряд ли выйдет из моды, настолько он интересен и для повседневной одежды, и для торжественной. И недостатки фигуры при случае можно скрыть, придать своему облику невинность, наряду с сексапильностью. Определившись с выбранным образом, уточнив фасон лифа, рукавов и юбки, можно начать моделирование основной выкройки платья ампир.

Вот несколько примеров платьев, которые можно выбрать в качестве повседневного:



К ним применяются такие выкройки:

А это очаровательное двухслойное платье с шифоновым верхом незаменимо будет летом, оно очень романтичное и воздушное:

Его можно сделать по такой выкройке:

Сейчас в моде кружевные платья, а какое чудесное красное короткое платьице можно создать, применив ампирную завышенную талию, американскую пройму и расклешенную юбку! В таком платье можно покорить любого мужчину:

Вот еще варианты ампирных платьев с выкройками:


А какие ошибки надо не допустить при выкраивании платья с завышенной талией, можно посмотреть в этом видео

Сделать такое изящное платье своими руками можно и новичку швейного дела, если выбрать простой фасон. Например, есть несложный способ изготовления вечернего платья из двух отрезов струящийся ткани, как, например, этого бесподобно грациозного творения:

Краткое описание работы

Выкраиваем первый прямоугольник с большей шириной, чем обхват груди, не менее чем 10 см (для создания сборки). Длину выбрать по своему желанию – это будет лиф. Второй прямоугольник – для юбки с шириной в два раза большей обхвата груди, а длина зависит от выбранной готового платья. Делаем лиф: складываем прямоугольник пополам и прокладываем строчку, оверлогом обрабатываем и заутюживаем на одну сторону, чтобы ткань была отогнута на изнанку по верхнему краю. Теперь надо прострочить, не забыв оставить отверстие для тесьмы.

Также надо стачать и обработать оверлогом прямоугольник для юбки. По верхнему краю надо заметать и стянуть до размера нижнего края лифа. Приметать юбку к лифу, прострочить, обработать срез, с изнанки пристрочить ко шву эластичную тесьму. Затем обработать низ юбки, предварительно примерив и уточнив длину. Подобрать кружево и нашить его по верхнему срезу лифа, его же можно нашить и по линии под грудью, либо сделать поясок из атласной ленты.

В этом видео можно узнать, как раскроить простое платье в античном стиле:

Любительницам вязания на заметку

Вышеупомянутый стиль, пришедший ко двору современной моды, прекрасно можно применить тем рукодельницам к своим изделиям, кто вяжет спицами. Ведь из тонкой пряжи можно сделать какую угодно ажурную фактуру для придания особой изящности таким, например, платьям:


А вот нарядное теплое платье, тот же ампир, а как здесь к месту!

Добрый день, мастера и мастерицы! Сегодня мы будем шить . Не смотря на видимую простоту, у этого наряда XIX века есть свои особенности, так что я считаю сложность пошива – выше средней. Но ведь мы не боимся сложностей, а хотим новое красивое платье! Так что давайте вместе разберем выкройку, вырежем все необходимые детали и создадим шедевр!

Пока скачивается и распечатывается выкройка, немного моральной подготовки.

Платье в стиле ампир входит в моду начиная с 1800 года. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром способствовала тому, что из женского гардероба уходят пышные, многослойные юбки, кринолины, парики и прочие громоздкие элементы гардероба. На смену им приходит легкость образов Древней Греции и Рима. Кое что напоминает, не так ли? Остальную историю можно найти в википедии и сайтах по истории костюма.

Зачем оно нам сейчас? Свое платье я шила для бала в стиле той эпохи, но старинный замок — не единственное место, куда можно надеть такое платье.

Где-то с 2000-2005 года, современные модельеры тоже отходят от громоздкости и берут на вооружение стиль платья ампир. Особенно хорошо это заметно в свадебной индустрии. Нежность, женственность, невесомость. Кружева, шелк, минимум отделки. Но это не означает, что ампирное платье выглядит просто и дешево. Оно, как объект искусства является квинтэссенцией минимализма ни в коем случае не выходящего за рамки приличия.

Теперь приступаем к пошиву. На одно платье в стиле ампир у нас ушло:

  • 2м основной ткани (у меня шелк),
  • 2м рубашечной ткани,
  • 70 см ленты.
  • Также понадобится резинка, флизелин и потайная змейка.

Теперь приступаем непосредственно к самому платью…

  1. А именно к рукавам. Верхний и нижний края рукава собираем на резинку. Если ваша машинка не тянет прошивку резинкой, тогда прошейте ткань самой крупной строчкой без закрепок и аккуратно вытягивая нить соберите ткань в складки.

  2. Сшиваем бока рукавов.
  3. Повторяем сбор лифа из основной ткани по пунктам 1,2.
  4. Сшиваем лиф из основной ткани с лифом из рубашечной ткани на ширину лапки. В местах изгиба шва делаем надсечки. Они необходимы для того, чтобы при вывороте изделия, ткань не собиралась в некрасивые складки и лежала ровно.
  5. Отстрачиваем пройму, плечевой шов и верх спинки на 0,1. Это позволит сделать край изделия красивым и не даст рубашечной ткани нижнего лифа вылезать наружу. С этим пунктом действительно много труда. Будьте морально готовы распарывать и перешивать, если хотите добиться идеального результата.
  6. Пришиваем рукав из основной ткани к пройме верхнего лифа.
  7. Выворачиваем на лицо, сшиваем край рукава из основной ткани и из рубашечной ткани.
  8. Выглаживаем пройму. Глажка позволит добиться строгого ровного края. Не усердствуйте, если видите, что выбивается нижний лиф. Лучше сразу переделать.
  9. Теперь необходимо сделать манжеты на рукава, чтобы спрятать в них все сборочки. Манжеты проклеиваем флизелином .
  10. Складываем манжеты вдвое, внутренней стороной к себе и пришиваем к нижнему краю рукава.
  11. Верхняя юбка собирается в складочку по талиевому шву, нижнюю можно тоже так сделать, но лучше выкроить юбку-клёш .


Честно говоря, когда изделие было готово, я захотела юбку из рубашки отрезать. При ходьбе она цеплялась на ноги, да еще и в платье было жарко (ведь на улице +30). Но потом я вспомнила, что на завтра (день, когда необходимо танцевать в платье) обещали грозу и резкое снижение температуры до +23. В итоге, юбку из рубашки я оставила, но взяла с собой ножницы. Думала, что если будет жарко – отрежу. Так вот, я всю первую половину дня проходила в платье, под которым были закатанные до колена джинсы! И мне было совсем не жарко. И только когда мы растанцевались и на улице выглянуло солнышко – джинсы можно было снять со спокойной душой. Так я не замерзла и не заболела. Вот оно преимущество юбок в пол – под ними всегда можно утеплиться штанишками.

Пошив и фотографии: Мастерская M.Y. CODe. Группы в

Обычно платье ампир представляется нарядом 19 века, но у нас выкройка платья в стиле ампир. В стиле ампир. Это значит, что платье унаследовало только одну отличительную особенность ампира - высокую талию.

Высокая талия, отрезной лиф, складка на переде, длинные и узкие рукава, небольшая длина - отличительные особенности выкройки ампир. Длина по спинке около 100 см.

Как и многие другие модели, выкройка платья ампир сделана для трикотажа, джерси и других эластичных тканей. Такой узкий рукав можно сшить только из них. И складка на переде, конечно же, лучше драпируется из таких материалов.

Обработка некоторых швейных узлов необычна, но под силу и опытным и начинающим портнихам.

Не забывайте, что при шитье одежды из эластичных тканей для стачивания мы применяем узкий зигзаг или двойную строчку.

Кройка деталей платья ампир, дополнительные детали и припуски на швы

Выкройка платья ампир построена без припусков на швы. Самостоятельно добавим к срезам 1 см и 2 см на подгибку низа и рукавов.

Горловина спинки может быть обработана вподгибку, как показано на рисунке, или окантовочной бейкой. Для первого варианта обработки мы прибавим припуск 1,5 см, для второго припуск не сделаем.

Техника шитья платья ампир

Горловину спинки дважды замётываем на изнанку на 0,7 см и закрепляем отделочной строчкой в край.

Детали лифа складываем лицевыми сторонами, смётываем по среднему срезу и стачиваем. Припуски разутюживаем, лиф выворачиваем на лицо и приутюживаем. Края деталей смётываем, уравнивая срезы.

На лиф и перед платья переносим контрольные метки с . Перед платья сложить лицом внутрь и стачать цельнокроеную шлёвку (выступ) от верха до первой метки. Припуски надсечь к концу строчки не доходя до них 0,2 см. Вывернуть шлёвку на лицо.

Вас заинтересует выкройка платья с длинными рукавами.

К платью ампир приметать лиф с лицевой стороны, совмещая контрольные метки. Притачать лиф. Шлёвку сложить вдоль пополам, нанести метку застрачивания с выкройки, проложить строчку длиной, как на выкройке, уложить верх шлёвки так, чтобы шов и строчка были посередине и друг над другом, закрепить вспомогательной машинной строчкой.

Шлёвку пришить на машинке с внутренней стороны платья ампир к шву притачивания лифа, припуски обметать и приутюжить.

Сметать и стачать плечевые швы платья, обметать и заутюжить на спинку.

На спинку, перед и рукава платья перенести с выкройки контрольные метки, вметать рукава в проймы, совмещая метки. Обметать припуски и приутюжить шов.